№ | Тема | часы |
| |
1 | Введение. Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. | | |
Устное народное творчество (11 ч.). |
2 | Русский фольклор. Малые жанры фольклора | | |
3 | Детский фольклор. | | |
4 | Сказка как особый жанр фольклора. | | |
5 | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | | |
6 | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы | | |
7 | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. | | |
8 | Изобразительный характер формул волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок. | | |
9 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | | |
10 | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли. | | |
11 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | | |
12 | Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки». | | |
Древнерусская литература (2 ч.) |
13 | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». | | |
15 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | | |
Литература 18 в. (1 ч.) |
16 | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». | | |
Литература 19 в. (45 ч.) |
17 | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. | | |
18 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | | |
19 | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | | |
20 | Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | | |
21 | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. | | |
22 | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | | |
23 | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | | |
24 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». | | |
25 | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». | | |
26 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». | | |
27 | «У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | | |
28 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | | |
29 | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | | |
30 | Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. | | |
31 | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки. | | |
32 | Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». | | |
33 | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | | |
34 | Мир детства в изображении А.Погорельско-го. | | |
35 | В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» | | |
36 | «Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения. | | |
37 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | | |
38 | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». | | |
39 | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место». | | |
40 | Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя. | | |
41 | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». | | |
42 | Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века. | | |
43 | Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | | |
44 | Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». | | |
45 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | | |
46 | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение | | |
47 | Герасим и Муму. Счастливый год. | | |
48 | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | | |
49 | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению. | | |
50 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | | |
51 | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы. | | |
52 | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа | | |
53 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | | |
54 | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого. | | |
55 | Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. | | |
56 | Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | | |
57 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | | |
58 | Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | | |
Русские поэты 19 в. О Родине (3 ч.) |
59 | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев | | |
60 | Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. | | |
61 | Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | | |
Русская литература 20 в.(23ч.) |
62 | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | | |
63 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | | |
64 | Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | | |
65 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | | |
66 | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | | |
67 | Обучение навыкам характеристики литературного персонажа. | | |
68 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина. | | |
69 | Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятель-ная работа «Картинки из моего детства» | | |
70 | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. | | |
71 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовест-ность, трудолюбие и талант главного героя. | | |
72 | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | | |
73 | К.Г.Паустовс-кий: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | | |
74 | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. | | |
75 | Выразитель-ность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовс-кого «Теплый хлеб». | | |
76 | К.Г.Паустовс-кий. Рассказ «Заячьи лапы». | | |
77 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | | |
78 | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Художествен-ные особенности пьесы-сказки. | | |
79 | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом. | | |
80 | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». | | |
81 | Два мира сказки «Снежная королева». | | |
82 | Писатели-сказочники и их герои. | | |
83 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». | | |
84 | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | | |
85 | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | | |
86 | Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | | |
87 | Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»). | | |
88 | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | | |
Поэты о ВОВ (1941-1945 гг. (3 ч.) |
89 | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардов-ский. «Рассказ танкиста». | | |
90 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста». | | |
91 | Великая Отечественная война в жизни моей семьи. | | |
Писатели и поэты 20 в. О Родине (3 ч.) |
92 | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». | | |
93 | Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». А.А.Прокофьева «Аленушка». Д.Б.Кедрина. | | |
94 | Н.М.Рубцов «Родная деревня». Дон -Аминадо «Города и годы». | | |
Писатели улыбаются (3 ч.) |
95 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | | |
96 | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | | |
96 | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | | |
Зарубежная литература (3 ч.) |
97 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | | |
98 | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | | |
99 | Том Сойер и его друзья. | | |
Повторение (6 ч.) |
100 | Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века. | | |
101 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | | |
102 | Резервные уроки | | |
103 | Резервные уроки | | |
104 | Резервные уроки | | |
105 | Резервные уроки | | |