| 37 | Устаревшие слова. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать определение устаревших слов; причины устаревания слов; содержание понятий «историзм» и «архаизм»; способ обозначения устаревших слов в толковом словаре; роль использования устаревших слов в художественных произведениях; находить устаревшие слова в тексте, в толковом словаре; разграничивать историзмы и архаизмы; находить ошибки в понимании устаревших слов; | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с точки зрения его лексического состава | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию. | предварительный | | |
| 38 | Р/Р Словари. | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Знать о разных видах лексических словарей, об их назначении; составлять словарные статьи. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию | текущий | | |
| 39 | Р/Р Семинар «Как это по-русски?» | 1 | Урок развивающего контроля | Научиться составлять словарную статью, конструировать текст типа речи описание по алгоритму выполнения задания | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию | текущий | | |
| 40 | Обобщающий урок по теме «Лексика» | 1 | Урок систематизации и обобщения | Научиться применять правила написания гласных и согласных в корне и окончании, определять часть речи, тему текста, его основную мысль | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала | Способность к самооценке. | текущий | | |
| 41 | Контрольная работа по теме «Лексика» | 1 | Урок развивающего контроля | Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы | Способность к самооценке | тематический | | |
| ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5 ч.) |
| 42 | Фразеологизмы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать содержание понятия «фразеологизм», лексические значения фразеологизмов, о синонимии и антонимии фразеологизмов; опознавать фразеологизмы по их признакам; подбирать к указанным словам фразеологизмы-синонимы; употреблять фразеологизмы в речи; определять синтаксическую функцию фразеологизмов. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; осознание отражения во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию. | предварительный | | |
| 43 | Р/Р Источники фразеологизмов. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать источники происхождения фразеологизмов; определять источник появления фразеологизмов в языке; заменять указанные свободные сочетания слов фразеологизмами; подбирать толкование к указанным фразеологизмам; употреблять их в речи. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста лингвистического описания | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; осознание отражения во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию. | текущий | | |
| 44 | Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи». | 1 | Урок систематизации и обобщения | Научиться определять структуру и значение фразеологизмов, составлять текст с использованием фразеологизмов | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста лингвистического описания | Способность к самооценке. | текущий | | |
| 45 | Р/Р Составление сообщения о возникновении фразеологизма (на выбор). | 1 | Урок развития речи | Осуществлять анализ готового материала; фиксировать свои наблюдения; подбирать ключевые слова, словосочетания по теме; пользоваться собранным материалом для создания собственного текста. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию. | текущий | | |
| 46 | Контрольная работа по теме «Фразеология. Культура речи» | 1 | Урок развивающего контроля | Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; распознавать фразеологизмы в тексте; заменять указанные свободные сочетания слов фразеологизмами; подбирать толкование к указанным фразеологизмам; употреблять их в речи | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий | Способность к самооценке | тематический | | |
| СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (28ч .) |
| 47, 48 | Морфемика и словообразование. | 2 | Урок актуализации знаний и умений | Научиться выделять состав слова и определять путь (способ) его образования | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова | Осознавать возможность русского языка для самовыражения и развития творческих способностей. | текущий | | |
| | |
| II четверть |
| 49 | Р/Р Описание помещения. | 1 | Урок развития речи | Научиться составлять план текста-описания помещения, определять композиционные и языковые признаки типа речи | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования текста | Осознание эстетической ценности русского языка. | текущий | | |
| 50, 51 | Основные способы образования слов в русском языке. | 2 | Комбинированный урок | Знать морфемные способы образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный); способ образования слов путём сложения основ, слов, перехода одной части речи в другую; знать об изменении лексического значения слова при образовании нового слова | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей. | предварительный | | |
| | |
| 52 | Практикум по словообразованию | 1 | Урок развивающего контроля | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Способность к самооценке. | текущий | | |
| 53, 54 | Р/Р Этимология слов. | 2 | Комбинированный урок | Знать предмет изучения этимологии, свободно пользоваться этимологическим словарём | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста (словарной статьи) | Интерес к изучению языка. | текущий | | |
| | |
| 55 | Контрольный тест по теме «Морфемика и словообразование» | 1 | Урок развивающего контроля | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы | Способность к самооценке. | текущий | | |
| 56, 57 | Р/Р Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 2 | Урок развития речи | Научиться находить и выделять композиционные и языковые особенности текста-описания, находить сказуемое в предложении | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста-описания | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию. | текущий | | |
| | |
| 58 | Буквы а и о в корнях -кос- - - кас-. | 1 | Комбинированный урок | Знать правила написания букв а и о в корнях -кас- и -кос-, -гар- и -гор-, -зар- и -зор-; | объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе определения условия правописания корня | Интерес к изучению языка | текущий | | |
| 59 | Буквы а и о в корнях - -гор- - - гар-. | 1 | | |
| 60 | Буквы а и о в корнях -зор- - - зар-. | 1 | | |
| 61 | Буквы ы и и после приставок. | 1 | Комбинированный урок | Знать правило написания букв ы и и после приставок; знать об употреблении буквы и после приставок меж- и сверх-; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Интерес к изучению языка. | текущий | | |
| 62, 63, 64 | Гласные в приставках пре- и при-. | 3 | Комбинированный урок | Знать правило написания гласных в приставках пре- и при-, словарные слова; правописание слов с трудно определяемым значением приставок пре- и при-, список слов, в которых пре- и при- являются частью корня; | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов с приставками пре- и при- | Интерес к изучению языка. | текущий | | |
| | |
| | |
| 65 | Соединительные гласные о и е в сложных словах. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать сложение основ как способ образования слов; сложные слова и их строение; условия выбора соединительных гласных о и е в сложных словах; образовывать сложные слова; | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования сложных и сложносокращённых слов | Интерес к изучению языка. | текущий | | |
| 66 | Сложносокращённые слова. | 1 | Комбинированный урок | Знать определение сложносокращённых слов; способы сокращения слов; определять род, правильно произносить сложносокращенные слова, расшифровывать их. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования сложных и сложносокращённых слов | Интерес к изучению языка. | текущий | | |
| 67, 68 | Р/Р Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро». Написание сочинения по картине | 2 | Урок развития речи | Определять основную мысль текста сочинения; особенности описания интерьера в жилом доме; сложный план; создавать текст сочинения-описания изображённого на картине. | Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию | текущий | | |
| | |
| 69 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. Контрольный словарный диктант. | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Знать понятия «морфемный разбор слова», «словообразовательный разбор слова»; различия между морфемным и словообразовательным разборами; порядок морфемного разбора слова; определять способ словообразования; строить словообразовательные цепочки; | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Стремление к совершенствованию собственной речи. | тематический | | |
| 70, 71, 72, | Обобщающие уроки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | 3 | Урок систематизации и обобщения | Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; группировать слова по способу их образования; правильно писать слова с изученными в разделе видами орфограммам; | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, текста | Способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| | |
| 73 | Контрольный диктант по теме «Словообразование» | 1 | Урок контроля | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся ошибки и отработать их | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы | Способность к самооценке | тематический | | |
| 74 | Контрольный тест | 1 | | |
| МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (122 ч.) |
| ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (25 ч.) |
| 75, 76, 77 | Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи. | 3 | Урок актуализации знаний и умений | Знать предмет изучения морфологии; что обозначает существительное; постоянные и непостоянные признаки существительных; синтаксическую роль существительных; правило правописания гласных в падежных окончаниях существительных | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи | Интерес к изучению языка, способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| | |
| 78 | Разносклоняемые имена существительные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать перечень разносклоняемых имён существительных, особенности их склонения; | предварительный | | |
| 79 | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Знать правило употребления буквы е в безударном суффиксе -ен- существительных на -мя; употреблять существительные на -мя в указанных падежах; правильно писать существительные на -мя; | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Интерес к изучению языка; способность к самооценке | текущий | | |
| 80 | Р/Р Русские имена | 1 | Урок развития речи | Знать цели и особенности устного публичного выступления; структуру публичного выступления; различные сферы употребления устной публичной речи; составлять устное публичное выступление в соответствии с целью и ситуацией общения; использовать рабочие материалы. | Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста | Стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса | текущий | | |
