№ п/п | № в разделе | дата | коррект | Тема |
Раздел I. Каким бывает слово? 16 ч. Виды читательской деятельности4ч + Виды речевой деятельности 5 часов+ Литературоведческая пропедевтика 4ч+ Круг детского чтения 3ч |
1. | 1. | | | Знакомство с учебником, его справочным аппаратом. Обращение автора к читателю. Выделение ключевых слов в стихотворении. Поэтические послания А.С.Пушкина. |
2 | 2 | | | Смысл и звучание слова. Определение ритмического рисунка в стихотворении. А.А.Тарковский «Слово только оболочка…» |
3. | 3 | | | Роль слова в жизни, поучительность слова. Дж. Родари «Почему золото так дорого ценится?» |
4. | 4 | | | Крылатые выражения (фразеологические обороты) Знакомство с фразеологическим словарём. В.В.Суслов «Как работает слово» |
5 | 5 | | | Определение темы рассказа. Е.А Пермяк «Волшебные краски». |
6. | 6. | | | Настроение рассказа. Выделение слов-признаков для описания. Е.А.Пермяк «Пастух и Скрипка» |
7. | 7. | | | Притча. Прямое и переносное значение слова в притче. В.В.Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил». |
8 | 8. | | | Овладение способом чтения притчи. Иносказательность и поучительность притчевого слова. «Притча о талантах» по А.Меню. |
9. | 9 | | | Слово в лирическом стихотворении. Критерии чтения поэтического произведения. А.А.Ахматова «Тайны ремесла». |
10. | 10. | | | Прямое и переносное значение слова. Диалог героев. Ф.К.Сологуб «Глаза». |
11. | 11. | | | Описание природы в прозе и поэзии. Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении. М.М.Пришвин «Летний дождь» Составление чтецкой «партитуры» стихотворного текста В.В.Набоков «Дождь пролетел» |
12. | 12. | | | Оттенки звука и оттенки слова. Описание предмета. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок) |
13. | 13. | | | Способы передачи настроения героя. Описание «ощущения» героя В.В.Лунин «Музыка» |
14. | 14. | | | Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение или чтение наизусть произведений раздела. |
15. | 15. | | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении. |
16. | 16. | | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении. |
Раздел 2. Волшебные превращения слова 17ч. Виды речевой деятельности 9 часов+ Литературоведческая пропедевтика 5ч+ Круг детского чтения 3ч |
| | | | |
17. | 1. | | | Слово в юмористическом стихотворении. Диалог-спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроения. А.К.Дитрих «Говорила туча туче» Интонация. Инсценирование стихотворения Э.Э.Мошковской «Косматая - косматая». |
18 | 2. | | | Слово и речь человека. Критерии чтения юмористического стихотворения. Ю.Тимянский «Рассказ школьного портфеля». |
19. | 3 | | | Тон чтения. Диалог героев. Ю.Тувим «Словечки-калечки». |
20. | 4. | | | Сказка. Слово в речи героев русской народной сказки. Чтение сказки по ролям. Обучение пересказу «Заяц-хвастун», русская народная сказка. |
21. | 5. | | | Басня. Поучительность и иносказательность слова в басне. Чтение басни по ролям. И.А.Крылов «Кукушка и Петух» |
22. | 6. | | | Смыслоразличительная роль ударения в слове. Смысловое и слоговое ударение. И.М.Подгаецкая «Ударение». |
23 | 7. | | | Словесное выражение главной мысли автора. Образ героя. Способы его создания. С.Чёрный «Воробей». |
24. | 8. | | | Слово и реакция человека на него. Обидное слово . В.И.Белов «Как воробья ворона обидела». |
25. | 9. | | | Интонация. Настроение. Чтение стихотворения по ролям. Я.Л.Аким «Что говорят двери». Перемена интонации при чтении по ролям. Н.Демыкина «Капризный день». |
26. | 10. | | | Составление «раскадровки» и создание мультфильма по событиям текста. |
27. | 11. | | | Речевой этикет. О.Е.Григорьев «Гостеприимство». Интонационное выражение характера и чувств героя. И.Шевчук «Подарок». |
28. | 12. | | | Речевой этикет. О.И.Выготская «Мягкий знак». |
29. | 13. | | | Диалог в сказке. Чтение по ролям. Способ чтения реплик. Э.Э.Мошковская «Сказка про Твёрдый и Мягкий знаки». |
30. | 14. | | | Значение слова. Ошибки в речи. Дж Родари «Страна без ошибок». |
31 | 15 | | | Обучение пересказу притчи. Притча об Эзопе. |
32. | 16. | | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении. |
