Литература. 5 класс. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
№ | № урока | Тема урока | Основные элементы содержания | Основные виды деятельности | Дата по плану | Дата по факту |
Введение (1 ч). |
1 | 1 | Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги; создатели книги. | Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Решение тестов. | | |
Устное народное творчество (10 ч). |
2 | 2 | Устное народное творчество. Фольклорные жанры. | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Малые жанры фольклора. Исполнители фольклорных произведений. | Выразительное чтение, устный или письменный ответ на вопрос. Чтение статьи учебника. | | |
3 | 3 | Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы. | Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Структурные элементы сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сравнение. | Выразительное чтение, пересказ текста, работа с таблицей, иллюстрациями и словарём. Коллективная и индивидуальная работа. | | |
4 | 4, 5 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев | Образ невесты-волшебницы. Поэтика волшебной сказки. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Народная мораль в характере и поступках героев. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. | Слушают актёрское чтение, выполняют задания по тексту сказки и выражают личное отношения к прочитанному, отвечая на вопросы. Чтение по ролям. Работа со словарём и иллюстрациями | | |
5 | 6, 7 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» Волшебная богатырская сказка героического содержания. | Система образов сказки. Образ главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. | Выразительное чтение, пересказ текста, работа иллюстрациями. Составление плана. Коллективная и индивидуальная работа. | | |
6 | 8 | «Журавль и цапля». Сказки о животных | Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. | Слушают актёрское чтение, выполняют задания по тексту сказки и выражают личное отношения к прочитанному, отвечая на вопросы. Чтение по ролям. Работа с иллюстрациями | | |
7 | 9 | «Солдатская шинель». Бытовая сказка | Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | Слушают актёрское чтение, выполняют задания по тексту сказки и выражают личное отношения к прочитанному, отвечая на вопросы. Чтение по ролям. Работа с иллюстрациями. Участие в коллективном диалоге. | | |
8 | 10 | Составление характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану. | План-характеристика | Составление плана-характеристики в парах. Рассказ о герое сказки с использованием цитат (выборочное чтение). Отзыв о составленном рассказе. | | |
9 | 11 | РР Сочинение собственной сказки, загадок, скороговорок, колыбельной песни или сочинение по картине на сказочный сюжет | | Сочинение. Индивидуальная работа. | | |
Из древнерусской литературы (4 ч). |
10 | 12 | «Повесть временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Понятие о летописи. | Возникновение древнерусской литературы. Понятие о летописи. Сюжеты русских летописей. | Слушают актёрское чтение, выполняют задания по тексту. Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Участие в коллективном диалоге. | | |
11 | 13 | «Повесть временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». | Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. | Пересказ сюжетов древнерусских летописей. Устные и письменные ответы на вопросы. Нравственная оценка поступков героев летописей. Коллективная и индивидуальная работа | | |
12 | 14 | РР. Мини-сочинение на тему «Подвиг молодого киевлянина» по картине А. Иванова | | Написание сочинения и его обсуждение. Индивидуальная и коллективная работа | | |
13 | 15 | Коллективный проект: «Сюжеты и герои русских летописей» | | Работа над учебным проектом. Работа в группах | | |
Из литературы XVIII века (2 ч). |
14 | 16 | М. В. Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два Астронома в пиру…». | Понятие о юморе. Понятие о родах литературы.Жанры литературы (начальные представления). | Выразительное чтение стихотворения. Анализ стихотворения по плану. Составление таблицы «Роды и жанры литературы». | | |
15 | 17 | Проект: Составление альбома «М. В. Ломоносов -великий россиянин». | | Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (45 ч). |
16 | 18 | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. | Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). Басня и сказка. | Выразитель ное чтение басен Поиск сведений о баснописцах. | | |
17 | 19 | Великий баснописец И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Ворона и лисица». Образы животных и их роль в басне. | Эзопов язык. | Устные или письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования). Выразительное чтение басни | | |
18 | 20-21 | Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали. | Аллегория, мораль в басне. | Составление вопросов к басням. Составление характеристик героев басен. | | |
19 | 22 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. | Патриотизм, патриотическая позиция автора. | Выразительное чтение басен (в том числе по ролям и наизусть) и басен собственного сочинения. Составление вопросов к басням. | | |
20 | 23-25 | В.А.Жуковский- сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. | Различие героев литературной и фольклорной сказки. | Сопоставление сюжета и героев народной и литературной сказки. Составление характеристик героев и их нравственная оценка. Выразительное чтение. | | |
21 | 26 | В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. | Понятие «баллада». | Выразительное чтение баллады Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Наизусть отрывок. | | |
22 | 27 | А.С. Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | Понятие о лирическом послании. | Выразительное чтение (в том числе наизусть). | | |
23 | 28 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки. | Выразительное чтение, создание иллюстраций | | |
24 | 29 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной и народной сказки. | «Бродячие сюжеты». Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. | Составление таблицы «Сходство и различие литературной и народной сказки» | | |
