на заседании ШМО «___» ___________2021 г. приказом по школе № ___
протокол № ____ зам. директора по УР от «____» ______2021 г.
от «___» _____ 2021 г. ________Калик С.А. директор _______ Максютова Э.Р.
_________ Шайдуллина Н.А.
Ахмадиева З.С.
Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Планирование для 6класса составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по русскому родному языку для 5-9 классов (авторы О.М.Александрова, О.В.Загоровская, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов) .М.: Просвещение, 2018 г.
Учебник Русский родной язык. 7 класс. Учеб. для общеобразават. Организаций.Р89 О.А.Александрова и др. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2020 г. –112с.
Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации.
№ по плану | № по теме | Тема урока | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата проведения |
Предметные | Метапредметные | Личностные | по плану | по факту |
| 1 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА 9ч. (4ч. + 3 РР+п\р-1) Русский язык как развивающаяся система (факторы, влияющие на развитие языковой системы, связь развития языка с историческим развитием общества) | Научиться понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; осознавать русский язык как систему, которая находится в постоянном развитии | Коммуникативные: начинать, поддерживать и заканчивать диалог в соответствии с заданными нормами речи, темой обсуждения и целью общения. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, ставить учебные задачи. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста; излагать полученную информацию по заданным вопросам. | Понимание родного (русского) языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | §1, упр. 13 | 06.09 | |
| 2 | Устаревшие слова как живые свидетели истории | Научиться пользоваться пассивным пластом лексики, уметь найти лексическое значение устаревшего слова в словаре; понять те ситуации общения, где употребление устаревших слов будет уместно. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью словарей Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста; пользоваться словарем | Осознание о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира; формирование достаточного объема словарного запаса устаревших слов. | §2, упр. 23у,27п | 13.09 | |
| 3 | РР. Историзмы и архаизмы в русском языке: понятие, особенности, роль | Научиться разграничивать историзмы и архаизмы; знать особенности историзмов и архаизмов, осознавать их роль в языке; использовать историзмы и архаизмы в своей речевой практике, там, где это уместно | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста | Формирование навыков лингвистического анализа; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. | п3,упр44 | 20.09 | |
| 4 | Употребление устаревшей лексики в новом контексте | Научиться понимать процесс перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; использовать предложенный план для решения поставленной задачи или достижения цели. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического строя языка | Формирование познавательного интереса к предмету исследования, осознание эстетической ценности родного (русского) языка | §4, упр. 48 | 27.09 | |
| | Употребление устаревшей лексики в новом контексте | Научиться понимать процесс перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; использовать предложенный план для решения поставленной задачи или достижения цели. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического строя языка | Формирование познавательного интереса к предмету исследования, осознание эстетической ценности родного (русского) языка | П4,упр.54 | 04.10 | |
| 5 | Проверочная работа за 1 четверть | Научиться самостоятельно применять полученные знания на практике; проводить лингвистический анализ лексического строя русского языка; делать выводы о принадлежности слов к той или иной группе устаревшей лексики | Коммуникативные: устанавливать навыки самостоятельной работы; излагать письменно свои мысли. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу) | Составить синквейн (ИСТОРИЗМ, АРХАИЗМ | 18.10 | |
| 6 | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи | Научиться различать исконно русскую лексику от заимствованной; понимать отличительные особенности заимствованных слов | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; стремление к речевому совершенствованию; формирование достаточного объёма словарного запаса заимствованных слов | §5, упр. 57 | 25.10 | |
| 7 | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи | Научиться понимать роль латинских заимствований в русском языке; знать некоторые латинские корни, которые помогут избежать орфографических ошибок в словарных словах русского языка | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний; следовать заданной процедуре группового обсуждения. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения анализа слов | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Упр. 64 | 08.11 | |
| 8 | РР. Диспут «Неоправданное употребление иноязычных слов как проблема культуры речи» | Научиться логично, последовательно, грамотно излагать свои мысли при взаимодействии с окружающими в ситуации формального общения; доказывать и отстаивать свою точку зрения по заданной проблеме; использовать в речевой практике устных высказываний ресурсы русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию; создавать развернутые высказывания аналитического характера | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); излагать свои мысли с соблюдением норм оформления текста; следовать заданной процедуре группового обсуждения. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе аналитической деятельности, наблюдения за языковыми единицами | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Написать ответ на вопрос | 15.11 | |
| 1 | КУЛЬТУРА РЕЧИ 10ч. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.Ударение. | Научиться понимать природу языковой нормы; иметь представление о нормированном и ненормированном языке; знать виды языковых норм, осознавать их функции в языке и речи | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний; начинать, поддерживать и заканчивать диалог в соответствии с заданными нормами речи, темой обсуждения. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; ставить учебные задачи, осуществлять самоконтроль деятельности, оценивать свое задание. Познавательные: самостоятельно формулировать вопросы, ответы на которые необходимо получить находить вывод и аргументы в предложенном источнике информации; самостоятельно достраивать целое с восполнением недостающих компонентов. | Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов | §6, упр. 70 | 22.11 | |
| 2 | Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. | Научиться использовать в речевой практике орфоэпические нормы русского языка; | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: пользоваться орфоэпическим словарем; оценивать найденную информацию, делать выводы. | Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, стремления к речевому самосовершенствованию, потребности сохранить чистоту русского языка, т. е. следовать орфоэпической норме | §7, упр. 76 | 29.11 | |
| 3 | Трудные случаи употребления паронимов | Научиться использовать в речевой практике лексические нормы русского языка; понимать специфику паронимов | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий на поиск и исправление лексических ошибок. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению новых знаний, стремления к речевому самосовершенствованию, потребности сохранить чистоту русского языка, т. е. следовать лексической норме | §8, упр. 88 | 06.12 | |
| 4 | Проверочная работа за 2 четверть | Научиться самостоятельно применять полученные знания на практике; знать орфоэпические и лексические нормы русского языка; видеть нарушения данных норм и быть способным исправить ошибки | Коммуникативные: устанавливать навыки самостоятельной работы; излагать письменно свои мысли. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, предложения. | Формирование навыков индивидуального проектирования в ходе выполнения самостоятельного задания | Повторить классификацию норм русского языка | 13.12 | |
| 5 | Типичные грамматические ошибки | Научиться использовать в речевой практике грамматические нормы русского языка. | Коммуникативные: начинать, поддерживать и заканчивать диалог в соответствии с заданными нормами речи, темой обсуждения и целью общения. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, ставить учебные задачи. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста; излагать полученную информацию по заданным вопросам | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению новых знаний, стремления к речевому самосовершенствованию, потребности сохранить чистоту русского языка, т. е. следовать грамматической норме | §9, упр. 95 | 20.12 | |
| 6 | Грамматические нормы употребления глагольных форм | Научиться использовать в речевой практике грамматические нормы употребления глагольных форм | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глагольных форм. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению новых знаний, стремления к речевому самосовершенствованию, потребности сохранить чистоту русского языка, т. е. следовать грамматической норме при употреблении глагольных форм русского языка | §9, упр. 102 | 27.12 | |
| 7 | Традиции русской речевой манеры общения | Научиться осознавать вариативность языковой нормы, уметь использовать в речевой практике варианты грамматических норм. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения нового материала | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению новых знаний, стремления к речевому самосовершенствованию, потребности сохранить чистоту русского языка, т. е. следовать грамматической норме при употреблении глагольных форм русского языка | П.10,Упр. 107 | 17.01 | |
| 8 | Контрольная работа№ 1 «Нормы современного русского языка» | Научиться самостоятельно применять полученные знания на практике; знать классификацию языковых норм русского языка; видеть нарушения данных норм и быть способным исправить ошибки. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста. | Формирование навыков индивидуального проектирования в ходе выполнения самостоятельного задания | Составить опорную схему | 24.01 | |
| 9 | Анализ контрольной работы № 1 «Нормы современного русского языка» | Научиться исправлять ошибки, связанные с нарушение языковых норм русского языка, проводить самодиагностику своей работы. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования языковых единиц | Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов | Мини- сочинение «Речевой этикет: что это?» | 31.01 | |
