№ | Дата | Тема урока | Вид урока | Основные понятия | Дидактика |
1 | | Введение. Образное отражение жизни в искусстве. | Комбинированный | Авторская позиция | Учебник |
2 | | Художественный образ. Литература как искусство слова. | Комбинированный | Художественный образ | Учебник |
3 | | Лирическая песня как жанр народной поэзии. | Комбинированный | Лирическая песня | Электронное пособие «Фонохрестоматия к учебнику литературы 8 класса» |
4 | | Исторические песни. | Комбинированный | Исторические песни | Раздаточный материал |
5 | | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | Комбинированный | Предания | Раздаточный материал |
6 | | «Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. | Комбинированный | Житие | Учебник |
7 | | «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. | Комбинированный | Повесть | Презентация |
8 | | Литература XVIII века (общий обзор). | Комбинированный | | Учебник |
9 | | Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. | Комбинированный | Биография | Учебник |
10 | | «Недоросль» Понятие о классицизме. | Комбинированный | Классицизм | Презентация |
11 | | Сатирическая направленность комедии. | Комбинированный | Комедия, сатира | Учебник |
12 | | Проблема воспитания истинного гражданина. | Комбинированный | Гражданин | Учебник |
13 | | Р/р. Сочинение по творчеству Д. И. Фонвизина. | Развитие речи | | |
14 | | И. А. Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. | Комбинированный | Сатира, басня | Учебник |
15 | | К. Ф. Рылеев. Автор дум и сатир. | Комбинированный | Дума, сатира | Учебник, карточки |
16 | | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». | Комбинированный | Тема, мотив | Учебник |
17 | | А.С. Пушкин. «История пугачевского бунта» (отрывки). | Комбинированный | Цикл повестей | Электронное пособие «Фонохрестоматия к учебнику литературы 8 класса» |
18 | | «Капитанская дочка»: І-V главы. Формирование характера Гринёва. Первая встреча с Пугачёвым. | Развитие речи | Характер | Сборник сочинений по литературе 5-8 класс |
19 | | Главы VІ-ІX. Падение Белогорской крепости. Гибель коменданта. Отношения Гринёва и Пугачёва. | Комбинированный | Честь, достоинство | Раздаточный материал |
20 | | Главы X-XІІ. Изображение правительственного лагеря. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты. | Комбинированный | Зеркальные сцены | Раздаточный материал |
21 | | Главы XІІІ-XІV. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Швабрин – антигерой. | Комбинированный | Автор, рассказчик, антигерой | Раздаточный материал |
22 | | Р.Р. Жизненный путь Гринёва. Милосердие Пугачева и правосудие Екатерины ІІ. | Развитие речи | Правосудие, милосердие | |
23 | | Р.Р. Анализ творческих работ учащихся. Тест по повести «Капитанская дочка». | Развитие речи | Тест | Раздаточный материал |
24 | | Внеклассное чтение. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. | Комбинированный | Композиция | Презентация |
25 | | М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам, воплощение этих тем в его творчестве. | Комбинированный | История | Учебник |
26 | | «Узник», «Пленный рыцарь». Символический образ тюрьмы в лирике поэта. | Комбинированный | Символический образ | Презентация |
27 | | Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Поэма «Мцыри». | Комбинированный | Лирический герой, природа | Учебник |
28 | | Идейное содержание поэмы «Мцыри». Образ Мцыри в поэме. | Комбинированный | Композиция, образ | Электронное пособие «Фонохрестоматия к учебнику литературы 8 класса» |
29 | | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мцыри». | Развитие речи | Сочинение | Раздаточный материал |
30 | | Внеклассное чтение. Тема свободы в поэме «Боярин Орша». Общие черты с поэмой «Мцыри». | Комбинированный | | Электронное пособие «Фонохрестоматия к учебнику литературы 8 класса» |
31 | | Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии. | Комбинированный | Сатира, комедия, идейный замысел | Раздаточный материал |
32 | | «Ревизор»: І и ІІ действия. | Комбинированный | «Миражная интрига» | Учебник |
33 | | «Ревизор»: ІІІ действие. Семейство городничего. | Комбинированный | | Учебник |
34 | | «Ревизор»: ІV действие. Разоблачение пороков чиновничества. | Комбинированный | Идея | Учебник |
35 | | «Ревизор»: V действие. Хлестаковщина как общественное явление. | Комбинированный | Хлестаковщина | Презентация |
36 | | Р.Р. Особенности композиции произведения Н В Гоголя. Подготовка к домашнему сочинению. | Развитие речи | | Раздаточный материал |