33. | 17. | | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении. |
Раздел 3. Волшебники слова - 12 ч. Виды читательской деятельности8ч + Литературоведческая пропедевтика 3ч+ Круг детского чтения 1ч |
34. | 1. | | | Авторское слово .Сравнение как приём, создающий образ. Дж Родари «Чем писать». |
35. | 2. | | | Иносказание. Пересказ притчи. Л.Н.Толстой «Веник». |
36. | 3. | | | Интонация. Ритм. И.Мазнин «Давайте дружить». |
37 | 4. | | | Чтение стихотворения с разной интонацией. Н.Н.Матвеева «Кораблик». Рассказ, его характерные черты. Е.А.Пермяк «Как Маша стала большой». |
38. | 5 | | | Чтение диалога в рассказе. Способы передачи настроения героев. Э.Ю.Шим «Жук на ниточке». |
39. | 6. | | | Создание образа с помощью изобразительных средств языка. В.С.Шефнер «Колыбельная». |
40. | 7. | | | Характер героя, его поступки и мотивы. С.Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды». |
41. | 8. | | | Сравнения. Выразительное чтение стихотворения. Г.М.Кружков «Утро - весёлый маляр». |
42. | 9. | | | Рассказ-миниатюра. М.М.Пришвин «Слово — звезда». Сравнение. Внутренний мир автора. Э.Ю.Шим «Цветной венок». |
43 | 10 | | | События в рассказе. В.И.Белов «Радуга». |
44. | 11. | | | События в рассказе. В.А.Бахревский «Хозяева лета». |
45. | 12 | | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении. |
Тема 2. Введение в мир сказочного слова - 3 часа Виды читательской деятельности3ч |
46. | 1. | | | Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю. Миниатюра, её чтение в соответствии с критериями выразительного чтения. И.С.Соколов - Микитов «Звезда». |
47 | 2. | | | Тема текста. В.Д.Берестов «Недаром сказку любят дети». Основной смысл текста. Интонация стихотворения. В.А.Черченко «Как рождается сказка?» |
48 | 3 | | | Чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения. |
Раздел 1. Слово в русской народной сказке - 13 ч. Виды читательской деятельности4ч + Виды речевой деятельности 5 часов+ Литературоведческая пропедевтика 2ч+ Круг детского чтения 1ч+ Творческая деятельность 1ч |
49. | 1. | | | Русская народная сказка. Особенности изображения героев в бытовой сказке. «Мужик и медведь». Диалог героев Чтение сказки по ролям. Пересказ сказки «Мужик и медведь». |
50. | 2 | | | Тема сказки. «Мороз, Солнце и Ветер». |
51 | 3 | | | Жизненная ситуация бытовой сказки «Мороз, Солнце и Ветер». Сопоставление поэтического текста и сказки на одну тему. Спор героев. Инсценировка сказки«Мороз, Солнце и Ветер». |
52. | 4 | | | Сопоставление волшебной и бытовой сказки. «Приключение» главного героя сказки «Кулик». |
53. | 5. | | | Сказочное действие, время, пространство. Два мира волшебной сказки «Кулик». Язык волшебной сказки. Чтение сказки в соответствии с критериями выразительного чтения «Кулик». |
54. | 6 | | | Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка. «Несмеяна — царевна». Герой в сказке. Герои-помощники. Герои-вредители. |
55. | 7. | | | Сказочные повторы. РНС «Несмеяна - царевна» Пересказ сказки близко к тексту |
56. | 8 | | | Композиция волшебной сказки «Кощей бессмертный». |
57. | 9 | | | Сказка о животных. Главные герои сказки. Речь героев. «Журавль и цапля». |
58 | 10. | | | Главные герои сказки. Характер героев. «Солдатская загадка». |
59. | 11. | | | Передача настроения и характера героя в его речи. «Солдатская загадка». Чтение сказки по ролям. Инсценировка сказки «Солдатская загадка». |
60. | 12 | | | Урок - рефлексия: особенности русской народной сказки, её виды. |
61. | 13. | | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении. |
Раздел 2. Притчевое слово в сказке - 7 ч. Виды читательской деятельности2ч + Виды речевой деятельности 2 ч+ Литературоведческая пропедевтика 1ч+ Круг детского чтения 2ч |
62 | 1. | | | Притча. Сказка-притча. Обращение автора к читателю. Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче Ф.К.Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце». |
63. | 2. | | | Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче. К.Д.Ушинский «Два плуга». |
64. | 3. | | | Сопоставление бытовой сказки и сказки- притчи. К.Д.Ушинский «Ветер и солнце». |
65. | 4. | | | Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного чтения. Н.Г.Гарин - Михайловский «Знаем!» |
