№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания образования | Предметные результаты | Элементы доп-ного содержания | Дом.задание | Дата проведения урока |
план | Факт |
| Введение | | 1 | | | | | | |
1 | | Художественная литература и история | 1 | Своеобразие курса литературы 8 класса. Худ. лит-ра и история. Значение худ. произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. | Знать жанры и роды художественной литературы | Проследить взаимосвязь произведений словесного искусства и истории, определить значение художественного произведения в культурном наследии страны, ввести понятие творческого процесса | Прочитать ст. уч. Стр. 6-18 "Исторические песни". Сост. таблицу "Отличительные признаки песни " | | |
| Устное народное творчество | | 2 | | | | | | |
2 | | Исторические песни их особенности. Исторические песни VI века. «Иван Грозный молится по сыне» | 1 | Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; средства выразительности, , нравственная проблематика | Знать: отлич-ые особенности историч-х песен, уметь: выразит-но читать поэтич. текст, определять жанр произведения | Выявить связь исторических песен с представлениями и исторической памятью, проследить, как они отражаются в народной песне | Прочитать статью "Исторические песни 17 в. Песня-плач", заполнить 2-ю часть таблицы. | | |
3 | | Исторические песни XVII века "Плач Ксении", Исторические песни XVIII века «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор): | 1 | Песни- плачи, средства выразительности, нравственная проблематика | Знать: особенности песни-плача, отличительные особенности исторических песен 18 века уметь: видеть и находить сред-ва выраз-ти, формулировать проблему | Формировать умение анализировать текст художественного произведения в единстве формы и содержания, рассмотреть средства выразительности в исторической песне | Подготовить анализ песни по плану по вариантам. | | |
| Из древнер-ой лит-ры | | 4 | | | | | | |
4 | | Мысль о родине в «Слове о погибели Русской земли».. | 1 | Тематическое многообразие древнерусской литературы. Сказание и слово как жанры древнерусской литературы. Летописный свод. Выразительность речи. Тропы и фигуры речи. | Знать проблематику произведения, владеть различными видами чтения и пересказа | Рассмотреть особенности поэтики ДРЛ | Подготовить выразит. чтение "Слово о погибели ...". Инд. зад. Сост. вопросы к статье о древнерусской литературе | | |
5 | | Тема добра и зла в произведениях русской литературы «Сказание о Борисе и Глебе» | 1 | Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость. | Владение различными видами чтения и пересказа. Уметь: наблюдать над лексическим составом произведения, находить сред-ва выразит-ти в худ. произв. | Рассмотреть особенности выражения темы добра и зла в «Сказании…», формировать представления о нравственной традиции в древнерусской литературе | Прочитать "Житие Сергия", сост. цитатный план. | | |
6 | | Глубина и сила нравственных представлений о человеке в «Житии Сергия Радонежского» | 1 | Готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы | Знать особенности житийной литературы, уметь формулировать выводы, находить средства выразительности | Рассмотреть, как воплощается в ДРЛ представление о человеке, его нравственных качествах: благочестии, доброте, открытости, служении Богу, мудрости и т.п. | Прочитать "Житие Александра Невского". Сост. словарь слов, в которых содержится хар-ка враждебных сил. | | |
7 | | Основные нравственные проблемы житийной литературы. «Житие Александра Невского» | 1 | Готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы | Знать особенности житийной литературы, уметь формулировать выводы, находить средства выразительности | Формировать представление о нравственных категориях ДРЛ | Сост. вопросы к ст. "Из литературы 18 в". | | |
| Из лит-ры XVIII века | | 4 | | | | | | |
8 | | Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник». Ода «Вельможа» | 1 | Знакомство с творчеством Г.Р.Державина. Отражение в творчестве фактов из биографии поэта. Основные мотивы стихотворений Державина (служба, служение, власть и народ, поэт и власть) Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте, ода. | Знать основные мотивы стих-ий поэта, Уметь: выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения, находить ключевые слова и словосоч-ия из текста при ответе на вопрос. | Рассмотреть особенности течения литер-го процесса XVIII века, познакомить с осн. течениями, направлениями, с идейно-худ. своеобразием оды, рассмотреть, как нашли отражение в творчестве поэта факты биографии и личных представлений. Определить особ-ти выражения темы поэта и поэзии в стих-ии «Памятник», совершенствовать умение анализировать поэтический текст | Наизусть стих. «Памятник», стр.47 (в.4 устно) | | |
