Дата | Темы раздела и уроков Прослушиваемый материал. | Решаемые проблемы. Региональный компонент | Планируемые результаты. |
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
| Первая четверть. | | | | | |
3в, 3г-05.09 3а,3б-07.09 12.09 14.09 19.09 21.09 26.09 28.09 03.10 05.10 | «Россия-Родина моя!» ( 5 часов) 1. «Мелодия-душа музыки!» Прослушивание: П.И.Чайковский «Симфония № 4»; «Благословляю вас, леса» Г.Свиридов «Романс» Н.Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье» Диск 3к1ч -№ 1-4 2. «Природа и музыка. Романс. Звучащие картины» Прослушивание: Музыка П.Чайковского, Г.Свиридова, М.Глинки, Н.Римского-Корсакова Диск 3к1ч -№ 2-4 Диск 2к2ч -№ 16 3. «Виват, Россия! Наша слава-Русская держава!» Прослушивание: Старинные русские канты. Диск 3к1ч -№ 5-7 4. «С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» Прослушивание: Фрагменты кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» Диск 2к1ч -№ 25 Диск 3к1ч -№ 8 5. «М.И.Глинка опера «Иван Сусанин» Прослушивание: Фрагменты оперы Глинки «Иван Сусанин» Диск 3к1ч -№ 9-12 | Дать понятие образов родной природы в музыке русских композиторов. Дать понятия образов родной природы в романсах русских композиторов. Дать понятия образов Родины, защитников Отечества в различных жанров музыки: кант, народная песня. Дать понятие кантаты, на основе музыки С.Прокофьева. Познакомить с жанром героической оперы. | Мелодия, песенность, симфония, лирический образ. Романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент, Поэзия, пейзаж, лирика. Кант, песенность, маршевость, интонация музыки и речи, солдатская песня, марш, хор, куплет. Кантата, набат, вступление, трехчастная форма. Опера, хоровая сцена, певец-солист, ария, эпилог, благовест. | Выявлять мелодичность и песенность в музыке. Выявлять настроения и чувства человека выраженные в музыке. Различать русские народные песни и канты, и современные героические песни. Расширить понятия музыкальных образов Защитников Отечества. Уметь определять по жанрам музыки героические образы Защитников Отечества. | Р: Самостоятельно выражать своё эмоциональное отношение к искусству. П: различать звучание муз.инструментов, использованных в мелодиях К: Интонационно исполнять сочинения разных жанров. Р:Самостоятельно выражать эмоциональное отношение к муз. произведениям. П: Различать аккомпанемент мелодии. К: Выполнить творческое задание. Р: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и РНП. П: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки. К: Исполнение старинных кантов и песен. Р: Самостоятельно различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная. П: Определять выразительные возможности различных муз.образов. К: выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Р:Знать песни о героических событиях истории Отечества. П: Познать выразительность музыкальной и поэтической речи. К: Исполнение фрагментов из оперы. | Уважительно относится к творчеству русских композиторов. Ценить образы природы выраженные в музыке и в живописи. Интонационно осмысленно исполнять песни о героических событиях. Уважать свою Родину и её Защитников. Гордиться Защитниками Отечества. |
10.10 12.10 17.10 19.10 24.10 26.10 07.11 09.11 | «День полный событий» ( 4 часа) 6. «Утро» Прослушивание: Э.Григ «Утро», П.Чайковский «Утренняя молитва» М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» Диск 2к1ч -№ 27 Диск 1к1ч -№ 29 Диск 2к1ч -№ 1 7. «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек» Прослушивание: С.Прокофьев «Болтунья», Балет «Золушка», Симф.сказка «Петя и волк» Диск 1к2ч -№ 2,18 8. «В детской. Игры и игрушки» Прослушивание: Музыка С.Прокофьева, П.Чайковского, М.Мусоргского. Диск 3к1ч -№ 17,18 Диск 2к1ч -№ 16,18,20 9. « На прогулке. Вечер» Прослушивание: М. Мусоргский сюита «Картинки с выставки» -фрагменты. Диск 2к1ч -№ 7 Диск 3к1ч -№ 19 Диск 1к2ч -№ 8 | Познакомить с жанром портрета в музыке. Р.