Рабочая учебная программа по музыке для 2 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных малочисленных народов Приамурья.
В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю), во 2-4 классах -34 часа.
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты | Формы контроля |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Раздел I «Россия-Родина моя»-2ч. |
1 | Музыкальные образы родного края. | 1 | | Иметь представление о музыке своего народа, определять общий характер музыки; охарактеризовать средства муз. выразительности; ориентироваться в нотной записи; выразительно исполнять песни, исходя из содержания и характера. | Знать понятия : Родина, композитор, мелодия, песня, танец, марш. Уметь: эмоционально откликнуться выразить свое впечатление в пении, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Текущий |
2 | Гимн России. | 1 | | Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений | Знать понятия : гимн, символы России (флаг, герб) памятники архитектуры. Иметь представления о музыке своего народа. Уметь: Исполнять Гимн России. Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов; | Текущий |
Раздел II « день, полный событий» -7 ч. |
3 | Мир ребенка в музыкальных образах | 1 | | Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Петь легко, напевно, без форсирования звука. | Знать/понимать: смысл понятий : музыкальный альбом, музыкальный язык , интонации. Уметь: называть фамилии композиторов : П.И, Чайковский, С.С Прокофьев. | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке разных композиторов. Регулятивные: на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности; | Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. | Текущий |
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | 1 | | Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Исполнение песенного репертуара. | Знать/понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Знать названия изученных произведений и их композиторов (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, С.С.Прокофьев), знать названия динамических оттенков: форте и пиано,. названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка. (фортепиано). Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; Регулятивные: на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности; | Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
| Текущий |
5. | Природа и музыка. | 1 | | Слушать внимательно, запоминать название и авторов, определять характер. Выразительно исполнять песни, исходя из содержания и характера; выявлять особенности муз. речи композиторов путем сопоставления звучания и графического моделирования мелодий; | Знать понятия: песенность, танцевальность, маршевость мелодия, регистр. Понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; Уметь: воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. | Познавательные: владение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные: на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; Коммуникативные: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, употреблении музыкальных терминов. | Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству; | Текущий |
6 | Танцы, танцы, танцы... | 1 | | Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе). | Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка. Уметь: определять основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы. Наблюдать за музыкой в жизни человека, импровизировать в пластике. | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; Регулятивные: на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, Коммуникативные: Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; | Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов. | Текущий |
7 | Эти разные марши | 1 | | Делать разбор музыкального произведения, определять общий характер, протактировать музыкальный размер. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Исполнение песенного репертуара. Передавать в движении содержание музыкального произведения. | Знать отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага. Уметь: - определять на слух маршевую музыку; - выделять среди произведений пьесы маршевого характера | Познавательные: владение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные: на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; Коммуникативные: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке. | Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
| Текущий |
8 | «Расскажи сказку» | 1 | | Разбираться в строении произведений. Определять общий характер музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Исполнение песенного репертуара. Передавать в движении содержание музыкального произведения. | Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, вступление. Уметь называть фамилии композиторов: П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев. | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; Регулятивные: на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности; | Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству; | Текущий |
9 | Колыбельные | 1 | | Научиться придумывать свои песенки на предложенные стихи. Характеризовать средства музыкальной выразительности. Петь, соблюдая певческую установку | Знать: - понятия: темп, динамика, фраза; - отличительные черты колыбельной песни Уметь: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. | Познавательные: владение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные: на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; Коммуникативные расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов; | Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа | Текущий |
10 | Великий колокольный звон | 1 | | Знакомство с разновидностями колокольных звонов на Руси. Композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. | Знать: - колокольные звоны: благовест, трезвон, на бат, метельный звон; - понятие голоса- тембры Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров. Регулятивные: музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов; Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности; | Углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; | Текущий |
11-12 | Святые земли Русской | 2 | | Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Исполнение песенного репертуара. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Выполнение творческого задания из рабочей тетради. | Знать понятия: кантата, народные песнопения, икона, житие, молитва, церковные песнопения. Уметь называть имена святых Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, кантилена, пение а-capella. | Познавательные: овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные: оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные воспитание любви к своей культуре, своему народу. | Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа | Текущий |
13 | Молитва | 1 | | Знакомство с особенностями жанров – молитва, хорал. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности Исполнение песенного репертуара. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Выполнение творческого задания из рабочей тетради. | Знать понятия: молитва, хорал. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; Характеризовать произведения П.И. Чайковского. | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; Регулятивные: музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности; | Углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; | Текущий |
14-15 | Рождество Христово | 2 | | Знать жанры русской народной песни. Уметь характеризовать средства музыкальной выразительности. участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы . | Знать понятия: народные церковные праздники, Евангелие, сочельник, колядки. Уметь выразительно исполнять рождественские песнопения. | Познавательные: овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные: оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные: воспитание любви к своей культуре, своему народу. | Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа | Текущий |
16 | «О России петь - что стремиться в храм...» | 1 | | Слушание музыки: анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: определять на слух знакомые жанры, узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося). Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др. | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и композиторской музыки; Регулятивные: музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов; Коммуникативные планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности; | Развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству | Текущий |
Раздел IV «гори, гори ясно, чтобы не погасло!»-3 ч. |
17 | Русские народные инструменты | 1 | | Знакомство с инструментами русского оркестра. Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, песни-наигрыши разных жанров. Выполнение задания из рабочей тетради. | Знать понятие вариации. Уметь: определять на слух русские народные инструменты; Импровизировать в игре на народных инструментах. Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров. Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; Коммуникативные расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке. Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника. | Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | Текущий |
18 | Фольклор - народная мудрость. | 1 | | Выявлять особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности | Знать понятие фольклор. Понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке народной музыки; Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; Коммуникативные расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, употреблении музыкальных терминов. | Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа | Текущий |
19 | Музыка в народном стиле. | 1 | | Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни. Мелодическая импровизация на тексты народных песенок | Знать/понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. | Познавательные: рефлексия способов действия при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкального произведения; Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; Коммуникативные воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на диалог с культурой других народов, стран | Познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; развитие чувства сопричастности к культуре своего народа. | Текущий |
20 | Обряды и праздники русского народа | 1 | | Выявлять особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности Осмысленно исполнять русские народные песни Выполнение заданий из рабочей тетради. | Знать: Интонации в музыке: мотив, напев, наигрыш. Историю и содержание народных праздников. Уметь: выразительно исполнять обрядовые песни | Познавательные: расширение знаний об особенностях русской народной музыки. Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; Коммуникативные воспитание любви к своей культуре, своему народу. | Углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; развитие чувства сопричастности к культуре своего народа | |
Раздел V «в музыкальном театре»-6 ч. |
21 | Детский музыкальный театр. Опера | 1 | | Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. | Знать/понимать: названия музыкальных театров, особенности музыкальных жанров опера, названия изученных жанров и форм музыки. Уметь: передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; Коммуникативные определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности. | Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы; | Текущий |
22 | Балет | 1 | | Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам. | Знать: понятия: балет, балерина, танцор, Кордебалет. Уметь: эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: классической и современной | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности; | Развитие положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты | Текущий |
23 | Театр оперы и балета | 1 | | Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы | Знать знаменитые театры оперы и балета. Уметь: эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: классической и современной | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров. Регулятивные: на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности. | Развитие положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты | Текущий |
24 | Волшебная палочка | 1 | | Закрепить понятия: опера, балет, песенность, танцевальность, маршевость . Играть в ролевую игру « Дирижер» | Понятия: оркестр, дирижер. Уметь: эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений. Дирижировать музыкой разного характера. | Познавательные: владение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные: на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; Коммуникативные расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке. | Развитие позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. | Текущий |
25 | Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки | 1 | | Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы | Знать понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал. Уметь проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов | Познавательные: владение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные: на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; Коммуникативные расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, употреблении музыкальных терминов. | Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | Текущий |
26 | В музыкальном зале. | 1 | | Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе) | Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий : солист, хор, увертюра, театр, балет, оркестр, финал, дуэт, трио. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах. | Познавательные: расширение представлений о мире музыкального театра; Регулятивные: на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности. | Развитие позитивной самооценка своих музыкально-творческих возможностей. | Текущий |
Раздел VI « В концертном зале» – 3 часа |
27 | Симфоническая сказка | 1 | | Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Выполнить творческие задания из рабочей тетради. | Знать: - понятия: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура; - инструменты симфонического оркестра. Уметь: - различать на слух инструменты симфонического оркестра; - следить по партитуре за развитием музыки; - выделять изобразительность и выразительность в музыке | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; Регулятивные: музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов; Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности. | Развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству | Текущий |
28 | Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» | 1 | | Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы Выполнение задания из рабочей тетради. | Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - называть полное имя М. П. Мусоргского; - выделять изобразительность и выразительность в музыке | Познавательные: овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные: оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные: воспитание любви к своей культуре, своему народу. | Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | Текущий |
29 | Звучит нестареющий Моцарт! | 1 | | Знакомство с жизнью и творчеством Моцарта. Проводить сравнительный анализ музыки М.И. Глинки и В. Моцарта. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы | Знать понятия: опера, симфония, рондо, партитура, контраст, увертюра, Знать названия изученных жанров и форм музыки (рондо, опера, симфония, увертюра), названия изученных произведений и их авторов. Уметь сравнивать музыкальные произведения Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений разных композиторов. Регулятивные: музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов; Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности. | Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | Текущий |
Раздел VII «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»-6ч. |
30 | Волшебный цветик-семицветик. «И все это - И. С. Бах» | 1 | | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов Исполнение песенного репертуара. Выполнение задания из рабочей тетради. | Знать: музыкальный инструмент- орган; понятия: интонация, динамика, тембр Уметь: владеть навыками хорового пения (кантилена, унисон, расширение объёма дыхания, артикуляция) | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров . Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия . Коммуникативные расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах. | Развитие позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям. | Текущий |
31 | Все в движении. Попутная песня. | 1 | | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы Выполнение задания из рабочей тетради. | Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; Коммуникативные расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке. | Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | Текущий |
32 | Музыка учит понимать друг друга. | 1 | | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы . | Знать понятия :песня, танец, марш композитор, исполнитель, слушатель Уметь: определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; Коммуникативные расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке. | Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | Текущий |
33 | Два лада. | 1 | | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы | Знать: понятие музыкальный лад. Жанры музыки. Уметь: на слух определять мажор и минор; владеть навыками хорового пения; | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; Коммуникативные расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке. | Развитие позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. | Текущий |
34 | Могут ли иссякнуть мелодии. | 1 | | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе) | Знать/понимать: музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: партитура, симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; Коммуникативные расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке. | Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | Текущий |
Итого: 34 часа |