ВОДНАЯ НЕДЕЛЯ. Мы не можем прожить без воды. Вода- это и озёра, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на Земле очень много, её должно хватать всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится всё меньше, так как люди загрязняют водоёмы. Поэтому воду нужно беречь. |
Напрвление | ДНИ НЕДЕЛИ. Средний возраст. |
Понедельник «Любознайка» | Вторник «Трудолюбик» | Среда «Микроша» | Четверг «Здоровинка» | «Пятница «Чудинка» |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «» |
Ходьба: разновидность ходьбы, имитирующей различные виды плавания, «Водомерка»(широкий шаг), «Дождевые червячки» (в колонне по одному со сменой направления) Игры с водой | Пальчиковая гимнастика: «Моя крыша не течёт». «Заводила крокодила» | Пальчиковые игры: «Рыбка» , «Уточки» (разведение и сведение пальцев) | Ходьба: разновидность ходьбы, имитирующей различные виды плавания, «Водомерка»(широкий шаг), «Дождевые червячки» (в колонне по одному со сменой направления) Упражнения на дыхание: «Пароход», «Спрячься в воду» (задержка дыхания), «Мыльные пузыри» Подвижные игры: «Ручейки и озёра», «Переселение лягушек», «Две лягушки», «По кочкам», «Утка, утка, гусь», «Цапля и лягушата», «Накорми рыбок» (метание предметов в горизонтальную цель) | |
Познавательное развитие | Беседы: Значение воды в нашей жизни велико. Вода существует в окружающей среде в различных видах это и дожди, и реки, и моря… » | Беседы :В реках вода без запаха, без вкуса – пресная, в ней живут щуки, караси…В море вода солёная там живут свои обитатели- медузы, акулы, дельфины и другие. | Серия опытов: «Вода бывает разная» (чистая, грязная), «Кому нужна вода» (растениям, животным, человеку) | Наблюдения: «Путешествия капельки» (свойства воды: прозрачная, без запаха, без вкуса) | Экологические игры: «Караси и щуки», «Лягушата», Перепрыгни через ручеёк» |
Речевое развитие | Логоритмика Е.Стеквашова. « Моряк» | Артикуляционная разминка: П. Синявский «Кто не умывается» | Сюжетно-ролевая игра: «На рыбалке» | Артикуляционная разминка: В. Минькова. «Родничок» | Речевая игра: Л. Квитко. (Перевод Е. Благининой) « Ручеек» |
Социально-коммуникативное развитие | Релаксационные упражнения: «Ёжик в бане» И. Костарёв | Труд в природе: полив растений на клумбе | | | |
Художественно-эстетическое развитие | Слушание: «Карась и щука» С. Никитин Театральная разминка: «Карасенок и карась» (развивать координацию, движения, внимания и мимики) Пение: «Про водичку» И. Михайлова. Рисование: «Рыбки плещутся в Дону» (рисование свечой) | Выставка: «Домик для улитки» ( изготовление поделок из коробок совместно с родителями) Пение: «Про водичку» И. Михайлова. Этюд: «Капельки» (развивать фантазию, внимание и согласованность действий | Изготовление декораций для подиума: «Водоросли» (вырезание и обрывание из цветной бумаги) Пение: «Песенка про окуня» О.Ананьева, «Рыбка –окунёчёк» русская нар.песня, Музыкальные игры: «Рыбаки и рыбки» Е.Теличеева, «Море и ручеёк» А,Зимина (учить воспринимать и различать смену темпов музыки | Пение: «Песенка про окуня» О.Ананьева, «Рыбка –окунёчёк» русская нар.песня, «Умывальная песенка» Л.Абелян Театральная игра на память физических действий: «На рыбалке» Э.Чурилова | Музыкально-театрализованное представление с хождением по подиуму : «В гостях у золотой рыбки» Пение: «Про водичку» И. Михайлова, «Песенка про окуня» О.Ананьева, «Рыбка –окунёчёк» русская нар.песня, «Умывальная песенка» Л.Абелян ) |
Старший возраст. |
Напрвление | ДНИ НЕДЕЛИ. |
Понедельник «Любознайка» | Вторник «Трудолюбик» | Среда «Микроша» | Четверг «Здоровинка» | «Пятница «Чудинка» |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «» |
Игры с водой Ходьба: «Круговорот», «Лодочки» ( парами, держась за руки), «Корабли в порту» (перестроение из одной колонны в три) | Подвижные игры: «Ястреб и утки», «Лягушки в болоте» Е.Н. Вавилова, «Караси и щука», «Водоворот», «Хитрые рыбки», «Море волнуется», «Морской бой» «Волна»,»Морские котики»(катание мяча) | Экологическая тропа: «Жемчужины на траве» (прогулка по экологической тропе с целью наблюдения и изучения появления росы и её испарение в зависимости от температуры воздуха | Упражнения на дыхание:«Водолазы» (задержка дыхания), «Морская регата» (настольная игра с корабликами) Эстафеты:«Переправь на другой берег», «Рыбалка» (перенос мешочков с песком двумя палочками), «Монетка на счастье» (метание мешочков с песком в горизонтальную цель) Упражнения на расслабление: «Шум прибоя» (сидя и лёжа), «Морские водоросли» | |
Познавательное развитие | Беседы: Вода на глобусе голубая. На Земном шаре воды больше чем суши. Это моря, и океаны. Необозримы их просторы. Это солёная вода в ней живут морские обитатели: киты, осьминоги, дельфины. На морском дне образуются кораллы, которые имеют причудливую форму и образуют острова- коралловые рифы: пресноводные рыбы, лягушки, раки. Растут кувшинки, ряска, камыш. | Наблюдение: «Волшебница –вода» ( рассмотрение растворения водой твёрдых веществ, окрашивание воды, впитывание воды через песок и глину), | Опыты: «Как выйти сухим из воды» (опускание перевёрнутого стакана с бумагой в воду), «Почему во время дождя червячок выходит из земли» (перенасыщение земли влагой) | Наблюдение: «Разный дождик» ( различают ливень, грибной, мелкий моросящий, Дождь может менять своё направление: косой и прямой) | Кроссворд: «Водопад» |
Речевое развитие | Артикуляционная гимнастика: «У осетра» В.Кудрявцева | Игра- инсценировка: по стихотворению Б.Заходера «Течёт река…» | Речевая игра: А.Бастракова «Про дождик» | Артикуляционная разминка; Т. Маршалова. «Капля» | Логоритмика:Т. Жиброва «Ручеек». |
Социально-коммуникативное развитие | | Труд в природе: полив и опрыскивание растений комнатных и в цветнике | | | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Рак» (рисование водой на участке) Слушание: «Песня моряков» С.Майкапар Музыкально-пластическая импровизация: «В гостях у русалочки» (передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений) Пение: « С удочкой» А.Жилинский, «Морские волны» О.Боромыкова | Изготовление костюмов для подиума: « Донская рыбка» (вырезание и украшение масок речных животных из цветной бумаги) Пение: « С удочкой» А.Жилинский, «Торопливая река» А.Абрамов, , «О цаплях, о каплях» В. Семёнов Театральная игра на действие с воображаемыми предметами: по стихотворению Р.Сефа «Алло, это море?» | Оригами: «Речные жители» (складывание из бумаги, окрашенной методом набрызга) Пение: « С удочкой» А.Жилинский, «Торопливая река» А.Абрамов, , «О цаплях, о каплях» В. Семёнов Этюд: «Осьминожки» (тренировать зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движения) | Пение: «Торопливая река» А.Абрамов, , «О цаплях, о каплях» В. Семёнов. Музыкальные игры: «Лодочка» Е. Макшанцева, «Хищник в море» музыка современных композиторов (развивать зрительно- двигательную координацию) | Музыкально-театрализованное представление с хождением по подиуму : « В царстве золотой рыбки» Пение: « С удочкой» А.Жилинский, «Торопливая река» А.Абрамов, , «О цаплях, о каплях» В. Семёнов ) |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. |
Напрвление | ДНИ НЕДЕЛИ. |
Понедельник «Любознайка» | Вторник «Трудолюбик» | Среда «Микроша» | Четверг «Здоровинка» | «Пятница «Чудинка» |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «» |
. Игры с водой Ходьба: «Морская флотилия» (чередование ходьбы в колонне по одному с шеренгой), «Весёлый дождик» (с подскоками с подниманием рук вверх) | Экскурсия: «На водоём» (рассматривание жильцов водоёма: лягушка, водомерка, комар, жук-плавунец, перловица, улитка, мальки рыб. Оформление книжки-малышки «Растения городского пруда») | Подвижные игры: «Лягушка и цапля»,» «Рыбки», «Серая уточка», «Раки», «С кочки на кочку» Е.Н. Вавилова, «Удочка», «33 богатыря» (ходьба шеренгой в обратном направлении, бег), «Рыбаки и рыбки» | Упражнения на дыхание: «Буря в стакане», «Торпеда» (со спичечными коробками), «Кит» Эстафеты: «Пингвины» (с мячом), «По кочкам» (с двумя дощечками» Пальчиковая гимнастика: «Стирка», «Моряк на лодочке», «Замок из песка» (имитация движений), «Маска водолаза» Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, спины и рук: «Катамаран», «Морская звезда», «Крокодильчики» | |
Познавательное развитие | Цикл бесед: «Вода земли» Природа создала разную воду: морскую, речную, озёрную, дождевую, талую. Всякой воде своё применение: в жизни человека, растений и животных. В воде, как и в речной, так и в морской живут многие растения, животные,микроорганизмы. | Цикл бесед: «Вода земли» Вода , которую мы пьём поступает к нам из реки Дон. Но в результате деятельности людей вода часто загрязняется и не охраняется. Поэтому наше бережное отношение к воде поможет сохранить водные ресурсы для будущего и наше здоровье. | Эксперимент: «Птицы и нефть» (загрязнение перьев птиц нефтью, что влечёт потерю способности пера летать), «Свалка и дождь» ( рассмотрение проникновения загрязняющих веществ через ручеёк в реку) Серия опытов: «Водица царица» (невесомая вода, стакан- непроливайка, водомер, двухцветный цветок, прорастут ли семена без воды) | Наблюдение: « Берегите воду» ( рассмотрение результатов загрязнения воды нефтью, отходами деятельности человека) | Викторина: «Загадки со дна моря» |
Речевое развитие | Логоритмика: В. Минькова. «Дождик». | Речевая игра: Загадки о воде. | Логоритмика: В. Донская. « Речка» | Артикуляционная разминка: Т. Пономаренко. «Вот река» | Речевая игра; Загадки о реке и море. |
Социально-коммуникативное развитие | Этюд на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений: «На озере» Л.М. Шипицына | Труд в природе: полив и опрыскивание растений комнатных и в цветнике | | | |
Художественно-эстетическое развитие | Слушание: «Баркарола» П.Чайковский Игра –перевоплощение: Ты на морском дне» (развивать фантазию, творческое воображение Пение: «Ты скажи мне реченька» А. Ларин, «Морская» О.Юдахина, Музыкальные игры: «Морские обитатели» музыка современных композиторов | Ручной труд: «Фонтанчик» (изготовление брызгалки из пластиковой бутылки и её декоративное украшение) Пение: «Ты скажи мне реченька» А. Ларин, «Морская» О.Юдахина, Имитационный этюд: «Сон реки» (развитие воображения) | Изготовление костюмов для подиума: «Морское чудо» (вырезание и украшение масок морских животных из цветной бумаги) Пение: «Дождик» Е.Поплянова, «Синяя вода», В.Шаинский, «Весёлый лягушатник» А.Журбин Музыкальные игры: « В ручейки о озёра» русские нар.мелодии (развивают слуховое внимание, своевременно переключать с одного движения на другое» | Выставка юных художников-маринистов: «Донские просторы» (рисование различными способами по выбору детей) Пение: «Дождик» Е.Поплянова, «Синяя вода», В.Шаинский, «Весёлый лягушатник» А.Журбин | Мини-спектакль: по мотивам сказки Х.К. Андерсена «Русалочка» Музыкально-театрализованное представление с хождением по подиуму : «В гостях у золотой рыбки» Пение: «Дождик» Е.Поплянова, «Синяя вода», В.Шаинский, «Весёлый лягушатник» А.Журбин, « Ты скажи мне реченька» А. Ларин, «Морская» О.Юдахина, |
ПРИЛОЖЕНИЕ к Водной неделе.
