СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс»

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Предметные результаты

Элементы доп-ного содержания

Дом.задание

Дата проведения урока

план

Факт


Введение


1







1

Художественная литература и история

1

Своеобразие курса литературы 8 класса. Худ. лит-ра и история. Значение худ. произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Знать жанры и роды художественной литературы

Проследить взаимосвязь произведений словесного искусства и истории, определить значение художественного произведения в культурном наследии страны, ввести понятие творческого процесса

Прочитать ст. уч. Стр. 6-18 "Исторические песни". Сост. таблицу "Отличительные признаки песни "




Устное народное творчество


2







2


Исторические песни их особенности.

Исторические песни VI века. «Иван Грозный молится по сыне»


1

Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; средства выразительности, , нравственная проблематика

Знать: отлич-ые особенности историч-х песен, уметь: выразит-но читать поэтич. текст, определять жанр произведения

Выявить связь исторических песен с представлениями и исторической памятью, проследить, как они отражаются в народной песне




Прочитать статью "Исторические песни 17 в. Песня-плач", заполнить 2-ю часть таблицы.



3


Исторические песни XVII века "Плач Ксении",

Исторические песни XVIII века «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор):

1

Песни- плачи, средства выразительности, нравственная проблематика

Знать: особенности песни-плача, отличительные особенности исторических песен 18 века уметь: видеть и находить сред-ва выраз-ти, формулировать проблему

Формировать умение анализировать текст художественного произведения в единстве формы и содержания, рассмотреть средства выразительности в исторической песне

Подготовить анализ песни по плану по вариантам.




Из древнер-ой лит-ры


4







4


Мысль о родине в «Слове о погибели Русской земли»..

1

Тематическое многообразие древнерусской литературы. Сказание и слово как жанры древнерусской литературы. Летописный свод. Выразительность речи. Тропы и фигуры речи.

Знать проблематику произведения, владеть различными видами чтения и пересказа

Рассмотреть особенности поэтики ДРЛ

Подготовить выразит. чтение "Слово о погибели ...". Инд. зад. Сост. вопросы к статье о древнерусской литературе



5


Тема добра и зла в произведениях русской литературы «Сказание о Борисе и Глебе»

1

Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость.

Владение различными видами чтения и пересказа. Уметь: наблюдать над лексическим составом произведения, находить сред-ва выразит-ти в худ. произв.

Рассмотреть особенности выражения темы добра и зла в «Сказании…», формировать представления о нравственной традиции в древнерусской литературе

Прочитать "Житие Сергия", сост. цитатный план.



6


Глубина и сила нравственных представлений о человеке в «Житии Сергия Радонежского»

1

Готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы

Знать особенности житийной литературы, уметь формулировать выводы, находить средства выразительности

Рассмотреть, как воплощается в ДРЛ представление о человеке, его нравственных качествах: благочестии, доброте, открытости, служении Богу, мудрости и т.п.

Прочитать "Житие Александра Невского". Сост. словарь слов, в которых содержится хар-ка враждебных сил.



7


Основные нравственные проблемы житийной литературы. «Житие Александра Невского»

1

Готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы

Знать особенности житийной литературы, уметь формулировать выводы, находить средства выразительности

Формировать представление о нравственных категориях ДРЛ

Сост. вопросы к ст. "Из литературы 18 в".




Из лит-ры XVIII века


4







8


Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник». Ода «Вельможа»

1

Знакомство с творчеством Г.Р.Державина. Отражение в творчестве фактов из биографии поэта. Основные мотивы стихотворений Державина (служба, служение, власть и народ, поэт и власть)

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте, ода.

Знать основные мотивы стих-ий поэта,

Уметь: выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения, находить ключевые слова и словосоч-ия из текста при ответе на вопрос.

Рассмотреть особенности течения литер-го процесса XVIII века, познакомить с осн. течениями, направлениями, с идейно-худ. своеобразием оды, рассмотреть, как нашли отражение в творчестве поэта факты биографии и личных представлений. Определить особ-ти выражения темы поэта и поэзии в стих-ии «Памятник», совершенствовать умение анализировать поэтический текст

Наизусть стих. «Памятник», стр.47 (в.4 устно)



9


Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

1

Знакомство с творчеством Н.М.Карамзина.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному). Жанр сентиментальной повести.

Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.

Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.

Познакомить с особенностями личности Карамзина, познакомить с особенностями сентиментализма как творческого метода,


Стр. 101, в. 1-5



10


Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Образ Лизы и Эраста.

