№ урока | Раздел, тема урока | Дата | Основные виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Формы организации образовательного процесса | Материально-техническое обеспечение |
Предметные | УУД | Личностные |
Вводный урок по курсу литературного чтения ( 1 ч) |
1 | Знакомство с названием раздела. «И повесил Олег щитсвой на вратах Царьграда». | | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | Осознавать структуру учебника, систему условных обозначений. Пользоваться оглавлением, словарём. Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Целостное отношение к книге. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития. | Урок введения в новую тему. | Учебник, ИКТ |
Летописи, былины, жития (6ч) |
2 | Из летописи. И вспомнил Олег коня своего. | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах | Различать жанр "летопись". Читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале. | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. | Урок путешествия в прошлое | Учебник ИКТ Карточки, диагностическая работа |
3. | Былина и ее герои. Особенности былины как жанра. Былина» Ильины три поездочки». | | Читать отрывки из древнерусской летописи. Сравнивать текс летописи с художественным текстом. | Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси. Сравнивать текст летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения | Урок-исследование | |
4 | Былина «Три поездочки Ильи Муромца».Составление рассказа об Илье Муромце. Былина «Ильины три поездочки» | | Различать жанр « былина». Читать отрывки из древнерусской былины. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. | Урок изучения нового материала | Выставка книг, рисунки детей |
5 | Особенности жития как жанра « Житие Сергия Радонежского» - | | Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека Описывать характер человека; выражать своё отношение. Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. | Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Описывать скульптурный памятник известному человеку Делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Регулятивные: формирование учебной задачи, понимание её, оценивание своей работы на уроке. Познавательные: использование различных способов поиска учебной информации. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание | Урок систематизации новых знаний | Подборка книг о С.Радонежском, фотографии памятника ему, аудизапись колокольного звона |
6 | Проект «Создание календаря исторических событий». Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Летописи. Былины. Жития». | | Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника | Различать жанры произведений. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст. | Р –формулировать и удерживать учебную задачу; П – устанавливать причинно – следственные связи; К – оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения. | Адекватно оценивать свои знания | Урок обобщения и систематизации. | Проекты детей Учебник ИКТ, проверочный тест |
7 | Стартовая работа. /Стандартизированная работа/ | | | | | | | |
Чудесный мир классики (14ч) |
8 9-10 | Знакомство с названием раздела. Прогназирование содержания раздела.П.П.Ершов « Конёк Горбунок» Сравнение литературной и народной сказок. П.П.Ершов « Конёк Горбунок». Характеристика поступков героев. Деление текста на части, составление плана. | | Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Наблюдать за развитием событий в сказке. Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Пересказывать большие по объёму произведения. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Сравнивать начало и конец сказки. | Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Сравнивать народную и литературную сказки. Оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту Составлять самостоятельно план | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества классиков | Комбинированный урок | Портрет Ершова, аудиоприложение к учебнику, рисунки детей к сказке. |
| | | | | | | | |
11 | А.С.Пушкин –великий русский писатель. Стихотворения « Унылая пора! Очей очарование» ,Няня», «Туча». | | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина | Урок - исследования | Учебник, аудиоприложение к учебнику |
12 13 14 | А.С. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной. А.С. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части, составление плана. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Пересказ одной из частей сказки | | Характеризовать героев произведения. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Описывать события, последовательность сказки. Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений | Называть сказки А.С. Пушкина. Различать сказки народные и литературные. Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним. Анализировать поведение героев | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи . | Урок изучения нового материала Урок формирования умений и навыков Урок - КВН | Учебник, аудиоприложение к учебнику, ИКТ Рисунки детей. КВН по сказкам |
| | | | | | | | |
15 | М.Ю. Лермонтов выдающийся русский поэт и писатель . Стихотворение «Дары Терека» | | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя | Называть изученные произведения М.Ю. Лермонтова. Различать жанры произведений. Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение» | Р –формулировать и удерживать учебную задачу; П – устанавливать причинно – следственные связи; К – оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения. | Умение воспринимать красоту природы, чувствовать красоту художественного слова | Урок изучения нового материала | Учебник.ИКТ, аудиоприложение к учебнику |
16-17 | М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб»Турецкая сказка.Герои сказки | | Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения. Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения . Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам. | Р –формулировать и удерживать учебную задачу; П – устанавливать причинно – следственные связи; К – осмысление правил взаимодействия в паре и группе, умение договариваться о совместной деятельности | Формирование чувства любви к ближним. Уважения к старшим, ценность положительных качеств. | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Портрет поэта, аудиоприложение к учебнику. |
18 | Л.Н.Толстой-великий русский писатель. Повесть « Детство» | | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Называть произведения классической литературы. Определять жанры литературных произведений. Осознанно, выразительно читать текст | Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознано вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеристика персонажей в опоре на текст . | Рассказывать о своих чувствах связанных с чтением рассказа, делиться своим эмоциональным состоянием. Объяснять свои чувства и эмоции. | Урок изучения нового 7 материала | Учебник, презентация к уроку |
19 | Басня Л.Н.Толстого «Как мужик камень убирал» | | Определять тему, главную мысль. Характеризовать события, устанавливать последовательность. Наблюдать за выразительностью литературного языка | Читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Делить текст на составные части, составлять его простой план. Называть особенности басни | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов . | Урок формирования умений и навыков | презентация к произведению |
20 | А.П. Чехов - великий русский писатель. Рассказ «Мальчики» | | Определять тему, главную мысль, Понимать основное содержание услышанного. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Характеризовать героев произведения. | . Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом. Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока | Формирование системы нравственных ценностей (благородство. дружба ,понимание, сотрудничество) | Урок изучения нового материала | Учебник, портрет писателя, |
21 | А.П.Чехов. Рассказ «Мальчики» Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу « Чудесный мир классики2 | | Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев разных жанров. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. | Называть литературные произведения и их авторов. Пересказывать основное содержание изученных литературных произведений. читать осознанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль произведения | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. | Урок обобщения и систематизации | проверочный тест |
| | | | | | | |
Поэтическая тетрадь (7ч) |
22 | Знакомство с названием раздела. Ф.И,Тютчев « Ещё земли печален вид»,» Как неожиданно и ярко» | | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. | Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы. Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Самостоятельно оценивать своё чтение. К – осмысление правил взаимодействия в паре и группе, умение договариваться о совместной деятельности | Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Понимать и чувствовать красоту родной природы ,испытывать гордость за свою родину. | Изучение нового материала | Портрет поэта, аудиоприложение к учебнику, репродукции картин на тему урока. |
23 | А.А. Фет « Весенний дождь», «Бабочка» | | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. | Характеризовать картины природы в лирическом стихотворении. Определять ритм, интонации (тон, паузы, темп) стихотворения . | Декларирование произведения. Основы смыслового чтения поэтического произведения, выделение существенной информации. | Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Понимать и чувствовать красоту родной природы ,испытывать гордость за свою родину. | Развитие умений и навыков | Портрет поэта, аудиоприложение к учебнику, , репродукции картин на тему урока. |
24 | Е.А. Баратынский.» Весна, весна! Как воздух чист!», « Где сладкий шепот моих лесов?» | | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. | Передавать настроение и чувства в стихотворении. Называть лирические произведения о весне. Развивать умения воссоздавать художественные образы. Иллюстрировать с Передавать настроение и чувства в стихотворении. | Чтение «про себя» с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Проявление интереса к чтению и изучению творчества Е. Баратынского. | комбинированное | Портрет поэта, аудиоприложение к учебнику,ИКТ, репродукции картин на тему урока. |
25 | А.Н.Плещеев «Дети и птичка» | | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. | Определять ритм стихотворения. Использовать приёмы интонационного чтения. | Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Воспитание умения видеть прекрасное, любви к природе, поэзии. | комбинированное | Портрет поэта, аудиоприложение к учебнику. |
26 | И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…» | | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте | Прослеживать изменения картин природы в стихотворении. Называть произведения о Родине. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах. | Декларирование произведения. Основы смыслового чтения поэтического произведения, выделение существенной информации. | Понимать и чувствовать красоту родной природы ,испытывать гордость за свою родину. | Урок формирования умений и навыков. | Портрет и выставка книг Никитина, репродукции картин по теме урока, аудиоприложение к учебнику. |
27 | Н.А.Некрасов « Школьник», « В зимние сумерки нянины сказки…» | | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. | Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста | Проявление интереса к чтению и изучению творчества Некрасова. | Урок развития умений и навыков. | Портрет и выставка книг Некрасова репродукции картин по теме урока, аудиоприложение к учебнику. |
28 | И. А. Бунин « Листопад»Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу. | | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение | Описывать картины осени в стихотворении. Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Сочинять маленький рассказ. | Чтение про себя с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Проявление интереса к чтению и изучению творчества Бунина. Понимать и чувствовать красоту родной природы ,испытывать гордость за свою родину. | Комбинированный урок | Портрет и выставка книг Бунина, репродукции картин по теме урока, аудиоприложение к учебнику |
| | | | | | | |
Литературные сказки (11ч) |
29 30 | Знакомство с названием раздела.В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки. . | | Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Составлять план сказки с опорой на главные события. Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев | Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приём. Составлять план сказки с опорой на главные события. Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев. | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотнесение названия произведения с его содержанием, фрагментов текста и иллюстрации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании. | Комбинированный урок. | Иллюстрации к сказке, карточки с заданиями. |