9 | | Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. | 1 | Знакомство с творчеством Н.М.Карамзина. Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному). Жанр сентиментальной повести. | Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки. Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления. | Познакомить с особенностями личности Карамзина, познакомить с особенностями сентиментализма как творческого метода, | Стр. 101, в. 1-5 | | |
10 | | Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Образ Лизы и Эраста. | 1 | Проблематика, тема, герой литературного произведения. Анализ прозаического произведения. | Владеть различными видами чтения и пересказа, использовать знания для создания письменного высказывания | Рассмотреть особенности создания образа Лизы и Эраста. развитие умения выделять и анализировать эпизоды произведения, составление тезисных записей лекции учителя. | Инд. задание: «Картины природы и их роль в повести Н.М. Карамзина 1 вар. "Мотив денег в эпизодах, связанных с Эрастом" 2 вар. "Мотив белизны, чистоты, связанных с Лизой" | | |
11 | | Основная проблематика и тематика повести «Бедная Лиза». | 1 | Проблематика, тема, герой литературного произведения. Анализ прозаического произведения | Владеть анализом прозаического произведения Совершенствование навыков работы с текстом: запись ключевых слов и словосочетаний | Рассмотреть особенности проблематики произведения, нового типа героя в произведении. | Составить вопросы к статье "Поэты пушкинского круга" | | |
| Из лит-ры XIX века | | 32+3+1(вн.) | | | | | | |
12 | | Поэты круга Пушкина: Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского, | 1 | Краткие сведения о поэтах. Выразительное чтение и анализ стихотворений, баллад и эллегий: Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». Элементы сентиментализма и романтизма в данных стихотворениях. . | Знать поэтов пушкинского круга. Уметь подбирать вопросы к сообщению, использовать знания для составления устных высказываний. | Ввести понятие «Поэты пушкинского круга», формировать представление об особенностях русского ром-зма Составление тезисных записей лекции учителя, совершенствование умения формулировать и записывать выводы, | Составить вопросы к ст. о Жуковском, Инд.зад. сообщ. о портрете Жуковского | | |
13 | | Декабристы – поэты, писатели, публицисты. Кондратий Фёдорович Рылеев. Основные темы и мотивы творчества. | 1 | «Я ль буду в роковое время». «Смерть Ермака» Баллада, элегия, дума, песня, «легкая» поэзия. Основные темы и мотивы произведений Рылеева. | Знать основные темы и мотивы лирики поэтов. Уметь находить признаки думы в лирическом произведении, выразительно читать лирическое произведение. | Рассмотреть особенности поэт. творчества поэтов-декабристов, осн. идеи, темы, образы их поэзии. Познакомить с творч. и полит. биографией К.Ф.Рылеева. Совершенствовать умение анализ-ать поэт. текст в единстве формы и содержания, определение черт романт. произв. | Составить план статьи учебника, посвященной Батюшкову, Баратынскому, Дельвигу, Языкову, ответить на вопросы учебника Подгот-ся к литер-ому монтажу. | | |
14 | | Особенности лирики К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова. Основные темы и мотивы творчества (урок-конференция, урок-семинар) | 1 | Основные темы и мотивы произведений поэтов | Знать систему образно-выразительных средств лирики поэтов пушкинского круга. Уметь выразительно читать поэтический текст, использовать навыки выразительного чтения в литературном монтаже. | Рассмотреть особ-ти поэт-го тв-ва поэтов пушк. круга, установить общие и различные черты их лирики, совершенствовать умение анализ-ть поэт. текст в единстве формы и содержания Соверш-ние умения анализ-ть поэтический текст, формировать умение работы со средствами выразительности | Прочитать статью о Пушкине, составить вопросы. пересказ ст. "После декабрьского восстания | | |
15 | Вн. чт. | Любимые произведения Пушкина | 1 | Основные темы и мотивы произведений | Уметь выразительно читать поэтический текст, | | худ. пересказ встречи Пушкина с Пущиным | | |
16 | | А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. « И.И. Пущину», « 19 октября 1825 года». | 1 | Творчество А.С.Пушкина. Тематическое богатство поэзии поэта. История написания и основная проблематика произведений, изучаемых на уроке. Анализ стихотворения «19 октября 1825 года» Поэтическая интонация, художественно-выразительная роль частей речи. | Знать: тематич. многообразие пушкинской поэзии. Уметь: составлять вопросы к статье, использовать знания для устного высказ-я Владеть: навыками выраз-го чтения стих., элементами анализа поэтического текста. | Познакомить с осн. вехами творческой биографии поэта, выделить осн. образы в стих-ии, определить приемы и средства их создания Формировать умение анализировать поэтический текст в единстве формы и содержания | Читать "Маленькие трагедии", подгот. к самостоятельной работе. | | |
17 | | Повесть «Пиковая дама» (обзор) | 1 | История написания и основная проблематика | | Формировать умение анализировать эпизоды | Стр.115, вопросы 1-5 (устно) | | |
18 | | «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору) | 1 | Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану | Знать: содержание произведения, особенности жанра. Уметь: самост-но дать харак-ку тематики и образов произв., использовать знания для составления плана. | | Подготовить рассказ о творческой истории романа «Капитанская дочка». | | |
19 | | Роман «Капитанская дочка». | 1 | Историческая основа романа. Творческая история создания. | Знать: особ-сти жанра, истор. основы произв. Владеть: навыками работы с учебной статьей, составления тезисных записей лекции учителя. Уметь: строить устное высказывание, формулировать выводы, собирать материал в рамках заданной темы. | Познак-ся с творч. историей создания повести, углубить представления о проблематике произв. на примере повести Пушкина. Жанр. своеобразие произв. Рассм-ть особ-ти создания образной системы в произв., проследить, как разв-тся проблема отцов и детей в произв., формир-е умения анализ-ать эпизод худ. произв. (Завет отца Гриневу) | содержание романа "Капитанская дочка" | | |
20 | | Тема семейной чести в романе. | 1 | честь достоинство свобода | Знать: содерж-е романа, осн. героев. Уметь: давать характ-ку, высказывать свое отношение, применять навыки анализа эпизодов, выявлять главное. | | Главы 3-5 прочитать Составить цитатный план главы «Поединок» и пересказ этой главы. | | |
21 | | Порядки Белогорской крепости. | 1 | Главы 6-9 повести, выразительное чтение отрывков, анализ эпизода «Падение Белогорской крепости» | Знать: содерж-е романа. Уметь: пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку. | Рассмотреть характеры героев, проследить, как решаются нравственные вопросы в произведении. | Образ Гринева (письменно по плану), прочитать главы 6-14, составить сложный план главы «Приступ» | | |
22 | | Петр Гринев в испытаниях любовью и дружбой". Гринев и Швабрин. | 1 | Сопоставительный анализ. | Знать: содержание романа. Уметь: выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку, выражать и обосновывать свое мнение о герое, использовать знания для составления устного высказывания | Рассмотреть характеры героев, проследить, как решаются нравственные вопросы в произведении. Рассмотреть, как реализуется любовная линия в произведении, как раскрываются характеры героев в испытаниях. | Образ Маши Мироновой, Пугачева, Екатерины, пересказ эпизода «Встреча Маши с Екатериной 2» | | |
23 | | Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы. Гринёв и Пугачёв. Символический смысл встречи Гринева и Пугачева. | 1 | самодержавие человек и история | Знать: содержание романа. Уметь: анализировать прозаическое произведение; уметь осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание. | Рассмотреть, как развивается нравственная проблематика в произведении, совершенствование умения анализировать эпизод произведения. | Домашнее сочинение на одну из тем. | | |
24 | р/р | Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф. | | | Доработать сочинение, подготовить выставку рисунков к поэме Лермонтова "Мцыри" | | |
25 | | М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. | 1 | Военная служба поэта на Кавказе, отражение событий того периода в его творчестве. Основные мотивы: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа. | Знать: биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение, составлять цитатный план. | Познакомиться с основными вехами биографии писателя, акцентировать внимание на роли Кавказа в творческой и личной судьбе М.Ю.Лермонтова | Читать главы из поэмы "Мцыри" | | |
26 | | Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше. | 1 | Творческая история поэмы, её тема и идея. | Уметь: определять тему и идею лирического произведения. Знать: средства художественной выразительности. | | | | |
27 | | Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри» | 1 | Композиция и художественные особенности поэмы, образ-персонаж, образ-пейзаж, экспрессия – как форма выразительности поэтической силы, монолог – важнейшее средство раскрытия характера Мцыри. | Знать: содержание поэмы. Уметь: определять тему и идею лирического произведения, определять средства художественной выразительности, работать с поэтическим текстом, проводить его анализ | Углубить представление о понятии образа-переживания, образа-пейзажа, определить основные ром. традиции в произв-и, познакомиться с работами Лермонтова-художника | Инд. зад. сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии. | | |
28 | | «Мцыри – любимый идеал поэта»-В.Белинский. | 1 | Обобщения и выводы по образу главного героя поэмы. Значение поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова. | Уметь: выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы. | | Прочитать статью учебника, подготовить вопросы Инд. сообщение о Гоголе по учебнику. | | |
29 | | Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. | 1 | Основные вехи биографии Н.В.Гоголя | Знать: биографию писателя, основные его произведения, уметь: определять их жанровое своеобразие. | Познакомить с основными событиями и фактами из биографии Н.В. Гоголя. | Прочитать 1 действие комедии, заполнить наиболее показательными цитатами вторую часть таблицы. | | |
30 | | Комедия «Ревизор». Творческая и сценическая история пьесы. | 1 | Творческая и сценическая история комедии. Споры вокруг причастности к сюжету комедии А.С.Пушкина. Теория лит-ры: драма, трагедия, комедия, коллизия, конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка. | Знать: жанровые особенности комедии. Уметь: анализировать драматическое произведение. | Познакомить с творческой и сценической историей пьесы | Прочитать 2 действие. Составить цитатный план рассказа о Хлестакове | | |
31 | | "Сборный город всей темной стороны". Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя. | 1 | Работа над 1-м и 2-м действием комедии. Образ городничего | Знать: содержание комедии. Уметь: давать характеристику образам комедии, составлять цитатный план. | Раскрыть мастерство Н.В. Гоголя в изображении русского чиновничества | Прочитать 3-5 действия | | |
32 | | Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Хлестаков и городничий. Хлестаков - вельможа. Хлестаков-ревизор | 1 | Анализ 1 и 2 действия комедии Каков основной конфликт пьесы. | Знать: основной конфликт пьесы. Уметь: характ-ть литературного героя с использованием цитат из текста произведения. | Умение сопоставлять характеры героев | Прочитать статью "В мире гоголевской комедии", сост. расссказ о героях с опорой на нее. | | |
33 | | Художественная идея. Подготовка к написанию сочинения. | 1 | Беседа о жизненных целях и характере Хлестакова. Письменный ответ: «Хлестаковщина? Это явление уже достояние истории или оно характерно для нашего времени» | Знать: худ-ую идею комедии. Уметь: создавать письменное монологическое высказывание, составлять сопоставительную характеристику, характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения. | | Написать сочинение. Инд. сообщ. о Тургеневе. | | |
34 | Р\Р | Сочинение по комедии Гоголя «Ревизор» | 1 | Темы по выбору учащихся | | Диагностировать уровень полученных знаний по теме | Доработать сочинение. | | |
35 | | Основные вехи биографии И.С. Тургенева | 1 | Основные биографические сведения о писателе. | Знать: основные вехи биографии писателя, своеобразие жанра «лирическая повесть». Уметь: выделять главное, составлять тезисный план. | Познакомить с основными событиями и фактами из биографии И.С.Тургенева | Прочитать повесть "Ася", выраз. чт. 3 гл. и фрагментов 2 и 4 гл. о Гагине. | | |
36 | | Произведения писателя о любви: повесть «Ася». | 1 | История любви как основа сюжета повести. . | Знать: особенности композиции повести. Уметь: высказывать свою точку зрения о прочитанном, владеть разными видами пересказа. | Уметь определять средства художественной выразительности, используемые автором при создании пейзажа | Сост. цит. план. Озаглавить части повести, заполнив таблицу. | | |
37 | | Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. | 1 | | Знать: содержание повести. Уметь: давать характеристику героям повести, анализировать эпизоды. Использовать знания для построения диалога, дискуссии. | Рассмотреть, как раскрывается характер человека в жизненных испытаниях | Подготовить хар-ку образа Аси. Ответ на вопрос: «Почему повесть называется «Ася»? | | |
38 | | Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини. | 1 | Образ «тургеневской» девушки. Наблюдения над характером и поведением Аси. Анализ эпизодов «Разговор господина Н.и Аси»(гл.9), «Сцена в домике фрау Луизы» (гл.16).Судьба русской девушки | Знать: содержание повести, особенности образа героини. Уметь: давать характеристику образа героини повести. Использовать навыки для создания письменного высказывания. | Ввести определение понятия «тургеневская девушка», отметить основные черты характера героини - любовь, нежность, верность, цельность характера | Соч. "Мотив России в повести" или анализ эпизодов "Образ героини", "Образ природы", "Мотив рока в повести" Инд. сообщ. о Некрасове. | | |
39 | | Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». | 1 | Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворении. | Знать: тематику произведений поэта. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения. | Познакомиться с основными событиями и фактами из биографии Н.А. Некрасова. | Сост. тезисный план по статьи учебника. Выучить "Внимая ужасам войны". | | |
40 | | Фет А.А. Краткие сведения о поэте. «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета. | 1 | Мир природы и духовности в поэзии поэта. Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета. | Знать: особенности показа мира природы в лирике поэта. Уметь: по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения и анализировать их. | | Литер. вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века». | | |
41 | | А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. | 1 | Биографические сведения . Основные произведения. Островский и театр. Творческая и сценическая история пьесы. Основные образы. | Знать: о вкладе писателя в развитие русского театра. Уметь: определять жанр пьесы, композицию, видеть связь с мифологией, давать характеристику образу, владеть навыками чтения по ролям. Использовать знания для составления письменного высказывания. | | Прочитать сказку, ответить на вопросы с.333 № 1, 2 | | |
42 | | Связь с миф-кими и сказочными сюжетами. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Образ Снегурочки. Язык персонажей. | 1 | Связь пьесы с УНТ. | Уметь: выразительно читать пьесу по ролям, давать характеристику персонажам, | Познакомиться с народными обрядами. | Составить план по вопросам с.333 № 3 Письм. ответ на вопрос с. 334 № 1 | | |
43 | | Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); | 1 | автобиографическая проза | Знать: основные вехи биографии Толстого, особенности жанра. Уметь: определять проблемы, затронутые в произведении, владеть различными видами пересказа. | Познакомиться с основными событиями и фактами из биографии Толстого. | Ответ. на вопросы с. 336 Вопросы и задания с. 350 | | |
44 | | Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. | 1 | История рассказа. Жанр рассказа. Наблюдения за полковником на балу и после бала. Основные мотивы рассказа. | Уметь: определять проблемы, затронутые в рассказе, находить художественные детали в тексте, составлять тезисный план для харак-тики героя. Использовать навыки для написания письменного высказывания. Знать: жанровые признаки рассказа. | | Вопросы для анализа 1 части с. 362 № 1-8. | | |
45 | | Толстой Л.Н. «После бала». Автор и рассказчик в произведении. Приемы создания образов. | 1 | Главная мысль рассказа. Личная ответственность человека за все, что он совершает в жизни. Прием контраста | Уметь: находить художественные детали в тексте, характеризующие образы героев. | Понять главную мысль рассказа, | Анализ 2 части, вопросы. с. 363 № 9-13 | | |
46 | | Контрольное тестирование по теме «Литература 19 века». | 1 | Контроль знаний | | | Подготовиться к сочинению | | |
47 | р/р | Подготовиться к домашнему сочинению-рассуждению по литературе 19 века | 1 | | | | сообщение о Горьком | | |
| Из лит-ры 20 века | | 14+2 | | | | | | |
48 | | М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе». | 1 | Идейное своеобразие песни. Образ-символ. Поэтизация гордых и сильных людей. Романтический герой. | Знать, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа. Уметь выявлять авторскую позицию и способы ее выражения, использовать разные виды чтения. | Познакомить с основными событиями и фактами из биографии Горького. Знать наизусть отрывок | Сост. план статьи о Горьком. Пересказ легенды о Лойко и Радде. Повторить особенности романтизма | | |
49 | | Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. | 1 | Дополнить представления учащихся о Горьком, как о человеке. Основные мотивы творчества писателя. Романтический рассказ. | Знать жанровое своеобразие произведений Горького. Уметь наблюдать над композицией рассказа, выявлять проблему произведения, составлять цитатный план. | Знать содержание рассказа «Макар Чудра» | Выписать цитаты – размышл-я Макара о труде, смысле жизни, вере. Заполнить таблицу. Подготовить сообщение о музеях Маяковского в Багдади и в Москве | | |
50 | | В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | Биографические сведения. Рассказ об условиях, в которых формировался характер поэта. Словотворчество и неологизмы как характерный признак творчества Маяковского. Лексика, рифма, ритм, система образов, поэтический синтаксис, интонация в стихотворениях Маяковского. | Знать особенности поэтики поэта. Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения и анализа его стихотворений. | Познакомиться с основными событиями и фактами из биографии поэта, характерными признаками творчества Маяковского | Выучить наизусть стих. «Хорошее отношение к лошадям». Подготовить рассказ о Тэффи по статье учебника. | | |
51 | | О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) Н.А. Тэффи «Свои и чужие» | 1 | литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях) Биографические сведения. Литературный псевдоним. Тематика рассказов писательницы. Тонкая ирония рассказов Тэффи, система художественных образов, средства художественной выразительности. | Знать особенности творчества писателей. Уметь находить авторскую позицию, составлять план статьи. Использовать разные виды пересказа и чтения. Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения. | Познакомиться с основными событиями и фактами из биографии писателя, находить авторскую позицию в рассказах Тэффи, видеть за смешным драматизм человеческой жизни. | Прочитать рассказ «Свои и чужие». Повторить опред-я видов комич-го. Составить план статьи о Зощенко. Выписать афоризмы на тему«Смех». Прочитать «Обезьяний язык». Зад. № 2 с. 56-57 | | |
52 | | Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа. | 1 | Биографические сведения о писателе. Знакомство с рассказами Зощенко, их основная тематика. Словарная работа: юмор, сатира, гипербола, гротеск. | Уметь отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения | | Подготовить сообщение о Заболоцком | | |
53 | | Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе», «Некрасивая девочка», «Старая актриса». Тема творчества в лирике поэта | 1 | Биографические сведения, тематика лирики. Словарная работа: звукопись, аллитерация, ассонанс, юмор, метонимия, снобизм. Основная мысль стихотворения, мастерство поэта в создании образа. Разное понимание красоты: внешнее и внутреннее. | Знать особенности лирики поэта. Уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений, строить письменное высказывание. | Выразительное чтение стихотворения, | Повторить тему «Поэзия 19-20 век о родной природе». Выучить наизусть стихотворение «Я не ищу гармонии». | | |
54 | р/р | Подготовка к домашнему сочинению «Что есть красота?» | 1 | Развитие речи учащихся. | Уметь выражать свое мнение по поводу прочитанного, рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта. | | Сообщение об Астафьеве по статье учебника. | | |
55 | | Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. | 1 | Краткие биографические сведения о писателе, обзор основных произведений. | Знать своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей на эту тему. Уметь объяснять своеобразие произведений. | | Читать «Фотография…». Вопросы с. 101 № 1, 2 | | |
56 | | Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти. | 1 | Худ. пересказ рассказа, чтение ключевых эпизодов, разговор о деревенской жизни 30-х годов 20 века, о чело. характерах и отношениях между людьми. Образ бабушки и учителя. | Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить худ. детали при описании образов бабушки и учителя. | | Вопросы с. 101 № 3-10 | | |
57 | р/р | Творческая работа. «История одной фотографии» | 1 | | | Диагностировать уровень полученных знаний по теме | Подготовить сообщение о ТвардовскомВыразительное чтение «Мост» | | |
58 | | А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского. | 1 | дорога и путешествие в эпосе Твардовского | Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения. Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану | | Составить характеристику главы поэмы «Две кузницы». | | |
59 | | «За далью — даль» (главы из поэмы). | 1 | Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие Продолжить знакомство с биографией Твардовского. Автобиографичность произведения. История создания поэмы «За далью-даль», изученных глав. | Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения | | Подготовить сообщение о В. Распутине, ответить на вопросы № 1-3 с. 133 | | |
60 | | Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина | 1 | Биографические сведения. Основные мотивы творчества. | Знать основные вехи биографии писателя. Уметь создавать сообщения с применением презентации. | | Прочитать «Уроки французского». Подобрать цитаты для заглавий частей рассказа | | |
61 | | Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». | 1 | Новый поворот темы детей на страницах рассказа. Автобиографичность рассказа | Знать творческую историю рассказа Уметь находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа | | | | |
62 | | Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости. | 1 | Образ учительницы. Характер главного героя, условия его формирования. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. | Знать содержание произведения. Уметь определять мотивы произведения и находить им подтверждение, анализировать прозаическое произведение; создавать письменное высказывание, описывать литературного героя | | Выполнить задание №4 Индивидуальное задание – сообщение об эпохе Возрожд-я. Читать статью о Шекспире | | |
63 | | Контрольное тестирование | 1 | Диагностика знаний по литературе 20 века | | Диагностировать зания | Инд. задание – сообщение об эпохе Возрожд-я. Читать статью о Шекспире | | |
| Из зарубежной лит-ры | | 4 | | | | | | |
64 | | У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем | 1 | трагедия (основные признаки жанра) Биографические сведения. Искусство и литература эпохи Возрождения. Словарная работа: сонет, трагедия, фабула. | Знать жанровые характеристики трагедии Уметь видеть проблематику, составлять характеристику героям. | | Прочитать трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Инд. сообщ.: прототипы Ромео и Джульетты. | | |
65 | | Пьеса «Ромео и Джульетта». Основной конфликт пьесы. Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене. | 1 | Основной конфликт пьесы, ключевые эпизоды, характеристика действующих лиц трагедии. | Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности. | | Подготовить письменное сообщение на одну из тем с. 298 | | |
66 | | Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. | 1 | Биографические сведения о писателе. Образ Дон Кихота. Черты рыцарского романа. | Знать содержание романа, понимать термин «донкихотство». Уметь определять проблематику произведения, анализировать текст, выстраивать устное высказывание по плану, вести диалог. | Какие сюжеты в «Дон Кихоте» напоминают черты рыцарского романа. | Составить план статьи о Сервантесе. Читать «Дон Кихот» | | |
67 | | Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. | 1 | Донкихотство. | | Понимать термин «донкихотство». Есть ли оно в нашей жизни и нужно ли оно человечеству? При рассуждении уметь приводить примеры из жизни. | | | |
68 | | Итоговый урок Литература на лето | 1 | | | | | | |