МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" ГО "ГОРОД КИЗИЛЮРТ"
МБОУ "Гимназия №5 им.А.А.Алиева г.Кизилюрта"
СОГЛАСОВАНО Тьютор: ___________________ Мусалимова М.Х. Приказ № от « 31» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор: ___________________ Омарова Э.М. Приказ № от « 31» августа 2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(на основе программы под редакцией Е.А.Быстровой. и др.)
(обучение на дому)
5 класс
для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата
вариант 6.2
Арзулумова Темирсолтана Кагировича
учитель русского языка и литературы: Хабилова И.И.
2023-2024 уч.год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для ученика 5 класса, обучающегося по адаптированной образовательной программе для детей с НОДА (вариант 6.2.), составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
Основной образовательной программы основного общего образования и авторской программы Е.А.Быстровой. и др. «Русский язык», опубликованной в издательстве «Просвещение», 2016 год.
При реализации программы используются учебник Е.А.Быстровой. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, – М.: «Просвещение», 2019.
На изучение русского языка отводится 2 часа в неделю в течение года обучения, всего 68 часов.
Рабочая программа предназначена для реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. В программу включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
В основе Рабочей программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающегося
в системе образования;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающегося ;
-организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно- исследовательской деятельности;
-построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающегося
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.
Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащегося.
Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Русский язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Цели изучения предмета «Русский язык»:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания;
-воспитание человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками;
-развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования;
-развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
-обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств;
-совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
-развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в самых разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
-воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
-совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
-расширить знания по орфографии, синтаксису и пунктуации, по фонетике и орфоэпии, морфологии, словообразованию, лексикологии и фразеологии;
-сформировать навыки речевой деятельности;
-способствовать формированию умения применять полученные знания и умения в собственной речевой практике;
-обогащать словарный запас и расширять круг используемых грамматических средств;
-воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
Формы контроля:
тестирование, самостоятельная работа, контрольный диктант, словарный диктант, сочинение, изложение
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
-достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
-владение всеми видами речевой деятельности;
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
-овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
-представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
-усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
-освоение базовых основ лингвистики;
-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
-опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
-проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
-понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
-осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Коррекционная работа
Цель коррекционной работы: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:
-смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность;
- модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих;
- умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими;
-практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»:
- уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
- умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели.
- умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
- умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. умение получать и уточнять информацию от собеседника.
Формы контроля достижений: тестирование, самостоятельная работа, контрольная работа, индивидуальная домашняя работа.
Содержание учебного предмета
Язык и общение
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества.
Повторение изученного в начальных классах
Состав слова. Орфограмма. Правописание согласных. Звуки и буквы. Текст. Части речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Виды предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Простые и сложные предложения. Прямая речь. Диалог.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
Фонетика. Звуки и буквы. Графика. Алфавит. Орфоэпические нормы.
Лексика. Культура речи.
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Омоним, синонимы, антонимы.
Морфемика. Орфография. Культура речи.
Морфемы в русском языке. Изменение и образование слов. Классификация морфем. Морфемный разбор слова.
Правописание гласных и согласных.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род, число, склонение, падеж имен существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Глагол .
Глагол как часть речи. Не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Виды глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах. Время глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Употребление времен.
Повторение и систематизация пройденного.
Разделы науки о языке. Орфограммы. Пунктуация.
