СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

календарно-тематическое планирование по литературе.7 класс.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 14 г. Благовещенска»



Рассмотрена на МО Согласована Утверждена приказом

«___» ___________2018г. зам. директора по УВР директора школы

Протокол № ______ ____________________ __________________ ___________________ «____»____________2018 г. №______от ________2018 г.





Рабочая программа учебного предмета

«ЛИТЕРАТУРА»

7 «А» класс

базовый уровень




Разработала:

Маркина Татьяна Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории








г. Благовещенск

2018 г.




Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание языкового образования:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004

  4. Письма Министерство образования и науки РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от 28 октября 2015 г.

  5. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»

  6. Образовательная программа основного общего образования на период 2012-2018 годы, утверждённая педагогическим советом МБОУ «Школа № 14 города Благовещенска», протокол № 1 от 29 августа 2012 года.

  7. Учебный план МБОУ «Школа № 14 города Благовещенска» на 2018 - 2019 год.

  8. Годовой календарный график МБОУ «Школа № 14 города Благовещенска» на 2018 - 2019 учебный год.

9.Программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева – 2-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2013

Для реализации программы используется учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор‑сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Структура документа

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:

пояснительную записку;

формы организации образовательного процесса;

содержание учебного предмета;

календарно-тематическое планирование;

планируемые результаты освоения учебного предмета;

перечень учебно-методического обеспечения.


Место учебного предмета в учебном плане

Данная программа разработана для 7-го класса. Количество часов для изучения предмета – 70 часов (2 часа в неделю), количество учебных недель – 35


Цель обучения - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Задачи:

- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

- формирование эс­тетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и состра­дания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование уме­ний творческого углубленного чтения, читательской самостоя­тельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.


Формы организации образовательного процесса


Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др.

Формы обучения

Синтетический (комбинированный) урок, урок - творческий практикум, урок-игра, элементы урока - заочной экскурсии, путешествия.


Содержание учебного предмета


Наименование раздела

Содержание тем раздела

Количество часов

1

Введение

Введение. Любите читать

1

2

Из устного народного творчества

Былина «Святогор и Микула Селянинович»

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Русские народные песни: обрядовые, лирические, лироэпические.

4

3

Из древнерусской литературы

«Из повести временных лет». «…И вспомнил Олег коня своего…»

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

3

4

Из литературы XVIII века

М. В. Ломоносов

Г.Р.Державин «Властителям и судиям»

И.Фонвизин «Недоросль»

7

5

Из литературы XIX века

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

А. С. Пушкин «Полтава»

М.Ю.Лермонтов «Родина»

М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Ивана Васильевича…»

Н. В. Гоголь «Шинель»

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч»

И. С. Тургенев «Певцы»

И. С. Тургенев «Нищий»

Н. А. Некрасов «Русские женщины»

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

Стихотворения А. А. Фета

Н. С. Лесков

А П. Чехов «Хамелион»

25

6

Из литературы XX века

А. М. Горький «Детство»

А. М. Горький «Легенда о Данко»

Стихотворения И. А. Бунина

А. И. Куприн «Куст сирени»

В.В.Маяковский. «Необычайное приключении, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Стихотворения С Есенина

И. С. Шмелев «Русская песня»

М.М.Пришвин. «Москва-река»

К.Г.Паустовский. Мещёрская сторона»

Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…».

А. Т. Твардовский «Василий Теркин»

Стихи и песни о войне поэтов XX века.

Б.Л.Васильев. «Экспонат №…»

В. М. Шукшин

Стихи о России поэтов XX века.

20

7

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Сонеты

Р. Бёрнс. Стихотворения

Ш.Петёфи. «В деревне»

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мёд».

Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»

А. Конан Дойл. «Записки о Шерлоке Холмсе»

А. Сент-Экзюпери. «Планета людей»

7

8

Повторение изученного в 7 классе


3





Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Дата

план

Дата

Факт

1

Введение. Любите читать

1

Вводный урок

03.09.18


2

Былина «Святогор и Микула Селянинович»

1

Комбинированный урок

06.09.18


3

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Бескорыстное служение родине и народу

1

Урок-исследование

10.09.18


4

Образы былинных богатырей в произведениях литературы, живописи, музыкального искусства

1

Урок развития речи

13.09.18


5


Русские народные песни: обрядовые, лирические, лироэпические. В художественном мире народной песни.

1

Урок изучения нового материала

17.09.18


6

«Из повести временных лет». «…И вспомнил Олег коня своего…»


1

Урок-анализ

20.09.18


7

Художественное своеобразие и новизна «Повести о Петре и Февронии Муромских».

1

Урок-анализ

24.09.18


8

Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1

Урок развития речи

27.09.18


9

10

Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного М. В. Ломоносова.

2

Урок изучения нового материала

01.10.18


04.10.18


11

Сочинение с элементами рассуждения по теме «Слава науке»

1

Урок развития речи

08.10.18


12

Г.Р.Державин. «Властителям и судиям»: тема поэта и власти.

1

Урок изучения нового материала

11.10.18


13

14

И.Фонвизин. «Недоросль»: основной конфликт пьесы и её проблематика.

Проблема образования и образованности, воспитания в семье.

2

Урок изучения нового материала

15.10.18


18.10.18


15

Инсценировка пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1

Урок развития речи

22.10.18


16

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина

1

Урок изучения нового материала

25.10.18


17

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина. Мотив судьбы, вера и суеверие.

1

Урок-исследование

29.10.18


18

«Полтава»: образ Петра и тема России в поэме.

1

Урок-исследование

12.11.18


19

Сочинение на тему «Пётр I и КарлXII в поэме А.С.Пушкина «Полтава»

1

Урок развития речи

15.11.18


20

М.Ю.Лермонтов. «Родина»

1

Урок изучения нового материала

19.11.18


21

«Песня про царя Ивана Васильевича…». Родина в лирическом и эпическом произведении.

1

Урок изучения нового материала

22.11.18


22

Проблематика и основные мотивы «Песни…» Художественное богатство «Песни…»

1

Урок-анализ

26.11.18


23

«Москва Ивана Грозного». Заочная экскурсия в историко-литературный музей

1

Урок-путешествие

29.11.18


24

Н.В.Гоголь в Петербурге. «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое.

1

Урок изучения нового материала

03.12.18


25

Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

1

Урок изучения нового материала

06.12.18


26

Сочинение на тему Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»

1

Урок развития речи

10.12.18


27

И.С.Тургенев. «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч»

1

Урок изучения нового материала

13.12.18


28

«Певцы». Основная тема рассказа. Талант и чувство достоинства крестьян. Отношение автора к героям.

1

Урок-исследование

17.12.18


29

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения.

1

Урок-анализ

20.12.18


30

Н.А.Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта.

1

Урок изучения нового материала

24.12.18


31

«Русские женщины». Судьба русской женщины, любовь и чувство долга.

1

Урок изучения нового материала

27.12.18


32

«По сибирским дорогам декабристок»

1

Урок-путешествие

17.01.19


33

М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки.

1

Урок изучения нового материала

21.01.19


34

«Дикий помещик»: обличение социальных пороков

1

Урок-исследование

28.01.19


35

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

1

Урок изучения нового материала

31.01.19


36

«Севастополь в декабре месяце»: основные темы рассказа.

1

Урок-исследование

04.02.19


37

Русская природа в стихотворениях А.А.Фета. Общечеловеческое в лирике.

1

Урок-анализ

07.02.19


38

Час поэзии в литературной гостиной « Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века»


1

Урок развития речи

11.02.19


39

Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего».

1

Урок изучения нового материала

14.02.19


40

А.П.Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе.

1

Урок-исследование

18.02.19


41

А.М.Горький. «Детство»: становление характера мальчика.

1

Урок изучения нового материала

21.02.19


42

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»).

1

Урок-анализ

25.02.19


43

И.А.Бунин. «Из автобиографических заметок».


1

Урок изучения нового материала

28.02.19


44

Образ природы в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…».

«Кукушка»: смысл названии, образы-персонажи, образ природы.

1

Урок-анализ

04.03.19


45

А.И.Куприн. «Куст сирени». Художественная идея рассказа.

1

Урок-исследование

07.03.19


46

В.В.Маяковский. «Необычайное приключении, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения

1

Урок изучения нового материала

11.03.19


47

С.А.Есенин. Тематика лирических стихотворений.

1

Урок изучения нового материала

14.03.19


48

Чувство родины в стихотворениях поэта. Вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

1

Урок развития речи

18.03.19


49

И.С.Шмелёв. «Русская песня»: проблематика и художественная идея.

1

Урок-исследование

21.03.19


50

М.М.Пришвин. «Москва-река»: родина, человек и природа в рассказе

1

Урок-исследование

01.04.19



51

К.Г.Паустовский. Мещёрская сторона»: мир природы и человека

1

Урок-исследование

04.04.19


52

53

Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея

2

Урок-анализ

08.04.19


11.04.19


54

А.Т.Твардовский. Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

1

Урок изучения нового материала

15.04.19


55

«Василий Тёркин» - книга про бойца. Глава «Переправа»: характеристика главного героя. Роль повтора.

1

Урок-анализ

17.04.19


56

Час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века».

1

Урок развития речи

19.04.19


57

58

Б.Л.Васильев. «Экспонат №…» Проблема истинного и ложного

2

Урок изучения нового материала

22.04.19


24.04.19


59

В.М.Шукшин. «Чудаки» и «чудики» в рассказах. Внутренняя простота и нравственная высота героев.

1

Урок изучения нового матерала

26.04.19


60

«Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов XX века.

1

Урок развития речи

30.04.19


61

У.Шекспир. Темы и мотивы сонетов.

1

Урок изучения нового материала

03.05.19


62

Р.Бёрнс. Основные мотивы стихотворений.

1

Урок изучения нового материала

06.05.19


63

Ш.Петёфи. «В деревне»: тема стихотворения и позиция поэта.

1

Урок-исследование

08.05.19


64

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мёд». Чувство долга, любовь к родине

1

Урок-исследование

10.05.19


65

«Остров сокровищ»: приёмы создания образов.

1

Урок-анализ

14.05.19


66

А. Конан Дойл. «Записки о Шерлоке Холмсе»: событийная канва.

Основные грани характера Холмса.

1

Урок изучения нового материала

17.05.19


67

А. Сент-Экзюпери. «Планета людей»: основные события и позиция автора

1

Урок-исследование

21.05.19


68

Итоговый урок. Творческий отчёт.

1

Урок-повторение

23.05.19


69

70

Литературная викторина. Прочитай летом. Итоги года.

2

Урок-повторение

27.05.19


30.05.19




Перечень учебно-методических средств обучения


Основная литература

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2013

  2. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово» - 2013.

Дополнительная литература

  1. Н.В.Еремина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: «Вако» 2013 г.

  2. Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2013

  3. Журнал «Литература в школе»

  4. «Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе».


Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

  1. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)

  2. CD «А. С. Пушкин в зеркале двух столетий» (Мультимедийная энциклопедия)


Образовательные электронные ресурсы:

http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.






27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!