СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс. К учебнику В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 105 часов.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса»

Календарно-тематическое планирование по литературе

Литература. 5 класс. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

5 класс

Всего часов – 105

урока

Тема урока

Основные элементы содержания

Основные виды деятельности

Дата по плану

Дата по факту

Введение (1 ч).


1

1

Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества.

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Структурные элементы книги; создатели книги.


Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Решение тестов.



Устное народное творчество (10 ч).

2

2

Устное народное творчество. Фольклорные жанры.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Малые жанры фольклора. Исполнители фольклорных произведений.

Выразительное чтение, устный или письменный ответ на вопрос. Чтение статьи учебника.



3

3

Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Структурные элементы сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сравнение.

Выразительное чтение, пересказ текста, работа с таблицей, иллюстрациями и словарём. Коллективная и индивидуальная

работа.



4

4, 5

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев

Образ невесты-волшебницы. Поэтика волшебной сказки.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Народная мораль в характере и поступках героев.

Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

Слушают актёрское чтение, выполняют задания по тексту сказки и выражают личное отношения к прочитанному, отвечая на вопросы. Чтение по ролям. Работа со словарём и иллюстрациями



5

6, 7

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» Волшебная богатырская сказка героического содержания.

Система образов сказки. Образ главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа.

Выразительное чтение, пересказ текста, работа иллюстрациями. Составление плана. Коллективная и индивидуальная работа.



6

8

«Журавль и цапля». Сказки о животных

Народное представление о справедливости. Бытовые сказки.

Слушают актёрское чтение, выполняют задания по тексту сказки и выражают личное отношения к прочитанному, отвечая на вопросы. Чтение по ролям. Работа с иллюстрациями



7

9

«Солдатская шинель». Бытовая сказка

Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Слушают актёрское чтение, выполняют задания по тексту сказки и выражают личное отношения к прочитанному, отвечая на вопросы. Чтение по ролям. Работа с иллюстрациями. Участие в коллективном диалоге.



8

10

Составление характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану.

План-характеристика

Составление плана-характеристики в парах. Рассказ о герое сказки с использованием цитат (выборочное чтение). Отзыв о составленном рассказе.



9

11

РР Сочинение собственной сказки, загадок, скороговорок, колыбельной песни или сочинение по картине на сказочный сюжет


Сочинение. Индивидуальная работа.



Из древнерусской литературы (4 ч).


10

12

«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Понятие о летописи.


Возникновение древнерусской литературы. Понятие о летописи.

Сюжеты русских летописей.


Слушают актёрское чтение, выполняют задания по тексту.

Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Участие в коллективном диалоге.



11

13

«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».


Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.


Пересказ сюжетов древнерусских летописей. Устные и письменные ответы на вопросы. Нравственная оценка поступков героев летописей. Коллективная и индивидуальная работа



12

14

РР. Мини-сочинение на тему «Подвиг молодого киевлянина» по картине А. Иванова


Написание сочинения и его обсуждение. Индивидуальная и коллективная работа



13

15

Коллективный проект:

«Сюжеты и герои русских летописей»


Работа над учебным проектом. Работа в группах



Из литературы XVIII века (2 ч).

14

16

М. В. Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два Астронома в пиру…».

Понятие о юморе. Понятие о родах литературы.Жанры литературы (начальные представления).


Выразительное чтение стихотворения.

Анализ стихотворения по плану. Составление таблицы «Роды и жанры литературы».




15

17

Проект: Составление альбома «М. В. Ломоносов -великий россиянин».


Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (45 ч).

16

18

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.


Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). Басня и сказка.


Выразитель

ное чтение басен Поиск сведений о баснописцах.



17

19

Великий баснописец И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Ворона и лисица».

Образы животных и их роль в басне.

Эзопов язык.

Устные или письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования).

Выразительное чтение басни



18

20-21

Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали.


Аллегория, мораль в басне.

Составление вопросов к басням.

Составление характеристик героев басен.




19

22

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.


Патриотизм, патриотическая позиция автора.

Выразительное чтение басен (в том числе по ролям и наизусть) и басен собственного сочинения.

Составление вопросов к басням.




20

23-25

В.А.Жуковский- сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

Различие героев литературной и фольклорной сказки.


Сопоставление сюжета и героев народной и литературной сказки. Составление характеристик героев и их нравственная оценка. Выразительное чтение.



21

26

В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Понятие «баллада».

Выразительное чтение баллады Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Наизусть отрывок.



22

27

А.С. Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.


Понятие о лирическом послании.

Выразительное чтение (в том числе наизусть).




23

28

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки.


