№ | Тема | К-во ч. | Цели изучения темы |
Повторение изученного в VI классе (2 ч) |
1 | Части речи. | 1 | Повторение изученного в VI классе теоретического материала по морфологии; закрепление грамматических средств в соответствии с нормами литературного языка |
2 | Правописание частей речи. | 1 | Закрепление орфографических норм |
Текст (3 ч) |
3 | Текст и его основные признаки | 1 | Углубление знаний об основных признаках текста на основе их характеристик. |
4 | Подробное изложение «Астры» | 1 | Формирование умения последовательного развёртывания мысли в тексте с помощью подтем; работа над подробным изложением текста «Астры» (упр. 38) |
5 | Порядок слов в предложении. | 1 | Формирование умения правильно использовать прямой порядок слов в повествовании, обратный порядок — в описании обстановки, природы |
Стили речи (3 ч) |
6 | Речевые и языковые средства стилей. | 1 | Повторение основных признаков стилей речи. Формирование умений разграничивать функциональные стили речи и определять стиль предложенного текста с аргументацией. |
7 | Языковые средства художественного, научного и разговорного стилей. | 1 | Ознакомление учащихся с языковыми средствами, участвующими в создании образов в художественном стиле речи; с языковыми выразительными средствами научного стиля речи. |
8 | Языковые средства публицистического, и официально-делового стилей. | 1 | Ознакомление учащихся в языковыми выразительными средствами публицистического стиля речи, основными стандартными выражениями официально-делового стиля речи. |
9 | Контрольное изложение «Бабушка с малиной» (подробное) | 1 | Формирование умений создавать текст определенного функционального стиля и типа речи. |
10 | Контрольное изложение «Бабушка с малиной» (подробное) | | |
Глагол (11 ч) |
11 | Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Неопределённая форма глагола | 1 | Ознакомление с морфологическими признаками глагола как части речи; обогащение словаря учащихся глаголами, с помощью которых точно, верно, динамично излагается мысль в тексте Ознакомление с грамматическими признаками неопределённой формы глагола; формирование навыка определения грамматических признаков неопределённой формы глаголов |
12 | Глаголы совершенного и несовершенного вида | 1 | Ознакомление с глаголами совершенного и несовершенного вида; формирование умений отличать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида и употреблять их в речи |
13 | Личные и безличные глаголы, переходные и непереходные, возвратные и невозвратные глаголы (ознакомление) | 1 | Ознакомление с системой форм безличных глаголов, с особенностями употребления личных глаголов в значении безличных; с переходными и непереходными глаголами; формирование умений определять глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, находить зависимые от переходных глаголов имена существительные, использовать переходные и непереходные глаголы в связной речи. Ознакомление с возвратными глаголами со способами их образования и особенностями употребления в речи |
14 | Наклонения глагола. Изъявительное наклонение | 1 | Ознакомление со значениями глагольных форм в изъявительном наклонении, с образованием и изменением формы прошедшего времени изъявительного наклонения; формирование умений определять вид, время, наклонение глагольной формы; уместно употреблять глагольные формы в зависимости от речевой ситуации |
15 | Условное наклонение | 1 | Ознакомление со значениями глагольных форм в условном наклонении, с образованием, изменением и правописанием глагольных форм условного наклонения; формирование умения правописания частицы бы(б) с глагольными формами условного наклонения |
16 | Повелительное наклонение | 1 | Ознакомление со значениями глагольных форм в повелительном наклонении, с образованием, изменением и правописанием глагольных форм повелительного наклонений; ь перед -ся и -те в форме повелительного наклонения |
17 | Изменение глаголов I и II спряжения по лицам | 1 | Ознакомление со способами определения спряжений; с правописанием ё в глагольных окончаниях после шипящих; формирование навыка образования глагольных форм 1-го, 2-го лица единственного и множественного числа |
18 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | Ознакомление с разноспрягаемыми глаголами. |
19 | Словообразование глаголов. | 1 | Ознакомление со способами образования глаголов; формирование навыка правильного написания гласных в глагольных суффиксах, не с глаголами |
20 | Правописание гласных в глагольных суффиксах. | 1 | |
21 | Обобщение изученного по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. | 1 | Систематизация изученного о глаголе. Ознакомление с порядком морфологического разбора глагола, образцом устного и письменного морфологического разбора глаголов; формирование умения выполнять разбор глагола как части речи; |
22 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Проверка сформированности навыков правописания: — личных окончаний глаголов; — -ся и -сь у возвратных глаголов; — частицы бы с глагольными формами; — частицы не с глаголами; — глагольных суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива- |
Причастие (11 ч) |
23 | Причастие как особая форма глагола; склонение причастий | 1 | Ознакомление с морфологическими признаками причастий, их синтаксической ролью; формирование навыка правописания падежных окончаний причастий |
24 | Действительные и страдательные причастия | 1 | Ознакомление с понятиями «действительные причастия», «страдательные причастия», с их формообразовательными суффиксами; формирование умения составлять словосочетание с главным словом — причастием |
25 | Понятие о причастном обороте | 1 | Ознакомление с понятием «причастный оборот», с его ролью, пунктуационным выделением в предложении; формирование навыка преобразования причастного оборота в конструкцию со словом который |
26 | Образование причастий. Образование действительных причастий настоящего времени | 1 | Ознакомление с алгоритмом образования действительных причастий настоящего времени: от каких глаголов образуются? Какая глагольная основа используется? Какие суффиксы участвуют в образовании? От чего зависит выбор суффикса? |
27 | Образование действительных причастий прошедшего времени | 1 | Ознакомление с алгоритмом образования действительных причастий прошедшего времени: от каких глаголов образуются? Какая глагольная основа используется? Какие суффиксы участвуют в образовании? От чего зависит выбор суффикса? |
28 | Образование страдательных причастий настоящего времени | 1 | Ознакомление с алгоритмом образования страдательных причастий настоящего времени: от каких глаголов образуются? Какая глагольная основа используется? Какие суффиксы участвуют в образовании? От чего зависит выбор суффикса? |
29 | Образование страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Ознакомление с алгоритмом образования страдательных причастий прошедшего времени: от каких глаголов образуются? Какие основы используются при их образовании? Какие суффиксы участвуют в образовании? От чего зависит выбор суффикса? |
30 | Краткие формы страдательных причастий | 1 | Ознакомление с грамматическими характеристиками краткой формы страдательных причастий; формирование умений разграничивать краткие формы страдательных причастий и прилагательных, правильно писать краткие причастия, образованные от полных на -нн-, -енн-, -ённ-, употреблять их в текстах различных стилей |
31 | Правописание -н-, -нн- в суффиксах в полных формах причастий и прилагательных, образованных от глаголов | 1 | Формирование навыка правописания -н-, -нн- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов |
32 | Правописание -н-, -нн- в суффиксах в полных формах причастий и прилагательных, образованных от глаголов | 1 | Формирование навыка правописания -н-, -нн- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов |
33 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 | Формирование навыка правописания не с причастиями |
Деепричастие (6 ч) |
34 | Деепричастие как особая форма глагола | 1 | Ознакомление с деепричастием как особой формой глагола, обозначающей в предложении добавочное действие; формирование умений находить деепричастие в тексте, определять его грамматические признаки |
35 | Понятие о деепричастном обороте | 1 | Ознакомление с понятием «деепричастный оборот», его ролью в предложении, правилами пунктуационного выделения; формирование навыка определения деепричастного оборота как члена предложения |
36 | Слитное и раздельное написание не с деепричастиями | 1 | Формирование навыка правописания не с деепричастиями |
37 | Деепричастия несовершенного вида | 1 | Ознакомление с понятием «деепричастие несовершенного вида», со способами образования деепричастий несовершенного вида; формирование умения производить замену глагольной формы деепричастием |
38 | Деепричастия совершенного вида | 1 | Ознакомление с понятием «деепричастие совершенного вида», со способами образования деепричастий совершенного вида; формирование умения производить замену глагольной формы деепричастием |
39 | Обобщение изученного о деепричастии. Морфологический разбор деепричастия | 1 | Систематизация изученного о деепричастии. Ознакомление с порядком морфологического разбора деепричастия, образцом устного и письменного морфологического разбора деепричастий; формирование умения выполнять разбор деепричастия как части речи; |
40, 41 | Контрольное изложение | 2 | Проверка уровня коммуникативной компетенции уча- щихся |
Наречие (12 ч) |
42 | Наречие как часть речи | 1 | Актуализация сведений о наречии, полученных учащимися ранее; формирование умений распознавать наречия в тексте, определять их синтаксическую роль; работа над произносительными нормами |
43 | Разряды наречий по значению (ознакомление) | 1 | Формирование умения определять лексическое значение наречий, принадлежность наречия к определённой группе по значению; анализ роли наречий в тексте; уместное употребление наречий различных групп в речи |
44 | Степени сравнения наречий | 1 | Формирование умения образовывать степени сравнения наречий; ознакомление с приёмами разграничения форм сравнительной степени наречия и имени прилагательного; формирование умения определять синтаксическую роль имён прилагательных и наречий в форме сравнительной степени; работа над предупреждением ошибок в образовании форм степеней сравнения |
45 | Морфологический разбор наречий | 1 | Ознакомление с порядком морфологического разбора наречий, образцом устного и письменного морфологического разбора наречий; формирование умения выполнять разбор наречия как части речи |
46 | Образование наречий | 1 | Ознакомление с основными способами образования наречий; совершенствование навыков словообразовательного разбора и разбора слов по составу |
47 | Правописание н и нн в наречиях | 1 | Ознакомление с правилом написания н и нн в наречиях; формирование умения видеть соответствующую орфограмму в словах и тексте; повторение правописания н и нн в суффиксах разных частей речи |
48 | Правописание не с наречиями на -о(-е) | 1 | Ознакомление с правилом написания не с наречиями на -о(-е); формирование умения видеть соответствующую орфограмму в словах и тексте; повторение правописания не с именами прилагательными |
49 | Правописание не и ни в отрицательных наречиях | 1 | Ознакомление с правилом написания не и ни в наречиях; формирование умения видеть соответствующую орфограмму в словах и тексте; повторение правописания не и ни в местоимениях |
50 | Гласные на конце наречий | 1 | Ознакомление с правилами написания гласных на конце наречий; формирование умения видеть соответствующую орфограмму в словах и тексте; повторение правописания о—ё—е после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях разных частей речи |
51 | Дефис в наречиях | 1 | Ознакомление с основными случаями постановки дефиса в наречиях; формирование умения видеть соответствующие орфограммы в словах и тексте |
52 | Слитное и раздельное написание наречий | 1 | Ознакомление с основными случаями слитного и дефисного написания наречий; формирование умения видеть соответствующие орфограммы в словах и тексте |
53 | Мягкий знак на конце наречий. Обобщение изученного о наречии | 1 | Ознакомление с правилами написания мягкого знака на конце наречий; формирование умения видеть соответствующую орфограмму в словах и тексте; повторение правописания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи; систематизация изученного о наречии; закрепление навыка разграничения наречий и омонимичных форм |
Служебные части речи Предлог (4 ч) |
54 | Общая характеристика служебных частей речи. Предлог как часть речи. Разряды предлогов (ознакомление) | 1 | Актуализация знаний учащихся о классификации частей речи, о специфике служебных частей речи; выявление особенностей предлога как служебной части речи; ознакомление с основными функциями предлогов, с разрядами предлогов |
55 | Правописание предлогов | 1 | Ознакомление с правилами правописания предлогов; формирование умения видеть соответствующую орфограмму в слове и тексте; формирование умения разграничивать производные предлоги и омонимичные им формы |
56 | Употребление предлогов в речи | 1 | Формирование навыка правильного употребления предлогов в речи; работа по предупреждению грамматических ошибок в употреблении предлогов |
57 | Обобщение изучен- ного о предлоге. Морфологический разбор предлога. | 1 | Ознакомление с порядком морфологического разбора предлога, образцом устного и письменного морфологического разбора предлогов; формирование умения выполнять разбор предлога как части речи; систематизация изученного о предлоге; закрепление навыка разграничения предлогов и омонимичных форм |
58 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Проверка сформированности орфографических и пунктуационных навыков учащихся. |
Cоюз (4 ч) |
59 | Союз как часть речи. Разряды союзов | 1 | Формирование умения находить союзы в тексте; выявление роли союзов в предложении и тексте; ознакомление с классификацией союзов; выявление общего и различного в функциях предлогов и союзов |
60 | Правописание союзов | 1 | Ознакомление с основными правилами правописания союзов, с приёмами разграничения союзов и омонимичных им слов |
61 | Употребление союзов в речи | 1 | Формирование умений различать сочинительные и подчинительные союзы, употреблять сочинительные и подчинительные союзы в речи в соответствии с их значением; закрепление навыков правописания союзов, расстановки знаков препинания в предложениях с сочинительными союзами |
62 | Обобщение изученного о союзе. Морфологический разбор союза. | 1 | Ознакомление с порядком морфологического разбора союза, образцом устного и письменного морфологического разбора союза; формирование умения выполнять разбор союза как части речи; систематизация изученного о союзе; закрепление навыка разграничения союзов и омонимич- ных форм |
Частица (4 ч) |
63 | Частица как часть речи. Разряды частиц (ознакомление). | 1 | Выявление специфики частицы как части речи; формирование умений распознавать частицы в тексте, использовать частицы в речи для выражения различных смысловых оттенков; актуализация знаний об образовании форм условного и повелительного наклонения глаголов |
64 | Правописание частиц | 1 | Ознакомление с основными правилами правописания частиц; закрепление знаний о функциях частиц |
65 | Отрицательные частицы, их правописание и употребление | 1 | Ознакомление с основными функциями частиц не и ни; формирование умения разграничивать частицы не и ни; закрепление навыков написания частиц не и ни с разными частями речи |
66 | Обобщение изученного о частицах. Морфологический разбор частиц. | 1 | Ознакомление с порядком морфологического разбора частиц, образцом устного и письменного морфологического разбора частиц; формирование умения выполнять разбор частицы как части речи; систематизация изученного о частицах; закрепление навыка разграничения частиц и омонимичных форм |
Междометие (1 ч) |
67 | Междометие как особая часть речи: функции, правописание | 1 | Ознакомление с междометием как особой частью речи; формирование умений находить междометия в тексте, употреблять их в речи, разграничивать междометия и звукоподражательные слова; ознакомление с основными правилами постановки знаков препинания при междометиях |
68 | Повторение изученного в 7 классе | 1 | Обобщение и систематизация сведений о глаголе, причастии, деепричастии, наречии, служебных частях речи, их употреблении и правописании |
69 | Резервные часы | 1 | |
70 | Резервные часы | 1 | |