СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русской литературе в 7 классе на 2018/2019 учебный год

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская литература

VII класс

53 часа в год, из них внеклассное чтение — 4 часа, резерв — 2 часа

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русской литературе в 7 классе на 2018/2019 учебный год»

Русская литература

VII класс

53 часа в год, из них внеклассное чтение — 4 часа, резерв — 2 часа



Тема


К-во часов


Цели и задачи урока

Домашнее

задание*

1


Литературное произведение как художественная целостность

1


Рассказать о литературном произведении как художественной целостности; человеке как объекте художественного отражения в литературе.

Систематизировать знания о понятиях: литературный персонаж, герой, характер и др. Актуализировать знания о средствах создания характеров (портрет, речь, художественная деталь, интерьер, пейзаж). Рассказать о взаимосвязи характеров и обстоятельств в художественном произведении.

Прочитать вступительную статью

учебного пособия по русской литературе «Введение».

Ознакомиться с условными обозначениями к учебному пособию.

2


Устное народное

творчество и лите-

ратура.

Русская народная

лирическая песня

«Ах, не одна-то,

не одна во поле до-

роженька пролега-

ла...


1


Ознакомить с новым жанром поэтического творчества — песней, с разновидностями русских народных песен. Определить особенности лирической народной песни: лиризм, мелодичность русской народной песни, выражение в ней высших нравственных ценностей (любви к человеку, природе, верности слову и долгу).

Работать над ритмом, рифмой, интонацией в народной лирической песне.

Определить связь с белорусскими лирическими песнями.

Развивать навыки выразительного чтения.

Прослушать песню «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала...» в исполнении лучших певцов (Ф. И. Шаляпин, Б. Т. Штоколов, Ю. А. Гуляев и др.).

Составить эмоциональную партитуру текста народной

лирической песни, отметив смену

чувств, переживаний героев.

3


Стихотворения,

ставшие песнями.

А. Ф. Мерзляков.

«Среди долины

ровныя...»;

А. А. Дельвиг.

«Соловей»

1


Ознакомить с жанром литературной лирической песни.

Выделить жанровые особенности. Наблюдать, как в песнях выражается внутренний мир человека.

Прослушать литературные лирические песни в исполнении лучших певцов и хоров.

Научиться выразительно читать понравившееся стихотворение.

Ответить на вопрос: «Как создается фольклорный характер песен?»

4

Народные и лите-ратурные истори-

ческие песни.

«Сон Степана

Разина» («Ой, то

не вечер, то не ве-

чер…»);

К. Ф. Рылеев.

«Смерть Ермака»


1

Рассказать об исторических народных песнях, об особенностях изображения в них народной жизни, человеческих судеб. Определить средства создания ху-дожественных образов в исторической народной песне. Рассказать об интересе русских писателей к народному творчеству, особенностях повествования и ав-

торской оценки в литературных песнях. Познакомить с произведениями живописи (по выбору): В. И. Суриков. «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин»; Б. М. Кустодиев. «Степан Разин

» и др.

Привести примеры фольклорных образных средств, использованных

в одной из песен.

5


Внеклассное чтение.

М. Ю. Лермонтов.

«Песня про царя

Ивана Васильевича, молодого

опричника и удалого купца Калашникова».

Слово о поэте.

Народно-поэтическая основа произ-ведения. Построение поэмы.

Картины быта ХVI в.


1


Ознакомить с биографиейМ. Ю. Лермонтова. Показать, что роднит «Песню…»

с произведениями устного народного творчества. Выяснить суть и причины воз-

никновения основного конфликта столкновения героев. Поразмышлять над своеобразием характеров, поступков героев. Наблюдать за средствами художе-ственной выразительности. Развивать творческое воображение, аналитическое мышление. Воспитывать нравственные качества учащихся.

Прочитать «Песню…».

Подготовить иллюстрации к понравившимся эпизодам «Песни…».

6


Литературные баллады.

В. А. Жуковский.

«Лесной царь»


1


Читать литературную балладу. Комментировать отрывки произведения.

Дать начальное понятие о жанре баллады, рассказать о литературной балладе как лиро-эпическом жанре.

Научиться выразительно читать отрывки баллады.

Составить рассказ об отличительных чертах литературной баллады.

7


М. Ю. Лермонтов.

«Перчатка»

1


Читать литературную балладу. Комментировать отрывки баллады.

Раскрыть связь с белорусской литературой (баллады А. Мицкевича).

Дать понятие о художественном переводе.

Познакомить с народными английскими балладами о Робин Гуде.

Представить фрагменты кинофильма «Стрелы Робин Гуда» режиссера

С. С. Тарасова (1975).

Рассказать о В. С. Высоцком — авторе и исполнителе баллад («Бал-

лада о вольных стрелках», «Баллада о времени», «Баллада о любви»,

«Баллада о борьбе»).

Подготовить вопросы для тематической викторины

о балладах (по желанию).

8,9

Литературное

произведение как художественная

целостность.

А. С. Пушкин. «Ка-питанская дочка».

Слово об А. С. Пушкине.

Историческая правда и художественный вымысел в повести

1

Ознакомить с биографией А. С. Пушкина.

Подготовить класс к восприятию повести.

Рассказать о точности, лаконизме, красоте пушкинской прозы.

Читать и комментировать первые главы повести.

Определить роль эпиграфов.

Ответить на вопрос:

«Как эпиграф помогает понять идею

произведения?»

10

Гринев — один из

главных героев про-

изведения.

Формирование ха-рактера и взглядов

героя


Читать и комментировать главы повести.

Проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева.

Формировать навыки пересказа.

Подготовить инсценировки понравившихся эпизодов

произведения.

11


Петр Гринев

и Маша Миронова.

Свобода, честь, долг

в повести

1


Раскрыть взаимоотношения Петра Гринева и Маши Мироновой. Рассказать о верности и преданности героини любимому человеку. Ответить на вопрос: «Как любовь помогает сохранить честь и достоинство в сложных жизненных обстоятельствах?» Воспитывать нравственные качества.

Подготовить творческий пересказ от лица Маши Мироновой о встрече с Екатериной II (по желанию). Выучить отрывок из повести наизусть

(по выбору учителя).

12


Падение Белогорской крепости

1


Проследить, как меняется взгляд рассказчика на жизнь.

Установить, какими он видит людей и события на разных этапах

своего развития. Развивать аналитическое мышление учащихся.

Пересказать «калмыцкую сказку». Раскрыть ее идею.

13


Образ Пугачева

в повести

1


Обобщить и систематизировать материал о Пугачеве. Раскрыть глубину и обаяние личности Пугачева. Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства и справедливости.

Подготовить сообщение о

Е. Пугачеве

14


Отношение автора

и рассказчика к Пу-

гачеву и крестьян-

скому восстанию

1


Определить жанровые особенности произведения.

Познакомить с иллюстрациями С. В. Герасимова и П. П. Соколова

к повести. Представить фрагменты кинофильма «Капитанская дочка» В. П. Кап

луновского (1959). Формировать представление о таком виде работы, как сравнительная характеристика. Работать над теорией литературы:

определить роль художественного вымысла в литературе и героя

в художественном произведении. Ознакомить с жанровым разнообразием:

жанр — семейная хроника.

Подготовить выразительное чтение понравившихся от-

рывков повести. Составить сравнительную характе-ристику Гринева и Швабрина

(устно).

15


А. С. Пушкин.

«Капитанская дочка».

Литературное творчество.

1


Обобщить представления учащихся о повести и ее героях.

Написать сочинение «Гринев и Швабрин».

Чтение поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (по желанию).

16


М. Ю. Лермонтов «Мцыри».

История создания

поэмы, тема и идея

произведения.

1


Подготовить учащихся к восприятию произведения.

Ознакомить с историей создания поэмы. Читать поэму.

Определить идею и тему поэмы.

Наблюдать за своеобразием

пейзажа в поэме.

Охарактеризовать

изобразительные

средства, используемые автором для описания монастыря,

родины героя.

17


Исключительность

обстоятельств,

в которых раскрывается

характер Мцыри.

1


Читать и комментировать главы поэмы. Работать над теорией литературы:

развивать понятие о жанре поэмы, теме и художественной идее произведения.

Дать начальное понятие о романтическом герое.

Выучить отрывок наизусть (по выбору учащихся).

Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку поэмы (по желанию).

18, 19


Мцыри — «любимый

идеал» (В.Г. Белинский)

Лермонтова.

1


Обобщить изученный материал. Определить, в чем цельность натуры Мцыри. Выявить причины гибели героя. Раскрыть авторское отношение к Мцыри.

