СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету окружающий мир 2 класс умк «Перспектива»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по окружающему миру создана на основе: федерального  государственного образовательного стандарта основной образовательной программы начального общего образования Гимназии № 25; учебного плана «Гимназии № 25» города Костромы на 2018-2019 учебный год; в соответствии с примерной программой образовательной системы «Перспектива» и на основе авторской программы «Окружающий мир» (авторы А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая и  рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету окружающий мир 2 класс умк «Перспектива»»

Календарно-тематическое планирование


урока

Тема
и тип урока

Кол-во часов

Педагогические
цели

Планируемые результаты обучения

Формы
контроля

Твор-
ческая, исследовательская, проектная
деятельность

Домашнее
задание

Дата проведения

предметные
умения (освоение предметных
знаний)

универсальные
учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вселенная, время, календарь (15 ч)

1

Мы – союз народов
России
(открытие новых
знаний)

1

Создать условия: для ознакомления учащихся
с учебником, рабочей тетрадью;
формирования представлений
о многообразии субъектов Российской Федерации – республиках, краях, областях, городах федерального значения; углубления знаний о разнообразии народов

Научатся: называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; находить и показывать субъект на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности. Получат возможность научиться:

Познавательные:

умеют ориентироваться в учебнике, находят и выделяют
необходимую информацию;
соотносят святыни России
и своего края с традиционными религиями.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события и поступки.


Фронтальный опрос

Исследование политических карт
России
и мира. Творческая работа – подборка фотографий
Москвы
и Петербурга, как городов
особого
федераль- ного значения

Учебник (уч.),
ч. 1,

с. 4–7. Рабочая тетрадь
(р. т.),
ч. 1,

№ 1, 5, с. 3–5


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве

определять самое привлекательное
в культуре народа,
к которому принадлежит каждый
из учащихся класса

Личностные:

понимают значение русского языка как государственного языка РФ; осознают важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей





2

Мы – жители Вселенной Проект «Солнечная система»

1

Создать условия: для формирования представлений о строении Вселенной;
о планетах и порядке их расположения в Солнечной системе

Научатся: рассказывать о строении Вселен ной; называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы; перечислять небесные тела в порядке увеличе -ния их размеров.

Получат возможность научиться: определять небесные тела по описанию;

Познавательные:

находят и выделяют необходимую информацию, самостоятельно ориентируются в учебнике; понимают зависимость осенних изменений в неживой природе от положения
земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности.

Регулятивные:

осуществляют самопроверку; сравнивают свои ответы
с тем, что изображено
на фотографиях учебника
(с образцом).

Коммуникативные:

оформляют свои мысли
в устной речи (составляют


Проект «Солнечная сис-тема»

Уч.,
с. 8–11.

Р. т.,
№ 1, с. 6




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





анализировать схему в учебнике; рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве

рассказ по картинкам).

Личностные:

осознают значимость зави-
симости жизни на Земле
от ее положения в Солнечной системе





3–4

Наш «космический корабль» –
Земля
Проект: «Океаны и материки».

Глобус. Компос.

2

Содействовать: формированию представлений
о горизонте, сторонах горизонта, компасе; изучению устройства компаса.

Создать условия: для отработки навыков определения сторон горизонта (действуя по инструкции)

Научатся: определять стороны горизонта; находить
на фотографиях
в учебнике и на местности линию горизонта; пользоваться компасом; находить на глобусе океаны и материки; определять их названия; находить на глобусе
нашу страну; определять материк,
на котором она
расположена

Познавательные:

умеют ориентироваться
в учебнике; находят необхо-
димую информацию.

Регулятивные:

осуществляют самопроверку; предлагают маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле

Фронтальный опрос

Творческая работа – рисунок «Земля – наш “косми-ческий корабль”».

Исследование «что
такое
компас
и глобус».

Проекты: «Океаны», «Материки»

Уч.,
с. 12–13.

Р. т.,

№ 1,

с. 8, проекты.

Уч.,

с. 14–15.

Р. т.,

№ 6,
с. 11




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5

Время
(открытие новых
знаний)

1

Создать условия: для формирования навыка определения времени (прошлое, настоящее, будущее);
изучения устройства часов и определения
по ним времени

Научатся: приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт.

Получат возможность научиться: перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; с помощью рисунков-символов обозначать настоящее, прошлое и будущее

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из текстов; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепочку рассуждений.

Регулятивные:

сравнивают свои ответы
с тем, что изображено
на фотографиях учебника
(с образцом).

Коммуникативные:

умеют в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывают свою точку зрения; вступают в беседу
с одноклассниками.

Личностные:

осознают образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; понимают значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира

Фронтальный опрос

Исследование «как
работают часы». творческое задание по определению времени

Уч.,

с. 16–19.

Р. т.,

№ 1,

с. 12




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6

Сутки
и неделя
Проект «Моя
неделя»

1

Создать условия: для формирования представлений о связи естественных
единиц измерения времени
«сутки», «неделя»
с движением
Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи

Научатся: давать научное объяснение смены дня
и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени – сутки
и неделю.

Получат возможность научиться: определять количество дней в неделе; называть дни недели, выстраивать их последовательность; находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи; писать рассказ об интересном событии

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Регулятивные:

умеют работать по предло-
женному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь, дополнительные источники).

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события и поступки.

Личностные:

осознают образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего

Индивидуальные задания

Творческая работа – рисунок, объясняющий смену дня
и ночи, рассказ «Воскресный день».

Проект «Моя
неделя»

Уч.,

с. 20–23.

Р. т.,

№ 1, 2, 5, с. 14–
17, проект,
с. 16–17




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





в семье, происходившем в воскресенье






7

Месяц и год

Проект «Изменение облика Луны».

1

Создать условия: для формирования представлений о связи естественных
единиц измерения времени
«месяц» и «год»
с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца

Научатся: давать научное объяснение изменению внешнего виды
Луны в течение
месяца, используя схему; выстраивать правильную последовательность месяцев
года.

