№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
| | Виды читательской деятельности 13ч | 13 |
«Рождение замысла» |
1. | | Вводное занятие. Повторение изученного материала. Автор – художественный текст – читатель. Герой-рассказчик и герой-повествователь. | |
2 | | Ритм, рифма, виды рифмы. | |
3 | | Рождение замысла. Тема авторства. Н. К. Абрамцев «Шёлковая сказка» (волшебная история). | |
4. | | Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами». | |
5. | | Д. Хармс «Что это было?» Способ изображения характерна героя. | |
6. | | С. Чёрный «Крокодил». Способ изображения характера животного. | |
7. | | Способы изображения одного явления природы разными авторами. А. Е. Екимцев «Дедушка туман». | |
8. | | Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов туманов. | |
9. | | А. Е. Екимцев «Комары». Творческие секреты автора. | |
10. | | В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик». Форма рассказа о событии, её соответствие содержанию. | |
11. | | В. И. Белов «Катюшин дождик». Настроение героя. Событие, изменяющее настроение. | |
12. | | В. В. Маяковский «Тучкины штучки». | |
13. | | Сравнение как средство художественной изобразительности. Ф. А. Миронов «Тучи». | |
| | Творческая деятельность 1ч | 1 |
14. | | В царстве Словесного пейзажа. Образ природы в произведениях разных авторов. Сочинение – миниатюра «Солнечный день» | |
| | Виды речевой деятельности 11ч + Литературоведческая пропедевтика 4ч | 15 |
«В царстве словесного пейзажа» |
15. | | И. С. Тургенев «Осень». Способы выражения авторского отношения к природе. | |
16. | | И. Качаев «Осенние странники». Описание осени. «Событие» осеннего дня. Выразительное чтение стихотворения | |
17. | | П. П. Потемкин «Мухоморы». Описание, предмет описания. | |
18 | | В. А. Бахревский «Опоздавший мухомор». Способы передачи авторского настроения. | |
19 | | Ю. И. Коваль «Последний лист». Художественная деталь. | |
20. | | И. А. Бунин «Листопад» (отрывок). ». Средства выразительности в стихотворении (эпитеты). | |
21. | | Роль эпитета в создании образа природы. В. Д. Берестов «Капля». Способы создания образов героев. | |
22. | | Ф. А. Миронов «Капля». Выражение настроения. А. Е. Екимцев «Как спят сосны | |
23. | | В. Д. Берестов «Рыжик». С. Козлов, Л. Шульгина «Гриб». Отношение автора к героям. | |
24. | | Ю. И. Коваль «Листья». Отношение автора к осени. | |
25. | | Е. Аксельрод «Лопухи и одуванчики». Использование лексических повторов в тексте. | |
26. | | «Фарфоровые колокольчики» Ю. И. Коваль. Изобразительные средства выразительности в тексте. | |
27. | | В. Д. Берестов «Мать-и-мачеха»; М. Агафонова «Подснежник» Смена времён года в произведениях. | |
28. | | А. И. Введенский «Ураган», В. А. Бахревский «Уснувший ветер». | |
29. | | А. Е. Екимцев «Ветерок». В. Бурлак «Ночь над белой луной». Настроение автора в описании природы. | |
| | Литературоведческая пропедевтика 1ч + Творческая деятельность 1ч | 2 |
30 | | В. А. Бахревский «Встреча». Аннотация к произведениям. М. М. Пришвин «Паутинка». Структура аннотации. | |
31. | | Написание аннотации к понравившемуся произведению. | |
| | Круг детского чтения 2ч | 2ч |
32 | | Рассказы Пришвина о природе. | |
33 | | Рассказы Пришвина о природе. | |
| | Литературоведческая пропедевтика 4ч + Творческая деятельность 2ч+ Виды читательской деятельности 8ч | |
«И сразу стало всё не так» 14 |
34 | | Неживой предмет - объект внимания разных авторов. Э. Э. Мошковская «Листок бумаги», «Лесная пятерка». Способы выражения авторского отношения к объекту описания | |
35. | | Е. И. Матвеева «Мечта». Работа в позиции автора. А. Е. Екимцев «Арбуз». Описание предмета. Действия героя стихотворения. | |
36 | | М. Я. Бородицкая «Тетушка Луна». «Событие» в шуточном стихотворении. Ю.П.Мориц «Разговаривали вещи». Способы «оживления» неживых предметов | |
37. | | Г. X. Андерсен «Чайник». История жизни героя. | |
38. | | Ю. П. Мориц «Пузатый чайник». Использование приёма звукописи в стихотворении. О. Э. Мандельштам «Кухня». Жизнь кухни. Способы ее воссоздания | |
39. | | Инсценировка по стихотворению О. Э. Мандельштама «Кухня». | |
40. | | А. М. Горький «Самовар». Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. | |
41. | | Н. К. Абрамцева «Сказка про Старый Дом». М. С. Пляцковский «Самовар». Особенность изображения главных героев | |
42. | | С. Чёрный «О чём поёт самовар». Отношение автора к герою. | |
43. | | В. Д. Берестов «Змей-хвастунишка». Настроение главного героя. С. Чёрный «Змей». Изменение настроения. | |
44 | | Е. А. Пермяк «Некрасивая ёлка». Особенности повествования. Е. А. Пермяк «Некрасивая ёлка». Мир человека и природы в рассказе | |
45. | | Л. С. Петрушевская «Старая дружба». Разговор предметов. Р. С. Сеф «Ночная музыка». А. Е. Екимцев «Ночью». Сонное настроение в стихотворениях. | |
46 | | Н. К. Абрамцев «Радуга». Авторский замысел произведения. Признаки сказочного | |
47 | | Сочинение о неживом предмете. | |
| | Коуг детского чтеия 2ч | 2 |
48 | | Сказки современных писателей. | |
49 | | Сказки современных писателей. | |
| | Творческая деятельность 1ч + Виды речевой деятельности1ч | 2 |
«Доброе слово и кошке приятно» |
50. | | Обсуждение сочинений Доброе слово и кошке приятно. Описание животного. | |
51. | | Сочинение «Доброе слово и кошке приятно». | |
| | Виды речевой деятельности 2ч +Творческая деятельность 1ч + Виды читательской деятельности 4ч | 7 |
52. | | Обсуждение сочинений «Доброе слово и кошке приятно». Спосбы выражения авторского отношения к животному. | |
53. | | М. С. Пляцковский «Как кот попался на удочку». С. Черный «Как кот сметаны поел». Образ кота – шуточный образ. | |
54 | | Н. К. Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде. | |
55. | | М. М. Пришвин «Кот». Взаимоотношения человека и животного. Способы их изображения. | |
56 | | Ю. И. Коваль «Летний кот», «Солнечное пятно». Одна тема в творчестве автора - разные способы ее воплощения. | |
57 | | Сочинение «Весенний кот» («Зимний кот», «Осенний кот»). | |
58. | | Обсуждение сочинений. | |
| | Литературоведческая пропедевтика 3ч +Творческая деятельность 2ч +Виды речевой деятельности 7ч | 12 |
«О всякой «живности» |
59. | | Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах. В. Д. Берестов «Жуки». М. В. Ломоносов «Кузнечик». Размышления автора. | |
60. | | Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая». Переносное значение слова - основа метафоры. Поэтический образ. | |
61 | | Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот». Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты». | |
62. | | Составление научно-популярных статей (творческая работа). | |
63. | | Д. Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении. | |
64 | | В. А. Бахревский «Дом с жабой». Сказочность сюжета рассказа. Тонкий лиризм автора. Сочинение продолжение рассказа | |
65 | | Ю. И. Коваль «Лось». Удивительный мир природы. Образ животного. | |
66 | | В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух». | |
67 | | В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Последняя синичка». Изображение характера животного. | |
68. | | Изображение характеров животных в произведениях разных авторов и выражение авторского отношения к ним. Обобщение. Составление устного сообщение | |
69. | | Н. А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». Изобразительные средства выразительности в стихотворении. | |
70. | | Сочинение по стихотворению Н. А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». | |
| | Круг детского чтеия 2ч | 2 |
71 | | Расскаазы Чарушина о животных. | |
72 | | Расскаазы Чарушина о животных. | |
| | Литературоведческая пропедевтика 3ч + Творческая деятельность 1ч + Виды речевой деятельности 5ч +Виды читательской деятельности 5ч | |
«Каждый сам о себе» 14 |
73. | | Рассказ о герое от первого лица. Р. С. Сеф «Полночь...» В. Д. Берестов «Песня лягушек». Комическая ситуация, созданная автором | |
74. | | С. Чёрный. «Индюк ». Звукопись - приём, помогающий создать смешной образ. Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех». Образ «умного» индюка. | |
75. | | Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех». Способы создания образа главного героя. ». Пересказ, виды пересказа. | |
76. | | В.Д. Берестов. «Гусь и его критики». Речевые характеристики героев. Ирония автора. | |
77. | | С. Чёрный «Дневник Фокса Микки». Правдивость рассказа о собачьей жизни. | |
78 | | О. Неш «Микроб», С. А. Островой «Загадочная птица». Особенности изображения главных героев. С. Чёрный «Арапкина молитва». Дневниковые записи. | |
79. | | И. А. Дедова «Первый снег». Чтение текста по ролям. ». Инсценировка фрагмента рассказа. | |
80. | | Н. С. Гумилёв «Гиппопотам». Выразительное чтение наизусть. Л. Н. Толстой «Булька». Особенности рассказа о животных. | |
81. | | У. Д. Смит «Собаки». Выразительное чтение стихотворного текста. | |
82 | | А. В. Тихонов «Царевна-лягушка». Знакомство с прозаическим текстом. Человек и животное в рассказе | |
83. | | М. Петровых «Кузнечики… А кто они такие?» А. А. Фет «Мотылёк мальчику» Диалог героев. | |
84 | | Чтение наизусть понравившегося стихотворения. Рене Гийо «Радуга». Особенности повествования | |
85. | | Ю. И. Коваль «Русачок-травник». Особенности изображения мира природы. С. Кирсанов «Этот мир». | |
86. | | В. В. Бианки «Луплёный бочок». Человек и природа в рассказе. М. М. Пришвин «Расставание и встреча» | |
| | Виды речевой деятельности 9ч +Виды читательской деятельности 5ч | |
«Необычные истории письма» 14 |
87. | | Ю. Н. Кушак «Почтовая история». Особенности письма: адресат и адресант. ». Особенности послания в тексте. | |
88. | | Письмо и послание. Сходства и различия жанров. Необычные уроки письма. Введение в тему. | |
89. | | Ю.Н. Кушак «Почтовая история» (чтение отрывка наизусть). | |
90. | | Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок». | |
91. | | Дж. Родари «Письмо фее». Адресат и адресант послания. | |
92. | | А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне». | |
93 | | Л. Мезинов «Соседи». Настроение в письме. | |
94. | | Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения. | |
95. | | М. С. Пляцковский «Козленок в почтовом конверте». | |
96 | | А. П. Чехов «Ванька». | |
97 | | А. С. Пушкин «И.И. Пущину», «Няне». | |
98. | | В. В. Лунин «Записка», Я. Л. Аким «Пишу тебе письмо». | |
99. | | М. Я. Бородицкая «Лето прошло», Э. Э. Мошковская «Письмо». | |
100 | | Чтение наизусть понравившегося стихотворения. Ю. Я. Яковлев «К читателю». | |
Круг детского чтения 2 |
101. | | Рассказы и стихи о лете. | |
102. | | Рассказы и стихи о лете. | |