| 10 | РР. Нормы русского речевого этикета и невербальные этикета | Научиться правилам и приемам речевого этикета, использовать их в своей речевой практике, анализировать невербальные средства общения | Коммуникативные: уметь владеть монологической речью в соответствии с нормами языка. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: выбирать информацию, которая необходима для решения поставленных задач, делать выводы по теме, составлять алгоритм действий. | Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности | §11, упр. 115 | 07.02 | |
| 1 | Речь.Текст 15ч (9ч. +6 РР)) Традиции русского речевого общения | Научиться видеть отличия между понятиями «язык», «речь», знать виды речевой деятельности, уметь приводить примеры видов речевой деятельности | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования понятий «язык», «речь» | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового знания. | §12, упр. 122 | 14.02 | |
| 3 | Текст. Виды абзацев | Научиться определять совокупность предложений как текст по определенным признакам, знать виды абзацев. | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений). Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | §13, упр. 129 | 21.02 | |
| 4 | Заготовки текстов,их типы. | Научиться различать текстовые структуры, уметь определять структуру текста. | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текстов | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | §14, упр. 137 | 28.02 | |
| 5 | Разговорная речь. | Научиться создавать тексты аргументативного типа | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений). Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | П.15,упр.140 | 07.03 | |
| | Спор и дискуссия. | Научиться вести беседу, спор по правилам | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе устного общения со сверстниками, с преподавателем. | Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов | П.15,упр.144 | 14.03 | |
| 6 | Проверочная работа за 3 четверть | Научиться самостоятельно применять полученные знания на практике; уметь анализировать текст с точки зрения его структуры, уметь создавать текст аргументативного типа | Коммуникативные: устанавливать навыки самостоятельной работы; излагать письменно свои мысли. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, предложения. | Формирование навыков индивидуального проектирования в ходе выполнения самостоятельного задания | Составить синквейн СТИЛИ РЕЧИ | 21.03 | |
| 8 | Публицистический стиль | Научиться распознавать тексты публицистического стиля, знать основные жанры публицистического стиля | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи | §16, упр. 149 | 04.04 | |
| 9 | РР. Устное публичное выступление на тему: «Как я понимаю слова С.Я.Маршака «Язык изменчив, как изменчива сама жизнь». | Научиться логично, последовательно, грамотно излагать свои мысли при взаимодействии с окружающими в ситуации формального общения; доказывать и отстаивать свою точку зрения по заданной проблеме; использовать в речевой практике устных высказываний ресурсы русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию; создавать развернутые высказывания аналитического характера | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); излагать свои мысли с соблюдением норм оформления текста; следовать заданной процедуре группового обсуждения. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе аналитической деятельности, наблюдения за языковыми единицами, самостоятельно формулировать вопросы и аргументированно отвечать на них. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Подготовиться к итоговой КР | 11.04 | |
| 10 | Контрольная работа№ 2 (итоговая) | Научиться самостоятельно применять полученные знания на практике. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста. | Формирование навыков индивидуального проектирования в ходе выполнения самостоятельного задания | Упр. 148 | 18.04 | |
| 11 | Анализ контрольной работы № 2 (итоговой) | Научиться исправлять ошибки, проводить самодиагностику своей работы. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования языковых единиц | Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов | «Как одержать победу в споре?» - письменный развернутый ответ на вопрос | 25.04 | |
| 13 | Текст рекламного объявления,его языковые и структурные особенности | Знать правила поведения в споре, научиться пользоваться корректными приёмами ведения спора | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | П.17,упр.154 | 16.05 | |
| 14 | Язык художественной литературы.Притча. | Научиться логично, последовательно, грамотно излагать свои мысли при взаимодействии с окружающими в ситуации формального общения; доказывать и отстаивать свою точку зрения по заданной проблеме; использовать в речевой практике устных высказываний ресурсы русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию; создавать развернутые высказывания аналитического характера | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); излагать свои мысли с соблюдением норм оформления текста; следовать заданной процедуре группового обсуждения. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе аналитической деятельности, наблюдения за языковыми единицами | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | П18,упр. | 23.05 | |
| | Резерв | | | | | 30.05 | |
| | Резерв | | | | | | |
| | Резерв | | | | | | |