СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусствы 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусствы 3 класс. УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусствы 3 класс»

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству во 3 классе

(учебник Т. Я. Шпикалова)

УМК «Перспектива»

34 часа

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся


Универсальные учебные

действия


Дата проведения

Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч) + 1ч

1

Земля одна, а цветы на ней разные.

Рисование с натуры.

Урок вхождения в тему

Беседа об изобразительном искусстве

Рисование композиции натюрморта «Чужие цветы краснее, а свои милее» с натуры

Знать: доступные сведения о памятниках культуры и истории, бытом и жизнью своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство.

Уметь: организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой.

Наблюдать осенние цветы в природе.

Находить формы, цвета и оттенки, подмеченные в натуре, в произведениях художников и графиков.

Сравнивать натюрморты живописцев и графиков, находить в них общее и различное в изображении осенних цветов


2

В жостовском подносе - все цветы России. Мотивы традиционных узоров.

Комбинированный

Выполнение поэтапно приемов послойного жостовского письма

Знать: доступные сведения о памятниках культуры и истории, бытом и жизнью своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство.

Уметь: рисовать кистью без предварительного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи.

Рассматривать и анализировать произведения жостовских мастеров — расписные лаковые подносы.

Объяснять смысл понятий художественные лаки, замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка,

уборка.

Сравнивать изображение цветов в росписи подносов с живописными композициями цветочного натюрмор-

та, определять, в чём сходство и различия (цветовая палитра, композиция, фон, приёмы письма).


3

В жостовском подносе - все цветы России. Роспись подноса цветочным узором

Р.К.

«Твоя игрушка» Лепка и декорирование петровской игрушки.


Комбинированный

Рисование жостовского подноса и украшение его цветочной росписью

Знать: доступные сведения о памятниках культуры и истории, бытом и жизнью своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство.

Уметь: рисовать кистью без предварительного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи, решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве.





Рассматривать и анализировать произведения жостовских мастеров — расписные лаковые подносы.

Рисовать жостовский поднос понравившейся формы и украшать его цветочной росписью.


4

Каждый художник урожай своей зем-

ли хвалит. Натюрморт: свет и тень,

форма и объём

Комбинированный

Рисование с натуры натюрморта «Славный урожай»

Знать: понятие натюрморт; отдельные произведения выдающихся художников.

Уметь: организовать свое рабочее место, выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя.

Рассматривать разнообразие форм, цвета, размеров осенних плодов в натуре, находить соответствие им

в изображённых натюрмортах художников, разделять чувства художников, переданные ими в картинах-натюрмортах.

Рисовать с натуры натюрморт «Славный урожай»


5

Лети, лети, бумажный змей! Орнамент и форма.

Р.К.

«Обои, шторы в твоем доме». Упражнение по составлению непрерывных полосных орнаментов по мотивам традиционных костромских узоров.


Урок освоения новых знаний и способов действия

Выполнение декоративного орнаментального яркого украшения для воздушного шара

Знать: понятие орнамент, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента(символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи)

Уметь: организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой.

Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров стран Востока (Китая

и Японии).

Выражать в творческой работе своё отношение к традиционному искусству с использованием приёмов составления симметричного многоярусного орнаментального украшения.


6

Лоскуток к лоскутку. Лоскутная мозаика. Эскиз орнамента для лоскутного коврика.

Урок освоения новых знаний и способов действия

Рисование коврика с узором по мотивам народной лоскутной мозаики

Уметь: выполнять рисунок акварелью, гуашью, фломастерами.

Знать: понятие орнамент, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи).

Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства.

Придумать и рисовать коврик с узором по мотивам народной лоскутной мозаики.

Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к построению орнаментальной композиции для лоскутной мозаики.


7

Живописные просторы Родины. Пейзаж. Пространство и цвет.

Р.К.

«Твою книжка» Оформление обложки и иллюстрации к произведениям костромских писателей на выбор

Комбинированный

Рисование по наблюдению на тему «Родные просторы»

Уметь: организовать своё рабочее место, выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Знать: понятие пейзаж; отдельные произведения выдающихся художников; приемы смешения красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета.




Находить признаки осенней природы родных мест в произведениях художников.

Рисовать с натуры или по наблюдению на тему «Родные просторы», передавать с помощью приёмов пер-

спективы ближние и дальние планы пейзажа, использовать тёплые тона для первого плана, а холод-

ные — для дальнего.










8


Гжельская майолика. Украшение тарелочки.

Комбинированный

Украшение силуэта тарелки декоративной росписью с природными мотивами гжельской майолики

Знать: правила работы с акварелью; понятие народное декоративно-прикладное искусство, знать особенности изображения гжельского пейзажа.

Уметь: выполнять рисунок кистью без предварительного рисунка растяжение цвета в гжельском мазке.


Восприятие произведений декоративноприкладного и народного искусства — сосудов гжельской майолики.

Рассматривать произведения народной русской майолики.

Рассказывать о впечатлениях от восприятия майоликовых сосудов, о многообразии и необычности Керамичес-ких форм и высказывать предположение о способах выполнения росписи с плавными цветовыми переходами.

Сравнивать произведения гжельского фарфора и майолики между собой, находить сходство в колористиче-

ской гамме, в приёмах исполнения росписи; называть признаки, по которым майоликовые изделия отличают от белоснежного гжельского фарфора с синей росписью.


9

Двор что город, изба что терем. Деревянное зодчество России. Узоры резного узорочья.

Р.К.

«Наследие предков6памятники архитектуры» Знакомство с Костромскими памятниками архитектуры»

Комбинированный

Рисование фасада избы

Уметь: правильно рисовать узоры резного узорочья: полотенце, причелин: знаки солнца, воды, земли.

Знать: доступные сведения о памятниках культуры и истории, бытом и жизнью своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство; понятие: народно-прикладное искусство; отдельные произведения народных мастеров.

Рассматривать представленные в учебнике произведения народного деревянного зодчества, в которых наш-

ли отражение народные представления о вселенной.

Рисовать фасад избы, соблюдать симметрию, изображать горизонтальными линиями брёвна, скат крыши и охлупень (конёк). Определять ширину причелины и полотенца.


10

То ли терем, то ли царёв дворец. Терем для сказочных героев.

Комбинированный

Рисование сказочного терема

Уметь: правильно рисовать узоры резного узорочья: полотенце, причелин: знаки солнца, воды, земли.

Знать: доступные сведения о памятниках культуры и истории, бытом и жизнью своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство; понятие: народно-прикладное искусство; отдельные произведения народных мастеров.

Рассматривать произведения народного деревянного зодчества, произведения декоративно-прикладного ис-

кусства, в которых нашли отражение художественные образы теремной архитектуры.

Рисовать по-своему сказочный терем и включить его в коллективную композицию «Русская старинная улица твоего города (деревни, села, посёлка)»

Выражать в творческой работе своё отношение к искусству народных мастеров-древоделов изобразительными средствами.





11

Каждая птица своим пером красуется. Рисование по памяти: наброски птиц в разных поворотах.


Рисование по памяти птиц, зимующих в родном краю

Знать: отдельные произведения выдающихся художников; разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа.

Уметь: правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет.

Наблюдать птиц в зимней природе.

Сравнивать образы птиц, созданные художником и поэтом, высказывать свои суждения о птицах, о чувствах, вызванных их красотой, о бережном отношении к ним.

Выполнять наброски птиц, зимующих в родном краю, в технике акварели «по-сырому» (по памяти или на-

блюдению).


Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч)

12

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт из предметов крестьянского быта.

Урок освоения новых знаний и способов действия

Рисование с натуры натюрморта из старинных и современных предметов быта

Знать: понятие натюрморт; отдельные произведения выдающихся художников.

Уметь: самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, Изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Сравнивать произведения живописи, находить общее и различное в изображении предметов натюрморта, в пе-

редаче формы, цвета, света объёмных предметов. Рисовать с натуры натюрморт из старинных и современных предметов быта, передавать в нём светотеневые и цветовые соотношения.


13

Русская зима. Пейзаж в графике.

Р.К.

«Парки, скверы, бульвары» Создание проекта «Парк отдыха»

Комбинированный

Рисование по памяти зимнего пейзажа «Заснеженные деревья» в графике

Знать: о ведущих художественных музеях России и своего региона; отдельные произведения выдающихся художников; понятие пейзаж, графика.

Уметь: организовать своё рабочее место, выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Рассматривать произведения на темы зимней природы художников графиков.

Рисовать по памяти, по наблюдению зимний пейзаж «Заснеженные деревья» в графике.


14

Зима не лето, в шубу одета. Орнамент в украшении народной одежды.

Комбинированный

Рисование орнамента

Знать: понятие орнамент, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи)

Уметь: организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой.

Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства — одежду коренных народов Севера.

Создавать свой эскиз сувенира из бисера с включением в его орнамент знаков-символов русского народного орнамента.


15

Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальное шествие.

Комбинированный

Рисование участников карнавала на школьном новогоднем празднике

Знать: традиции, праздники своего народа.

Уметь: организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой.

Воспринимать произведения живописи, декоративно-прикладного и народного искусства на тему новогоднего праздника.

Рисовать участников карнавала на школьном новогоднем празднике.


16

Карнавальные фантазии. Эскиз карнавальной маски.

Урок освоения новых знаний и способов действия

Рисование эскиза маски

Знать смысл понятия ряженье

Уметь: организовать своё рабочее место, выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Сравнивать карнавальные маски.

Рисовать эскиз маски для ряженого. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому

фантастическому или сказочному образу маски.

Выполнять маску в материале.


17

В каждом посаде в своём наряде.

Узоры-обереги в русском народном костюме.

Урок освоения новых знаний и способов действия

Рисование силуэта женской фигуры в народном костюме

Знать: характерные особенности геометрического узора; разнообразные приёмы работы кистью при рисовании декоративных элементов узора.

Уметь: последовательно работать красками над декоративными фигурками орнаментальной полосы (от общего к деталям, от раскраски полоски фигурок к декоративной разделке и украшению фигурок узорами).

Рассматривать произведение народного декоративно-прикладного искусства — народные праздничные ко-

стюмы разных регионов России (северных и южных), представленные в учебнике.

Рисовать силуэт женской фигуры в народном костюме, обозначать на нём места, где размещены узоры-обереги, и украшать их орнаментом.

Использовать ось симметрии при изображении силуэта женской фигуры.


18

Жизнь костюма в театре. Сценический костюм.

Р.К.

«Художник и театр» Выступление с презентацией «Волшебный мир Костромского театра кукол».

Комбинированный

Рисование костюма для героя

Знать: приёмы письма красками, пастелью, мелками.

Уметь: выполнять эскиз.

Рассматривать произведения известных русских художников, в которых созданы театральные образы героев, исторических персонажей в сценических костюмах, вобравших в себя красоту русского национально-

го костюма.

Создавать свой эскиз сценического костюма для театрального действа.


19

Город белокаменный. Сюжетно-декоративная композиция.

Р.К.

Ажурные ограды» Зарисовка ажурных оград Костромы по фотографиям

Урок изучения нового

Создание композиции рисунка старинного города-крепости по представлению

Знать: доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа.

Уметь: самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Рассматривать произведения народных мастеров, художников-живопис-цев, фотографии, на которых запечатлены образы замечательных памятников русской архитектуры — крепост-ных сооружений старинных русских городов Ростова Великого, Великого Новгорода, Пскова и Переславля-Залесского и Белозерского монастыря.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художе-

ственной деятельности.



20




Город белокаменный. Исторический памятник архитектуры.

Комбинированный

Завершение работы над композицией рисунка старинного города-крепости

Знать: доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа.

Уметь: самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Рассматривать произведения театрально-декорационного искусства, воссоздавшего образ легендарного

города Китежа.

Завершать работу над композицией рисунка старинного города-крепости.

Выражать в творческой работе своё отношение к выдающимся памятникам русской архитектуры.


21

Защитники земли Русской. Сюжетная композиция на заданную тему.

Комбинированный

Рисование сюжетной композиции на тему «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»

Знать: понятие живопись; отдельные произведения выдающихся художников.

Уметь: применять основные средства художественной выразительности в рисунке по представлению, в сюжетно-тематических композициях с учётом замысла.

Выбирать живописные или графические материалы согласно замыслу. Рисовать сюжетную композицию на тему (по выбору) «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» или «Кто с мечом к нам придёт — от меча

и погибнет!».


Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (4 ч) + 1ч

22

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет.

Урок освоения новых знаний и способов действия

Рисование женского портрета самого дорогого человека

Знать: приёмы письма красками; понятие «портрет»; творчество некоторых художников – портретистов.

Уметь: самостоятельно выполнять эскиз; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета и насыщенности оттенков.

Рассматривать женские портреты в живописи.

Высказывать своё мнение о произведениях портретного жанра, давать эмоциональную оценку женским портретам, представленным в учебнике.

Рисовать женский портрет самого дорого человека (мамы, бабушки, сестры, подруги и т. д.), передавать

его красоту, неповторимость.


23

Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция.

Урок освоения новых знаний и способов действия

Создание образа широкой Масленицы в технике обрывной мозаики из цветной бумаги

Знать

Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; последовательно вести линейный рисунок на тему.

Рассматривать произведения лаковой миниатюры (Федоскино), декоративную композицию из текстиля, передающих праздничную атмосферу народного гулянья на Масленицу.

Создавать образ широкой Масленицы в технике обрывной мозаики из цветной бумаги или текстильного коллажа.


24

Красота и мудрость народной игрушки. Зарисовки деревянных народных игрушек.

Урок освоения новых знаний и способов действия

Рисование народной деревянной игрушки

Знать: правила работы с акварелью; понятие народное декоративно-прикладное искусство, разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа.

Уметь сопоставлять свои оценки русской игрушки с описанием деревянной богородской игрушки



Рассматривать русские народные игрушки из разных регионов России.

Выполнять зарисовку силуэта понравившейся народной деревянной игрушки, расписывать её росписью со-

ответствующего промысла или воссоздать неровную поверхность в виде следов от резца.


25-26

Герои сказки глазами художник

Декоративно-сюжетная композиция.

Урок освоения новых знаний и способов действия

Рисование иллюстрации к любимой сказке

Знать: доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа.

Уметь: самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Рассматривать произведения русских художников, создавших в живописи, майолике, книжной иллюстрации образы сказочных персонажей, героев преданий.

Рисовать иллюстрацию к любимой сказке.

Определять сюжет, героя сказки для своей иллюстрации.

Располагать действующих лиц и окружающие их предметы так, чтобы главная мысль иллюстрации была по-

нятна зрителям.


27

Водные просторы России. Морской пейзаж.

Урок освоения новых знаний и способов действия

Создание картины весенней навигации по представлению

Знать: о ведущих художественных музеях России и своего региона; отдельные произведения выдающихся художников; понятие пейзаж холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы.

Уметь: самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке

Рассматривать произведения художников-маринистов, соотносить их с описанием моря в стихотворении

А. Пушкина.

Создавать картину весенней навигации по наблюдению или представлению на одну из тем (по выбору): «Под-

готовка к плаванию», «Ремонт корабля (лодки, парусника)», «Закат на море (реке, озере)».


28-29

Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка

Урок освоения новых знаний и способов действия

Рисование цветка розы по мотивам узора павловопосадских шалей

Знать: доступные сведения о памятниках культуры и истории, бытом и жизнью своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство.

Уметь: рисовать кистью без предварительного рисунка элементами повтора, импровизации и вариации по мотивам цветочной композиции павловских узоров, придерживаться последовательности исполнения росписи, решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве.

Участвовать в обсуждении разнообразия русских платков и шалей (шёлковые, шерстяные, ситцевые, кашемировые и т. д.), цветочных узоров на шалях, мотивов, цветовых приёмов и оттенков в передаче объёма и

формы цветов в их узорах.

Рисовать цветок розы по мотивам узора павловопосадских шалей (вариация).


30

В весеннем небе - салют Победы

Декоративно-сюжетная

композиция.

Урок освоения новых знаний и способов действия

Рисование декоративной сюжетной композиции «Салют Победы»

Уметь: самостоятельно выбирать сюжет темы, наблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

Рассматривать произведения художников-живописцев, поэтов-песенников, которые передают настроения тревоги и торжества, связанные с разными событиями Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Рисовать декоративную сюжетную композицию «Салют Победы».


31

Гербы городов Золотого кольца России. Символическое изображение: герб родного города.

Урок освоения новых знаний и способов действия

Составление эскиза герба своего поселка

Знать: основы символики, доступные сведения о гербах городов Золотого кольца России.

Уметь правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет.

Рассматривать гербы старинных русских городов.

Составить эскиз герба своего города (посёлка, села), места летнего отдыха, герба своей семьи или собственный герб согласно условиям творческого задания.


32

Сиреневые перезвоны. Натюрморт. Рисование с натуры веточки сирени.

Урок освоения новых знаний и способов действия

Рисование сирени с натуры по представлению

Знать: понятие натюрморт; отдельные произведения выдающихся художников.

Уметь: самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.


Сравнивать живые цветы с их изображениями в живописи, находить сходство и различия, пояснять ассо-

циации, возникающие в пору цветения сирени.

Рисовать сирень с натуры по представлению, по наблюдению.


33

У всякого мастера свои фантазий Свободная тема.

Р.К.

«Фонари на улицах и парках» Создание эскисов фонарей по мотивам старинных костромских кованых фонарей.

Комбинированный

Рисование по памяти одного из запомнившихся и полюбившихся образов-символов

Знать: несколько наиболее яркие культуры мира.

Уметь: находить дополнительную информацию в Интернете или других источниках о фантастическом льве Баронге (Индонезия), о богине Сиванму (Китай), о птицах, льве, коне в русском народном искусстве.

Воспринимать произведения традиционного искусства народов разных стран (Индонезии, Китая, России).

Рисовать по памяти один из запомнившихся и полюбившихся образов-символов (Полкан, птица сирин, конь,

олень, птица-пава, лев и др.), составить орнамент на основе чередования этого мотива в декоративной технике (по выбору) — вырезная аппликация, вышивка, роспись.


34

Наши достижения

Урок обобщения и систематизации знаний

Коллективное панно «Счастливы те, кто любит цветы»

Знать особенности создания инсталляции

Уметь самостоятельно создавать простые композиции на заданную тему

Рассматривать творческие работы одноклассников, созданные в течение завершившегося года, и давать им

оценку.

Участвовать в коллективной работе над проектом «Счастливы те, кто любит цветы».

Участвовать в подведении итогов работы за год




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!