| 81, 82 | Несклоняемые имена существительные. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать склонение существительных; понятие и лексические группы несклоняемых существительных; правильно употреблять их в речи | Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| 83 | Род несклоняемых имён существительных. | 1 | Комбинированный урок | Знать способы определения рода несклоняемых существительных; знать о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными в роде; определять род несклоняемых существительных. | Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| 84 | Имена существительные общего рода. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать группы существительных общего рода; род существительных, обозначающих одновременно профессию лиц мужского и женского пола; ;правильно употреблять в речи существительные общего рода и существительные, обозначающие лиц по профессии. | Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе анализа текста | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | предварительный | | |
| 85 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Знать порядок морфологического разбора имени существительного. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного. | Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора слова | Стремление к совершенствованию собственной речи | текущий | | |
| 86 | Р/Р Сочинение-описание впечатлений. | 1 | Урок развития речи | Определять основную мысль текста сочинения; использовать композиционные элементы текста- описания; определять ключевые слова текста; создавать собственный текст-описание по личным впечатлениям. | Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию | текущий | | |
| 87 | Проверочная работа по теме | 1 | Урок контроля | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся ошибки | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения текста | Способность к самооценке | тематический | | |
| 88, 89 | Не с именами существительными. | 2 | Комбинированный урок | Знать условия выбора написания не с именами существительными и правильно писать их | Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе решения задачи | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| 9 0, 91 | Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). | 2 | Комбинированный урок | Знать условия выбора букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик); правильно употреблять буквы ч и щ в суффиксе | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний и анализа текста | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| 92 | Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. | 1 | Комбинированный урок | Знать условия выбора гласных в суффиксах существительных -ек и –ик; употреблять существительные их в речи | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний и анализа теста | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| 93, 94 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | 2 | Комбинированный урок | Знать условия выбора гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных; правильно писать гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных; | | |
| | |
| 95 | Проверочная работа по теме | 1 | Урок контроля | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся ошибки | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения теста | Способность к самооценке | тематический | | |
| III четверть |
| 96, 97, 98 | Обобщающие уроки по теме «Имя существительное» | 3 | Урок систематизации и обобщения | Отвечать на контрольные вопросы по разделу; группировать слова по способу образования; правильно писать слова с изученными видами орфограмм | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| | |
| 99 | Контрольный диктант по теме | 1 | Урок контроля | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; отработать их | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольного диктанта | Способность к самооценке | текущий | | |
| ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (29 ч.) |
| 100, 101 | Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи | 2 | Урок актуализации знаний и умений | Знать характеристику прилагательного по значению, по постоянным и непостоянным признакам, синтаксической роли | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательного | Интерес к изучению языка. | текущий | | |
| | |
| 102, 103 | Р/Р Описание природы. | 2 | Урок развития речи | Знать структуру текста описания; содержание понятия «пейзаж»; описание природы в художественном стиле; об использовании выразительных средств в описании | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения творческой работы | Интерес к созданию текста; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств | текущий | | |
| | |
| 104, 105, 106 | Степени сравнения имён прилагательных. | 3 | Комбинированный урок | Знать содержание понятия «степени сравнения имён прилагательных»; способы образования сравнительной и превосходной степени сравнения прилагательных | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования степеней сравнения прилагательных | Интерес к изучению языка. Способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| | |
| 107 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 1 | Комбинированный урок | Знать основу деления прилагательных на три разряда; определение качественных прилагательных, их грамматические признаки; распознавать качественные прилагательные в тексте; доказывать принадлежность прилагательного к разряду качественных; определять синтаксическую роль качественных прилагательных; | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования части речи | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; | текущий | | |
| 108 | Р/Р Сочинение-описание местности | 1 | Урок развития речи | Научиться составлять план текста-описания помещения, определять композиционные и языковые признаки типа речи | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования | Осознание эстетической ценности русского языка. | текущий | | |
