№ п/п | Тема раздела примерной программы (ФГОС) Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Вид контроля, измерители | Требования к уровню подготовки обучающихся | Практическая часть программы | Характеристика деятельности обучающихся (УУД) |
Раздел 1. Прощание с летом (7 часов) |
1. | Своеобразие выразительных средств языка. Выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Г. Сапгир «Нарисованное солнце» | 1 | Чтение стихотворных произведений, декламация | | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей интонацией, тона, темпа, логического ударения | Заучивание стихотворения наизусть | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, формулировать главную мысль. Декламировать стихотворение. |
2-3 | Характеристика героев произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола). В. Драгунский «Англичанин Павля» | 2 | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Характер героев, поступки, мотивы, портрет. | Текущий Чтение стихотворения наизусть | Уметь соотносить понятия герой – персонаж – рассказ – автор | Работа в ТПО (тетради на печатной основе) | Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Формулировать главную мысль. |
4 | Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях. | 1 | Иллюстрация и её назначение, составление плана, подготовка к написанию по плану. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте. Характер героев. | Написание сочинения | Знать этапы подготовки к написанию сочинения | Составление письменных миниатюр Работа в ТПО | Передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства |
5 | Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» | 1 | Произведения современной отечественной, иллюстрация и её назначение, составление плана, подготовка к пересказу по плану. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте. Характер героев. | Текущий | Знать этапы подготовки к написанию сочинения | миниатюр Работа в ТПО | Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. |
6 | Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения. К. Бальмонт «Капля» Б. Заходер «Что красивее всего». | 1 | Чтение стихотворных произведений, декламация | Текущий Выразительное чтение | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей интонацией, тона, темпа, логического ударения | Заучивание стихотворения наизусть | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. |
7 | Выбор книг на основе рекомендованного списка. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Что я читал летом? | 1 | Самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворение, гипербола) для создания собственного анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании. | Текущий | Уметь подробно и выборочно пересказывать текст | | Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление. Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге. |
Раздел 2. Летние путешествия и приключения (19 часов) |
8 | Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Ю. Ким «Отважный охотник». | 1 | Определение главной мысли произведения. Декламация | Текущий Выразительное чтение | Уметь осознанно, правильно, выразительно читать подготовленный текст | Заучивание стихотворения наизусть | Характеризовать текст: определять тему, вычитывать текстовую информацию, определять главную мысль. Декламировать стихотворение. |
9-10 | Деление текста на части, составление плана в виде назывных предложений из текста. С. Голицын «Сорок изыскателей». | 2 | Произведения современной отечественной литературы, деление текста на части, составление плана. Цитатный план | Текущий Анализ текста, составление плана | Уметь делить текст на части, составлять цитатный план | Работа в ТПО, составление (цитатного) плана из предложений текста | Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. Составлять план текста. Пересказывать текст подробно и выборочно. |
11-12 | Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. С. Голицын «Сорок изыскателей». | 2 | Обучение работе над образом литературного героя: портрет, детали биографии. Черты личности, речь героя, отношение автора к герою, собственное отношение к герою. | Текущий Высказывание о героях | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Работа в ТПО | Находить в тексте материал для характеристики героя. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание |
13-14 | Деление текста на части, определение главной мысли, озаглавливание, составление плана в виде самостоятельно сформулированного высказывания. И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы». | 2 | Определение темы и главной мысли произведения. Развитие умения выделять ключевые слова в тексте, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли | Текущий Определение темы | Уметь определять тему и главную мысль | | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризовать текст. |
15-16 | Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Сопоставление поступков героев по аналогии. М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 2 | Произведения классиков детской литературы. Представление картин по ходу чтения, устное выражение представляемого. Высказывание оценочных суждений. Развитие умения выделять ключевые слова в тексте, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли, высказывание отношения к прочитанному. | Текущий Высказывание о герое Выборочный пересказ | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Работа в ТПО | Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно). Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. |
17 | Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь..М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении | Текущий Выборочный пересказ | Уметь подробно и выборочно пересказывать текст Уметь приводить примеры художественных произведений | Работа в ТПО | Находить в тексте материал для характеристики героя. Составлять план текста. Пересказывать текст подробно и выборочно. |
18-19 | Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Б. Емельянов «Игра». Жанр: рассказ. | 2 | Подготовка к пересказу. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте | Текущий | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении Уметь подробно и выборочно пересказывать текст | Работа в ТПО | Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). |
20 | Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. А. Гайдар «Тимур и его команда». | 1 | Произведения современной отечественной литературы. Целостное восприятие произведения. | Текущий Составление отзыва о прочитанном. | Уметь самостоятельно работать с книгой, анализировать текст | Составление устных рассказов о героях произведения | Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. Пересказывать текст подробно и выборочно. |
21 | Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст. К. Паустовский «Кот-ворюга». | 1 | Жанр: рассказ о животных. Высказывание оценочных суждений. Соотношение понятий герой – персонаж – рассказчик - автор | Текущий Пересказ | Уметь оценивать события, героев произведения. Знать понятия образ, автор. | Работа в ТПО | Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. |
22 | Передача содержания прочитанного с учетом специфики художественного текста. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. К. Паустовский «Кот-ворюга». | 1 | Пересказ текста. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте. Составление устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану. | Текущий | Уметь пересказывать текст | Составление устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, темпа и громкости речи | Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание. |
23 | Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. К. Паустовский «Жильцы старого дома» | 1 | Деление текста на смысловые части. Составление устных рассказов о героях произведений с использованием соотв. интонаций, тона, темпа, громкости речи. | Текущий Составление плана | Уметь пересказывать текст | | Читать осознанно, правильно, выразительно. Вести диалог с автором. Составлять план текста. |
24 | Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения, описание места действия. К. Паустовский «Жильцы старого дома» | 1 | Высказывание оценочных суждений | Текущий Составление устного текста | Уметь создавать устный рассказ на заданную тему | Составление устного рассказа об одном из жильцов старого дома | Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание. |
25 | Обобщение по разделам «Прощание с летом» «Летние приключения и путешествия» Проверочная работа № 1 | 1 | Комплексная работа над произведением. Соотнесение авторов, названий и героев произведений. | Тематический Проверочная работа | Знать названия, содержание изученных произведений | Проверочная работа | |
26 | Использование в письменной речи выразительных средств языка. Обучающее сочинение по теме «Самый счастливый день моего лета» | 1 | Обучение написанию сочинения | Текущий Написание сочинения | Знать этапы подготовки к написанию сочинения | Творческая работа | Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст (описание, отзыв). Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки. |
Раздел 3. Природа летом (9 часов) |
27 | Выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). С. Есенин «С добрым утром». | 1 | Чтение стихотворных произведений, декламация. Выделение языковых средств художественной выразительности. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте. Сравнения, олицетворения, эпитеты в художественном тексте. | Текущий Выразительное чтение | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей интонацией, тона, темпа, логического ударения | Заучивание стихотворения наизусть | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. |
28-29 | Определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению. А. Чехов «Степь». | 2 | Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте. Сравнения, олицетворения, эпитеты в художественном тексте. | Текущий Чтение наизусть | Уметь осознанно, правильно, выразительно читать подготовленный текст | Работа в ТПО | Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему. Декламировать отрывки прозы. |
30 | Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста. А. Толстой «Детство Никиты». | 1 | Понимание содержания художественного произведения: тема, последовательность событий, описание природы. | Текущий Выразительное чтение | Уметь видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения | | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. |
31 | Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры. А. Толстой «Детство Никиты». | 1 | Построение небольшого монологического высказывания о прочитанном. | Текущий Выразительное чтение | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. |
32 | Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей произведения. И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы». | 1 | Чтение стихотворных произведений, декламация. Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. | Текущий Выразительное чтение | Уметь видеть в произведении средства художественной выразительности | Заучивание стихотворения наизусть | Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, поэма, пьеса, стихотворение); передавать последовательность развития сюжета. Декламировать стихотворение, отрывки прозы. |
33 | Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст в виде ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. В. Бианки «Неслышимка» | 1 | Понимание содержания произведения - рассказа: тема, герои, последовательность событий, герои | Текущий Выборочное чтение | | Практическая работа по развитию читательских умений Работа в ТПО | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. |
34 | Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка. М. Пришвин «Золотой луг» | 1 | Понимание содержания произведения - рассказа: тема, последовательность событий, герои. Комплексная работа над произведением. | Выборочное чтение Тематический | Знать названия, содержание изученных произведений | Работа в ТПО | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. |
35 | Монологическое речевое высказывание небольшого объема в виде ответа на вопрос. Обобщение по разделу «Природа летом» Проверочная работа № 2 | 1 | Понимание содержания произведения - рассказа: тема, герои, последовательность событий, герои Комплексная работа над произведением. Соотнесение авторов, названий и героев произведений | Тематический Проверочная работа | Знать названия, содержание изученных произведений | Проверочная работа | |
Раздел 4. Уроки и переменки (13 часов) |
36 | Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста. Э. Успенский «Школа клоунов» | 1 | Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации и ключевым словам | Текущий Определение темы | Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному | | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. |
37 | Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры. Умение работать с разными видами информации. Э. Успенский «Школа клоунов» | 1 | Определение темы и главной мысли произведения, развитие связной речи | Текущий | Уметь высказывать оценочные суждения о произведении, аргументировать свое отношение к прочитанному | | Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. |
38 | Создание собственного текста на основе художественного произведения. Э. Успенский «Школа клоунов». Проектная работа «Школа моей мечты». | 1 | Определение темы и главной мысли произведения, развитие связной речи | Выборочное чтение | Уметь высказывать оценочные суждения о произведении, аргументировать свое отношение к прочитанному | Сочинение-фантазия на тему «Школа моей мечты» | Формулировать главную мысль. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. |
39 | Стихотворение – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Б. Заходер «Перемена». | 1 | Чтение стихотворных произведений, декламация | Текущий Выразительное чтение | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей интонацией, тона, темпа, логического ударения. | Заучивание стихотворения наизусть | Характеризовать особенности прослушанного произведения Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение Декламировать стихотворение. |
40 | Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств текста. Г. Куликов «Как я влиял на Севку». | 1 | Осознанное чтение текста художественного произведения. Обучение работе над образом литературного героя: портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою, собственное отношение к герою. | Текущий Чтение наизусть | Уметь самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям, ключевым словам | | Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему. Составление текста на основе отобранных языковых средств |
41 | Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения, описание места действия. Г. Куликов «Как я влиял на Севку» | 1 | Составление характеристик героев, анализ событий. Характеристика героя. Инсценирование текста. | Текущий | Уметь находить в тексте материал для характеристики героя | Инсценировка | Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Составление рассказа о герое по составленному плану |
42 | Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Б. Заходер «Вредный кот», Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» | 1 | Определение темы и главной мысли произведения. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Текущий Определение темы | Уметь осознанно, правильно, выразительно читать подготовленный текст | Заучивание стихотворения наизусть Озаглавить главы | Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию. Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. |
43 | Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Выявление авторского отношения к герою. Л. Гераскина «В стране невыученных уроков». | 1 | Составление плана, озаглавливание частей произведений. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте. Понимание содержания прочитанного, тема, главная мысль, события, их последовательность | Текущий Составление плана Пересказ | Уметь делить текст на смысловые части, составлять вопросы к прочитанному, составлять монологические высказывания с опорой на текст. Уметь подробно и выборочно пересказывать. | | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Вести диалог с автором по ходу чтения текста. Составлять план текста. Пересказывать текст художественного произведения: подробно и выборочно |
44 | Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст. Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» | 1 | | Текущий | Уметь составлять монологические высказывания с опорой на текст | | Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Конструировать устное монологическое высказывание |
45-46 | Стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Стихи Г. Остера, О. Григорьева о ребятах и секретах роста. «Витамин роста», «Кто прав», «После уроков». | 2 | Чтение стихотворных произведений, декламация. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Текущий Выразительное чтение | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Заучивание стихотворения наизусть | Характеризовать текст Вычитывать текстовую информацию. Декламировать стихотворение. |
47 | Обобщение по разделу «Уроки и переменки». Проверочная работа № 3 | 1 | Понимание содержания прочитанного, тема, главная мысль, события, их последовательность | Тематический Проверочная работа | Знать названия, содержание изученных произведений | Проверочная работа | |
48 | Основные темы детского чтения: юмористические произведения. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» | 1 | Построение небольшого монолога, высказывания о произведении. Высказывание отношения к прочитанному | Текущий Выборочное чтение | Уметь самостоятельно работать с книгой, анализировать текст | Работа с книгой | Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Конструировать устное монологическое высказывание. |
Раздел 5. «Глухая пора листопада…» (8 часов) |
49-50 | Стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). А. Пушкин «Осень», К. Бальмонт «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени…» | 2 | Чтение стихотворных произведений, декламация. Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. | Текущий Выразительное чтение | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Заучивание стихотворения наизусть | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. |
51 | Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Подробный пересказ текста. К. Паустовский «Мой дом». | 1 | Пересказ текста | Текущий Пересказ | Уметь пересказывать текст | Составление плана текста | Читать про себя: понимать текст, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Составлять план текста. Пересказывать текст подробно и выборочно. |
52 | Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом». | 1 | Чтение стихотворных произведений, декламация. Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. | Текущий Пересказ Выразительное чтение | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Заучивание стихотворения наизусть | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. |
53-54 | Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка. К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней». | 2 | Осознанное чтение текста художественной литературы Чтение стихотворных произведений, декламация | Текущий Чтение наизусть | Уметь читать осознанно текст художественного произведения | Заучивание фрагмента | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. |
55 | Обобщение по разделу. «Глухая пора листопада…».Проверочная работа № 4 | 1 | Различение жанров художественных произведений | Тематический Проверочная работа | Знать названия, содержание изученных произведений | Проверочная работа | |
56 | Типы книг (изданий): периодическая печать. Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Современные детские журналы. | 1 | Различение элементов книг, журналов | Текущий Опрос | Уметь самостоятельно работать с книгой, анализировать текст | Работа с книгой | Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление. Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге. |
Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» (18 часов) |
57 | Стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Г. Сапгир «Леса-чудеса», В. Берестов «Сказка». | 1 | Чтение стихотворных произведений, декламация. Развитие внимания к языку художественного произведения. Выделение языковых средств художественной выразительности. | Текущий Выразительное чтение | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Заучивание стихотворения наизусть | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. |
58 | Жанровое разнообразие произведений. Сказки (о животных). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). «Кот и лиса» (русская народная сказка. | 1 | Жанр: народная сказка, понимание содержания, осознанное выразительное чтение. | Текущий Пересказ | Знать особенности языка народных сказок. Уметь делить текст на части и озаглавливать части | Подготовка к инсценированию | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Составлять план текста. Пересказывать текст подробно и выборочно. |
59-60 | Жанровое разнообразие произведений. Сказки (бытовые). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). «Никита-кожемяка», «Как мужик гусей делил». | 2 | Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении | Текущий Пересказ | Уметь делить текст на части и озаглавливать части | Работа в ТПО | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Составлять план текста. Пересказывать текст подробно и выборочно. |
61-62 | Жанровое разнообразие произведений. Литературная (авторская) сказка. Художественные особенности сказок: лексика, композиция. Б. Гребенщиков «Город золотой», «Синдбад-мореход» (арабская сказка). | 2 | Чтение стихотворных произведений, декламация Озаглавливание частей текста | Текущий Выразительное чтение | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Заучивание стихотворения наизусть | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. |
63-64 | Произведения устного народного творчества классиков зарубежной литературы. Ш. Перро «Ослиная шкура». | 2 | Жанр: авторская сказка, понимание содержания, осознанное, выразительное чтение. Выделение в тексте ключевых слов. | Текущий Определение темы | Уметь находить в тексте ключевые слова | Работа в ТПО | Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Выделять ключевые слова текста. |
65-66 | Определение особенностей художественного текста. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | 2 | Жанр: авторская сказка, понимание содержания, осознанное, выразительное чтение. Выделение ключевых слов. Обучение пересказу | Текущий Выборочное чтение Пересказ | Уметь подробно и кратко пересказывать | Работа в ТПО | Читать про себя: понимать текст, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). Составлять план текста. Пересказывать текст кратко и выборочно. |
67-68 | Последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики, пересказ. А. Волков «Волшебник Изумрудного города». | 2 | Жанр: авторская сказка, понимание содержания, осознанное, выразительное чтение. Выделение ключевых слов. Выделение языковых средств художественной выразительности. | Текущий Чтение сказки | Уметь подробно и кратко пересказывать | Работа в ТПО Озаглавливание частей Завершение цитатного плана | Выделять ключевые слова текста (фрагмента). Составлять план текста. Пересказывать текст подробно и выборочно. |
69-70 | Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: драматизация; соблюдение этапности в выполнении действий. С.Маршак «Сказка про козла». | 2 | Жанр: пьеса, действующие лица. Выразительное чтение по ролям | Текущий Выразительное чтение | Уметь составлять план, читать по ролям. | Инсценировка Заучивание наизусть | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). |
71-72 | Различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). В. Высоцкий «Песня Кэрролла». Обобщение по разделу. Проверочная работа № 5 | 2 | Различение жанров художественных произведений | Тематический Проверочная работа | Знать названия, авторов, героев и содержание изученных произведений | Проверочная работа | |
73 | Произведения современной отечественной литературы. Основные темы детского чтения: произведения о добре и зле. Книги А. Волкова. | 1 | Формирование умения использовать выборочное чтение для подтверждения мысли | Текущий Выборочное чтение | Уметь самостоятельно работать с книгой, анализировать текст. Уметь высказывать оценочные суждения по прочитанному. | Работа с книгой | Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Конструировать устное монологическое высказывание. |
74 | Создание собственного текста на основе художественного произведения на основе личного опыта. | 1 | Виды сказок: бытовая, волшебная, анималистическая, богатырская. Обучение написанию сочинения. Составление плана сказки. Ключевые слова. | Текущий | Уметь писать сочинения на заданную тему. Знать языковые средства сказок. | Творческая работа | Иллюстрирование текста. Сочинять сказки. |
Раздел 7. «Поёт зима, аукает... ( 12часов) |
75 | Стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). С. Есенин «Поет зима, аукает…», «Пороша». | 1 | Чтение стихотворных произведений, декламация. Развитие внимания к авторскому слову в поэтическом тексте. | Текущий Выразительное чтение | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Заучивание стихотворения наизусть | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. |
76 | Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. К. Бальмонт «Снежинка», И.Бродский «Вечером». | 1 | Развитие внимания к авторскому слову в поэтическом тексте. Сравнения, олицетворения, эпитеты в художественном тексте. | Текущий Выразительное чтение | Уметь заучивать и выразительно читать стихотворения. Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов. | Заучивание стихотворения наизусть | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. |
77-78 | Стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Ю.Мориц «Настоящий секрет», А.Барто «В защиту Деда Мороза». | 2 | Чтение стихотворных произведений, мелодичность произведений. Выделение языковых средств художественной выразительности. | Текущий Выразительное чтение | Уметь заучивать и выразительно читать стихотворения. | Выразительное чтение | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. |
79 | Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. В. Драгунский « Кот в сапогах» | 1 | Понимание содержания произведения - рассказа: тема, герои, последовательность событий, герои | Текущий Выборочное чтение | Уметь составлять характеристику героя. Уметь осознанно читать текст. | Работа в ТПО | Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Находить в тексте материал для характеристики героя. |
80-81 | Стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Б.Пастернак «Снег идет», А. Башлачев «Рождественская», Д.Самойлов «Город зимний…». | 2 | Чтение стихотворных произведений, декламация, мелодичность произведений. Развитие внимания к авторскому слову в поэтическом тексте. Сравнения, олицетворения, эпитеты в художественном тексте. | Текущий Выразительное чтение | Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов. | Заучивание стихотворения наизусть | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. |