к. Великие музыканты на Северном Кавказе Познакомить с портретами «нарисованными» музыкой С. Прокофьева. Дать понятие выразительности и изобразительности в музыке разных жанров. Дать понятие музыкальных и живописных образов. | Песенность, развитие, повтор, лад, тембр. Изобразительность, выразительность, контраст, скороговорка. Мелодия, речитатив, соло, интонационная выразительность, песенность, танцевальность, маршевость, фортепиано, аккомпанемент, солист. Сюита, музыкальная живопись, интонация, мелодия, аккомпанемент. | Различать в музыке душевное состояние человека, его чувства и мысли. Различать в музыке, что в каждой интонации спрятан человек. Отличать интонационные линии персонажей. Выявлять связь музыкальных и живописных образов. | Р: Самостоятельно определять музыкальные впечатления ребенка « с утра до вечера» П: самостоятельно проследить и сравнить музыкальный язык композиторов. К: Исполнение главных мелодий произведений. Р: Самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. П: Понимать художественно-образное содержание муз.произведения. К: самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей. Р: самостоятельно распознавать выразительные музыкальные особенности героев. П: понимать содержание муз.произведения. К: передавать интонационно-мелодические особенности муз.образа. Р: Самостоятельно обнаруживать интонационную связь в музыке, живописи, поэзии. П: Понимать и раскрывать средства музыкального воплощения образов. К: разработать сценарий к муз.произведению. | Различать формы композиции и особенности муз. языка Чайковского и Грига. Находить общность интонаций в музыке, живописи и поэзии. Выявлять связь музыки и живописи. Исполнять соло из муз.сочинений различных жанров. |
| Вторая четверть. | | | | | |
14.11 16.11 21.11 23.11 28.11 30.11 05.12 07.12 12.12 14.12 19.12 21.12 26.12 28.12 | «В музыкальном театре» ( 7 часов) 10. « М.Глинка опера «Руслан и Людмила» Прослушивание: М.Глинка опера «Руслан и Людмила» -фрагменты. Диск 2к2ч -№ 1 Диск 2к1ч -№ 32 Диск 3к1ч -№ 23,25 Диск 3к2ч -№ 5,6 11. «К.В.Глюк опера «Орфей и Эвридика» Прослушивание Фрагменты оперы Диск 3к2ч -№ 7 Диск 1к1ч -№ 18 12. Н.А.Римский-Корсаков опера «Снегурочка» Прослушивание: Фрагменты из оперы. Диск 3к2ч -№ 8,12 13. «Океан-море синее» Прослушивание: Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко» - фрагм. Диск 3к2ч -№ 13 14. «Балет П.Чайковского «Спящая красавица» Прослушивание П.Чайковский балет «Спящая красавица» -фрагменты Диск 3к2ч -№ 14-16 15. «В современных ритмах» Прослушивание: А.Рыбников мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад» Р.Роджерс «Урок музыки» ( из мюзикла «Звуки музыки») Диск 3к2ч -№ 17 Диск 1к2ч -№ 19 16. «Обобщение» Прослушивание. | Познакомить с жанром оперы-сказки. Познакомить с творчеством немецкого композитора 18 века Глюка. Расширять представление об опере-сказке. Дать понятие изобразительности в музыке на основе оперы-былины «Садко» Познакомить с балетом. Дать представление о жанре – мюзикл. Закрепить полученные знания и навыки. Р.к. Казачьи песни | Сцены из оперы, ария, баритон, каватина, сопрано, рондо, бас, контраст, увертюра, симфонический оркестр. Опера, миф, лира. Сцена из оперы, ария, сопрано, шествие, каватина, тенор. Зерно-интонация, развитие, трехчастная форма. Контрастные образы, сцена из балета, интонация, развитие. Современные интонации и ритмы, мюзикл. Опера, балет, мюзикл. | Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки. Различать контрастные средства выразительности образов. Рассуждать о смысле и значении оперного искусства. Различать интонационно музыкальную картину моря. Сравнительный анализ оперы и балета. Уметь выявлять современные музыкальные жанры: мюзикл. Уметь ориентироваться в музыкальных терминах и муз. произведениях. | Р: Самостоятельно определять муз. темы главных героев. П: называть и объяснять основные термины оперы. К: интонационно узнавать образы героев. Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев. П: понимать значения терминов. К: с помощью мимики и жестов передавать хар-р персонажей. Р: самостоятельно рассуждать о значении режиссера, дирижера и композитора в опере. П: понимать смысл терминов. К: передавать свои муз. впечатления в рисунке. Р: Самостоятельно передавать содержание оперы-былины. П: раскрывать и объяснять с помощью каких средств композитор изображает море. К: выполнять живописно-творческую работу. Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев. П: понимать смысл терминов. К: передавать свои муз. впечатления с помощью пластики, мимики и жестов. Р: Уметь представление о синтезе музыки, танца, пения, сцен. действия. П: понимать отличительные особенности зарубежных и отечественных мюзиклов. К: исполнение сцен из мюзиклов. Р: Самостоятельно рассуждать о значении оперы, балета, мюзикла. П: отвечать на вопросы учителя. К: сравнивать муз. произведение и литературное или живописное. | Развивать ассоциативную связь музыки и художественного произведения. Развивать ассоциативную связь музыки и этноса. Рассуждать о смысле и значении опер-сказок. Анализировать художественно-образное содержание оперы. Выявлять связь музыки и танца. Выявлять основные отличия оперы от мюзикла. Гордиться полученными музыкальными знаниями. |
| Третья четверть. | | | | | |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» ( 4 часа) 17. «Настрою гусли на старинный лад. Былины.» Прослушивание: М.И. Глинка «Первая песня Баяна» ( оп. «Руслан и Людмила») Н.А.Римский-Корсаков «Песня Садко» ( оп. «Садко») Диск 2к1ч -№ 35 Диск 3к2ч -№ 2 Диск 3к1ч -№ 23,24 18. «Былина о Садко и Морском царе» Прослушивание: Н.А.Римский-Корсаков оп. «Садко» -фрагменты. Диск 3к2ч -№ 2 Диск 5к1ч -№ 15 Диск 1к1ч -№ 15 19. «Лель, мой Лель» Прослушивание: Н.А.Римский-Корсаков оп. «Снегурочка» -«Песня Леля» Диск 3к2ч -№ 3 20. «Звучащие картины. Прощание с Масленицей» Прослушивание: Н.Римский-Корсаков оп. «Снегурочка» -«Хор –«Проводы Масленицы» Диск 3к2ч -№ 4 | Дать представление о самом древнем жанре песенного фольклора -былине. Дать представление о распевах в былине. Дать представление о низком женском голосе – меццо-сопрано Дать представление о народных традициях и обрядах в музыке русских композиторов. | Былина, певец-сказитель, гусли, былинный напев, подражание гуслям. Былинный напев, повтор, распевы. Песня, куплет, меццо-сопрано, кларнет, литавры. Народные традиции, повтор, контраст, сопоставление, мелодии в народном стиле. | Выявить общность жизненных истоков народного и профессион. творчества. Знать древний Новгородский эпос. Узнавать меццо-сопрано. Различать мелодии в народном стиле. | Р: Самостоятельно рассуждать о значении повтора, контраста в развитии музыки. П: выявлять общность интонаций в музыке и поэзии. К: выявлять ассоциативно-образные связи муз. и литер. произведений. Р: Самостоятельно определять, какую роль имеют распевы в былинах. П: аккомпанировать на воображаемых гуслях. К: Исполнить северный былинный напев. Р: самостоятельно различать приемы используемые композитором в опере: повтор-контраст. П: называть и объяснять основные термины. К: спеть мелодию «Песни Леля» Р: Самостоятельно сравнивать взаимосвязь музыки и художественного произведения. П: отвечать на вопросы учителя. К: разучивание масленичных песен. | Хранить традиции народного фольклора. Хранить традиции народного фольклора. Знать творчество русских композиторов. Хранить традиции русского народа. |
| «О России петь – что стремиться в Храм!» ( 4 часа) 21. «Радуйся Мария!», «Богородице Дево, Радуйся!» Прослушивание: Ф.Шуберт «Аве, Мария» С.В.Рахманинов «Богородице, Дево радуйся» ( из «Всенощного бдения») Диск 3к1ч -№ 20, 22 22. «Древнейшая песнь материнства» Прослушивание: К.Глюк «Мелодия» ( оп. «Орфей и Эвридика») Ф.Шуберт «Аве, Мария!» Диск 3к1ч -№ 20 Диск 1к1ч -№ 18 23. «Вербное Воскресение» Прослушивание: Э.Л.Уэббер «Осанна» ( рок-оп. «Иисус Христос суперзвезда») Диск 3к2ч -№ 1 24. «Святые Земли Русской!» Прослушивание: В.Кикта «Фрески Софии Киевской» Стихиры русским Святым. Диск 1к1ч -№ 19 Диск 3-4 № 16 | Дать представление о духовных песнопениях. Дать представление об образе матери в музыке, поэзии и ИЗО Дать представление о празднике православной церкви – Вербное Воскресение. Дать представление о связи русской истории, традиций, церковной музыки и Русских святых. | Молитва, песня, всенощное, тропарь, величание. Природа, красота, любовь, мать, земля, Родина, икона, жанры церковных песнопений -тропарь, молитва, величание. Молитва, величание. Фреска, икона, арфа, симфония-действо, христиане. | Узнавать жанры церковной музыки. Познакомить с величайшей Святыней Руси – Иконами Божией Матери. Расширить представление о православных праздниках. Расширить представление о Православных Святых. | Р: Самостоятельно различать мелодики русского и зарубежного религиозного искусства. П: Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций. К: Исполнение молитвы. Р: Самостоятельно ориентироваться в Православных праздниках. П: иметь представление о песнопении, религиозных праздниках, богослужении и молитвах воспевающих красоту материнства. К: исполнять песни о матери. Р: Самостоятельно иметь представление о религиозных праздниках. П: знать жанры церковной музыки. К: Обнаруживать сходство и различие произведений религиозного искусства. Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах. П: отвечать на вопросы учителя. К: исполнение стихиры. | Знать религиозные праздники России. Ценить и уважать свою мать. Приобщаться с традициям православной церкви. Уважать историю Родины. |
| «В концертном зале» ( 3 часа) 25. «Музыкальное состязание. Концерт» Прослушивание: П. Чайковский «Концерт № 1»для ф-но с оркестром Диск 3к2ч -№ 18 26. «Музыкальные инструменты. Флейта. Звучащие картины» Прослушивание: К.Глюк «Мелодия» И.С.Бах «Шутка» Э.Григ «Утро» С.Прокофьев «Петя и волк» -тема Птички Диск 1к1ч -№ 17,18,29 Диск 1к2ч -№ 18 27. «Музыкальные инструменты. Скрипка» Прослушивание: Н.Паганини « Каприс № 24» П.Чайковский «Мелодия» Диск 3к2ч -№ 19, 20 | Дать представление о жанре музыкального концерта. Р.к. В.И.Сафонов-музыкант с берегов Терека. Дать представление о древних музыкальных инструментах -флейте. Дать представление о струнных смычковых музыкальных инструментах. | Композитор, исполнитель, слушатель, концерт, вариационное развитие. Деревянные духовые инструменты, старинная и современная музыка. Скрипач, виртуоз, каприс, скрипка. | Расширить понятие единства композитора, исполнителя, солиста, слушателя и симфонического оркестра. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать на слух звучание скрипки. | Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах. П: различать главные и побочные темы «Концерта» К: выполнить творческое задание. Р: Самостоятельно узнавать тембр флейты. П: стилевые особенности старинной и современной музыки. К: наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Р: Самостоятельно узнавать главные мелодические темы. П: Расширить музыкальный кругозор. К: выполнение творческого задания. | Узнавать тембры музыкальных инструментов. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Уважительно относится к симфонической музыки. |
| Четвертая четверть. | | | | | |
| «В концертном зале» ( 3 часа) 28. Эдвард Григ сюита «Пер Гюнт» Прослушивание Э.Григ «Пер Гюнт» -фрагменты. Диск 1к1ч -№ 29 Диск 3к2ч -№ 21-23 Диск 3-4 № 1 29. «Л.Бетховен «Симфония № 7» ( «Героическая») Прослушивание: Фрагменты из симфонии. Диск 3-4 № 6,7 30. «Мир Бетховена» Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 14», «К Элизе» Диск 3-4 № 6,7 | Дать представление о жанре сюита. Познакомить с творчеством Бетховена и музыкальной формой -симфония Дать представление о темах, сюжетах и образах музыки Бетховена. | Сюита, тема, вариационное развитие, песенность, маршевость, танцевальность. Симфония, дирижер, маршевость, песенность, контраст, финал, тема, вариация, контрданс. Выразительность, изобразительность, мелодия, аккомпанемент, лад, соната. | Знать понятие сюита. Различать контрастные средства выразительности. Различать контрастные средства сонаты. | Р: Самостоятельно определять муз. темы. П: самостоятельно называть части сюита. К: выполнение творческого задания. Р: самостоятельно определять муз. темы. П: Ориентироваться в динамических оттенках. К: Дирижирование главных тем. Р: Самостоятельно различать стилевые особенности муз. произведений. П: ориентироваться в видах и жанрах музыки. К: Исполнение песни. | Уважать творчество зарубежных композиторов. Уметь анализировать сюжетную линию. Уметь анализировать сюжетную линию произведения. |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 часов) 31. «Джаз-чудо музыка» Прослушивание: Дж. Гершвин «Я поймал звуки джаза», «Колыбельная» ( из оп. «Порги и Бесс») Диск 3-4 № 8,9 32. «Мир Г.Свиридова и С.Прокофьева» Прослушивание: Музыка Г.Свиридова и С.Прокофьева. Диск 3к2ч -№ 24 Диск 2к2ч -№ 30 33. «Певцы родной природы» Прослушивание: Э.Григ «Утро» П.Чайковский «Мелодия» Диск 1к1ч -№ 29 Диск 3к2ч -№ 19 34. « Прославим радость на Земле!» Прослушивание: В.А.Моцарт «Симфония № 40» ( финал) Л.Бетховен «Симфония № 9» М.Глинка «Хор «Славься!» ( оп. «Иван Сусанин») Диск 3-4 № 10,11 Диск 3к1ч -№ 12 35. «Обобщение» Р.к. Вокальное творчество композиторов Ставропольского края. | Дать представление о джазе, истории возникновения джаза, стилях. Познакомить с образами природы в музыке Свиридова и Прокофьева. Познакомить со сходством и различием музыкальной речи разных композиторов. Дать представление о роли композитора, исполнителя и слушателя. Закрепить полученные знания и навыки. | Песенность, танцевальность, куплетная форма, лад, импровизация, ритм, джаз-оркестр, спиричуэл, джаз, блюз. Песенность, музыкальные иллюстрации, кантата, хор, симф.оркестр, Фортепианная, вокальная, симфоническая музыка, музыкальная речь. Музыкальная речь, Лирические чувства. Опера, симфония, песня, ода, кант, гимн. Сюита, симфония, ода, кант, гимн, джаз, опера, песня. | Различать и узнавать ритмы джазовой музыки. Различать особенности мелодики, тембра музыки С.Прокофьева и Г.Свиридова. Различать музыкальную речь разных композиторов. Знать мелодии прошлого, которые известны всему миру. Уметь ориентироваться в музыкальных терминах и произведениях. | Р: самостоятельно сравнивать джазовые композиции. П: ориентироваться в особенностях музыкального языка джаза. К:знать известных джазовых музыкантов-исполнителей. Р: Самостоятельно различать и узнавать музыкальные интонации. П: различать , как с развитием музыки меняются краски звучания. К: Выполнение творческого задания. Р: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов. П: определять особенности построения формы муз. сочинений. К: исполнение песен. Р: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов. П: определять характерные черты языка современной музыки. К: определять жанровую принадлежность муз.произведения. Р:самостоятельно рассуждать о жанровых особенностях музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К:творческое задание. | Импровизировать джазовые мелодии. определять жанры музыкальных произведений. Исполнять муз.сочинения разных жанров и стилей. Уважительно относится к музыке разных композиторов. Гордиться великой силой искусства. |