66. | 5 | | | Урок – рефлексия: что такое притча? |
67 | 6. | | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении. |
68. | 7. | | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении. |
Раздел 3. Мир природы в авторских сказках - 9 ч. Виды речевой деятельности 6ч + Круг детского чтения 3ч |
69. | 1. | | | Авторская литературная сказка.Обращение автора к читателю. Герой авторской сказки. Интонация сказки. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы». |
70 | 2. | | | Язык авторской сказки. Описание природы. И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь». |
71. | 3. | | | Обучение пересказу текста описания. И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь». |
72. | 4. | | | Волшебные превращения в авторской сказке. Характер героя. Л.А.Чарская «Зимняя сказка». |
73. | 5. | | | Язык авторской сказки. Наблюдение за выразительными средствами языка (олицетворения, эпитеты - без названия терминов). Л.А.Чарская «Зимняя сказка». |
74. | 6. | | | Сказочные события. Структура сказки. О.О.Дриз «Как родилась Зима». Чтение сказки по ролям |
75. | 7 | | | Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам. |
76. | 8. | | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении. |
77. | 9. | | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении. |
Раздел 4. Герой в авторских сказках о животных - 5 ч. Круг детского чтения 1ч + виды читательской деятельности 4ч |
78. | 1. | | | Авторская сказка о животных. Показ характера героя через его речь. В.И.Даль «Ворона». Структура сказки, схожесть её с народной. Чтение сказки по ролям. В.И.Даль «Ворона». |
79. | 2 | | | Поучение в сказке о животных. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей». Подробный пересказ сказки |
80. | 3 | | | Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. А.Н.Толстой «Картина». |
81. | 4. | | | Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. Д.И.Хармс «Про собаку Бубубу». |
82 | 5. | | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении. |
Раздел 5. Герой в авторских волшебных сказках - 4 ч. Круг детского чтения 1ч+Творческаядеятельность2ч+ Виды читательской деятельности 1ч |
83 | 1. | | | Волшебные авторские сказки. Герой сказки, его описание. Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!» |
84 | 2. | | | Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?» Критерии сочинения сказки. |
85 | 3 | | | Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки Т.И.Александрова «Кузька». |
86 | 4. | | | Библиотечный урок. Знакомство с зарубежными писателями сказочниками. |
Раздел 6. Поэтическая сказка - 8 ч. Творческая деятельность 2ч +Виды речевой деятельности6ч |
87 | 1. | | | Форма сказки: прозаическая, поэтическая. С.Я.Маршак «Вчера и сегодня». Образ главного героя, его речь. |
88. | 2. | | | Чтение сказки по ролям. Выбор отрывка для заучивания наизусть. С.Я.Маршак «Вчера и сегодня». |
89 | 3. | | | Сравнение русской народной волшебной сказки и авторской по композиции П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Речь героя. |
90 | 4 | | | Чтение сказки «Конёк-горбунок! |
91 | 5 | | | Составление чтецкой «партитуры». Чтение по ролям П.П.Ершов «Конёк-горбунок». |
92 | 6 | | | Сравнение авторской и народной сказок |
93 | 7 | | | Работа в позиции автора. Сочинение сказки |
94 | 8 | | | Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Пересказ сказки по выбору. |
Раздел 7. Когда рождается сказочник - 8 ч. Виды читательской деятельности5 часов + Виды речевой деятельности 3 часа |
95 | 1. | | | Замысел автора .Герои сказки А.Черепанова «Бесконечная сказка». |
96. | 2. | | | Чтение сказки по фрагментам А.Черепанова «Бесконечная сказка». |
97. | 3. | | | Форма сказки. Чтение сказки по фрагментам А.Черепанова «Бесконечная сказка». |
98. | 4. | | | Итоговый урок-рефлексия. |
993. | 5. | | | Итоговый урок-рефлексия. |
100 | 6. | | | Е. Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой…» |
101 | 7. | | | Библиотечный урок .Определение содержания книги по её элементам. Знакомство с каталогом библиотеки |
102 | 8. | | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении. |