1. Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе. | Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. |
2. Кому адресована программа. | Учебный курс «Окружающий мир» адресован обучающимся 2 класса четырёхлетней начальной школы. |
3. Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту. | Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. |
4. Цели и задачи программы. | Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации данного курса являются: Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; Осознание ребёнком ценностей, целостности и многообразии окружающего мира, своего места в нём; Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействие в социуме. |
5. Принципы, лежащие в основе построения программы. | Принципиальная особенность программы - построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования: личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное. |
6. Специфика курса. | Благодаря интеграции естественно - научных и социально- гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирование системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. В ходе изучения курса школьники овладевают основами практико – ориентированных знаний о человеке и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. В курсе содержится основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. |
7. Основные содержательные линии курса (разделы, структура). | 1. Ознакомление с природой. 2. Знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. 3. Здоровье и безопасность жизнедеятельности ребёнка. 4. Обучение учащихся простейшим способам ориентирования на местности. 5. Формирование первоначальных географических представлений о родной стране, её столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. |
8. Требования к уровню подготовки обучающихся. | Знать: Неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии; Строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; Имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах; основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки; Названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России. Уметь: Различать объекты природы и предметы, созданные человеком; объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растения и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе; различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; Использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; Определять основные стороны горизонта с помощью компаса; приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга. |
9. Требования к результатам универсальных учебных действий. | Характеризовать признаки времен года, информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Различать изученные полезные ископаемые, описывать их применения на примере своей местности. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранение личного и общественного имущества. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в школе. Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). |
10. Виды и формы организации учебного процесса. | Работа в парах, группах, индивидуальная работа. Урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки знаний и умений, комбинированный урок, урок-игра, практическое занятие, экскурсия. |
11. Итоговый контроль. | Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса. |
12.Объем и сроки обучения. | 68 ч в год - 2 ч в неделю. |
13. Библиографический список для обучающихся. | Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях. 2 класс, 3-е издание Москва «Просвещение» 2012 год Окружающий мир. Рабочая тетрадь: в 2-х частях 2 класс, «Просвещение» 2012 год 3.Окружающий мир. Тесты. 2 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений А.А.Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д.Назарова. – « Просвещение», 2012 год |
14. Библиографический список для учителя. | 1.Сборник рабочих программ ФГОС «Школа России» 1-4 классы, Издательство «Просвещение» 2011 год. 2. Т.Н. Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс к УМК А. А. Плешакова, Москва «ВАКО» 2012 год |
Курс «Окружающий мир» рассчитан на 270 часов. В 1 классе на изучение окружающего мира отводится 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебных недель), во 2 – 4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
1. (25) | | Что такое экономика. Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. | 1ч | Урок озна-комления с новым материалом. | Уметь: -вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя. | текущий. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом. Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану. Читать предложенный текст, находить в нём ответы на предложенные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников. |
2. (26) | | Из чего что сделано. Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. | 1ч | Урок озна-комления с новым материалом. | Знать: -основные сведения о своем городе; Уметь: -вести наблюдения за жизнью города. | текущий | Классифицировать предметы по характеру материала. Работать с иллюстративным материалом. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. |
3. (27) | | Как построить дом. | 1ч | комбинированный. | Знать: -основные сведения о своем городе; Уметь: -вести наблюдения за жизнью города. | текущий. | Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. Рассказывать о строительстве городского и сельских домов. Узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы. |
4. ( 28) | | Какой бывает транспорт. Виды транспорта. Первоначальное представление о истории развития транспорта. | 1ч | комбинированный. | Знать: -виды транспорта; Уметь: -выполнять правила безопасного поведения на улице; -различать изучаемые виды транспорта. | текущий. тест. | Классифицировать средства транспорта. Узнавать по фотографиям транспорт служб экстренной помощи. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. |
5. (29) | | Культура и образование. Учреждения культуры (музеи, театр, цирк, выставочный зал. Концертный зал, библиотека) и образования (школы, лицеи, гимназии, колледж, университеты, консерватории), их роль в жизни человека и общества. | 1ч | комбинированный | Знать: -основные сведения о своем городе; Уметь: -вести наблюдения за жизнью города. | текущий | Различать учреждения культуры, и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждения культуры и образования. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. Обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашем обществе. |
6. (30) | | Все профессии важны. Проект «Профессия». | 1ч | комбинированный | Знать: -основные сведения о своем городе. Уметь: -вести наблюдения за жизнью города | текущий. | Рассказывать о труде людей известных профессий. Обсуждать роль людей различных профессий. Распределять обязанности по подготовке проекта. Работать с иллюстративным материалом. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. |
7. (31) | | В гости к зиме. Наблюдение зимних явлений в природе. | 1ч | экскурсия | Знать: -основные признаки времен года в природе Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе | текущий. | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Характеризовать признаки времен года. Описывать сезонные изменения в природе. |
8. (32) | | В гости к зиме (урок). | 1ч | комбинированный | Знать: -основные признаки времен года в природе Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе. | текущий тесты | Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями. Описывать сезонные изменения в природе. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельнос- ти растений, животных и времени года. Формулировать выводы из изученного материала. |
9. (33) | | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1ч | комбинированный | Уметь формировать адекватную самооценку. | текущий | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность, неправильность предложенных ответов. |
10. (34) | | Презентация проектов «Родной город (село)» «Красная книга или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 ч | комбинированный | Уметь оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. |
Здоровье и безопасность – 9 часов |
1. (35) | | Строение тела человека. | 1ч | Урок озна-комления с новым материалом. | Знать: - строение тела человека. | текущий | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов. Формулировать выводы. |
2. (36) | | Если хочешь быть здоров. Режим дня второклассника. | 1ч | комбинированный | Знать: -строение тела человека; -правила личной гигиены. Уметь: -выполнять правила личной гигиены. | тесты текущий | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Работать в группах по составлению режима дня. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. |
3. (37) | | Берегись автомобиля. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1ч | комбинированный | Знать: -правила безопасного поведения на улице. Уметь: -выполнять правила безопасного поведения на улице. | текущий | Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Пр/р №7. Отработ-ка правил перехода улиц. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. |
4. (38) | | Школа пешехода. Освоение правил безопасности пешехода. | 1ч | | Знать: -правила безопасного поведения на улице. Уметь: -выполнять правила безопасного поведения на улице. | текущий | Учиться соблюдать правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов и учебника. Формулировать выводы из изученного материала. |
5. (39) | | Домашние опасности. Правила безопасности и поведения в быту. | 1ч. | | Знать: -правила безопасного поведения в быту. -Уметь: -выполнять правила безопасного поведения в быту. | текущий. | Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. |
6. (40) | | Пожар. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. | 1ч | комбинированный | Знать: -правила безопасного поведения в быту. -Уметь: -выполнять правила безопасного поведения в быту. | текущий тесты | Уметь характеризовать пожароопасные предметы. Запомнить правила предупреждения пожара Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону. |
7. (41) | | На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде и в лесу. | 1ч | комбинированный | Знать: -правила безопасного поведения на воде. | текущий. | Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. Запомнить правила поведения во время купания. Различать съедобные и несъедобные грибы. |
8. (42) | | Опасные незнакомцы. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. | 1ч | комбинированный | Знать: -правила безопасного поведения при контактах с людьми. -Уметь: -выполнять правила безопасного поведения при контактах с людьми. | текущий | Характеризовать потенциальные опасности при контакте незнакомыми людьми. Предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях. Запомнить правила поведения с незнакомыми людьми. Моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС. |
9. (43) | | Оценим и проверим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1ч | комбинированный | Уметь: оценивать свои достижения. | тест | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность, неправильность предложенных ответов. |
Раздел «Общение» - 7 часов |
1. (44) | | Наша дружная семья. Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. | 1ч. | комбинированный | Знать: -имена и отчества родителей, бабушек дедушек. | текущий | Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи. Формулировать понятие «культура общения». |
2. (45) | | Проект «Родословная». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, осуждение способов и сроков работы. | 1ч | комбинированный | Знать: родословную своей семьи. | текущий | Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах и фамилиях. Отбирать фотографии из семейного архива. Составлять родословное древо семьи. Оценивать свои достижения. |
3. (46) | | В школе. Классный и школьный коллектив. Совместная учёба, игра, отдых. | 1ч | комбинированный | Знать: -правила поведения при контактах с людьми. Уметь: -выполнять правила поведения в общественных местах. | текущий | Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. |
4. (47) | | Правила вежливости. Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. | 1ч | урок- игра | Знать: -основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания. Уметь: -использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми. | текущий тесты | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном. |
5. (48) | | Ты и твои друзья. Правила поведения в гостях. | 1ч | урок- игра | Знать: -основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания. Уметь: -использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми. | текущий | Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в общественных местах. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Обсуждать проблему подарков в день рождения друга, правила поведения за столом. Формулировать правила поведения в гостях. Формулировать выводы из изученного материала. |
6. (49) | | Мы - зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте). | 1ч | урок - игра | Знать: -культуру поведения в общественных местах. Уметь: -выполнять правила поведения в общественных местах. | текущий тесты | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в общественных местах. Формулировать выводы из изученного материала. |
7. (50) | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | | комбинированный | Уметь: оценивать свои достижения. | тесты | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность, неправильность предложенных ответов. |
Раздел «Путешествия» - 18 часов |
1. (51) | | Посмотри вокруг. Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. | 1ч | комбинированный | Знать: -основные стороны горизонта. | текущий | Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта., различать линии горизонта, обозначать их на схеме. Ориентироваться на местности (в группах) с помощью компаса, по местным признакам. Анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты. |
2,3. (52-53) | | Ориентирование на местности. | 2ч | комбинированный | Знать: -основные стороны горизонта; -устройство и назначение компаса. Уметь: -определять основные стороны горизонта с помощью компаса. | тесты | Ориентироваться на местности (в группах) с помощью компаса, по местным признакам. Ориентироваться на местности (в группах) с помощью компаса, по местным. Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе, селе. |
4. (54) | | Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. | 1ч | комбинированный | Знать: -основные формы земной поверхности. | текущий | Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности. Анализировать цветовое обозначение равнин и гор на карте. Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. |
5. (55) | | Водные богатства. Водные богатства нашей планеты: океаны. Моря, реки, каналы. пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства нашего края. | 1ч | комбинированный | Знать: -основные виды естественных водоемов; -части реки. | текущий | Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Работать в паре: анализировать частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах края. |
6. (56) | | В гости к весне (экскурсия). | 1ч | экскурсия | Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе. | текущий | Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц. Формулировать выводы о весенних явлениях природы. |
7. (57) | | В гости к весне. Весенние явления в неживой и живой природе. | 1ч | комбинированный | Знать: -основные признаки времен года в природе. | тесты текущий | Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края. Работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями живой и неживой природы весной. Различать известную новую для себя информацию. Узнавать перелётных птиц по рисунку. Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе. |
8. (58) | | Россия на карте. Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте. | 1ч | Урок применения знаний и умений. | Уметь: показывать Россию на карте. Знать: обозначения карты. | текущий | Работать с картой: показывать территорию России. Сравнивать изображение России на карте и глобусе. Учиться правильно показывать объекты на настенной карте. |
9. (59) | | Проект «Города России». Знакомство с материалом учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков исполнения. | 1ч | комбинированный | Уметь: находить и отбирать материал, рассказать о своем городе. | текущий | В ходе работы над проектом дети учатся: - распределять обязанности по выполнению проекта; - в дополнительной литературе и интернете находить сведения об истории и достопримечательностях городов; -составлять презентацию своего исследования; -презентовать свои проекты; -оценивать достижения своих товарищей. |
10. (60) | | Проект «Города России». Москва-столица нашей Рододины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Основные достопримечательности Москвы. | 1ч | комбинированный | Знать: -название нашей страны и ее столицы. Уметь: -приводить примеры достопримечательностей Москвы | текущий | Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы. Описывать элементы герба Москвы. |
11. (61) | | Московский Кремль. Московский Кремль – символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. | 1ч | комбинированный | Знать: -название нашей страны и ее столицы. Уметь: -приводить примеры достопримечательностей Москвы. | текущий | Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей города. Описывать элементы герба Москвы. |
12. (62) | | Город на Неве. Санкт-Петербург – северная столица России. Герб, план города, архитектурные памятники. | 1ч | комбинированный | Уметь: приводить примеры достопримечательностей Санкт-Петербурга. Знать: герб, местонахождение, историю рождения города. | текущий | Находить Санкт-Петербург на карте, знакомиться с планом, находить на нём достопримечательности города. Отличать герб Санкт-Петербурга от других городов. |
13. (63) | | Путешествие по Оке. Старинные русские города расположенные на реке Оке: Орёл, Калуга, Таруса, Серпухов, Пущино, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород. Приокско-Террасный заповедник. | | Урок ознакомле-ния с новым материалом | Знать: -названия других городов России. Уметь: -приводить примеры достопримечательностей городов. | текущий | Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение крупнейших городов (2-3) на карте России. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать в группах- готовить сообщения о городах. |
14. (64) | | Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки (континенты). Их изображение на карте. | 1ч | Урок ознакомле-ния с новым материалом. | Знать: -названия нескольких стран мира. | текущий | Работать с готовыми моделями (физической картой): показывать на карте материки и океаны. Проводить практическую работу: находить изученные страны мира на политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. |
15. (65) | | Путешествие по материкам. Особенности природы и жизни людей на разных материках. | 1ч | Урок ознакомле-ния с новым материалом. | Уметь: различать материки и знать их местонахождение. | текущий тесты | Проводить практическую работу: находить изученные материки на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности материков.. |
16. (66) | | Страны мира. Проект «Страны мира». Физические и политические карты. Политическая карта. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение сроков и способов работы. | 1ч | комбинированный | Уметь: находить и отбирать материал, рассказать о стране. | текущий | В ходе работы над проектом дети учатся: - распределять обязанности по выполнению проекта; - в дополнительной литературе и интернете находить сведения о странах мира; -составлять презентацию своего исследования; -презентовать свои проекты; -оценивать достижения своих товарищей. |
17. (67) | | Впереди лето. Летние явления в живой и неживой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных. | 1ч | экскурсия | Уметь: -вести наблюдения в природе с помощью учителя. | Наблюдение весенних изменений в природе. | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Характеризовать признаки времен года. Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных. Рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям. |
18. (68) | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1ч | комбинированный | | тесты | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность неправильность выбранных ответов. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
17. (68) | | Презентация проектов «Родословная» «Города России» «Страны мира». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | 1ч | Урок- обобщения знаний и умений. | Уметь: рассказать о нужном объекте, собрать материал по теме. | текущий | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными выступлениями. Обсуждать выступления учащихся Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |