СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету «окружающий мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету «окружающий мир»»



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Дата


Тип

Основные

Планируемые

Универсальные

Личностные

п/п


урока

понятия урока

предметные результаты

учебные действия

результаты

1 четверть (18 часов)



Часть 1

. «Обитатели Земли» (32 часа)




Раздел 1

. «Вещества и энергия» (4 часа)


1

3.09

Тела и

УОНМ4

Знакомство с новым

Приводить примеры ве-

Читать вслух и про себя тек-

Самостоятельно опреде-



вещества.


учебником и рабо-

ществ; сравнивать, разли-

сты учебников (прогнозиро-

лять и высказывать са-





чей тетрадью (ос-

чать и характеризовать

вать будущее чтение; ста-

мые простые, общие для





новные разделы,

твёрдые тела; применять

вить вопросы к тексту и ис-

всех людей правила по-





условные обозначе-

законы и правила к природ-

кать ответы; проверять се-

ведения.





ния и т.д.). Знаком-

ным процессам. Находить

бя); отделять новое от из-






ство с понятием

различия между телами:

вестного; выделять главное.






«тело».

природными и искусствен-








ными.



2

7.09

Из чего состо-

Ком-

Знакомство с соста-

Различать разные состоя-

Доносить свою позицию до

Проявлять заинтересо-



ит вещество?

бини-

вом вещества (со-

ния вещества; сравнивать,

других: высказывать свою

ванность в приобретении




рован-

стоит из частиц), с

различать и характеризо-

точку зрения и пытаться её

и расширении знаний и




ный

различными состоя-

вать твёрдые тела, жидко-

обосновать, приводя аргу-

способов действий, твор-




урок.

ниями веществ.

сти и газы; называть отли-

менты; слушать других, пы-

ческий подход к выпол-





Проведение опытов

чия смеси от чистого веще-

таться принимать другую

нению заданий.





по определению

ства; проводить с помощью

точку зрения, быть готовым






состава веществ.

учителя простейшие опыты

изменить свою точку зрения.







по определению свойств








различных веществ.



3

10.09

Что такое

УОНМ

Знакомство с поня-

Правильно находить источ-

Планировать учебную дея-

Определять под руково-



энергия?


тиями «энергия»,

ники энергии, правильно

тельность на уроке; состав-

дством педагога самые





«источники

применять понятие «энер-

лять план решения пробле-

простые правила пове-





энергии».

гия» в языке; объяснять и

мы (задачи) совместно с

дения при сотрудничест-






доказывать необходимость

учителем; сверять свои дей-

ве.






бережного отношения к

ствия с целью работы.







энергии.






4

14.09

Превращение энергии. Проверочная работа № 1.

Ком-бини-рован-ный урок.

Знакомство с поня­тиями «неистреби­мость энергии», «превращение энер­гии», «выделение тепла». Самостоя­тельная работа с текстом учебника.

Иметь представление о за­коне сохранения энергии, объяснять превращение энергии в тепло; приводить примеры движения под действием энергии; объяс­нять и доказывать необхо­димость бережного отно­шения к энергии.

Вычитывать из текста факту-альную информацию, подтек-стовую (неявную); ориентиро­ваться в структуре текста; оп­ределять его тематическую принадлежность; перераба­тывать полученную информа­цию: сравнивать факты; опре­делять причины явлений, событий.

Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор­ческий подход к выпол­нению заданий.

Раздел 2. «Живая оболочка планеты» (6 часов)

5

17.21

Где обитают живые орга­низмы.

УОНМ

Знакомство с ос­новными оболочка­ми Земли, с поняти­ем «биосфера» (жи­вая оболочка Зем­ли), распростране­нием живых орга­низмов в природе.

Называть основные обо­лочки Земли;приводить примеры взаимосвязей ме­жду живой и неживой при­родой; характеризовать ме­сто обитания живых орга­низмов; объяснять необхо­димость бережного отно­шения к живым организмам и оболочкам планеты.

Совместно с учителем об­наруживать и формулиро­вать учебную проблему; ра­ботая по плану,сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправ­лять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Определять под руково­дством педагога самые простые правила пове­дения при сотрудничест­ве; понимать причины успеха и неудач в собст­венной учебе.

6

24.09

Большой круговорот веществ.

УОНМ

Уточнение элемен­тарных сведений о круговороте ве­ществ, обсуждение в парах значения кислорода для ды­хания живых орга­низмов и человека.

Выделять звенья кругово­рота веществ; приводить примеры взаимосвязей ме­жду живой и неживой при­родой; называть звенья кру­говорота веществ; прово­дить наблюдения за расте­ниями и животными; харак­теризовать круговорот ве­ществ как пример единства живого и неживого.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправ­лять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учите­лем вырабатывать критерии оценки и определять сте­пень успешности выполне­ния своей работы и работы всех.

Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор­ческий подход к выпол­нению заданий.






7

28.09

Живые участ­ники кругово­рота веществ.

Ком-бини-рован-ный урок.

Знакомство учащих­ся с основными «профессиями» жи­вых организмов и их взаимной зависимо­стью. Отработка умения выделять звенья круговорота веществ.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений; рассказывать о роли растений, грибов и животных в природе и жиз­ни людей; характеризовать способы питания, размно­жения; условия, необходи­мые для жизни животных.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоя­тельно предполагать, какая информация нужна для реше­ния учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Определять под руково­дством педагога самые простые правила пове­дения при сотрудничест­ве; понимать причины успеха и неудач в собст­венной учебе.

8

1.10

Обмен ве­ществ в орга­низме. Горе­ние и дыха­ние. Проверочная работа № 2.

Ком-бини-рован-ный урок.

Знакомство с поня­тиями: «обмен ве­ществ», «дыхание», «питание»,«горе­ние», «запасание энергии». Само­стоятельная работа с текстом учебника.

Приводить примеры обмена веществ: поглощения и вы­деления веществ живыми организмами; объяснять значение кислорода для дыхания живых организмов и человека; выделять зве­нья круговорота веществ; приводить примеры взаи­мосвязей между живой и неживой природой.

Вычитывать из текста фак-туальную информацию, под-текстовую (неявную); ориен­тироваться в структуре тек­ста; определять его темати­ческую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты; определять причины явлений, событий.

Анализировать свои дей­ствия и управлять ими; сопоставлять собствен­ную оценку своей дея­тельности с оценкой учителя.

9

5.10

Как живые ор­ганизмы запа­сают энергию Солнца.

УОиСЗ

Уточнение пред­ставлений о Солн­це, его значении для живых организ­мов.

Характеризовать роль Солнца как главного источ­ника энергии для живых организмов; выделять зве­нья круговорота веществ; приводить примеры взаи­мосвязей между живой и неживой природой; назы­вать звенья круговорота веществ.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письмен­ной речи с учётом учебных ситуаций.

Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор­ческий подход к выпол­нению заданий.

10

8.10

Контрольная работа № 1.

УКЗ

Проверка уровня усвоения изученно­го материала, уме­ния применять по­лученные знания на практике.

Знать обязательный мини­мум (требования програм­мы) изученного материала. Применять полученные зна­ния к конкретной ситуации для ее объяснения, исполь­зовать законы и правила для осмысления своего опыта.

В диалоге с учителем учить­ся вырабатывать критерии оценки и определять сте­пень успешности выполне­ния своей работы и работы всех.

Анализировать свои дей­ствия и управлять ими; сопоставлять собствен­ную оценку своей дея­тельности с оценкой учителя.










Раздел 3. «Экологическая система живой оболочки Земли» (9 часов)

11

12.10

Жизнь экосистемы.

УОНМ

Знакомство с тем, что экосистема об­ладает всеми эле­ментами, свойст­венными биосфере.

Характеризовать экосисте­мы и природные сообщест­ва (на примере леса, луга, водоёма); характеризовать роль каждого из компонен­тов экосистемы; рассмат­ривать круговорот веществ в качестве причины устой­чивости экосистемы; харак­теризовать роль каждой «профессии» в экосистеме; характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.

Извлекать (по заданию учи­теля) необходимую инфор­мацию из учебника и допол­нительных источников зна­ний (словари, энциклопедии, справочники) об экосисте­мах и природных сообщест­вах и обсуждать полученные сведения; доносить свою позицию до других: выска­зывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

Определять под руково­дством педагога самые простые правила пове­дения при сотрудничест­ве; понимать причины успеха и неудач в собст­венной учебе; анализи­ровать свои действия и управлять ими.

12

15.10

Почва - важ­нейшая часть экосистемы.

Ком-бини-рован-ный урок.

Знакомство со строением почвы, видами почв, значе­нием почвы в функ­ционировании эко­систем. Проведение опытов «Состав почвы».

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль жи­вых организмов в образо­вании почвы; объяснять причину плодородия почвы; приводить примеры взаи­мосвязей между живой и неживой природой различ­ных экосистем.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выпол­нять универсальные логиче­ские действия: анализ, син­тез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор­ческий подход к выпол­нению заданий.

13

19.10

Экосистема озера.

УОНМ

Уточнение пред­ставлений об экоси­стеме озера. Работа с гербарием и ил­люстрациями учеб­ника. (Основные поня­тия: мелкие (одно­клеточные) и круп­ные водоросли, дафнии, озерные и речные рыбы.)

Объяснять значение круго­ворота веществ в природе; называть компоненты эко­системы; приводить приме­ты растений и животных озер, называть их «профес­сии»; рассказывать о раз­нообразии обитателей озе­ра, связях между ними, ус­тойчивости экологической системы; о возможном не­гативном воздействии че­ловека на природное сооб­щество озера.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправ­лять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учите­лем вырабатывать критерии оценки и определять сте­пень успешности выполне­ния своей работы и работы всех; полно и точно выра­жать свои мысли в соответ­ствии с задачами и усло­виями коммуникации.

Анализировать свои дей­ствия и управлять ими; сопоставлять собствен­ную оценку своей дея­тельности с оценкой учителя.




14

22.10

Экосистема болота.

УОНМ

Уточнение пред­ставлений о болоте как природном со­обществе. (Основ­ные понятия: бо­лото - заросшее озеро; болотные растения, сфагнум и его роль в погло­щении лишней во­ды, животные бо­лот, торф и накоп­ление отмершей органики.)

Рассказывать о разнообра­зии обитателей болота, связей между ними, устой­чивости экологической сис­темы; объяснять значение круговорота веществ в при­роде; называть компоненты экосистемы болота; приво­дить приметы растений и животных болот, называть их «профессии»; объяснять и доказывать необходи­мость бережного отноше­ния к живым организмам.

Работать с информацией, критически к ней относиться, выбирать необходимую ин­формацию из прочитанного текста; находить цель учеб­ной деятельности с помо­щью учителя и самостоя­тельно, искать средства её осуществления; организо­вывать учебное взаимодей­ствие в группе.

Анализировать свои дей­ствия и управлять ими; сопоставлять собствен­ную оценку своей дея­тельности с оценкой учи­теля; принимать внут­реннюю позицию школь­ника на уровне положи­тельного отношения к урокам окружающего мира.

15

26.10

Экосистема луга.

УОНМ

Уточнение пред­ставлений о луге как природном сообще­стве. (Основные понятия: луговые растения - злаки и разнотравье; жи­вотные лугов; дож­девые черви и бак­терии, их роль в почвенном плодо­родии. Зарастание луга лесом.)

Рассказывать о разнообразии обитателей луга, связях меж­ду ними, устойчивости эколо­гической системы; объяснять значение круговорота ве­ществ в природе; называть компоненты экосистемы луга; приводить приметы растений и животных болот, называть их «профессии»; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к жи­вым организмам.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправ­лять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учите­лем вырабатывать критерии оценки и определять сте­пень успешности выполне­ния своей работы и работы всех; полно и точно выра­жать свои мысли в соответ­ствие с задачами и усло­виями коммуникации.

Определять под руково­дством педагога самые простые правила пове­дения при сотрудничест­ве; понимать причины успеха и неудач в собст­венной учебе;сопостав­лять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.

16

29.10

Лесные произ­водители.

