МБОУ Воронцовская СОШ Павловского муниципального районa
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Звягинцева Е.Н./ Протокол № ______ от «____»___________г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/Завьялова О.А./ «_____»__________________г. | «Утверждено» Директор _______Доронина Г.С. Приказ № ____ §_____ от «______»_________. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС
«Законы и секреты мастерства сочинения»
(общеинтеллектуальное направление)
10 класс
на 2019 – 2020 учебный год
Количество учебных часов – 70 (2 часа в неделю)
Срок реализации – 1 год
Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной государственной программой по русскому языку, с требованиями ФГОС второго поколения и программой курса русского языка для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений авторов Н.Г.Гольцовой, М.А.Мищериной к УМК Н.Г Гольцовой «Русский язык. 10-11 классы» и соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта и Федеральному базисному плану
Программа разработана учителем русского языка и
литературы Костыриной Любовью Аркадьевной
Раздел 1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
внеурочного курса по русскому языку для 10 класса
«Законы и секреты мастерства сочинения» на 2019-2020 учебный год
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочного курса:
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов
Настоящая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе нормативных
документов:
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,
утверждѐнного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. №1897;
Приказа министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 ш. №1644 «О внесении
изменений в приказ министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении
федерального государственного стандарта общего образования";
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 года № 1577 «Об утверждении
Примерной ООП ООО»;
Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
/А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова –М., «Просвещение»
Учебного плана школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пришненская средняя школа №27» на 2018/2019 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения русского языка, которые определены стандартом.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку
как к духовной ценности, средству общения;
• развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке,
обогащение словарного запаса;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» предназначен
для учащихся 10-11 классов. Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или
эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому
культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни
реализовывал себя.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по
мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе
обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно
требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чѐтко образно и
грамотно излагать, аргументировать свои мысли.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные
взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося
к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя
в написанном.
Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные
знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания,
позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А также в
направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и
публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных
знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного
высказывания.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного
специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на
данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение,
стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых
коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие
речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
Задачи курса:
развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
формирование__у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
овладение нормами русского литературного языка;
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте
смысловую информацию;
формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное
отношение к содержанию исходного текста;
обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова
.
II. Планируемые результаты
Обучающиеся должны
знать:
теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
уметь применять такие коммуникативные умения как умение:
интерпретировать содержание исходного текста;
последовательно ,логично выражать мысли в письменной и устной форме;
выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
создавать свой текст определѐнной модели, соответствующий требованиям выполнения части
С;
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
владеть:
коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой
для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Выпускник получит возможность научиться:
связная речь:
адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности
человека, процессов труда;
писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале
жизненного опыта учащихся;
грамотно и чѐтко рассказывать о произошедших событиях;
собирать и систематизировать материал к сочинению с учѐтом темы и основной мысли;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат;
публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию,
доказывать еѐ, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Раздел 2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (2 ч.)
Цели и задачи курса.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (2 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Текст (5 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые
отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и
дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок
при определении типов речи. Работа с текстами.
Функциональные стили речи (2 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок
при определении стиля текста. Работа с текстами.
Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности.
Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.
Коммуникативная компетенция (21 ч.)
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых
средств. Работа с текстами.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа
с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы.
Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании
проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения.
Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки
при комментарии проблемы. Работа с текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции
автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые
ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента.
Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с
текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их
предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды
заключения. Работа с текстами.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение
орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка.
Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстам
РАЗДЕЛ 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Темы и количество часов | Основные виды деятельности учащихся | личностные | метапредметные | предметные |
1 | Цели и задачи курса. Нормативные документы Оценивания теста и сочинения на экзамене. | Выделять выразительные средства языка, вычленять микротемы | Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа | Умение самостоятельно определять цели, составлять планы, корректировать работу | Формировать представление о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания |
2 | Лексические средства организации текста. Морфологические средства. Синтаксические средства.-- 8 час | Делать разные виды лингвистических разборов, работать с разными типами текстов. Работа над стилями текстов. | Формировать гражданскую позицию, готовность к образованию и самообразованию, формирование способности к самостоятельной работе, навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми. | Готовность и способность к самостоятельной и проектной работе. Учиться учитывать позиции другого человека .Формировать основы саморазвития | Умение оценивать устные и письменные ответы, владеть языковыми нормами, владеть приемами редактирования текста. |
3 | Стили речи и типы речи 2 часа | Объяснять орфограммы, приводить аналогичные примеры, делать схемы и краткие записи орфографических правил, определять типы речи | Формировать уважение к языку своего народа, гордость за прошлое Родины, уверенность в великом будущем своей страны. | Уметь ясно и логично излагать свою точку зрения ,формировать нравственное самосознание, способность самостоятельно оценивать решения. Уметь определять стратегию поведения | Формировать представления о стилистических ресурсах языка. Уметь проводить лингвистические эксперименты. |
4 | Изобразительно-выразительные средства языка. Анализ выразительных средств. Многозначные слова. Синонимы и антонимы. Контекстные синонимы и антонимы Практические работа--.12 часов | Делать орфографический и пунктуационный разборы. Отличать признаки разных частей речи. Анализ текста | Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, осознание своего места в поликультурном мире. | Владеть языковыми средствами, владеть навыками познавательной рефлексии. Интерпретировать информацию, полученную из разных источников. | Анализировать единицы разных уровней. Интерпретировать художественные и публицистические тексты. |
5 | Фонетические средства выразительности. Тропы: метафоры, эпитеты и другие. Стилистические фигуры. Практикум по анализу выразительных языковых средств в тексте.- 10 часов | Объяснять орфограммы. Применять орфографические правила на практике. | Формировать основы саморазвития, нравственного самосознания. Формировать толерантное сознание и поведение личности. | Применять различные Методы решения орфографических задач, владеть навыками познавательной деятельности, критически оценивать различную информацию. | Формировать лингвистические навыки анализа текстов разных стилей. |
6 | Анализ текстов разного типа и стиля речи Эссе и рецензия 8 часов . | Выделять и доказывать орфограммы в разных частях речи. Доказывать пунктограммы, представлять пунктограммы в схемах и таблицах, кластерах. Писать эссе на заданные тексты | Развитие интеллектуальных и , творческих способностей. Совершенствование коммуникативных способностей. | Владеть навыками познавательной рефлексии., ориентировать в разных источниках информации. | Осмысливать и с пониманием использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественного произведения. |
7 | Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление к сочинению. Основная часть Заключительная часть сочинения. Практические работы над сочинениями 8 часов | Выполнять работу по плану самостоятельно, выделять выразительные средства, знать план сочинения - рассуждения | Сформированность гражданской позиции,поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей | Владеть языковыми средствами, ясно, логично излагать свою точку зрения. | Оформлять устные и письменные высказывания грамотно, оценивать эти высказывания. |
9 | Работа над текстами художественной литературы 10 часов Работа над текстами из публицистической литературы- 8 час | Работать над составлением планов к сочинению, подбирать примеры для обоснования своей позиции. | Формирование навыков самостоятельной работы. | Ориентироваться в разных источниках информации | Владеть различными приемами редактирования собственного текста и проекта. |
| Итого 70 ч. | |
Календарно-тематическое планирование внеурочного кружка
для 10 класса «Б» на 2019 -2020 учебный год
«Законы и секреты мастерства сочинения»
70 часов в год (2 часа в неделю)
№ п/п | Дата проведения | Тема | Примечание |
По плану | По факту |
1 2 | | | Знакомство с текстами разных стилей. Тема текста Проблематика текста | |
3,4 | | | Средства связи предложений в тексте | |
5 6 | | | Выделение микротем в тексте | |
7 | | | Лексические средства организации текста | |
8 | | | Лексические средства организации текста | |
9 | | | Морфологические средства организации текста | |
10 | | | Морфологические средства организации текста | |
11 | | | Синтаксические средства организации текста | |
12 | | | Синтаксические средства организации текста | |
13 | | | Стили и типы речи | |
14 | | | Стили и типы речи | |
15 | | | Выразительные средства языка в тексте | |
16 17 | | | Лексические и фонетические средства выразительности в тексте | |
18 19 20 | | | Работа над анализом выразительных средств в тексте Контекстные синонимы и антонимы | |
21 | | | Практическая работа над текстом А.И.Куприна | |
22 | | | Практическая работа над текстом А.Г.Алексина | |
23 | | | Практическая работа над текстом В.Г.Распутина | |
24 | | | Практическая работа над текстом К. Паустовского | |
25 | | | Написание сочинений по тексту Л.Н.Толстого | |
26 | | | Написание сочинений по тексту В.Черновецкого | |
27 28 29 30 | | | Тропы. Стилистические фигуры | |
31 | | | Фонетические средства выразительности | |
32 | | | Контроль знаний по пройденному материалу | |
33 | | | Контроль знаний по пройденному материалу | |
34 35 36 | | | Что такое рецензия и эссе. Как писать сочинение – эссе. | |
37 38 39 | | | Композиционное и языковое оформление сочинения | . |
40 41 42 43 44 45 | | | Оформление вступлений и основной части сочинения Оформление заключения в сочинении. | |
46 47 | | | Практическая работа над сочинениями | |
48 49 50 51 | | | Работа над текстами художественного стиля | |
52 53 54 55 56 57 | | | Работа над текстами художественного стиля. Анализ «Стихотворений в прозе» И.Тургенева | |
58 59 60 61 62 | | | Работа над текстами публицистического стиля | |
63 64 65 66 | | | Практическая работа над сочинениями | |
67 68 69 70 | | | Написание собственных сочинений и их анализ. | |
Использованная литература
1.А.И.Власенков Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2010;
2 Г.Т. Егораева Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2010;
3.Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.; Просвещение, 2009;
4.Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.; Просвещение, 2009;
5.В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. М.; Просвещение, 2009;
6.Е.А.Влодавская. Русский язык. Поурочное планирование. Москва. «Экзамен».20010.
