Учитель: Смирнова С.Н.
Количество часов всего – 68 ч, в неделю – 2 ч.
1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
№ п/п | Тема уроков | Кол часов | Тип урока | Основное содержание обучения | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата проведения |
Раздел «Мы – граждане единого Отечества» 11 часов + 2 ч ПДД |
1. | Общество — это мы! Различные типы сообществ и общественных групп | 1 | УИПЗЗ | Различные типы сообществ и общественных групп. Распределение обязанностей и разделение труда в сообществах наших предков и в современных обществах. Духовно – нравственные и культурные ценности. Значения понятий: гражданин, гражданское общество, соотечественник | Называть сообщества, определять их цели и общие интересы. Знать значение понятия общество, его признаки. Иметь представление о том, что значит быть гражданином. | Текущий | Систематизировать имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное. | |
2. | Российский народ как сообщество граждан, | 1 | УИПЗЗ | Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами. Факторы, объединяющие граждан России между собой: память о прошлом,труд в настоящем и надежды на будущее. Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн) | Систематизация представлений о российском народе. Знать значение понятия народ, признаки принадлежности к одному народу | Текущий | Систематизировать имеющиеся представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности; характеризовать государственную символику России; оформлять Календарь памятных дат | |
3. | Конституция России | 1 | УИПЗЗ | Конституция РФ как документ. Статья Конституции РФ и нравственные правила, выработанные в отечественной и мировой культуре. | Иметь представление о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающих права человека. | Текущий тест | Различать права и обязанности гражданина России; приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией; устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции. | |
4 | Правила перехода проезжей части дороги. ПДД. | 1 | УОСЗ | Правила перехода проезжей части дороги. | Знать правила перехода проезжей части дороги. Уметь ими пользоваться. | Текущий | Систематизировать знания о правилах перехода проезжей части дороги, моделировать ситуацию перехода дороги. | |
5. | Права ребенка гарантированные федеральным законом. | 1 | УИПЗЗ | Права ребёнка, гарантированные федеральным законом. Происхождение закона от положений Конституции РФ и важнейших документов ООН. Права ребёнка и нравственное отношение к детям, выработанное в культуре народов России. Важность Десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН. Специальная лексика Федерального закона о правах ребёнка, Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребёнка ООН. | Знания о Конституции, о её главной идее, о правах ребёнка. | Текущий | Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребёнка и нормы отношения к детям в культуре народов России; объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере его взросления; приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН. Употреблять специальную лексику документов. | |
6. | Государственное устройство России | 1 | УИПЗЗ | Особенности государственного устройства РФ как независимой демократической республики и Конституция страны. Президент Российской Федерации – глава государства. Три ветви государственной власти. | Знать, что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их функциях. | Текущий, тест | Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции; объяснять, в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России; выдвигать предположение о том, зачем необходима независимость трёх ветвей власти друг от друга. Называть имя, отчество, фамилию действующего Президента. | |
7. | Российский союз равных Особенности субъектов РФ | 1 | УИПЗЗ | Особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Устройство региональных органов государственной власти. Республики РФ как субъекты Российской Федерации. Субъекты РФ на карте России. | Знать , как велика наша страна, народы, населяющие Россию, их обычаи. | Текущий, тест | Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать её положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага. | |
8. | Государственная граница России | 1 | УИПЗЗ | Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель обустройства государственной границы. Ближайшие соседи России в мире. | Знание о государственной границе, её значении, охране; виды границы России, её протяжённость, о правилах пересечения границ государства. | Текущий | По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны. | |
9. | Путешествие за границу России Отличительные особенности политической карты мира | 1 | УИПЗЗ | Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира, особенности их культуры. | Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте разыскать ту или иную страну, показывать, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и наоборот; в справочной литературе найти информацию о составе населения страны, особенностях культуры. | Текущий | Сравнивать политическую карту мира с физической картой, определять её отличительные особенности. Находить на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние страны. Соотносить название страны с названием языка и наоборот. Находить информацию о составе населения страны и об особенностях её культуры. | |
10. | Остановочный и тормозной путь автомобиля. ПДД | 1 | УИПЗЗ | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | Знать правила дорожного движения | Текущий | Использовать полученную информацию, моделировать рассматриваемую ситуацию. | |
11. | Сокровища России и их хранители | 1 | УИПЗЗ | Творческое сотрудничество в культуре народов России и мира. Родные языки и творчество народов России. Жизнь и деятельность создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия своего народа и всей России. | Умение работать с дополнительными источниками информации, презентовать свою работу. Знать пословицы и поговорки своего народа, местные топонимы. | Текущий, тест | Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы (названия рек и других водоёмов) на родном языке; анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности. Моделировать игровые ситуации дружеского общения со сверстниками в классе с использованием родных языков. | |
12. | Творческий союз Диалог культур народов России. | 1 | УИПЗЗ | Диалог культур народов России. Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России как создателей общего культурного наследия нашего Отечества. | Уметь выступать с презентацией, рассказывать о творчестве деятелей культуры своего края. | Текущий | Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения. Презентовать произведения писателей своего края на родном языке и (или) в переводе на русский язык (по выбору); называть имена их авторов; рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, учёных – уроженцах своего края по образцу рассказов учебника. Составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры (по выбору). | |
13. | Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества». Проверочная работа. | 1 | УОСЗ | Обобщение и проверка знаний и умений по разделу. | Знание материала по темам раздела. | Итоговый тест по разделу | Контролировать и оценивать свою работу, корректировать знания. | |
Раздел «По родным просторам» 19 ч + 3 ч ПДД |
14. | Карта — наш экскурсовод Физическая карта России. | 1 | УИПЗЗ | Физическая карта России. Россия – самая большая по территории страна мира. Общее представление о природе России (с опорой на физическую карту). | Уметь пользоваться физической картой, находить природные объекты с помощью условных обозначений и давать им характеристику, работать с текстом учебника, обозначать на контурной карте изученные природные объекты. | Текущий | Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные объекты, изображённые на фотографиях в учебнике. Анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте. | |
15. | По равнинам и горам Формы земной поверхности | 1 | УИПЗЗ | Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений) | Знать названия равнин и гор России. Уметь пользоваться физической картой, находить с помощью условных обозначений горы, равнины; различать формы земной поверхности. | Текущий | Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок, глину). В ходе коллективного обсуждения выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями. На основе наблюдений кратко характеризовать поверхность своего края. | |
16. | В поисках подземных кладовыхПолезные ископаемые России | 1 | УИПЗЗ | Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Нефть и природный газ – важнейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым. | Знать названия полезных ископаемых, их свойства и применение, способы добычи и охраны. Уметь определять свойства полезных ископаемых, описывать полезное ископаемое по плану, пользоваться картой полезных ископаемых. | Текущий | Работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя.Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника. Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых. | |
17. | Наши реки | 1 | УИПЗЗ | Реки России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Части реки. Разнообразие рек России. Крупнейшие и наиболее известные реки нашей страны. | Знать реки России, значение водоёмов и их охрану. Знать и определять части реки. Уметь показывать реки на карте, давать характеристику рекам. | Текущий, тест | Раскрывать значение рек в жизни людей. Составлять схему «Части реки», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку. Работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «Протяжённость рек России», сравнивать реки по протяжённости, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяжённости. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России. Обсуждать особенности и значение главной реки своего края, выражать своё отношение к ней. Кратко характеризовать реку своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы) | |
18 | Озёра — краса Земли | 1 | УИПЗЗ | Озёра России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Разнообразие озёр России. Крупнейшие и наиболее известные озёра нашей страны. | Знать местонахождение озёр России. Уметь находить озёра на карте, характеризовать крупнейшие озёра России, сравнивать озёра по глубине, готовить и проводить презентацию своего исследования. | Текущий | Раскрывать значение озёр в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России озёра, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать озёра на карте. Анализировать таблицу «Глубина озёр России», сравнивать озёра по глубине, перечислять их в порядке увеличения (уменьшения) глубины. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные озёра России. Обсуждать свои впечатления от пребывания на озере. Кратко характеризовать озеро своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы). | |
19. | Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. ПДД | 1 | УИПЗЗ | Правила поведения в транспорте. | Знать правила поведения в транспорте. | Текущий | Рассказывать о правилах поведения в транспорте. Моделировать ситуацию. Сравнивать поведение детей в транспорте и на посадочных площадках. | |
20. | По морским просторам Моря, омывающие берега России | 1 | УИПЗЗ | Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трём океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Чёрного морей. | Знать названия морей России, их местонахождение, отличие от озёр. Уметь показывать моря на карте, прослеживать их связь с океанами, сравнивать моря. | Текущий, графический диктант | Различать озёра и моря по существенному признаку (море – часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать моря на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном. Сравнивать Белое и Чёрное моря (на основании информации в учебнике). Обсуждать свои впечатления от пребывания на море. Кратко характеризовать море своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы). | |
21. | С севера на юг Природные зоны России: | 1 | УИПЗЗ | Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности. | Знать название природных зон России, их особенности, значение для человека. Уметь находить природные зоны на карте, характеризовать их. | Текущий, тест | Работая в паре, сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами, на её основе объяснять причины смены природных объектов, осуществлять самопроверку. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности. | |
22. | В ледяной пустыне Зона арктических пустынь. | 1 | УИПЗЗ | Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Научные исследования на островах Северного Ледовитого океана. | Знать местоположение арктических пустынь, особенности природы, значение природы этой зоны для человека. Уметь находить и показывать эту зону на карте, характеризовать природные условия, приводить примеры взаимосвязей, объяснять приспособленность растений и животных к жизни в этой зоне. | Текущий | Находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать её на карте. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Читать и обсуждать рассказ, формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь. Составлять характерные для этой зоны цепи питания, моделировать их освоенными способами. | |
23. | Светофор и дорожные знаки. ПДД | 1 | УОСЗ | Сигналы светофора. Дорожные знаки. | Знать значение сигналов светофора, группы дорожных знаков. Уметь определять дорожные знаки. | Текущий | Узнавать дорожные знаки. Моделировать игровую ситуацию. | |
24. | В холодной тундре Зона тундры | 1 | УИПЗЗ | Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры. Экологические связи в тундровом сообществе. Оленеводство – основное занятие северных народов. | Знать географическое положение тундры, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека. Уметь находить и показывать зону на карте, характеризовать природные условия, сравнивать природу тундры и арктических пустынь. | Текущий, тест | Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать её на карте. Устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь. Объяснять сходства и различия. Приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе. Составлять характерные для тундры цепи питания, моделировать их освоенными способами. | |
25. | Среди лесов Лесотундра как переходная зона | 1 | УИПЗЗ | Лесотундра как переходная зона между тундрой и лесами. Лесные зоны России: зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов. Природные условия, растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесных сообществах. | Знать географическое положение лесной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека. Уметь находить и показывать зону на карте, характеризовать природные условия, сравнивать природу тундры и лесных зон. Различать тайгу, широколиственные и смешанные леса. | Текущий, тест | Находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса (с помощью атласа-определителя), готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения. Работая в группе, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тайги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. Приводить примеры экологических связей в лесных сообществах. Составлять характерные для тайги цепи питания, моделировать их освоенными способами. | |
26. | В широкой степи Лесостепь | 1 | УИПЗЗ | Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Зона степей. Природные условия, растительный и животный мир степей. Экологические связи в степном сообществе. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её экологические последствия. | Знать географическое положение зоны степей, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека. Уметь находить и показывать зону на карте, характеризовать природные условия, сравнивать природу тундры, лесных зон и зоны степей. Уметь работать с гербарием, атласом-определителем, картой, дополнительной литературой. | Текущий, тест | Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи. Работая в группе, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей. Сравнивать природу лесных зон и тундры с природой зоны степей. Приводить примеры экологических связей в степном сообществе. Составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами. | |
27. | В жаркой пустыне Полупустыня как переходная зона | 1 | УИПЗЗ | Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями. Зона пустынь. Природные условия, растительный и животный мир пустынь. Экологические связи в пустынном сообществе. | Знать географическое положение зоны пустынь, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека. Уметь находить и показывать зону на карте, характеризовать природные условия, сравнивать природу пустынь и зоны степей. | Текущий, тест | Находить на карте природных зон России зоны пустынь и полупустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в пустыне. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром пустыни. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе. Составлять характерные для пустыни цепи питания, моделировать их освоенными способами. | |
28. | У тёплого моря Крым и Черноморское побережье Кавказа. | 1 | УИПЗЗ | Крым и Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. Природные условия, растительный и животный мир, экологические связи в природе этих мест. Города-курорты. | Знать географическое положение зоны субтропиков в России, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека. Уметь находить и показывать зону на карте, характеризовать природные условия, сравнивать природу пустынь и субтропиков. | Текущий, тест | Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону. Устанавливать зависимость природных условий от Чёрного моря и гор. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями этой зоны, готовить сообщения о них. Работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей. Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами. | |
29. | Мы — дети родной земли Особенности хозяйственной жизни народов России. | 1 | УИПЗЗ | Особенности хозяйственной жизни народов России. Зависимость её от особенностей природных зон обитания. Ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях. | Знать особенности хозяйственной жизни народов нашей страны. Уметь соотносить условия природной зоны с хозяйственной деятельностью проживающих там народов, дополнительные источники информации для подготовки сообщения. | Индиви-дуальный,проверочная работа | Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений. | |
30. | В содружестве с природой Особенности кочевого и осёдлого образа жизни некоторых народов Сибири, | 1 | УИПЗЗ | Особенности кочевого и осёдлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными чертами природных зон их традиционного обитания. | Знать значение понятий кочевой и осёдлый образ жизни. Уметь соотносить условия природной зоны с хозяйственной деятельностью проживающих там народов, использовать дополнительные источники информации, выступать с презентацией | Текущий, географический диктант | По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору) с использованием материалов устного изобразительно-прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и осёдлого образа жизни; показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России | |
31 | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. ПДД | 1 | УОСЗ | Правила поведения на улицах и дорогах | Знать правила дорожного движения. Уметь вести себя на улицах и дорогах | Текущий | Называть правила поведения на улицах и дорогах. Моделировать игровые ситуации. | |
32. | Как сберечь природу России Экологические проблемы и охрана природы | 1 | УИПЗЗ | Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России. | Знать, что такое экологическое равновесие; об экологических проблемах в разных природных зонах и путях их решения. Уметь выявлять причинно - следственные связи, делать выводы. | Текущий | Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и способах их решения, оценивать своё реальное (или возможное) участие в природоохранной деятельности. | |
33. | По страницам Красной книги | 1 | УИПЗЗ | Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране | Знать растения и животных Красной книги России. Уметь приводить примеры редких и исчезающих растений и животных, формулировать правила обращения в природе с ними и предлагать пути их сохранения и восстановления, оценивать обстановку в своём крае и своё реальное участие в охране природы. | Текущий | Работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране, оценивать своё реальное (или возможное) участие в этой деятельности. | |
34. | По заповедникам и национальным паркам | 1 | УИПЗЗ | Заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах, их вклад в охрану природы страны. | Научится характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады. | Текущий | Работая в группах, знакомиться по материалам учебника (карта, текс, таблица) с заповедниками и национальными парками России. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы страны. | |
35. | Наши проекты. «За страницами учебника». Проверочная работа. | 1 | УПОКЗ | Обобщение и проверка знаний и умений по разделу. | Уметь выполнять проектную работу, выполнять проверочную работу, контролировать и оценивать свою работу, её результат, корректировать знания и делать выводы. | Проверочная работа | Работать с дополнительными источниками информации, моделировать проекты. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, корректировать знания, делать выводы. | |
Раздел «Путешествие по Реке времени» 24 часа + 3ч ПДД |
36. | В путь по Реке времени Особенности устной памяти о далёком прошлом | 1 | УИПЗЗ | Героико – эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти о прошлом до изобретения письменности. Особенности устной памяти о далёком прошлом: соединение реальной основы с поэтическим вымыслом, отражающим народную оценку события или исторической эпохи. Два значения понятия истории: как науки, исследующей события, происшедшие в мире человеческих сообществ, и как последовательности и причинно – следственной взаимосвязи этих событий во времени. Традиции счёта исторического времени и схематическое представление хронологии. Роль и место Геродота и летописца Нестора в мировой и отечественной исторической науке. | Знать, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам, как ведётся летоисчесление. Давать толкование слова «история». Уметь ориентироваться по ленте времени, рассказывать о событии из прошлого своего края. | Текущий | На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания. | |
37. | Типы перекрестков. ПДД | 1 | УИПЗЗ | Виды перекрёстков. | Знать какие бывают перекрёстки, правила их переходов. | Текущий | Называть виды перекрёстков, моделировать игровую ситуацию | |
38. | Путешествуем с археологами Роль археологии в изучении прошлого. | 1 | УИПЗЗ | Роль археологии в изучении прошлого. Особенности работы археологов. Олень – золотые рога: археологические находки из скифских курганов и в Сибири. Российские учёные – археологи, их вклад в мировую и отечественную историческую науку. | Знать, что такое археология, исторические источники, как ведутся археологические исследования. Уметь описывать внешний вид археологических находок, рассказывать сюжеты из древней истории человечества, соотносить археологические находки с историческим временем. | Текущий | Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке. | |
39. | В путь по страницам летописи | 1 | УИПЗЗ | Повесть временных лет – древнерусская летопись. Многообразие славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно – Европейской равнине. Связь названий славянских племён с особенностями мест обитания и именами предполагаемых родоначальников. | Знать какие древние племена жили на территории нашей страны. Уметь описывать и показывать на исторической карте места обитания древних племён, сравнивать женские украшения, называть их характерные черты, объяснять связь названий племён с местами их расселения. | Текущий | Показывать на исторической карте места обитания разных племён; объяснять значение названий славянских племён; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное. | |
40. | Истоки Древней Руси Древние торговые пути | 1 | УИПЗЗ | Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой древнерусской культуры. Берестяные грамоты в археологических раскопках Великого Новгорода как доказательство грамотности населения Древней Руси. | Знать о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах, о форме правления в них, о русских князьях. Уметь описывать жизнь древнерусских городов, показывать их местоположение на карте, сравнивать карту Древней Руси с картой современной России. | Текущий | Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города; отмечать на схеме век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства. Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков древнерусского государства | |
41. | Мудрый выбор Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава | 1 | УИПЗЗ | Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь: вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно – нравственных ориентиров христианства. Выбор как проявление духовно – нравственных позиций, ведущих к важным последствиям и в жизни человека, и в истории человеческого общества. День памяти князя Владимира Святого как государственный праздник России. | Знать о верованиях Древней Руси, о крещении Руси князем Владимиром, о значении этого события в истории России. Уметь составлять схему родственных связей княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, рассказывать об их роли в культуре Древней Руси. | Текущий | Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира. Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде. Обсуждать проблему выбора и его последствий. Приводить примеры проявления духовно – нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан. | |
42. | Наследница Киевской Руси | 1 | УИПЗЗ | Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо – восток, в становлении и развитии Владимиро – Суздальской Руси. | Знать о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо – восток, в становлении и развитии Владимиро – Суздальской Руси. Уметь находить на карте города Золотого кольца. | Текущий | Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира | |
43. | Москва — преемница Владимира Эпоха княжеских междоусобиц | 1 | УИПЗЗ | Эпоха княжеских междоусобиц и монголо – татарское нашествие на Древнюю Русь. Военная угроза стране со стороны Запада. Древнерусские князья Александр Невский, Даниил Московский и их потомки в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы. Идея единства в композиции иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению Сергия Радонежского, и объединение войск русских княжеств на Куликовом поле. | Знать об эпохи княжеских междоусобиц, монголо – татарском нашествии на Древнюю Русь и военной угрозе с Запада, о роли древнерусских князей в борьбе за независимость и объединение. Уметь составлять рассказ о Куликовской битве. | Текущий | Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире; интерпретировать идейный смысл иконы Андрея Рублёва «Троица» и важность его для межличностных отношений людей с древности до современности. | |
44. | Правила перехода железной дороги. ПДД | 1 | УИПЗЗ | Правила перехода через железную дорогу. | Знать правила перехода через железную дорогу. | Текущий | Называть правила перехода железной дороги. Моделировать игровую ситуацию. | |
45. | Начало Московского царства. Правление князя Ивана III. | 1 | УИПЗЗ | Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана III. Деятельность Ивана Грозного – первого царя Московской Руси. | Знать об эпохе укрепления и расширения Московского княжества, о деятельности Ивана Грозного. | Текущий тест | Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме; характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного | |
46. | Подвижники Руси и землепроходцы. | 1 | УИПЗЗ | Деяния соотечественников в XVI – XVII вв. Развитие самых разных направлений деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека. | Знать значение понятий подвижник, землепроходец, праведник. Знать о разных направлениях творчества людей. | Текущий тест | Презентовать рассказы об основании сибирских городов (по выбору); высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников. | |
47. | На пути к единству События Смутного времени | 1 | УИПЗЗ | События Смутного времени в жизни страны. Борьба за независимость и единство Отечества. Князь Дмитрий Пожарский и гражданин Козьма Минин как выдающиеся носители базовых национальных ценностей. Поволжские города, объединившиеся для второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина. | Знать о событиях Смутного времени. Уметь рассказывать о поволжских городах, объединившихся для создания народного ополчения. | Текущий тест | Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости стран. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны. Показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. | |
48. | Начало Российской империи Эпоха Петра | 1 | УИПЗЗ | Преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I. Создание отечественных армий и флота, промышленности, науки и образования. Санкт – Петербург – Новая столица обновлённой России. | Знать о реформах Петра I. Уметь характеризовать преобразования в эпоху Петра I. | Текущий тест | Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армий и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости. Характеризовать архитектурный облик Санкт – Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт – Петербурге. Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества. | |
49. | «Жизнь — Отечеству, честь — никому!» Деятельность великих соотечественников | 1 | УИПЗЗ | Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Вклад М. В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова в развитие науки, образования, промышленности, в укрепление авторитета России в мире. Память о великих соотечественниках в России и за рубежом. Понятия «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо» как культурная ценность. | Знать значение понятий честь учёного, воина, гражданина, достоинство Отечества, общее благо. Уметь приводить примеры сохранения памяти о великих людях в России. | Текущий тест | Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М. В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; обсуждать социальную значимость названных понятий. | |
50. | Отечественная война 1812 года | 1 | УИПЗЗ | Отечественная война 1812 г. и народная историческая память. Ход войны, её народный характер. М. И. Кутузов как национальный полководец, истинный сын Отечества. Сохранение памяти об Отечественной войне 1812 г. в России и за рубежом. Деятельность военно – исторических клубов современной России как факт живой исторической памяти народа. | Знать о народном характере Отечественной войны 1812 г., о значительности личности М. И. Кутузова, о сохранении памяти об Отечественной войне 1812 г. Уметь характеризовать войну с Наполеоном, работать с источниками дополнительной информации. | Текущий тест | Обосновывать роль М. И. Кутузова как народного полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., в дополнительных источниках информации; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом; сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения (на выбор). | |
51. | Великий путь Деятельность великих соотечественников | 1 | УИПЗЗ | Российская империя в XIX в. Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог в России. Транссибирская магистраль – крупнейшая железная дорога в мире. Достижения России, представленные на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Наши соотечественники в созидательной работе российской промышленности XIX в. | Знать о развитии промышленности и торговли, строительстве первых железных дорог в России. Уметь рассказывать о развитии России в XIX в. | Текущий тест | Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе в своём крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме; приводить примеры достижений России на Всемирной выставке в Париже 1900 г.; рассказывать об участии родственников и земляков в работе российской промышленности XIX в., сопровождать рассказ фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками. | |
52. | Золотой век театра и музыки | 1 | УИПЗЗ | Развитие театрального и музыкального искусства России в XIX – начале XX в. Создание Санкт – Петербургской и Московской консерваторий. Российские достижения, признанные во всём мире: вокальная школа басов Ф. И. Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начале XX в. | Знать культурные достижения России XIX – XX вв., признанных во всём мире. | Текущий | Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в том числе в своём крае. Приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства; передавать впечатление от восприятия музыкального произведения отечественного композитора XIX – начала XX в. (на выбор). | |
53. | Правила езды на велосипеде. ПДД | 1 | УИПЗЗ | Правила езды на велосипеде | Знать правила езды на велосипеде. Уметь ими пользоваться. | Текущий | Называть правила езды на велосипеде. Моделировать игровую ситуацию. | |
54. | Расцвет изобразительного искусства и литературы | 1 | УКИЗ | Развитие изобразительного искусства и литературы России в XIX – начале XX в. Их значение в общественном осмыслении важнейших социальных и духовно – нравственных проблем российской жизни. Всемирное значение. Важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт – Петербурге и Москве. | Знать о развитии изобразительного искусства и литературы России в XIX – начале XX в. Уметь рассказывать о произведениях великих русских художников и писателей. | Текущий | Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе; характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе в своём крае; называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей; приводить сведения о названии и рассказывать о важнейших хранилищах изобразительного искусства; передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника XIX – начала XX в. (по выбору). Приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных проблем российской жизни того времени. | |
55. | В поисках справедливости События в истории России начала XX в | 1 | УИПЗЗ | События в истории России начала XX в.: участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, образование СССР. Раскол в российском обществе начала XX в. как результат этих событий. | Знать о событиях в истории России начала XX в. Уметь устанавливать причинно – следственные связи. | Текущий | Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию) | |
56. | Век бед и побед | 1 | УИПЗЗ | СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем сорока народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г. | Знать о развитии нашей страны в период до 1941 года. Уметь характеризовать особенности развития страны. | Текущий тест | Характеризовать особенности развития страны (в том числе в своём крае); по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь семьи в этот период (по желанию). | |
57. | «Вставай, страна огромная!» Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 1 | УИПЗЗ | Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Героизм представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества. | Знать о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Уметь рассказывать о героизме народа в борьбе за освобождение Отечества. | Текущий | Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; по возможности составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны. | |
58. | Трудовой фронт России | 1 | УИПЗЗ | Эвакуация промышленных предприятий на восток страны, перестройка промышленности на военный лад, тяжёлый крестьянский труд. Сохранение культурного наследия в годы войны. Героизм людей, в основном женщин, подростков, стариков, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества. | Знать о трудовом подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны. Уметь составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны. | Текущий тест | Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны. | |
59. | «Нет в России семьи такой…» Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 1 | УИПЗЗ | Семейная память – основа исторической памяти народа. Документы и реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., хранящиеся в семьях как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа. | Знать о семейных военных реликвиях. Уметь сочувствовать человеческим переживаниям, отразившимся во фронтовых письмах и воспоминаниях. | Текущий | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени | |
60. | После Великой войны Восстановление народного хозяйства | 1 | УИПЗЗ | Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после Великой Отечественной войны. Масштаб разрушений и жертв военного времени. Эффективность созидательной деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы. Важное значение духовного подъёма, способствовавшего успехам народа – победителя. | Знать о жизни в нашей стране в первые пять лет после Великой Отечественной войны. | Текущий | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своём крае; рассказывать о земляках – тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи. | |
61. | Достижения 1950—1970-х годов | 1 | УИПЗЗ | Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970 гг. Наши соотечественники, прославившие страну своими успехами. | Знать о достижениях нашей страны в 50-70-х гг. Знать имена наших соотечественников, прославивших страну своими успехами.. | Текущий | Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-х гг. XX в., приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своём крае; рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи. | |
62. | Обобщение по разделу. Проверочная работа | 1 | УПОКЗ | Обобщение и проверка знаний и умений по разделу. | Контролировать и оценивать свою работу | Индиви-дуаль-ный | Выполнять проверочную работу. Корректировать свои знания. | |
Раздел «Мы строим будущее России» 6 часов + 2ч. ПДД |
63. | Современная Россия | 1 | УИПЗЗ | Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии XXI в. Преобразования в экономической, политической, социальной жизни страны за этот период. | Знать о жизни страны в первом десятилетии XXI в. | | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своём крае. | |
64. | Хороша честь, когда есть, что есть Продовольственная безопасность страны – | 1 | УИПЗЗ | Продовольственная безопасность страны – важнейшая задача современности. Положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей. | Знать виды сельскохозяйственной деятельности, благотворно влияющие на экологию и здоровье людей. | Текущий тест | Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; приводить примеры, в том числе в своём крае, благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей. | |
65. | Умная сила России Сотрудничество науки и промышленности | 1 | УИПЗЗ | Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране – важнейшая задача нашего времени. Социальная ответственность граждан – залог благополучия России. | Иметь представление о сотрудничестве науки и техники, о том, что социальная ответственность граждан – залог благополучия России. | Текущий | Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своём крае; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры проявления социально ответственной позиции. | |
66. | Светлая душа России Выдающиеся явления в современной культурной жизни России | 1 | УИПЗЗ | Выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира. Творческая работа современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и др., в том числе в своём крае. Связь между эстетическим совершенством народного и профессионального искусства и лучшими человеческими качествами. Сохранение традиционного наследия и сложение новых позитивных традиций в современной культурной жизни России. | Знать выдающиеся явления в современной культурной жизни России, связь между эстетической и воспитательной функцией искусства. | Текущий | Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своём крае; составлять рассказ о таком событии в сопровождении фотографий, видео – и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе. | |
67. | Начни с себя! Выдающиеся явления в современной культурной жизни России | 1 | УИПЗЗ | Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Связь между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России, между достижением достойных целей ради собственного блага и процветанием России. | Уметь ставить цели на будущее, понимать, что нужно будет сделать для достижения поставленных целей. | Текущий | Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своём крае. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России. | |
68. | Итоговая проверочная работа | 1 | УИПЗЗ | Обобщение и проверка знаний и умений, полученных за год. | Знание материала, изученного за год. | Текущий | Выполнять проверочную работу, корректировать свои знания. | |