82-83 | Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. В. Бианки «По следам». | 2 | Понимание содержания прочитанного, тема, главная мысль, события, их последовательность. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте. | Текущий Пересказ | Уметь делить текст на части | Озаглавливание частей рассказа | Характеризовать текст: вычитывать текстовую информацию. Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно). Пересказывать текст подробно и выборочно. |
84 | Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Проверочная работа № 6 | 1 | Понимание содержания прочитанного, тема, главная мысль, события, их последовательность | Тематический Проверочная работа | Знать названия, авторов, героев и содержание изученных произведений | Проверочная работа | |
85 | Создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению. Обучающееся сочинение | 1 | Обучение написанию сочинения | Текущий | Уметь писать сочинение на выбранную тему | Творческая работа Работа в ТПО | Иллюстрирование текста. Сочинять рассказы. |
86 | Представленность разных видов книг: справочно-энциклопедическая литература. | 1 | Построение небольшого монолога, высказывания о произведении. Высказывание отношения к прочитанному. | Текущий Выборочное чтение Пересказ | Уметь пересказывать текст | Работа с книгой | Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Конструировать устное монологическое высказывание. |
Чтение 7 ч Раздел 8. Животные в нашем доме (9 часов) |
87 | Стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). В.Берестов «Прощание с другом», Г.Сапгира «Морская собака». | 1 | Чтение стихотворных произведений, декламация. Развитие внимания к авторскому слову в поэтическом тексте. | Текущий Выразительное чтение | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Заучивание стихотворения наизусть | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. |
88-89 | Освоение разных видов пересказа художественного текста: Подробный пересказ текста: деление текста на части, озаглавливание, составление плана в виде вопросов. Д.Мамин-Сибиряк «Медведко». | 2 | Деление текста на части, озаглавливание частей. | Текущий Пересказ текста | Уметь пересказывать текст | Пересказ текста от 3-го лица | Читать про себя: понимать текст, выделять в тексте логические части. Составлять план текста. Пересказывать текст подробно и выборочно. |
90-91 | Характеристика героев произведения с использованием художественно-выразительных средств текста. Сопоставление поступков героев по аналогии. Ю.Коринец «Там, вдали, за рекой». В.Драгунский «Дымка и Антон». | 2 | Умение находить в произведении слова, выражения, которые автор использует для описания или характеристики героев | Текущий | Уметь отвечать на вопросы к тексту | Работа в ТПО | Характеризовать текст. Выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы Вести диалог с автором по ходу чтения текста. |
92-93 | Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения, описание места действия. Ю.Коваль «Капитан Клюквин». | 2 | Деление текста на части, озаглавливание частей | Текущий Пересказ | Уметь делить текст на части и озаглавливать части | Пересказ | Читать про себя: понимать текст, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Пересказывать текст подробно и выборочно. |
94 | Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Ю. Мориц «Пони», «Любимые пони». | 1 | Формирование умения писать сочинение: обдумывание, формулирование главной темы | ТематическитйСочинение | Уметь писать сочинение на заданную тему | Сочинение | Декламировать стихотворение. Создавать (устно) рассказ характеристику героя, устное описание. Создавать письменный текст (описание, отзыв). |
95 | Обобщение по разделу «Животные в нашем доме». Проверочная работа № 7 | 1 | Знание авторов и героев произведения | Тематический | | Проверочная работа | |
Раздел 9. Мы с мамой и папой (12часов) |
96 | Стихотворная речь: выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой». | 1 | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворение с использованием соответствующей интонации, тона, темпа | Текущий | Уметь заучивать наизусть стихотворения и выразительно читать | Чтение наизусть | Характеризовать текст: определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). Декламировать стихотворение. |
97 | Характеристика героя произведения. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. В.Драгунский «…Бы»
| 1 | Обсуждение главной мысли произведения (коллективно, в парах, в группах, сначала с помощью учителя, затем самостоятельно): что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. | Текущий | Уметь отвечать на вопросы к тексту | | Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности художественного произведения. |
98 | Передача впечатлений от художественного произведения в рассказе рассуждении. Ю.Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А.Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном». | 1 | Умение заучивать наизусть небольшие отрывки прозы | Текущий | Уметь заучивать наизусть отрывки из прозы | Заучивание наизусть | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать отрывки прозы |
99-100 | Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст. Отражение основной мысли текста в высказывании. И.Дик «Красные яблоки». | 2 | Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. | Текщий контроль | Уметь писать сочинение на заданную тему | Сочинение-миниатюра | Декламировать стихотворение. Создавать (устно) рассказ-характеристику героя, устное описание. Создавать письменный текст (описание, отзыв). |
101-102 | Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. В. Драгунский «Девочка на шаре».