1

Проблематика, тема, герой литературного произведения. Анализ прозаического произведения.

Владеть различными видами чтения и пересказа, использовать знания для создания письменного высказывания

Рассмотреть особенности создания образа Лизы и Эраста. развитие умения выделять и анализировать эпизоды произведения, составление тезисных записей лекции учителя.

Инд. задание: «Картины природы и их роль в повести Н.М. Карамзина

1 вар. "Мотив денег в эпизодах, связанных с Эрастом"

2 вар. "Мотив белизны, чистоты, связанных с Лизой"



11


Основная проблематика и тематика повести «Бедная Лиза».

1

Проблематика, тема, герой литературного произведения. Анализ прозаического произведения

Владеть анализом прозаического произведения Совершенствование навыков работы с текстом: запись ключевых слов и словосочетаний

Рассмотреть особенности проблематики произведения, нового типа героя в произведении.

Составить вопросы к статье "Поэты пушкинского круга"




Из лит-ры XIX века


32+3+1(вн.)







12


Поэты круга Пушкина:

Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского,

1

Краткие сведения о поэтах. Выразительное чтение и анализ стихотворений, баллад и эллегий:

Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

Элементы сентиментализма и романтизма в данных стихотворениях.

.

Знать поэтов пушкинского круга. Уметь подбирать вопросы к сообщению, использовать знания для составления устных высказываний.

Ввести понятие «Поэты пушкинского круга», формировать представление об особенностях русского ром-зма Составление тезисных записей лекции учителя, совершенствование умения формулировать и записывать выводы,

Составить вопросы к ст. о Жуковском, Инд.зад. сообщ. о портрете Жуковского



13


Декабристы – поэты, писатели, публицисты.

Кондратий Фёдорович Рылеев. Основные темы и мотивы творчества.

1

«Я ль буду в роковое время». «Смерть Ермака»

Баллада, элегия, дума, песня, «легкая» поэзия. Основные темы и мотивы произведений Рылеева.

Знать основные темы и мотивы лирики поэтов. Уметь находить признаки думы в лирическом произведении, выразительно читать лирическое произведение.

Рассмотреть особенности поэт. творчества поэтов-декабристов, осн. идеи, темы, образы их поэзии.

Познакомить с творч. и полит. биографией К.Ф.Рылеева. Совершенствовать умение анализ-ать поэт. текст в единстве формы и содержания, определение черт романт. произв.

Составить план статьи учебника, посвященной Батюшкову, Баратынскому, Дельвигу, Языкову, ответить на вопросы учебника

Подгот-ся к литер-ому монтажу.



14


Особенности лирики К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова. Основные темы и мотивы творчества (урок-конференция, урок-семинар)

1

Основные темы и мотивы произведений поэтов

Знать систему образно-выразительных средств лирики поэтов пушкинского круга. Уметь выразительно читать поэтический текст, использовать навыки выразительного чтения в литературном монтаже.

Рассмотреть особ-ти поэт-го тв-ва поэтов пушк. круга, установить общие и различные черты их лирики, совершенствовать умение анализ-ть поэт. текст в единстве формы и содержания

Соверш-ние умения анализ-ть поэтический текст, формировать умение работы со средствами выразительности

Прочитать статью о Пушкине, составить вопросы.

пересказ ст. "После декабрьского восстания



15

Вн. чт.

Любимые произведения Пушкина

1

Основные темы и мотивы произведений

Уметь выразительно читать поэтический текст,


худ. пересказ встречи Пушкина с Пущиным



16


А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина.

« И.И. Пущину»,

« 19 октября 1825 года».

1

Творчество А.С.Пушкина. Тематическое богатство поэзии поэта.

История написания и основная проблематика произведений, изучаемых на уроке. Анализ стихотворения «19 октября 1825 года»

Поэтическая интонация, художественно-выразительная роль частей речи.

Знать: тематич. многообразие пушкинской поэзии.

Уметь: составлять вопросы к статье, использовать знания для устного высказ-я Владеть: навыками выраз-го чтения стих., элементами анализа поэтического текста.

Познакомить с осн. вехами творческой биографии поэта, выделить осн. образы в стих-ии, определить приемы и средства их создания

Формировать умение анализировать поэтический текст в единстве формы и содержания






Читать "Маленькие трагедии", подгот. к самостоятельной работе.



