Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

Категория: Прочее

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности»

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» является программой общеинтеллектуальной направленности.

Данная рабочая программа составлена на основе программы курса Е. Э. Кочуровой «Занимательная математика» (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н. Ф. М:. «Вентана-Граф» , 2013г.)

Место факультатива в учебном плане


Согласно учебному плану всего на проведение занятий внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» во 2 классе – 34 часа.


Формы и режим занятий

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;

  • творческие мастерские;

  • тематические праздники, конкурсы, выставки;

  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).



Календарно-тематический план


№ п/п

Тема учебного занятия

Форма

занятия

Характеристика учебной деятельности

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечания

Теория

Практика

план

факт

1

Геометрическая мозаика «Удивительная снежинка»

творческая мастерская

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах.

Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

05.09



2

Геометрическая мозаика Крестики-нолики.

игра

Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

12.09



3

Числа. Арифметические действия. Величины. Математические игры

игра

Знакомство с играми

Игры «Волшебная

палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).

19.09



4

Геометрическая мозаика

Прятки с фигурами.

игра

Числа от 1 до 100 (нумерация). Игра «Русское лото».

Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

26.09



5

Мир занимательных задач

Секреты задач

занятие

Знакомство с различными фигурами. Умение отличать фигуры. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

03.09



6

Геометрическая мозаика

«Спичечный» конструктор.

игра

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

10.10



7

«Спичечный» конструктор



соревнование

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

17.10



8

Геометрический калейдоскоп.


творческая мастерская

Знакомство с понятием калейдоскоп. Умение самостоятельно находить информацию в справочных источниках

Конструирование многоугольников из заданных элементов.

24.10



9

Числа. Арифметические действия. Величины. Числовые головоломки

игра

Знакомство с головоломками.

Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

14.11



10

«Шаг в будущее»


игра

Умение решать ребусы, судоку.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

21.11



11

Геометрическая мозаика

Геометрия вокруг нас

игра

Знакомство с различными видами конструкторов. Изучение алгоритма работы с ними.

Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

28.11



12

Путешествие точки.



путешествие

Изучение теоритической части построения геометрических фигур и инструментов для построения

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его

шагов.

05.12



13

«Шаг в будущее»



игра

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Игры:

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

12.12



14

Тайны окружности

Окружность.


сказка

Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.

Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

19.12



15

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математическое путешествие.

путешествие

Формирование умения работать в группах. Умение распределять обязанности в группе.

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15.

Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37

26.12



16

«Новогодний серпантин».


игра

Умение работать с электронными математическими играми. Формирования умения работать группами и в парах

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

16.01



17

«Новогодний серпантин».


соревнование

23.01



18

Математические игры.

игра

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».

Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

30.01



19

«Часы нас будят по утрам…»


занятие


Определение времени по часам с точностью до часа. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».


06.02



20

Геометрическая мозаика

Геометрический калейдоскоп

творческая мастерская

Задания на разрезание и составление фигур.


разрезание и составление различных фигур

13.02



21

Мир занимательных задач

Головоломки

игра

Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

Разгадывание головоломок

20.02



22

Секреты задач



занятие

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

Развитие умения решать задачи этих видов


27.02



23

Числа. Арифметические действия. Величины.

«Что скрывает сорока?»

викторина


Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.


06.03



24

Интеллектуальная разминка.


КВН

Знакомство с теорией составления ребусов.

Формирование умения работать в группах. Умение распределять обязанности в группе

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры математические головоломки, занимательные задачи. Игра «Говорящая таблица умножения».

Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

У каждого два кубика. Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры , математические головоломки,

занимательные задачи.

Задания на составление прямоугольников

(квадратов) из заданных частей.

Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).


13.03



25


Дважды два — четыре. Таблица умножения однозначных чисел.

игра


20.03



26

Дважды два — четыре.


соревнование


03.04



27

Игры с кубиками на умножение.


игра


10.04



28

В царстве смекалки



путешествие


17.04



29

Интеллектуальная разминка


викторина


24.04



30

Геометрическая мозаика

Составь квадрат.

Прямоугольник. Квадрат.

творческая мастерская


08.05



31

Мир занимательных задач

игра


15.05



32

Мир занимательных задач


игра




33

Математические фокусы


игра


22.05



34

Математическая эстафета

соревнование









Учебно-методические средства обучения


Для осуществления образовательного процесса по программе «Занимательная математика» необходимы следующие принадлежности:

  • игра «Геоконт»;

  • игра «Шахматы»

  • игра «Пифагор»;

  • игра «Танграм»;

  • набор геометрических фигур;

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

  • набор ЦОР по «Математике и конструированию».


Литература для учителя


  1. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994

  2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004

  3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.

  4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990

  5. Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003

  6. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003

  7. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002


Литература для учащихся


1. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение», 2002

2. Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас