12 | Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. | 1 | | |
13 | ВЧ. А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Особенности повествования. Черты классицизма и сентиментализма в произведении. | 1 | | |
14 | ВЧ. Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Новые черты русской литературы. | 1 | 3,10 | |
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX века | | | |
15 | Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. | 1 | 4,10 | |
16 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Черты романтизма в лирике В.А.Жуковского. «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта. | 1 | 7,10 | |
17 | «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Нравственный мир героини баллады. | 1 | 9,10 | |
18 | А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество. | 1 | 11,10 | |
19 | «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги. | 1 | 14,10 | |
20 | Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. | 1 | 17,10 | |
21 | Общечеловеческое звучание образов персонажей. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность языка. | 1 | 18.10 | |
22 | Критика о комедии. Анализ комедии в критическом этюде. И.А.Гончарова «Мильон терзаний». | 1 | 21,10 | |
23 | РР. Классное сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | 23,10 | |
24 | ВЧ. Нравственная проблематика пьесы А.Вампилова «Старший сын». | 1 | 25,10 | |
25 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Основные мотивы поэзии Пушкина, их развитие на разных этапах его творческого пути. | 1 | 28,10 | |
26 | Основные мотивы поэзии Пушкина, их развитие на разных этапах его творческого пути. | 1 | 7,11 | |
27 | «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики ( "К Чаадаеву». «Деревня», «Анчар»). | 1 | 8.11 | |
28 | Дружба и друзья в лирике («19 октября», «Роняет лес багряный свой убор…»). | 1 | 13.11 | |
29 | Одухотворенность, чистота, чувство любви в поэзии («На холмах Грузии…», «Я вас любил…») | 1 | 14,11 | |
30 | Раздумья о смысле жизни, о поэзии в лирике («К морю», «Пророк», «Бесы», «Памятник»). | 1 | 15,11 | |
31 | РР. Интерпретация лирического произведения. Стихотворение А.С.Пушкина: восприятие, истолкование, оценка. | 1 | 20,11 | |
32 | ВЧ. Поэма «Цыганы». Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. | 1 | 21,11 | |
33 | «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству. | 1 | 22,11 | |
34 | Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции произведения. Единство эпического и лирического начал. Онегинская строфа. | 1 | 23,11/27.11 | |
35 | Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе. | 1 | 28,11 | |
36 | Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в судьбах героев. | 1 | 29,11 | |
37 | Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Тема любви и долга в романе. | 1 | 30,11 | |
38 | Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. | 1 | 5,12 | |
39 | Нравственно-философская проблематика произведения. Реализм и энциклопедизм романа. Роман «Евгений Онегин» в зеркале русской критики. | 1 | 6,12 | |
40 | РР. Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | 7,12/11.12 | |
41 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Развитие в творчестве М.Ю.Лермонтова пушкинских традиций. | 1 | | |
42 | Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии («Смерть поэта», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Моя душа, я помню, с детских лет…») | 1 | 13,12 | |
43 | Тема родины в лирике поэта («Родина», «Парус»). | 1 | 18,12 | |
44 | Природа и человек в философской лирике («И скучно и грустно», «Дума», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу…») | 1 | | |
45 | Образ поэта в лирике М.Ю.Лермонтова («Поэт», «Пророк»). | 1 | 20,10 | |
46 | Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа героя. | 1 | 21,12 | |
47 | Образ главного героя («Бэла» и «Максим Максимыч»). | 1 | 13,019а | |
48 | Печорин в галерее «лишних людей» («Тамань»). | 1 | 15,01-9а | |
49 | Черты романтизма и реализма в произведении («Княжна Мери»). | 1 | 13,01 9в | |
50 | РР. Обучение анализу эпизода | 1 | 16,01 | |
51 | Нравственно-философская проблематика романа, проблема судьбы («Фаталист»). | 1 | 18,01 | |
52 | РР. Классное сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | 19,01 | |
53 | ВЧ. Нравственные проблемы в литературе. | 1 | 23,01 | |
54 | РР. К.Н.Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости». Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях («Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…») | 1 | 25,01 | |
55 | А.В.Кольцов. Одушевленная жизнь природы в стихотворениях поэта. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии («Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес»). | 1 | 31,01 | |
56 | РР. Е.А.Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии («Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение»). | 1 | | |
57 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души»- история создания, жанр и композиция поэмы. | 1 | 5,02 | |
58 | Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. | 1 | 6,02 | |
59-60 | Образы помещиков и средства их создания | 2 | 8,02 | |
61 | Изображение поместного дворянства в произведении | 1 | 13,02 | |
62 | Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. | 1 | 15,02 | |
63 | Художественные особенности прозы Гоголя. Своеобразие гоголевского реализма. | 1 | 17,02 | |
64 | Поэма в оценке критики. | 1 | 21,02 | |
65 | РР. Классное сочинение по произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души» | 1 | 22,02 | |
66 | А.А.Фет. Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка («Как беден наш язык! Хочу и не могу…»). | 1 | 24,02 | |
67 | Н.А.Некрасов. Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы («Вчерашний день, часу в шестом…»). | 1 | 27,02 | |
68 | А.Н.Островский. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета | 1 | 1,03 | |
69 | Ф.М.Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести. | 1 | 3,03 | |
70 | Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. | 1 | 7,03 | |
71 | Л.Н.Толстой. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности главного героя повести | 1 | 10,03 | |
72 | Духовный конфликт героя с окружающей средой. Психологизм Толстого. Внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. | 1 | 12,03 | |
73 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе. Истинные и ложные ценности героев рассказов | 1 | 14,03 | |
74 | Чеховское отношение к «маленькому» человеку. Особенности авторской позиции в рассказах («Тоска») | 1 | | |
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX века | | | |
75 | Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и судьбы. Образ России в поэзии XX века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе | 1 | | |
76 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев | 1 | | |
77 | ВЧ. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. | 1 | | |
78 | А.А.Блок. Слово о поэте. Стихотворения: «Русь», «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без края», «О, я хочу безумно жить…». Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России | 1 | 4,04 | |
79 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Вот уж вечер», «Письмо к женщине», «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…». Тема любви и России в лирике | 1 | 7,04 | |
80 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. Стихотворения: «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта | 1 | 9,04 | |
81 | М.Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится…», «Стихи к Блоку», «Стихи о Москве», «Родина». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта | 1 | 11,04 9а | |
82 | А.А.Ахматова. Страницы жизни. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество», «Родная земля». Стихотворения о любви, поэте и поэзии. Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой | 1 | | |
83 | РР. Анализ стихотворения поэта Серебряного века: восприятие, истолкование, оценка. | 1 | | |
84 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства» | 1 | 18,04 | |
85 | Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в произведении. | 1 | | |
86 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика | 1 | 23,04 | |
87 | Автор и рассказчик в произведении. Сказочная манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации | 1 | 25,04 | |
88 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. «Образ мирозданья» в лирике. Особенности поэтики. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя | 1 | 28,04 | |
89 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. | 1 | 3,05 | |
90 | Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. | 1 | 5,05 | |
91 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения: «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Раздумья о родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений | 1 | 7,05 | |
92 | РР. Подготовка к домашнему сочинению по произведениям писателей XX века | 1 | 10,05 | |
93 | ВЧ. Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. А.С.Пушкин «Певец»; М.Ю.Лермонтов «Отчего»; В.Сологуб «Серенада»; Н.А.Некрасов «Тройка»; Е.А.Баратынский «Разуверение»; Ф.И.Тютчев «К.Б.»; А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…»; А.А.Фет «Я тебе ничего не скажу…»; А.А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…»; К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий «Признание», И. Бродский "Я сижу у окна", "Рождественский романс", "Одиночество" | 1 | 12,05 | |
| ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ | | | |
94 | Г.Тукай. Слово о поэте. Стихотворения из цикла "О, эта любовь!"Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы | 1 | 11,05 | |
| ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | | | |
95 | Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…». Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаянья и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов античности | 1 | 14,05 9а | 17.05 9в |
96 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Множественность смыслов поэмы. Философский характер поэмы | 1 | 14,05 9а | 19,05 |
97 | У.Шекспир. Жизнь и творчество. Трагедия «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен0. Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром, трагический характер конфликта в произведении. Гамлет как вечный образ мировой литературы. Общечеловеческое значение трагедии | 1 | 15,05-9а | 22.05 |
98 | Э.Хемингуэй "Старик и море" Человека, верящего в себя ,нельзя победить. Единство человека и природы. Философская направленность повести | 1 | 16,05 9а | 24,05 |
99 | И.В.Гёте. Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Фауст» (обзор). Диалектика добра и зла. Жажда познания как свойство человеческого духа. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. Фауст как вечный образ мировой литературы. | 1 | 16.05 9а | |
100 | Дж.Г.Байрон. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Корсар». Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие «байронического» героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона. | 1 | 19.05 | |
101 | РР. Итоговая контрольная работа (сочинение) | 1 | | |
102 | Обобщающее повторение за курс 9 класса | 1 | | |