Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 14 г. Благовещенска»
Рассмотрена на МО Согласована Утверждена приказом
«___» ___________2018г. зам. директора по УВР директора школы
Протокол № ______ ____________________ __________________ ___________________ «____»____________2018 г. №______от ________2018 г.
Рабочая программа учебного предмета
«ЛИТЕРАТУРА»
7 «А» класс
базовый уровень
Разработала:
Маркина Татьяна Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г. Благовещенск
2018 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание языкового образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004
Письма Министерство образования и науки РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от 28 октября 2015 г.
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»
Образовательная программа основного общего образования на период 2012-2018 годы, утверждённая педагогическим советом МБОУ «Школа № 14 города Благовещенска», протокол № 1 от 29 августа 2012 года.
Учебный план МБОУ «Школа № 14 города Благовещенска» на 2018 - 2019 год.
Годовой календарный график МБОУ «Школа № 14 города Благовещенска» на 2018 - 2019 учебный год.
9.Программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева – 2-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2013
Для реализации программы используется учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор‑сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:
пояснительную записку;
формы организации образовательного процесса;
содержание учебного предмета;
календарно-тематическое планирование;
планируемые результаты освоения учебного предмета;
перечень учебно-методического обеспечения.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа разработана для 7-го класса. Количество часов для изучения предмета – 70 часов (2 часа в неделю), количество учебных недель – 35
Цель обучения - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Задачи:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др.
Формы обучения
Синтетический (комбинированный) урок, урок - творческий практикум, урок-игра, элементы урока - заочной экскурсии, путешествия.
Содержание учебного предмета
№ | Наименование раздела | Содержание тем раздела | Количество часов |
1 | Введение | Введение. Любите читать | 1 |
2 | Из устного народного творчества | Былина «Святогор и Микула Селянинович» «Илья Муромец и Соловей Разбойник» Русские народные песни: обрядовые, лирические, лироэпические. | 4 |
3 | Из древнерусской литературы | «Из повести временных лет». «…И вспомнил Олег коня своего…» «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 3 |
4 | Из литературы XVIII века | М. В. Ломоносов Г.Р.Державин «Властителям и судиям» И.Фонвизин «Недоросль» | 7 |
5 | Из литературы XIX века | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкин «Полтава» М.Ю.Лермонтов «Родина» М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Ивана Васильевича…» Н. В. Гоголь «Шинель» И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенев «Певцы» И. С. Тургенев «Нищий» Н. А. Некрасов «Русские женщины» М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы» Стихотворения А. А. Фета Н. С. Лесков А П. Чехов «Хамелион» | 25 |
6 | Из литературы XX века | А. М. Горький «Детство» А. М. Горький «Легенда о Данко» Стихотворения И. А. Бунина А. И. Куприн «Куст сирени» В.В.Маяковский. «Необычайное приключении, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворения С Есенина И. С. Шмелев «Русская песня» М.М.Пришвин. «Москва-река» К.Г.Паустовский. Мещёрская сторона» Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…». А. Т. Твардовский «Василий Теркин» Стихи и песни о войне поэтов XX века. Б.Л.Васильев. «Экспонат №…» В. М. Шукшин Стихи о России поэтов XX века. | 20 |
7 | Из зарубежной литературы | У. Шекспир. Сонеты Р. Бёрнс. Стихотворения Ш.Петёфи. «В деревне» Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мёд». Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» А. Конан Дойл. «Записки о Шерлоке Холмсе» А. Сент-Экзюпери. «Планета людей» | 7 |
8 | Повторение изученного в 7 классе | | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата план | Дата Факт |
1 | Введение. Любите читать | 1 | Вводный урок | 03.09.18 | |
2 | Былина «Святогор и Микула Селянинович» | 1 | Комбинированный урок | 06.09.18 | |
3 | «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Бескорыстное служение родине и народу | 1 | Урок-исследование | 10.09.18 | |
4 | Образы былинных богатырей в произведениях литературы, живописи, музыкального искусства | 1 | Урок развития речи | 13.09.18 | |
5 | Русские народные песни: обрядовые, лирические, лироэпические. В художественном мире народной песни. | 1 | Урок изучения нового материала | 17.09.18 | |
6 | «Из повести временных лет». «…И вспомнил Олег коня своего…» | 1 | Урок-анализ | 20.09.18 | |
7 | Художественное своеобразие и новизна «Повести о Петре и Февронии Муромских». | 1 | Урок-анализ | 24.09.18 | |
8 | Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских» | 1 | Урок развития речи | 27.09.18 | |
9 10 | Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного М. В. Ломоносова. | 2 | Урок изучения нового материала | 01.10.18 04.10.18 | |
11 | Сочинение с элементами рассуждения по теме «Слава науке» | 1 | Урок развития речи | 08.10.18 | |
12 | Г.Р.Державин. «Властителям и судиям»: тема поэта и власти. | 1 | Урок изучения нового материала | 11.10.18 | |
13 14 | И.Фонвизин. «Недоросль»: основной конфликт пьесы и её проблематика. Проблема образования и образованности, воспитания в семье. | 2 | Урок изучения нового материала | 15.10.18 18.10.18 | |
15 | Инсценировка пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 1 | Урок развития речи | 22.10.18 | |
16 | Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина | 1 | Урок изучения нового материала | 25.10.18 | |
17 | «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина. Мотив судьбы, вера и суеверие. | 1 | Урок-исследование | 29.10.18 | |
18 | «Полтава»: образ Петра и тема России в поэме. | 1 | Урок-исследование | 12.11.18 | |
19 | Сочинение на тему «Пётр I и КарлXII в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | 1 | Урок развития речи | 15.11.18 | |
20 | М.Ю.Лермонтов. «Родина» | 1 | Урок изучения нового материала | 19.11.18 | |
21 | «Песня про царя Ивана Васильевича…». Родина в лирическом и эпическом произведении. | 1 | Урок изучения нового материала | 22.11.18 | |
22 | Проблематика и основные мотивы «Песни…» Художественное богатство «Песни…» | 1 | Урок-анализ | 26.11.18 | |
23 | «Москва Ивана Грозного». Заочная экскурсия в историко-литературный музей | 1 | Урок-путешествие | 29.11.18 | |
24 | Н.В.Гоголь в Петербурге. «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. | 1 | Урок изучения нового материала | 03.12.18 | |
25 | Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. | 1 | Урок изучения нового материала | 06.12.18 | |
26 | Сочинение на тему Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель» | 1 | Урок развития речи | 10.12.18 | |
27 | И.С.Тургенев. «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» | 1 | Урок изучения нового материала | 13.12.18 | |
28 | «Певцы». Основная тема рассказа. Талант и чувство достоинства крестьян. Отношение автора к героям. | 1 | Урок-исследование | 17.12.18 | |
29 | Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения. | 1 | Урок-анализ | 20.12.18 | |
30 | Н.А.Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта. | 1 | Урок изучения нового материала | 24.12.18 | |
31 | «Русские женщины». Судьба русской женщины, любовь и чувство долга. | 1 | Урок изучения нового материала | 27.12.18 | |
32 | «По сибирским дорогам декабристок» | 1 | Урок-путешествие | 17.01.19 | |
33 | М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. | 1 | Урок изучения нового материала | 21.01.19 | |
34 | «Дикий помещик»: обличение социальных пороков | 1 | Урок-исследование | 28.01.19 | |
35 | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». | 1 | Урок изучения нового материала | 31.01.19 | |
36 | «Севастополь в декабре месяце»: основные темы рассказа. | 1 | Урок-исследование | 04.02.19 | |
37 | Русская природа в стихотворениях А.А.Фета. Общечеловеческое в лирике. | 1 | Урок-анализ | 07.02.19 | |
38 | Час поэзии в литературной гостиной « Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века» | 1 | Урок развития речи | 11.02.19 | |
39 | Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего». | 1 | Урок изучения нового материала | 14.02.19 | |
40 | А.П.Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. | 1 | Урок-исследование | 18.02.19 | |
41 | А.М.Горький. «Детство»: становление характера мальчика. | 1 | Урок изучения нового материала | 21.02.19 | |
42 | «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). | 1 | Урок-анализ | 25.02.19 | |
43 | И.А.Бунин. «Из автобиографических заметок». | 1 | Урок изучения нового материала | 28.02.19 | |
44 | Образ природы в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…». «Кукушка»: смысл названии, образы-персонажи, образ природы. | 1 | Урок-анализ | 04.03.19 | |
45 | А.И.Куприн. «Куст сирени». Художественная идея рассказа. | 1 | Урок-исследование | 07.03.19 | |
46 | В.В.Маяковский. «Необычайное приключении, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения | 1 | Урок изучения нового материала | 11.03.19 | |
47 | С.А.Есенин. Тематика лирических стихотворений. | 1 | Урок изучения нового материала | 14.03.19 | |
48 | Чувство родины в стихотворениях поэта. Вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин». | 1 | Урок развития речи | 18.03.19 | |
49 | И.С.Шмелёв. «Русская песня»: проблематика и художественная идея. | 1 | Урок-исследование | 21.03.19 | |
50 | М.М.Пришвин. «Москва-река»: родина, человек и природа в рассказе | 1 | Урок-исследование | 01.04.19 | |
51 | К.Г.Паустовский. Мещёрская сторона»: мир природы и человека | 1 | Урок-исследование | 04.04.19 | |
52 53 | Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея | 2 | Урок-анализ | 08.04.19 11.04.19 | |
54 | А.Т.Твардовский. Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского. | 1 | Урок изучения нового материала | 15.04.19 | |
55 | «Василий Тёркин» - книга про бойца. Глава «Переправа»: характеристика главного героя. Роль повтора. | 1 | Урок-анализ | 17.04.19 | |
56 | Час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века». | 1 | Урок развития речи | 19.04.19 | |
57 58 | Б.Л.Васильев. «Экспонат №…» Проблема истинного и ложного | 2 | Урок изучения нового материала | 22.04.19 24.04.19 | |
59 | В.М.Шукшин. «Чудаки» и «чудики» в рассказах. Внутренняя простота и нравственная высота героев. | 1 | Урок изучения нового матерала | 26.04.19 | |
60 | «Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов XX века. | 1 | Урок развития речи | 30.04.19 | |
61 | У.Шекспир. Темы и мотивы сонетов. | 1 | Урок изучения нового материала | 03.05.19 | |
62 | Р.Бёрнс. Основные мотивы стихотворений. | 1 | Урок изучения нового материала | 06.05.19 | |
63 | Ш.Петёфи. «В деревне»: тема стихотворения и позиция поэта. | 1 | Урок-исследование | 08.05.19 | |
64 | Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мёд». Чувство долга, любовь к родине | 1 | Урок-исследование | 10.05.19 | |
65 | «Остров сокровищ»: приёмы создания образов. | 1 | Урок-анализ | 14.05.19 | |
66 | А. Конан Дойл. «Записки о Шерлоке Холмсе»: событийная канва. Основные грани характера Холмса. | 1 | Урок изучения нового материала | 17.05.19 | |
67 | А. Сент-Экзюпери. «Планета людей»: основные события и позиция автора | 1 | Урок-исследование | 21.05.19 | |
68 | Итоговый урок. Творческий отчёт. | 1 | Урок-повторение | 23.05.19 | |
69 70 | Литературная викторина. Прочитай летом. Итоги года. | 2 | Урок-повторение | 27.05.19 30.05.19 | |
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2013
Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово» - 2013.
Дополнительная литература
Н.В.Еремина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: «Вако» 2013 г.
Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2013
Журнал «Литература в школе»
«Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе».
Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии
CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
CD «А. С. Пушкин в зеркале двух столетий» (Мультимедийная энциклопедия)
Образовательные электронные ресурсы:
http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.
27