31,32,33 | В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе» | | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки | Называть особенности данного литературного жанра. Находить текс-описание в содержании художественного произведения. Работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. Сопоставлять особенности художественных образов, давать эмоционально-эстетическая оценка изображения героев | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотношение названия произведения с его содержанием, фрагментов текста и иллюстрации. | Проявления интереса к чтению и изучению творчества В.М.Гаршина. Формирование системы нравственных ценностей. | Изучение нового материала Комбинированный урок. | Портрет писателя, учебник, ИКТ. Рисунки детей |
34,35 | П.П.Бажов « Серебряное копытце» | | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения . Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями. | Определять мотивы народных сказок в авторском тексте. Рассказывать об авторском отношении к героям произведения. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера. . Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотнесение названия произведения с его содержанием, фрагментов текста и иллюстрации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Проявления интереса к чтению и изучению творчества П.П.Бажова. Формирование системы нравственных ценностей. | Комбинированный урок | Выставка книг, портрет писателя, видиозапись мультипликационного фильма по сказу Бажова, рисунки детей. |
36,37,38 | С.Т.Аксаков « Аленький цветочек» . | | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями | Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы. Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Проявления интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова. Формирование системы нравственных ценностей. | Комбинированный урок | Выставка книг, портрет писателя, рисунки детей. |
| | | | | |
39 | Обобщающение,проверка и оценка знаний по разделу « Литературные сказки» | | Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Составлять рекомендованный список литературы. | Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в викторине. | Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых сказок. | Научаться понимать нравственный смысл сказок. | Урок обобщения и систематизации. | ИКТ,выставка книг, карточки с отрывками из сказок, рисунки детей. |
| | | | | | | |
Делу время – потехе час ( 6ч ) |
40-41 | Знакомство с разделом. Е.Л.Щварц « Сказка о потерянном времени» | | Прогнозировать содержание раздела. Характеризовать главных героев в сказке. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Читать сказку по ролям. Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. | Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки. Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном, оценивать события, героев сказки. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. | Осмысление понятий «благородный поступок», «верность слову», «делу время – потехе час». | Изучение нового материала Комбинированный урок. | Выставка книг по теме,ИКТ. |
42 | В,Ю,Драгунский «Главные реки» | | Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Соотносить название с содержанием произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер | Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) . | Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и творческого воображения. | Научать понимать нравственный смысл рассказа | Изучение нового материала Комбинированный урок. | Выставка книг, портрет писателя, рисунки детей. |
43 | В,Ю,Драгунский « Что любит Мишка» | | Соотносить название с содержанием произведения. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко. | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. | Комбинированный урок. | Выставка книг, портрет писателя, рисунки детей. |
44 | В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Инсценирование произведения. | | Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Читать выразительно по ролям. | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко. Читать по ролям, инсценировать произведение. | . Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. | Осмысление понятий «благородный поступок», «верность. | Изучение нового материала Комбинированный урок. | Выставка книг, портрет писателя, рисунки детей. |
45 | Обобщение по разделу « Делу время – потехе час» | | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения | Называть авторов, которые пишут юмористические рассказы. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Проговаривать последовательность действий на уроке, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе. | Осмысление понятий «благородный поступок», «верность слову», «делу время – потехе час». | Обобшающий урок | Выставка книг любимых авторов, карточки. |
| | | | | | | |
Страна детства ( 5 ч) |
46 | Знакомство с названием раздела Б.С.Житков « Как я ловил человечков» | | Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль. | Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Отвечать и задавать вопросы. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемого рассказа. | Осмысливание понятий « неправда», « ложь», ( что значит ложь во спасение) | Изучение нового материала Комбинированный урок. | Выставка книг, портрет писателя, рисунки детей. |
47-48 | К.Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками» Озаглавливание частей, составление плана, пересказ текста. | | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев произведения. Придумывать заглавия к каждой части произведения. Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту. | Прогнозировать содержание текста по заголовку читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Высказывать своё мнение о прочитанном,о героях, о событиях. Осмысление пословицы « Жизнь дана на добрые дела» | Урок развития умений и навыков | Выставка книг, портрет писателя. |
49 | М.М.Зощенко « Ёлка» | | Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план, пересказывать произведение | Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Слушать и понимать речь других. | Развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Комбинированный урок. | Выставка книг, портрет писателя. |
50 | Обобщающий урок « Страна детства» | | Подбирать книги по теме. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. | Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого излагать своё мнение. | Развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости. | Обобшающий урок | Выставка книг. Карточки, презентация. |
| | | | | | | |
Поэтическая тетрадь (4ч) |