7.Е.Д.Бердникова,А.Г.Пестрякова.Тесты по культуре речи. Москва. «Флинта»,2000.
8.Т.И.Павлова,Т.В.Белоусова.Компетентностные задания по русскому языку.5-11 классы. Ростов-на Дону, «Легион».2012.
9.Г.Т.Егораева. Универсальные материалы с методическими рекомендациями.-М. «Экзамен».2010.
10.Г.Т.Егораева.Справочный материал. .-М. «Экзамен».2012.
11.А.И.Власенков. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще¬ние, 2007.
12.А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. 10 класс. Москва. Творческий центр,2010.
13.Г.О.Матина,Ю.Н.Сивакова.Сочинения разных типов. Технология подготовки.С-Пб. «Азбука классика»,2005.
14.Г.В. Галкина, Л. З. Полонецкая. Занимательные задачи по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2009.
15.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. «Легион».2012.
Пояснительная записка
.
Для деятельности человека, воспринимающего текст и понимающего его содержание, существуют достаточно надежные и проверенные алгоритмы, которые объясняются и прорабатываются в предлагаемом курсе.
Работа эта должна обеспечить успех аналитической деятельности по интерпретации текста в единстве его содержания, формы и авторских целеустановок, а также успешное написание рецензии на этот текст.
И ещё одно. Приступая к выполнению работы по анализу текста и созданию собственного сочинения-рассуждения по проблемам текста, важно помнить, что сочинение не монолог, а диалог ученика с автором текста. Встреча автора и ученика будет интересной только тогда, когда второй научится понимать строение текста, его смысл, прочувствует каждое слово, фразу, интонацию автора, да и сам станет интересным «собеседником» для автора, умным, думающим, раскованным, знающим.
Чтобы это произошло, стоит потрудиться. Поэтому предлагаю серьезную и вдумчивую работу со словом, текстом, дабы в нужную минуту оказаться на высоте. Умный и внимательный собеседник будет всегда интересен, причем не только в школе на экзамене, но и в дальнейшей взрослой жизни.
Данный курс рекомендуется учащимся старших классов, интересующимся хорошим, полноценным образованием, и тем, кто хочет успешно сдать выпускные экзамены по русскому языку и литературе.
Общими принципами отбора содержания программы являются:
научность,
системность,
логичность,
целостность,
объективность,
практическая направленность,
доступность для учащихся основной школы.
Цели и задачи данной программы:
• восполнить пробелы в курсе речеведения;
• дать понятие взаимосвязи строения текста, замысла, основной мысли и темы текста;
• помочь увидеть неразрывную связь формы и содержания произведения;
• сформировать умения и навыки, необходимые для анализа текста различного уровня;
• закрепить понимание типов, стилей и жанров речи;
• научить находить основные признаки стилей речи с позиции их функционирования в условиях речевой ситуации;
• заинтересовать особенностями работы с текстами разных стилистических пластов;
• закрепить использование алгоритмов работы с текстом;
• сформировать умение определять особенности функционирования изобразительно-выразительных средств языка в текстах различных стилей и жанров;
• отработать навыки создания собственных речевых высказываний по предложенным текстам;
• расширить кругозор и общую культуру учащихся;
• помочь развить творческие способности учащихся.
Данный курс может стать необходимым не только в изучении речеведческих процессов, но и способствовать общему развитию школьников, помочь в выборе будущей профессии. Предлагаемая методика совмещает наличие активных и интерактивных методов обучения, наряду с традиционными формами лекций и семинаров будут использованы практикумы, творческие мастерские, лабораторные занятия. После пятой темы «Теоретические основы анализа текста» и последней - «Стихотворение в прозе» предполагаются зачетные занятия по изученному материалу. В конце курса будет предложена творческая работа .
Основные виды деятельности слушателей курсов следующие:
• работы с различными словарями, справочниками, энциклопедиями;
• работа с лекционным материалом;
• работа с реальными заданиями из экзаменационных работ прошлых лет;
• анализ предложенных текстов;
• работа со словом в различных текстах;
• групповая форма работы с взаимообучением;
• индивидуальные консультации;
• собственная проба пера.
Элективный курс рассчитан на 70 часов, при этом лекционная работа чередуется с практической и самостоятельной работой учащихся.
Предполагаются следующие результаты:
• знание закономерностей речевой ситуации;
• умение распознавать особенности предложенного текста;
• навыки работы с текстами разных типов, стилей и жанров;
• умение анализировать тексты в условиях речевой ситуации;
• умение создавать собственные сочинения-рассуждения по тексту;
• расширение кругозора и общей культуры;