Тематическое планирование (5 класс, 2 часа в неделю)
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов на изучение |
1 | Русский язык – национальный язык русского народа | 1 |
2 | Речь. Речевое общение. Речевая деятельность | 2 |
3 | Текст | 3 |
4 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 15 |
5 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | 7 |
5 | Лексика. | 4 |
6 | Морфемика. Словообразование.Орфография | 7 |
7 | Морфология. Орфография. | 1 |
Имя существительное | 9 |
Имя прилагательное | 10 |
Глагол | 9 |
8 | Повторение и систематизация изученного. | 1 |
| Итого | 68 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Д\З | Планируемые результаты (УУД) |
план | факт |
1 | Русский язык - национальный язык русского народа | 1 | 05.09 | | Стр 6-7 | Выявлять роль родного языка в жизни человека и общества |
Речь. Речевое общение. Речевая деятельность (2ч) |
2 | Язык и речь. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная. | 1 | 06.09 | | § 1 упр 9 | Осознавать различия языка и речи. Знать основные особенности устной и письменной речи, уметь их анализировать. различать разговорную и книжную речь. |
3 | Речь диалогическая и монологическая. | 1 | 12.09 | | § 5 Словарный диктант | Различать диалогическую и монологическую речь. Уметь вести диалог, владеть различными видами монолога и диалога. |
Текст (3ч.) |
4 | Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста. | 1 | 13.09 | | § 7 упр 48 | Понимать содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного текста, определять его основную мысль. Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. |
5 | План текста. | 1 | 19.09 | | § 9 упр 51 | Составлять план текста. |
6 | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их строение, смысловые и языковые особенности. | 1 | 20.09 | | § 10-13 читать | Определять функционально-смысловые типы речи. |
Синтаксис и пунктуация(16ч) |
7 | Синтаксис — раздел грамматики. Пунктуация — раздел правописания. | 1 | 26.09 | | § 15 упр 79 | Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения. |
8 | Словосочетание, его признаки. | 1 | 27.09 | | § 16 упр 86 | Распознавать и уметь выделять словосочетание в составе предложения. |
9 | РР Сочинение по картине Широкова Е.Н. «Друзья» | 1 | 03.10 | | Упр 93 | |
10 | Предложение, его признаки. | 1 | 04.10 | | § 17 упр 96 | Определять основные признаки предложения, находить его границы. |
11 | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | 1 | 10.10 | | § 20-21 Упр 114 | Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. |
12 | Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. | 1 | 11.10 | | § 22 упр 118 | Выделять грамматическую основу двусоставного предложения. |
13 | Распространенное и нераспространенное предложение. | 1 | 17.10 | | § 24 упр 129 | Разграничивать распространенные и нераспространенные предложения. |
14 15 | РР Сжатое изложение «Тетрадки под дождем» Админ.контр.диктант за 1 четверть | 1 | 18.10 24.10 | | Стр 94-95 | |
16 | Второстепенные члены предложения | 1 | 25.10 | | § 25, 26, 27 Упр 139 | Распознавать главные и второстепенные члены предложения. |
17 | Предложения с однородными членами. | 1 | 07.11 | | § 28 упр 147 | Опознавать однородные члены предложения. Составлять схемы предложений с однородными членами. |
18 | Предложения с обращением. Интонация, пунктуация предложений с обращением. | 1 | 08.11 | | § 30 упр 155 | Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с обращениями. |
19 | Предложения с вводными словами. | 1 | 14.11. | | § 31 упр 162 | Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными словами. |
20 | Предложения с прямой речью. | 1 | 15.11 | | § 32 стр 134 | Правильно интонировать предложения с прямой речью. |
21 | Простое и сложное предложение | 1 | 21.11 | | § 34 упр 173 | Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение |
22 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | 22.11 | | | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография (7ч) |
23 | Фонетика — раздел лингвистики. Звук — единица языка. | 1 | 28.11 | | § 35-36 | |
24 | РР Обучающее изложение от третьего лица «Журавли». | 1 | 29.11 | | Стр 149-150 | Передавать содержание текста |
