№п.п. | Тема урока | Дата проведения | Примечания |
По плану | По факту |
Введение (1 час) |
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | | | |
Устное народное творчество (6 часов) |
2 | Предание как жанр. Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник» | | | |
3 | Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович» | | | |
4 | ВКЧ. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | | | |
5 | Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин. Былина «Садко». | | | |
6 | Французский и карело-финский мифологический эпос («Песнь о Роланде», «Калевала») Проект: «Персонажи героического и мифологического эпоса в фольклоре народов мира» | | | |
7 | Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористичные жанры фольклора. Проект: «Пословицы и поговорки разных стран на общую тему» | | | |
Из древнерусской литературы (2 часа) |
8. | «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. Учимся писать поучения. | | | |
9. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности Проект: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси» | | | |
Из русской литературы XVIII века (2 часа) |
10 | М.В.Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). | | | |
11 | Г.Р.Державин. «Река Времен в своем стремленьи…», «На птичку». | | | |
Из русской литературы XIX века (27 часов) |
12 | А.С.Пушкин. Слово о писателе. «Полтава» («Полтавский бой») как прославление мужества и отваги русских солдат. | | | |
13 | Поэма «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. | | | |
14 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва | | | |
15 | А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов" . Образ летописца Пимена Анализ эпизода (сцена в Чудовом монастыре). | | | |
16 | Повесть «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека». Гуманизм повести. | | | |
17 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про купца Калашникова». Смысл столкновения купца Калашникова с Кирибеевичем | | | |
18 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива…". Проблема гармонии человека и природы | | | |
19 | Контрольная работа №1. по творчеству А. С. Пушкина и Лермонтова. | | | |
20 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей. | | | |
21 | Противопоставление Остапа Андрию в повести «Тарас Бульба». | | | |
22 | Основные проблемы повести: прославление боевого товарищества и осуждение предательства. Проект: «Тарас Бульба» в иллюстрациях художников и учащихся (кино, спектакли и пр.) | | | |
23 | Трагедия Тараса Бульбы. Р.Р. Анализ эпизода «Смерть Тараса Бульбы». Подготовка к домашнему сочинению по повести | | | |
24 | И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторские раздумья о жизни народа. | | | |
25 | Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы», «Два богача». Лирическая миниатюра | | | |
26 | Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра | | | |
27 | Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А.Некрасова за судьбу народа. | | | |
28 | ВКЧ. А.К.Толстой. Литературный портрет писателя. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. | | | |
29 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». «Дикий помещик». | | | |
30 | «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Обличение социальных пороков. | | | |
31 | Проект: «Сказки для детей изрядного возраста» Салтыкова-Щедрина» | | | |
32 | Контрольная работа №2 по произведениям Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина. | | | |
33 | Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. | | | |
34 | Главный герой повести. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. | | | |
35 | Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия. | | | |
36 | «Злоумышленник». Авторская позиция. Два лица России в рассказе. Юмор в рассказе «Размазня». | | | |
37 | Стихотворения о родной природе «Край ты мой, родимый край…» Проект «Проба пера». | | | |
38 | Контрольная работа №3. Классное сочинение по лирике: «Что особенно дорого читателю в русской поэзии 19 века о Родине и и родной природе» | | | |
Из русской литературы XX века (24 часа) |
39 | И.А.Бунин. Воспитание детей в рассказе «Цифры» | | | |
40 | Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А.Бунина «Лапти» | | | |
41 | М.Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство» | | | |
42 | Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | | | |
43 | Р.Р. Классное сочинение «Мир детства в литературе (на примере произведений Толстого, Бунина и Горького)» | | | |
44 | ВКЧ. Романтический рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Подвиг во имя людей. | | | |
45 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. Мысль автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение…». | | | |
46 | Два взгляда на мир в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» | | | |
47 | Л.Н.Андреев. Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе «Кусака». Проект: Образы собак литературе: Каштанка, Белый пудель Белый Бим Черное Ухо, Чанг и пр. | | | |
48 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. | | | |
49 | Проект «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание» (диспут Обсуждение фильмов, стихов, фотографий и пр. на данную тему.) Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению. | | | |
50 | Контрольная работа № 4 по произведениям писателей XX века. Тестирование. | | | |
51 | Б.Л.Пастернак. Литературный портрет. Картины природы, преображённые поэтическим зрением поэта. | | | |
52 | Контрольная работа №5 письменный анализ эпизода или одного стихотворения Пастернака по выбору / тестирование | | | |
53 | ВКЧ. «На дорогах войны…» Стихотворения о войне А.А.Ахматовой, К.М.Симонова, А.А.Суркова, Н.С.Тихонова и др. | | | |
54 | Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе «О чём плачут лошади». | | | |
55 | Е.И.Носов. Литературный портрет писателя. Сила внутренней духовной красоты человека, протест против равнодушия в рассказах «Кукла», «Живое пламя» | | | |
56 | Ю.П.Казаков. Литературный портрет писателя. Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро». | | | |
57 | Родина, родная природа и собственное восприятие окружающего в стихотворениях русских поэтов XX века (Есенина, Брюсова, Сологуба, Рубцова, Заболоцкого и др.) Проект: «Конкурс чтецов» | | | |
58 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. | | | |
59 | Д.С.Лихачёв. Духовное напутствие молодёжи в главах книги «Земля родная» | | | |
60 | М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | | | |
61 | Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н.Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле». Б. Окуджава. «По Смоленской дороге…» Лирические размышления о жизни. Проект: «Стихи и песни о Родине, дорогие каждому россиянину» | | | |
62 | Контрольная работа №6 по творчеству писателей второй половины XX века. Тестирование. | | | |
Из литературы народов России (1 час) |
63 | Р.Гамзатов. «Опять за спиною родная землч…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни в стихах поэта. | | | |
VIII.Из зарубежной литературы (6 часов) |
64 | Роберт Бёрнс Слово о поэте «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. | | | |
65 | Дж.Г.Байрон. Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!..» | | | |
66 | Японские хокку (хайку). Особенности жанра Проект «Проба пера» | | | |
67 | О.Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности в рассказе | | | |
68 | Р.Д.Брэдбери «Каникулы». Зарубежная фантастика. | | | |
69 | Контрольная работа №7. Итоговый тест | | | |
70 | Проект: Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса». Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | | | |