СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по музыке по ФГОС 2 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по  музыке ФГОС .2 класс.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по музыке по ФГОС 2 класс»

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 2 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.

Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи:

  • развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
  • понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
  • накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

  • совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
  • активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.



В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Раздел II. Общая характеристика учебного предмета

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных малочисленных народов Приамурья.

Раздел III. Место предмета в учебном плане

В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю), во 2-4 классах -34 часа.

Раздел IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные результаты:

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.

Требования к результатам обучения учащихся 2 класса

Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);

  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);

  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало музыки;

  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Раздел IV. Содержание учебного предмета.


Наименование разделов и тем

Кол-во часов по программе

Теория

Практика



Россия-Родина моя.

2


1

Музыкальные образы родного края.

1


2

Гимн России.

1



День, полный событий.

6


3

Мир глазами ребенка в музыкальных образах

1


4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1


5

Природа и музыка.

1


6

Танцы, танцы, танцы…

1


7

Эти разные марши.

1


8

Расскажи сказку.

1


9

Колыбельные.

1



«О России петь – что стремиться в храм».

7


10

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

1


11

Святые земли русской. Князь Александр Невский

1


12

Святые земли русской. Сергий Радонежский.

1


13

Молитва.

1


14

Рождеством Христово.

1


15

Рождество Христово.

1


16

Обобщающий урок по теме: О России петь - что стремиться в храм.

1



«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4


17

Русские народные инструменты.

1


18

Фольклор- народная мудрость.

1


19

Музыка в народном стиле.

1


20

Обряды и праздники русского народа.

1


В музыкальном театре.

6


22

Детский музыкальный театр. Опера

1


22

Балет.

1


23

Театр оперы и балета

1


24

. Волшебная палочка дирижера.

1


25

Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье.



26

В музыкальном зале.

1



В концертном зале.

3


27

Симфоническая сказка

1


28

Сюита М.П. Мусоргского «Картинки с выставки.»

1


29

«Звучит нестареющий Моцарт».

1



Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

5


30

Волшебный цветик-семицветик. И все это – Бах.

1


31

Все в движении.

1


32

Музыка учит людей понимать друг друга.

1


33

Два лада. Легенда

1


34

Могут ли иссякнуть мелодии.

1



итого

34





VII. Календарно- тематическое планирование.


п/п




Тема урока



Кол-во часов




Дата



Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты

Формы

контроля


Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Раздел I «Россия-Родина моя»-2ч.



1

Музыкальные образы родного края.






1


Иметь представление о музыке своего народа, определять общий характер музыки; охарактеризовать средства муз. выразительности; ориентироваться в нотной записи; выразительно исполнять песни, исходя из содержания и характера.

Знать понятия : Родина, композитор, мелодия, песня, танец, марш.

Уметь: эмоционально откликнуться выразить свое впечатление в пении, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

Текущий

2

Гимн России.


1


Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений


Знать понятия : гимн, символы России (флаг, герб) памятники архитектуры.

Иметь представления о музыке своего народа.

Уметь: Исполнять Гимн России. Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные:

волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные: потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог.


Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;


Текущий

Раздел II « день, полный событий» -7 ч.

3

Мир ребенка в музыкальных образах

1


Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений

(характер, средства музыкальной выразительности).

Петь легко, напевно, без форсирования звука.

Знать/понимать: смысл понятий : музыкальный альбом, музыкальный язык , интонации.

Уметь: называть фамилии композиторов :

П.И, Чайковский,

С.С Прокофьев.

Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке разных композиторов.

Регулятивные:

на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки,

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности;


Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.


Текущий

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)


1


Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.

Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Исполнение песенного репертуара.

Знать/понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Знать названия изученных произведений и их композиторов (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, С.С.Прокофьев), знать названия динамических оттенков: форте и пиано,. названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка.

(фортепиано).

Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной  музыки;

Регулятивные:

на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки,

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности;


Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.




Текущий

5.

Природа и музыка.


1


Слушать внимательно, запоминать название и авторов, определять характер.

Выразительно исполнять песни, исходя из содержания и характера; выявлять особенности муз. речи композиторов путем сопоставления звучания и графического моделирования мелодий;

Знать понятия: песенность, танцевальность, маршевость мелодия, регистр.

Понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

Уметь: воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.

Познавательные:

владение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;

Регулятивные:

на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций;

Коммуникативные:

расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, употреблении музыкальных терминов.

Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;


Текущий

6

Танцы, танцы, танцы...

1


Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе).


Знать/понимать:

изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка.

Уметь: определять основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы. Наблюдать за музыкой в жизни человека, импровизировать в пластике.

Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной  музыки;

Регулятивные:

на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки,

Коммуникативные:

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;


Реализация творческого потенциала в процессе коллективного

музицирования при воплощении музыкальных образов.


Текущий

7

Эти разные марши

1


Делать разбор музыкального произведения, определять общий характер, протактировать музыкальный размер. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в движении содержание музыкального произведения.

Знать отличительные черты маршевой музы­ки: поступь, интонация шага.

Уметь:

- определять на слух
маршевую музыку;

- выделять среди про­изведений пьесы мар­шевого характера

Познавательные:

владение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;

Регулятивные:

на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций;

Коммуникативные:

расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке.

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.




Текущий

8

«Расскажи сказку»

1


Разбираться в строении произведений.

Определять общий характер музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Исполнение песенного репертуара. Передавать в движении содержание музыкального произведения.

Знать понятия: мело­дия, аккомпанемент, вступление. Уметь называть фами­лии композиторов: П. И. Чайковский,

С. С. Прокофьев.





Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной  музыки;

Регулятивные:

на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки,

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности;

Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;


Текущий

9

Колыбельные

1


Научиться придумывать свои песенки на предложенные стихи.

Характеризовать средства музыкальной выразительности.

Петь, соблюдая певческую установку

Знать:

- понятия: темп, дина­мика, фраза;

- отличительные черты
колыбельной песни

Уметь: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях,

передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

Познавательные:

владение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;

Регулятивные:

на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций;

Коммуникативные

расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов; 




Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа

Текущий

10

Великий коло­кольный звон

1


Знакомство с разновидностями колокольных звонов на Руси. Композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.


Знать:

- колокольные звоны:
благовест, трезвон, на­
бат, метельный звон;

- понятие голоса-
тембры

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;


Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров.

Регулятивные:

музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов;

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности;

Углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; 

познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям;

Текущий

11-12

Святые земли Русской

2


Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Исполнение песенного репертуара.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Выполнение творческого задания из рабочей тетради.

Знать понятия: канта­та, народные песнопе­ния, икона, житие, мо­литва, церковные пес­нопения.

Уметь называть имена святых

Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, кантилена, пение а-capella.

Познавательные:

овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;

Регулятивные:

оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.

Коммуникативные

воспитание любви к своей культуре, своему народу.

Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа

Текущий

13

Молитва

1


Знакомство с особенностями жанров – молитва, хорал. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности

Исполнение песенного репертуара.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Выполнение творческого задания из рабочей тетради.

Знать понятия: молитва, хорал.

Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;

Характеризовать произведения П.И. Чайковского.


Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной  музыки;

Регулятивные:

музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности;



Углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; 

познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям;


Текущий

14-15


Рождество Хри­стово

2


Знать жанры русской народной песни.

Уметь характеризовать средства музыкальной выразительности.

участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение.

Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы .


Знать понятия: народ­ные церковные праздни­ки, Евангелие, сочель­ник, колядки.

Уметь выразительно исполнять рождествен­ские песнопения.

Познавательные:

овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;

Регулятивные:

оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.

Коммуникативные:

воспитание любви к своей культуре, своему народу.

Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа

Текущий

16

«О России петь - что стремиться в храм...»

1


Слушание музыки: анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Уметь: определять на слух знакомые жанры, узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося). Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др.


Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и композиторской музыки;

Регулятивные:

музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов;

Коммуникативные

планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности;


Развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству



Текущий

Раздел IV «гори, гори ясно, чтобы не погасло!»-3 ч.

17

Русские народ­ные инстру­менты

1


Знакомство с инструментами русского оркестра. Исполнение песенного репертуара. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, песни-наигрыши разных жанров.

Выполнение задания из рабочей тетради.

Знать понятие вариации.

Уметь: определять на слух русские народные инструменты;

Импровизировать в игре на народных инструментах.

Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.






Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров.

Регулятивные:

постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования;

Коммуникативные

расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке.

Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника.

Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Текущий

18

Фольклор - народная мудрость.

1


Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности

Знать понятие фольклор.

Понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Уметь: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.

Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке народной музыки;

Регулятивные:

постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования;

Коммуникативные

расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, употреблении музыкальных терминов.

Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа

Текущий

19

Музыка в народном стиле.

1


Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности

Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни. Мелодическая импровизация на тексты народных песенок


Знать/понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Уметь: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.

Познавательные:

рефлексия способов действия при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкального произведения;

Регулятивные:

постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования;

Коммуникативные

воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на диалог с культурой других народов, стран


Познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям;

развитие чувства сопричастности к культуре своего народа.

Текущий

20

Обряды и праздники русского народа

1


Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности

Осмысленно исполнять русские народные песни

Выполнение заданий из рабочей тетради.

Знать: Интонации в музыке: мотив, напев, наигрыш. Историю и содержание народных праздников.

Уметь: выразительно исполнять обрядовые песни

Познавательные:

расширение знаний об особенностях русской народной музыки.

Регулятивные:

постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования;

Коммуникативные

воспитание любви к своей культуре, своему народу.


Углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; 

развитие чувства сопричастности к культуре своего народа


Раздел V «в музыкальном театре»-6 ч.


21

Детский музы­кальный театр. Опера

1


Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

Знать/понимать: названия музыкальных театров, особенности музыкальных жанров опера, названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь: передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.

Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной  музыки;

Регулятивные:

планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций;

Коммуникативные определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности.

Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы;


Текущий

22

Балет

1


Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.

Знать: понятия: балет, балерина, танцор, Кордебалет.

Уметь: эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: классической и современной

Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров

Регулятивные:

планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности;



Развитие положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты

Текущий

23

Театр оперы и балета

1


Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы

Знать знаменитые театры оперы и балета. Уметь: эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: классической и современной

Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров.

Регулятивные:

на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки,

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности.


Развитие положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты

Текущий

24

Волшебная па­лочка

1


Закрепить понятия: опера, балет, песенность, танцевальность, маршевость . Играть в ролевую игру « Дирижер»


Понятия: оркестр, дирижер.

Уметь: эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений. Дирижировать му­зыкой разного ха­рактера.

Познавательные:

владение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;

Регулятивные:

на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций;

Коммуникативные

расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке.

Развитие позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.


Текущий

25

Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки

1


Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы


Знать понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал. Уметь проводить срав­нительный анализ сти­хотворного и музыкаль­ного текстов

Познавательные:

владение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;

Регулятивные:

на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций;

Коммуникативные

расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, употреблении музыкальных терминов.


Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Текущий

26

В музыкальном зале.

1


Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)






Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий : солист, хор, увертюра, театр, балет, оркестр, финал, дуэт, трио.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах.

Познавательные:

расширение представлений о мире музыкального театра;

Регулятивные:

на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки,

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности.

Развитие позитивной самооценка своих музыкально-творческих возможностей.


Текущий

Раздел VI « В концертном зале» – 3 часа

27

Симфоническая сказка

1


Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Выполнить творческие задания из рабочей тетради.

Знать:

- понятия: концертный
зал, сюжет, тема,
тембр, партитура;

- инструменты симфо­нического оркестра.
Уметь:

- различать на слух ин­струменты симфониче­ского
оркестра;

- следить по партитуре
за развитием музыки;

- выделять изобразительность и выразительность в музыке

Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной  музыки;

Регулятивные:

музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов;

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности.

Развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству



Текущий

28

Сюита

М. П. Мусоргского «Кар­тинки с вы­ставки»

1


Анализировать выразительные и изобразительные интонации, размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы Выполнение задания из рабочей тетради.


Уметь:

- проводить интонаци­онно-образный анализ
музыки;

- называть полное имя
М. П. Мусоргского;

- выделять изобрази­тельность и выразительность в музыке

Познавательные:

овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;

Регулятивные:

оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.

Коммуникативные:

воспитание любви к своей культуре, своему народу.

Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Текущий

29

Звучит неста­реющий Мо­царт!

1


Знакомство с жизнью и творчеством Моцарта. Проводить сравнительный анализ музыки М.И. Глинки и В. Моцарта.

Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы

Знать понятия: опера, симфония, рондо, пар­титура, контраст, увертюра,

Знать названия изученных жанров и форм музыки (рондо, опера, симфония, увертюра), названия изученных произведений и их авторов.

Уметь сравнивать му­зыкальные произведения

Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,

выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.



Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений разных композиторов.

Регулятивные:

музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов;

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности.

Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Текущий

Раздел VII «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»-6ч.

30

Волшебный цветик-семи­цветик. «И все это - И. С. Бах»

1


Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов

Исполнение песенного репертуара. Выполнение задания из рабочей тетради.

Знать: музыкальный инструмент- орган; понятия: интонация, динамика, тембр

Уметь: владеть навыками хорового пения (кантилена, унисон, расширение объёма дыхания, артикуляция)

Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров .

Регулятивные:

постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия .

Коммуникативные

расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах.

Развитие позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; 

познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям.

Текущий

31

Все в движении. Попутная песня.

1


Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства

Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы Выполнение задания из рабочей тетради.

Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров

Регулятивные:

постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования;

Коммуникативные

расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке.


Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Текущий

32

Музыка учит понимать друг друга.

1


Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов

Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы .


Знать понятия :песня, танец, марш композитор, исполнитель, слушатель

Уметь: определять на слух основные жанры (песня, танец, марш),

Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров

Регулятивные:

постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования;

Коммуникативные

расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке.

Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Текущий

33

Два лада.

1


Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства

Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы


Знать: понятие музыкальный лад. Жанры музыки.

Уметь: на слух определять мажор и минор; владеть навыками хорового пения;

Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной  музыки

Регулятивные:

постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования;

Коммуникативные

расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке.

Развитие позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.


Текущий

34

Могут ли иссякнуть мелодии.

1


Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Исполнение песенного репертуара. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы (в паре, в группе)


Знать/понимать: музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: партитура, симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем.

Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.


Познавательные:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной  музыки

Регулятивные:

постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования;

Коммуникативные

расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке.

Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Текущий

Итого: 34 часа







Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  4. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  5. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  6. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  7. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  8. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  9. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  10. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  11. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  12. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  13. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  14. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  15. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  16. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  17. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

  18. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  19. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  20. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  21. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  22. Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 3 класс», Волгоград, Учитель, 2004г

  23. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 3 класс»/3 части/, Волгоград, Корифей, 2003г.

  24. Улашенко Н.Б. «. «Поурочные планы. Музыка 3 класс», Волгоград, Корифей, 2005г

  25. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  26. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  27. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  28. Песенные сборники.

  29. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  30. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!