| 109, 110 | Относительные прилагательные. | 2 | Комбинированный урок | Знать определение относительных прилагательных, их смысловые и грамматические признаки; различать разряды прилагательные. | Интерес к изучению языка. Способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| 111 | Р/Р Выборочное изложение | 1 | Урок развития речи | Знать о роли деталей в художественном описании. Уметь составлять план исходного текста; создавать текст на основе исходного. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования | Интерес к пересказу исходного текста; стремление к речевому самосовершенствованию | текущий | | |
| 112 | Притяжательные прилагательные. | 1 | Комбинированный урок | Знать определение притяжательных прилагательных; структурные особенности притяжательных прилагательных; об употреблении разделительного ь в притяжательных прилагательных | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста презентации теоретического материала | Интерес к изучению языка. Способность к самооценке. | текущий | | |
| 113 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Комплексный урок | Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного. | Стремление к совершенствованию собственной речи. Способность к самооценке. | текущий | | |
| 114 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок контроля | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся ошибки | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения проверочной работы | Способность к самооценке | тематический | | |
| 115, 116 | Не с прилагательными. | 2 | Комбинированный урок | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с именами прилагательными | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения и закрепления материала | Интерес к изучению языка. Способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| 117 | Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных. | 1 | Комбинированный урок | Знать условия выбора гласных о и е после шипящих в суффиксах прилагательных | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения изученного правила | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| 118 | Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных» | 1 | Урок контроля | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе выполнения проверочной работы | Способность к самооценке | тематический | | |
| 119, 120 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Словарный диктант. | 2 | Комбинированный урок | Знать условия выбора одной и двух букв н суффиксах прилагательных; знать слова- исключения | Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| 121 | Р/Р Описание игрушки | 1 | Урок развития речи | Научиться составлять план текста-описания помещения, определять композиционные и языковые признаки типа речи | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования текста | Осознание эстетической ценности русского языка. | текущий | | |
| 122 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. | 1 | Комбинированный урок | Знать условия различения на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-; правильно образовывать прилагательные с данными суффиксами | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слова, анализа текста | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| 123, 124 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 2 | Комбинированный урок | Знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных, правильно образовывать сложные прилагательные | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слова, анализа текста | Интерес к изучению языка; способность к самооценке | текущий | | |
| | |
| 125 | Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Написание сложных прилагательных» | 1 | Урок контроля | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе выполнения проверочной работы | Способность к самооценке | тематический | | |
| 126, 127 | Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Контрольный тест | 2 | Урок систематизации и обобщения | Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; подбирать примеры; выполнение теста. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Способность к самооценке | текущий | | |
| | |
| 128 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок контроля | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы | Способность к самооценке. | тематический | | |
| 129 | Р/Р Публичное выступление на тему «Народные промыслы». | 1 | Урок развития речи | Знать цели и особенности устного публичного выступления; составлять устное публичное выступление в соответствии с целью и ситуацией общения | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста | Интерес к созданию текста; достаточный объём словарного запаса при создании текста устного выступления. | текущий | | |
| ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (15 ч.) |
| 130 | Имя числительное как часть речи. | 1 | Комбинированный урок | Знать характеристику числительного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; употреблять числительные в речи. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| 131 | Простые и составные числительные. | 1 | Комбинированный урок | Знать о делении числительных на простые и составные; записывать числа словами; правильно произносить числительные. | Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| 132 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 | Комбинированный урок | Знать условия выбора мягкого знака на конце и в середине числительных | Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| 133 | Порядковые числительные. | 1 | Комбинированный урок | Знать значение порядковых числительных, особенности их склонения; сочетать с существительными | Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе составления сравнительной таблицы | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| 134 | Разряды количественных числительных. | 1 | Комбинированный урок | Знать разряды количественных числительных, их различие и употребление в речи | Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе составления сравнительной таблицы | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| 135, 136 | Числительные, обозначающие целые числа. | 2 | Комбинированный урок | Знать об употреблении буквы и в падежных окончаниях числительных; особенности склонения количественных числительных | Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний и выполнения лабораторной работы | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| 137 | Дробные числительные. | 1 | Комбинированный урок | Знать структуру дробных числительных; особенности их склонения | Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний и выполнения лабораторной работы | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| 138 | Собирательные числительные. | 1 | Комбинированный урок | Знать значение собирательных числительных; группы существительных, с которыми сочетаются собирательные числительные, склонение | Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе работы со словарём | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| 139 | Р/Р Употребление числительных в речи | 1 | Урок развития речи | Определять основную мысль текста сочинения; создавать юмористический рассказ по рисунку. | Объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе конструирования текста | Интерес к созданию текста; достаточный объём словарного запаса при создании текста | текущий | | |
| 140 | Проверочная работа по теме «Имя числительное» | 1 | Урок контроля | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе выполнения проверочной работы | Способность к самооценке | тематический | | |
| 141 | Морфологический разбор имени числительного. | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Знать порядок морфологического разбора имени числительного. Уметь производить морфологический разбор имени числительного. | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора числительного | Стремление к совершенствованию собственной речи. Способность к самооценке. | текущий | | |
| 142 | Обобщающий урок по теме «Имя числительное». | 1 | Урок систематизации и обобщения | Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; подбирать примеры | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста и выполнения контрольной работы | Способность к самооценке. | текущий | | |
| 143 | Контрольная работа по теме «Имя числительное» | 1 | Урок контроля | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста и выполнения контрольной работы | Способность к самооценке. | текущий | | |
| 144 | Р/Р Публичное выступление на тему «Береги природу!» | 1 | Урок развития речи | Составлять устное публичное выступление в соответствии с целью и ситуацией общения | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста и выполнения контрольной работы | Достаточный объём словарного запаса при создании текста устного выступления. | текущий | | |
| МЕСТОИМЕНИЕ (23 ч.) |
| 145 | Местоимение как часть речи. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать характеристику местоимений по значению, его морфологические признаки и синтаксическую роль; исправлять недочёты в употреблении местоимений. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с местоимениями | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | текущий | | |
| 146, 147 | Личные местоимения. | 2 | Комбинированный урок | Знать особенности склонения личных местоимений; правило написания предлогов с личными местоимениями; знать о появлении буквы н у местоимений 3-го лица | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с местоимениями | Использование норм речевого этикета в собственной речевой практике; способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| 148 | Возвратное местоимение себя. | 1 | Комбинированный урок | Знать значение и морфологические особенности возвратного местоимения себя, его синтаксическую функцию | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста | Интерес к изучению языка; способность к самооценке | текущий | | |
| 149 | Р/Р Рассказ по рисункам | 1 | Урок развития речи | Знать особенности рассказа как жанра функционально-смыслового типа речи повествования; композицию повествования; осуществлять осознанный выбор языковых средств | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию | текущий | | |
| 150 | Вопросительные местоимения. | 1 | Комбинированный урок | Знать значение, морфологические особенности и синтаксическую функцию вопросительных и относительных местоимений; особенности их склонения | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфемного анализа слов, выполнения сравнительного анализа | Интерес к изучению языка. Способность к самооценке. | текущий | | |
| 151 | Относительные местоимения | 1 | Комбинированный урок | Знать значение, морфологические особенности и синтаксическую функцию вопросительных и относительных местоимений; особенности их склонения | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфемного анализа слов, выполнения сравнительного анализа | Интерес к изучению языка. Способность к самооценке. | текущий | | |
| 152 | Неопределенные местоимения. | 1 | Комбинированный урок | Знать значение, особенности образования и склонения неопределенных местоимений; их правописание | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфемного анализа слов, выполнения сравнительного анализа | Интерес к изучению языка. Способность к самооценке. | текущий | | |
| 153, 154 | Отрицательные местоимения. | 3 | Комбинированный урок | Знать значение, особенности образования и склонения отрицательных местоимений; их правописание | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфемного анализа слов, выполнения сравнительного анализа | Интерес к изучению языка. Способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| IV четверть |