Выразительное чтение, создание иллюстраций



24

29

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной и народной сказки.

«Бродячие сюжеты».

Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке.

Составление таблицы «Сходство и различие литературной и народной сказки»




25

30-31

Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

Фольклорные традиции в сказке. Авторская позиция


Создание иллюстраций к сказкам.

Пересказы фрагментов сказки.

Составление характеристик героев. Нравственная оценка героев сказки.




26

32-34

Русская литературная сказка.

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».

Понятие о литературной сказке.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки Погорельского.

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Пересказы фрагментов сказки.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Чтение по ролям.

Создание иллюстраций к сказкам.



27

35-36

В. М. Гаршин. «Attalea Princeps».

Героическое и обыденное в сказке.

Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Пересказы фрагментов сказки.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Создание иллюстраций к сказкам.



28

37

В. ч.


П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок»

Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Пересказы фрагментов сказки.

Выразительное чтение сказки.

Создание иллюстраций к сказкам.



29

38

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.


Выразительное чтение

стихотворения



30

39

Изобразительно - выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).


Обучение анализу стихотворения



31

40-42

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

История создания сборника

Отражение народных обычаев.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

Развитие представлений о фантастике и юморе.


Пересказ эпизода. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).



32

43

В. ч. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни.

Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья) Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта светлых и тёмных сил.

Обучение анализу реальных и фантастических эпизодов. Нравственная оценка героев. Создание собственных иллюстраций к повестям Н. В. Гоголя.



33

44

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей.

Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.


Выразительное чтение.

Обучение характеристике персонажей.




34

45

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селениях». Поэтический образ русской женщины.


Поэтический образ.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования), выразительное чтение, чтение наизусть.



35

46

В.ч. Н.А.Некрасов«На Волге».  Раздумья поэта о судьбе народа.

Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.


Выразительное чтение. Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном

(И.Е.Репин. «Бурлаки»).



36

47

И.С. Тургенев «Муму».

Изображение быта и нравов крепостной России.

Реальная основа рассказа «Муму».

Восприятие и выразительное чтение повести.



37

48-49

И.С. Тургенев «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.


Протест Герасима против барыни и ее челяди. Осуждение крепостничества. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя.



Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести.

Инсценирование фрагментов повести.




38

50

Духовные и нравственные качества Герасима.

Нравственное превосходство Герасима над окружением.

Развитие представлений о литературном герое, портрете и пейзаже.

Составление плана характеристики героя.



39

51

РР. Сочинение по рассказу «Муму».


Сочинение



40

52

А.А. Фет. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

Слово о поэте. Составление плана анализа лирического произведения. Подбор цитатных примеров для иллюстрации изобразительно-выразительных средств в стихотворении.


Обучение выразительному чтению стихотворения. Анализ стихотворения по плану анализа лирики. Чтение наизусть.



41

53

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

История создания рассказа.

Быль как форма повествования.

Герои и сюжет рассказа.


Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям).



42

54

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни.


Сравнительная характеристика героев. Приём контраста при создании характеров героев.

Сравнение. Сюжет.

Составление плана характеристики героев.



43

55

«Кавказский пленник».  Жилин и Дина.


Душевная близость людей из враждующих лагерей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Утверждение гуманистических идеалов.

Пересказ эпизода.



44

56

«Жилин и Костылин: два характера — две судьбы».


Мини-сочинение.



45

57-58

А.П.Чехов «Хирургия» как юмористический рассказ.


Характеристика и нравственная оценка героев. Юмор. Речевая характеристика персонажей. Речь героев как средство создания комической ситуации.


Работа с терминами, выразительное чтение рассказа по ролям.

Подбор цитат по заданным темам (например, интерьер земской больницы, внешность героев, их реплики).



46

59

В. ч. Рассказы Антоши Чехонте.


Выразительное чтение рассказов.



Поэты XIX века о Родине и родной природе

47

60

Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Обучение анализу стихотворения.



Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть.



48

61

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова.


Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.

Выразительное чтение стихотворений, наизусть, Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики.




49

62

Проект: Составление альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»


Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (30 ч).

50

63

И.А.Бунин. Слово о поэте. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Обучение анализу эпизода.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор». Выразительное чтение. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор».



51

64

В. ч. Рассказ «Подснежник».  Тема исторического прошлого России.

Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.


Выразительное чтение рассказа



52

65

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Портрет (развитие представлений). Отец и сын.

Выразительное чтение рассказа.

Работа над портретными характеристиками героев.



53

66-67

Жизнь семьи Тыбурция.

Портрет как средство изображения героев

Работа над портретными характеристиками героев.