Определить особенности композиции поэмы, роль вступления, лирического монолога. Познакомить с иллюстрациями (по выбору) М. Н. Орловой-Мо-

чаловой, Ф. Д. Константинова, П. П. Кончаловского, Л. О. Пастернака к поэме «Мцыри». Ознакомить с музыкой (по выбору) М. А. Балакирева, А. С. Дарго-

мыжского, А. П. Бородина к поэме «Мцыри» (фрагментами). Слушать музыку М. А. Балакирева, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина к поэме «Мцыри» (фрагменты).

Сопоставить иллюстрации художников к поэме. Под-готовить устный рассказ об изученных литературных понятиях (по желанию).

Ответить на вопрос: «Что является символом свободы в поэме?»

20

Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Слово о писателе. История создания комедии.

1

Ознакомить с биографией Н. В. Гоголя. Формировать представление

о драматическом произведении.

Читать и комментировать первые явления комедии.

Прочитать I действие. Подготовить устный рассказ об уездном городе (по желанию).

21

Чиновничество

и его пороки.

Страх чиновников

перед ревизором.

1

Читать и комментировать явления комедии. Определить нравственные и

социальные пороки чиновничества в комедии. Раскрыть обстоятельства, приведшие чиновников к роковой ошибке. Развивать аналитические умения,

критическое мышление учащихся.

Прочитать II действие.

Подготовить выразительное

чтение понравившихся явлений (по желанию).

22


Мастерство Гоголя

в создании образа

Хлестакова.

1


Читать и комментировать явления комедии.

Формировать представление о характере Хлестакова.

Развивать навыки выразительного чтения.

Прочитать III действие. Подготовить характеристику

Хлестакова.

23


Разоблачение

Хлестаковщины.

1


Читать и комментировать явления комедии. Формировать представление о

хлестаковщине как явлении. Работать над теорией литературы:

дать понятие о языке драматического произведения как средстве

речевой характеристики. Воспитывать непримиримость ко

лжи, лицемерию, корыстолюбию.

Прочитать IV действие. Подготовить

инсценировки по-

нравившихся явлений

(по желанию).

24


«Взлет и падение»

городничего

1


Раскрыть значение «афиши» и авторских ремарок.

Показать, что страх перед ревизором является основой комедийного

действия. Раскрыть идейный замысел пьесы.

Прочитать V действие. Подготовить устное сочинение о городничем.

25


Своеобразие

гоголевского юмора

1


Обобщить и систематизировать знания о героях комедии. Раскрыть

роль финала, смысл эпиграфа комедии. Работать над теорией литературы:

раскрыть понятие комедии как драматического жанра, развить понятие о сюжете и композиции произведения (сюжет драматического

произведения). Познакомить с иллюстрациями (по выбору) М. Д. Добужинского, П. М. Боклевского к комедии «Ревизор», эскизами декораций

к «Ревизору» Д. Н. Кардовского. Рассказать о близости идейных

и художественных устремлений Н. В. Гоголя и М. С. Щепкина.

Приобщать учащихся к чтению драматических произведений, прививать интерес к театру.

Сопоставить иллюстрации художников к комедии.

26


М. Е. Салтыков-

Щедрин. «Повесть

о том, как один мужик двух генералов прокормил». Слово о писателе.

Сатира на социальные и нравственные

пороки верхушки

общества

1


Ознакомить с биографией М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Создать условия для восприятия сказки.

Читать сказку. Развивать умение выделять главное, существенное,

классифицировать материал.

Прочитать сказку.

Подготовить выразительное чтение отрывка сказки по

ролям (по желанию).

27


Сатира и юмор

в сказке

1


Работать над текстуальным анализом сказки. Выявить художественную идею

произведения, авторскую позицию. Определить средства создания

комического. Работать над теорией литературы: сатирические приемы

(ирония, гротеск). Познакомить с иллюстрациями (по выбору)

Н. Н. Муратова, Кукрыниксов к сказкам Салтыкова-Щедрина.

Ознакомить с портретами писателя. Развивать творческое воображение учащихся.

Подготовить сценарий для кукольного спектакля.

28


Л. Н. Толстой.

«После бала».

Слово о писателе.

Автор и рассказчик

в произведении

1


Ознакомить с биографией Л. Н. Толстого.

Создать условия для понимания философской сути рассказа.

Рассказать об истории создания произведения. Читать рассказ.

Выяснить роль автора-рассказчика. Раскрыть писательский замысел.

Воспитывать неприятие подлости, высокомерия.

Прочитать рассказ.

Ответить на вопрос:

«Какой художественный прием положен в основу

композиции рассказа?»

29


Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих

и свою судьбу

1


Работать над текстуальным анализом рассказа.

Развить понятие о конфликте, антитезе. Ознакомить с иллюстрацией

Е. Е. Лансере «Сквозь строй». Слушать музыку к балету «После

бала» Г. Вагнера (фрагменты).

Рассмотреть иллюстрации к рассказу, подготовить краткий комментарий

(по желанию).

30

Внеклассное чтение.

Л. Н. Толстой.

«Отрочество».

Автобиографическая повесть.

Изображение сложности становления

личности человека

1

Создать условия для наблюдения за сложным становлением личности

человека в повести. Формировать представление об автобиографической повести. Развивать понятия о сюжете и композиции произведения.

Подготовить рассказ-характеристику Николеньки

Иртеньева. Читать

другие главы повести

(по желанию).

31


М. Горький.

«Песня о Соколе».

Слово о писателе.

Образы-символы

Сокола и Ужа

1


Ознакомить с биографией писателя. Читать произведение.

Определить, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа.

Выявить авторскую позицию и способы ее выражения.

Развивать аналитическое мышление учащихся.

Выучить отрывок

наизусть

(по выбору учителя).

32

Композиция

«Песни о Соколе»

1

Определить роль пейзажа в произведении. Работать над композицией произведения. Раскрыть смысл понятий «романтизм», «романтический».

Дать понятие о символе. Ознакомить с репродукцией портрета

М. Горького, написанного художником И. И. Бродским в 1937 г.;

гравюрами К. В. Безбородова к «Песне о Соколе» (по выбору).

Воспитывать творческое воображение учащихся.

Подготовить рассказ о

роли противопоставления

в произведении.

33, 34


А. С. Грин.

«Алые паруса».

Слово о писателе.

Романтическая по-

весть-сказка о по-

этической и

возвышенной мечте

1


Ознакомить с биографией писателя. Подготовить к восприятию

произведения. Читать повесть-сказку.

Научить выделять в произведении сказочное и реальное.

Рассказать о романтическом идеале: «рукотворности чуда».

Прочитать повесть-сказку. Подготовить связный

рассказ о жителях

Каперны (по желанию).

35


Ассоль и Грэй —

главные герои повести-сказки

1


Выделить основные черты характеров Ассоль и Грэя. Исследовать

мир, в котором живут герои. Развивать аналитическое мировоззрение,

умение сопоставлять.

Составить словесный

портрет героини.

36


Смысл названия

повести-сказки

1


Помочь учащимся понять, почему именно Ассоль и Грэй заслужили

счастье. Выяснить авторскую позицию по отношению к таким людям,

как герои повести. Раскрыть смысл названия повести-сказки.

Ознакомить с иллюстрациями художника И. И. Бродского к произ-

ведениям А. С. Грина. Представить фрагменты кинофильма «Алые паруса» режиссера А. Л. Птушко (1961). Воспитывать активную жизненную позицию.

Подготовить устный комментарий

к иллюстрациям

художников к произведению.

37


Внеклассное чтение.

А. С. Грин.

«Бегущая по волнам»

1


Ознакомить с историей написания романа.

Дать характеристику главным героям романа.

Читать произведение.

Читать роман А. С. Грина

«Золотая цепь»

(по желанию).

38


А. Т. Твардовский.

«Василий Теркин».

«Переправа», «Гармонь», «Два солдата».

Слово об А. Т. Твардовском.

Замысел, история создания, народно-поэтическая основа

поэмы

1


Ознакомить с биографией поэта. Рассказать историю создания поэмы.

Читать главы поэмы. Определить тему поэмы, выявить

своеобразие композиции.

Прочитать главы поэмы. Подготовить

развернутый ответ на вопрос:

«Кем был

А. Т. Твардовский

во время Великой

Отечественной войны?»

39

Веселая удаль, жизнелюбие,

душевная стойкость,

мужество Василия Теркина

1

Анализировать главы поэмы. Раскрыть патриотический пафос поэмы.

Рассказать о традициях русского народно-поэтического творчества.

Развивать творческое воображение. Воспитывать уважительное отношение к

прошлому своей страны.

Выучить отрывок

наизусть

(по выбору учащихся).

Подготовить сообщение о памятнике В. Теркину

(по желанию).