| 155 | Отрицательные местоимения. | | Комбинированный урок | Знать значение, особенности образования и склонения отрицательных местоимений; их правописание | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфемного анализа слов, выполнения сравнительного анализа | Интерес к изучению языка. Способность к самооценке. | текущий | | |
| 156 | Притяжательные местоимения. | 1 | Комбинированный урок | Знать значение, морфологические особенности и синтаксическую функцию притяжательных местоимений; их употребление | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования морфологических признаков слов | Использование норм речевого этикета в собственной речевой практике; способность к самооценке. | текущий | | |
| 157, 158 | Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение. | 2 | Урок развития речи | Знать особенности рассуждения как типа речи; композицию (тезис, аргумент, вывод); создавать текст-рассуждение | Объяснять языковые явления, процессы, отношения, выявляемые в ходе конструирования текста | Интерес к созданию собственного текста | текущий | | |
| | |
| 159 | Указательные местоимения. | 1 | Комбинированный урок | Знать особенности склонения указательных местоимений | Объяснять явления, выявляемые в ходе исследования местоимений | Интерес к изучению языка. Способность к самооценке. | текущий | | |
| 160 | Р/Р Текст и план текста | 1 | Урок развития речи | Определять тип речи текста; составлять план предложенного текста. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Достаточный объём словарного запаса при создании текста устного выступления, стремление к речевому самосовершенствованию | текущий | | |
| 161 | Определительные местоимения. | 1 | Комбинированный урок | Знать значение, морфологические особенности и синтаксическую функцию определительных местоимений | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Достаточный объём словарного запаса при создании текста устного выступления, стремление к речевому самосовершенствованию | текущий | | |
| 162 | Местоимения и другие части речи. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать, что местоимения выделяются по признаку сходства с другими частями речи; определять, какие местоимения замещают другие части речи | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста публичного выступления | Интерес к изучению языка. Способность к самооценке. | текущий | | |
| 163 | Морфологический разбор местоимения. | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Знать порядок морфологического разбора местоимения. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста | Стремление к совершенствованию собственной речи. Способность к самооценке. | текущий | | |
| 164 | Р/Р Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители» | 1 | Урок развития речи | Знать композицию текстов всех функционально-смысловых типов речи (описание, повествование, рассуждение), их языковые особенности | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию | текущий | | |
| 165, 166 | Обобщающие уроки по теме «Местоимение». | 2 | Урок систематизации и обобщения | Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; подбирать примеры | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста и выполнения контрольной работы | Способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| 167 | Контрольная работа по теме «Местоимение» | 1 | Урок контроля | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста и выполнения контрольной работы | Способность к самооценке. | тематический | | |
| ГЛАГОЛ (30 ч.) |
| 168, 169, 170 | Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи. | 3 | Урок актуализации знаний и умений | Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; правильно употреблять глаголы в речи. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста | Интерес к изучению языка. | текущий | | |
| | |
| | |
| 171 | Р/Р Сочинение по рисункам и данному началу | 1 | Урок развития речи | Знать особенности рассказа как жанра повествования; находить речевые недочёты в собственном тексте. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию | текущий | | |
| 172 | Повторение: способы образования глаголов | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Правильно отвечать на вопросы по изученному разделу; подбирать примеры | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста | Способность к самооценке. | текущий | | |
| 173 | Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе» | 1 | Урок контроля | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе выполнения проверочной работы | Способность к самооценке | тематический | | |
| 174 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | Комбинированный урок | Знать особенности спряжения глаголов хотеть, бежать, есть, дать; употребление разноспрягаемых глаголов в речи | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста | Стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке. | текущий | | |
| 175, 176, 177 | Глаголы переходные и непереходные | 3 | Комбинированный урок | Знать особенности сочетаемости переходных и непереходных глаголов; знать о непереходности возвратных глаголов | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста | Стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса | | | |
| | |
| | |
| 178 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. | 1 | Комбинированный урок | Знать об изменении глаголов по наклонениям; изъявительное наклонение и его формы | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе исследования наклонения глаголов | Интерес к изучению языка. Способность к самооценке | текущий | | |
