№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Дата проведения |
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (2ч) | План | Факт |
1. | Русский язык - один из развитых языков мира | Умение самостоятельно искать и выделять необходимую информации; формирование стартовой мотивации к изучению предмета. | | |
2. | Язык, речь, общение. Ситуация общения. | Понимание главной функции языка как средства общения, компонентов; знание термина ситуация общения, компонентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группах. | | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (13ч) | |
3. | Фонетика. Орфоэпия. | Владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах. | | |
4. | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. | Знание порядка морфемного разбора слов; умения выделять морфемы в словах обнаруживать и объяснять орфограммы в разных морфемах, выразительно читать, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследовательской деятельности. | | |
5. | Проверочная работа по темам «Фонетика», « Морфемика» | Владение навыками фонетического и морфемного анализа слов; умения применять полученные знания на практике, работать с текстами, использовать приемы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
6. | Части речи. Морфологический разбор слова. | Знание порядка морфологического разбора слов; умения различать части речи по их морфологическим признакам, использовать приемы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
7. | Орфограммы в окончаниях слов. | Умения обнаруживать и объяснять орфограммы в окончаниях слов, объяснять языковые явления; владение навыками анализа текста; развитие мотивации к исследовательской деятельности. | | |
8. | Проверочная работа по теме « Части речи» | Умения применять полученные знания на практике, работать с текстами, использовать приемы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
9. | Словосочетание. | Умение выделять словосочетание в предложении, разбираться в структуре словосочетания, устанавливать связь между словами в словосочетании, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследовательской деятельности. | | |
10. | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | Знание признаков предложения; умения отличать словосочетание от предложения, объяснять языковые явления; развитие мотивации к познавательной деятельности. | | |
11. | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложения. | Умения различать простые и сложные предложения, устанавливать связь между простыми предложениями в составе сложного, отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, объяснять языковые явления; развитие мотивации к познавательной деятельности. | | |
12. | Прямая речь и диалог. | Умения распознавать на слух предложения с прямой речью, различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью, составлять диалоги, читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией, правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге, работать в парах и группах, объяснять языковые явления; развитие мотивации к познавательной и творческой деятельности. | | |
13. | Проверочная работа по темам « Словосочетание», « Предложение» | Уметь применять полученные знания на практике, работать с тестами, использовать приемы получения информации, объяснять языковые явления работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
14,15. | Контрольные уроки по теме « Повторение изученного в 5 классе» | Умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, контролировать свою деятельность и ее результат. | | |
ТЕКСТ (7 ч) | |
16. | Текст, его особенности. | Знание признаков текста; умение различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста. | | |
17. | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста, работать в парах. | Знание признаков текста; умение определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста, работать в парах. | | |
18. | Начальные и конечные предложения текста. | Понимание роли в тексте начальных и конечных предложений; умения создавать тексты, начинать и заканчивать созданные тексты. | | |
19. | Ключевые слова. | Понимание роли ключевых слов в тексте; умения анализировать созданные тексты, находить в них ключевые слова, работать в парах. | | |
20. | Основные признаки текста. | Знание основных признаков текста; умения анализировать текст с точки зрения его основных признаков, работать в парах. | | |
21. | Текст и стили речи. | Знание основных признаков текста, стилей речи; умения анализировать текст, определять стили речи; умения анализировать текст, определять стили речи, работать с тестами, находить необходимую информацию в интернете. | | |
22. | Официально-деловой стиль речи. | Знание отличительных признаков официально-делового стиля, умения создавать тексты официально-делового стиля, определять стили речи. | | |
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (19 ч) | |
23,24 | Слово и его лексическое значение. | Знание основных лексических понятий; умение пользоваться толковыми словарями, работать с текстами, объяснять языковые явления, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
25. | Проверочная работа по теме « Слово и его лексическое значение» | Умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, использовать приемы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
26. | Р/р. Сбор материалов к сочинению. Устное описание картины А.М. Герасимова « После дождя» («Мокрая терраса»). | Владение основными лексическими понятиями; умения подбирать материалы к сочинению, описывать произведения живописи, работать в парах и группах, объяснять языковые явления. | | |
27. | Общеупотребительные слова. | Умения отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных, пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
28. | Профессионализмы. | Знание понятия профессионализмы; умения пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
29. | Диалектизмы. | Знание понятия диалектизмы; умения пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
30,31 | Р\р. Сжатое изложение. | Знание способов сокращения текста; умения определять и формулировать основную мысль текста, сжато излагать свой текст. | | |
32,33 | Исконно русские и заимствованные слова | Знание понятий исконно русские и заимствованные слова; умения пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности | | |
34. | Новые слова (неологизмы) | Знание понятий неологизмы; умения пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности | | |
35. | Устаревшие слова. | Знание понятий устаревшие, историзмы, архаизмы слова; умения пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности | | |
36. | Словари. | Умения пользоваться разными типами лексических словарей, готовить сообщения по заданной теме, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности | | |
37, 38 | Семинар «Как это по-русски?» | Умения пользоваться разными типами лексических словарей, готовить сообщения по заданной теме, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности | | |
39,40. | Обобщающие уроки по теме «Лексика». | Умения применять полученные знания на практике; объяснять языковые явления, анализировать свою учебную деятельность; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
41. | Контрольная работа по теме «Лексика» | Умения применять полученные знания на практике; работать с тестами, объяснять языковые явления, анализировать свою учебную деятельность; развитие мотивации к аналитической деятельности | | |
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5ч) | |
42.,43 | Фразеологизмы. | Знание понятий фразеология, фразеологизмы; умения отличать фразеологизмы от словосочетаний, пользоваться толковыми словарями, работать в группах, работать в группах, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
44. | Источники фразеологизмов. | Представление о происхождении фразеологизмов; умения отличать фразеологизмы от словосочетаний, пользоваться толковыми словарями, работать в группах, объяснять языковые явления, развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
45. | Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи». | Умения применять полученные знания на практике; объяснять языковые явления, анализировать свою учебную деятельность; развитие мотивации к аналитической деятельности | | |
46. | Контрольная работа по теме « Фразеология. Культура речи». | Умения применять полученные знания на практике; работать с тестами, объяснять языковые явления, анализировать свою учебную деятельность; развитие мотивации к аналитической деятельности | | |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (28ч) | |
47,48. | Морфемика и словообразование. | Умения различать однокоренные слова и формы слова, различать паронимы по значению, объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
49. | Р/р. Описание помещения. | Понимание значение термина интерьер, роли интерьера в жизни человека, в произведениях искусства и литературы; умения описывать интерьер, озаглавливать текст, выделять его основную мысль. | | |
50.,51 | Основные способы образования слов в русском языке. | Знания основных способов образования слов, основных понятий словообразования; умения определять способ образования слов, объяснять языковые явления, развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
52. | Практикум по словообразованию. | Умения определять способы образования слов, объяснять языковые явления, развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
53,54. | Этимология слов. | Знания понятия этимология; умения ориентироваться в этимологических словарях, объяснять языковые явления, работать в группах; владение навыками монологической речи; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
55. | Контрольный урок по теме « Морфемика и словообразование». | Умения применять полученные знания на практике; работать с тестами, объяснять языковые явления, анализировать свою учебную деятельность; развитие мотивации к аналитической деятельности | | |
56,57. | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | Знание термина интерьер; умения составлять сложный план текста, описывать интерьер. | | |
58. | Буквы А и О в корне –кас и –кос-. | Умения условий выбора букв А и О в корне –кас- и –кос-; умения распознавать слова с чередующимися корнями –кас- и –кос-; применять правило их написания; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления. | | |
59. | Буквы А и О в корне –гар-, -гор- | Умения условий выбора букв А и О в корне –гар- и –гор-; умения распознавать слова с чередующимися корнями –гар- и –гор-; применять правило их написания; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления | | |
60. | Буквы А и О в корне –зар-, -зор- | Умения условий выбора букв А и О в корне –зар- и –зор-; умения распознавать слова с чередующимися корнями –зар- и –зор-; применять правило их написания; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления | | |
61. | Буквы Ы и И после приставок. | Знания условий выбора букв Ы и И после приставок, владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления. | | |
62, 63. | Гласные в приставках -пре- и –при-. | Знания условий выбора гласных в приставках пре и при ; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления. | | |
64. | Практикум по теме « гласные в приставках пре и при. | Умение правильно писать слова с приставками пре и при; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
65. | Соединительные Щ и Е в сложных словах. | Знание способов образованных сложных слов, условий выбора соединительных гласных в сложных словах; владение навыками морфемного разбора слов; умения объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
66. | Сложносокращенные слова. | Знание способов образования сложносокращенных слов; умение определять род сложносокращенных слов; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
67, 68. | Р/р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской « Утро» | Умения подбирать материалы к сочинению, устно и письменно описывать произведения живописи, объяснять языковые явления. | | |
69. | Морфемный и словообразовательный разбор слова (практикум). | Владение навыками морфемного и словообразовательного разбора слова; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
70-72. | Обобщающие уроки по теме « Словообразование. Орфография. Культура речи» | Умения применять полученные знания на практике; работать с тестами, объяснять языковые явления, анализировать свою учебную деятельность; развитие мотивации к аналитической деятельности | | |
73,74. | Контрольные уроки по теме « Словообразование. Орфография. Культура речи». | Умения применять полученные знания на практике; работать с тестами, объяснять языковые явления, анализировать свою учебную деятельность; развитие мотивации к аналитической деятельности | | |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (122 ч) | |
Имя существительное. (25ч) | |
75,76,77. | Повторение изученного в 5 классе. | Знание морфологических признаков имени существительного; умения определять падеж существительных, применять изученные орфографические правила, объяснять языковые явления, развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
78. | Разносклоняемые имена существительные | Знание особенностей разносклоняемых существительных; умения правильно употреблять разносклоняемые существительные в речи, объяснять языковые явления, развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
79. | Буква Е в суффиксе –ен- существительных на –мя-. | Умения правильно употреблять разносклоняемые существительные в устной и письменной речи, объяснять языковые явления; развитие мотивации к творческой деятельности. | | |
80. | Русские имена. | Владение навыками монологической речи; умения делать сообщения на заданную тему, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследовательской деятельности. | | |
81,82. | Несклоняемые имена существительные. | Знание групп несклоняемых существительных; умения правильно произносить несклоняемые существительные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
83. | Род несклоняемых имен существительных. | Умения определять род несклоняемых существительных, правильно произносить несклоняемые существительные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
84. | Имена существительные общего рода. | Знание сферы употребления существительных общего рода; умения распознавать существительные общего рода; грамматически правильно строить предложения с существительными общего рода, объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
85. | Морфологический разбор имени существительного. | Владение навыками морфологического разбора; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
86. | Р/р. Сочинение описание впечатлений. | Умения подбирать материала к сочинению, описывать свои впечатления. | | |
87. | Проверочная работа по теме « разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода». | Умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые явления, развитие мотивации к аналитической деятельности | | |
88,89. | НЕ с существительными. | Знание условий слитного и раздельного написания НЕ с существительными; владение навыками морфемного разбора слов; умения работать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
90,91. | Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –чик- (-щик-) | Знание условий выбора букв Ч и Щ в суффиксе существительных –чик- и –щик-; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
92. | Гласные в суффиксах существительных -ек- и –ик- | Знание условий выбора гласных в суффиксах существительных –ек- и –ик-; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
93,94. | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | Знание условий выбора гласных Щ и Е после шипящих в суффиксах существительных; владение навыками морфемного разбора слов; умения объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
95. | Проверочная работа по теме « правописание суффиксов имен существительных». | Умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые явления, развитие мотивации к аналитической деятельности | | |
96, 97, 98. | Обобщающие уроки по теме « Имя существительное» | Умения определять тему и основную мысль текста, находить в нем ключевые слова, объяснять языковые явления, анализировать свою учебную деятельность, развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
99 | Контрольная работа по теме « Имя существительное». | Владение навыками лингвистического разбора; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые явления, развитие мотивации к аналитической деятельности | | |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. (29ч) | |
100,101. | Повторение изученного в 5 классе. | Знание морфологических признаков прилагательного; умение определять падежи прилагательного; умения определять падежи прилагательного, применять изученные орфографические правила, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
102,103. | Описание природы. | Умения определять тему и основную мысль текста, создавать тексты- описания, выявлять языковые и композиционные особенности текста. | | |
104,105,106. | Степени сравнения имен прилагательных. | Знание степеней сравнения прилагательных, способов их образования, грамматических и синтаксических, особенностей прилагательных в разных формах сравнительной и превосходной степени; умения различать сравнительную и превосходную степень сравнения прилагательных, образовывать простую и составную формы степеней сравнения, пользоваться в речи синтаксической синонимией, объяснять языковые явления, работать с тестами, работать в парах, развитие к мотивации аналитической деятельности. | | |
107. | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | Знание разрядов прилагательных по значению и грамматической форме, признаков качественных прилагательных; умения распознавать качественные прилагательные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к самостоятельной деятельности. | | |
108. | Р/р. Сочинение – о писание местности. | Умения составлять простой и сложный планы сочинения, создавать устные и письменные тексты –описания. | | |
109. | Относительные прилагательные. | Знание разрядов прилагательных по значению и грамматической форме, признаков качественных и относительных прилагательных; умения различать качественные и относительные прилагательные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к самостоятельной деятельности. | | |
110. | Р/р. Выборочное изложение. | Умения формулировать основную мысль текста, писать выборочное изложение. | | |
111. | Притяжательные прилагательные. | Знание разрядов прилагательных по значению и грамматической форме, признаков качественных относительных и притяжательных прилагательных; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к самостоятельной деятельности. | | |
112. | Морфологический разбор имени прилагательного. | Владение навыками морфологического разбора; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
113. | Проверочная работа по теме «Разряды имен прилагательных по значению». | Владение навыками морфологического разбора; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
114, 115. | НЕ с прилагательными | Знание правил правописания НЕ с глаголами, существительными, прилагательными; понимание связи морфологии и орфографии; умения применять изученные правила, объяснять языковые явления; развитие мотивации к самостоятельной деятельности. | | |
116. | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | Знание условий выбора гласных Щ и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора слов; умения объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
117. | Проверочная работа по теме « Правописание прилагательных». | Знание условий написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора; умения применять изученное правило , выделять и предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
118, 119. | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | Знание условий написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных ; владение навыками морфемного разбора; умения применять изученное правило, выделять и предупреждать речевые ошибки; объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
120. | Р/р. Описание игрушки. | Умения создавать тексты-описания, выявлять языковые и композиционные особенности текста. | | |
121. | Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК- | Знание условий написания суффиксов –к- и –ск- в прилагательных; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
122, 123. | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | Знание условий дефисного и слитного написания сложных существительных и прилагательных; владение навыками выразительного чтения, морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
124. | Проверочная работа по темам « Правописание суффиксов прилагательных», « Дефисное и слитное написание сложных прилагательных». | Владение орфографическими навыками, навыками лингвистического разбора; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
125, 126. | Обобщающие уроки по теме « Имя прилагательное» | Владение навыками лингвистического разбора; умения определять основную мысль текста, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
127. | Контрольная работа по теме « Имя прилагательное». | Умения применять полученные знания на практике, работать с тестами. | | |
128. | Публичное выступление на тему «Народные промыслы» | Умения составлять небольшие сообщения, выступать на публике. | | |
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ( 15 ч) | |
129. | Имя числительное как часть речи. | Знание морфологических признаков имени числительного; умения определять падеж числительных, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
130. | Простые и составные числительные. | Умения различать простые и составные числительные, правильно выбирать и произносить формы числительных при склонении, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
131. | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | Знание правила написания мягкого знака в числительных; умения применять изученное правило , объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
132. | Порядковые числительные. | Знание правил написания порядковых числительных, особенностей склонения составных порядковых числительных; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
133. | Разряды количественных числительных. | Знание количественных числительных; умения правильно склонять числительные, объяснять языковые явления. | | |
134,135. | Числительные , обозначающие целые числа. | Умения правильно склонять числительные, обозначающие целые числа, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления. | | |
136. | Дробные числительные. | Умения правильно склонять дробные числительные, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления. | | |
137. | Собирательные числительные. | Умения правильно употреблять и склонять собирательные числительные, предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления. | | |
138. | Употребление числительных в речи. | Умения правильно употреблять и склонять числительные, предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления. | | |
139. | Проверочная работа по теме « имя числительное». | Владение орфографическими навыками , навыками лингвистического разбора; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
140. | Морфологический разбор имени числительного. | Владение навыками морфологического разбора; умения определять основную мысль текста, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
141. | Обобщающий урок по теме « Имя числительное». | Умения делать сообщения по плану, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
142. | Контрольная работа по теме « Имя числительное». | Умения применять полученные знания на практике, работать с тестами. | | |
143. | Р/р. Публичное выступление на тему « Берегите природу» | Умения создавать небольшие сообщения на заданную тему, выступать на публике, оценивать выступления товарищей. | | |
МЕСТОИМЕНИЕ (23 ч) | |
144. | Местоимение как часть речи. | Знание морфологических признаков местоимения; умения определять падеж синтаксическую роль местоимений, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
145,146. | Личные местоимения. | Знание особенностей склонения личных местоимений; умения распознавать личные местоимения в разных падежах, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
147. | Возвратное местоимение себя. | Знание морфологических особенностей возвратного местоимения, его синтаксической роли; умения обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
148. | Р/р. Сочинение по рисункам. | Умение составлять устные описания-рассказы на заданную тему. | | |
149,150. | Вопросительны и относительные местоимения. | Знание морфологических особенностей вопросительных и относительных местоимений; умения различать вопросительные и относительные местоимения, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
151. | Неопределенные местоимения. | Знание морфологических особенностей неопределенных местоимений, условий слитного, раздельного и дефисного написания; умения обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. написания | | |
152,153,154. | Отрицательные местоимения. | Знание способа образования и морфологических особенностей отрицательных местоимений; умения различать приставки не и ни в отрицательных местоимениях, выбирать слитное и раздельное написание не и ни, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
155. | Притяжательные местоимения. | Знание способа образования и морфологических особенностей притяжательных местоимений; умения склонять притяжательные местоимения, различать притяжательные и личные местоимения, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
156,157. | Р/р. Рассуждение. | Знание особенностей рассуждения как типа речи; умения различать типы речи, составлять план тезиса-рассуждения, писать сочинение по плану. | | |
158. | Указательные местоимения. | Знание морфологических особенностей указательных местоимений; умения склонять указательные местоимения, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
159. | Текст и план текста. | Знание основных признаков текста; умения определять основную мысль текста и озаглавливать его, составлять план текста, пересказывать текст по плану. | | |
160. | Определительные местоимения. | Знание морфологических особенностей определительных местоимений; умения склонять определительные местоимения, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
161. | Местоимения и другие части речи. | Понимание особенностей местоимения как часть речи; умения различать местоимения и части речи, сходные с ними, обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языковые явления. | | |
162. | Морфологический разбор местоимения | Владение навыками морфологического разбора; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
163. | Р/р. Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой « Первые зрители». | Умения подбирать материалы к сочинению, устно описывать произведения живописи. | | |
164,165. | Обобщающие уроки по теме « Местоимение». | Умения применять полученные знания на практике, делать сообщения по плану, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
166. | Контрольная работа по теме « Местоимение». | Умения применять полученные знания на практике, работать с тестами. | | |
ГЛАГОЛ. (30ч) | |
167,168,169. | Повторение изученного в 5 классе. | Знание морфологических признаков глагола (вид, время, лицо, число); умения определять спряжение, синтаксическую роль глаголов, объяснять языковые явления. | | |
170. | Р/р. Сочинение по рисункам и данному началу. | Умения составлять устные и письменные рассказы по рисункам и данному началу, понимать смысл пословиц. | | |
171. | Повторение: способы образования глаголов. | Знание способов образования глаголов; умения определять способ образования, синтаксическую роль глаголов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
172. | Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе». | Умения применять полученные знания на практике, работать с тестами. | | |
173. | Разноспрягаемые глаголы. | Знание особенностей разноспрягаемых глаголов; умения употреблять слова речевого этикета, объяснять языковые явления, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
174,175,176. | Глаголы переходные и непереходные. | Умения определять переходность глаголов, различать возвратные и невозвратные глаголы, правильно использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
177. | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | Знание понятия наклонение глагола, грамматических признаков глаголов в изъявительном наклонении; умения распознавать глаголы в изъявительном наклонении, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
178. | Р/р. Изложение. | Владение навыками лингвистического анализа текста; умение излагать текст устно и письменно с заменой лица рассказчика. | | |
179,180. | Условное наклонение. | Знание понятия наклонение глагола; грамматические особенности изъявительного наклонения; умения распознавать глаголы в изъявительном и условном наклонении, объяснять языковые явления, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
181,182,183. | Повелительное наклонение. | Знание грамматических особенностей изъявительного, условного и повелительного наклонения глаголов; умения определять наклонение глаголов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
184. | Р/р. Сочинение по рисункам. | Умение составлять устные и письменные рассказы по рисункам. | | |
185,186. | Употребление наклонений. | Знание грамматических признаков наклонений глагола; умения определять наклонения глаголов, различать формы наклонений в речи, в тексте, уместно выражать и употреблять то или иное наклонение , объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
187. | Проверочная работа по темам « Разноспрягаемые глаголы», « Переходные и непереходные глаголы», « Наклонение глагола». | Владение орфографическими навыками, навыками лингвистического разбора; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
188,189. | Безличные глаголы. | Знание понятия безличные глаголы, особенностей употребления этих глаголов; понимание синтаксических особенностей предложений с безличными глаголами; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
190. | Морфологический разбор глагола. | Владение навыками морфологического разбора; умения объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
191. | Р/р. Рассказ на основе услышанного. | Умения подбирать материалы к сочинению, составлять устные и письменные рассказы по жизненным впечатлениям. | | |
192. | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Знание условий выбора гласных в суффиксах глаголов; владение навыками морфемного разбора; умения распознавать суффиксы –ва- и –ива- (-ыва-), -ова- (-ева-), объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
193. | Проверочная работа по темам « Безличные глаголы», « Возвратные глаголы», « Правописание гласных в суффиксах глаголов». | Владение орфографическими навыками лингвистического разбора; умения применять знания на практике, работать с тестами; развивать мотивацию к аналитической деятельности. | | |
194,195. | Обощающие уроки по теме «Глагол». | Умения применять полученные знания на практике, делать сообщения по плану, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления. | | |
196. | Контрольная работа по теме «Глагол». | Владение орфографическими навыками ; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ. (8 ч) | |
197. | Разделы науки о языке. Орфография. | Знание предметов изучения наук о языке; понимание связи орфографии с разделами наук о языке; умения применять приемы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
198. | Пунктуация. | Понимание связи между синтаксисом и пунктуацией; владение основными навыками постановки знаков препинания; умения применять приемы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
199. | Лексика и фразеология. | Знание основных лексических групп; понимание разницы между фразеологизмом и словосочетанием; умения ориентироваться в словарях, применять приемы получения информации, объяснять языковые явления; развивать мотивации к аналитической деятельности. | | |
200. | Словообразование. | Знание основных способов образования слов; умения различать однокоренные слова и формы слова, определять способы образования слов, ориентироваться в этимологических словарях, применять приемы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
201. | Морфология. Синтаксис. | Знание постоянных и непостоянных признаков частей речи, порядка морфологического разбора; умения различать части речи по их морфологическим признакам, применять приемы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
202, 203. | Итоговые контрольные уроки. | Владение орфографическими и пунктуационными навыками; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами; развитие мотивации к аналитической деятельности. | | |
204. | Поведение итогов года. | | | |
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.