51 | Знакомство с названием раздела В.Я.Брюсов. « Опять сон», «Детская». | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности . | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств, умение оперировать понятием» лирическое произведение» | Изучение нового материала | Портрет и выставка книг Брюсова, аудиоприложение к учебнику |
52 | С.А.Есенин «Бабушкины сказки» | | Определять различные средства выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте | Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. | Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Построение логичного рассуждения, аналогии. | Понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств, умение. | Изучение нового материала | Портрет и выставка книг Есенина, аудиоприложение к учебнику |
53 | М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». | | Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. | Определять тему и главную мысль произведения, Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом | Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. | Воспитание художественно – эстетического вкуса, ценностей и чувств на основе слушания и заучивания наизусть стихов. | Изучение нового материала | Портрет и выставка книг Цветаевой, аудиоприложение к учебнику. |
| | | Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию. | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого излагать своё мнение. | Воспитание художественно – эстетического вкуса, ценностей и чувств на основе слушания и заучивания наизусть стихов. | Контрольно – обобщающий урок | Выставка книг любимых авторов, карточки. |
| | | | | | | | Страницы устного журнала |
Природа и мы ( 9ч) |
54 55,56 | Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш» Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш» Обучение выборочному пересказу. | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Пересказывать текст. | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям. | Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и творческого воображения. | Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | Изучение нового материала Комбинированный урок. | Портрет писателя, аудиоприложение к уроку, рисунки детей. |
57 | А.И.Куприн « Барбос и Жулька» | | Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. | Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения. | Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | Изучение нового материала Комбинированный урок. | Портрет писателя, аудиоприложение к уроку, рисунки детей. |
58 | М.М.Пришвин « Выскочка» | | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Пересказывать произведение на основе плана. | Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и творческого воображения. | Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | Изучение нового материала Комбинированный урок. | Портрет писателя, аудиоприложение к уроку, рисунки детей. |
59 | Е.И.Чарушин « Кабан» | | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеризовать героев на основе их поступков. | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; любовь и уважение к Отечеству. | Изучение нового материала | Выставка книг Чарушина, портрет писателя |
60 61 | В.А.Астафьев « Стрижонок Скрип» герои рассказа. В.А.Астафьев « Стрижонок Скрип» Составление плана. | | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Составлять план произведения. Проверять составленный план, сверяя его с текстом. | Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создать устный текст на заданную тему | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; любовь и уважение к Отечеству. | Изучение нового материала Урок развития умений и навыков. | Выставка книг , портрет писателя, презентация к уроку. |
| | | | | | | | Выставка проектных работ |
62 | Обобщение по разделу « Природа и мы» | | Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Рассказывать о творчестве Пришвина, используя материал в энциклопедическом словаре. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Называть изученные литературные произведения и их авторов. Анализировать содержание изученных литературных произведений о природе. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; любовь и уважение к Отечеству. | Контрольно – обобщающий урок | |
Поэтическая тетрадь ( 4 ч ) |
63 | Знакомство с содержанием раздела.Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста . | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы. | Изучение нового материала | Портрет писателя, презентация к уроку. |
64 | С.А.Клычков «Весна в лесу» | | Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение) | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы. | Изучение нового материала | Портрет писателя, презентация к уроку. |
65 | Д.Б.Кедрин «Бабье лето» Н.М. Рубцов « Сентябрь» | | Наблюдать картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) Наблюдать картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения | Чтение про себя с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определение эмоционального характера текста. Соотнесение иллюстрации с фрагментами текста. Определение темы, идеи произведения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы. | Изучение нового материала Изучение нового материала | Портрет писателя, презентация к уроку. Портрет писателя, презентация к уроку. |
66 | С.А.Есенин «Лебёдушка» Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. Читать наизусть (по выбору) стихотворение. Выражать личное отношение к прочитанному. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. | Читать стихотворения выразительно. Называть произведения русских поэтов. Наизусть и выразительно читать текст, использовать интонацию. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения | Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств, умение оперировать понятием» лирическое произведение» Воспитание художественно – эстетического вкуса, ценностей и чувств на основе слушания и заучивания наизусть стихов. | Изучение нового материала Урок - конкурс | Портрет писателя, презентация к уроку. Выставка книг поэтов, карточки с заданиями. |
| | | | | | | |
Родина (4ч) |
67 | Знакомство с названием раздела И.С.Никитин «Русь» | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения | Определять тему и главную мысль произведения. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | Изучение нового материала | Портрет писателя, аудиоприложение к уроку, презентация к уроку. |
68 | С.Д. Дрожжин «Родине», А.В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…» | | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль | Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Строить рассуждения. Сопоставлять и отбирать информацию. | Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему России. | Изучение нового материала | Портрет писателя, аудиоприложение к уроку, презентация к уроку. |
| | | Определять жанр произведения. Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения. Понимать нравственный смысл произведения. Определять основную мысль рассказа | Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста | Адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Слушать и слышать других | Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему России. | Изучение нового материала | Портрет писателя, аудиоприложение к уроку, презентация к уроку. |
| | | Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Заучивать стихи наизусть | Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | Чтение вслух и литературных текстов (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделение нового от известного; выделение главного | Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему России. | Урок - утренник | Рисунки детей по теме |
| | | | | | | | |
69 | С.Д. Дрожжин « Родина» | | Называть авторов, которые пишут о Родине. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему России. | Контрольно – обобщающий урок | Репродукции картин по теме раздела. |
| | | | | | | |
Страна Фантазии (4 ч ) |
70 | Знакомство с названием раздела.Е.С. Велтистов « Приключение Электроника» | | Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль | Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку. Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем Осуществлять мыслительный эксперимент. Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. | Изучение нового материала Комбинированный урок. | Презентация к уроку. |
71-72 | Кир Булычев « Путешествие Алисы» Перессказ от лица главного героя. | | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. | Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения | Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов выполнения задания. | Прявление бережного отношения к книге, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личного роста. | Изучение нового материала Комбинированный урок. | Презентация к уроку. |
| | | | | | | |
73 | Итоговая стандартизированная работа. | | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Придумывать фантастические истории | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному, сочинять фантастические истории | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Урок контроля, проверки знаний | |
Зарубежная литература (12 ч) |
74 75 | Знакомство с названием раздела Д.Свиф «Путешествие Гулливера» Д.Свиф «Путешествие Гулливера» Особое развитие сюжета. . | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Составлять план. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя. | Понимать содержание текста и подтекста; давать персонажам достаточную характеристику. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока. Обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательства своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы. | Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. | Изучение нового материала Комбинированный урок. | Выставка книг, портрет писателя, презентация по теме. |
76-78 | Г.Х.Андерсен « Русалочка» | | Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя) Делить текст на смысловые части. Определять нравственный смысл сказки. Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку. | Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; Составлять простой план текста, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Оценивать события, героев произведения. | Смысловое чтение художественных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотнесение названия произведения с его содержанием, фрагментов текста и иллюстрации. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности. | Изучение нового материала Комбинированный урок. Комбинированный урок. | Выставка книг, портрет писателя, презентация по теме. Рисунки детей. ИКТ. |
79 -80 | М.Твен «Приключения Тома Сойера» . | | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведения от лица героев. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль. | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. | Чтение вслух и про себя текстов учебника (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделение нового от известного; выделение главного. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. Умение сравнивать поступки героев со своими собственными поступками. | Изучение нового материала Комбинированный урок. | Выставка книг, портрет писателя, презентация по теме. |
81-82 | С.Лагерлеф «Святая ночь» | | Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию Понимать содержание прочитанного. Отвечать на вопросы по содержанию текста, определять главную мысль. | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения | Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов выполнения задания. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Изучение нового материала Комбинированный урок. | презентация к уроку |
83 | С.Лагерлеф «В Назарете» | | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения | Формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока. Обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательства своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Изучение нового материала Комбинированный урок. | ИКТ |
84 | Обобщающий урок по разделу Зарубежная литература» | | Самостоятельно оценивать свои достижения | Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. Умение сравнивать поступки героев со своими собственными поступками. | Обобщающий урок | |
85 | Путешествие по дорогам любимых книг. | | Знание изученной литературы, определение её особенностей, знание, какие писатели и поэты создают эти произведения ,в чём заключается талант читателя, составление пересказав самых интересных эпизодов произведений от лица главных героев. Высказывание своего мнения о прочитанных произведениях. Умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. | Избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Урок – отчёт, игра | Выставка книг писателей, которых изучали в этом году, карточки |
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина
Кутявина С.В. Контрольно – измерительные материалы. 4 класс
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина
Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. С.В. Кутявина.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Аудиоприложение к учебнику Л.Ф,Климановой