№ | Дата | Тема | Вид урока | Планируемые результаты |
| | | | предметные | метапредметные | личностные |
Раздел 1. Музыка и литература (17 часов) |
1 | | Что роднит музыку с литературой. | Комбинированный | Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем. Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке. | П.- узнавать, называть и определять различные жанры; Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; К.- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
2 | | Вокальная музыка. «Россия, Россия, нет слова красивей…» Входная диагностическая работа. | Комбинированный | Понимание учащимися красоты русской песни. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; П.: поиск и выделение необходимой информации; К.: уметь участвовать в хоровом пении. (Работа в группе) | Уважительное отношение к истории и культуре своего народа. |
3 | | Вокальная музыка. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…» | Комбинированный | Понимание учащимися красоты русской народной песни. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; П.: поиск и выделение необходимой информации; К.: уметь участвовать в хоровом пении. | Уважительное отношение к истории и культуре своего народа. |
4 | | Вокальная музыка. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» | Комбинированный | Понимание учащимися красоты песни через произведения русских композиторов и поэтов. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; П.: поиск и выделение необходимой информации; К.: уметь участвовать в хоровом пении. | Уважительное отношение к истории и культуре своего народа. |
5 | | Фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…» | Комбинированный | Понимание значения термина «программное произведение». | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя; П.: ориентация в разнообразных способах решения; К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. | Чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
6 | | Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…» | Комбинированный | Понимание значения термина «программное произведение», тесной связи музыки с литературными произведениями. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя; П.: ориентация в разнообразных способах решения; К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. | Чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
7 | | Жанры инструментальной и вокальной музыки | Комбинированный | Детальное изучение жанров фортепианной музыки. | П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
8 | | Вторая жизнь песни | Комбинированный | Дать знания о различных интерпретациях мелодий. Понимание терминов «аранжировка, оригинал, переложение». | П. - смысловое чтение; Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
9 | | Живительный родник творчества. | Комбинированный | Закрепление пройденного материала. | П.- построение рассуждения, обобщение; Р.- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; К.- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
10 | | Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны» «Звучащие картины» | Комбинированный | Дать знания о жанре симфонии-действе. | П.- Различать особенности русской музыкальной культуры; Р.- Размышлять, анализировать, Высказывать свое отношение о музыке; К.- Сопоставлять образное содержание музыкального произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения. Высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
11 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Гармонии задумчивый поэт» | Комбинированный | Понимание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. | П. - узнавать, называть и определять произведения искусства; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - формулировать собственное мнение и позицию. | Уважительное отношение к истории и культуре других народов. |
12 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» | Комбинированный | Понимание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. | П. - узнавать, называть и определять произведения искусства; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - формулировать собственное мнение и позицию. | Уважительное отношение к истории и культуре других народов. |
13 | | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера-былина «Садко» | Комбинированный | Дать знания о жанре оперы, ее тесной связи с литературными произведениями. Понимание термина «либретто». | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя; П.: ориентация в разнообразных способах решения; К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Ценностное отношение к искусству своей Родины, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
14 | | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет-сказка «Щелкунчик». | Комбинированный | Дать знания о жанре балета, его тесной связи с литературными произведениями. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя; П.: ориентация в разнообразных способах решения; К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Ценностное отношение к искусству своей Родины, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
15 | | Музыка в театре, кино, на телевидении. | Комбинированный | Дать знания о роли музыки в театре, кино, на телевидении. | П. – смысловое чтение, анализ информации; Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
16 | | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Диагностическая работа. | Комбинированный | Дать знания о жанре мюзикла. | П. – смысловое чтение, анализ информации; Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
17 | | Мир композитора. | Комбинированный | Закрепление пройденного материала. | П. - узнавать, называть и определять произведения искусства; Р. – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство. (18 часов) |
18 | | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | Комбинированный | Дать знания о связи музыки с изобразительным искусством на примере конкретных произведений. | Р.: выполнять учебные действия в качестве художника, поэта, композитора; П.: использовать общие приемы решения задачи; К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
19 | | Небесное и земное в звуках и красках. | Комбинированный | Научить учащихся по слуху определять стиль музыкальных произведений различных эпох. | Р.: использовать установленные правила в контроле способа решения; П.: ориентация в разнообразных способах решения; К.: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. |
20 | | Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край». | Комбинированный | Дать знания о жанре кантаты. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя; П.: поиск и выделение необходимой информации; К.: формулировать собственное мнение и позицию. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
21 | | Звать через прошлое к настоящему «Ледовое побоище». «После побоища». | Комбинированный | Сравнительный анализ музыкальных образов кантаты «Александр Невский» с образами изобразительного искусства. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя; П.: поиск и выделение необходимой информации; К.: формулировать собственное мнение и позицию. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
22 | | Музыкальная живопись и живописная музыка «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…» | Комбинированный | Дать знания о выразительных возможностях музыкального искусства. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя; П.: поиск и выделение необходимой информации; К.: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
23 | | Музыкальная живопись и живописная музыка «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности. | Комбинированный | Понимание учащимися терминов «мелодическая линия, ритм, лад, композиция» на примере музыкальных и живописных произведений. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя; П.: поиск и выделение необходимой информации; К.: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
24 | | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко. | Комбинированный | Дать знания о жизненных прообразов и народных истоках музыки. | П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации; Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Уважительное отношение к истории и культуре своего народа. |
25 | | Портрет в музыке и изобразительном искусстве «Звуки скрипки так дивно звучали…» | Комбинированный | Дать знания о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и мастерстве скрипачей. | П. - анализ информации; построение рассуждения; обобщение. Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к музыкальному искусству. |
26 | | Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира» | Комбинированный | Дать знания о роли дирижера в исполнении симфонической музыки. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя; П.: использовать общие приемы решения задачи; К.: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью. | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
27 | | Образы борьбы и победы в искусстве. | Комбинированный | Дать знания о стилистических особенностях музыкального языка Л.Бетховена на примере Симфонии №5. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; П.: поиск и выделение необходимой информации; К.: уметь участвовать в хоровом пении. (Работа в группе) | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
28 | | Застывшая музыка. Содружество муз в храме. | Комбинированный | Дать знания о синтезе стилистических особенностей различных видов искусства. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; П.: поиск и выделение необходимой информации; К.: уметь участвовать в хоровом пении. (Работа в группе) | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. |
29 | | Полифония в музыке и живописи | Комбинированный | Продолжение знакомство с творчеством И.С.Баха. | П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок); Р. - преобразовывать практическую задачу в познавательную; К. - определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур. |
30 | | Музыка на мольберте. | Комбинированный | Дать знания о творчестве литовского композитора и художника М. Чюрлёниса. | П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок); Р. - преобразовывать практическую задачу в познавательную; К. - определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
31 | | Импрессионизм в музыке и живописи. | Комбинированный | Дать знания об импрессионизме на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси. | П. - анализ информации; построение рассуждения; обобщение. Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
32 | | В каждой мимолетности вижу я миры... | Комбинированный | Дать знания о стиле, своеобразии творчества С.С.Прокофьева и М.П.Мусоргского. | П.: выполнять учебные действия в качестве слушателя; Р.: ориентация в разнообразных способах решения; К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. | Нравственно-этическая ориентация - эстетические потребности, ценности и чувства. |
33 | | Мир композитора. С веком наравне. Диагностическая работа. | Комбинированный | Дать знания о стиле, своеобразии творчества С.С.Прокофьева и М.П.Мусоргского. | П.: выполнять учебные действия в качестве слушателя; Р.: ориентация в разнообразных способах решения; К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. | Нравственно-этическая ориентация - эстетические потребности, ценности и чувства. |
34, 35 | | Мир композитора. Обобщающий урок по теме «Музыка и изобразительное искусство». | Комбинированный | Защита групповых проектов «Взаимосвязь музыки композитора … с произведениями изобразительного искусства». | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя; П.: ориентация в разнообразных способах решения; К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. |