17


Повесть «Пиковая дама» (обзор)

1

История написания и основная проблематика


Формировать умение анализировать эпизоды

Стр.115, вопросы 1-5 (устно)



18


«Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору)

1

Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану

Знать: содержание произведения, особенности жанра. Уметь: самост-но дать харак-ку тематики и образов произв., использовать знания для составления плана.


Подготовить рассказ о творческой истории романа «Капитанская дочка».



19


Роман «Капитанская дочка».

1

Историческая основа романа. Творческая история создания.

Знать: особ-сти жанра, истор. основы произв.

Владеть: навыками работы с учебной статьей, составления тезисных записей лекции учителя. Уметь: строить устное высказывание, формулировать выводы, собирать материал в рамках заданной темы.


Познак-ся с творч. историей создания повести, углубить представления о проблематике произв. на примере повести Пушкина. Жанр. своеобразие произв. Рассм-ть особ-ти создания образной системы в произв., проследить, как разв-тся проблема отцов и детей в произв., формир-е умения анализ-ать эпизод худ. произв. (Завет отца Гриневу)

содержание романа "Капитанская дочка"



20


Тема семейной чести в романе.

1

честь

достоинство

свобода

Знать: содерж-е романа, осн. героев. Уметь: давать характ-ку, высказывать свое отношение, применять навыки анализа эпизодов, выявлять главное.


Главы 3-5 прочитать

Составить цитатный план главы «Поединок» и пересказ этой главы.



21


Порядки Белогорской крепости.

1

Главы 6-9 повести, выразительное чтение отрывков, анализ эпизода «Падение Белогорской крепости»

Знать: содерж-е романа. Уметь: пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку.

Рассмотреть характеры героев, проследить, как решаются нравственные вопросы в произведении.

Образ Гринева (письменно по плану), прочитать главы 6-14, составить сложный план главы «Приступ»



22


Петр Гринев в испытаниях любовью и дружбой". Гринев и Швабрин.

1

Сопоставительный анализ.

Знать: содержание романа. Уметь: выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку, выражать и обосновывать свое мнение о герое, использовать знания для составления устного высказывания

Рассмотреть характеры героев, проследить, как решаются нравственные вопросы в произведении.

Рассмотреть, как реализуется любовная линия в произведении, как раскрываются характеры героев в испытаниях.

Образ Маши Мироновой, Пугачева, Екатерины, пересказ эпизода «Встреча Маши с Екатериной 2»



23


Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы. Гринёв и Пугачёв. Символический смысл встречи Гринева и Пугачева.

1

самодержавие

человек и история

Знать: содержание романа. Уметь:

анализировать прозаическое произведение;

уметь осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание.

Рассмотреть, как развивается нравственная проблематика в произведении, совершенствование умения анализировать эпизод произведения.

Домашнее сочинение на одну из тем.




24

р/р

Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф.



Доработать сочинение, подготовить выставку рисунков к поэме Лермонтова "Мцыри"



25


М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве.

1

Военная служба поэта на Кавказе, отражение событий того периода в его творчестве.

Основные мотивы: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа.

Знать: биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение, составлять цитатный план.

Познакомиться с основными вехами биографии писателя, акцентировать внимание на роли Кавказа в творческой и личной судьбе М.Ю.Лермонтова

Читать главы из поэмы "Мцыри"



26


Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.


1

Творческая история поэмы, её тема и идея.


Уметь: определять тему и идею лирического произведения.

Знать: средства художественной выразительности.





27


Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри»

1

Композиция и художественные особенности поэмы, образ-персонаж, образ-пейзаж, экспрессия – как форма выразительности поэтической силы, монолог – важнейшее средство раскрытия характера Мцыри.

Знать: содержание поэмы. Уметь: определять тему и идею лирического произведения, определять средства художественной выразительности, работать с поэтическим текстом, проводить его анализ

Углубить представление о понятии образа-переживания, образа-пейзажа, определить основные ром. традиции в произв-и, познакомиться с работами Лермонтова-художника

Инд. зад. сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии.



28


«Мцыри – любимый идеал поэта»-В.Белинский.

1

Обобщения и выводы по образу главного героя поэмы. Значение поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Уметь: выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы.


Прочитать статью учебника, подготовить вопросы

Инд. сообщение о Гоголе по учебнику.



29


Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

1

Основные вехи биографии Н.В.Гоголя

Знать: биографию писателя, основные его произведения, уметь: определять их жанровое своеобразие.

Познакомить с основными событиями и фактами из биографии Н.В. Гоголя.

