№п\п | № темы | Темы | Дата | Примеча ние |
по пла-ну | по фа-кту |
1. Введение (1 ч) |
1 | 1 | Правила техники безопасности во время экскурсий, Место нашего края на физической карте мира, Европы, Евразии. | | | |
2. Рельеф нашей местности (6 ч) |
2-3 | 1-2 | Особенности рельефа своей местности. | | | |
4 | 3 | Разнообразие горных пород и минералов, полезных ископаемых своей местности. | | | |
5 | 4 | Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности населения региона | | | |
6 | 5 | Экскурсия: изучение форм рельефа родного края; изучение горных пород, минералов, полезных ископаемых. | | | практика |
7 | 6 | Практикум. Какие полезные ископаемые есть в нашем крае? | | | практика |
3. Климатические явления нашего края (8 ч) |
8 | 1 | Природные климатические явления: ливни, град, суховеи, пыльные бури, засухи, гололедица, заморозки. | | | |
9 | 2 | Особенности климата своей местности. Сезонные изменения в природе. | | | |
10 | 3 | Фенологические наблюдения. Правила ведения фенологических наблюдений. | | | |
11 | 4 | Календарь природы. Значение сезонных явлений для хозяйственной деятельности человека. | | | |
12 | 5 | Составление таблицы «Наша погода» | | | практика |
13 | 6 | Составление прогноза погоды по местным признакам. | | | практика |
14 | 7 | Работа над информационным проектом «Какие растения и животные помогают людям предсказывать погоду?» | | | практика |
15 | 8 | Подведение итогов наблюдений за каждый сезон, установление особенностей климата своей местности; | | | практика |
4. Воздух (9 ч) |
16-17 | 1-2 | Воздух, его значение, состав и свойства. Жизнь в воздухе. Качества воздуха. | | | |
18-19 | 3-4 | Основные источники и виды загрязнения атмосферного воздуха. | | | |
20 | 5 | Влияние загрязненного воздуха на живые организмы и здоровье человека | | | |
21 | 6 | Изучение комнатных растений, которые очищают воздух | | | практика |
22 | 7 | Охрана атмосферного воздуха | | | |
23-24 | 8-9 | Работа над информационным проектом «Растения – индикаторы чистоты воздуха». | | | практика |
5. Вода в природе нашего края (10 ч) |
25 | 1 | Вода, ее состав и свойства, значение воды. | | | |
26-27 | 2-3 | Естественные и искусственные водоемы края, их характеристика. | | | |
28 | 4 | Использование водных ресурсов края в хозяйственной деятельности людей и в оздоровительных целях. | | | |
29 | 5 | Основные источники загрязнения водоемов края | | | |
30 | 6 | Виды очищения воды в быту. | | | |
31 | 7 | Практикум. Изучение свойств воды. | | | практика |
32-33 | 8-9 | Определение правого и левого берегов и сторон горизонта по течению реки. Исследование реки: описание речной долины, состава дна реки, флоры и фауны водной среды, зарисовка прибрежных растений; | | | Практика практика |
34 | 10 | Охрана и сохранение водных ресурсов края. | | | |
6. Почвы в природе родного края (10 ч) |
35 | 1 | Почвы, их состав и свойства, значение почвы. | | | |
36-37 | 2-3 | Основные типы почв. Плодородие почвы. | | | |
38 | 4 | Составление схемы «Слои почвы» | | | практика |
39 | 5 | Экскурсия с целью изучения разнообразия почв своего населенного пункта | | | практика |
40 | 6 | Деятельность человека и состояние почв края. Проблемы свалок и их влияние на почвы. | | | |
41 | 7 | Эрозия почв и меры борьбы с ней | | | |
42 | 8 | Зависимость видового состава растений от типа почвы | | | практика |
43 | 9 | Рациональное использование и охрана земельных ресурсов. | | | |
44 | 10 | Исследовательский практикум: «Как улучшить свойства почвы?»; | | | практика |
7. Растения нашего края (11 ч) |
45-46 | 1-2 | Разнообразие растительного мира своей местности. Роль растений в природе и жизни человека. | | | |
47-48 | 3-4 | Растительные сообщества края: леса, степи, луга. Водная и околоводная растительность | | | |
49 | 5 | Экскурсия. Ознакомление с разнообразием растительного мира родного края | | | практика |
50 | 6 | Определение самых распространенных растений местности, установление их жизненных форм (дерево, куст, травянистое растение); | | | практика |
51-52 | 7-8 | Подготовка сообщений о природных и искусственных сообществах в своей местности | | | практика практика |
53-54 | 9-10 | Красная книга. Природно-заповедный фонд родного края | | | |
55 | 11 | Практикум. Как ориентироваться в лесу. | | | практика |
8. Дикорастущие, культурные и декоративные растения нашего края (8 ч) |
56-57 | 1-2 | Разнообразие дикорастущих, культурных и декоративных растений края. Значение культурных растений в жизни человека. | | | |
58 | 3 | Ведущие сельскохозяйственные культуры своей местности | | | |
59-60 | 4-5 | Лекарственные растения и их значение для человека. | | | |
61-62 | 6-7 | Лекарственные растения своей местности, которые занесены в Красную книгу. | | | |
63 | 8 | Зарисовка наиболее распространенных культурных растений родного края; | | | практика |
| | 9. Грибы нашего края (4 ч) | | | |
64 | 1 | Особенности строения шляпочных грибов. Грибы съедобные, ядовитые и паразитические. Значение грибов в природе и жизни человека. | | | |
65 | 2 | Наиболее распространенные грибы своей местности, их охрана | | | |
66 | 3 | Викторина. Грибы. | | | практика |
67 | 4 | Составление правил безопасного поведения с грибами в природе. | | | практика |
10 Итоговое занятие (1 ч) |
68 | 1 | Подведение итогов работы за учебный год. | | | |