25 | Система гласных звуков. Система согласных звуков. | 1 | 05.12 | | § 39 | Распознавать гласные (ударные, безударные) Распознавать согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие |
26 | Слог — единица слова. Ударение. | 1 | 06.12 | | § 44-45 упр 236 | Делить слова на слоги. Правильно переносить слова с одной строки на другую. Определять место ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами. |
27 | Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков. | 1 | 12.12 | | § 46 упр 251 | Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения. |
28 | Орфография — раздел правописания. Правописание гласных в корне слова. | 1 | 13.12 | | § 51-53 Упр 284 | Находить орфограммы в морфемах. Владеть приемами определения правописания гласных в корне |
29 | Правописание согласных в корне слова | 1 | 19.12 | | § 54 упр 304 | Владеть приемами определения правописания согласных в корне |
Лексика (4ч) |
30 31 | Лексикология — раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Админ.контр.диктант за 2 четверть | 1 | 20.12 26.12 | | § 55 стр 228 | Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. |
32 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. | 1 | 27.12 | | § 58-59 Упр 335 | Разграничивать однозначные и многозначные слова. Разграничивать прямое и переносное значения слов. |
33 | Омонимы. Омонимы — омографы, омофоны, омоформы. Синонимы. Антонимы. | 1 | 09.01. | | § 60-62 | Различать омонимы и многозначные слова. Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов. Употреблять в речи слова-синонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски. |
Морфемика. Словообразование.Орфография (7ч) |
34 | Морфемика — раздел лингвистики. Морфема — минимальная значимая единица языка. | 1 | 15.01 | | § 1 упр 4 | Осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка. Опознавать морфемы, членить слово на морфемы. |
35 | Чередование гласных е//и в корне. | 1 | 16.01 | | § 6 упр 49 | Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания |
36 | Чередование гласных о//а в корне. | 1 | 22.01 | | § 6 упр 59 |
37 | Правописание приставок. Буквы ы-и в корне после приставок. | 1 | 23.01 | | § 7 упр 69 | Правильно писать морфемы |
38 | Приставки пре- и при-. | 1 | 29.01 | | § 9 упр 79 | Правильно писать морфемы |
39 | Буквы ы-и после ц. | 1 | 30.01 | | § 10 упр 85 | Правильно писать морфемы |
40 | Словообразование — раздел языкознания. | 1 | 05.02 | | § 11 упр 104 | Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему. Определять способ образования слова. Проводить словообразовательный анализ слова. |
Морфология. Орфография (1ч) |
41 | Самостоятельные и служебные части речи. | | 06.02 | | § 14 стр 73 | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в начальной школе сведения о частях речи. Расширить представления о месте частей речи в русском языке. Опознавать различные части речи по их существенным признакам. |
Имя существительное как часть речи. (9ч) |
42 | Имя существительное. Общее значение предметности. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. | 1 | 12.02 | | § 15 стр 80 | Расширить представление об имени существительном. Осмыслить понятие «предмет» в грамматике. Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. |
43 | Правописание наиболее употребительных суффиксов существительных: -чик-, -щик-,(-чиц(а), -щиц(а). | 1 | 13.02 | | § 16 упр 121 | Правильно произносить и писать суффиксы существительных |
44 | Правописание наиболее употребительных суффиксов существительных: -ек-, -ик- (-чик-). | 1 | 19.02 | | § 17 упр 128 | Правильно произносить и писать суффиксы существительных |
45 | Правописание не с именами существительными. | 1 | 20.02 | | § 18 упр 135 | Различать имена существительные с приставкой не и с отрицательной частицей не. Уметь пользоваться существительными-синонимами с не и без не |
46 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные нарицательные и собственные. Прописная буква в собственных именах. | 1 | 26.02 | | § 19-20 упр 154 | Различать одушевленные и неодушевленные существительные по значению и формальным грамматическим признакам. Осознавать необходимость различения одушевленных и неодушевленных существительных в целях правильного употребления в речи в формах родительного и винительного падежей. |
47 | Род имен существительных. Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных | 1 | 27.02 | | § 21 упр 171 | Определять род имен существительных по значению, по различным формальным признакам. |
48 | Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные. | 1 | 04.03 | | § 24 упр 186 | Определять склонение имен существительных. |
49 | Число имен существительных. | 1 | 05.03 | | § 25 упр 192 | Образовывать множественное число имен существительных и употреблять их в речи. Правильно согласовывать существительные, имеющие форму только одного числа,с глаголами. |
50 | Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 11.03 | | § 25 упр 207 | Правильно писать безударные падежные окончания существительных. |
Имя прилагательное (10ч) |
51 52 | Общее грамматическое значение признака предмета. Админ.контр.диктант за 3 четверть | 1 | 12.03 18.03 | | § 28 упр 214 | Расширить знания о значении и основных грамматических признаках имени прилагательного. Осмыслить понятие «признак предмета». Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. |
53 | РР Сочинение-описание внешности человека | 1 | 19.03 | | Стр 159 | Использовать в речи прилагательные для описания внешности человека |
54 | Разряды имен прилагательных по значению. | 1 | 02.04 | | § 29 | Осознавать смысловые различия прилагательных разных разрядов. Разграничивать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные и притяжательные прилагательные. |
55 | Имена прилагательные полные и краткие. | 1 | 08.04 | | § 31 упр 242 | Определять морфологические признаки кратких прилагательных. |
56 | Образование и правописание кратких прилагательных | 1 | 15.04 | | § 31 | Образовывать краткие прилагательные. Соблюдать нормы произношения кратких прилагательных с учетом перемещения ударения при изменении их по родам и числам. |
57 | Степени сравнения качественных имен прилагательных. | 1 | 16.04 | | § 32 упр 248 | Образовывать степени сравнения и употреблять их в речи с учетом сферы использования, стиля речи. |
58 | Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. | 1 | 22.04 | | § 33 упр 260 | Распознавать способы образования имен прилагательных. Усвоить правописание н и нн в суффиксах прилагательных. |
59 | Правописание не с прилагательными. Правописание сложных прилагательных, обозначающих сочетания цветов или оттенки цветов. | 1 | 23.04 | | § 33 упр 267 | Уметь обозначать на письме и употреблять в речи прилагательные с не и прилагательные без не (антонимы) для выражения противопоставления. |
60 | Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц. | 1 | 27.04 | | § 33 упр 275 | Разграничивать правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц в зависимости от места ударения в слове. |
Глагол как часть речи (8ч) |
61 | Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. | 1 | 06.05 | | § 35 упр 283 | Расширить и систематизировать знания о значении и грамматических признаках глаголов. Осмыслить понятие «действие» в широком смысле этого слова. Распознавать семантику глаголов и относить их к соответствующим лексико-грамматическим группам. |
62 | Правописание не с глаголами. Инфинитив (неопределенная форма глагола). | 1 | 07.05 | | § 36-37 Упр 294 | Совершенствовать и закреплять навыки правописания не с глаголами. |
63 | Правописание -тся и -ться в глаголах. | 1 | 13.05 | | § 38 упр 299 | Овладеть алгоритмом правописания -тся и -ться в глаголах. |
64 | Вид глагола. Значение и признаки глаголов совершенного и несовершенного вида. | 1 | 14.05 | | § 39 стр 221 | Различать глаголы совершенного и несовершенного вида по значению, по формальным признакам. Определять видовые значения глаголов. Овладевать способами видообразования. |
65 | Переходные и непереходные глаголы. | 1 | 20.05 | | § 39 упр 313 | Различать переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи. |
66 | Возвратные глаголы. Наклонения глагола | 1 | 21.05 | | § 41-42 Упр 319 | Использовать в речи возвратные глаголы, обозначающие взаимное и возвратное действие в действительных и страдательных оборотах. Определять наклонения глагола. |
67 | Времена глагола: настоящее. | 1 | 27.05 | | § 43 упр 334 | Определять времена глагола. Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения. |
68 | Спряжение глагола. Безличные глаголы, их значение. | 1 | 28.05 | | § 44 | Определять спряжения глагола. Правильно произносить и писать личные окончания глаголов I и II спряжения. |