СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русскому языку внеурочных занятий в 10 классе на 2020-21 год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно- тематическое планирование занятий по внеурочному плану  в 10 классе на 2020-21 год

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку внеурочных занятий в 10 классе на 2020-21 год»

МБОУ Воронцовская СОШ Павловского муниципального районa


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/Звягинцева Е.Н./

Протокол № ______

от «____»___________г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/Завьялова О.А./


«_____»__________________г.


«Утверждено»

Директор _______Доронина Г.С.


Приказ № ____ §_____ 

от    «______»_________.



Рабочая программа

по внеурочной деятельности

в рамках реализации ФГОС

«Законы и секреты мастерства сочинения»

(общеинтеллектуальное направление)

10 класс

на 2019 – 2020 учебный год

Количество учебных часов – 70 (2 часа в неделю)


Срок реализации – 1 год


Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной государственной программой по русскому языку, с требованиями ФГОС второго поколения и программой курса русского языка для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений авторов Н.Г.Гольцовой, М.А.Мищериной к УМК Н.Г Гольцовой «Русский язык. 10-11 классы» и соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта и Федеральному базисному плану

Программа разработана учителем русского языка и

литературы Костыриной Любовью Аркадьевной



Раздел 1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

внеурочного курса по русскому языку для 10 класса

«Законы и секреты мастерства сочинения» на 2019-2020 учебный год

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочного курса:


Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.


Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.


Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов

Настоящая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе нормативных

документов:

Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,

утверждѐнного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря

2010 г. №1897;

Приказа министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 ш. №1644 «О внесении

изменений в приказ министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении

федерального государственного стандарта общего образования";

Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 года № 1577 «Об утверждении

Примерной ООП ООО»;

Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений

/А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова –М., «Просвещение»

Учебного плана школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пришненская средняя школа №27» на 2018/2019 учебный год.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию

обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями

изучения русского языка, которые определены стандартом.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе

компетентностного подхода.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих

реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку

как к духовной ценности, средству общения;

• развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке,

обогащение словарного запаса;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

• применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» предназначен

для учащихся 10-11 классов. Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или

эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому

культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни

реализовывал себя.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по

мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе

обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно

требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чѐтко образно и

грамотно излагать, аргументировать свои мысли.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные

взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося

к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя

в написанном.

Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные

знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания,

позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А также в

направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и

публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных

знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного

высказывания.

Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного

специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на

данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение,

стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых

коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие

речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Задачи курса:

 развитие коммуникативной компетенции обучающихся;

 формирование__у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;

 овладение нормами русского литературного языка;

 обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

 развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте

смысловую информацию;

 формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное

отношение к содержанию исходного текста;

 обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;

 воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова

.

II. Планируемые результаты

Обучающиеся должны

знать:

 теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;

уметь применять такие коммуникативные умения как умение:

 интерпретировать содержание исходного текста;

 последовательно ,логично выражать мысли в письменной и устной форме;

 выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;

 создавать свой текст определѐнной модели, соответствующий требованиям выполнения части

С;

 анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

владеть:

 коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой

деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой

для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Выпускник получит возможность научиться:

связная речь:

адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности

человека, процессов труда;

писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале

жизненного опыта учащихся;

грамотно и чѐтко рассказывать о произошедших событиях;

собирать и систематизировать материал к сочинению с учѐтом темы и основной мысли;

совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат;

публично защищать свою позицию;

участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию,

доказывать еѐ, убеждать;

понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.























Раздел 2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2 ч.)

Цели и задачи курса.

Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы (2 ч.)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Текст (5 ч.)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.

Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые

отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и

дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов

различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок

при определении типов речи. Работа с текстами.

Функциональные стили речи (2 ч.)

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок

при определении стиля текста. Работа с текстами.

Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности.

Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.

Коммуникативная компетенция (21 ч.)

Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых

средств. Работа с текстами.

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа

с текстами.

Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы.

Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании

проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения.

Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки

при комментарии проблемы. Работа с текстами.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции

автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые

ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.

Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента.

Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с

текстами.

Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста.

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их

предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды

заключения. Работа с текстами.

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение

орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка.

Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстам

























РАЗДЕЛ 3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Темы и количество часов

Основные виды деятельности учащихся

личностные

метапредметные


предметные


1

Цели и задачи курса. Нормативные документы

Оценивания теста и сочинения на экзамене.

Выделять выразительные средства языка, вычленять микротемы

Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа

Умение самостоятельно определять цели, составлять планы, корректировать работу

Формировать представление о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания

2

Лексические средства организации текста. Морфологические средства. Синтаксические средства.-- 8 час

Делать разные виды лингвистических разборов, работать с разными типами текстов. Работа над стилями текстов.

Формировать гражданскую позицию, готовность к образованию и самообразованию, формирование способности к самостоятельной работе, навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми.

Готовность и способность к самостоятельной и проектной работе. Учиться учитывать позиции другого человека .Формировать основы саморазвития

Умение оценивать устные и письменные ответы, владеть языковыми нормами, владеть приемами редактирования текста.

3

Стили речи и типы речи

2 часа

Объяснять орфограммы, приводить аналогичные примеры, делать схемы и краткие записи орфографических правил, определять типы речи

Формировать уважение к языку своего народа, гордость за прошлое Родины, уверенность в великом будущем своей страны.

Уметь ясно и логично излагать свою точку зрения ,формировать нравственное самосознание, способность самостоятельно оценивать решения. Уметь определять стратегию поведения

Формировать представления о стилистических ресурсах языка. Уметь проводить лингвистические эксперименты.

4

Изобразительно-выразительные средства языка. Анализ выразительных средств. Многозначные слова.

Синонимы и антонимы. Контекстные синонимы и антонимы Практические работа--.12 часов

Делать орфографический и пунктуационный разборы. Отличать признаки разных частей речи. Анализ текста

Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, осознание своего места в поликультурном мире.

Владеть языковыми средствами, владеть навыками познавательной рефлексии. Интерпретировать информацию, полученную из разных источников.

Анализировать единицы разных уровней.

Интерпретировать художественные и публицистические тексты.

5

Фонетические средства выразительности. Тропы: метафоры, эпитеты и другие. Стилистические фигуры.

Практикум по анализу выразительных языковых средств в тексте.- 10 часов

Объяснять орфограммы. Применять орфографические правила на практике.


Формировать основы саморазвития, нравственного самосознания. Формировать толерантное сознание и поведение личности.

Применять различные

Методы решения орфографических задач, владеть навыками познавательной деятельности, критически оценивать различную информацию.

Формировать лингвистические навыки анализа текстов разных стилей.



6




Анализ текстов разного типа и стиля речи

Эссе и рецензия

8 часов



.





Выделять и доказывать орфограммы в разных частях речи.

Доказывать пунктограммы, представлять пунктограммы в схемах и таблицах, кластерах. Писать эссе на заданные тексты



Развитие интеллектуальных и , творческих способностей. Совершенствование коммуникативных способностей.






Владеть навыками познавательной рефлексии., ориентировать в разных источниках информации.




Осмысливать и с пониманием использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественного произведения.

7

Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление к сочинению. Основная часть

Заключительная часть сочинения.

Практические работы над сочинениями

8 часов

Выполнять работу по плану самостоятельно, выделять выразительные средства, знать план сочинения - рассуждения

Сформированность гражданской позиции,поведения на основе усвоения общечеловеческих

нравственных ценностей

Владеть языковыми средствами, ясно, логично излагать свою точку зрения.

Оформлять устные и письменные высказывания грамотно, оценивать эти высказывания.

9

Работа над текстами художественной литературы

10 часов



Работа над текстами из публицистической литературы- 8 час

Работать над составлением планов к сочинению, подбирать примеры для обоснования своей позиции.

Формирование навыков самостоятельной работы.

Ориентироваться в разных источниках информации

Владеть различными приемами редактирования собственного текста и проекта.


Итого 70 ч.
















Календарно-тематическое планирование внеурочного кружка

для 10 класса «Б» на 2019 -2020 учебный год

«Законы и секреты мастерства сочинения»

70 часов в год (2 часа в неделю)

п/п

Дата проведения

Тема

Примечание

По плану

По факту

1

2



Знакомство с текстами разных стилей. Тема текста

Проблематика текста

3,4



Средства связи предложений в тексте


5

6




Выделение микротем в тексте


7



Лексические средства организации текста


8



Лексические средства организации текста


9






Морфологические средства организации текста


10



Морфологические средства организации текста


11



Синтаксические средства организации текста


12



Синтаксические средства организации текста


13



Стили и типы речи


14



Стили и типы речи


15



Выразительные средства языка в тексте


16


17



Лексические и фонетические средства выразительности в тексте


18

19

20



Работа над анализом выразительных средств в тексте


Контекстные синонимы и антонимы


21



Практическая работа над текстом А.И.Куприна


22



Практическая работа над текстом А.Г.Алексина


23




Практическая работа над текстом В.Г.Распутина


24



Практическая работа над текстом К. Паустовского


25



Написание сочинений по тексту Л.Н.Толстого


26



Написание сочинений по тексту В.Черновецкого


27

28

29

30





Тропы. Стилистические фигуры


31



Фонетические средства выразительности


32



Контроль знаний по пройденному материалу


33




Контроль знаний по пройденному материалу


34

35

36



Что такое рецензия и эссе. Как писать сочинение – эссе.


37

38

39



Композиционное и языковое оформление сочинения

.

40

41

42

43

44

45





Оформление вступлений и основной части сочинения


Оформление заключения в сочинении.


46

47



Практическая работа над сочинениями


48

49

50

51



Работа над текстами художественного стиля




52

53

54

55

56

57



Работа над текстами художественного стиля. Анализ «Стихотворений в прозе» И.Тургенева




58

59

60

61

62





Работа над текстами публицистического стиля


63

64

65

66



Практическая работа над сочинениями


67

68

69

70



Написание собственных сочинений и их анализ.







ИТОГО – 70 часов
















Использованная литература

1.А.И.Власенков Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2010;

2 Г.Т. Егораева Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2010;

3.Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.; Просвещение, 2009;

4.Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.; Просвещение, 2009;

5.В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. М.; Просвещение, 2009;

6.Е.А.Влодавская. Русский язык. Поурочное планирование. Москва. «Экзамен».20010.

7.Е.Д.Бердникова,А.Г.Пестрякова.Тесты по культуре речи. Москва. «Флинта»,2000.

8.Т.И.Павлова,Т.В.Белоусова.Компетентностные задания по русскому языку.5-11 классы. Ростов-на Дону, «Легион».2012.

9.Г.Т.Егораева. Универсальные материалы с методическими рекомендациями.-М. «Экзамен».2010.

10.Г.Т.Егораева.Справочный материал. .-М. «Экзамен».2012.

11.А.И.Власенков. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще¬ние, 2007.

12.А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. 10 класс. Москва. Творческий центр,2010.

13.Г.О.Матина,Ю.Н.Сивакова.Сочинения разных типов. Технология подготовки.С-Пб. «Азбука классика»,2005.

14.Г.В. Галкина, Л. З. Полонецкая. Занимательные задачи по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2009.

15.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. «Легион».2012.













Пояснительная записка

.

Для деятельности человека, воспринимающего текст и понимающего его содержание, существуют достаточно надежные и проверенные алгоритмы, которые объясняются и прорабатываются в предлагаемом курсе.



Работа эта должна обеспечить успех аналитической деятельности по интерпретации текста в единстве его содержания, формы и авторских целеустановок, а также успешное написание рецензии на этот текст.

И ещё одно. Приступая к выполнению работы по анализу текста и созданию собственного сочинения-рассуждения по проблемам текста, важно помнить, что сочинение не монолог, а диалог ученика с автором текста. Встреча автора и ученика будет интересной только тогда, когда второй научится понимать строение текста, его смысл, прочувствует каждое слово, фразу, интонацию автора, да и сам станет интересным «собеседником» для автора, умным, думающим, раскованным, знающим.

Чтобы это произошло, стоит потрудиться. Поэтому предлагаю серьезную и вдумчивую работу со словом, текстом, дабы в нужную минуту оказаться на высоте. Умный и внимательный собеседник будет всегда интересен, причем не только в школе на экзамене, но и в дальнейшей взрослой жизни.



Данный курс рекомендуется учащимся старших классов, интересующимся хорошим, полноценным образованием, и тем, кто хочет успешно сдать выпускные экзамены по русскому языку и литературе.

Общими принципами отбора содержания программы являются:

научность,

системность,

логичность,

целостность,

объективность,

практическая направленность,

доступность для учащихся основной школы.



Цели и задачи данной программы:



• восполнить пробелы в курсе речеведения;

• дать понятие взаимосвязи строения текста, замысла, основной мысли и темы текста;

• помочь увидеть неразрывную связь формы и содержания произведения;

• сформировать умения и навыки, необходимые для анализа текста различного уровня;

• закрепить понимание типов, стилей и жанров речи;

• научить находить основные признаки стилей речи с позиции их функционирования в условиях речевой ситуации;

• заинтересовать особенностями работы с текстами разных стилистических пластов;

• закрепить использование алгоритмов работы с текстом;

• сформировать умение определять особенности функционирования изобразительно-выразительных средств языка в текстах различных стилей и жанров;

• отработать навыки создания собственных речевых высказываний по предложенным текстам;

• расширить кругозор и общую культуру учащихся;

• помочь развить творческие способности учащихся.



Данный курс может стать необходимым не только в изучении речеведческих процессов, но и способствовать общему развитию школьников, помочь в выборе будущей профессии. Предлагаемая методика совмещает наличие активных и интерактивных методов обучения, наряду с традиционными формами лекций и семинаров будут использованы практикумы, творческие мастерские, лабораторные занятия. После пятой темы «Теоретические основы анализа текста» и последней - «Стихотворение в прозе» предполагаются зачетные занятия по изученному материалу. В конце курса будет предложена творческая работа .

Основные виды деятельности слушателей курсов следующие:

• работы с различными словарями, справочниками, энциклопедиями;

• работа с лекционным материалом;

• работа с реальными заданиями из экзаменационных работ прошлых лет;

• анализ предложенных текстов;

• работа со словом в различных текстах;

• групповая форма работы с взаимообучением;

• индивидуальные консультации;

• собственная проба пера.

Элективный курс рассчитан на 70 часов, при этом лекционная работа чередуется с практической и самостоятельной работой учащихся.

Предполагаются следующие результаты:



• знание закономерностей речевой ситуации;

• умение распознавать особенности предложенного текста;

• навыки работы с текстами разных типов, стилей и жанров;

• умение анализировать тексты в условиях речевой ситуации;

• умение создавать собственные сочинения-рассуждения по тексту;

• расширение кругозора и общей культуры;






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!