37 | | Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. | Комбинированный | Образ «маленького человека» | Учебник |
38 | | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Тест. | Обобщение | Тест | |
39 | | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки. | Комбинированный | Сатира | Учебник |
40 | | Н. С. Лесков. «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа. | Комбинированный | Рассказ | Учебник |
41 | | Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа. | Комбинированный | Рассказ | Электронное пособие «Большая хрестоматия для 5-11 классов средней школы» |
42 | | Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя | Комбинированный | Внутренний мир, контраст | Учебник |
43 | | Р/р. Классное сочинение по рассказу «После бала». | Развитие речи | Сочинение | Учебник |
44 | | Внеклассное чтение. Формирование личности (по повести Л.Н. Толстого «Юность»). | Комбинированный | Главный герой | Учебник |
45 | | Поэзия родной природы (стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о природе). | Комбинированный | Пейзажная лирика | Презентация, учебник |
46 | | Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике. | Развитие речи | Лирический герой | Электронное пособие «Большая хрестоматия для 5-11 классов средней школы» |
47 | | А. П. Чехов. «О любви». История о любви и упущенном счастье. | Комбинированный | Рассказ | Презентация, учебник |
48 | | И. А. Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. | Развитие речи | Детали | Раздаточный материал |
49 | | А.И. Куприн. «Куст сирени». Самоотверженность и находчивость главной героини. | Комбинированный | Автор | Электронное пособие «Фонохрестоматия к учебнику литературы 8 класса» |
50 | | А. А. Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. | Комбинированный | Композиция рассказа | Электронное пособие «Большая хрестоматия для 5-11 классов средней школы» |
51 | | Историческая тема в творчестве А. Блока. «На поле Куликовом». | Комбинированный | Историческая тема | Учебник |
52 | | С. А. Есенин. «Пугачев». Поэма на историческую тему. | Комбинированный | Историческая тема | Слайдовая презентация |
53 | | Р/р. Защита проектов «Что мы зовем Родиной?» (по творчеству русских поэтов конца 19-начала 20 в.) | Развитие речи | Проект | Раздаточный материал |
54 | | И. С. Шмелев. «Как я стал писателем». | Комбинированный | Рассказ | Раздаточный материал |
55 | | «Писатели улыбаются»: Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко, М.Зощенко. Журнал «Сатирикон». | Комбинированный | «Сатирикон» | Презентация |
56 | | М. А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | Комбинированный | Реальность, фантастика | Раздаточный материал |
57 | | А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. | Комбинированный | Поэма | Учебник |
58 | | «Тёркин – кто же он такой?» Новаторство в создании образа героя. | Комбинированный | Образ героя | Электронное пособие «Фонохрестоматия к учебнику литературы 8 класса» |
59 | | А.П.Платонов. «Возвращение». Ключевые образы рассказа. | Комбинированный | Словесное рисование | Электронное пособие «Большая хрестоматия для 5-11 классов средней школы» |
60 | | Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина. | Комбинированный | ВОВ | Учебник |
61 | | Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. | Комбинированный | Автобиография | Учебник |
62 | | «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. | Комбинированный | Автобиография | Учебник |
63 | | Р.Р. Сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» | Развитие речи | Сочинение | Электронное пособие «Фонохрестоматия к учебнику литературы 8 класса» |
64 | | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов. | Комбинированный | Родина | Раздаточный материал |
65 | | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. | Комбинированный | Поэты Русского зарубежья | Раздаточный материал |
66 | | У. Шекспир. «Ромео и Джульеттта». | Комбинированный | Трагедия | Учебник |
67 | | Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | Комбинированный | Сонеты | Учебник |
68 | | Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство. | Комбинированный | Сатира | Учебник |
69 | | Д. Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. | Комбинированный | Сатира | Учебник |
70 | | В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события. | Комбинированный | Исторический роман | Карточки |