| 179 | Р/Р Изложение. | 1 | Урок развития речи | Знать композицию рассказа, порядок следования частей рассказа. Уметь составлять план исходного текста | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе компрессии текста | Интерес к пересказу исходного текста | текущий | | |
| 180, 181 | Условное наклонение. | 2 | Комбинированный урок | Знать об образовании форм глаголов в условном наклонении; об изменении глаголов | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов в условном и повелительном наклонении | Способность к самооценке; выразительное чтение стихотворного текста. | текущий | | |
| | |
| 182, 183, 184 | Повелительное наклонение. | 3 | Комбинированный урок | Знать об оттенках значения действий, обозначаемых глаголами в повелительном наклонении; об особенностях образования форм глаголов в повелительном наклонении; | | | |
| | |
| | |
| 185 | Р/Р Сочинение по рисункам. | 1 | Урок развития речи | Знать особенности рассказа как жанра функционально-смыслового типа речи повествования | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе конструирования текста | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию | текущий | | |
| 186, 187 | Употребление наклонений. Контрольный словарный диктант. | 2 | Урок комплексного применения знаний и умений | Знать об употреблении форм одних наклонений в значении других, об употреблении неопределенной формы глаголов (инфинитива) в значении повелительного наклонения; определять наклонение | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов | Способность к самооценке; выразительное чтение стихотворного текста; осознание роли интонации в выражении мыслей и чувств. | текущий | | |
| | |
| 188 | Проверочная работа по теме «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глаголов» | 1 | Урок контроля | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе выполнения проверочной работы | Способность к самооценке | текущий | | |
| 189, 190 | Безличные глаголы. | 2 | Комбинированный урок | Знать определение безличных глаголов, их формы, лексическое значение; знать об употреблении безличных глаголов в речи | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов | Интерес к изучению языка. Способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| 191 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Знать порядок морфологического разбора глагола. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) глагола. | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов | Стремление к совершенствованию собственной речи. Способность к самооценке | текущий | | |
| 192 | Р/Р Рассказ на основе услышанного. | 1 | Урок развития речи | Создавать текст сочинения-повествования с включением рассказа на основе услышанного. | Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе конструирования текста | Интерес к созданию текста; стремление к речевому самосовершенствованию | текущий | | |
| 193 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 | Комбинированный урок | Знать условия выбора гласных букв в суффиксах глаголов -ова- (-ева- )/-ыва- (-ива-) | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов проверки орфограмм и применения правил | Интерес к изучению языка. Способность к самооценке. | текущий | | |
| 194 | Проверочная работа по теме | 1 | Урок контроля | Проверить степень усвоения пройденного материала; орфографические и пунктуационные навыки | Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе выполнения работы | Способность к самооценке | текущий | | |
| 195, 196 | Обобщающие уроки по теме «Глагол» | 2 | Урок систематизации и обобщения | Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; составлять сложный план сообщения о глаголе как части речи; правильно писать слова с изученными орфограммами | Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе повторения темы | Способность к самооценке; выразительное чтение стихотворного текста. | текущий | | |
| | |
| 197 | Контрольная работа по теме «Глагол» | 1 | Урок контроля | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста и выполнения контрольной работы | Способность к самооценке | тематический | | |
| ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 - 6 КЛАССАХ (8 ч.) |
| 198 | Разделы науки о языке. Орфография. | 1 | Урок систематизации и обобщения | Знать основные единицы языка, изученные в 5 и 6 классах; разделы науки о языке, изучающие эти единицы | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и составления текста | Способность к самооценке | текущий | | |
| 199 | Пунктуация. | 1 | Урок систематизации и обобщения | Правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложении | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и составления текста | Осознание роли пунктуации в письменной речи. | текущий | | |
| 200 | Лексика и фразеология. | 1 | Урок систематизации и обобщения | Знать предмет изучения лексики, фразеологии | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста | Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку. | текущий | | |
| 201 | Словообразование. | 1 | Урок систематизации и обобщения | Знать предмет изучения словообразования; морфемы; основные способы образования слов | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста | Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов | текущий | | |
| 202, 203 | Морфология. Синтаксис | 2 | Урок систематизации и обобщения | Знать предмет изучения морфологии и синтаксиса; отличие словосочетания от предложения; | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Способность к самооценке. | текущий | | |
| | |
| 204 | Итоговый контроль | 1 | Урок контроля | Проверка степени усвоения пройденного; проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы | Способность к самооценке. | итоговый | | |