25 | 30-31 | Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. | Фольклорные традиции в сказке. Авторская позиция | Создание иллюстраций к сказкам. Пересказы фрагментов сказки. Составление характеристик героев. Нравственная оценка героев сказки. | | |
26 | 32-34 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». | Понятие о литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки Погорельского. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. | Пересказы фрагментов сказки. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Чтение по ролям. Создание иллюстраций к сказкам. | | |
27 | 35-36 | В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». | Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | Пересказы фрагментов сказки. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Создание иллюстраций к сказкам. | | |
28 | 37 | В. ч. П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок» | Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. | Пересказы фрагментов сказки. Выразительное чтение сказки. Создание иллюстраций к сказкам. | | |
29 | 38 | М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения | «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. | Выразительное чтение стихотворения | | |
30 | 39 | Изобразительно - выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения. | Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). | Обучение анализу стихотворения | | |
31 | 40-42 | Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | История создания сборника Отражение народных обычаев. Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. Развитие представлений о фантастике и юморе. | Пересказ эпизода. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). | | |
32 | 43 | В. ч. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни. | Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья) Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта светлых и тёмных сил. | Обучение анализу реальных и фантастических эпизодов. Нравственная оценка героев. Создание собственных иллюстраций к повестям Н. В. Гоголя. | | |
33 | 44 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей. | Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. | Выразительное чтение. Обучение характеристике персонажей. | | |
34 | 45 | Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селениях». Поэтический образ русской женщины. | Поэтический образ. | Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования), выразительное чтение, чтение наизусть. | | |
35 | 46 | В.ч. Н.А.Некрасов«На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. | Выразительное чтение. Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном (И.Е.Репин. «Бурлаки»). | | |
36 | 47 | И.С. Тургенев «Муму». Изображение быта и нравов крепостной России. | Реальная основа рассказа «Муму». | Восприятие и выразительное чтение повести. | | |
37 | 48-49 | И.С. Тургенев «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. | Протест Герасима против барыни и ее челяди. Осуждение крепостничества. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. | Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести. Инсценирование фрагментов повести. | | |
38 | 50 | Духовные и нравственные качества Герасима. | Нравственное превосходство Герасима над окружением. | Развитие представлений о литературном герое, портрете и пейзаже. Составление плана характеристики героя. | | |
39 | 51 | РР. Сочинение по рассказу «Муму». | | Сочинение | | |
40 | 52 | А.А. Фет. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. | Слово о поэте. Составление плана анализа лирического произведения. Подбор цитатных примеров для иллюстрации изобразительно-выразительных средств в стихотворении. | Обучение выразительному чтению стихотворения. Анализ стихотворения по плану анализа лирики. Чтение наизусть. | | |
41 | 53 | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | История создания рассказа. Быль как форма повествования. Герои и сюжет рассказа. | Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). | | |
42 | 54 | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни. | Сравнительная характеристика героев. Приём контраста при создании характеров героев. Сравнение. Сюжет. | Составление плана характеристики героев. | | |
43 | 55 | «Кавказский пленник». Жилин и Дина. | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Утверждение гуманистических идеалов. | Пересказ эпизода. | | |
44 | 56 | «Жилин и Костылин: два характера — две судьбы». | | Мини-сочинение. | | |
45 | 57-58 | А.П.Чехов «Хирургия» как юмористический рассказ. | Характеристика и нравственная оценка героев. Юмор. Речевая характеристика персонажей. Речь героев как средство создания комической ситуации. | Работа с терминами, выразительное чтение рассказа по ролям. Подбор цитат по заданным темам (например, интерьер земской больницы, внешность героев, их реплики). | | |
46 | 59 | В. ч. Рассказы Антоши Чехонте. | | Выразительное чтение рассказов. | | |
Поэты XIX века о Родине и родной природе |
47 | 60 | Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Обучение анализу стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть. | | |
48 | 61 | Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова. | Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе. | Выразительное чтение стихотворений, наизусть, Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики. | | |
49 | 62 | Проект: Составление альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» | | Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом | | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (30 ч). |
50 | 63 | И.А.Бунин. Слово о поэте. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Обучение анализу эпизода. | Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор». Выразительное чтение. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор». | | |
51 | 64 | В. ч. Рассказ «Подснежник». Тема исторического прошлого России. | Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. | Выразительное чтение рассказа | | |
52 | 65 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. | Композиция литературного произведения (начальные понятия). Портрет (развитие представлений). Отец и сын. | Выразительное чтение рассказа. Работа над портретными характеристиками героев. | | |
53 | 66-67 | Жизнь семьи Тыбурция. | Портрет как средство изображения героев | Работа над портретными характеристиками героев. | | |
