СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику В.Я. Коровиной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику В.Я. Коровиной для 5 класса (3 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику В.Я. Коровиной»

Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе (105 часов)



урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Дата корректировки

1

Книга в жизни человека. Писатели о роли книги. Книга как духовное завещание одного поколения другому

1

01.09.



2

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Развитие представлений о фольклоре: преображение действительности в духе народных идеалов, вариативная природа фольклора, сочетание коллективного и индивидуального

1

02.09.



3

Малые жанры фольклора. Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки

1

06.09.



4

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Нравственное и эстетическое содержание сказок

1

08.09.



5

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич

1

09.09.



6

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки

1

13.09.



7

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания

1

15.09.



8

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки

1

16.09.



9

Сказки о животных. «Журавль и цапля»

1

20.09.



10

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

1

22.09.



11

Итоговый урок на тему «Русские народные сказки»

1

23.09.



12

«Повесть временных лет» как литературный

памятник.

1

27.09.



13

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока

киевлянина и хитрость воеводы Претича

1

29.09.



14

Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин

1

30.09.



15

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1

04.10.



16

Жанр басни в мировой литературе. Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев

1

06.10.



17

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Развитие представлений о жанре басни. Осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.)

1

07.10.



18

И. А. Крылов. «Волк

на псарне». Отражение исторических событий в басне.

Патриотическая позиция автор

1

11.10.



19

Выразительное чтение басен

1

13.10.



20

В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки

1

14.10.



21

В. А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость

1

18.10.



22

А. С. Пушкин. «Няне». Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями

1

20.10.



23

«У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме

«Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок

1

21.10.



24

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои


25.10.



25

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

сравнительная характеристика героев


27.10.



26

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки


28.10.



27

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

(урок развития речи 3). Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов





28-29

Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина





30

А. С. Пушкин. Сказки (урок внеклассного чтения 3). Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. Сюжеты и герои пушкинских сказок. Иллюстраторы сказок Пушкина





31

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или

Подземные жители» как литературная сказка»





32

«Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение





33

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на

25-летнюю годовщину Бородинского сражения





34

«Бородино»: проблематика и поэтика. Скорбь о погибших защитниках Отечества и патриотический пафос стихотворения





35

«Ашик-Кериб» как литературная сказка (урок

внеклассного чтения 4). Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору





36

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов





37

«Заколдованное место»: реальность и фантастика

в повести. Развитие представлений о фантастике. Сказочный характер фантастики в повести. Развитие представлений о юморе





38

«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская

ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» (урок внеклассного чтения 5). Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные

мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил





39

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Тяготы и невзгоды в её жизни и их преодоление. Стойкость характера «величавой славянки»





40

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых





41

«Крестьянские дети». Язык стихотворения. Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь. Подготовка к сочинению по картине





42

И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди.





43

«Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима. Облик Муму. Смысл названия повести. Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства





44

«Муму»: система образов. Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди





45

И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (урок развития речи 4). Развитие представлений о портрете и пейзаже. Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести





46

А. А. Фет. Лирика. «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Чудная картина…»: полный загадочности

и очарования зимний пейзаж. «Задрожали листы, облетая…»: противопоставление осенней «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка». Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни





47

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Русский офицер Жилин. Жилин в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей





48

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. Жилин и Костылин: два характера – две судьбы. Смысл названия рассказа. Поучительный характер рассказа. Утверждение гуманистических идеалов





49

«Кавказский пленник». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов





50-51

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого





52

А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев

рассказа. Юмор ситуации. Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей. Речь персонажей как средство их характеристики и способ со здания комической ситуации





53

«Хирургия» (урок развития речи 6). Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу





54

Рассказы Чехова (урок внеклассного чтения 6).

Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте (по выбору учителя). Юмор в рассказах Чехова





55

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Образ родины в пейзажной лирике поэта. Поэтические образы,

настроения и картины в стихах о природе. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения





56

А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок). Урок-концерт





57

Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе (урок развития речи 7)





58

И. А. Бунин. «Косцы». Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок. Поэтическое воспоминание о родине





59

И. А. Бунин. «Подснежник» (урок внеклассного

чтения 7). Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя





60

В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. Изображение жизни детей из богатой и бедной семей. Вася и его отец. Развитие их отношений. Знакомство с Валеком и Марусей





61

«В дурном обществе»: семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Размышления героев. Портрет как средство характеристики героев





62

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Изображение серого сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Смысл образа старого Януша. Взаимопонимание – основа

отношений в семье





63

«В дурном обществе» (урок развития речи 8). Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос





64

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина





65

П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана. Образ Хозяйки Медной горы





66

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова





67

К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки

и их поступки. Герои сказки и их поступки. Филька и бабушка. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание. Тема коллективного труда





68

«Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Развитие понятия о пейзаже. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя





69

«Заячьи лапы» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 8). Природа и человек в сказках К. Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных





70

С. Я. Маршак. Сказки для детей (урок внеклассного чтения 9). Пьесы-сказки для детей: «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать». «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой», «Сказка про короля и солдата» и др. (из книги «Сказки разных

народов»). Их герои и нравственный смысл





71

«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. Положительные и отрицательные герои. Нравственные проблемы сказки: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомыслие





72

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы-сказки. Фольклорные традиции в литературной сказке-пьесе. Общность и различие сказки Маршака и народной сказки





73

«Двенадцать месяцев» (урок развития речи 9). Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов





74

А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа. Душевный мир главного героя: его единство с природой. Одухотворение природы и оптимистическое восприятие диалектики окружающего мира





75

«Никита»: быль и фантастика. Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представления о фантастике в литературном произведении





76

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой

в экстремальной ситуации. Поведение героя

в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Картины сибирской природы и их нравственный смысл





77

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Основные черты характера Васютки. Становление характера героя в сложных испытаниях. Автобиографичность рассказа. Герой и автор





78-79

Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов





80

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны





81

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на

лафете…». Война и дети – трагическая и

героическая тема произведений о Великой Отечественной войне





82

И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения





83

Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня». Образ родины в стихах о при роде. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях





84

Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Сюжеты литературной классики в рассказе. Развитие понятия о юморе





85

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики





86

Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. Юмористический характер песни Кима. Её жанровое своеобразие. Особенности ритма, рифмы, комические образы, повторы, неожиданные словосочетания





87

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков. Бережное отношение к традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер





88

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо





89

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.

Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами)





90

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. Робинзон и Пятница. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Робинзонады в литературе и искусстве («Игорь-Робинзон» Саши Чёрного; «Васюткино

озеро» В. Астафьева)





91

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Понятие о художественной детали. Символический смысл фантастических образов

и художественных деталей в сказке





92

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Мужественное сердце Герды. Иллюстрации к сказке





93

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?». Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы





94

Х.-К. Андерсен. Сказки (урок внеклассного чтения 10). Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира





95-96

Х.-К. Андерсен. Сказки (уроки развития речи 10–11). Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов





97

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Мир детства в романе: игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Черты характера главного героя





98

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба

героев. Том и Гек. Том и Бекки. Их дружба. Внутренний мир героев романа. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций





99

«Приключения Тома Сойера» – любимая книга

многих поколений читателей (урок развития речи 12). Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос





100

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Черты характера мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Преодоление сложных жизненных ситуаций.





101

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. Джек Лондон — мастер изображения экстремальных жизненных ситуаций. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Драматизм и оптимизм книги о северном мальчике





102-103

Уроки контроля. Итоговая контрольная работа по литературе или тестирование. Выявление уровня литературного развития учащихся





104-105

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» (уроки развития речи 13–14) (2 ч). Повторительно-обобщающий урок-праздник. Итоги учебного года. Задания для летнего чтения








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!