4 | 14.09 | Превращение энергии. Проверочная работа № 1. | Ком-бини-рован-ный урок. | Знакомство с понятиями «неистребимость энергии», «превращение энергии», «выделение тепла». Самостоятельная работа с текстом учебника. | Иметь представление о законе сохранения энергии, объяснять превращение энергии в тепло; приводить примеры движения под действием энергии; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к энергии. | Вычитывать из текста факту-альную информацию, подтек-стовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты; определять причины явлений, событий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
Раздел 2. «Живая оболочка планеты» (6 часов) |
5 | 17.21 | Где обитают живые организмы. | УОНМ | Знакомство с основными оболочками Земли, с понятием «биосфера» (живая оболочка Земли), распространением живых организмов в природе. | Называть основные оболочки Земли;приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; характеризовать место обитания живых организмов; объяснять необходимость бережного отношения к живым организмам и оболочкам планеты. | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану,сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
6 | 24.09 | Большой круговорот веществ. | УОНМ | Уточнение элементарных сведений о круговороте веществ, обсуждение в парах значения кислорода для дыхания живых организмов и человека. | Выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; называть звенья круговорота веществ; проводить наблюдения за растениями и животными; характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
7 | 28.09 | Живые участники круговорота веществ. | Ком-бини-рован-ный урок. | Знакомство учащихся с основными «профессиями» живых организмов и их взаимной зависимостью. Отработка умения выделять звенья круговорота веществ. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений; рассказывать о роли растений, грибов и животных в природе и жизни людей; характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
8 | 1.10 | Обмен веществ в организме. Горение и дыхание. Проверочная работа № 2. | Ком-бини-рован-ный урок. | Знакомство с понятиями: «обмен веществ», «дыхание», «питание»,«горение», «запасание энергии». Самостоятельная работа с текстом учебника. | Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами; объяснять значение кислорода для дыхания живых организмов и человека; выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой. | Вычитывать из текста фак-туальную информацию, под-текстовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты; определять причины явлений, событий. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. |
9 | 5.10 | Как живые организмы запасают энергию Солнца. | УОиСЗ | Уточнение представлений о Солнце, его значении для живых организмов. | Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для живых организмов; выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; называть звенья круговорота веществ. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
10 | 8.10 | Контрольная работа № 1. | УКЗ | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. |
Раздел 3. «Экологическая система живой оболочки Земли» (9 часов) |
11 | 12.10 | Жизнь экосистемы. | УОНМ | Знакомство с тем, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере. | Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма); характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы; рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы; характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме; характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; анализировать свои действия и управлять ими. |
12 | 15.10 | Почва - важнейшая часть экосистемы. | Ком-бини-рован-ный урок. | Знакомство со строением почвы, видами почв, значением почвы в функционировании экосистем. Проведение опытов «Состав почвы». | Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; объяснять причину плодородия почвы; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой различных экосистем. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
13 | 19.10 | Экосистема озера. | УОНМ | Уточнение представлений об экосистеме озера. Работа с гербарием и иллюстрациями учебника. (Основные понятия: мелкие (одноклеточные) и крупные водоросли, дафнии, озерные и речные рыбы.) | Объяснять значение круговорота веществ в природе; называть компоненты экосистемы; приводить приметы растений и животных озер, называть их «профессии»; рассказывать о разнообразии обитателей озера, связях между ними, устойчивости экологической системы; о возможном негативном воздействии человека на природное сообщество озера. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. |
14 | 22.10 | Экосистема болота. | УОНМ | Уточнение представлений о болоте как природном сообществе. (Основные понятия: болото - заросшее озеро; болотные растения, сфагнум и его роль в поглощении лишней воды, животные болот, торф и накопление отмершей органики.) | Рассказывать о разнообразии обитателей болота, связей между ними, устойчивости экологической системы; объяснять значение круговорота веществ в природе; называть компоненты экосистемы болота; приводить приметы растений и животных болот, называть их «профессии»; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | Работать с информацией, критически к ней относиться, выбирать необходимую информацию из прочитанного текста; находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. |
15 | 26.10 | Экосистема луга. | УОНМ | Уточнение представлений о луге как природном сообществе. (Основные понятия: луговые растения - злаки и разнотравье; животные лугов; дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.) | Рассказывать о разнообразии обитателей луга, связях между ними, устойчивости экологической системы; объяснять значение круговорота веществ в природе; называть компоненты экосистемы луга; приводить приметы растений и животных болот, называть их «профессии»; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех; полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе;сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. |
16 | 29.10 | Лесные производители. | УОНМ | Уточнение представлений о лесе как природном сообществе. (Основные понятия: экосистема леса, деревья - главные растения леса, древесина, лесные кустарники, лесные травы; значение лесных животных.) | Называть основные компоненты экосистемы леса; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями леса; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
2 четверть (14 часов) |
17 | 12.11 | Потребители и разрушители лесной экосистемы. | Ком-бини-рован-ный урок. | Уточнение представлений о лесе как природном сообществе. (Основное понятие: значение лесных животных.) | Называть основные компоненты экосистемы леса; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями леса; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; анализировать свои действия и управлять ими. |
18 | 16.11 | Экосистема поля. | УОНМ | Уточнение представлений о поле как природном сообществе. (Основные понятия: поле - искусственная экологическая система, культурные растения, вспашка полей, удобрение поля, животные полей.) | Называть основные компоненты экосистемы поля; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями поля; объяснять необходимость бережного отношения к живым организмам. | Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; понимать роль природоведческих знаний жизни человека. |
19 | 19.11 | Аквариум -маленькая искусственная экосистема. Проверочная работа № 3. | Ком-бини-рован-ный урок. | Уточнение представлений об аквариуме как природном сообществе. (Основные понятия: аквариум -маленькая искусственная экосистема, | Называть основные компоненты экосистемы аквариума; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экоси- | Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные | Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. |
| | | | неживые и живые компоненты аквариума, водоросли, рачки и рыбы, бактерии.) | стемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями аквариума; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы. | |
Раздел 4. «Живые участники круговорота веществ» (13 часов) |
20 | 23.11 | Растения -производители. | УОНМ | Обсуждение в группах разнообразия и роли растений в природе. Знакомство с различными группами растений и их строением. Работа с дополнительными источниками информации. | Называть различия растений и животных; характеризовать условия, необходимые для жизни растений; рассказывать о роли растений в природе и жизни людей; определять части цветкового растения; приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники)о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения; находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; испытывать желание открывать новое знание, готовность преодолевать учебные затруднения. |
21 | 26.11 | Животные маленькие и большие. | УОНМ | Самостоятельная работа с текстом учебника. Расширение представлений о растительном и животном мире. | Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей; сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией животных; называть различия растений и животных; особенности строения различных групп животных; характеризовать условия, необходимые для жизни растений. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники)о животных своего региона и обсуждать полученные сведения; организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия. |
22 | 30.11 | Маленькие рыцари. | УОНМ | Знакомство с особенностями и образом жизни ракообразных, насекомых и пауков. | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, пауков и ракообразных (на примере своей местности); различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации. | Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. |
23 | 3.12 | Первый шаг из моря на сушу. | Ком-бини- рован-ный урок. | Знакомство с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных. | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей рыб и земноводных; различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; полно и точно выражать свои мысли. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
24 | 7.12 | На суше как дома. | Ком-бини- рован-ный урок. | Знакомство с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся, а также и с тем, как они приспособились к жизни на суше. | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей пресмыкающихся; различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору). | Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез. | Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. |
25 | 10.12 | Пернатые изобретатели. | УОНМ | Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц и их при- | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности); | Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные зада- | Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать |
36 | 21.01 | С чего начинается Родина? | Ком-бини-рован-ный урок. | Обсуждение роли науки истории в жизни общества и значение изучения истории для конкретного человека. | Понимать свою принадлежность к стране, в которой ты родился и живешь; объяснять своими слова значение понятий «власть», «правительство». | Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе. | Выделять нравственный аспект поведения,соотносить поступки с принятыми в обществе нормами. |
37 | 25.01 | Память о прошлом. Проверочная работа № 1. | УОиСЗ | Знакомство с понятием «исторический источник». Обсуждение в малых группах вопроса: «Как узнать прошлое?» | Объяснять значение понятия «исторический источник»; приводить примеры исторических источников; рассказывать о том, что может рассказать экспонат исторического музея; объяснять и доказывать свою точку зрения в вопросе о том, почему каждому человеку важно знать историю своей страны. | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации. | Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. |
