СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 9 класс»

 

Пояснительная записка

Тематическое планирование составлено на основе:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Приказ МО РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

  3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997г. № 288

  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г.

  5. Положение о рабочей программе по предмету МОУ «СОШ с.Шумейка»;

  6. Основной образовательной программе основного общего и среднего общего образования МОУ «СОШ с.Шумейка» на 2019-2020 уч.год;

  7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе для специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Цель:

максимальное преодоление недостатков умственного, речевого и  эмоционально-волевого развития  обучающихся, подготовки их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета.

Задачи:

- Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.

- Повысить уровень общего развития обучающихся.

- Научить обучающихся последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- Развивать нравственные качества обучающихся, способствовать социальной адаптации в плане общего развития.

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные коррекционные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.

Основные направления коррекционной работы:

- обогащение и активизация словаря;

- развитие фонетико – фонематического слуха;

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Уроки письма и развития речи носят коммуникативно-речевую направленность. В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.

Учебный предмет «письмо и развитие речи»  направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Изучение состава слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания. Части речи изучаются в том объёме, который необходим для выработки практических навыков устной и письменной речи, обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. В процессе работы с предложением формируются навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Уделяется внимание формированию связной письменной речи. В связи с этим ведется работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения, обогащения и уточнения словаря, обучения построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

В 9 классе продолжается привитие навыков делового письма. Обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (объявление, заметка, объяснительная записка и др.);  в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой метапредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Содержание программы имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В соответствии с уровнями содержания учебного материала в программе обозначены оценки сформированности знаний обучающихся.

Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин). Рабочая программа по учебному предмету «письмо и развитие речи» 9 класс рассчитана на 133 часа, 4 часа в неделю. Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).


ФОРМЫ РАБОТЫ

Основная форма организации обучения письму является урок. Специфическая особенность обучения на уроках в коррекционной школе – их коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития обучающихся проводится в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок повторения, контрольный урок, комбинированный урок.

Виды упражнений, которые используются на уроках письма: письменные упражнения из учебника, комментированное письмо, грамматический разбор, разбор слова по составу, устный ответ, самостоятельная работа с карточкой, различные виды диктантов (графический, программированный, зрительный, словарный). Развитие речи обучающихся осуществляется через систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии картинок.

МЕТОДЫ УРОКА

На уроках письма и развития речи используются следующие методы урока:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения, карточки, тесты.

Для реализации основных целей и задач курса письмо и развитие речи применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок.



Количество контрольных работ (диктанты) – 5, проверочных работ (списывание) - 10



9 класс


Вводный диктант по теме: «Предложение»


Проверочный диктант по теме «Правописание приставок».

Контрольные вопросы и задания по теме « Состав слова»

Контрольный диктант по теме « Состав слова»

Контрольные вопросы и задания. Тема: « Склонение имен существительных»

Проверочный диктант по теме: «Имя существительное»

Контрольные вопросы и задания.

Тема: «Имя прилагательное».

Контрольный диктант по теме «Склонение имён прилагательных».

Контрольные вопросы и задания по теме:

«Личные местоимения».

Контрольные вопросы и задания по теме «Глагол».


Проверочный диктант по теме «Глагол».

Контрольный диктант по теме: «Правописание наречий».

Контрольные вопросы и задания по теме: «Имя числительное»

Контрольные вопросы и задания по теме «Части речи».


Итоговая контрольная работа за год по теме «Предложение»




Уроки развития речи

Деловое письмо. Объявление.

Р.Р. Обучающая работа. Письмо к сверстнику.

Деловое письмо. Расписка.

Деловое письмо. Заметка.

Р.Р. Изложение по репродукции картины «Александр Невский»

Р.Р. Деловое письмо. Объяснительная записка.

Р.Р. Редактирование текста «Мохнатая семейка».

Деловое письмо. «Письмо бабушке».

Деловое письмо «Анкета».




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Повторение.

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, е, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки.

Количество звуков и букв в слове.

Слово

Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (и с-), раз- (рас-).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание

личных местоимений.

Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола.

Спряжение глаголов.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Частица не с глаголами.

Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.

Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300, 400; 40, 90, 100.

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с о и а на конце.

Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное,

наречие, предлог. Употребление в речи.

Предложение

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения с союзными словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Связная речь

Изложение.

Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.
















Учебно – тематический план

по учебному предмету

«Письмо и развитие речи»


№ П, П

Содержание, разделы.

Количество часов

1.

Повторение.

6

2.

Звуки и буквы.

6

3.

Слово

107

3.1

Состав слова.

19

3.2

Имя существительное.

14

3.3

Имя прилагательное.

14

3.4

Личные местоимения.

13

3.5

Глагол.

22

3.6

Наречие.

10

3.7

Имя числительное.

10

3.8

Части речи.

5

4.

Предложение.

10

4.1

Простое предложение

4

4.2

Сложное предложение

6

5.

Повторение пройденного за год.

4

Итого:

133




Критерий и нормы оценки знаний, умений

и навыков обучающихся


Знания и умения обучающихся по письму и развитию речи оцениваются по ре­зультатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.


Оценка устных ответов


При оценке устных ответов по письму принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, полнота ответа, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соот­ветствует требованиям, установленным для оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, делает некоторые ошибки в речи, при разборе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится обучающемуся, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл, в работе с текстом делает грубые ошибки, не может воспользовать­ся помощью учителя, других учащихся.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.


Оценка письменных работ


Примерный объем письменных текстов:

- в контрольных работах – 75-80 слов.

- в подробных изложениях – 50-70 слов.

- в словарном диктанте – 20-25 слов.

- объем творческих работ на уроке – 40-50 слов.

Учитель проверяет и оценивает все письменные работы обуча­ющихся. При оценке письменных работ используются нормы оце­нок письменных контрольных работ, при этом учитывается уро­вень самостоятельности обучающегося, особенности его развития.

Контрольные работы состоят из контрольного диктанта и грамматического задания.

Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение обучающимся требовалось: 35—40 мин. Причем за указанное время обучающиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.

Для грамматического задания используются задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и более орфографических и пунктуационных ошибок.

При выставлении оценок «5» и «4» учитывается также аккуратность выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические ошибки не учитываются.

Изложения и сочинение.


В 9 классе для изложений и сочинений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 50-70 слов. Изложения пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.

При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения.

оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки;

оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, с 1-2 ошибками в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;

оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 3-4 ошибками в построении предложения, в употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографических ошибок.

Итоговая оценка знаний и умений обучающихся

За учебную четверть и за год знания и умения обучающихся оцениваются одним баллом. При выставлении итоговой оценки обучающемуся учитывается как уровень знаний, так и овладение им практическими умениями.

Основанием для выставления итоговой оценки служат: ре­зультаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающегося, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.


Основные требования к знаниям и умениям

обучающихся 9 класса


 обучающиеся должны знать:

-основные нормы (грамматические) русского языка;

- нормы речевого этикета.

 обучающиеся должны уметь:

- определять тему, тип, стиль речи;

- опознавать языковые единицы (части речи), различать их, анализировать;

- читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданно степенью свернутости;

- создавать тексты различных стилей и жанров (расписка, заявление);

- владеть различными видами монолога (описание, рассуждение)

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать в практике грамматические нормы современного языка;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

- увеличивать словарный запас;

- писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;

- оформлять все виды деловых бумаг;

- пользоваться школьным орфографическим словарем.



уро-

ка


Тема урока


К- во часов


Дата

план

факти

чески

корректировка

1

Предложение – основная единица речи.


1




2

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.


1




3

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1




4

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.

1




5

Обобщающие упражнения.



1




6

Входная контрольная работа

1




7

Работа над ошибками.

Звуки и буквы. Алфавит.

1




8

Разделительный ъ и ь знаки

1




9 10

Безударная гласная в корне слова.

2




11

Звонкие и глухие согласные в корне. Непроизносимые согласные.

1




12

Р.Р. Деловое письмо. Объявление.

1




1314

Разные по составу. Приставка, корень, суффикс окончание.

Разбор слова по составу.

2




15

Слова, проверяемые в корне.

1




16

Правописание приставок до-, на-, по-, за-, от-, об-, под-, над-.

1




1718

Правописание приставок раз-, рас-, без-, бес-, из-, ис-, воз-.

Словарный диктант.

2




19

Проверочный диктант по теме «Правописание приставок».

1




20

Работа над ошибками. Диалог.

1




2122

Сложные слова. Соединительные гласные о, е.

2




2324

Сложносокращенные слова.

2




25

Обобщающие упражнения.

Деловое письмо. Расписка.

1




26

Р.Р. Обучающая работа. Письмо к сверстнику.

1




27

Непроверяемые безударные гласные в корне слова.


1




28

Контрольные вопросы и задания по теме « Состав слова»

1




29

Контрольный диктант по теме « Состав слова»

1




30

Работа над ошибками.

1




31

Значение предметности, которое заключено в вопросах Кто? Что?


1




32

Грамматические признаки имени существительного.

1




33

34


Склонение имен существительных.

2




35

36


Безударные падежные окончания имен существительных.


2




37

38

Существительные с шипящей на конце.

2




39

Обобщающие упражнения.

1




40

Деловое письмо. Заметка.

1




41

Контрольные вопросы и задания.

Тема: « Склонение имен существительных»

1




42

Проверочный диктант по теме: «Имя существи-тельное»

1




43

Работа над ошибками.

1




44

45

Признаки, свойства, качества предмета.

Р.Р. Диалог.



2




46

Согласование прилагательного с существительным


1




47

48

Безударные окончания прилагательных.


2




49

Р.Р. Изложение по репродукции картины «Александр

Невский»

1




50

51

Прилагательные, отвечающие на вопросы: Чья? Чей? Чье? Чьи?


2




52

Обобщающее упражнение. Комментированное письмо.

1




53

Р.Р.Обучающая работа . «Сказка».

1




54

Контрольные вопросы и задания.

Тема: «Имя прилагательное».

1




55

Р.Р. Деловое письмо. Объяснительная записка.

1




56

Контрольный диктант по теме «Склонение имён прилагательных».

1




57

Работа над ошибками.

1




58

Местоимение как часть речи

1




59

60

Различение местоимений 1,2,3 лица.

2





60


Лицо и число местоимений.

1




65

Склонение личных местоимений

1




66

Местоимения с предлогами.


1




67 68

Правописание личных местоимений 3 –го лица.

2





69

Обобщающие упражнения.

1
















70

Р.Р. Редактирование текста «Мохнатая семейка».

1




71

Деловое письмо. «Письмо бабушке».

1




72

Контрольные вопросы и задания по теме:

«Личные местоимения».

1




73

Различие глаголов по значению

1




74

Грамматические признака глагола.

1




75

Неопределённая форма глагола.

1




76

Правописание частицы –не с глаголами.

1




77

Изменение глагола по лицам и числам.

1




78

79

Личные окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

2




80

Ударные и безударные личные окончания глаголов.

1




81

82

1 и 2 спряжение глаголов.

Контрольное списывание.

2




83

84

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

2




85

Различай личные окончания глаголов I и II спряжения

1




86

Глаголы повелительной формы единственного и множественного числа

1




87

Правописание ь знака в глаголах повелительной формы перед - те – и -ся

1




88

Правописание мягкого знака в глаголах.

1




89

90

Обобщающие упражнения.


2




91

Деловое письмо «Анкета».

1




92

Контрольные вопросы и задания по теме «Глагол».