Прочитать 1 действие комедии, заполнить наиболее показательными цитатами вторую часть таблицы.



30


Комедия «Ревизор». Творческая и сценическая история пьесы.

1

Творческая и сценическая история комедии. Споры вокруг причастности к сюжету комедии А.С.Пушкина.

Теория лит-ры: драма, трагедия, комедия, коллизия, конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Знать: жанровые особенности комедии. Уметь: анализировать драматическое произведение.

Познакомить с творческой и сценической историей пьесы

Прочитать 2 действие. Составить цитатный план рассказа о Хлестакове



31


"Сборный город всей темной стороны". Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

1

Работа над 1-м и 2-м действием комедии. Образ городничего

Знать: содержание комедии. Уметь: давать характеристику образам комедии, составлять цитатный план.

Раскрыть мастерство Н.В. Гоголя в изображении русского чиновничества

Прочитать 3-5 действия



32


Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Хлестаков и городничий. Хлестаков - вельможа. Хлестаков-ревизор

1

Анализ 1 и 2 действия комедии

Каков основной конфликт пьесы.

Знать: основной конфликт пьесы. Уметь: характ-ть литературного героя с использованием цитат из текста произведения.

Умение сопоставлять характеры героев

Прочитать статью "В мире гоголевской комедии", сост. расссказ о героях с опорой на нее.



33


Художественная идея. Подготовка к написанию сочинения.

1

Беседа о жизненных целях и характере Хлестакова.

Письменный ответ: «Хлестаковщина? Это явление уже достояние истории или оно характерно для нашего времени»

Знать: худ-ую идею комедии. Уметь: создавать письменное монологическое высказывание, составлять сопоставительную характеристику, характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения.


Написать сочинение. Инд. сообщ. о Тургеневе.



34

Р\Р

Сочинение по комедии Гоголя «Ревизор»

1

Темы по выбору учащихся



Диагностировать уровень полученных знаний по теме

Доработать сочинение.



35


Основные вехи биографии И.С. Тургенева

1

Основные биографические сведения о писателе.


Знать: основные вехи биографии писателя, своеобразие жанра «лирическая повесть».

Уметь: выделять главное, составлять тезисный план.

Познакомить с основными событиями и фактами из биографии И.С.Тургенева

Прочитать повесть "Ася", выраз. чт. 3 гл. и фрагментов 2 и 4 гл. о Гагине.



36


Произведения писателя о любви: повесть «Ася».

1

История любви как основа сюжета повести.

.

Знать: особенности композиции повести. Уметь: высказывать свою точку зрения о прочитанном, владеть разными видами пересказа.

Уметь определять средства художественной выразительности, используемые автором при создании пейзажа

Сост. цит. план. Озаглавить части повести, заполнив таблицу.



37


Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.

1


Знать: содержание повести. Уметь: давать характеристику героям повести, анализировать эпизоды. Использовать знания для построения диалога, дискуссии.

Рассмотреть, как раскрывается характер человека в жизненных испытаниях

Подготовить хар-ку образа Аси.

Ответ на вопрос: «Почему повесть называется «Ася»?



38


Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини.

1

Образ «тургеневской» девушки. Наблюдения над характером и поведением Аси. Анализ эпизодов «Разговор господина Н.и Аси»(гл.9),

«Сцена в домике фрау Луизы»

(гл.16).Судьба русской девушки

Знать: содержание повести, особенности образа героини. Уметь: давать характеристику образа героини повести. Использовать навыки для создания письменного высказывания.

Ввести определение понятия «тургеневская девушка», отметить основные черты характера героини - любовь, нежность, верность, цельность характера

Соч. "Мотив России в повести" или анализ эпизодов "Образ героини", "Образ природы", "Мотив рока в повести" Инд. сообщ. о Некрасове.



39


Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум».

1

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворении.

Знать: тематику произведений поэта. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения.

Познакомиться с основными событиями и фактами из биографии Н.А. Некрасова.

Сост. тезисный план по статьи учебника. Выучить "Внимая ужасам войны".



40


Фет А.А. Краткие сведения о поэте. «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета.

1

Мир природы и духовности в поэзии поэта.

Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.

Знать: особенности показа мира природы в лирике поэта. Уметь: по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения и анализировать их.


Литер. вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века».



41


А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета.

1

Биографические сведения . Основные произведения. Островский и театр.

Творческая и сценическая история пьесы. Основные образы.