Получат возможность научиться: старинному способу определения
количества дней
в каждом месяце

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из учебника;
дополняют и расширяют
имеющиеся знания и представления о единице измерения времени «месяц».

Регулятивные:

умеют работать по предло-
женному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь, дополнительные источники).

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказы-вают свою точку зрения
на события и поступки.

Личностные:

осознают важность наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны
на ночном небе, за сменой

Текущий контроль

Проект «Изменение облика Луны».творческая работа – рисунок (Луна, месяц, год изображены в виде сказочных персонажей)

Уч.,

с. 24–27.

Р. т.,

№ 1, 2,
с. 18, проект




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






времен года; развивают творческое воображение в процессе наблюдения за природой
в течение года





8

Времена
года (комплексное
применение новых
знаний)

1

Создать условия: для формирования умений устанавливать по схеме связь сезонных изменений
в природе с движением Земли вокруг Солнца
и наклоном земной оси; выяснения причины смены времён года

Научатся: объяснять причину смены времен года
с помощью схемы; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года; перечислять времена года
в правильной последовательности; называть (опираясь на годовой круг в учебнике)
месяцы каждого
сезона; понимать условность начала перечисления времен года при
неизменности их следования друг

Познавательные:

придумывают сказочное объяснение смены времён года, иллюстрируют его рисунком; инсценируют мини-спектакли о жизни природы в разные
времена года; наблюдают
и определяют реальную длительность сезонов своего края; выявляют среди них специфические сезонные явления; подбирают в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют


Исследование – схема
смены времён
года. творческая работа – рисунок (сказка «Смена времён года»)

Уч.,

с. 28–31.

Р. т.,

№ 2, 3,
с. 20–21




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





за другом в годовом круге

свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

понимают важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца





9–
10

Погода

(открытие новых
знаний)

2

Создать условия: для формирования умений
конструировать определение по-нятия «погода»;

различать виды термометров
и пользоваться

каждым из них

Научатся: измерять температуру; записывать показания термометра; узнавать явления погоды по фото-графиям в рабочей тетради

Познавательные:

наблюдают за погодой,
за изменениями в окружающем мире.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

умеют работать в группе, выполняя доброе дело на общую пользу и радость (вежливо обратиться за советом и помощью, попросить поделиться
необходимым материалом,
поблагодарить за помощь
и предложить свои услуги); определяют подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества.

Текущий контроль

Исследование – виды термометров, правила пользования ими

Уч.,

с. 32–33.

Р. т.,

№ 4,

с. 23.

Уч.,

с. 34–35. Р. т.,

№ 3,

с. 25




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






Личностные:

понимают необходимость
бережного и безопасного обращения с термометрами





11

Календарь – хранитель времени, страж
памяти
(комплексное применение новых
знаний)

1

Создать условия: для формирования умений
ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату
своего рождения и дни рождения своих близких

Научатся: пользоваться современным календарем; отличать старинные и современные календари

Познавательные:

сравнивают календари разных типов; обсуждают правила пользования ими; сравнивают даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях.

Регулятивные:

умеют работать по предло-
женному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь, дополнительные источники).

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказы-вают свою точку зрения на события и поступки.

Личностные:

понимают условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи

Фронтальный опрос


Уч.,

с. 36–39.

Р. т.,

№ 1, 3,
с. 26–27




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






с особенностями традиционной культуры; понимают,
что календарь – очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства,
религии разных народов мира; осознают необходимость уважать чужие традиции





12

Праздники для всех
Проект «Красный день кален-
даря»

1

Создать условия: для формирования умений кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных
в учебнике

Научатся: описывать празднование одного из праздников в своем городе (селе); иллюстрировать свой рассказ фотографиями
(компьютерной презентацией)

Познавательные:

определяют различие между
государственными праздниками России и международными праздниками.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

понимают важность праздников современного


Проект «Красный день кален-
даря»

Уч.,

с. 40–43. Р. т.,

№ 2,

с. 29




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожитель ства, особенностей этнической культуры и вероисповедания





13

Народный календарь

(открытие новых
знаний)

1

Способствовать: пониманию важности народного календаря как
сокровищницы опыта общения
народа с природой и сотрудничества с ней

Научатся: определять некоторые народные приметы
погоды своего края; наблюдать,
какие именно явления природы служат основой для народных примет на погоду; наблюдать за поведением животных,
изменениями
в мире растений
в помещении
и на улице, в не-живой природе.

Получат возмож -ность научиться: предполагать,

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из текста учебника; устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:

умеют работать по предло-
женному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь, дополнительные источники).

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

понимают важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с приро дой и сотрудничества с ней

Текущий контроль

Исследование – приметы народов моего края
о погоде. творческая работа – рисунок «Мой календарь
на необи-таемом острове»

Уч.,

с. 44–47.

Р. т.,

№ 2, 4,
с. 30–31




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для
народных примет на погоду






14

Экологический календарь проект – фото-рас-сказ «Экологический день»

1

Создать условия: для формирования понятия
об экологии как науке об охране природы.

Способствовать: ознакомлению
с экологическим календарем как проявлением
культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность
природы Земли

Научатся: определять экологические термины.

Получат возможность научиться: подбирать рисунки-символы к экологическому календарю; выражать свое отношение
к природе

Познавательные:

высказывают предположения о том, что такое экология;
находят в тексте учебника
определение экологии как науки; рассказывают по рисунку учебника о природе – нашем «зелёном доме»; выражают своё отношение к природе
в собственном рисунке.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

в сотрудничестве со взрослыми организуют праздники,
посвящённые экологическим дням (в течение года);

Индивидуальные задания

Творческая работа – рисунки
(символы экологических дней). проект – фото-рас-сказ «Экологический день»

Уч.,

с. 48–51.

Р. т.,

№ 3,

с. 33, проект,

с. 34–35.подго-
товиться к самосто-ятельной
работе




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






подготавливают фоторассказ об одном из экологических дней, проведенном в школе.

Личностные:

понимают задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимают экологический календарь как важное явление современной культуры





15

Повторение изученного по разделу «Вселенная, время, календарь»
Самосто-ятельная работа № 1

1

Создать условия: для проверки
усвоения изученного материала; анализа ошибок
и коррекции
знаний

Научатся: само-стоятельно применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы

Познавательные:

анализируют, сравнивают, группируют различные объекты, явления, факты; самостоятельно делают выводы.

Регулятивные:

оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Тестовые задания

Самосто-ятельная работа № 1





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






Личностные:

проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения





Осень (17 ч)

16

Анализ
и работа над ошибками. Осенние месяцы

Проект «Мой
город
осенью»

1

Создать условия: для формирования представлений о народных названиях осенних месяцев; ознакомления со старинными осенними праздниками народов России, с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия в культуре
разных народов России, в том
числе народов родного края

Научатся: находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев.

Получат возможность научиться: соотносить при-знаки осени в живой и неживой
природе

Познавательные:

используют разнообразные источники информации;
описывают красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка.

Регулятивные:

оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

проявляют заботу друг о друге в совместном сезонном
посильном труде.

Личностные:

осваивают личностный смысл учения

Фронтальный опрос

Анализ
самосто-ятельной работы.

Проект «Мой
город
осенью»

Уч.,

с. 54–57.

Р. т.,

№ 4, 5,
с. 37




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

17

Осень
в неживой природе

(комплексное применение новых знаний)

1

Создать условия: для формирования представлений об осенних явлениях в неживой природе, дне осеннего равноденствия, особенностях ранней
и поздней осени

Научатся: понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной
поверхности
по отношению
к Солнцу и от характера ее освещенности; определять названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе
(иней, заморозки,

моросящие затяжные дожди, туманы и др.).

Получат возможность научиться: наблюдать за изменениями погоды



Познавательные:

сопоставляют и отбирают информацию, полученную
из различных источников;
самостоятельно делают выводы; наблюдают за погодой осенью, фиксируют результаты наблюдения в таблицах, сравнивают их, делают выводы
об изменении погоды в течение осени.

Регулятивные:

оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения

Текущий контроль

Исследование – наблюдение за погодой
осенью

Уч.,

с. 58–61.

Р. т.,

№ 4,

с. 38–39


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

18

Народные праздники
в пору осеннего равноденствия

(открытие новых
знаний)

1

Способствовать: ознакомлению учащихся с народными праздниками земледельцев, охотников и оленеводов; пониманию связи народных праздников
с сезонными
изменениями
в природе

Научатся: различать в обрядах и обычаях осеннего равноденствия
особенности, характерные для быта и хозяйствен ной жизни земле дельцев, охотни ков, ското-водов.

Получат возможность научиться: определять общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определять их главный нравственный смысл – благодарность природе

Познавательные:

находят необходимую информацию в разных источниках; строят логическую цепочку
рассуждений, делают выводы.

Регулятивные:

умеют работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь, дополнительные источники).

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

понимают важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа
с природой и сотрудничества с ней

Текущий контроль

Проект «Кукла-зерну-шка»

Уч.,

с. 62–65.

Р. т.,

№ 2,

с. 40


19

Звездное
небо
осенью
проект «Созвездие»

1

Создать условия: для ознакомления с созвездиями Большая

Научатся: понимать, что звезды, как и Солнце, – сгустки раскаленных

Познавательные:

расширяют сведения о созвездиях, мифах, связанных
с ними.

Индивидуальные задания

Творческое задание – рисунок

Уч.,

с. 66–69.

Р. т.,

№ 2–4, с. 43–44




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




медведица
и Лебедь, с древнегреческими
мифами о них

газов; что
подразумевали под созвездиями древние и что
называют созвез-диями современные ученые.

Получат возможность познакомиться с созвездиями Большая медведица и Лебедь и мифами
о них

Регулятивные:

осуществляют самопроверку; предлагают маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле


Большой Медве-
дицы. исследование звёздного неба. проект «Созвездие»



20

Трава у нашего дома

(комплексное применение новых знаний)

1

Создать условия: для ознакомления учащихся
с наиболее рас-пространёнными травами: полынь, крапива, горец птичий (птичья гречишка), подорожник и другие, с их особенностя-

Научатся: рассказывать по своим
наблюдениям
о состоянии травянистых растений осенью; определять причины пожелтения травы осенью

Познавательные:

понимают зависимость
осенних изменений в живой природе; учатся распознавать травы с помощью атласа-определителя.

Регулятивные:

оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Защита проекта

Проект «Травянистое растение около
моего
дома»

Уч.,

с. 70–73.

Р. т.,

№ 1, 3–4,

с. 44–45




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




ми и значением для человека


Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения





21

Старинная женская
работа
(открытие новых
знаний)

1

Способствовать: ознакомлению
с важнейшим
старинным жен-ским трудом – работой со льном, его значением
в жизни народов России

Научатся: называть последовательность трудовых операций в работе со льном; называть известные
ткани и описывать словами те из них, которые понравились (какая это ткань: плотная, гладкая, прозрачная, теплая, грубая)

Познавательные:

находят и выделяют необходимую информацию из учебника; строят логическую цепочку рассуждений.

Регулятивные: определяют
самостоятельно критерии оценивания, дают самооценку.

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события и поступки; умеют работать в группе.

Защита проекта


Уч.,

с. 74–77. Р. т.,

№ 2,
с. 46




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






Личностные:

осваивают личностный смысл учения





22

Деревья
и кустарники осенью

(комплексное применение новых знаний)

1

Способствовать: дальнейшему
ознакомлению
с наиболее часто встречающимися деревьями, кустарниками и вечнозелеными хвойными растениями средней полосы

Научатся: сравнивать осеннюю окраску листьев
деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам), состояние лиственных и хвойных растений осенью.

Получат возможность научиться: понимать причины листопада

Познавательные:

владеют логическими дейст-виями сравнения, анализа, классификации по признакам; продолжают развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой.

Регулятивные:

осуществляют самопроверку.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле

Текущий контроль

Исследование – наблю-
дение
за растениями осенью

Уч.,

с. 78–81.

Р. т.,

№ 2–4,
с. 49


23

Чудесные цветники осенью «Растение осеннего цветника»

1

Способствовать: ознакомлению
с растениями

Научатся: определять изученные
растения на фото-

Познавательные:

ориентируются в учебнике
и атласе-определителе.

Фронтальный опрос

Проект «Растение осеннего цветника»

Уч.,

с. 82–85.

Р. т.,




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


(комплексное применение новых знаний)


цветников, клумб, цветущими осенью

графиях, в рисунках и в природе;
понимать, что
выращивание
цветов – большой труд на радость
людям

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события и поступки; умеют работать в паре.

Личностные:

осваивают личностный смысл учения



№ 2–4,
с. 50–51


24

Грибы

(открытие новых
знаний)

1

Создать условия: для ознакомления с грибами как с особым царством живой природы; изучения строения гриба; определения съедобных и несъедобных грибов

Научатся: срав-
нивать грибы
по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике.

Получат возможность научиться: узнавать и рассказывать о строении гриба; устанавливать связи грибов с растениями
и животными

Познавательные:

осуществляют смысловое чтение; имеют представление
о царстве грибы.

Регулятивные:

оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют

Текущий контроль

Исследование «Съедобные
и несъедобные грибы»

Уч.,

с. 86–88.

Р. т.,

№ 4,
с. 53




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения





25

Шестиногие и восьминогие
Проекты: «Насекомые»,
«пауки»

1

Создать условия: для ознакомления
с насекомыми
и пауками, с эта-пами развития бабочки и стрекозы; определения отличия насекомых
от паукообразных

Научатся: узнавать изученных насекомых на рисунках; раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности насекомых; рассказывать о разнообразии насекомых.

Получат возможность научиться: описывать паука-крестовика и его сеть

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события и поступки; умеют работать в паре.

Личностные:

осваивают личностный смысл учения

Защита проекта

Проекты: «Насекомые»,
«пауки»

Уч.,

с. 90–93.

Р. т.,

№ 2, 4,
с. 55




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

26

Птичьи
секреты
Проект «Птицы моего
города»

1

Создать условия: для ознакомления с перелетными и зимующими
птицами

Научатся: определять причины,
по которым перелетные птицы
покидают родные края.

Получат возможность научиться: различать перелетных и зимующих птиц

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из учебника
и рассказа учителя; добывают новые знания.

Регулятивные:

осуществляют самопроверку.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к птицам

Защита проекта

Проект «Птицы моего
города»

Уч.,

с. 94–97.

Р. т.,

№ 3,

с. 57


27

Как разные животные готовятся
к зиме
(открытие новых
знаний)

1

Создать условия: для ознакомления с тем, как животные готовятся
к зиме

Научатся: уста-навливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных.

Получат возможность научиться: выявлять приспо-

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний; имеют представление о жизни животных в зимний период, понимают, как
животные готовятся к зиме
в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

Текущий контроль


Уч.,

с. 98–
100.

Р. т.,

№ 1,

с. 58




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





собительное значе-ние спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, слушают и понимают других, выска-
зывают свою точку зрения
на события и поступки; умеют работать в паре.

Личностные:

осваивают личностный смысл учения





28

Невидимые нити в осеннем лесу
(открытие новых
знаний)

1

Способствовать: выявлению взаимосвязей между растениями и животными в осеннем лесу

Научатся: рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу.

Получат возможность научиться: извлекать из текста и иллюстраций учебника инфор-
мацию о связях
в природе

Познавательные:

используют графическо-творческие средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

Регулятивные:

оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила

Фронтальный опрос


Уч.,

с. 102–
105.

Р. т.,

№ 1–3,
с. 60–61




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения





29

Осенний труд (комплексное
применение новых
знаний)

1

Способствовать: ознакомлению
с многообразием осенних работ
в городах и в сёлах в старину
и в настоящее
время

Научатся: проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома
и двора к зиме

Познавательные:

ориентируются в учебнике
и дополнительных информационных источниках; имеют представление о многообразии осенних работ в саду.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

понимают точку зрения другого; выполняют различные роли в группе, сотрудничают
в совместном решении проблемы (задачи).

Текущий контроль

Проект «Кукла-много-
ручка»

Уч.,

с. 106–
109.

Р. т.,

№ 2–3,
с. 62–63




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле





30

Будь здоров! Проект «Народная игра» (комплексное
применение новых
знаний)

1

Создать условия: для ознакомления с особеннос-тями здорового образа жизни в культуре народов родного края

Научатся: выполнять правила здорового образа жизни; объяснять товарищам правила одной-двух народных игр, подходящих для осени

Познавательные:

повторяют и расширяют полученные ранее сведения о правилах здорового образа жизни в осенний период.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

знают и умеют объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов родного края); умеют контро-лировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдают правила, предусмотренные игрой.

Личностные:

проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения

Защита проекта

Проект «Народная игра»

Уч.,

с. 110–
113.

Р. т.,

№ 3,

с. 65


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

31

Охрана природы осенью. Проект «Растения и животные Красной книги» (комплексное применение новых знаний)

1

Способствовать: ознакомлению
с правилами охраны природы при сборе даров осенью, с красной книгой, обращая внимание детей
на исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий
людей осенью

Научатся: правилам сбора грибов, ягод, орехов; правилам поведения по отношению
к перелетным и зимующим птицам,
к животным парка и леса в предзимнюю пору

Познавательные:

имеют представления о правилах охраны природы; умеют находить необходимую информацию; строят логическую цепочку рассуждений.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

понимают точку зрения другого; выполняют различные роли в группе, сотрудничают
в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле

Защита проекта

Проект «Растения и животные Красной книги»

Уч.,

с. 114–
117.

Р. т.,

№ 5,

с. 69. подго-
товиться к самосто-ятельной
работе


32

Повторение изученного
по разделу «Осень» Самостоятельная работа
№ 2

1

Создать условия: для проверки
усвоения мате-
риала по теме

Научатся: использовать полученные знания и умения при выполнении контрольных заданий; анализировать

Познавательные:

анализируют, сравнивают, группируют различные
объекты, явления, факты; самостоятельно делают
выводы.

Регулятивные:

оценивают правильность

Индивидуаль-ные
тесто- вые задания

Самостоятельная работа
№ 2





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


повторение и контроль)


«Осень»

допущенные ошибки
с целью их лик-
видации

выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения





Зима (14 ч)

33

Анализ
и работа над ошибками. Зимние месяцы Проект «Мой
город зимой»
(коррекция знаний

1

Создать условия: для формирования умений соотносить признаки зимы в природе
с особенностями жизни людей

Научатся: находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы, наблюдаемую на

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из текста; устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные:

оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.


Работа над ошиб-
ками

Анализ
самосто-ятельной работы. Проект «Мой
город зимой»

Уч.,

ч. 2,

с. 4–7.
Р. т.,

ч. 2,

№ 4, 5,
с. 4–5




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


и умений; комплексное применение новых
знаний)



улице или отображенную в произведениях искусства,
с использованием выразительных средств родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения





34

Зима – время науки
и сказок
(комплексное применение новых знаний)

1

Способствовать: ознакомлению
с некоторыми
зимними народными приметами на погоду; формированию умений объяснить, чему учат народные сказки

Научатся: рассказывать о персонажах картин
А. И. Морозова
и братьев-худож-
ников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений;
выделять из лите- ратурного произведения



Познавательные:

владеют логическими дейст-виями сравнения, анализа, обобщения по определенным признакам.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.


Текущий контроль

Творческая работа – рисунок к сказке про животных, посло-
вица
к сказке

Уч.,

с. 8–11.

Р. т.,

№ 3–4, с. 6–7


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





несколько зимних народных примет на погоду; объяснять, чему учат сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость

Коммуникативные:

понимают точку зрения другого; выполняют различные роли в группе, осуществляют сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные:

осваивают личностный смысл учения; ценят и понимают через сказку следующие базовые ценности: «добро», «мир»,
«красота», «желание понимать друг друга»





35

Зима в неживой природе (комплексное
применение новых
знаний)

1

Создать условия: для формирования понятий
о зимних природных явлениях
(снежный покров, лед на водоемах, снегопад,
метель, изморозь, гололедица);
о зимнем солнце-стоянии.

Пронаблюдать
за формой снежи-

Научатся: обобщать и систематизировать наблюдения за зимними природными явлениями, за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды)

Познавательные:

обобщают и систематизируют наблюдения за зимними природными явлениями.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события и поступки; умеют работать в паре.

Текущий контроль

Исследование – наблю-
дение
за погодой зимой

Уч.,

с. 12–15.

Р. т.,

№ 4,

с. 8–9




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




нок (подготовка
к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды)


Личностные:

осваивают личностный смысл учения





36

Звездное небо зимой
(открытие новых
знаний)

1

Создать условия: для дальнейшего ознакомления
с картой звёздного неба

Научатся: ориентироваться по Полярной звезде, определять созвездия Малая Медведица и Орион

Познавательные:

умеют находить необходимую информацию; делать элементарные сравнения.

Регулятивные:

осуществляют самопроверку; предлагают маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле

Индивидуальные задания

Творческое задание – сказка-рисунок о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. исследо-вание звёздного неба

Уч.,

с. 16–19.

Р. т.,

№ 2, 5,
с. 10–11




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

37

Зима в мире растений (комплексное применение новых знаний)

1

Способствовать: формированию представлений
о жизни растений в зимнее время; ознакомлению со способами определения пород деревьев
зимой по силуэтам и плодам

Научатся: определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам,
соотносить зимние погодные явления и состояние природы зимой

Познавательные:

имеют представление о раз-личных деревьях.

Регулятивные:

осуществляют самопроверку.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле

Фронтальный опрос

Исследование – наблю-
дение
и определение растений в зимнем наряде; творческая работа – рисунок этих растений

Уч.,

с. 20–23.

Р. т.,

№ 4,
с. 13


38

Зимние праздники. Проект «Зимние праздники».

(комплексное применение новых знаний)

1

Создать условия: для ознакомления с особенностями народных обычаев рождественского праздника в разных странах, обычаем украшать ель

Научатся: разбирать схему изготовления ёлочной игрушки и сделают её своими
руками

Познавательные:

умеют находить необходимую информацию; подводят итоги урока по вопросам учебника.

Регулятивные:

умеют работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь, дополнительные источники).

Индивидуальные задания

Проект «Зимние празд-
ники». творческая работа – изготовление новогодних игрушек

Уч.,

с. 24–27.

Р. т.,

№ 4,

с. 15




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

понимают важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа
с природой и сотрудничества с ней





39

Растения
в домашней аптечке
(открытие новых
знаний)

1

Способствовать: ознакомлению
с лекарственными растениями
в домашней аптечке (привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях)

Научатся: называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения, определять,
какие лекарственные растения должны быть в домашней аптечке

Познавательные:

расширяют сведения о лекарственных растениях и их свойствах; сроят логическую цепочку рассуждений.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события и поступки; умеют работать в паре.

Индивидуаль- ные задания

Исследование
«Лекар- ственные растения»: какие части используются для лечения

Уч.,

с. 28–31. Р. т.,

№ 3,

с. 17




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






Личностные:

осваивают личностный смысл учения





40

Зимняя жизнь птиц и зверей. Проект «Жизнь птиц
зимой»
(открытие новых
знаний)

1

Создать условия: для понимания
того, что зимой жизнь животных полностью не замирает; ознакомления с животными и птицами,
занесёнными
в Красную книгу.

Способствовать: стремлению помочь животным и птицам пережить зиму

Научатся: определять невидимые связи между растительным и животным миром; помогать птицам и животным в холодное время года

Познавательные:

знакомятся с образом жизни
и питания зимующих птиц; формируют знания о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

Регулятивные:

осуществляют самопроверку.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к птицам и зверям

Текущий контроль

Проект «Жизнь птиц
зимой»

Уч.,

с. 32–35.

Р. т.,

№ 2–3, с. 18–19


41

Невидимые нити в зимнем лесу
(открытие новых знаний)

1

Способствовать: формированию
знаний о взаимо-связях между растениями и животными

Научатся: оформлять невидимые
связи животного
и растительного
мира; определять

Познавательные:

знакомятся с взаимосвязями между растениями и живот-
ными в зимнем лесу; учатся приводить примеры невиди- мых нитей в зимнем лесу.

Защита проекта


Уч.,

с. 36–39.

Р. т.,

№ 1,

с. 20




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




в природе; содействовать выявлению этих связей в зимнем лесу на конкретных примерах

по внешнему
виду охраняемых животных

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

понимают точку зрения другого; выполняют различные роли в группе, сотрудничают
в совместном решении
проблемы (задачи).

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле





42

В феврале зима с весной встречается впервой (открытие новых
знаний)

1

Создать условия: для ознакомления с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов
мира, которые приходятся
на февраль

Научатся: народным веселым забавам для сверстников, проводимым во время масле-ничного гулянья по традициям
родного края.

Получат возможность узнать,
что по старинному



Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний; находят необходимую информацию из дополнительных источников.

Регулятивные:

умеют работать по предло-
женному плану, используя
необходимые средства (учебник, тетрадь, дополнительные источники).

Индивидуальные твор-ческие задания

Творческая работа – рассказ и рисунок
о феврале, рисунок или фото зимнего праздни-

Уч.,

с. 40–43.

Р. т.,

№ 1,
3, 4,
с. 22–23


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

понимают важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа
с природой и сотрудничества с ней


ка по ста-ринному календарю народа родного края



43

Зимний труд (комплексное
применение новых
знаний)

1

Способствовать: ознакомлению
со старинной
традицией зимних посиделок,
сочетающих труд и развлечения; формированию представления
о том, как
в современной жизни зимой
люди заботятся
о сохранности
урожая, растени- ях, животных
и родном доме

Научатся: понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; определять особенности ухода зимой
за растениями
и животными.

Получат возможность научиться: выращивать в домашних условиях

Познавательные:

умеют находить необходимую информацию; расширяют
сведения о старинных тради-циях – зимних посиделках,
сочетающих труд и развлечения; строят логическую цепочку рассуждений.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

понимают точку зрения другого; выполняют различные роли в группе, сотрудничают
в совместном решении

Текущий контроль


Уч.,

с. 44–47.

Р. т.,

№ 4,

с. 25




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





один-два вита-
минных растения
для поддержания здоровья в зимнее время

проблемы (задачи).

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле





44

Будь здоров! Проект «Зимние народные
игры» (комплексное
применение новых
знаний)

1

Создать условия: для ознакомления с правилами здорового образа жизни в зимний период.

Способствовать: приобщению учащихся к игровой культуре народов России; развитию в ходе игры навыков благо-
желательного отношения друг
к другу

Научатся: соблюдать правила здорового и безопасного образа жизни
в зимний период

Познавательные:

перерабатывают полученную информацию; делают выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные:

выполняют учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные:

знают и умеют объяснить
товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры
народов родного края); умеют контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдают правила, предусмотренные игрой.

Защита проекта

Презен-
тация «Если
хочешь быть здоров».
Проект «Зимние народные
игры»

Уч.,

с. 48–51.

Р. т.,

№ 3,

с. 27




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






Личностные:

проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения





45

Охрана природы зимой (комплексное применение новых
знаний)

1

Создать условия: для развития эстетического чувства при восприятии красоты зимней природы.

Продолжить изучение страниц Красной книги

Научатся: соблюдать правила охраны природы зимой; защищать
и охранять
природу

Познавательные:

соблюдают правила сохранения чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу – не оставляют после себя мусора; изготавливают простейшие кормушки для птиц; знают особенности жизни
зимой 2–3 диких животных.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные: понимают точку зрения другого; выполняют различные роли
в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи).

Текущий контроль

Проекты: «Животные
Красной книги», «Моя зимняя про-гулка»

Уч.,

с. 52–55.

Р. т.,

№ 5,

с. 29;
№ 2,
с. 30–31.

подготовиться
к само-стоятельной
работе




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле





46

Повторение изученного
по разделу «Зима» Самосто-ятельная работа
№ 3
(повторение и контроль)

1

Создать условия: для проверки уровня усвоения материала по теме «Зима»

Научатся: применять знания и умения при выполнении самостоятельной работы

Познавательные:

анализируют, сравнивают, группируют различные объекты, явления, факты; самостоятельно делают выводы.

Регулятивные:

оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения

Тестовые задания

Самосто-ятельная работа
№ 3





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Весна и лето (16 ч)

47

Анализ
и работа над ошибками. Весенние месяцы. Проект «Мой
город
весной» (коррекция знаний
и умений; комплексное применение новых
знаний)

1

Способствовать: формированию умения определять признаки
весны в природе и соотносить
с особенностями жизни людей
весной

Научатся: находить признаки весенних явлений природы с указанием на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы, наблюдаемую
на улицах или
отображенную
в произведениях искусства, с использованием выразительных средств русского языка.

Получат возможность научиться: проводить наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления этих

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний; извлекают необходимую информацию из учебника; строят логическую цепочку рассуждений.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

понимают точку зрения другого; выполняют различные роли в группе, сотрудничают
в совместном решении
проблемы (задачи).

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле

Фронтальный опрос

Анализ
самосто-ятельной работы.

Проект «Мой
город
весной»

Уч.,

с. 58–61.

Р. т.,

№ 3,

с. 33




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





результатов с результатами пред-стоящих наблюдений 6 мая






48

Весна в неживой природе (комплексное применение новых знаний)

1

Способствовать: изучению сезонных изменений
в неживой природе (таяние снега, ледоход, половодье и т. д.)

Научатся: понимать причины потепления весной; проводить наблюдения за погодой; усвоят дату весеннего равноденствия и основные
весенние природные явления

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из учебника;
строят логическую цепочку
рассуждений.

Регулятивные:

оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения






Защита проекта

Исследование – наблю-
дение
за погодой весной

Уч.,

с. 62–65.

Р. т.,

№ 4,

с. 34–35


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

49

Весна –
утро года. Проект «Весенняя
птичка».
(комплексное применение новых знаний)

1

Создать условия: для формирования образа весны в мире природы и людей как поры обновления жизни

Научатся: объяснять, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; определять общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней
Руси и празднова нии нового года
у нанайцев в пору весеннего равноденствия.

Получат возможность научиться: изготовлять игрушечную птицу
в любой технике
и из любого материала (по выбору)

Познавательные:

самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; строят логическую цепочку рассуждений, делают собственные выводы.

Регулятивные:

умеют работать по предло-
женному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь, дополнительные источники).

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

понимают важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа
с природой и сотрудничества с ней

Защита проекта

Проект «Весенняя
птичка». Творческая работа – рисунок или фото весеннего праздника по старинному календарю народа родного края

Уч.,

с. 66–69.

Р. т.,

№ 4–5,
с. 37


50

Звездное
небо весной

(открытие новых знаний)

1

Создать условия: для дальнейшего знакомства со строением Вселенной;

Научатся: определять положение весной созвездий Большая Медведица, Малая

Познавательные:

имеют представление о ра-
сположении изучаемых созвездий на небосклоне весной.

Текущий конт- роль

Исследование – созвездия и звёзды на

Уч.,

с. 70–73.

Р. т., № 2–4, с. 38–39




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




рассматривания
на небе изученных созвездий

Медведица; находить
созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе

Регулятивные:

осуществляют самопроверку; предлагают маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле


весеннем небе. творческое задание – рисунок и рассказ или сказка о созвездии



51

Весеннее пробуждение растений. Проект «Расцветающее растение» (комплексное
применение новых
знаний)

1

Создать условия: для обобщения
и расширения
сведений о раннецветущих травянистых растениях, цветении
деревьев

Научатся: определять причины,
по которым ран-нецветущие растения зацветают первыми; любоваться первоцветами, понимать важность и необходимость

Познавательные:

самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Регулятивные:

осуществляют самопроверку.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила

Защита проекта

Проект «Расцветающее растение»

Уч.,

с. 74–77.

Р. т.,

№ 4–7,
с. 42–43




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





бережного к ним отношения

речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к растениям





52

Чудесные цветники весной
(комплексное применение новых знаний)

1

Создать условия: для ознакомления с культурными растениями
весеннего цветника, мифами и легендами о цветах

Научатся: определять названия культурных растений
весенних цветников, находить их
в атласе-опреде-
лителе

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из учебника
и атласа-определителя; имеют представление о культурных цветочных растениях.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события и поступки; умеют работать в паре.

Личностные:

осваивают личностный смысл учения

Защита проекта

Проект «Чудесные цветники весной»

Уч.,

с. 78–81.

Р. т.,

№ 1,
3, 4,
с. 44–45




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

53

Весна в мире насекомых (открытие новых
знаний)

1

Создать условия: для формирования представлений о пробуждении насекомых весной

Научатся: любоваться красотой
бабочек, а не ловить их; определять, в чём полезность пчел, ос,
шмелей и муравьев, в чём состоит взаимосвязь насекомых и птиц

Познавательные:

дополняют и расширяют имеющиеся знания о насекомых.

Регулятивные:

осуществляют самопроверку.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к насекомым

Фронтальный опрос

Исследование – наблю-
дение
за миром насекомых
весной

Уч.,

с. 82–85.

Р. т.,

№ 1–2,
с. 46


54

Весна в мире птиц
и зверей. Проект «Жизнь птиц

моего
города весной»

(открытие новых
знаний)

1

Способствовать: формированию представлений
о весеннем поведении птиц и зверей: возвращение перелётных птиц, пробуждение зверей, впадавших в зимнюю спячку

Научатся: опре-
делять, какие изменения в жизни птиц и зверей происходят весной; осознавать важность и необходимость бережного отношения к птицам и зверям

Познавательные:

знают о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

Регулятивные:

осуществляют самопроверку.

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Защита проекта

Проект «Жизнь птиц

моего
города весной»

Уч.,

с. 86–89.

Р. т.,

№ 2, 4,
с. 48–49




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к птицам и зверям





55

56

Невидимые нити в весеннем лесу (открытие новых
знаний)
.

Экскурсия в весенний лес.

2

Создать условия: для формирования знаний о связях в природе;
выявления этих связей в весеннем лесу на конкретных примерах

Научатся: определять по внешнему виду охраняемых животных; определять взаимосвязи между растениями
и животными
в весеннем лесу; приводить примеры невидимых
нитей в весеннем лесу

Познавательные:

перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

понимают точку зрения другого; выполняют различные роли в группе, сотрудничают
в совместном решении
проблемы (задачи).

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле

Индивидуальные задания

Творческая работа – рассказ о ку-кушке

Уч.,

с. 90–93.

Р. т.,

№ 1, 4,
с. 50–51


57

58


Весенний труд (комплексное
применение

2

Создать условия: для ознакомления с видами
старинной жен- ской и мужской

Научатся: различать особенности весеннего труда
у женщин и муж-

Познавательные:

имеют представление о весенних формах работы в огороде и в саду; умеют находить

Индивидуальные задания

Творческая работа – фото
или рису- нок

Уч.,

с. 94–97.

Р. т.,

№ 1, 4, с. 52–53




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


новых
знаний)

Экскурсия в поле, на луг.



работы весной;
сопоставления их
с современными видами весенних работ в селе и городе, в садах,
огородах, поле

чин в старину; объяснять значение пословиц:
«Весенний день год кормит», «Кто спит весною,
плачет зимою»

необходимую информацию в учебнике и перерабатывать ее.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

понимают точку зрения другого; выполняют различные роли в группе, сотрудничают
в совместном решении
проблемы (задачи).

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле


«Весенние
работы
в моей
семье»



59

Старинные весенние праздники

(открытие новых
знаний)

1

Способствовать: формированию представлений
о традиции отношения к берёзе
в культуре разных народов России; определению нравственного смысла легенд

Научатся: выразительно произносить народные
благопожелания
детям в Вербное воскресенье
и молодоженам
на Пасхальной
неделе.


Познавательные:

перерабатывают полученную информацию; делают выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные:

умеют работать по предло-
женному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь, дополнительные источники).

Текущий контроль

Творческая работа – рисунок или фото весеннего праздника по старинному календа- рю народа

Уч.,

с. 98–
101.

Р. т.,

№ 4,

с. 55




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




и песен о берёзе в культуре разных народов

Получат возможность научиться: оформлять рамоч-ки для фотографий – своей
и друга

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

понимают важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа
с природой и сотрудничества с ней


родного края



60

Будь здоров! Проект «Весенние народные игры» (комплексное
применение новых
знаний)

1

Создать условия: для ознакомления с правилами здорового образа жизни в весенний период; приобщения учащихся к игровой культуре народов
России

Научатся: выполнять правила здорового и безопасного образа жизни
в весенний период

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний; выполняют правила здорового образа жизни
в весенний период.

Регулятивные:

выполняют учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные:

знают и умеют объяснить
товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника
и из репертуара игровой

Защита проекта

Проект «Весенние на-родные игры»

Уч.,

с. 102–
105.

Р. т.,

№ 3,

с. 57




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






культуры народов родного края); умеют контролировать
во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдают правила, предусмотренные игрой.

Личностные:

проявляют желание выполнять правила здорового
образа жизни





61

Охрана природы весной (комплексное
применение новых
знаний)

1

Способствовать: раскрытию роли природы в воспитании эстетических чувств;
формированию представлений об угрозе, исходящей от человека, природе и мерах по ее охране

Научатся: понимать, что природа – это источник красоты, здоровья, хорошего настроения; активно участвовать в охране
и защите природы родного края

Познавательные:

перерабатывают полученную информацию; сравнивают
и группируют факты
и явления.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

понимают точку зрения другого; выполняют различные
роли в группе, сотрудничают в совместном решении
проблемы (задачи).

Защита проектов

Проекты: «Грибы Красной книги», «Весенняя про-гулка»

Уч.,

с. 106–
109.

Р. т.,

№ 3,

с. 59, проект,
с. 60–61




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле





62

Лето красное (комплексное применение новых знаний)

1

Создать условия: для формирования навыка сравнения признаков лета в живой и неживой природе; развития эмоционально-ценностного отношения учащихся к при-роде и произведениям словесного
и изобразительного творчества

Научатся: описывать красоту летней природы, наблюдаемую на улицах или отобра-женную в произведениях искусства,
с использованием выразительных средств родного языка; называть черты в судьбе
и произведениях
художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся

Познавательные:

умеют находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев.

Регулятивные:

умеют работать по предло-
женному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь, дополнительные источники).

Коммуникативные:

отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

осваивают личностный смысл учения; умеют ценить и понимать следующие базовые ценности: «добро», «мир», «желание понимать друг друга»,
«терпение», «настоящий друг»

Индивидуальные задания

Исследование – наблю-
дение
за погодой летом.

Творческая работа – рисунок или фото «Мой
город
летом»

Уч.,

с. 110–
113.

Уч.,

№ 4,
5, 8,
с. 63–65


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

63

Летние праздники
и труд. Проект «Летняя прогулка»
(комплексное применение новых
знаний)

1

Создать условия: для ознакомления учащихся
с народными
обычаями летних старинных праздников; выявления их глубокого нравственного смысла, связанного с плодоносящей силой летней природы,
с трудом земледельцев и скотоводов

Научатся: разга-дывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; выразительно читать стихо-творение Л. Г. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека

Познавательные:

самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказов учителя и дополнительных источников).

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Коммуникативные:

понимают точку зрения другого; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные:

осознают важность и необхо-димость бережного отношения к Земле

Защита проекта

Проект «Летняя прогулка»

Уч.,

с. 114–
117.

Р. т.,

№ 3–4,
с. 67,
проект,
с. 68. подготовиться
к само-стоятельной
работе


64

Повторение изученного по разделу «Весна и лето» Самосто-ятельная работа
№ 4 (повто-
рение)

1

Создать условия: для проверки уровня усвоения знаний и умений по теме

Научатся: само-стоятельно выполнять задания, применяя знания и умения

Познавательные:

анализируют, сравнивают, группируют различные объек- ты, явления, факты; самостоятельно делают выводы.


Тестовые задания

Самосто-ятельная работа
№ 4





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






Регулятивные:

оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные:

проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения





Повторение (резервные уроки) (6 ч)

65

Контрольная работа по теме «Повторение изученного
за 2 класс»

(контроль)

1

Создать условия: для проверки уровня усвоения знаний и умений по теме

Научатся: само-стоятельно выполнять задания,
применяя знания и умения

Познавательные:

анализируют, сравнивают, группируют различные объекты, явления, факты; самостоятельно делают выводы.

Регулятивные:

определяют самостоятельно критерии оценивания, дают
самооценку.

Контрольная работа






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

66

Анализ и работа над ошибками
(коррекция знаний
и умений)

1

Создать условия: для формирования умения находить и исправлять свои ошибки

Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказы-вают свою точку зрения на события и поступки; умеют
работать в паре.

Личностные:

осваивают личностный смысл учения

Анализ кон-троль-ной работы




67–70

Повторение изученного (повторение)

4

Создать условия: для формирования умений подводить итоги изученной темы и предмета в целом; построения логической цепочки рассуждений

Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания

Текущий контроль




Текущий контроль








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!