УОНМ

Уточнение пред­ставлений о лесе как природном со­обществе. (Основ­ные понятия: эко­система леса, де­ревья - главные растения леса, древесина, лесные кустарники, лесные травы; значение лесных животных.)

Называть основные компо­ненты экосистемы леса; при­водить примеры взаимосвя­зей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ро­лям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разруши­телями и потребителями ле­са; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организ­мам.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выпол­нять универсальные логиче­ские действия: анализ, син­тез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; полно и точно выра­жать свои мысли в соответ­ствие с задачами и усло­виями коммуникации.

Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор­ческий подход к выпол­нению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

2 четверть (14 часов)


17

12.11

Потребители и разрушители лесной экоси­стемы.

Ком-бини-рован-ный урок.

Уточнение пред­ставлений о лесе как природном со­обществе. (Основ­ное понятие: зна­чение лесных жи­вотных.)

Называть основные компо­ненты экосистемы леса; приводить примеры взаи­мосвязей между живой и неживой природой; класси­фицировать живые орга­низмы по их ролям, выде­лять цепи питания в экоси­стемах; объяснять взаимо­связи между разрушителя­ми и потребителями леса; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым орга­низмам.

Находить цель учебной дея­тельности с помощью учи­теля и самостоятельно, ис­кать средства её осуществ­ления; организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универ­сальные логические дейст­вия: анализ, синтез; выби­рать основания для сравне­ния, сериации, классифика­ции объектов.

Определять под руково­дством педагога самые простые правила пове­дения при сотрудничест­ве; понимать причины успеха и неудач в собст­венной учебе; анализи­ровать свои действия и управлять ими.

18

16.11

Экосистема поля.

УОНМ

Уточнение пред­ставлений о поле как природном со­обществе. (Основ­ные понятия: поле - искусственная экологическая сис­тема, культурные растения, вспашка полей, удобрение поля, животные полей.)

Называть основные компо­ненты экосистемы поля; приводить примеры взаи­мосвязей между живой и неживой природой; класси­фицировать живые орга­низмы по их ролям, выде­лять цепи питания в экоси­стемах; объяснять взаимо­связи между разрушителя­ми и потребителями поля; объяснять необходимость бережного отношения к жи­вым организмам.

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать позна­вательные и учебные зада­чи, выбирать из текста нуж­ную информацию, иллюст­рации, схемы; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, клас­сификации объектов.

Анализировать свои дей­ствия и управлять ими; сопоставлять собствен­ную оценку своей дея­тельности с оценкой учи­теля; понимать роль при­родоведческих знаний жизни человека.

19

19.11

Аквариум -маленькая искусственная экосистема. Проверочная работа № 3.

Ком-бини-рован-ный урок.

Уточнение пред­ставлений об аква­риуме как природ­ном сообществе. (Основные поня­тия: аквариум -маленькая искусст­венная экосистема,

Называть основные компо­ненты экосистемы аквариу­ма; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; клас­сифицировать живые орга­низмы по их ролям, выде­лять цепи питания в экоси-

Находить цель учебной дея­тельности с помощью учи­теля и самостоятельно, ис­кать средства её осуществ­ления; организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные

Испытывать желание от­крывать новое знание, но­вые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения; со­поставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.











неживые и живые компоненты аква­риума, водоросли, рачки и рыбы, бак­терии.)

стемах; объяснять взаимо­связи между разрушителя­ми и потребителями аква­риума; объяснять и доказы­вать необходимость береж­ного отношения к живым организмам.

задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллю­страции, схемы.


Раздел 4. «Живые участники круговорота веществ» (13 часов)

20

23.11

Растения -производите­ли.

УОНМ

Обсуждение в груп­пах разнообразия и роли растений в природе. Знакомст­во с различными группами растений и их строением. Рабо­та с дополнитель­ными источниками информации.

Называть различия расте­ний и животных; характери­зовать условия, необходи­мые для жизни растений; рассказывать о роли расте­ний в природе и жизни лю­дей; определять части цветкового растения; при­водить примеры хвойных и цветковых растений, выде­лять их отличия (на приме­ре своей местности); объ­яснять и доказывать необ­ходимость бережного отношения к живым орга­низмам.

Извлекать (по заданию учи­теля) необходимую инфор­мацию из учебника и допол­нительных источников зна­ний (словари, энциклопедии, справочники)о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения; нахо­дить цель учебной деятель­ности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Определять под руково­дством педагога самые простые правила пове­дения при сотрудничест­ве; понимать причины успеха и неудач в собст­венной учебе; испыты­вать желание открывать новое знание, готовность преодолевать учебные затруднения.

21

26.11

Животные маленькие и большие.

УОНМ

Самостоятельная работа с текстом учебника. Расшире­ние представлений о растительном и животном мире.

Сравнивать и устанавли­вать отличия внешнего ви­да и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зве­рей; сравнивать способы питания, размножения, об­мена информацией живот­ных; называть различия растений и животных; осо­бенности строения различ­ных групп животных; харак­теризовать условия, необ­ходимые для жизни расте­ний.

Извлекать (по заданию учи­теля) необходимую инфор­мацию из учебника и допол­нительных источников зна­ний (словари, энциклопедии, справочники)о животных своего региона и обсуждать полученные сведения; орга­низовывать учебное взаи­модействие в группе; при­нимать и решать познава­тельные и учебные задачи.

Определять под руково­дством педагога самые простые правила пове­дения при сотрудничест­ве; понимать причины успеха и неудач в собст­венной учебе; испыты­вать желание открывать новое знание, новые спо­собы действия.






22

30.11

Маленькие рыцари.

УОНМ

Знакомство с осо­бенностями и обра­зом жизни ракооб­разных, насекомых и пауков.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, пауков и ракообразных (на примере своей местности); различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к жи­вым организмам.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выпол­нять универсальные логиче­ские действия: анализ, син­тез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; полно и точно выра­жать свои мысли в соответ­ствие с задачами и усло­виями коммуникации.

Испытывать желание от­крывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. Оп­ределять под руково­дством педагога самые простые правила поведе­ния при сотрудничестве.

23

3.12

Первый шаг из моря на сушу.

Ком-бини-

рован-ный урок.

Знакомство с особенностями строения и образом жизни рыб и земно­водных.

Описывать внешний вид, ха­рактерные особенности представителей рыб и зем­новодных; различать пред­ставителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из предста­вителей изучаемой группы животных (по выбору); объ­яснять и доказывать необхо­димость бережного отноше­ния к живым организмам.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выпол­нять универсальные логиче­ские действия: анализ, син­тез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; полно и точно выра­жать свои мысли.

Определять под руково­дством педагога самые простые правила пове­дения при сотрудничест­ве; понимать причины успеха и неудач в собст­венной учебе.

24

7.12

На суше как дома.

Ком-бини-

рован-ный урок.

Знакомство с осо­бенностями строе­ния и образом жиз­ни пресмыкающих­ся, а также и с тем, как они приспособи­лись к жизни на суше.

Описывать внешний вид, ха­рактерные особенности представителей пресмыкаю­щихся; различать представи­телей различных групп жи­вотных; подготавливать рас­сказ об одном из представи­телей изучаемой группы жи­вотных (по выбору).

Находить цель учебной дея­тельности с помощью учи­теля и самостоятельно, ис­кать средства её осуществ­ления; организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универ­сальные логические дейст­вия: анализ, синтез.

Испытывать желание от­крывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.

25

10.12

Пернатые изобретатели.

УОНМ

Знакомство с осо­бенностями строе­ния и образом жиз­ни птиц и их при-

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности);

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать позна­вательные и учебные зада-

Испытывать желание от­крывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать









способлениями к полётам.

различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к жи­вым организмам.

чи, выбирать из текста нуж­ную информацию, иллюст­рации, схемы; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации,клас­сификации объектов.

учебные затруднения; анализировать свои дей­ствия и управлять ими.

26


---




27

14.12

Наши братья.






Осторожно, животные! Проверочная работа 4.

Ком-бини-рован-ный урок.

Ком-бини-рован-

ный урок.

Знакомство с осо­бенностями строе­ния и образом жиз­ни млекопитающих, и их приспособле­нием к жизни на суше.

Проводить наблюдения за растениями и животными; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым орга­низмам; объяснять, что че­ловек тоже относится к млекопитающим; объяснять и доказывать необходи­мость бережного отноше­ния к живым организмам.

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать позна­вательные и учебные зада­чи, выбирать из текста нуж­ную информацию, иллюст­рации, схемы; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения объектов.

Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор­ческий подход к выпол­нению заданий.

Знакомство учащих­ся с правилами безопасного пове­дения, которые нужно соблюдать при встрече с дики­ми животными.

Сравнивать и различать ди­ких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности); перечис­лять правила безопасного поведения при обращении с дикими и домашними живот­ными; объяснять и доказы­вать необходимость береж­ного отношения к живым ор­ганизмам.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выпол­нять универсальные логиче­ские действия: анализ, син­тез, выбирать основания для сравнения, полно и точ­но выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определять под руково­дством педагога самые простые правила пове­дения при сотрудничест­ве; понимать причины успеха и неудач в собст­венной учебе.

28

17.12

Прирождён­ные разруши­тели.

Ком-бини-рован-ный урок.

Знакомство учащих­ся с многообразием грибов и их ролью в природе. (Основные понятия: грибы -разрушители дре­весины, грибница, дрожжи, бактерии).

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей; различать и определять съедобные и ядовитые гри­бы (на примере своей мест­ности); объяснять, какие особенности помогают гри­бам выполнять роль разру­шителей.

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать позна­вательные и учебные зада­чи, выбирать из текста нуж­ную информацию, иллюст­рации, схемы.

Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор­ческий подход к выпол­нению заданий.








29


---


30

21.12

Экскурсия в краеведческий музей.


Экскурсия в природу (в лес, на луг, на озеро).

Урок-экс­курсия.

Знакомство с экспо­зицией музея. Рас­сматривание внеш­него вида изучен­ных на уроках орга­низмов.

Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краевед­ческий музей (ознакомле­ние с природой родного края).

Находить цель учебной дея­тельности с помощью учи­теля и самостоятельно, ис­кать средства её осуществ­ления; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Самостоятельно опреде­лять и высказывать са­мые простые, общие для всех людей правила по­ведения.

Урок-экс­курсия.

Наблюдение за рас­тениями и живот­ными в реальных природных условиях.

Проводить наблюдения во время экскурсии («Природ­ные сообщества родного края», «Разнообразие рас­тений и животных»).

Находить цель учебной дея­тельности с помощью учи­теля и самостоятельно, ис­кать средства её осуществ­ления; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Самостоятельно опреде­лять и высказывать са­мые простые, общие для всех людей правила по­ведения.

31


----


32

24.12

Как нам жить в дружбе с при­родой.


Контрольная работа № 2.

Урок-диспут.

Знакомство с про­блемами природо­охранного характе­ра, стоящими перед человечеством.

Приводить примеры зави­симости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потреб­ности эмоционально-эстетического характера; доводы в доказательство зависимости удовлетворе­ния потребностей людей от природы; оценивать влия­ние современного человека на природу.

Оценивать свою личную роль в охране природы; уча­ствовать в диспуте, посвя­щенном выбору оптималь­ных форм поведения, спо­собствующих сохранению природы; организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи.

Оценивать жизненные ситуации (поступки лю­дей) с точки зрения об­щепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные по­ступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

УКЗ

Проверка уровня усвоения изученно­го материала, уме­ния применять по­лученные знания на практике.

Знать обязательный мини­мум (требования програм­мы) изученного материала. Применять полученные зна­ния к конкретной ситуации для ее объяснения, исполь­зовать законы и правила для осмысления своего опыта.

В диалоге с учителем учить­ся вырабатывать критерии оценки и определять сте­пень успешности выполне­ния своей работы и работы других учеников.

Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор­ческий подход к выпол­нению заданий.







3 четверть (20 часов)




Часть

2. «Моё Отечество» (34 часа)



Раздел 1. «Твои родные и твоя Родина в потоке времени» (5 часов)

33

11.01

Введение. От-

Ввод-

Знакомство с новым

Ориентироваться в структу-

Находить цель учебной дея-

Самостоятельно опреде-



правляемся в

ный

учебником,основ-

ре новой учебной книги, её

тельности с помощью учи-

лять и высказывать об-



путешествие.

урок.

ными разделами

содержании; работать с мо-

теля и самостоятельно, ис-

щие для всех людей пра-





курса, правилами

делью «Река времени Рос-

кать средства её осуществ-

вила поведения (основы





работы на уроке,

сийской истории».

ления; организовывать

общечеловеческих цен-





условными обозна-


учебное взаимодействие в

ностей).





чениями в учебни-


группе.






ках и тетрадях.




34

14.01

Живая связь

УОНМ

Знакомство с поня-

Объяснять личное значение

Передавать содержание в

Испытывать положитель-



времён.


тиями «время»,

(«для меня») понятий «ма-

сжатом, выборочном или

ное отношение к процес-





«пространство».

лая Родина», «Родина»,

развёрнутом виде; выпол-

су учения, к приобрете-





Обсуждение в груп-

«общество», «государство»,

нять универсальные логиче-

нию знаний и умений;





пах связи между

«Отечество»; преобразовы-

ские действия: анализ, син-

готовность оценивать





системой исчисле-

вать извлечённую инфор-

тез, выбирать основания

свой учебный труд; по-





ния «исторического

мацию в соответствии с за-

для сравнения, сериации,

нимать причины успеха и





времени» и повсе-

данием; обмениваться с

классификации объектов,

неудач в собственной





дневной формой

одноклассниками сведе-

устанавливать аналогии и

учебе.





счета времени.

ниями (полученными из раз-

причинно-следственные







ных источников) о прошлом

связи.







и настоящем своей семьи,








родного края.



35

18.01

Как считать

Ком-

Уточнение пред-

Находить на ленте времени

Находить цель учебной дея-

Проявлять заинтересо-



время?

бини-

ставлений об исто-

века, годы, точку отсчёта

тельности с помощью учи-

ванность в приобретении




рован-

рическом счете

(эру); соотносить годы с

теля и самостоятельно, ис-

и расширении знаний и




ный

времени. Знакомст-

конкретными веками; нахо-

кать средства её осуществ-

способов действий, осу-




урок.

во с правилами оп-

дить и извлекать необходи-

ления; организовывать

ществлять творческий





ределения номера

мую информацию о на-

учебное взаимодействие в

подход к выполнению





века по году.

стоящем нашей страны,

группе; выполнять в группе

заданий.






родного края из текста, ил-

задания по осмыслению







люстраций, карт учебника,

значимого явления настоя-







из дополнительных источ-

щего своей малой Родины,







ников знаний (словари, эн-

нашей страны.







циклопедии, справочники).







36

21.01

С чего начинается Родина?

Ком-бини-рован-ный урок.

Обсуждение роли науки истории в жизни общества и значение изучения истории для кон­кретного человека.

Понимать свою принадлеж­ность к стране, в которой ты родился и живешь; объяс­нять своими слова значе­ние понятий «власть», «правительство».

Находить цель учебной дея­тельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаи­модействие в группе.

Выделять нравственный аспект поведения,соотно­сить поступки с принятыми в обществе нормами.

37

25.01

Память о прошлом. Проверочная работа 1.

УОиСЗ

Знакомство с поня­тием «исторический источник». Обсуж­дение в малых группах вопроса: «Как узнать про­шлое?»

Объяснять значение поня­тия «исторический источ­ник»; приводить примеры исторических источников; рассказывать о том, что может рассказать экспонат исторического музея; объ­яснять и доказывать свою точку зрения в вопросе о том, почему каждому чело­веку важно знать историю своей страны.

Осуществлять поиск учеб­ной информации из расска­за учителя, из материалов учебника, в рабочей тетра­ди, из собственных наблю­дений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; приме­нять для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обоб­щения, классификации.

Испытывать положитель­ное отношение к процес­су учения, к приобрете­нию знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, при­нимать оценки одно­классников, учителя, родителей.

Раздел 2. «Времена Древней Руси. IXXIII века» (5 часов)

38

28.01

Как на Руси появилось государство?

УОНМ

Знакомство со вре­менем образования Древнерусского госу­дарства, с признака­ми, указывающими на начало образова­ния государства; с культурой жителей Древней Руси.

Размещать на ленте времени по соответствую­щим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий, а также известные ученику имена историчес­ких деятелей и памятники культуры.

Адекватно использовать ре­чевые средства для реше­ния задач общения (привет­ствие, прощание, игра, диа­лог); вступать в учебное со­трудничество с учителем и одноклассниками, осущест­влять совместную деятель­ность в паре.

Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор­ческий подход к выпол­нению заданий.

39

1.02

Как на Руси появилось государство?

УОНМ

Самостоятельная работа с текстом учебника. Продол­жение работы над темой.

Отличать друг от друга эпо­хи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять по­следовательность истори­ческих событий во времена Древней Руси.

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Ро­дины, нашей страны (рас­пределить роли, добыть и преобразовать информа­цию, обсудить и договорить­ся об общем ответе, пред­ставить его).

Оценивать жизненные ситуации (поступки лю­дей) с точки зрения об­щепринятых норм:в предложенных ситуациях отмечать конкретные по­ступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.






40

4.02

«Золотые во­рота» в Древ­нюю Русь.

Ком-бини-рован-ный урок.

Самостоятельная работа с текстом учебника. (Основ­ные понятия урока: города - центры культуры Древней Руси, храм в жизни древнерусского го­рода, монастыри, летописи и руко­писные книги.)

Отличать друг от друга эпо­хи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять по­следовательность истори­ческих событий во времена Древней Руси.

Преобразовывать извлечён­ную информацию в соответ­ствии с заданием (выделять главное,сравнивать, выра­жать свое отношение) и представлять её в виде уст­ного или письменного тек­ста, рисунка.

Проявлять желание от­крывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

41

8.02

«За землю Русскую!»

