№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Вид контроля | Дата проведения |
план | факт |
| | | | предметные | метапредметные | личностные | | | |
Язык и культура |
1 | Язык и культура Русский язык как развивающееся явление. | 1 | Урок общеметодической направленности | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию я систематизации изучаемого предметного содержания: изучение содержания параграфа учебника, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах | тематический контроль | | |
2 | Связь исторического развития языка с историей общества. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию я систематизации изучаемого предметного содержания | тематический контроль | | |
3 | Факторы, влияющие на развитие языка. | 1 | Урок открытия новых знаний | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | текущий | | |
4 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. | 1 | Комбинированный урок | Знать о данных словах с точки зрения происхождении, уметь находить их в словарях | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы | Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. | текущий | | |
5 | Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте | 1 | Комбинированный урок | Знать об изменениях языка с течением времени, уметь находить данные слова в словарях и текстах. | Группировать, классифицироватьслова, на основе существенных признаков, по заданным критериям. | Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | практический | | |
6 | Лексические заимствования последних десятилетий. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать об изменениях языка с течением времени, уметь находить данные слова в словарях и текстах | | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию я систематизации изучаемого предметного содержания | текущий | | |
Культура речи |
7 | Русская орфоэпия. Нормы ударения в причастиях, деепричастия, наречиях. | 1 | Урок систематизации знаний | Обобщать изученные ранее темы, - обучиться моделировать и использовать в речи причастие, деепричастие и наречия | Развивать навыки самоорганизации, умение определять цель предстоящей познавательной деятельности, ее вид, уровень сложности, пути достижения ожидаемого результата | Развитие самосознания, позитивной самооценки, работа над развитием и совершенствованием собственной речи. | тематический контроль | | |
8 | Основные лексические нормы. Паронимы и точность речи. | 1 | Комбинированный | Освоить базовых понятий лингвистики: лексических норм русского языка; | Развивать пособность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; | Развитие достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | тематический контроль | | |
9 | Грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 | Урок закрепления знаний и формирования умений и навыков, урок-практикум | Обобщение изученных ранее тем, моделирование и использование грамматически правильных оборотов речи. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы | Развитие достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств | тематический контроль | | |
10 | Грамматические ошибки в образовании формы глагола, причастий, деепричастий, наречий. | 1 | Урок-практикум | Моделирование и использование грамматически правильных оборотов речи. | Развивать навыки самоорганизации, умение определять цель предстоящей познавательной деятельности, ее вид, уровень сложности, пути достижения ожидаемого результата | Развитие самосознания, позитивной самооценки, работа над развитием и совершенствованием собственной речи | тематический контроль | | |
11 | Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения. | 1 | Комбинированный | Обогащать учащихся знаниями о культуре общения, о русском речевом этикете и речевом этикете; запомнить правила речевого общения, используемые в коммуникативных ситуациях приветствия и знакомства | Развивать умение вежливо и правильно обращаться к окружающим с приветствием, соблюдать правила знакомства, умение анализировать ситуацию речевого общения и в соответствии с ней выбирать необходимые языковые средства | Развитие эмоционально-чувственой сферы личности, воспитание уважительного, доброжелательного отношения к окружающим, формирование культурологической и коммуникативной компетенции | тематический контроль | | |
12 | Невербальный (несловесный) этикет общения. | 1 | Комбинированный | Обогащать учащихся знаниями о культуре общения, о русском речевом этикете и речевом этикете | Соблюдать правила знакомства, умение анализировать ситуацию речевого общения и в соответствии с ней выбирать необходимые языковые средства | Развитие эмоционально-чувственой сферы личности, воспитание уважительного, доброжелательного отношения к окружающим, формирование культурологической и коммуникативной компетенции | текущий | | |
Речь. Речевая деятельность. Текст. |
13 | Язык и речь. Традиции русского речевого общения. | 1 | Комбинированный | Формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике. | Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему | Создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; прививать учащимся любовь к русскому языку, поощрять интерес к новым знаниям. | текущий | | |
14 | Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. | 1 | | Получить представление о речевом общении (речевой коммуникации), речевой ситуации, речевой задаче; расширение знаний об основных особенностях устной и письменной речи; повторить основные виды речевой деятельности | Развивать навыки самоорганизации, умение определять цель предстоящей познавательной деятельности, ее вид, уровень сложности, пути достижения ожидаемого | Развитие самосознания, позитивной самооценки, работа над развитием и совершенствованием собственной речи | текущий | | |
15 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор | 1 | | Формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать). | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, уметь вести беседу, спор. | Развитие самосознания, позитивной самооценки, работа над развитием и устныйсовершенствованием собственной речи, владение навыками культуры ведения спора. | комбинированный | | |
16 | Публицистический стиль. Путевые записки. | 1 | Урок- исследование | Уметь находить текст публицистического стиля по признакам | Создавать рассуждение на лингвистическую тему | Совершенствовать свои языковые способности и применять их в речевой ситуации. | фронтальный | | |
17 | Язык художественной литературы. Притча | 1 | Урок- исследование | Уметь создавать текст-притчу | | Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства, чутко воспринимать отношение к процессу познания | тематический контроль | | |