40


Широкая популярность поэмы во время Великой Отечественной войны

2


Сопоставить изображение картин войны и мира.

Установить связь с белорусской литературой. Ознакомить с иллюстрациями

О. Г. Верейского к поэме «Василий Теркин»; репродукцией картины Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» (по выбору).

Создать иллюстрации к понравившимся эпизодам

Поэмы.

41

К. Г. Паустовский.

«Телеграмма».

Слово о писателе.

Идея ответственности каждого

за жизнь близких


Ознакомить с биографией писателя. Читать рассказ.

Проверить первичное восприятие произведения.

Помочь учащимся постичь смысл рассказа.

Прочитать про-

изведение.

Подготовить рассказ

о главной героине

произведения.

42


Роль пейзажа

в рассказе

1


Выполнить текстуальный анализ рассказа. Установить связь с белорусской

литературой (Я. Брыль). Работать над понятием «лиризм

прозы» К. Г. Паустовского. Ознакомить с репродукцией картины И. Крамского «Неизвестная». Формировать нравственные и гражданские чувства: чувство доброты к окружающим, чувство долга перед родителями, чувство ответственности за их старость.

Составить устный

отзыв о прочитанном.

43


А. Г. Алексин. «А тем временем где-то...».

Слово о писателе.

Раскрытие человеческих взаимоотношений в произведении

1


Ознакомить с биографией писателя.

Подготовить к восприятию произведения.

Читать повесть.

Развивать творческое воображение.

Прочитать повесть.

Выполнить задание 9 из контрольно-измерительных

материалов (с. 82).

44


Главный герой повести, его способность к сочувствию

и сопереживанию

как важнейшие качества человека.

1


Работать над текстуальным анализом рассказа.

Дать характеристику главным героям повести.

Указать, какие приемы автор использует при создании

образов. Нарисовать

иллюстрации к понравившимся отрывкам повести (по желанию).

45


Из зарубежной

литературы.

Антуан де Сент-Экзюпери.

«Маленький принц».

Слово о писателе.

Тонкий лиризм сказки

1


Ознакомить с биографией писателя.

Читать произведение.

Определить тему, идейное содержание.

Прочитать сказку.

Нарисовать словесный портрет Маленького принца.

46


Маленький

принц — воплощение человеческой

мечты о красоте,

правде

1


Работать над текстуальным анализом сказки.

Раскрыть утверждение в сказке красоты человеческих отношений.

Воспитывать чувство ответственности «за тех, кого приручили».

Рассмотреть иллюстрации А. де Сент-Экзюпери к сказке «Маленький принц».

Написать письмо

А. де Сент-Экзюпери

от имени Маленького

принца о том, как идет

жизнь на его планете после возвращения с Земли.

47


Ироническое изображение носителей общественных

пороков

1


Выявить ироническое изображение носителей общественных по-

роков (Короля, Честолюбца, Делового человека, Географа).

Работать над теорией литературы: раскрыть понимание преданности

идеалу как составляющей романтического мироощущения. Выделить

афоризмы в сказке.

Подготовить чтение наизусть отрывка (по выбору

учителя). Нарисовать рисунки к сказке (по желанию).

48


Р. Брэдбери. «Каникулы».

Мир писателя-фантаста Рея Брэдбери

1


Познакомить учащихся с творчеством Р. Брэдбери.

Раскрыть мир писателя-фантаста.

Читать произведение.

Прочитать рассказ.

Подготовить

краткое сообщение о творчестве

Р. Брэдбери.

49


Гуманистическая

идея ценности жизни в рассказе. Проблема взаимосвязи

человека и общества

1


Работать над текстуальным анализом рассказа.

Расширить представления о фантастической литературе.

Придумать 5 вопросов для викторины по рассказу

«Каникулы».

50


Внеклассное чтение.

А. Н. и Б. Н. Стругацкие. «Понедельник начин начинается в субботу»

1


Дать общий обзор научно-фантастической литературы (с опорой

на произведения, прочитанные учащимися в 5—6 классах).

Познакомить учащихся с творчеством братьев Стругацких.

Читать произведение. Формировать представление о фантастической повести.

Охарактеризовать

понравившегося

героя произведения.

51


Повторение

1


Систематизировать знания по теории литературы.

Обсудить рекомендательный список для чтения летом.

Ознакомиться со

списком для чтения летом.

52, 53


Резервные часы


1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!