1. | Вступление, или Детективное начало 10 ч. | Жанровые особенности рассказа: жизненность изображаемых событий, достоверность и актуальность нравственных проблем. В. Драгунский «Что я люблю». | 1.09 | | 1 | | |
2. | Особенности поэтического взгляда на мир. И. Токмакова «Мне грустно - я лежу больной». | 2.09 | | 1 | | |
3. | Роль названия рассказа в выражении его смысла. В.Драгунский «Что любит Мишка». | 4.09 | | 1 | | |
4. | Характер главного героя, авторское отношение к главному герою. В. Драгунский «Что любит Мишка». | 7.09 | | 1 | | |
5. | Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Б. Заходер «О границах поэтического творчества». | 8.09 | | 1 | | |
6 | Приём контраста в литературе. К.Ушинский «Четыре желания», А. Усачёв «Первое сентября» | 9.09 | | 1 | | |
7. | Создание образа осени в стихотворении. Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето». | 11.09 | | 1 | | |
8 | Урок-исследование по теме «Сравнение научного и художественного текста. М.Пришвин «Осеннее утро», статья из словаря. | 14.09 | | | 1 | |
9. | Выражение чувства автора в стихотворении. Работа над выразительным чтением. А.Пушкин «Тиха украинская ночь». | 15.09 | | 1 | | |
10 | Творческий проект. «Образ ночи в поэзии, живописи, музыке.» | 16.09 | | | 1 | |
11 | Завязка, тайны искусства… 16 ч. | Создание автором «звучащего» образа природы. Нахождение рифмы в произведении И. Пивоварова «Картина». | 18.09 | | 1 | | |
12 | Способность поэзии выражать красоту окружающего мира. Д. Кедрин «Осенняя песня». | 21.09 | | 1 | | |
13 | Песня осени. О.Дриз «Кончилось лето». | 22.09 | | 1 | | |
14. | Переживания автора. Пейзажные тайны стихотворения. М. Лермонтов «Утёс». | 23.09 | | 1 | | |
15. | Ф.И.Тютчев «Что ты клонишь над водами». Использование автором приёма олицетворения. | 25.09 | | 1 | | |
16. | Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого. С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». | 28.09 | | 1 | | |
17. | Эмоциональное состояние автора. И.Пивоварова «Песня зарянки». | 29.09 | | 1 | | |
18 | Исследование способов выражения авторского отношения к описываемым событиям. Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» | 30.09 | | | 1 | |
19. | Выражение поэтического мировосприятия в прозе.М.Цветаева «Одна половина окна растворилась…», С. Козлов «Ёжик в тумане». | 2.10 | | 1 | | |
20 | Чудесный дар – видеть красоту природы. Оницура – хокку, С. Козлов «Красота». Характеры главных героев. | 5.10 | | 1 | | |
21 | Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке. Нанайская сказка «Айога». | 6.10 | | 1 | | |
22. | Характер главного героя, авторское отношение к главному герою. И. Пивоварова «Как я считал», Г.П. Корнилова «Кто такой Бумчик». | 7.10 | | 1 | | |
23. | Исследование способов выражения авторского отношения к описываемым событиям. Г.П.Корнилова «Про бабочку» | 9.10 | | | 1 | |
24 | Определение жанра произведения . Г.П.Корнилова «Вертолёт». | 12.10 | | 1 | | |
25 | Решение проектных задач. Признаки научно-популярного рассказа. С.Сахарнов «Воздушный богатырь». ИКТ | 13.10 | | | 1 | |
26 | Как смотрит на мир поэт и учёный. Е.Серова «Лесной аэродром» | 14.10 | | 1 | | |
27. | Погоня за секретами литературы… 16 ч. | Представление о хокку как жанре литературы. Хокку Басё. | 16.10 | | 1 | | |
28. | Создание образа с помощью сравнения, контраста. Э. Нийт. «Каменный замок», К. Чуковский «Федотка». | 19.10 | | 1 | | |
29 | Авторская ирония в произведении. Е.Чеповецкий «Петя тяжело болен», С.Я. Маршак «Попрошайка», Э.Э.Мошковская «Жадных нет». | 20.10 | | 1 | | |
30 | Урок-проект по теме «Создание образа с помощью гиперболы. С. Михалков «Про мимозу». | 21.10 | | | 1 | |
31 | Нахождение элементов сюжета в рассказе. Авторское отношение к главному герою. Л.Толстой «Прыжок». | 23.10 | | 1 | | |
32 | Характер главного героя, его портрет. Л.Толстой «Прыжок». | 26.10 | | 1 | | |
33 | Нахождение элементов сюжета. Переживания главных героев. Л. Толстой «Лев и собачка». | 27.10 | | 1 | | |
34 | Урок-исследование по теме «Соотнесение реальности и фантазии.» П.А.Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане…», В.И.Даль «Старик-годовик». | 28.10 | | | 1 | |
35 | Способность поэзии создавать фантастические образы. Юнна Мориц «Сто фантазий». | 30.10 | | 1 | | |
36 | Жанровые особенности произведения (достоверность и актуальность нравственных проблем, возможность вымысла).Н. Носов «Фантазёры». | 9.11 | | 1 | | |
37 | Н.Носов «Фантазёры». Сравнительный анализ характеров персонажей. | 10.11 | | 1 | | |
38 | Урок- исследование по теме «Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки». Н.Носов «Фантазёры». | 11.11 | | | 1 | |
39 | Нахождение рифмы. Создание автором фантастического образа. Ф. Галас «Мир наоборот». | 13.11 | | 1 | | |
40 | Определение жанра произведения. Катаев В. П. «Цветик-семицветик». | 16.11 | | 1 | | |
41 | Работа над содержанием. Характеристика главных героев произведения. Катаев В. П. «Цветик-семицветик». | 17.11 | | 1 | | |
42 | Анализ выразительных средств стихотворений. Э. Э. Мошковская «Я сперва была сосною…», Е.П.Чеповецкий «Кто как ходит». | 18.11 | | 1 | | |
43 | Идём по невиданным следам… 16 ч. | Исследование законов волшебных сказок. Ю. Мориц. «Песенка про сказку». | 20.11 | | | 1 | |
44 | Использование повторов как средства художественной выразительности. А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный». | 23.11 | | 1 | | |
45 | Исследование композиционных особенностей народной сказки. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Слушание. | 24.11 | | | 1 | |
46 | Характеристика главных героев сказки. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 25.11 | | 1 | | |
47 | Наблюдение за развитием сюжета. Неповторимая красота авторского языка.А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 27.11 | | 1 | | |
48 | Особенности авторской сказки. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 30.11 | | 1 | | |
49 | Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник. Типичность завязки, кульминации-развязки. Ш.Перро «Кот в сапогах». | 1.12 | | 1 | | |
50 | Сказочные законы в волшебной сказке. Ш.Перро «Кот в сапогах», русские народные сказки «Кот, лиса и петух», «Кот и лиса» | 2.12 | | 1 | | |
51 | Урок-проект «Составление авторской сказки». Наедине с книгой. «Кузьма Скоробогатый». | 4.12 | | | 1 | |
52 | Особенности поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту в обыденном. А.Пушкин «Опрятней модного паркета…» | 7.12 | | 1 | | |
53 | Создание поэтом фантастической картины ночи в произведении. И. Суриков «Всё темней, темней и тише». | 8.12 | | 1 | | |
54 | Творческий проект. «Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник.» П.Ершов «Конёк-горбунок». | 9.12 | | | 1 | |
55 | Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 11.12 | | 1 | | |
56 | Исследование по теме «Особенности построения волшебной сказки.» Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 14.12 | | | 1 | |
57 | Лирическая тональность сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Работа по картине В.Васнецова «Алёнушка» | 15.12 | | 1 | | |
58 | Особенности бытовой сказки. Русская народная сказка «Мужик и медведь». | 16.12 | | 1 | | |
59 | Сходство сюжетов сказок разных народов. «Медведь и охотник». Эвенкийская народная сказка. | 18.12 | | 1 | | |
60 | Нахождение рифмы. Работа над выразительным чтением. Р.А.Кудашева «Зимняя песенка». | 21.12 | | 1 | | |
61 | Наблюдение за развитием сюжета произведения. В. Драгунский «Заколдованная буква». | 22.12 | | 1 | | |
62 | Юмор в произведении. В. Драгунский «Заколдованная буква». | 23.12 | | 1 | | |
63 | Форма стихотворного произведения. Л. Друскин «Я сплю…» | 25.12 | | 1 | | |
64 | Кульминация! Вершина воображения..22 ч. | Художественные приёмы в авторском поэтическом тексте С.Есенин. «Зима». | 28.12 | | 1 | | |
65 | Народная и авторская сказки с похожими сюжетами. Русская народная сказка «Морозко», В Одоевский «Мороз Иванович» | 11.01 | | 1 | | |
66 | Соотношение поступков героев нравственным нормам. Русская народная сказка «Морозко», В Одоевский «Мороз Иванович» | 12.01 | | 1 | | |
67 | Решение проектных задач. Сравнение текстов волшебных сказок. Русская народная сказка «Морозко», В Одоевский «Мороз Иванович». | 13.01 | | | 1 | |
68 | Формулирование законов русской народной волшебной сказки. Русская народная сказка «Морозко», Братья Гримм «Госпожа Метелица» | 15.01 | | 1 | | |
69 | Исследование художественных приёмов в народных и авторских поэтических текстах. Загадки, скороговорки, стихотворения Е.Благининой. | 18.01 | | | 1 | |
70 | Нравственные уроки сказок. Татарская сказка «Три дочери» | 19.01 | | 1 | | |
71 | Анализ выразительных средств с целью уточнения позиции автора и способа передачи такой позиции. О.Ванциетис. «Подснежник». | 20.01 | | 1 | | |
72 | Особенности сюжета сказки. Признаки волшебной сказки. Русская народная сказка «Снегурочка». | 22.01 | | 1 | | |
73 | Характеристика персонажей сказки, оценка их поступков. Русская народная сказка «Снегурочка». | 25.01 | | 1 | | |
74 | Урок-презентация. Разгадываем загадки сказок. Репродукция Б.Кустодиева «Масленица» | 26.01 | | | 1 | |
75 | Следы сказочного жанра в стихотворении И. Сурикова «Детство». | 27.01 | | 1 | | |
76 | Следы сказочного жанра в стихотворении И. Сурикова «Как Володя быстро под гору летел» | 29.01 | | 1 | | |
77 | Особенности авторского взгляда на сказку. М.Бородицкая «Колдунье не колдуется» | 1.02 | | 1 | | |
78 | Особенности авторской сказки: сохранение связей с народной сказкой и обретение нового смысла. О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга». | 2.02 | | 1 | | |
79 | Сравнительная характеристика главных героев. О. Пройслер «Маленький Водяной» и «Маленькая Баба-Яга». | 3.02 | | 1 | | |
80 | Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа. Волшебные помощники. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (отрывок). | 5.02 | | 1 | | |
81 | Жанры в литературе и живописи. А.Кушнер «Что я узнал!» | 8.02 | | 1 | | |
82 | Исследуем законы рассказа Л.Толстой «Акула». | 9.02 | | | 1 | |
83 | Авторское отношение к герою в рассказе Л.Толстого «Акула». | 10.02 | | 1 | | |
84 | Чувство сопереживания и сочувствия в рассказе М.Пришвина «Глоток молока» | 12.02 | | 1 | | |
85 | Различие позиции героя и автора. Л.Дьяконов «Щенок и снег». | 15.02 | | 1 | | |
86 | Вперёд по дороге открытий… 21 ч. | Уроки добра. Э. Мошковская «Дедушка Дерево» | 16.02 | | 1 | | |
87 | Нравственное содержание прочитанного. Г.Скребицкий «Передышка» | 17.02 | | 1 | | |
88 | Особенности и причины поведения героев. .Г.Скребицкий «Передышка» | 19.02 | | 11 | | |
89 | Урок-проект . Создание собственного текста на основе репродукции картины художника А. Куинджи «Берёзовая роща» . | 22.02 | | | 1 | |
90 | Использование автором для создания художественного образа таких приёмов, как олицетворение, сравнение. Ф. Тютчев «Зима недаром злится». | 24.02 | | 1 | | |
91 | Использование автором законов построения древней сказки и одновременно своих научных знаний в области биологии. В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил». | 26.02 | | 1 | | |
92 | Характеристика главных героев произведения. В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил». | 29.02 | | 1 | | |
93 | В. Бианки – писатель и учёный. «Как Муравьишка домой спешил» | 1.03 | | 1 | | |
94 | Урок-исследование. Точка зрения художника в литературе и живописи. | 2.03 | | | 1 | |
95 | Творческий проект. Красота стихотворного текста и настроение живописного полотна С. Махотин «Жук», репродукция Ф.Толстого. | 4.03 | | | 1 | |
96 | Жанровые особенности произведения. Саша Чёрный «Песня мухи». | 7.03 | | 1 | | |
97 | Мир детей и взрослых в стихах и рассказах. Э.Успенский «Разгром», А.Усачёв «Самый лучший день» | 9.03 | | 1 | | |
98 | Уроки этики в авторском произведении. К. Ушинский «Играющие собаки» | 11.03 | | 1 | | |
99 | Решение нравственных проблем: ценности живого общения и хорошего отношения друг к другу. Л. Мурр «Крошка Енот». | 14.03 | | 1 | | |
100 | Творческий проект. Жанры устного народного творчества. | 15.03 | | | 1 | |
101 | Использование автором сюжета народной сказки о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 16.03 | | 1 | | |
102 | Авторское отношение к происходящему. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост | 18.03 | | 1 | | |
103 | Характеристика главного героя. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 21.03 | | 1 | | |
104 | Способность поэзии выражать самые важные переживания: любви к родным. Саша Чёрный «Колыбельная», А.Барто «Старший брат сестру баюкал». | 22.03 | | 1 | | |
105 | Исследование композиции волшебной сказки для решения современных нравственных проблем. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь». | 23.03 | | | 1 | |
106 | Современная авторская сказка. Л. Петрушевская «Все непонятливые» | 25.03 | | 1 | | |
107 | Развязка. Раскрытие тайны. 15 ч. | Жанровые особенности произведения Рассказ Н.Носова «Мишкина каша». | 4.04 | | 1 | | |
108 | Наблюдение за развитием сюжета произведения. Н. Носов «Мишкина каша». | 5.04 | | 1 | | |
109 | Характеристика главных героев: проявление характера в поступках и речи. Н. Носов «Мишкина каша». | 6.04 | | 1 | | |
110 | Урок-исследование по теме «Комическая ситуация или комический характер героя». Н.Носов «Мишкина каша». | 8.04 | | | 1 | |
111 | Наблюдение за развитием сюжета произведения. Н.Носов «Заплатка». | 11.04 | | 1 | | |
112 | Юмор в произведении. Н. Носов «Заплатка». | 12.04 | | 1 | | |
113 | Деление рассказа на части, составление плана рассказа. Н. Носов «Заплатка». Тим Собакин «Дело и мастер» | 13.04 | | 1 | | |
114 | Наблюдение за развитием сюжета. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи». | 15.04 | | 1 | | |
115 | Работа над содержанием. Характеристика главного героя. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи». | 18.04 | | 1 | | |
116 | Наедине с книгой по произведениям Н.Носова | 19.04 | | 1 | | |
117 | Что такое быть настоящим поэтом. О.Дриз «Как сделать утро волшебным» | 20.04 | | 1 | | |
118 | С. Козлов – сказочник и поэт. «В небе туча хмурится». Н.Рыленков «После дождя» | 22.04 | | 1 | | |
119 | Определение жанра произведения. Дж. Родари «Отчего идёт дождь?», сказка «Путешествие капельки» | 25.04 | | 1 | | |
120 | Мир детей в рассказе И.Пивоваровой «Мы пошли в театр» | 26.04 | | 1 | | |
121 | Урок-проект по теме «Понятие о видах искусства – театре, архитектуре, скульптуре» | 27.04 | | | 1 | |
122 | Счастливые минуты с книгой 15 ч. | Поэтические образы детей. С.Маршак «О мальчиках и девочках», В.Лунин «Грусть» | 29.04 | | 1 | | |
123 | Осознанное восприятие содержания текста и оценка его характера. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» | 3.05 | | 1 | | |
124 | Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В.Драгунского «Кот в сапогах» | 4.05 | | 1 | | |
125 | Ориентирование в нравственном содержании прочитанного в рассказе В.Драгунского «Кот в сапогах» | 6.05 | | 1 | | |
126 | Исследование по теме «Как смотрит на мир поэт и ребёнок.» А.Барто «В пустой квартире» | 10.05 | | | 1 | |
127 | Сопричастность миру семьи, Родины. А.Смирнов «Кто был на войне», В.Берестов «Мир» | 11.05 | | 1 | | |
128 | Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий, достоверность и актуальность нравственных проблем. А. Гайдар «Чук и Гек». «Телеграмма». | 13.05 | | 1 | | |
129 | Характеристика главных героев произведения. А. Гайдар «Чук и Гек». «Дорога к отцу». | 16.05 | | 1 | | |
130 | Выделение частей произведения, составление плана. А.Гайдар «Чук и Гек». «Вот и приехали». | 17.05 | | 1 | | |
131 | Проявление характеров героев в трудной ситуации. А. Гайдар «Чук и Гек». «Одни в лесной сторожке». | 18.05 | | 1 | | |
132 | Урок-исследование по теме «Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям». А.Гайдар «Чук и Гек». «Вот оно счастье!». | 20.05 | | | 1 | |
133 | Нравственные проблемы в рассказе А.Гайдара «Чук и Гек». Работа с текстом. | 23.05 | | 1 | | |
134 | Библиотечный урок. Темы, нравственные проблемы, характеры героев в произведениях А.Гайдара | 24.05 | | 1 | | |
135 | Урок-проект «Сопричастность миру Родины.» М.Матусовский «С чего начинается Родина?» | 25.05 | | | 1 | |
136 | Литературная викторина по произведениям, изученным во 2-м классе. ИКТ | 26.05 | | | 1 | |
| | | | | 108 | 28 | |