СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование предназначено для работы по программе для 5-11 классов под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса»






Календарно - тематическое планирование

по учебному предмету «Литература»

10 класса
































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ в 10 КЛАССЕ


п/п

Наименование раздела и темы урока


Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения


Примечание

1

Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).

1




Литература первой половины XIX века (13 часов).





2


А.С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность».

1



3

Годы странствий: самовоспитание художника. Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов. Анализ стихотворения «К морю» и др.

1



4

«Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.).

1



5

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».

1



6

М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира.

1



7

Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»)

1



8

«Когда мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др.

1



9

Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

1



10

Художественный мир Н.В. Гоголя.

1



11

Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».

1



12

Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».

1



13

Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

1



14

Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

1




Литература второй половины XIX века (86 часов).





15

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос».

Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.

1



16

Входной контроль

А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!».

1



17

Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.

1



18

Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.

1



19

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

1



20

Образ Катерины в свете критики.

1



21

Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза».

1



22

Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».

1



23

РР Подготовка к написанию классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»

1



24

РР Написание классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»

1



25

И.А. Гончаров. Личность и творчество.

1



26

Роман «Обломов». Утро Обломова.

1


27

К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).

1



28

Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).


1


29

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

1



30

Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И.Обломова»

1



31

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор).

1



32

Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».

1



33

Мир «отцов» в романе.

1



34

Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

1



35

Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

1



36

Философские итоги романа. Смысл заглавия.

1



37

Вн.чт. Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.

1



38

РР Подготовка к написанию классного сочинения по творчеству И.С.Тургенева

1



39

РР Написание классного сочинения по творчеству И.С.Тургенева

1



40

Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?»

1



41

Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?»

1



42

Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».

1



43

Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества.

1



44

Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.).

1



45

Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.)

1



46

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика.

1



47

Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав.

1



48

Образы крестьянок в поэме. Женская доля на Руси.

1



49

Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1



50

«Пел он воплощение счастия народного…»: философские итоги некрасовского эпоса.

1



51

РР Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Н.А. Некрасова.

1



52

Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.).

1



53

Личность и мироздание в лирике Тютчева («Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева»

1



54

«Умом Россию не понять». Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева

1



55

А.А. Фет. Жизнь и творчество.

1



56

Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» и др.).

1



57

Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.).

1



58

РР Подготовка к написанию контрольного классного сочинения по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

1



59

РР Написание контрольного классного сочинения по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

1


60

Вн.чт. Коста Хетагуров

1



61

Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь.

1



62

Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

1



63

Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

1



64

От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика.

1



65

«История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

1



66

Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.

1



67

Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь»).

1



68

РР Подготовка к творческому домашнему сочинению «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина»

1



69

Интимная лирика А.К. Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.).

1



70

А.К. Толстой. Мир природы в его лирике («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.).

1


71

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

1



72

История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир».

1



73

Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма.

1



74

«Мысль семейная» в романе.

1



75

Этапы духовного становления Андрея Болконского и Пьера Безухова. Анализ избранных глав.

1



76

Наташа Ростова и женские образы в романе.

1



77

Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов.

1



78

Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.

1



79

«Мысль народная» в романе. Анализ отдельных «военных» глав романа.

1



80

Платон Каратаев: русская картина мира.

1



81

Философия вещей в романе «Война и мир»

1



82

Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению.

1



83

РР Подготовка к классному сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1



84

РР Написание классного сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1



85

Зашита творческих проектов «Ах, этот бал…»

1



86

Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.

1



87

Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе.

1



88

Мир «униженных и оскорбленных» в романе.

1



89

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

1



90

Урок-семинар. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова.

1



91

Сонечка как нравственный идеал автора.

1



92

Роман «Преступление и наказание»: за и против

1



93

РР Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление м наказание»

1



94

Жизнь и творчество А.П. Чехова.

1



95

Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»)

1



96

Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»).

1



97

Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад».

1



98

Образ сада и философская проблематика пьесы.

Чехов и театр.

1



99

Чехов и театр. Защита творческих проектов «Спектакль по Чехову»

1



100

Контрольное тестирование

1



Зарубежная литература 2-й половины XIX века (2 часа)





101

Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье».

Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом».

А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».

1



102

Обобщение материала историко-литературного курса.

Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века.

1






Формы и средства контроля

Учебный период

Контроль знаний

Домашнее сочинение

Тестирование

Классное сочинение


1

1 полугодие



2

2

2 полугодие

3

1

2


За год

3

1

4



Классное сочинение №1

  1. Почему произведения А.Н.Островского называли «пьесами жизни»?

  2. «Религия обмана» и ее служители в комедии «Свои люди – сочтемся!».

  3. В чем поучительность истории «купеческого короля Лира»? («Свои люди – сочтемся!»)

  4. Образ «затерянного» города в драме А.Н.Островского «Гроза».

  5. Смысл названия и образная символика драмы «Гроза».

  6. Образ Катерины и трагедия совести в драме А.Н.Островского «Гроза».

  7. Катерина и Кабаниха как два полюса народной жизни.


Классное сочинение №2

  1. Образ повествователя и мотив путешествия в «Записках охотника».

  2. Грани народного характера в рассказах цикла «Записки охотника».

  3. Нужен ли России Базаров? (По роману «Отцы и дети»).

  4. Мир «отцов» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

  5. Базаров и «псевдонигилисты» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

  6. Роль и место любовных историй в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

  7. Смысл названия и основной конфликт романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

  8. Жанровое и тематическое своеобразие тургеневских стихотворений в прозе.


Домашнее сочинение №1.

  1. Исповедь героя как средство раскрытия характера в лирике Н.А.Некрасова.

  2. Диалог Поэта и Музы в некрасовской лирике.

  3. Злободневное и вечное в гражданской лирике Н.А.Некрасова.

  4. «Я твою призываю любовь!» (Образ матери в поэзии Н.А.Некрасова.)

  5. Темы и мотивы интимной лирики Н.А.Некрасова.

  6. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» (По поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)

  7. Своеобразие народного характера в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».


Классное сочинение №3

  1. «Не то, что мните вы, природа…» (По лирике Ф.И.Тютчева.)

  2. Человек, природа, вселенная в тютчевской поэзии.

  3. Любовь и рок в интимной лирике Ф.И.Тютчева.

  4. «Умом Россию не понять…». (Патриотическая тема в лирике Ф.И.Тютчева.)

  5. Роль пейзажа в философской лирике Ф.И.Тютчева.

  6. «Культ мгновения» в лирике А.А. Фета.

  7. Русская природа в лирике А.А.Фета.

  8. Философские мотивы поэзии А.А.Фета.

  9. Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.А.Фета.


Домашнее сочинение №2

  1. Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина.

  2. Тема власти и народа в «Истории одного города».

  3. Картины русской жизни в сатирических сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.

  4. Роль фантастики в сказочном мире Салтыкова-Щедрина.

Классное сочинение №4

  1. «Сильнейший духом противник…» (Тема народной войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».)

  2. Роль антитезы в образной системе романа «Война и мир».

  3. Образ Наполеона и тема «бонапартизма» в романе «Война и мир».

  4. Проблема духовного самосовершенствования личности в романе «Война и мир».

  5. Тема мнимого и подлинного патриотизма в романе «Война и мир».

  6. В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)

  7. «Движение народов производит не власть…» (Авторский взгляд на историю в романе «Война и мир».)

  8. «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

  9. Быт и нравы высшего света в романе «Война и мир».


Домашнее сочинение №3

  1. «Петербургская» тема в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  2. Мир «маленьких людей» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  3. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  4. Бунт и покаяние Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  5. Тема «двойничества» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  6. Приемы авторского психологического анализа в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  7. «Смирись, гордый человек…» (Автор и его герой в романе «Преступление и наказание».)


Контрольное тестирование

Вариант 1

Часть 1

Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии... (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной... (Целует шкаф.) Столик мой.

Гаев. А без тебя тут няня умерла.

Любовь Андреевна (садится и пьет кофе). Да, царство небесное. Мне писали.

Гаев. И Анастасий умер. Петрушка Косой от меня ушел и теперь в городе у пристава живет. (Вынимает из кармана коробку с леденцами, сосет.)

Пищик. Дочка моя, Дашенька... вам кланяется...

Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трех словах. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.

Гаев. Извините, какая чепуха!

Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.

Лопахин. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцати пяти рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, всё разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад...

Любовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.


1.Какому роду литературы принадлежит произведение А.П.Чехова «Вишневый сад»? драма

2. Как автор определил жанр своей пьесы? комедия

3. Как называется элемент композиции, во время которого начинают проявляться конфликт и противоречия между персонажами? Завязка

4. Как называются в пьесе слова автора, которые поясняют жесты, движение, интонацию персонажей и описывают место, где происходит действие? ремарка

5. Кто в финале пьесы окажется хозяином вишневого сада? Лопахин

Часть 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и

выполните задания

Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии... (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной... (Целует шкаф.) Столик мой.

Гаев. А без тебя тут няня умерла.

Любовь Андреевна (садится и пьет кофе). Да, царство небесное. Мне писали.

Гаев. И Анастасий умер. Петрушка Косой от меня ушел и теперь в городе у пристава живет. (Вынимает из кармана коробку с леденцами, сосет.)

Пищик. Дочка моя, Дашенька... вам кланяется...

Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трех словах. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.

Гаев. Извините, какая чепуха!

Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.

Лопахин. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцати пяти рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, всё разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад...

Любовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.


1.Почему план по спасению вишневого сада не был принят его хозяевами?

2. Почему в финале пьесы герои забыли Фирса в заколоченном доме?

3. В чем состоит новаторство драматургии А.П.Чехова?




Вариант 2

Часть 1

Она остановилась, как бы желая что-то сказать, потом неловко сунула ему в руку записку и побежала в дом, и там опять села за рояль.

«Сегодня, в одиннадцать часов вечера, — прочел Старцев, — будьте на кладбище возле памятника Деметти».

«Ну, уж это совсем не умно, — подумал он, придя в себя. — При чем тут кладбище? Для чего?»

Было ясно: Котик дурачилась. Кому, в самом деле, придет серьезно в голову назначать свидание ночью, далеко за городом, на кладбище, когда это легко можно устроить на улице, в городском саду? И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости, над которыми смеются теперь даже гимназисты? К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают? Так думал Старцев, бродя в клубе около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище.

У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Светила луна. Было тихо, тепло, но тепло по-осеннему. В предместье, около боен, выли собаки. Старцев оставил лошадей на краю города, в одном из переулков, а сам пошел на кладбище пешком. «У всякого свои странности, — думал он. — Котик тоже странная и — кто знает? — быть может, она не шутит, придет», — и он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его.


1. Каков жанр этого произведения? рассказ

2. Получив записку Котика, доктор Старцев размышляет об отношениях с девушкой и делает выводы. Как называется такое не высказанное вслух размышление? внутренний монолог

3. Какая художественная деталь в портрете кучера Пантелеймона свидетельствует о солидности доктора Старцева? бархатная жилетка

4. Какое изобразительно-выразительное средство, основанное на сходстве, использовано А.П.Чеховым в последнем предложении для более яркого описания внутреннего состояния героя : «…и он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его»? метафора/ олицетворение

5. Как обыватели называют доктора Старцева в конце произведения? Ионыч


Часть 2

1.В чем проявляется реалистическая символика в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»?

2. Какова роль предметно-бытовых деталей в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»?

3.В чем видят счастье герои пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!