1




93

Проверочный диктант по теме «Глагол».

1




94

Работа над ошибками.

1




95

96

Наречие как часть речи.

2





97

98

Наречия, обозначающие время, место и способ действия.

2





99

100

Правописание наречий с–а и –о на конце.

2




101

Контрольный диктант

по теме: «Правописание наречий».

1




102

Работа над ошибками.

Упражнения на закрепление.

1





103

104

Обобщающие упражнения по теме «Наречие».


2




105

Имя числительное как часть речи.

1




106

107

Количественные и порядковые числительные.

2





108

109

110

Правописание числительных от 5 до 20 и 30

от 50 до 80

от 500 до 900

3




111

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

1




112

Обобщающие упражнения.

1




113

Р.Р. Деловая бумага.

Доверенность.

1




114

Контрольные вопросы и задания по теме: «Имя числительное»

1




115

Части речи.

1




116


Различай прилагательное и наречие, прилагательное и порядковое числительное.

1




117

Различай имя существительное и местоимение.

1




118


Обобщающие упражнения

1




119

Контрольные вопросы и задания по теме «Части речи».

1




120


Простое предложение.

Распространённое и нераспространённое предложение.

1




121

Однородные члены предложения.

1




122

Обращение Знаки препинания при обращении.

1




123

Сложное предложение. Различай сложное предложение от простого.

1




124

Знаки препинания в предложении в сложном предложении.

1




125

Прямая речь и косвенная речь.

1




126

127

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

2




128

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1




129

Работа над ошибками.

1




130

Упражнения на правописание гласных и согласных в корне и приставке.

1




131

132

Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

2




133

Обобщающий урок по темам пройденным за год.

1










Список используемой литературы

Для обучающихся:

1.  Н.Т. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Учебник:   Русский язык: для 9 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012г.
2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь № 1 по русскому

Для учителя:

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учебник для студентов деф.фак.педвузов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010г.
2. А. К. Аксенова и Н. Г. Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. — М: Просвещение, 2010.
































Приложение

Тексты контрольных работ

9 класс



Вводный диктант

Тема: «Предложение»

Цель: проверить знания обучающихся по указанной теме.

Задачи:

Развивать фонематический слух, произвольное внимание, самоконтроль, формировать навык синтаксического разбора.

Воспитывать самоконтроль, аккуратность при выполнении грамматического задания, любовь к природе родного края, чувство прекрасного.


Начало осени.

Осень в родном краю наступила неслышно. Холодало ночами, частили нудные моросящие дожди. На глазах тускнели зелёные кроны кустов и деревьев, а резкий ветер срывал с них лист и устилал ковром землю, поляны, просеки.

Осенью много новизны: расцветка листвы, первые заморозки, иней, перволедье и первоснежье. Но самое замечательное событие – листопад.

Прошло всего две недели, и лес занялся немым пожаром. И каждое дерево, куст, уголок леса тихо полыхает холодным огнём. И как красив осенний лес! (74 слова).

Грамматическое задание:

  1. Найти одно сложное предложение, выделить в нём части, составить схему.

  2. Найти одно сложное предложение с однородными членами, подчеркнуть их, указать значком О.


Контрольный диктант по теме:

«Состав слова»

Цель: проверить знания обучающихся по указанной теме.

Задачи:

Совершенствовать навык правописания.

Развивать фонематический слух, произвольное внимание, самоконтроль, самостоятельность при выполнении грамматического задания.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Рыбы Амура осенью.

Осень – время кочевья рыб. Местные караси, сазаны, сомы путешествуют мало. Они находят глубокие места и к ледоставу засыпают в зимовальных ямах. А просыпаются весною, когда во льдах появляются полыньи.

Холодноводные таймени, сиги плывут вниз по течению Амура, Уссури, чтобы всю ледовую пору поедать рыбью мелочь.

Щука и налим с наступлением октябрьских холодов не впадают в зимнюю спячку. Они странствуют по своим угодьям.

Богатый и разнообразный мир рыб в дальневосточных реках.

(70 слов).

Грамматическое задание:

1. Найти в тексте слова с безударными гласными, подобрать проверочное слово

2. Найти в тексте слова со звонкими и глухими согласными, подобрать проверочное слово

3. Выделить в словах поедать, впадают приставки.

4. Разобрать по составу слова: путешествуют, местные.

5. Найти в тексте сложные слова. Подчеркнуть соединительную гласную.


Контрольный диктант по теме:

«Склонение имён прилагательных».

Цель: проверить знания обучающихся по указанной теме, умение делать частичный грамматический разбор.

Задачи:

Совершенствовать навык правописания.

Развивать фонематический слух, познавательный интерес.

Воспитывать самоконтроль, любовь к природе родного края.


В тайге.

Деревья в Уссурийской тайге растут густой, сплошной стеной. Под большими, высокими деревьями растёт кустарник, а между древесными стволами и тонкими ветвями кустарника зеленеют травы.

Особенно много папоротника. Его широкие разрезанные листья похожи на перья огромных зелёных птиц.

Одно из самых высоких и красивых деревьев уссурийской тайги – ильм. Его ровный и гладкий ствол поднимается вверх, словно колонна. Стройные ильмы живут несколько сотен лет.

Красивы дальневосточные деревья. (65 слова).

Грамматическое задание:

Разобрать 2- 3 словосочетания сущ. + прилаг. (определить у прилаг. : род, число, падеж), выделить окончание.



Контрольный диктант по теме:

«Правописание наречий».

Цель: проверить знания обучающихся по указанной теме, умение делать частичный грамматический разбор.

Задачи:

Совершенствовать навык правописания.

Развивать фонематический слух, внимание, память.

Воспитывать самоконтроль, любовь к природе родного края.


Цапли.

Поздно вечером плыли мы по Амуру. От воды поднимался густой туман. Было тихо, только изредка плескалась рыба. Почти весь берег окутало мглою. Разлапистые мохнатые ели неприветливо смотрели на нашу лодку.

Вот уже поворот в залив, где был наш лагерь. Мы приближались к нему. Вдруг на тёмном болотистом берегу я увидел очертания больших птиц. Посмотрев в бинокль, я убедился, что это были цапли.

Они стояли на одной ноге, изогнув плечи, причудливо приподняв крылья. Наверно, они собирались тут ночевать.

Неосторожный плеск весла. Цапли испуганно поднялись в воздух. Я видел их всего несколько минут, но они остались в моей памяти надолго. (98 слов).

Грамматическое задание:

1.Найти в тексте наречия.

Определить наречия места, времени и способа действия.


Годовой диктант

Контрольный диктант по теме

«Предложение»

Цель:

проверить знания обучающихся , полученные за год.

Задачи:

Совершенствовать навык правописания.

Развивать фонематический слух, память, произвольное внимание.

Воспитывать культуру письменной речи самоконтроль.


Май.

Какой свежий и прекрасный майский мир природы! Он так благоухает и звенит, что вдруг захочется жить сто лет.

В мае возвращаются перелётные птицы. Волнуют душу лебеди, гуси, журавли. Взор приковывают, заставляют слушать их трубные и звонкие переклички. А как много певчих птиц! Трудятся они над сотворением гнёзд, птенцов, радуют нас своим пением. Бабочки порхают, всякие букашки ползают, муравейники ожили, заявили о себе лягушки.

И в городе очень красивое наступление майской весны, которое несёт за собой жаркое высокое солнце, большое небо с белыми облаками, синие лужи и озорных воробьёв. (88 слов).


Грамматическое задание:

1. Найти в тексте сложные предложения (по возможностям обучающихся), выделить в каждой части грамматическую основу, составить схемы.

2. Найти предложения с однородными членами, подчеркнуть их, указать О.

3. Разобрать по составу слова: перелётные, благоухает, сотворением












8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!