Рекомендации по проведению
Музыкально-театрализованное представление с хождением по подиуму: «В гостях у золотой рыбки»
С утра во вторник у входа в детский сад стоит аквариум с золотой рыбкой, рядом с ним два глашатая, которые выкрикивают под звуки горна приказ о том, что в пятницу Золотая рыбка ждёт гостей на большое костюмированное представление. Детям предлагается при помощи удочки вытащить рыбку с творческим заданием на неделю, где указано, какие костюмы готовить. В пятницу после тихого часа дети в костюмах собираются на центральной площадке участка, где их встречает Золотая рыбка. Площадка оформлена под морское царство. Золотая рыбка объявляет о начале представления, на подиум выходят почётные гости, сотрудники детского сада и родители, демонстрирующие костюмы изготовленные по –секрету от детей. Далее следуют музыкально-театрализованные выступления каждой группы, дети защищают костюмы, которые готовили своими руками в течение недели. Победителя определяют дети путём шумового голосования и вручают приз зрительских симпатий.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
П. Синявский «Кто не умывается»
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
Е.Стеквашова. « Моряк»
Как пройти мне мимо лужи?
Я с водою очень дружен.
Ножкой шаркаю по дну -
Проверяю глубину.
Вот не видно сапога,
Значит лужа глубока.
Не волнуйтесь, я бывалый -
Мой сапог и глубже плавал.
В. Минькова. «Родничок»
Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна!
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна.
Л. Квитко. (Перевод Е. Благининой) « Ручеек»
Ручеек-журчалочка,
Буль-буль!
Завертелась палочка,
Тирль-тюрль!
Козочка копытцами
Брык-брык!
Хорошо напиться бы!
Прыг-прыг!
Окунула мордочку,
Хлюп-хлюп!
А пастух на жердочку
Туп-туп!
У него есть дудочка,
Ой-ой!
Дудочка-погудочка,
Стой-стой!
И запела дудочка,
Пой-пой!
Дудочка-погудочка!
Ой-ой!
Все вороны каркают-
Кра-кра!
А лягушки квакают -
Ква-ква!
Ручеек-журчалочка -
Буль-буль!
Где же теперь палочка?
Триль-трюль!
Т. Жиброва «Ручеек».
Познакомьтесь, мой дружок -
Маленький и быстрый
Синеглазый ручеек
Чубчик серебристый.
Он бежит издалека,
По камням и сучьям.
Я завидую слегка:
Ах, какой везучий!
Он увидит океан,
Корабли и чаек.
Каждый мальчик-капитан
О таком мечтает.
Поспешает ручеек
По траве и шишкам
А на спинке он везет
Лодочку мальчишки.
А.Бастракова «Про дождик»
Тучка дождиком заплачет,
Видно с небом не в ладах.
Дождь стучит в окно и скачет,
Как лошадка на бегах.
Не хочу я зонтик скучный,
Я хочу играть с дождём!
Он холодный и прыгучий -
Мы попрыгаем вдвоём...
Поругает меня мама,
Что промокла вся насквозь,
Дождик, ты весёлый самый,
И желанный летний гость.
Т. Маршалова. «Капля»
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Загадки о воде.
Вода
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Сама пить не пьёт,
А нас вынуждает.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
Водопад
С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт.
Загадки о море и реке.
Море
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька и солона.
Кругом вода,
А с питьём беда.
Кто знает, где это бывает?
Река
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море.
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
В. Минькова. «Дождик».
Утром дождику не спится.
Он в окошко к нам стучится.
Нас вчера с подружкой Зиной
Он настиг у магазина.
Мы не стали убегать,
Мы с ним начали играть.
Мы по лужицам плясали,
Как в реке, намокли сами.
Он опять стучит в окошко —
Поиграть зовёт немножко.
Мы по лужице — туда.
Мы по лужице — сюда.
И ещё бегом — туда.
И опять — туда-сюда.
Мы б ещё, да вот беда:
В луже кончилась вода.
Т. Пономаренко. «Вот река»
Вот река. Течёт так гладко,
Словно стелется загадка…
Не грохочет. Не журчит.
Кто её перемолчит?
Тайны спят в зелёном иле.
Берега бока сдавили.
Но не плачет. Не бурчит.
Кто её перемолчит?
В глубине живут икринки,
Сверху – сонные кувшинки.
В разливанной тишине
Всё же что-то слышно мне.
Там волнистые растенья,
Рыбьи танцы, рыбье пенье,
Щепки, камни, острова
В. Донская. « Речка»
Речка, синяя вода!
Ты скажи, бежишь куда?
И зачем ты так спешишь,
Плещешь пеною, шумишь?
Отвечала нам река:
Я бегу издалека,
Я спешу, я тороплюсь,
В океан большой вольюсь,
Растворюсь там в глубине,
На просторе вольно мне!
Потому так и желанна
Бесконечность океана.