| 2 | Составление плана из предложений текста. Цитата Обучение работе над образом литературного героя | Текущий | Уметь составлять план | Составление цитатного плана | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Вести диалог с автором по ходу чтения текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). Составлять план текста. |
103 | Стихотворная речь: выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). С.Маршак «Хороший день». | 1 | Выразительное чтение с использованием соответствующей интонации, тона и темпа речи | Текущий | Уметь выразительно читать | Заучивание наизусть | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение |
104-105 | Знакомство с простейшими приемами анализа текста: установление причинно-следственных связей. Деление текста на части. В.Драгунский «Тайное всегда становится явным». | 2 | Самостоятельное деление текста на части и озаглавливание частей | Текущий | Уметь делить текст на части и составлять план текста | Составление плана текста | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). Составлять план текста. |
106 | Создание собственного текста на основе личного опыта. Сочинение о своей семье) | 1 | Высказывание своего отношения к написанному автором | Текущий Выборочное чтение Пересказ | Уметь самостоятельно находить произведения на заданную тему. Уметь пересказывать текст | Работа с книгой | Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Конструировать устное монологическое высказывание. |
107 | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 8. | 1 | Знание авторов и героев произведения | Тематический | | Проверочная работа | |
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...» (9 часов) |
108 | Последовательное воспроизведение эпизода по вопросам учителя с использованием специфической лексики для данного произведения. О. Мандельштам «Рояль» Отрывок из рассказа. И. Тургенева «Певцы» | 1 | Работа с текстом Кроссворд «Скрипичный ключ» | Текущий | Уметь выразительно читать | Работа в ТПО | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). |
109 | Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, установление последовательности событий. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 | Работа с текстом Прослушивание пьесы Э.Грига «Утро» | Текущий | Уметь выразительно читать художественное произведение, составлять план текста | Работа в ТПО | Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям Составлять план текста. |
110-111 | Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения, описание места действия. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 2 | Обучению выборочному пересказу Прослушивание музыки Э.Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» | Текущий | Уметь пересказывать текст | Работа в ТПО | Читать про себя. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). Пересказывать текст подробно и выборочно |
112-113 | Отбор и использование выразительных средств языка с учетом особенностей монологического высказывания. Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка» | 2 | Обучение выразительному чтению с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и логического ударения | Текущий | Уметь выразительно читать художественное произведение | | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи |
114-115 | Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. В. Драгунский «Независимый Горбушка» | 2 | Развитие умения находить в тексте ключевые слова | Текущий | Уметь находить ключевые слова | | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). |
116 | Создание собственного текста на основе личного опыта. Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу. | 1 | Формирование умения писать текст на заданную тему | Тематический | Знать авторов и героев произведения | Проверочная работа | Определять тему будущего письменного высказывания. Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки. |
Раздел 11. День смеха (4 часа) |
117 | Стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Г. Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса или Все наоборот» | 1 | Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения | Текущий | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение |
118 | Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». | 1 | Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения | Текущий | Уметь выразительно читать произведения | | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. |
119 | Основные темы детского чтения: юмористические произведения. Ю.Мориц «Малиновая кошка». Двустишия О. Григорьева. Обобщающий урок по теме.
