№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Дата корректировки |
1 | Книга в жизни человека. Писатели о роли книги. Книга как духовное завещание одного поколения другому | 1 | 01.09. | | |
2 | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Развитие представлений о фольклоре: преображение действительности в духе народных идеалов, вариативная природа фольклора, сочетание коллективного и индивидуального | 1 | 02.09. | | |
3 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки | 1 | 06.09. | | |
4 | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Нравственное и эстетическое содержание сказок | 1 | 08.09. | | |
5 | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич | 1 | 09.09. | | |
6 | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки | 1 | 13.09. | | |
7 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания | 1 | 15.09. | | |
8 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки | 1 | 16.09. | | |
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | 1 | 20.09. | | |
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель» | 1 | 22.09. | | |
11 | Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» | 1 | 23.09. | | |
12 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 1 | 27.09. | | |
13 | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича | 1 | 29.09. | | |
14 | Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин | 1 | 30.09. | | |
15 | М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 1 | 04.10. | | |
16 | Жанр басни в мировой литературе. Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев | 1 | 06.10. | | |
17 | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Развитие представлений о жанре басни. Осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.) | 1 | 07.10. | | |
18 | И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автор | 1 | 11.10. | | |
19 | Выразительное чтение басен | 1 | 13.10. | | |
20 | В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки | 1 | 14.10. | | |
21 | В. А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость | 1 | 18.10. | | |
22 | А. С. Пушкин. «Няне». Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями | 1 | 20.10. | | |
23 | «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | 1 | 21.10. | | |
24 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои | | 25.10. | | |
25 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев | | 27.10. | | |
26 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки | | 28.10. | | |
27 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (урок развития речи 3). Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов | | | | |
28-29 | Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина | | | | |
30 | А. С. Пушкин. Сказки (урок внеклассного чтения 3). Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. Сюжеты и герои пушкинских сказок. Иллюстраторы сказок Пушкина | | | | |
31 | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка» | | | | |
32 | «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение | | | | |
33 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения | | | | |
34 | «Бородино»: проблематика и поэтика. Скорбь о погибших защитниках Отечества и патриотический пафос стихотворения | | | | |
35 | «Ашик-Кериб» как литературная сказка (урок внеклассного чтения 4). Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору | | | | |
36 | Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов | | | | |
37 | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. Развитие представлений о фантастике. Сказочный характер фантастики в повести. Развитие представлений о юморе | | | | |
38 | «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» (урок внеклассного чтения 5). Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил | | | | |
39 | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Тяготы и невзгоды в её жизни и их преодоление. Стойкость характера «величавой славянки» | | | | |
40 | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых | | | | |
41 | «Крестьянские дети». Язык стихотворения. Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь. Подготовка к сочинению по картине | | | | |
42 | И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди. | | | | |
43 | «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима. Облик Муму. Смысл названия повести. Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства | | | | |
44 | «Муму»: система образов. Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди | | | | |
45 | И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (урок развития речи 4). Развитие представлений о портрете и пейзаже. Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести | | | | |
46 | А. А. Фет. Лирика. «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Чудная картина…»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж. «Задрожали листы, облетая…»: противопоставление осенней «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка». Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни | | | | |
47 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Русский офицер Жилин. Жилин в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей | | | | |
48 | «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. Жилин и Костылин: два характера – две судьбы. Смысл названия рассказа. Поучительный характер рассказа. Утверждение гуманистических идеалов | | | | |
49 | «Кавказский пленник». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | | | | |
50-51 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого | | | | |
52 | А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей. Речь персонажей как средство их характеристики и способ со здания комической ситуации | | | | |
53 | «Хирургия» (урок развития речи 6). Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу | | | | |
54 | Рассказы Чехова (урок внеклассного чтения 6). Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте (по выбору учителя). Юмор в рассказах Чехова | | | | |
55 | Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Образ родины в пейзажной лирике поэта. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения | | | | |
56 | А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок). Урок-концерт | | | | |
57 | Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе (урок развития речи 7) | | | | |
58 | И. А. Бунин. «Косцы». Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок. Поэтическое воспоминание о родине | | | | |
59 | И. А. Бунин. «Подснежник» (урок внеклассного чтения 7). Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя | | | | |
60 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. Изображение жизни детей из богатой и бедной семей. Вася и его отец. Развитие их отношений. Знакомство с Валеком и Марусей | | | | |
61 | «В дурном обществе»: семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Размышления героев. Портрет как средство характеристики героев | | | | |
62 | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Изображение серого сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Смысл образа старого Януша. Взаимопонимание – основа отношений в семье | | | | |
63 | «В дурном обществе» (урок развития речи 8). Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос | | | | |
64 | С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина | | | | |
65 | П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана. Образ Хозяйки Медной горы | | | | |
66 | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова | | | | |
67 | К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Герои сказки и их поступки. Филька и бабушка. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание. Тема коллективного труда | | | | |
68 | «Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Развитие понятия о пейзаже. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя | | | | |
69 | «Заячьи лапы» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 8). Природа и человек в сказках К. Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных | | | | |
70 | С. Я. Маршак. Сказки для детей (урок внеклассного чтения 9). Пьесы-сказки для детей: «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать». «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой», «Сказка про короля и солдата» и др. (из книги «Сказки разных народов»). Их герои и нравственный смысл | | | | |
71 | «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. Положительные и отрицательные герои. Нравственные проблемы сказки: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомыслие | | | | |
72 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы-сказки. Фольклорные традиции в литературной сказке-пьесе. Общность и различие сказки Маршака и народной сказки | | | | |
73 | «Двенадцать месяцев» (урок развития речи 9). Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов | | | | |
74 | А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа. Душевный мир главного героя: его единство с природой. Одухотворение природы и оптимистическое восприятие диалектики окружающего мира | | | | |
75 | «Никита»: быль и фантастика. Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представления о фантастике в литературном произведении | | | | |
76 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Картины сибирской природы и их нравственный смысл | | | | |
77 | «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Основные черты характера Васютки. Становление характера героя в сложных испытаниях. Автобиографичность рассказа. Герой и автор | | | | |
78-79 | Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов | | | | |
80 | А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны | | | | |
81 | К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне | | | | |
82 | И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения | | | | |
83 | Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня». Образ родины в стихах о при роде. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях | | | | |
84 | Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Сюжеты литературной классики в рассказе. Развитие понятия о юморе | | | | |
85 | Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики | | | | |
86 | Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. Юмористический характер песни Кима. Её жанровое своеобразие. Особенности ритма, рифмы, комические образы, повторы, неожиданные словосочетания | | | | |
87 | Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков. Бережное отношение к традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер | | | | |
88 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо | | | | |
89 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами) | | | | |
90 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. Робинзон и Пятница. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонады в литературе и искусстве («Игорь-Робинзон» Саши Чёрного; «Васюткино озеро» В. Астафьева) | | | | |
91 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Понятие о художественной детали. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке | | | | |
92 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Мужественное сердце Герды. Иллюстрации к сказке | | | | |
93 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?». Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы | | | | |
94 | Х.-К. Андерсен. Сказки (урок внеклассного чтения 10). Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира | | | | |
95-96 | Х.-К. Андерсен. Сказки (уроки развития речи 10–11). Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов | | | | |
97 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Мир детства в романе: игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Черты характера главного героя | | | | |
98 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. Том и Гек. Том и Бекки. Их дружба. Внутренний мир героев романа. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций | | | | |
99 | «Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей (урок развития речи 12). Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос | | | | |
100 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Черты характера мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Преодоление сложных жизненных ситуаций. | | | | |
101 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. Джек Лондон — мастер изображения экстремальных жизненных ситуаций. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Драматизм и оптимизм книги о северном мальчике | | | | |
102-103 | Уроки контроля. Итоговая контрольная работа по литературе или тестирование. Выявление уровня литературного развития учащихся | | | | |
104-105 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» (уроки развития речи 13–14) (2 ч). Повторительно-обобщающий урок-праздник. Итоги учебного года. Задания для летнего чтения | | | | |