54

68

Жизнь детей из богатой и бедной семей. Доброта и сострадание героев повести.

«Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.


Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести.



55

69

Изображение города и его обитателей в повести Короленко.

Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам

Чтение по ролям.



56

70

РрСочинение по творчеству В.Г.Короленко.


Работа над сочинением.



57

71

С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

Своеобразие языка стихотворений.

Обучение анализу стихотворения.


Выразительное чтение стихотворений.

Анализ стихотворения по плану анализа лирики.

Создание иллюстраций к стихотворениям.

Чтение наизусть.



58

72-73

П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

Понятие о сказе. Сказ и сказка.

Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.


Выразительное чтение. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий.



59

74

Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова.

Реальность и фантастика в сказе. Обучение анализу эпизода сказа.

Составление плана характеристики героев. Создание собственных иллюстраций к сказу.



60

75-76

К.Г.Паустовский.. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».

Выявление черт фольклорной традиции в сказке. Герои и их поступки. Роль пейзажа. Нравственные проблемы произведения.


Выразительное чтение сказки.



61

77

В. ч. «Заячьи лапы» и другие сказки К. Паустовского.

Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Человек и природа в произведениях К.Г. Паустовского.



Пересказ эпизода.



62

78

С.Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. Пьеса-сказка « 12 месяцев».


Художественные особенности пьесы-сказки. Выявление черт фольклорной традиции в пьесе-сказке, определение художественной функции фольклорных образов.


Составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки.

Выразительное чтение пьесы-сказки.



63

79

Драма как род литературы.

Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла в пьесе «Двенадцать месяцев»

Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма

как род литературы.


Выразительное чтение пьесы-сказки. Составление плана высказывания «Драма как род литературы».



64

80

Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок.

Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла.

Юмор в сказке.

Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака.


Нравственная оценка героев пьесы-сказки. Создание иллюстраций к сказкам.



65

81-82

А.П.Платонов. «Никита».

Душевный мир главного героя рассказа.

Фантастика в литературном произведении. Единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.


Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа. Составление плана характеристики героев и их нравственная оценка.



66

83-84

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя..

Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Нравственная оценка героя рассказа.


Выразительное чтение рассказа. Подбор цитат, иллюстрирующих бесстрашие, терпение героя, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Пересказ эпизода.



67

85-86

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». «Открытие» Васюткой нового озера.

Понятие об автобиографическом произведении.

Создание иллюстраций к рассказу.



68

87-88

Дети и война.

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».


Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу стихотворений.


Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть. Сопоставительный анализ стихотворений.



69

89

Поэтическое восприятие мира природы и своего места в нём в стихотворениях И.А.Бунина, Дона-Аминадо

Образ Родины в стихах о природе.

Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве разных поэтов.

Устный и письменный анализ стихотворений.


Устный и письменный анализ стихотворений.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).




70

90

Проект: Составление альбома «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся.


Работа над проектом.



71

91

Саша Чёрный. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник».


Юмор.

Выразительное чтение рассказа, пересказ. Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».



72

92

Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Рассказ «Игорь-Робинзон».


Образы и сюжеты литературной классики в произведениях

Пересказ эпизода.



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (13 ч).


73

93

Р.Л.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков.

Развитие понятия о балладе. Её драматический характер.

Выразительное чтение баллады.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория».



74

94

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»- произведение о силе человеческого духа.

Черты личности главного героя.

Составление характеристики героя.



75

95

Необычайные приключения Робинзона Крузо. Гимн

неисчерпаемым

возможностям

человека.


Описание приключений и жизни на острове Робинзона Крузо.

Создание иллюстраций к рассказу.



76

96

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

Столкновение добра и зла. Кай и Герда-главные герои.


Выразительное чтение. Составление характеристики героев.



77

97

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

Положительные и отрицательные герои

Пересказ эпизода.



78

98

в/ч. Наши любимые сказки Андерсена.



Пересказ.



79

99

Ж.Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.


Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.


Составление речевой характеристики. Выразительное чтение.



80

100

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.


Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена

Выразительное чтение.



81

101

Черты характера героев.

Том и Гек. Том и Бекки. Внутренний мир героев.

Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость.

Составление характеристики героев. Пересказ эпизодов.



82

102-103

Д. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Мастерство Лондона в изображении жизни северного народа.

Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера.

Выразительное чтение. Составление характеристики героя.



83

104

Д. Лондон. Любимые произведения.





84

105

Итоговый урок. «Путешествие по стране Литературии 5 класса».


Мини-сочинение «Читать, знать, изучать литературу нужно и важно».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!