Раздел 2. «Времена Древней Руси. IX—XIII века» (5 часов) |
38 | 28.01 | Как на Руси появилось государство? | УОНМ | Знакомство со временем образования Древнерусского государства, с признаками, указывающими на начало образования государства; с культурой жителей Древней Руси. | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий, а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры. | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
39 | 1.02 | Как на Руси появилось государство? | УОНМ | Самостоятельная работа с текстом учебника. Продолжение работы над темой. | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси. | Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм:в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. |
40 | 4.02 | «Золотые ворота» в Древнюю Русь. | Ком-бини-рован-ный урок. | Самостоятельная работа с текстом учебника. (Основные понятия урока: города - центры культуры Древней Руси, храм в жизни древнерусского города, монастыри, летописи и рукописные книги.) | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси. | Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное,сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. | Проявлять желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. |
41 | 8.02 | «За землю Русскую!» | УОНМ | Знакомство с «военной историей» Древнерусского государства. | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси. | Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари,энциклопедии, справочники). | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознавать собственные мотивы учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм. |
42 | 11.02 | «Слово о погибели Русской земли». Проверочная работа № 2. | Ком-бини-рован-ный урок. | Знакомство с историческим источником «Слово о полку Игореве», с историческим событием -нашествие на Древнюю Русь монголов. | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси. | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника; применять для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. |
Раздел 3. «Времена Московского государства. XIV—XVII века» (6 часов) |
43 | 15.02 | От Древней Руси к единой России. | УОНМ | Знакомство с эпохой усиления Московского княжества и формирования Московского государства. | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры,исторических деятелях; рассказывать об основных эпизодах Куликовской битвы. | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм:в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. |
44 | 18.02 | Земля и люди Московского государства. | УОНМ | Сравнение жизни и быта людей Московской Руси с жизнью современников. | Объяснять значения слов «крестьяне», «бояре», «дворяне»,«стрельцы»; характеризовать жизнь людей в Московском государстве; рассказывать о значении начала книгопечатания в Московском государстве; на основе текста учебника рассказывать о достижениях и изобретениях людей Московского государства. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | Выделять нравственный аспект поведения,соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
45 | 22.02 | Москва златоглавая. | Ком-бини-рован-ный урок. | Знакомство с образом Московского Кремля,Красной площади как уникальных исторических памятников, являющихся следами прошлого, хранящих память о важнейших событиях Московского государства. | Определять последовательность исторических событий, различать эпохи по определенным признакам; с опорой на текст учебника рассказывать об основных событиях в истории нашей страны в XIV-XVI веках; на доступном возрасту уровне давать оценку историческим событиям. | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм:в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. |
46 | 25.02 | «Хуже грозного царя только междуцарствие». | Ком-бини-рован-ный урок. | Знакомство с понятием «смутное время», основными историческими событиями 16 века. | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий. | Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
47 | 1.03 | Повторение. | УОиСЗ | Уточнение роли личности Бориса Годунова в истории России, значения народного ополчения, исторических личностей - К. Минина и Д. Пожарского. | Объяснять, что такое «смутное время», «ополчение»; с опорой на текст учебника рассказывать, почему Минин и Пожарский стали народными героями; определять последовательность исторических событий. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
48 | 4.03 | Контрольная работа №1. | УКЗ | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
Раздел 4. «Времена Российской империи. XIII - начало XX века» (5 часов) |
49 | 11.03 | Пётр Великий. | УОНМ | Знакомство с основными историческими событиями, которые происходили в нашей стране во время правления Петра Первого. | Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда; на основе текста учебника характеризовать преобразования Петра Первого, их значение для развития России. | Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм:в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. |
50 | 15.03 | Власть и народ Российской империи. | Ком-бини-рован-ный урок. | Знакомство с основными историческими событиями, которые происходили в нашей стране во время правления Екатерины. Второй. | Объяснять, чем прославилась Россия во времена правления Екатерины Второй; определять последовательность исторических событий, различать эпохи по определенным признакам; иметь представление о том, что такое «крепостное право». | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
51 | 18.03 | Как Россия у Европы «училась». | Ком-бини-рован-ный урок. | Знакомство с развитием образования и науки в России в начале XVIII века. Сравнение достижений культуры России и Европы в 18-19 веках. | Давать характеристику основных особенностей данного исторического периода; отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм:в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. |
52 | 22.03 | «Гроза двенадцатого года». | УОНМ | Знакомство с основными эпизодами Отечественной войны 1812 года (Общая картина: кто начал, когда; между какими государствами происходила; итоги войны.) | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте; объяснять, почему война 1812 года называется «Отечественной». | Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
56 | 12.04 | «К светлому будущему». | Ком-бини- рован-ный урок. | Знакомство с развитием нашей страны в 20-30-е годы XX века. | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; объяснять своими словами, кто такие «пионеры», «комсомольцы», «колхозники». | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми; применять для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
57 | 15.04 | «Вставай, страна огромная!» | Ком-бини- рован-ный урок. | Знакомство с событиями Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны. | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны; объяснять на доступном уровне значение победы в Великой Отечественной войне; рассказывать о своих родственниках - участниках войны. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; планировать учебную деятельность на уроке. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм:в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. |
58 | 19.04 | «Через тернии к звёздам». | Ком-бини-рован-ный урок. | Самостоятельная работа с тестом учебника, с дополнительными источниками информации. Уточнение представлений о вкладе России в развитие космонавтики. | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; рассказывать об успехах советской науки в послевоенные годы. | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
Раздел 6. «Современная Россия» (8 часов) |
59 | 22.04 | Я - гражданин России. | Ком-бини-рован- ный урок. | Объяснение значения символов нашего государства. | Объяснять значения понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан; узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран; объяснять символический смысл флага, герба, гимна. | Использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
60 | 26.04 | Власть народа. | УОНМ | Уточнение понятий «государство», «демократия», «президент». Работа в малых группах. | Объяснять значение понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан; узнавать государственные символы России среди государственных символов других стран; объяснять символический смысл флага, герба, гимна. | Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его); самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
61 | 29.04 | Кто в государстве самый главный? | УОНМ | Продолжение знакомства с методами управления в современных демократических государствах. Уточнение понятия «Государственная Дума». | Объяснять значение понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации,связь прав и обязанностей граждан; узнавать государственные | Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка; совместно с | Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; проявлять заинтересованность в приоб- |
| | | | | символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран; объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз). | учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ретении и расширении знаний. |
62 | 3.05 | Народы России. | Ком-бини-рован-ный урок. | Знакомство и сравнение двух значений понятия «народ». Наблюдение за разнообразием культур и обычаев народов, населяющих Россию. | Объяснять, чем разные народы России отличаются друг от друга, что их объединяет; почему нужно уважительно относиться к обычаям и культуре других народов. | Умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание, умение и неумение; предлагать собственные способы решения учебной задачи. | Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. |
63 | 6.05 | Наш общий дом. | Ком-бини-рован- ный урок. | Продолжение знакомства с разнообразием культур и обычаев народов, населяющих Россию. Работа с пословицами. | Создавать свой рассказ о России,государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Принимать социальную роль обучающегося; осознавать собственные мотивы учебной деятельности. |
64 | 10.05 | Как нам жить. | Ком- бини-рован-ный урок. | Уточнение представлений о государственном устройстве Российской Федерации. | Объяснять, что такое «федерация»; рассказывать, из каких частей состоит Российская федерация; на доступном уровне объяснять, что означает выражение «Россия - наш общий дом»; что такое «гордость за свою Родину». | Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать учебную деятельность на уроке. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). |
65 | 13.05 | Повторение. Народы России. | УОиСЗ | Работа с дополнительными источниками информации. Уточнение основных понятий раздела. | Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру); соотносить годы с конкретными веками; находить и извлекать необходи- мую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения,се-риации, классификации объектов; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
| | | | | | . | |
66 | 17.05 | Повторение. | УОиСЗ | Работа с дополнительными источниками информации. Уточнение основных понятий раздела. | Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру); соотносить годы с конкретными веками; находить и извлекать необходи- мую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения,се-риации, классификации объектов; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
67 | 20.05 | Проверочная работа № 4. | УОиСЗ | Работа с дополнительными источниками информации. Уточнение основных понятий раздела. | Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру); соотносить годы с конкретными веками; находить и извлекать необходи- мую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения,се-риации, классификации объектов; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
68 | 24.05 | Контрольная работа № 2. | УКЗ | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |