Календарно - тематическое планирование составлено на основе авторской программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, А.С. Раутиан и др.
Количество часов за учебный год- 68 ч.
Количество часов в неделю- 2 ч.
1.Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Наша планета Земля, учебник в 2-х ч. - М.:Баласс, 2011
2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М.:Баласс, 2011
3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. - М.:Баласс, 2011
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Предметные результаты | Универсальные учебные действия |
Введение (1 час) |
1 | | | Введение. Как мы будем учиться | Вводный | Знакомство с новым учебником, основными разделами курса, правилами работы на уроке, условными обозначениями в учебниках и тетрадях. Обучение приемам оценивания своей деятельности на уроках | Знание структуры новой учебной книги, её содержания. Умение пользоваться книгой | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Наша планета (3 часа) |
2 | | | Общие слова – понятия | УОНМ | Выделение существенных понятий и некоторых правил, которые позволяют людям объяснять действительность, систематизировать полученныё знания. Формирование умения различать отдельные конкретные предметы и более широкие абстрактные понятия | Знание отличительных свойств природных объектов и изделий. Умение сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства; сравнивать и различать объекты живой или неживой природы, приводить примеры явлений природы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Организовывать учебное взаимодействие в группе; владеть монологической и диалогической формами речи |
3 | | | Из чего состоят все предметы | УОНМ | Содействие развитию умения детей правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит | Знание элементарных сведений о трех состояниях веществ. Умение выделять существенные свойства предметов, сравнивать и различать объекты живой или неживой природы | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владеть монологической и диалогической формами речи |
4 | | | Из чего состоят все предметы. Проверочная работа №1 (20 минут) | Комбини-рованный | Обучение различению твердых веществ, жидкостей и газов. Знакомство со способами превращения вещества из одного состояния в другое | Умение отличать предмет от вещества, из которого он состоит | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников |
Земля и солнце ( часов) |
5 | | | Природные часы | УОНМ | Знакомство с регулярностью (закономерностью) движения небесных тел, прежде всего, Солнца и Луны относительно Земли | Знание связи смены дня и ночи и времен года с вращением Земли; знать о вращении Земли вокруг Солнца. Умение использовать законы и правила для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы; объяснять необходимость наклона оси глобуса | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из словаря, энциклопедий |
6 | | | Календарь и компас. Практичес-кая работа | УОНМ | Расширение кругозора учащихся. Развитие логического мышления и речи | Знание последовательности событий в течение суток; знать о значении вращения Земли вокруг своей воображаемой оси. Умение различать утро, вечер, день, ночь, времена года по основным признакам; пользоваться календарем и часами | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников |
7 | | | Земля имеет форму шара | УОНМ | Знакомство с фактами, свидетельствующими о том, что Земля – огромный шар. Знакомство с понятиями «горизонт», «линия горизонта». Развитие речи и логического мышления учащихся | Знание фактов, доказывающих, что Земля имеет шарообразную форму. Наличие представления о том, что такое горизонт | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом) |
8 | | | Глобус – модель Земли | УОНМ | Закрепление понимания детьми шарообразности Земли. Обучение умению демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси | Знание, что такое глобус, экватор. Умение объяснять раскраску глобуса, показывать параллели и меридианы. Наличие представления о поверхности Земли | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез. Выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов |
9 | | | Повторение. Проверочная работа № 2 по теме «Глобус-модель Земли» (20 минут) | Комбини-рованный | Повторение ранее изученного материала, проверка уровня его усвоения | Знание последовательности событий в течение суток, в течение года. Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы | Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления |
10 | | | Контрольная работа № 1 по теме: «Наша планета» | УКЗ | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания | . Знание основных понятий: глобус, ось, экватор, полюса, полушария, полярные круги, тропики, материки, океаны, компас, природные часы, стороны света, горизонт. Умение применять полученные знания на практике | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев; совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки |
11 | | | Земля в космосе | УОНМ | Знакомство с тем, что регулярность движения Солнца относительно Земли связана с обращением Земли вокруг Солнца и своей оси; с основными типами небесных светил. Закрепление понятия «Солнечная система». Знакомство учащихся с названиями и основными особенностями планет, с причинами такого явления, как «солнечное затмение» | Знание названий планет Солнечной системы | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из сети Интернет. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом) |
12 | | | Притяжение Земли | УОНМ | Знакомство с Законом всемирного тяготения и его основными проявлениями. Познакомить учащихся с интересными фактами из жизни Исаака Ньютона | Наличие представления о Законе всемирного тяготения. Умение объяснять простейшие явления окружающей действительности, связанные с земным притяжением | Объяснять явления, процессы окружающей действительности с позиции общечеловеческих нравственных ценностей |
13 | | | Смена дня и ночи. Практичес-кая работа | Комбини-рованный | Знакомство учащихся со связью смены дня и ночи с вращением Земли вокруг собственной оси, с последовательностью событий в течение суток | Наличие представлений о часовых поясах, о продолжительности дня в разных широтах | Объяснять, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохи |
14 | | | Смена дня и ночи. Проверочная работа № 3 | Комбини-рованный | Знакомство учащихся со связью смены дня и ночи с вращением Земли вокруг собственной оси, с последовательностью событий в течение суток | Наличие представлений о часовых поясах, о продолжительности дня в разных широтах | Объяснять, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие |
15 | | | Смена времен года | | Знакомство учащихся с вращением Земли как причиной смены времен года. Развитие умения давать характеристику времени года по определенному плану. Расширение кругозора учащихся, развитие речи, памяти и мышления учащихся | Знание о связи смены времен года с обращением Земли вокруг Солнца; о том, что прямые солнечные лучи нагревают поверхность Земли больше, чем косые. Умение различать времена года по основным признакам, демонстрировать обращение Земли вокруг Солнца | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
16 | | | Смена времен года | | Знакомство учащихся с вращением Земли как причиной смены времен года. Развитие умения давать характеристику времени года по определенному плану. Расширение кругозора учащихся, развитие речи, памяти и мышления учащихся | Знание о связи смены времен года с обращением Земли вокруг Солнца; о том, что прямые солнечные лучи нагревают поверхность Земли больше, чем косые. Умение различать времена года по основным признакам, демонстрировать обращение Земли вокруг Солнца | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
17 | | | Где на Земле теплее? | УОНМ | Знакомство учащихся с особенностями природных условий различных участков земного шара в зависимости от их расположения на Земле и с характером их освещения солнечными лучами | Умение характеризовать природные условия различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и характером их освещения солнечными лучами | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде |
18 | | | Погода и климат | УОНМ | Обучение умению различать погоду и климат | Знание некоторых признаков, с помощью которых можно предсказать погоду; основных видов осадков и причин их появления | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
19 | | | Погода и климат | УОНМ | Обучение умению различать погоду и климат | Знание некоторых признаков, с помощью которых можно предсказать погоду; основных видов осадков и причин их появления | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
20 | . | | Урок-тренинг. Проверочная работа №4 по теме «Смена времён года» | Комбини-рованный | Обобщение знаний по разделу «Земля и солнце». Повторение ранее изученного материала. Организация проверки уровня его усвоения | Знание обязательного минимума (требований программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
21 | | | Контрольная работа №2 по теме: «Погода и климат» | УКЗ | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания на практике | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Уметь применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки |
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 часов) |
22 | | | План и карта | УОНМ | Знакомство учащихся с отличиями изображения на глобусе и картах, особенностями изображения суши и водной части. Формирование умения ориентироваться на глобусе и карте | Знание понятий «карта» и «глобус»; о том, что глобус – уменьшенная модель Земли; о том, что такое параллели и меридианы, маршрут. Понимание условных обозначений на глобусе и карте. Владение элементарными умениями читать карту (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений). Умение показывать на карте части света, материки и океаны | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи |
23 | | | План и карта. Практичес-кая работа | | Знакомство учащихся с планами и картами. Выработка у учащихся навыков использования планов и карт. Знакомство учащихся с понятием «масштаб», уметь определять масштаб на картах | Наличие понятия о карте и плане. Знание, что такое маршрут. Понимание условных обозначений на плане и карте. Владение элементарными умениями читать карту. Умение показывать на карте части света, материки и океаны | Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Уметь составлять простой и сложный план текста |
24 | | | Глобус и карта | | Знакомство учащихся с глобусом и картой полушарий. Формирование у учащихся умения работать с картой: узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны | Наличие понятия о глобусе. Знание о том, что глобус – уменьшенная модель Земли; знать, что такое параллели и меридианы. Понимать условные обозначения на глобусе. Владеть элементарными умениями читать карту. Умение показывать на глобусе части света, материки и океаны | Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Организовывать учебное взаимодействие в группе |
25 | | | Повторение. Проверочная работа № 5 по теме: «План и карта» | УКЗ | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания на практике | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки |
26 | | | Что изображают на карте | Урок повторе-ния | Формирование у учащихся умения работать с картой; умения узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны | Владение элементарными умениями читать карту (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений) | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде |
27 | | | Что изобра-жают на кар-те. Подготов-ка к проекту «Моя страна» | УОиСЗ | Формирование у учащихся умения работать с картой. Развитие речи, памяти и мышления. Расширение кругозора учащихся | Владение элементарными умениями читать карту (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений) | Выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов |
28 | | | Материки и океаны | УОНМ | Знакомство учащихся с понятиями «часть света», «материк». Формирование умений узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны | Умение работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия; моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи |
29 | | | Повторение. Проверочная работа № 6 по теме: «Материки и океаны» | Комбини-рованный | Повторение ранее изученного материала. Проверка уровня его усвоения | Умение работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия | Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки своей работы |
Формы земной поверхности (7 часов) |
30 | | | Реки и озёра | УОНМ | Знакомство учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводности | Знать особенности гор, равнин, рек, озер, морей, океанов, островов и полуостровов; составные части рек; крупные реки (Волга, Енисей, Дунай, Обь, Урал); особенности озера Байкал; моря России. Умение находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом) |
31 | | | Реки и озёра Практичес-кая работа по проекту «Моя страна» | УОиСЗ | Знакомство учащихся с особенностями озер (пресные – солёные, проточные – бессточные). Формирование у учащихся умения находить важнейшие реки и озера на карте и правильно показывать их | Знание особенностей озера Байкал, морей России. Умение находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны | Отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) |
32 | | | Равнины и горы | УОНМ | Знакомство учащихся с понятием «равнина»; умение на примере равнин связывать воедино различные географические понятия. Знакомство учащихся с изображением равнин на карте | Знать расположение Уральских, Кавказских гор; Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Умение находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны | Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Владение монологической и диалогической формами речи |
33 | | | Как рождаются горы? | УОиСЗ | Формирование умения правильно показывать и называть равнины и горы на карте. Знакомство учащихся с особенностями и природой гор, причинами их возникновения | Умение работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); находить на физической карте и глобусе изучаемые географические объекты и их названия | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ |
34 | | | Повторение. Проверочная работа № 7 по теме : «Реки и озёра» | Комбини-рованный | Повторение ранее изученного материала, проверка уровня его усвоения, умений применять знания на практике | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки |
3 четверть ( 20 часов) |
35 | | | Моря и острова | Комбини-рованный | Знакомство учащихся с особенностями островов и полуостровов. Обучение нахождению островов и полуостровов на карте. Знакомство учащихся с особенностями окружающих сушу соленых водоемов – морей; с животным и растительным миром морей | Наличие представлений о том, что такое море, рифы. Умение показывать на карте моря: Баренцево, Чёрное, Балтийское, Охотское, Берингово; различать острова и полуострова, классифицировать моря по различным свойствам | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки |
36 | | | Моря и острова. Проверочная работа № 8 | Комбини-рованный | Знакомство учащихся с особенностями островов и полуостровов. Обучение нахождению островов и полуостровов на карте. Знакомство учащихся с особенностями окружающих сушу соленых водоемов – морей; с животным и растительным миром морей | Наличие представлений о том, что такое море, рифы. Умение показывать на карте моря: Баренцево, Чёрное, Балтийское, Охотское, Берингово; различать острова и полуострова, классифицировать моря по различным свойствам | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки |
37 | | | «Учимся решать жизненные задачи». Контрольная работа № 3 | УКЗ | Обобщение знаний учащихся по разделу «Что изображают на глобусе и картах». Разви-тие интереса к изучению окружающего мира. Совершенствование умения ориентироваться по карте. Проверка знания учащихся по изученным темам | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта | Уметь принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы |
Земля – наш общий дом (10 часов) |
38 | | | Экологичес-кие системы | УОНМ | Знакомство учащихся с понятием «экосистема», с особой ролью живых организмов на Земле | Знать, что такое экосистема; особенности природных сообществ родного края. Умение давать характеристику экосистемы | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников |
39 | | | Экологичес-кие системы. | Комбини-рованный | Формирование умения давать характеристику экосистеме, определять связи, характерные для той или иной экосистемы | Знать основные природные зоны, о смене природных зон на поверхности Земли. Умение показывать по карте природные зоны, распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов. Организовывать учебное взаимодействие в группе |
40 | | | Природная зональность | УОНМ | Знакомство учащихся с понятием «природная зона» и проявлением природной зональности. Формирование у учащихся умения объяснять закономерное чередование природных зон на территории планеты и связь этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли; умений работать с картой | Знание особенностей природных зон, растительного и животного мира. Умение показывать по карте природные зоны, называть зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте; объяснять особенности каждой зоны, её климата, взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) |
41 | | | Природные зоны холод-ного пояса | УОНМ | Знакомство учащихся с пейзажем природной зоны холодного пояса, её климатом и природными условиями, растительностью и животным миром | Умение узнавать природные зоны по их особенностям, находить их на карте природных зон | Уметь представлять информацию в виде таблиц, схем; передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде |
42 | | | Леса умерен-ного пояса | УОНМ | Знакомство учащихся с пейзажем природной зоны лесов умеренного пояса, её климатом и природными условиями, растительность и животным миром, с отличием хвойных и лиственных лесов | Знание о том, что такое тайга, лиственные леса. Умение называть основных представителей флоры и фауны лесной зоны | Владеть монологической и диалогической формами речи. Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы |
43 | | | Засушливые зоны умерен-ного пояса | УОНМ | Знакомство учащихся с пейзажем природной зоны степей и пустынь, её климатом и природными условиями, растительностью и животным миром; с приспособленностью живых организмов к условиям степей и пустынь, их зависимостью от неживых компонентов. Формирование умения узнавать природные зоны по их особенностям | Знание основных природных зон; особенностей природных зон, растительного и животного мира. Умение показывать по карте природные зоны, распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения; описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения |
44 | | | Путешествие в тёплые края (самостояте-льная подго-товка докла-дов) | Урок-конференция | Знакомство детей с природной зоной жаркого тропического пояса, его особенностями и обитателями. Обучение подготовке сообщений на заданную тему | Умение представлять перед одноклассниками и учителем найденный материал о тропических пустынях и тропических лесах, самостоятельно отбирать учебный и дополнительный материал, составлять план своего выступления | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде |
45 | | | Путешествие в тёплые края (самостояте-льная подго-товка докла-дов) | Урок-конференция | Знакомство детей с природной зоной жаркого тропического пояса, его особенностями и обитателями. Обучение подготовке сообщений на заданную тему | Умение представлять перед одноклассниками и учителем найденный материал о тропических пустынях и тропических лесах, самостоятельно отбирать учебный и дополнительный материал, составлять план своего выступления | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде |
46 | | | Горные экосистемы | УОНМ | Знакомство учащихся с природными условиями, растительностью и животным миром гор, явлением высотной поясности, сменой природных условий по мере подъема вверх | Умение объяснять, что такое высотные пояса, приводить примеры названий горных животных и растений | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
47 | | | Природные катастрофы. | УОиСЗ | Знакомство учащихся с понятием «чрезвычайные ситуации природного характера», с причинами и последствиями возникновения землетрясений | Знание о причинах возникновения природных катастроф, знать правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев |
48 | | | Повторение. Проверочная работа № 9 по теме: «Природные зоны» | Комбини-рованный | Повторение ранее изученного материала. Проверка уровня его усвоения | Знание особенностей различ-ных природных зон, умение находить их на карте, давать краткую характеристику природной зоны | Уметь решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы |
Части света (14 часов) |
49 | | | Люди, города и страны | УОНМ | Знакомство учащихся с особенностями распростра-нения людей по природным зонам, со связью хозяйства человека с природными усло-виями. Развитие речи, памяти и мышления учащихся. Зна-комство учащихся с поли-тической картой мира. Разви-тие у учащихся умения рабо-тать с картой | Знание герба столицы, основных достопримечательностей Москвы. Наличие представления о человечестве. Умение показывать на карте крупнейшие страны и города | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие |
50 | | | Люди, города и страны. Проверочная работа №10 по теме : «Люди, горо-да и страны» | Комбини-рованный | Развитие речи, памяти и мышления учащихся. Знакомство учеников с политической картой мира. Развитие у учащихся умения работать с картой | Знание о том, что такое расы. Умение объяснять причины возникновения сельского хозяйства. Наличие представления о некоторых шагах развития человечества | Уметь работать в паре, давать оценку высказыва-ниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста |
51 | | | Контрольная работа № 4 по теме : «Природная зональность» | УКЗ | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умений применять полученные знания | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применять полученные знания в конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта | Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Вдиалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы |
52 | | | Путешествие тучки по Европе | УОНМ | Знакомство учащихся с важнейшими странами Евро-пы, населяющими их людьми, их достижениями. Формиро-вание у учащихся умения ра-ботать с картой, получать с её помощью необходимую информацию | Умение показывать на карте части света, географические объекты в различных частях света | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде |
53 | | | Путешествие тучки по Европе. Начало работы над проектом «Всемирная выставка» | Комбини-рованный | Расширение кругозора учащихся. Стимулирование познавательной активности учащихся, желания узнавать новое | Знание о том, что такое политическая карта мира. Умение называть и показывать крупнейшие европейские страны: Великобританию, Францию, Италию, Германию, Украину | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи |
54 | | | Азия | УОНМ | Знакомство с важнейшими странами Азии, населяющими их людьми, их достижениями, с родиной некоторых предметов, которые нас окружают. Формирование у учащихся умения работать с картой, получать с её помощью необходимую информацию | Знание особенностей географического расположения Азии. Умение показывать на карте крупнейшие азиатские страны: Китай, Японию и Индию | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Организовывать учебное взаимодействие в группе |
55 | | | Путешествие в дальние страны. Африка | УОНМ | Знакомство учащихся с природой Африки, населяющими её людьми, их достижениями, с родиной некоторых предметов, которые нас окружают. Формирование у учащихся умения работать с картой, получать с её помощью необходимую информацию | Знание особенностей географического расположения Африки. Умение показывать Африку на карте; приводить примеры животных Африки | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Выполнять логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи |
56 | | | Путешествие в дальние страны. Северная Америка (самостояте-льная подго-товка докла-дов) | Комбини-рованный | Знакомство детей с природой и странами Америки, населяющими их людьми, их достижениями. Знакомство детей с историей открытия Америки, интересными фактами жизни Христофора Колумба. Формирование у школьников умения работать с картой; умения получать с её помощью необходимую информацию | Умение находить и показывать на карте континенты и части света, называть представителей животного и растительного мира Северной Америки. Наличие представлений об истории открытия Америки | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Организовывать учебное взаимодействие в группе |
57 | | | Путешествие в дальние страны. Южная Америка (самостояте-льная подго-товка докла-дов) | УОиСЗ | Формирование у учащихся умения работать с картой, получать с её помощью необходимую информацию | Знание представителей животного и растительного мира Южной Америки | Точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалоги-ческой формами речи |
58 | | | Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида. Проверочная работа №11 | УКЗ | Знакомство учащихся с природой и особенностями Австралии и Антарктиды, населяющими их людьми, их достижениями. Формирование у учащихся умения работать с картой; умения получать с её помощью необходимую информацию | Знание особенностей природы Австралии и Антарктиды, животного и растительного мира. Умение узнавать животных по рисункам | Находить цель учебной деятельности, искать средства её осуществления. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы |
59 | | | Россия – наша Родина | УОНМ | Знакомство учащихся с достопримечательностями своей страны, области, района, села. Воспитание любви к родному краю | Знание русских путешественников. Умение использовать различные виды карт для получения информации | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Уметь решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы |
60 | | | Россия – наша Родина. Проверочная работа № 12 | Комбини-рованный | Знакомство учащихся с достопримечательностями своей страны, области, района, села. Развитие речи учащихся. Воспитание любви к родному краю | Знание особенностей климата и рельефа России, известных людей своей страны. Умение называть и показывать на карте свою стану, ее столицу, различать главные достопримечательности России | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом) |
61 | | | Урок- экскурсия «Ориентиро-вание на местности» | Урок- экскурсия | Обучение ориентированию на местности с помощью плана и компаса | Знание правил поведения в природе. Умение фиксировать свои наблюдения, давать характеристику рельефа | Владение монологической и диалогической формами речи. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления |
Наша маленькая планета Земля (2часа) |
62 | | | Наша маленькая планета Земля | УОНМ | Расширение знаний учащихся о нашей планете | Знание о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах её спасения | Давать оценку высказыва-ниям одноклассников, ар-гументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста |
63 | | | Наша маленькая планета Земля. Проверочная работа №13 | Комбини-рованный | Создание условий для понимания детьми следующего факта: могущество человека стало так велико, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий людей | Владение навыками бережного отношения к природе | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие |
Повторение пройденного материала (8 часов) |
64 | | | Урок повто-рения «Наша планета Зем-ля» | УОиСЗ | Обобщение и систематизация знаний, полученных учащимися в ходе изучения курса | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
65 | | | «Учимся решать жизненные задачи». Контрольная работа №5 | УКЗ | Проверить уровень усвоения учащимися изученного материала, умение применять полученные знания | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение использовать законы и правила для осмысления своего опыта | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех учеников, исходя из имеющихся критериев |
66 | | | Повторение изученного за год | УОиСЗ | Обобщение и систематизация знаний, полученных учащимися в ходе изучения курса | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
67 | | | Защита проекта «Всемирная выставка». Повторение изученного за год | Урок повторе-ния | Стимулирование познавательной активности учащихся, интереса к изучению предмета | Умение применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения | Уметь работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста |
68 | | | Повторение изученного за год | Урок повторе-ния | Стимулирование познавательной активности учащихся, интереса к изучению предмета | Умение применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения | Уметь работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста |