Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для обучающихся 10 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России №1089 от 31.01.2012 г.).
Примерной программы среднего общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна. (Москва, Дрофа, 2007г).
Программы к завершенной предметной линии учебников по химии под редакцией О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». «Дрофа», 2008.
Изучение химии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета.
Особенности содержания обучения химии в средней школе обусловлены
спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства
веществ, о способах управления химическими процессами;
применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые
наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, которые их обозначают, номенклатура органических веществ, т. е. их названия (в том числе тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «СОШ №12» предусматривает обязательное изучение химии в 10 классе в объеме 35 часов в год. Таким образом, курс рассчитан на реализацию в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год.
Из них:
Контрольных работ-3
Практических работ-2
Учебно-тематический план
№ | Раздел (тема) курса | Кол-во часов | Контрольные работы | Практические работы |
1. | Введение | 1 | | |
2. | Строение органических соединений | 2 | | |
3. | Углеводороды и их природные источники. | 10 | К.р. № 1 | |
4. | Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе | 11 | К.р. №2 | |
5. | Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе | 5 | | П.р. № 1 |
6 | Химия и жизнь | 2 | | |
7 | Искусственные и синтетические органические соединения | 4 | К.р.№3 | П.р. № 2 |
| Итого: | 35 | 3 | 2 |
Содержание учебного материала
Введение (1 ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими.
Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 1. Строение органических соединений (2ч)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений.
Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели
молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (10 ч)
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства
алка-нов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование.
Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучук. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными
связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида.
Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Определение элементного состава органических соединений. Горение
этилена, ацетилена. Отношение этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2.Обнаружение
непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 3. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (11 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная
группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств.
Фенол. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды и кетоны. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические
свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция
этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные
эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и
полисахариды (крахмал и целлюлоза).
Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства
глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение
(молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Понятие о реакциях
поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза -полисахарид Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового эфира. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (5 ч)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина — анилина — из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Хи-
мические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Доказательство
наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков.
Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Лабораторные опыты. -. Свойства белков.
Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по курсу органической химии
Тема 5. Химия и жизнь (2 ч)
Химия и здоровье. ЛЕКАРСТВА, ФЕРМЕНТЫ, ВИТАМИНЫ, ГОРМОНЫ, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ.
ХИМИЯ И ПИЩА. КАЛОРИЙНОСТЬ ЖИРОВ, БЕЛКОВ И УГЛЕВОДОВ.
ХИМИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. МОЮЩИЕ И ЧИСТЯЩИЕ СРЕДСТВА. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ СО СРЕДСТВАМИ БЫТОВОЙ ХИМИИ.
ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КАК СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ВЕЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПОЛИГРАФИИ, ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЕ, АРХИТЕКТУРЕ.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
БЫТОВАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (4ч)
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Практическая работа №2.Распознавание пластмасс и волокон.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература:
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2009. – 191, [1] с.: ил.
Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 253, [3] с.
Технические средства обучения:
2. Мультимедийный проектор
3. Экран проекционный
4. Компьютер
Электронные пособия:
Органическая химия 10-11 классы. Образовательная коллекция 1С:
Органическая химия. Мультимедиа комплекс для средней школы
Лаборатория систем мультимедиа
Учебное электронное издание химия 8-11 класс. Виртуальная лаборатория.
Календарно-тематическое планирование
№/п | Тема урока | Тип урока | Формы контроля | Практические и контрольные работы | Дата |
По плану | По факту |
Введение (1 час) | | |
1 | Предмет органической химии. Вводный инструктаж по ТБ | Изучение нового материала | беседа | | | |
Тема 1. Строение органических соединений (2 часа) | | |
2 | Теория строения органических соединений | Изучение нового материала | беседа | | | |
3 | Валентные состояния атома углерода | Изучение нового материала | Самостоятельная работа по карточкам | | | |
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (10 часов) |
4 | Классификация и номенклатура органических соединений. Алканы | Изучение нового материала | Самостоятельная работа по карточкам | | | |
5 | Алканы | Изучение нового материала | беседа | | | |
6 | Алкены | Изучение нового материала | Устный и письменный опрос, решение задач | | | |
7 | Алкены | Урок применения знаний | тест | | | |
8 | Алкадиены. Каучуки | Изучение нового материала | беседа | | | |
9 | Алкины. Ацетилен | Изучение нового материала | Устный и письменный опрос | | | |
10 | Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ. | Изучение нового материала | Текущий контроль | | | |
11 | Арены. Бензол | Изучение нового материала | Самостоятельная работа по карточкам | | | |
12 | Систематизация и обобщение знаний по теме № 2 | Урок применения знаний | Решение упражнений и задач | | | |
13 | Контрольная работа № 1 по теме № 2 «Углеводороды и их природные источники» | Урок применения знаний | Контрольная работа (В1,2) | | | |
Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (11часов) |
14 | Углеводы | Изучение нового материала | беседа | | | |
15 | Глюкоза | Изучение нового материала | Самостоятельная работа | | | |
16 | Спирты | Изучение нового материала | беседа | | | |
17 | Химические свойства спиртов | Изучение нового материала | Решение упражнений и задач | | | |
18 | Фенол | Изучение нового материала | беседа | | | |
19 | Альдегиды | Изучение нового материала | Текущий контроль знаний | | | |
20 | Карбоновые кислоты | Изучение нового материала | Самостоятельная работа | | | |
21 | Сложные эфиры | Изучение нового материала | тест | | | |
22 | Жиры | Изучение нового материала | беседа | | | |
23 | Систематизация и обобщение знаний по теме № 3 | Урок применения знаний | Устный и письменный опрос, решение задач | | | |
24 | Контрольная работа № 2 по теме №3 «Кислородсодержащие органические соединения» | Урок применения знаний | Контрольная работа (В1,2) | | | |
Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (5часов) |
25 | Амины. Анилин | Изучение нового материала | беседа | | | |
26 | Аминокислоты | Изучение нового материала | Текущий контроль | | | |
27 | Белки | Изучение нового материала | Самостоятельная работа | | | |
28 | Генетическая связь между классами органических соединений | Урок применения знаний | Выполнение упражнений, решение задач | | | |
29 | Практическая работа № 1: «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» | Урок-практикум | Практическая работа | «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» | | |
Тема № 5. Химия и жизнь (2 часа) | | |
30 | Ферменты | Изучение нового материала | беседа | | | |
31 | Химия и здоровье. Витамины. Гормоны. Лекарства | Изучение нового материала | Выполнение упражнений | | | |
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (4 часа) |
32 | Искусственные полимеры. Практическая работа № 2: «Распознавание пластмасс и волокон» | Урок-практикум | Практическая работа | «Распознавание пластмасс и волокон» | | |
33 | Синтетические органические соединения - полимеры | Изучение нового материала | беседа | | | |
34 | Итоговая контрольная работа | Урок применения знаний | Контрольная работа(в1,2) | | | |
35 | Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии | Урок применения знаний | Выполнение упражнений | | | |