Знать: о вкладе писателя в развитие русского театра. Уметь: определять жанр пьесы, композицию, видеть связь с мифологией, давать характеристику образу, владеть навыками чтения по ролям. Использовать знания для составления письменного высказывания.


Прочитать сказку, ответить на вопросы с.333 № 1, 2



42


Связь с миф-кими и сказочными сюжетами. Народные обряды, элементы фольклора в сказке.

Образ Снегурочки. Язык персонажей.

1

Связь пьесы с УНТ.

Уметь: выразительно читать пьесу по ролям, давать характеристику персонажам,

Познакомиться с народными обрядами.

Составить план по вопросам с.333 № 3

Письм. ответ на вопрос с. 334 № 1



43


Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя.

«Отрочество» (главы из повести);

1

автобиографическая проза

Знать: основные вехи биографии Толстого,

особенности жанра. Уметь: определять проблемы, затронутые в произведении, владеть различными видами пересказа.

Познакомиться с основными событиями и фактами из биографии Толстого.

Ответ. на вопросы с. 336

Вопросы и задания с. 350



44


Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

1

История рассказа. Жанр рассказа. Наблюдения за полковником на балу и после бала. Основные мотивы рассказа.

Уметь: определять проблемы, затронутые в рассказе, находить художественные детали в тексте, составлять тезисный план для харак-тики героя. Использовать навыки для написания письменного высказывания. Знать: жанровые признаки рассказа.


Вопросы для анализа 1 части с. 362 № 1-8.




45


Толстой Л.Н. «После бала». Автор и рассказчик в произведении. Приемы создания образов.

1

Главная мысль рассказа. Личная ответственность человека за все, что он совершает в жизни.

Прием контраста

Уметь: находить художественные детали в тексте, характеризующие образы героев.

Понять главную мысль рассказа,

Анализ 2 части, вопросы. с. 363 № 9-13



46


Контрольное тестирование по теме «Литература 19 века».

1

Контроль знаний



Подготовиться к сочинению



47

р/р

Подготовиться к домашнему сочинению-рассуждению по литературе 19 века

1




сообщение о Горьком




Из лит-ры 20 века


14+2







48


М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе».

1

Идейное своеобразие песни.

Образ-символ. Поэтизация гордых и сильных людей. Романтический герой.

Знать, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа. Уметь выявлять авторскую позицию и способы ее выражения, использовать разные виды чтения.

Познакомить с основными событиями и фактами из биографии Горького.

Знать наизусть отрывок

Сост. план статьи о Горьком. Пересказ легенды о Лойко и Радде. Повторить особенности романтизма



49


Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.

1

Дополнить представления учащихся о Горьком, как о человеке. Основные мотивы творчества писателя. Романтический рассказ.

Знать жанровое своеобразие произведений Горького. Уметь наблюдать над композицией рассказа, выявлять проблему произведения, составлять цитатный план.

Знать содержание рассказа «Макар Чудра»

Выписать цитаты – размышл-я Макара о труде, смысле жизни, вере. Заполнить таблицу.

Подготовить сообщение о музеях Маяковского в Багдади и в Москве



50


В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

1

Биографические сведения. Рассказ об условиях, в которых формировался характер поэта.

Словотворчество и неологизмы как характерный признак творчества Маяковского. Лексика, рифма, ритм, система образов, поэтический синтаксис, интонация в стихотворениях Маяковского.

Знать особенности поэтики поэта. Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения и анализа его стихотворений.

Познакомиться с основными событиями и фактами из биографии поэта,

характерными признаками творчества Маяковского

Выучить наизусть стих. «Хорошее отношение к лошадям». Подготовить рассказ о Тэффи по статье учебника.



51


О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»

1

литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях)

Биографические сведения. Литературный псевдоним. Тематика рассказов писательницы.

Тонкая ирония рассказов Тэффи, система художественных образов, средства художественной выразительности.

Знать особенности творчества писателей. Уметь находить авторскую позицию, составлять план статьи. Использовать разные виды пересказа и чтения. Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения.

Познакомиться с основными событиями и фактами из биографии писателя, находить авторскую позицию в рассказах Тэффи, видеть за смешным драматизм человеческой жизни.

Прочитать рассказ «Свои и чужие». Повторить опред-я видов комич-го. Составить план статьи о Зощенко. Выписать афоризмы на тему«Смех». Прочитать «Обезьяний язык». Зад. № 2 с. 56-57



52


Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

1

Биографические сведения о писателе. Знакомство с рассказами Зощенко, их основная тематика. Словарная работа: юмор, сатира, гипербола, гротеск.