УОНМ

Знакомство с «во­енной историей» Древнерусского государства.

Отличать друг от друга эпо­хи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять по­следовательность истори­ческих событий во времена Древней Руси.

Находить и извлекать необ­ходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополни­тельных источников знаний (словари,энциклопедии, справочники).

Принимать и осваивать социальную роль обу­чающегося; осознавать собственные мотивы учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм.

42

11.02

«Слово о по­гибели Рус­ской земли». Проверочная работа № 2.

Ком-бини-рован-ный урок.

Знакомство с исто­рическим источни­ком «Слово о полку Игореве», с истори­ческим событием -нашествие на Древ­нюю Русь монголов.

Отличать друг от друга эпо­хи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять по­следовательность истори­ческих событий во времена Древней Руси.

Осуществлять поиск учеб­ной информации из расска­за учителя, из материалов учебника; применять для решения учебных задач ло­гические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Оценивать жизненные ситуации (поступки лю­дей) с точки зрения об­щепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные по­ступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.















































Раздел 3. «Времена Московского государства. XIVXVII века» (6 часов)

43

15.02

От Древней Руси к единой России.

УОНМ

Знакомство с эпохой усиления Москов­ского княжества и формирования Московского госу­дарства.

Отличать друг от друга эпо­хи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры,исторических деятелях; рассказывать об основных эпизодах Кули­ковской битвы.

Адекватно использовать ре­чевые средства для реше­ния задач общения. Всту­пать в учебное сотрудниче­ство с учителем и одно­классниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Оценивать жизненные ситуации (поступки лю­дей) с точки зрения об­щепринятых норм:в предложенных ситуациях отмечать конкретные по­ступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

44

18.02

Земля и люди Московского государства.

УОНМ

Сравнение жизни и быта людей Мос­ковской Руси с жиз­нью современников.

Объяснять значения слов «крестьяне», «бояре», «дворяне»,«стрельцы»; характеризовать жизнь лю­дей в Московском государ­стве; рассказывать о значе­нии начала книгопечатания в Московском государстве; на основе текста учебника рассказывать о достижени­ях и изобретениях людей Московского государства.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выпол­нять универсальные логиче­ские действия: анализ, син­тез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Выделять нравственный аспект поведения,соот­носить поступки с приня­тыми в обществе мо­рально-этическими прин­ципами; понимать причи­ны успеха и неудач в собственной учебе.

45

22.02

Москва златоглавая.

Ком-бини-рован-ный урок.

Знакомство с обра­зом Московского Кремля,Красной площади как уни­кальных историче­ских памятников, являющихся следа­ми прошлого, хра­нящих память о важнейших событи­ях Московского государства.

Определять последова­тельность исторических со­бытий, различать эпохи по определенным признакам; с опорой на текст учебника рассказывать об основных событиях в истории нашей страны в XIV-XVI веках; на доступном возрасту уровне давать оценку историче­ским событиям.

Осуществлять поиск учеб­ной информации из расска­за учителя, из материалов учебника, рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения учебных задач логические действия анализа, сравне­ния, обобщения.

Оценивать жизненные ситуации (поступки лю­дей) с точки зрения об­щепринятых норм:в предложенных ситуациях отмечать конкретные по­ступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.






46

25.02

«Хуже грозно­го царя только междуцарст­вие».

Ком-бини-рован-ный урок.

Знакомство с поня­тием «смутное вре­мя», основными ис­торическими собы­тиями 16 века.

Отличать друг от друга эпо­хи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять по­следовательность истори­ческих событий.

Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки с помо­щью учителя.

Определять под руково­дством педагога самые простые правила пове­дения при сотрудничест­ве; понимать причины успеха и неудач в собст­венной учебе.

47

1.03

Повторение.

УОиСЗ

Уточнение роли личности Бориса Годунова в истории России, значения народного ополче­ния, исторических личностей - К. Ми­нина и Д. Пожар­ского.

Объяснять, что такое «смутное время», «ополче­ние»; с опорой на текст учебника рассказывать, по­чему Минин и Пожарский стали народными героями; определять последова­тельность исторических событий.

В диалоге с учителем учить­ся вырабатывать критерии оценки и определять сте­пень успешности выполне­ния своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев.

Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор­ческий подход к выпол­нению заданий.

48

4.03

Контрольная работа №1.

УКЗ

Проверка уровня усвоения изученно­го материала, уме­ния применять по­лученные знания на практике.

Знать обязательный мини­мум (требования программы) изученного материала. Применять полученные зна­ния к конкретной ситуации для ее объяснения, исполь­зовать законы и правила для осмысления своего опыта.

В диалоге с учителем выраба­тывать критерии оценки и оп­ределять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников.

Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор­ческий подход к выпол­нению заданий.

Раздел 4. «Времена Российской империи. XIII - начало XX века» (5 часов)

49

11.03

Пётр Великий.

УОНМ

Знакомство с ос­новными историче­скими событиями, которые происходи­ли в нашей стране во время правления Петра Первого.

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и по­ступки исторических деяте­лей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда; на основе текста учебника характеризо­вать преобразования Петра Первого, их значение для развития России.

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать позна­вательные и учебные зада­чи, выбирать из текста нуж­ную информацию, иллюст­рации, схемы; планировать учебную деятельность на уроке; составлять план ре­шения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Оценивать жизненные ситуации (поступки лю­дей) с точки зрения об­щепринятых норм:в предложенных ситуациях отмечать конкретные по­ступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.







50

15.03

Власть и на­род Россий­ской империи.

Ком-бини-рован-ный урок.

Знакомство с ос­новными историче­скими событиями, которые происходи­ли в нашей стране во время правления Екатерины. Второй.

Объяснять, чем прослави­лась Россия во времена правления Екатерины Вто­рой; определять последо­вательность исторических событий, различать эпохи по определенным призна­кам; иметь представление о том, что такое «крепостное право».

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника.

Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор­ческий подход к выпол­нению заданий.

51

18.03

Как Россия у Европы «училась».

Ком-бини-рован-ный урок.

Знакомство с разви­тием образования и науки в России в начале XVIII века. Сравнение дости­жений культуры России и Европы в 18-19 веках.

Давать характеристику ос­новных особенностей дан­ного исторического перио­да; отличать друг от друга эпохи истории нашей стра­ны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информа­ции о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях.

В диалоге с учителем учить­ся вырабатывать критерии оценки и определять сте­пень успешности выполне­ния своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, со­вершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Оценивать жизненные ситуации (поступки лю­дей) с точки зрения об­щепринятых норм:в предложенных ситуациях отмечать конкретные по­ступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

52

22.03

«Гроза двена­дцатого года».

УОНМ

Знакомство с ос­новными эпизодами Отечественной вой­ны 1812 года (Об­щая картина: кто начал, когда; между какими государст­вами происходила; итоги войны.)

Отличать друг от друга эпо­хи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте; объяснять, почему война 1812 года называется «Отечественной».

Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;планировать учебную деятельность на уроке; составлять план ре­шения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Определять под руково­дством педагога самые простые правила пове­дения при сотрудничест­ве; понимать причины успеха и неудач в собст­венной учебе.









4 четверть (16 часов)



53

1.04

Император-

Ком-

Знакомство с ос-

Отличать друг от друга эпо-

Оценивать результаты соб-

Проявлять заинтересо-



освободитель.

бини-

новными историче-

хи истории нашей страны -

ственного труда и труда то-

ванность в приобретении



Проверочная

рован-

скими событиями,

по их местоположению на

варищей; осуществлять по-

и расширении знаний и



работа № 3.

ный

которые происходи-

ленте времени, а также по

иск учебной информации из

способов действий, твор-




урок.

ли в нашей стране

представленной в тексте и

рассказа учителя, из мате-

ческий подход к выпол-





во время правления

иллюстрациях информации

риалов учебника, в рабочей

нению заданий. Опреде-





Александра II.

о событиях, памятниках

тетради; находить цель

лять под руководством






культуры,исторических

учебной деятельности с по-

педагога самые простые






деятелях; объяснять, когда

мощью учителя и самостоя-

правила поведения при






и почему было отменено

тельно, искать средства её

сотрудничестве.






крепостное право, что из-

осуществления; организо-







менилось в жизни крестьян

вывать учебное взаимодей-







после освобождения.

ствие в группе.


Раздел 5. «Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы» (5 часов)

54

5.04

Россия в огне.

УОНМ

Знакомство с собы-

Отличать друг от друга эпо-

Передавать содержание в

В предложенных ситуа-





тиями Великой Ок-

хи истории нашей страны -

сжатом, выборочном или

циях, опираясь на общие





тябрьской револю-

по их местоположению на

развёрнутом виде; выпол-

для всех простые прави-





ции 1917 года и

ленте времени, а также по

нять универсальные логиче-

ла поведения, делать





Гражданской войны.

представленной в тексте и

ские действия: анализ, син-

выбор, какой поступок





Уточнение понятий

иллюстрациях информации

тез; выбирать основания

совершить.





«революция», «гра-

о событиях, памятниках

для сравнения, сериации,






жданская война».

культуры, исторических

классификации объектов,







деятелях; ориентироваться

устанавливать аналогии и







на исторической карте.

причинно-следственные связи.


55

8.04

Россия в огне.

Ком-

Знакомство с собы-

Отличать друг от друга эпо-

Работать в паре; устанавли-

Проявлять заинтересо-




бини-

тиями Великой Ок-

хи истории нашей страны -

вать причинно-следствен-

ванность в приобретении




рован-

тябрьской револю-

по их местоположению на

ные связи. Осуществлять

и расширении знаний и




ный

ции 1917 года и

ленте времени, а также по

поиск учебной информации

способов действий, твор-




урок.

Гражданской войны.

представленной в тексте и

из рассказа учителя, из ма-

ческий подход к выпол-





Уточнение понятий

иллюстрациях информации

териалов учебника, в рабо-

нению заданий.





«революция», «гра-

о событиях, исторических

чей тетради.






жданская война».

деятелях; ориентироваться








на исторической карте.






56

12.04

«К светлому будущему».

Ком-бини-

рован-ный урок.

Знакомство с разви­тием нашей страны в 20-30-е годы XX века.

Отличать друг от друга эпо­хи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; объяснять свои­ми словами, кто такие «пи­онеры», «комсомольцы», «колхозники».

Осуществлять поиск учеб­ной информации из расска­за учителя, из материалов учебника, в рабочей тетра­ди, из собственных наблю­дений, личного опыта обще­ния с людьми; применять для решения учебных задач логические действия анали­за, сравнения, обобщения.

Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор­ческий подход к выпол­нению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

57

15.04

«Вставай, страна огромная!»

Ком-бини-

рован-ный урок.

Знакомство с собы­тиями Великой Оте­чественной войны как тяжелейшего испытания, выпав­шего на долю всех жителей нашей страны.

Отличать друг от друга эпо­хи истории нашей страны; объяснять на доступном уровне значение победы в Великой Отечественной войне; рассказывать о сво­их родственниках - участ­никах войны.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации; сопоставлять и отбирать информацию, по­лученную из различных ис­точников; самостоятельно определять цель деятель­ности на уроке после пред­варительного обсуждения; планировать учебную дея­тельность на уроке.

Оценивать жизненные ситуации (поступки лю­дей) с точки зрения об­щепринятых норм:в предложенных ситуациях отмечать конкретные по­ступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

58

19.04

«Через тернии к звёздам».

Ком-бини-рован-ный урок.

Самостоятельная работа с тестом учебника, с допол­нительными источ­никами информа­ции. Уточнение представлений о вкладе России в развитие космонав­тики.

Отличать друг от друга эпо­хи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; рассказывать об успехах советской науки в послевоенные годы.

Адекватно использовать ре­чевые средства для реше­ния задач общения; всту­пать в учебное сотрудниче­ство с учителем и одно­классниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжела­тельное отношение к парт­нёрам.

Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор­ческий подход к выпол­нению заданий.





Раздел 6. «Современная Россия» (8 часов)

59

22.04

Я - гражданин России.

Ком-бини-рован-

ный урок.

Объяснение значе­ния символов наше­го государства.

Объяснять значения понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан; узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран; объяснять символический смысл флага, герба, гимна.

Использовать представлен­ную в учебнике информацию для выполнения задания; оценивать своё знание и незнание, умение и неуме­ние (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы реше­ния; высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь до­говориться со своим оппо­нентом.

Самостоятельно опреде­лять и высказывать са­мые простые, общие для всех людей правила по­ведения (основы обще­человеческих нравствен­ных ценностей); пони­мать причины успеха и неудач в собственной учебе.

60

26.04

Власть народа.

УОНМ

Уточнение понятий «государство», «де­мократия», «прези­дент». Работа в ма­лых группах.

Объяснять значение поня­тий «государство», «демо­кратия», а также правила демократического устрой­ства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан; уз­навать государственные символы России среди го­сударственных символов других стран; объяснять символический смысл флага, герба, гимна.

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информа­цию, обсудить и договориться об общем ответе, предста­вить его); самостоятельно определять цель деятельно­сти на уроке после предвари­тельного обсуждения.

В предложенных ситуа­циях, опираясь на общие для всех простые прави­ла поведения, делать выбор, какой поступок совершить; проявлять заинтересованность в приобретении и расши­рении знаний и способов действий.

61

29.04

Кто в государ­стве самый главный?

УОНМ

Продолжение зна­комства с методами управления в со­временных демо­кратических госу­дарствах. Уточне­ние понятия «Госу­дарственная Дума».

Объяснять значение поня­тий «государство», «демо­кратия», а также правила демократического устрой­ства власти в Российской Федерации,связь прав и обязанностей граждан; уз­навать государственные

Преобразовывать извлечён­ную информацию в соответ­ствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выра­жать своё отношение) и представлять её в виде уст­ного или письменного тек­ста, рисунка; совместно с

Испытывать положитель­ное отношение к процес­су учения, к приобрете­нию знаний и умений; принимать оценки одно­классников, учителя, ро­дителей; проявлять заин­тересованность в приоб-











символы России (флаг, герб, гимн) среди государ­ственных символов других стран; объяснять символи­ческий смысл флага (цве­тов), герба (изображений), гимна (фраз).

учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки с помо­щью учителя.

ретении и расширении знаний.

62

3.05

Народы Рос­сии.

Ком-бини-рован-ный урок.

Знакомство и срав­нение двух значе­ний понятия «на­род». Наблюдение за разнообразием культур и обычаев народов, населяю­щих Россию.

Объяснять, чем разные на­роды России отличаются друг от друга, что их объе­диняет; почему нужно ува­жительно относиться к обы­чаям и культуре других на­родов.

Умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание, умение и неумение; предла­гать собственные способы решения учебной задачи.

Испытывать желание от­крывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.

63

6.05

Наш общий дом.

Ком-бини-рован-

ный урок.

Продолжение зна­комства с разнооб­разием культур и обычаев народов, населяющих Россию. Работа с пословицами.

Создавать свой рассказ о России,государственных праздниках, памятниках культуры, используя дан­ные учебника и средств массовой информации.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Принимать социальную роль обучающегося; осознавать собственные мотивы учебной дея­тельности.

64

10.05

Как нам жить.

Ком-

бини-рован-ный урок.

Уточнение пред­ставлений о госу­дарственном уст­ройстве Российской Федерации.

Объяснять, что такое «фе­дерация»; рассказывать, из каких частей состоит Рос­сийская федерация; на дос­тупном уровне объяснять, что означает выражение «Россия - наш общий дом»; что такое «гордость за свою Родину».

Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать учебную деятельность на уроке.

Самостоятельно опреде­лять и высказывать са­мые простые, общие для всех людей правила по­ведения (основы обще­человеческих ценностей).

65

13.05

Повторение. Народы Рос­сии.

УОиСЗ

Работа с дополни­тельными источни­ками информации. Уточнение основных понятий раздела.

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру); соотносить годы с конкретными веками; нахо­дить и извлекать необходи-

мую информацию о на­стоящем нашей страны, родного края из текста, ил­люстраций, карт учебника.

Выполнять универсальные логические действия: ана­лиз, синтез; выбирать осно­вания для сравнения,се-риации, классификации объектов; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

В предложенных ситуа­циях, опираясь на общие для всех простые прави­ла поведения, делать выбор, какой поступок совершить.












.


66

17.05

Повторение.

УОиСЗ

Работа с дополни­тельными источни­ками информации. Уточнение основных понятий раздела.

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру); соотносить годы с конкретными веками; нахо­дить и извлекать необходи-

мую информацию о на­стоящем нашей страны, родного края из текста, ил­люстраций, карт учебника.

Выполнять универсальные логические действия: ана­лиз, синтез; выбирать осно­вания для сравнения,се-риации, классификации объектов; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

В предложенных ситуа­циях, опираясь на общие для всех простые прави­ла поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

67



20.05



Проверочная работа 4.

УОиСЗ

Работа с дополни­тельными источни­ками информации. Уточнение основных понятий раздела.

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру); соотносить годы с конкретными веками; нахо­дить и извлекать необходи-

мую информацию о на­стоящем нашей страны, родного края из текста, ил­люстраций, карт учебника.

Выполнять универсальные логические действия: ана­лиз, синтез; выбирать осно­вания для сравнения,се-риации, классификации объектов; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

В предложенных ситуа­циях, опираясь на общие для всех простые прави­ла поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

68

24.05

Контрольная работа № 2.

УКЗ

Проверка уровня усвоения изученно­го материала, уме­ния применять по­лученные знания на практике.

Знать обязательный мини­мум (требования програм­мы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуа­ции для ее объяснения, ис­пользовать законы и прави­ла для осмысления своего опыта.

В диалоге с учителем учить­ся вырабатывать критерии оценки и определять сте­пень успешности выполне­ния своей работы и работы других учеников.

Определять под руково­дством педагога самые простые правила пове­дения при сотрудничест­ве; понимать причины успеха и неудач в собст­венной учебе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!