54 | 68 | Жизнь детей из богатой и бедной семей. Доброта и сострадание героев повести. | «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье. | Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести. | | |
55 | 69 | Изображение города и его обитателей в повести Короленко. | Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам | Чтение по ролям. | | |
56 | 70 | РрСочинение по творчеству В.Г.Короленко. | | Работа над сочинением. | | |
57 | 71 | С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | Своеобразие языка стихотворений. Обучение анализу стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворения по плану анализа лирики. Создание иллюстраций к стихотворениям. Чтение наизусть. | | |
58 | 72-73 | П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. | Понятие о сказе. Сказ и сказка. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. | Выразительное чтение. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий. | | |
59 | 74 | Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова. | Реальность и фантастика в сказе. Обучение анализу эпизода сказа. | Составление плана характеристики героев. Создание собственных иллюстраций к сказу. | | |
60 | 75-76 | К.Г.Паустовский.. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». | Выявление черт фольклорной традиции в сказке. Герои и их поступки. Роль пейзажа. Нравственные проблемы произведения. | Выразительное чтение сказки. | | |
61 | 77 | В. ч. «Заячьи лапы» и другие сказки К. Паустовского. | Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Человек и природа в произведениях К.Г. Паустовского. | Пересказ эпизода. | | |
62 | 78 | С.Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. Пьеса-сказка « 12 месяцев». | Художественные особенности пьесы-сказки. Выявление черт фольклорной традиции в пьесе-сказке, определение художественной функции фольклорных образов. | Составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки. Выразительное чтение пьесы-сказки. | | |
63 | 79 | Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла в пьесе «Двенадцать месяцев» | Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы. | Выразительное чтение пьесы-сказки. Составление плана высказывания «Драма как род литературы». | | |
64 | 80 | Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. | Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. | Нравственная оценка героев пьесы-сказки. Создание иллюстраций к сказкам. | | |
65 | 81-82 | А.П.Платонов. «Никита». Душевный мир главного героя рассказа. | Фантастика в литературном произведении. Единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа. Составление плана характеристики героев и их нравственная оценка. | | |
66 | 83-84 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя.. | Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Нравственная оценка героя рассказа. | Выразительное чтение рассказа. Подбор цитат, иллюстрирующих бесстрашие, терпение героя, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Пересказ эпизода. | | |
67 | 85-86 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». «Открытие» Васюткой нового озера. | Понятие об автобиографическом произведении. | Создание иллюстраций к рассказу. | | |
68 | 87-88 | Дети и война. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». | Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть. Сопоставительный анализ стихотворений. | | |
69 | 89 | Поэтическое восприятие мира природы и своего места в нём в стихотворениях И.А.Бунина, Дона-Аминадо | Образ Родины в стихах о природе. Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве разных поэтов. Устный и письменный анализ стихотворений. | Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). | | |
70 | 90 | Проект: Составление альбома «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся. | | Работа над проектом. | | |
71 | 91 | Саша Чёрный. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник». | Юмор. | Выразительное чтение рассказа, пересказ. Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор». | | |
72 | 92 | Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Рассказ «Игорь-Робинзон». | Образы и сюжеты литературной классики в произведениях | Пересказ эпизода. | | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (13 ч). |
73 | 93 | Р.Л.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. | Развитие понятия о балладе. Её драматический характер. | Выразительное чтение баллады. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория». | | |
74 | 94 | Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»- произведение о силе человеческого духа. | Черты личности главного героя. | Составление характеристики героя. | | |
75 | 95 | Необычайные приключения Робинзона Крузо. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | Описание приключений и жизни на острове Робинзона Крузо. | Создание иллюстраций к рассказу. | | |
76 | 96 | Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | Столкновение добра и зла. Кай и Герда-главные герои. | Выразительное чтение. Составление характеристики героев. | | |
77 | 97 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | Положительные и отрицательные герои | Пересказ эпизода. | | |
78 | 98 | в/ч. Наши любимые сказки Андерсена. | | Пересказ. | | |
79 | 99 | Ж.Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. | Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. | Составление речевой характеристики. Выразительное чтение. | | |
80 | 100 | М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. | Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена | Выразительное чтение. | | |
81 | 101 | Черты характера героев. Том и Гек. Том и Бекки. Внутренний мир героев. | Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. | Составление характеристики героев. Пересказ эпизодов. | | |
82 | 102-103 | Д. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Мастерство Лондона в изображении жизни северного народа. | Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. | Выразительное чтение. Составление характеристики героя. | | |
83 | 104 | Д. Лондон. Любимые произведения. | | | | |
84 | 105 | Итоговый урок. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | | Мини-сочинение «Читать, знать, изучать литературу нужно и важно». | | |