«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №36 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА А.М. ГОРОДНЯНСКОГО»
Составитель: Н.П. Лютикас
№ п/п | Название раздела, темы урока | Количество часов | Дата проведения урока | примечание |
| Введение | 2 часа | | |
1 | Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. | 1 | | |
2 | Историко-литературный процесс в России XIX века. Становление и развитие реализма. | 1 | | |
| Русская литература первой половины ХIХ века | 6 часов (5 + 1Р/Р) | | |
3 | Литература первой половины XIX века. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика поэта. | 1 | | |
4 | Р.р. Мотивы лирических произведений А.С. Пушкина. Анализ поэмы «Медный всадник». | 1 | | |
5 | Контрольная работа № 1. Сочинение по лирике А.С. Пушкина. | 1 | | |
6 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Романтизм М.Ю. Лермонтова и его лирический герой. | 1 | | |
7 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Петербургские повести и их место в художественном мире писателя. | 1 | | |
8 | Особенности типизации в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Нравственный смысл повести. | 1 | | |
| Русская литература второй половины ХIХ века | 86 часов (74 + 7Р/Р + 5В/Ч) | | |
9 | Литература и литературная критика второй половины XIX века. Идейная борьба славянофилов и западников. | 1 | | |
10 | Журнальная полемика о путях развития русской литературы. «Реальная критика» Метод Н.А. Добролюбова. | 1 | | |
11 | Литературно-критические взгляды нигилистов и почвенников. Идеи Д.И. Писарева и идеи Ф.М. Достоевского. | 1 | | |
12 | И.С. Тургенев. Судьба писателя. Формирование общественных и философских взглядов. | 1 | | |
13 | И.С. Тургенев «Отцы и дети». Творческая история романа. Главный герой и его прототипы. | 1 | | |
14 | Конфликт поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Литературоведческий практикум. | 1 | | |
15 | Сатирическое изображение И.С. Тургеневым «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников. | 1 | | |
16 | Автор и герой в романе «Отцы и дети». Сложность композиции произведения. | 1 | | |
17 | Р.р. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Анализ образа героя. | 1 | | |
18 | Базаров и его родители. Изображение И.С. Тургеневым путей преодоления конфликта. | 1 | | |
19 | Причины мировоззренческого кризиса Базарова и закономерность исхода его борьбы. Споры вокруг романа. | 1 | | |
20 | Контрольная работа № 2. Сочинение по роману И.С. Тургенева. | 1 | | |
21 | Идеи нравственного самосовершенствования в русской литературе. Универсальность образов писателей-классиков. | 1 | | |
22 | Н.Г. Чернышевский и его роль в общественном движении. История создания романа «Что делать?». | 1 | | |
23 | Сюжет и герои романа «Что делать?». Идеалы писателя. Значение произведения. | 1 | | |
24 | И.А. Гончаров. Биография писателя. Роман «Обломов» и приёмы изображения героя в нём. | 1 | | |
25 | Р.р. Полнота и сложность характера Обломова. Анализ образа героя. | 1 | | |
26 | Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе. | 1 | | |
27 | Обломов и Ольга Ильинская. Испытание героя любовью. Женские образы в романе. | 1 | | |
28 | Авторская оценка жизненного пути Обломова. Финал романа. Литературоведческий практикум. | 1 | | |
29 | Историко-философский смысл произведения И.А. Гончарова «Обломов». Роман в критике. | 1 | | |
30 | Контрольная работа № 3. Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов». | 1 | | |
31 | Вн.чт. Поиски путей органического развития России в романах И.А. Гончарова. | 1 | | |
32 | А.Н. Островский. Личность драматурга и его творчество. Театр А.Н. Островского. | 1 | | |
33 | Драма А.Н. Островского «Гроза». Творческая история и идейно-художественное своеобразие пьесы. Образ города Калинова. | 1 | | |
34 | Р.р. Анализ образа главной героини пьесы А.Н. Островского и её конфликта с «тёмным царством». | 1 | | |
35 | Образ грозы в драме А.Н. Островского. Трагический финал пьесы. Литературоведческий практикум. | 1 | | |
36 | Трагическое и жизнеутверждающее в драме А.Н. Островского. Критики о пьесе. | 1 | | |
37 | Контрольная работа № 4. Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза». | 1 | | |
38 | Вн.чт. Пьесы жизни А.Н. Островского «Бесприданница», «Лес» и их оценка критиками. | 1 | | |
39 | Ф.И. Тютчев. Судьба и поэзия. Хаос и космос в поэзии Ф.И. Тютчева. | 1 | | |
40 | Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева. Литературоведческий практикум. | 1 | | |
41 | Две ветви русской поэзии. Творчество А.А. Фета и особенности его лирики. | 1 | | |
42 | Метафоричность лирики А.А. Фета. Литературоведческий практикум. | 1 | | |
43 | Традиции и новаторство в русской поэзии. Проверочная работа по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. | 1 | | |
44 | Н.А. Некрасов. Личность и творчество поэта. Мотивы лирики. Сборник «Мечты и звуки». | 1 | | |
45 | Народные истоки лирики Н.А. Некрасова. Ответственность поэта перед своим народом. | 1 | | |
46 | Художественное многообразие лирики Н.А. Некрасова. Сборник 1856 года и «Панаевский цикл». Литературоведческий практикум. | 1 | | |
47 | «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история, жанр и композиция поэмы-эпопеи. | 1 | | |
48 | Р.р. Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме Н.А. Некрасова. Анализ текста поэмы. | 1 | | |
49 | Представления народа о счастье. Крестьянские судьбы в поэме. Яким Нагой и Ермил Гирин. | 1 | | |
50 | Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий. | 1 | | |
51 | Образ Гриши Добросклонова и его роль в поэме. Критики о произведении Н.А. Некрасова. | 1 | | |
52 | Контрольная работа № 5. Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | | |
53 | А.К. Толстой. Особенности творчества. Основные мотивы лирики А.К. Толстого. | 1 | | |
54 | Исторические и сатирические произведения А.К. Толстого. «Сочинения Козьмы Пруткова». | 1 | | |
55 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. Художественный мир писателя. | 1 | | |
56 | Проблематика и жанровое своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города». | 1 | | |
57 | Сатирические образы глуповских градоначальников и средства их создания. Литературоведческий практикум. | 1 | | |
58 | Образ народа в «История одного города». Размышление автора о прошлом и будущем России. | 1 | | |
59 | Ф.М. Достоевский. Судьба писателя и его мировоззрение. Мир героев Ф.М. Достоевского. | 1 | | |
60 | История создания и своеобразие романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | | |
61 | Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» и его назначение. | 1 | | |
62 | Истоки и смысл «героической» теории Раскольникова. Бунт героя и его причины. | 1 | | |
63 | Р.р. Творческая мастерская «Что стоит за словом убийство?». Раскольников и Каракозов. Наказание героя. | 1 | | |
64 | Идеал человека в понимании Ф.М. Достоевского. Соня Мармеладова и мотивы её поведения в романе. | 1 | | |
65 | Нравственные уроки Ф.М. Достоевского. Возрождение героя. Смысл финала романа и мнения критики. | 1 | | |
66 | Контрольная работа № 6. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | | |
67 | Поиски путей сближения с народом в общественной жизни и литературе. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. | 1 | | |
68 | Политические, философские и религиозные взгляды Л.Н. Толстого. | 1 | | |
69 | Л.Н. Толстой «Война и мир». Творческая история, жанр, композиция, смысл названия. | 1 | | |
70 | «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Идеальные семьи. | 1 | | |
71 | Реализм в изображении войны 1805-1807 годов в романе. Аустерлицкое сражение. | 1 | | |
72 | Л.Н. Толстой – мастер психологического портрета. Герои романа и особенности их изображения. | 1 | | |
73 | «Диалектика души» в романе Л. Толстого. Духовные искания и этапы становления героев романа. | 1 | | |
74 | Понимание счастья и пути к нему. Андрей Болконский и Наташа Ростова. | 1 | | |
75 | События 1812 года в романе. Смоленские главы и их источники. | 1 | | |
76 | Р.р. Анализ эпизода в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Бородинское сражение. | 1 | | |
77 | Образы полководцев на страницах романа. Наполеон и Кутузов. Роль личности в истории. | 1 | | |
78 | Народ в романе Л.Н. Толстого. Партизанская война. Пьер Безухов и Платон Каратаев. | 1 | | |
79 | Судьбы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Значение эпилога романа. Роман в критике. | 1 | | |
80 | Контрольная работа № 7. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». | 1 | | |
81 | Вн.чт. Судьба женщины в романах Л.Н. Толстого «Воскресение», «Анна Каренина». | 1 | | |
82 | Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества. Самобытность таланта и художественный мир писателя. | 1 | | |
83 | Н.С. Лесков «Очарованный странник». Жанр повести-хроники и образ героя в ней. | 1 | | |
84 | Формирование типа русского праведника. Судьба Ивана Флягина. | 1 | | |
85 | Жизнь и борьба героя в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». | 1 | | |
86 | Вн.чт. Жанр повести в творчестве Н.С. Лескова «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда». | 1 | | |
87 | А.П. Чехов. Личность писателя. Особенности художественного мироощущения. Повести и «Пёстрые рассказы» А.П. Чехова. | 1 | | |
88 | Художественные особенности рассказов А.П. Чехова. Тема «маленького человека» в рассказах. | 1 | | |
89 | Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Сюжет и конфликт пьесы. Своеобразие жанра. | 1 | | |
90 | Р.р. Система персонажей пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Анализ персонажа пьесы. | 1 | | |
91 | Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Литературоведческий практикум. | 1 | | |
92 | Трагический финал пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Смысл названия пьесы. «Новая драма» в критике. | 1 | | |
93 | Вн.чт. Герои и сюжеты драматургии А.П. Чехова. Пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры», «Чайка». | 1 | | |
94 | Формирование русского национального театра и его значение в мировой культуре. | 1 | | |
| Повторение. Обобщение. Итоговый контроль | 2 часа | | |
95 | Повторение и обобщение изученного. Подготовка к контрольной работе. | 1 | | |
96 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 | | |
| Зарубежная литература XIX века | 5 часов | | |
97 | Становление реализма в европейской литературе. Произведения Ф. Стендаля, О. Бальзака | 1 | | |
98 | Социальные и религиозно-философские мотивы в произведениях Ч. Диккенса. | 1 | | |
99 | Особенности жанра западноевропейской новеллы. Творчество Ги де Мопассана. | 1 | | |
100 | Зарубежная драматургия конца XIX – начала XX века. Творчество Г. Ибсена и Б. Шоу. | 1 | | |
101 | Символизм в произведениях западноевропейской культуры и литературы. Артюр Рембо «Пьяный корабль». | 1 | | |
| Итоговые уроки | 1 час | | |
102 | Читательская конференция по самостоятельно прочитанным произведениям литературы. | 1 | | |
1. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5–11 классы (базовый уровень). 10–11 классы (профильный уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013.
1. Лебедев Ю.В. Литература. Практикум. 10 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. – М.: Просвещение, 2010.
2. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. / Ю.В. Лебедев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
1. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература. 10 класс. Методические советы: пособие для учителя / Ю.В. Лебедев, М.Б. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010.
2. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. – М.: Просвещение, 2014.
3. Егорова Н.В., Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе ХIХ в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016.
1. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XIX века. К учебникам Ю.В. Лебедева, В.И. Коровина / Е.В. Иванова. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
3. Миронова Н.А. Тесты по литературе. К учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература XIX века. В 2-х частях. 10 класс» / Н.А. Миронова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.