Уметь отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения


Подготовить сообщение о Заболоцком



53


Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе», «Некрасивая девочка», «Старая актриса». Тема творчества в лирике поэта

1

Биографические сведения, тематика лирики. Словарная работа: звукопись, аллитерация, ассонанс, юмор, метонимия, снобизм.

Основная мысль стихотворения, мастерство поэта в создании образа. Разное понимание красоты: внешнее и внутреннее.

Знать особенности лирики поэта. Уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений, строить письменное высказывание.

Выразительное чтение стихотворения,

Повторить тему «Поэзия 19-20 век о родной природе».

Выучить наизусть стихотворение «Я не ищу гармонии».




54

р/р

Подготовка к домашнему сочинению «Что есть красота?»

1

Развитие речи учащихся.

Уметь выражать свое мнение по поводу прочитанного, рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта.


Сообщение об Астафьеве по статье учебника.



55


Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.

1

Краткие биографические сведения о писателе, обзор основных произведений.

Знать своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей на эту тему.

Уметь объяснять своеобразие произведений.


Читать «Фотография…». Вопросы с. 101 № 1, 2



56


Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.

1

Худ. пересказ рассказа, чтение ключевых эпизодов, разговор о деревенской жизни 30-х годов 20 века, о чело. характерах и отношениях между людьми. Образ бабушки и учителя.

Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить худ. детали при описании образов бабушки и учителя.


Вопросы с. 101 № 3-10




57

р/р

Творческая работа. «История одной фотографии»

1



Диагностировать уровень полученных знаний по теме

Подготовить сообщение о ТвардовскомВыразительное чтение «Мост»



58


А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского.

1

дорога и путешествие в эпосе Твардовского

Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения. Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану


Составить характеристику главы поэмы «Две кузницы».



59


«За далью — даль» (главы из поэмы).

1

Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие Продолжить знакомство с биографией Твардовского. Автобиографичность произведения.

История создания поэмы «За далью-даль», изученных глав.


Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения


Подготовить сообщение о В. Распутине, ответить на вопросы № 1-3 с. 133



60


Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина

1

Биографические сведения. Основные мотивы творчества.

Знать основные вехи биографии писателя. Уметь создавать сообщения с применением презентации.



Прочитать «Уроки французского».

Подобрать цитаты для заглавий частей рассказа



61


Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

1

Новый поворот темы детей на страницах рассказа. Автобиографичность рассказа

Знать творческую историю рассказа

Уметь находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа





62


Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.

1

Образ учительницы. Характер главного героя, условия его формирования.

Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Знать содержание произведения. Уметь определять мотивы произведения и находить им подтверждение,

анализировать прозаическое произведение;

создавать письменное высказывание, описывать литературного героя


Выполнить задание №4


Индивидуальное задание – сообщение об эпохе Возрожд-я. Читать статью о Шекспире



63


Контрольное тестирование

1

Диагностика знаний по литературе 20 века


Диагностировать зания

Инд. задание – сообщение об эпохе Возрожд-я. Читать статью о Шекспире




Из зарубежной лит-ры


4







64


У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ».

Певец великих чувств и вечных тем

1

трагедия (основные признаки жанра) Биографические сведения.

Искусство и литература эпохи Возрождения.

Словарная работа: сонет, трагедия,

фабула.

Знать жанровые характеристики трагедии

Уметь видеть проблематику, составлять характеристику героям.


Прочитать трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Инд. сообщ.: прототипы Ромео и Джульетты.



65


Пьеса «Ромео и Джульетта».

Основной конфликт пьесы. Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

1

Основной конфликт пьесы, ключевые эпизоды, характеристика действующих лиц трагедии.

Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности.


Подготовить письменное сообщение на одну из тем с. 298



66


Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.

1

Биографические сведения о писателе.

Образ Дон Кихота. Черты рыцарского романа.

Знать содержание романа, понимать термин «донкихотство».

Уметь определять проблематику произведения, анализировать текст, выстраивать устное высказывание по плану, вести диалог.

Какие сюжеты в «Дон Кихоте» напоминают черты рыцарского романа.

Составить план статьи о Сервантесе. Читать «Дон Кихот»



67


Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

1

Донкихотство.


Понимать термин «донкихотство».

Есть ли оно в нашей жизни и нужно ли оно человечеству? При рассуждении уметь приводить примеры из жизни.




68


Итоговый урок

Литература на лето

1













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!