| 1 | Высказывание своего отношения к написанному автором | Тематический | Уметь высказывать свое отношение к прочитанному | | Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Создавать (устно) рассказ-характеристику героя, устное описание. |
120 | Представленность разных видов книг: научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. | 1 | Самостоятельное нахождение произведения на заданную тему | Текущий | Уметь высказывать свое отношение к прочитанному | | Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Конструировать устное монологическое высказывание. |
Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...» (7 часов) |
121-122 | Определение значения в художественной речи средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. А. Макаревич «Снег», Ф.Тютчев «Еще земли печален вид…», А.Блок «Ветер принес издалека», Б.Окуджава «Весна» | 2 | Заучивание наизусть стихотворного произведения | Текущий | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение | | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение |
123-124 | Определение значения в художественной речи средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. В.Маяковский «Тучкины штучки», О.Мандельштам «Калоша», С.Черный «Зеленые стихи» | 2 | Заучивание наизусть стихотворного произведения | Текущий | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение | | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение |
125 | Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Глава «Весна» в произведении А.Толстого «Детство Никиты» | 1 | Обучение делению текста на части | Текущий | Уметь делить текст на части | Работа в ТПО | Выделять ключевые слова текста (фрагмента). Составлять план текста. Пересказывать текст подробно и выборочно. |
126 | Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение), рассказ на заданную тему. | 1 | Формирование умения писать на заданную тему | Тематический | Уметь писать сочинения на заданную тему | СочинениеОформление работы рисунком | Иллюстрирование текста. Сочинять рассказы. |
127 | Создание собственного текста на основе репродукций картин художников. Сочинение о весне. | 1 | Формирование умения писать на заданную тему | Тематический | Уметь писать сочинения на заданную тему | СочинениеОформление работы рисунком | Иллюстрирование текста. Сочинять рассказы. |
Раздел 13. День Победы (5 часов) |
128 | Определение значения в художественной речи средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. А. Ахматова «Памяти друга» | 1 | Формирование умения выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения | Текущий | Уметь выразительно читать | | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. |
129-130 | Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина». В. Драгунский «Арбузный переулок». Работа с текстом. | 2 | Работа с текстом | Текущий | Уметь выразительно читать художественный текст | | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Вести диалог с автором по ходу чтения текста. |
131 | Определение значения в художественной речи средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Стихи о войне В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Твардовского | 1 | Формирование умения выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения | Текущий | Уметь выразительно читать | | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение |
132 | Представленность разных видов книг: историческая, справочно- энциклопедическая литература. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». | 1 | Самостоятельный выбор книги на заданную тему | Текущий | Уметь пересказывать текст, создавать отзыв о прочитанном произведении | Пересказ Работа с книгой | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. Создавать отзыв о прочитанном с учетом особенностей слушателей. |
Раздел 14. Родная земля (4 часа) |
133 | Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Подробный пересказ текста. К. Паустовский «Бескорыстие» | 1 | Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения | Текущий | Уметь пересказывать текст | | Читать вслух Вести диалог с автором по ходу чтения текста. Составлять план текста. Пересказывать текст подробно и выборочно. |
134 | Понимание нравственного содержания прочитанного. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе. В. Бахаревский, Г. Цыферов «Дубёнка», Б. Окуджава «Песенка об Арбате». | 1 | Выразительное чтение с соответствующим тоном, темпом, громкостью чтения. | Текущий | Уметь выразительно читать художественные и стихотворные произведения | | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Вести диалог с автором по ходу чтения текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). |
135 | Отражение основной мысли текста в высказывании. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живет солнце?» | 1 | Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. | Тематический | Уметь выразительно читать художественные произведения | | Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. |
136 | Представленность разных видов книг: детские периодические издания (по выбору) | 1 | Формирование умения находить книги на заданную тему | Тематический | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном | | Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Конструировать устное монологическое высказывание. |