№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты |
предметные | метапредметные | личностные |
1 | Задавайте вопросы! | 1 | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем). Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. | Сравнивать учебник и рабочую тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. П: общеучебные -осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). К: ставить вопросы, используя слова-помощники: что? кто? как? откуда? где? когда? зачем? почему?; обращаться за помощью к учителю. | Определение под руководством педагога самых простых правил поведения при сотрудничестве. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе. |
Раздел «Что и кто?» (20 часов) |
2 | Что такое Родина? | 1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. | Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей. Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства; отвечать на итоговые вопросы. | Р: уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов. П: распознавать объекты, выделяя существенные признаки. К: учиться работать в парах, обучаться сотрудничеству. | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить. Оценивать свои достижения на уроке. |
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | Многонациональный характер населения России. Знакомство с национальными праздниками народов России. Знакомство с основными традиционными религиями. | Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы разных народов; рассказывать (по фотографиям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью. | Р: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения: составление и выполнение режима дня школьника, перечень правил безопасного поведения. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | Знакомство с достопримечательностями Москвы (Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д.) | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы; | Р: составлять план и последовательность действий при разборе конкретных правил дорожного движения; адекватно использовать речь для регуляции своих действий. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о столице на-шей Родины – Москве. К: ставить вопросы напарнику с целью проверки усвоения знаний, обращаться за помощью к учителю и напарнику. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. |
5 | Проект «Моя малая Родина». | 1 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | С помощью взрослых фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории своей малой родины. | Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентирование в здании школы. П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению. К: ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. |
6 | Что у нас над головой? | 1 | Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы. | Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради). | Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; навыки сотрудничества в разных ситуациях. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о дневном и ночном небе, созвездиях, солнце. К: ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
7 | Что у нас под ногами? | 1 | Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней. | Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремень, известняк; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Р:самостоятельно отвечать за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие камушки удалось собрать во время прогулки. КУУД: ставить вопросы, обра-щаться за помощью,рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. |
8 | Что общего у разных растений? | 1 | Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций (ранее рассмотренных на предыдущих уроках). П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, из каких частей состоит растение. К: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. |
9 | Что растёт на подоконнике? | 1 | Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе. | Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; различать изученные растения; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, приводить примеры комнатных растений. | Р: самостоятельно отвечать за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие камушки удалось собрать во время прогулки. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
10 | Что растёт на клумбе? | 1 | Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника. | Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке. | Р: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие цветы растут на клумбе около школы. логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) К: работать в группах, ставить вопросы участникам группы. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
11 | Что это за листья? | 1 | Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям. | Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева. | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие изменения с листьями деревьев происходят в зависимости от времени года. К: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. |
12 | Что такое хвоинки? | 1 | Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. | Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об отличии лиственных деревьев от хвойных. К: ставить вопросы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. |
13 | Кто такие насекомые? | 1 | Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых. | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу. ПУУД: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных насекомых. К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. |
14 | Кто такие рыбы? | 1 | Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы. | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о морских и речных рыбах. К: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
15 | Кто такие птицы? | 1 | Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. | Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эта-лона: описание растения. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных видах зверей. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
16 | Кто такие звери? | 1 | Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о предметах быта, компьютере. К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
17 | Что окружает нас дома? | 1 | Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. | Характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о предметах быта, компьютере. К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
18 | Что умеет компьютер? | 1 | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. | Определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером. | Р: умение услышать и удержать учебную информацию П: умение выделять основные признаки. К: задавать вопросы, обращаться за помощью. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения. | Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых предметов; формулировать правила перехода улицы; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обна-ружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об опасностях, подстерегающих человека в повседневной жизни. К: определять общую цель и пути её достижения, вести диалог, слушать собеседника. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. |
20 | На что похожа наша планета? | 1 | Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли. | Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли. | Р: применять усвоенные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного ре-зультата поставленной цели. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о форме земного шара. К: адекватно оценивать собственное поведение и пове-дение окружающих, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами. |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. | Р: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание животного по плану, предложенному другой группой. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; К: ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов) |
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | 1 | Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества; отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий. | Р: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели. К: ставить и задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Антикоррупционная составляющая | 1 | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды. | Прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. П: извлечение необходимой информации из прослушанной сказки. К: работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. | Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии. Знание правил безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о значении электроприборов в жизни чело-века. К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, осуществлять взаимный контроль. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. |
25 | Как путешествует письмо? | 1 | Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. | Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки. | Р: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реализации. Р: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о работе почты. К: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
26 | Куда текут реки? | 1 | Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. | Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. | Р: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; устанавливают взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегративных, сложных, умений. К: обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сот-рудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. | Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами. |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. | Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках. | Р: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о свойствах льда и снега; формулирование ответов на вопросы учителя. К: строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
28 | Как живут растения? | 1 | Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. | Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений. | Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (уход за комнатными растениями) и условиями её реализации, предвосхищать ре-зультат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о растениях как живом организме. К: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути её достижения. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
29 | Как живут животные? | | Животные как живые организмы. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. | Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка. | Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (уход за животными живого уголка, помощь птицам), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах, птицах зимующих в наших краях. К: формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. |
30 | Как зимой помочь птицам? | | Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. | Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать простейшие кормушки и подбирать подходящий для птиц корм; перечислять правила подкормки птиц. | Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (уход за птицами), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах, птицах зимующих в наших краях. К: формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | | Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора. | Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную (очищение воды от загрязнений), составлять план и последовательность действий. самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели. К: строить понятные для партнёра высказывания, определять общую цель и пути ее достижения. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. |
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 | Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. | Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему. | Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П: извлечение необходимой информации из прослушанной сказки; К: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | 1 | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. | Р: различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учебы. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих одноклассниках, о значимых моментах в жизни класса, школы. К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; строить монологическое высказывание. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. |
Раздел «Где и когда?» (11 часов) |
34 | Когда учиться интересно? | 1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. | Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; | Р: выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и условиями её реализации, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о времени и его тече-нии. К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя. |
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами). | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в уст-ной форме о зависимости природных явлений от смены времен года. К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. |
36 | Когда придёт суббота? | 1 | Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. | Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым. | РУ: выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и условиями её реализации (способы помощи редким животным); использовать речь для регуляции своего действия. П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели. К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами. |
37 | Когда наступит лето? | 1 | Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года. | Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в тетради. | Р: составлять план и после-довательность действий, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обна-ружения отклонений и отличий от эталона. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о жарких районах Земли. К: ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказы-вания. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. |
38 | Где живут белые медведи? | 1 | Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. | Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвосхищать результат. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зимующих видах птиц. К: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. |
39 | Где живут слоны? | 1 | Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов. | Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. | Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в уст-ной форме об истории появления одежды и типа одежды в зависи-мости от природных условий и ее назначения. К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. |
40 | Где зимуют птицы? | 1 | Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. | Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц; выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц. | РУУД: выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об истории появления и усовершенствования велосипеда. К: ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
41 | Когда появилась одежда? | | История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная). | Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев. | Р: сличать способ действия и его результат с заданным этало-ном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: формулировать и удерживать учеб-ную задачу. П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели. К: формулировать свои затруднения; определять цели, функции участников, способы взаи-модействия. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. |
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. | Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; называть правила безопасной езды на велосипеде. | Р: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели. К: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира. | Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; сравнивать рисунки учебника; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков. | Р: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия (моделирование звездных тел) в случае расхожде-ния эталона, реального действия и его результата в соответствии с темой урока. П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели. К: слушать собеседника; фор-мулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами. |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Р: использовать установленные правила при контроле способа решения. П: сознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны. К: строить монологическое высказывание, слушать собесед-ника. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. |
Раздел «Почему и зачем?» (22 часа) |
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва. | Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва. | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в уст-ной форме о причинах возникновения дождя и его значении для человека, растений и животных. К: адекватно оценивать соб-ственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. |
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | Луна – спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны. | Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. | Р: использовать установленные правила при контроле способа решения, составлять план и последовательность действий. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии звуков в окружающем мире и причинах возникновения звука. КУ: формулировать собственное мнение и позицию. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | Причины возникновения дождя и ветра. Значение этих природных явлений для человека, растений и животных. | Наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра. | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (отображение последовательности цветов радуги), составлять план и последовательность действий. П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели. К: осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
48 | Почему звенит звонок? | 1 | Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши. | Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха. | Р: предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (уход за домашними питомцами). П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели. К: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
49 | Почему радуга разноцветная? | | Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги. | Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок. Знание последовательности цветов радуги. | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в уст-ной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения. К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой. | Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением. | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (безопасное поведение человека на природе), использовать установленные правила при контроле способа решения. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии лесных звуков. К: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. |
51 | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов). | Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы). П: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы. К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу. | Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника. | Р: предвосхищать результат; осуществлять итоговый и поша-говый контроль по результату. П:осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии и значении овощей и фруктов в питании человека. К: строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. | Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения рассказов из книги «Великан на поляне»; формулировать правила поведения в природе. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (правила гигиены). П: извлечение необходимой информации в ходе изучения но-вой темы. К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену. | Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о современных средствах связи. К: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, задавать вопросы. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. | Различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать) их; находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма. Знание правил гигиены при употреблении овощей и фруктов. | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в уст-ной форме о видах наземного транспорта, об автомобиле и его назначении. К: строить понятные для партнёра высказывания; строить монологическое высказывание. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук. | Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены. | Р: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели. КУ: умеют обмениваться мне-ниями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учи-теля; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет. | Различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. | Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о водном транспорте; осуществление поиска сущест-венной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. |
58 | Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? | 1 | Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего. Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта. | Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. | Р: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. П: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы. К: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
59 | Комплексная работа | 1 | Контроль знаний и умений | Находить в тексте ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой | Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в уст-ной форме о соблюдении правил безопасности на различных видах транспорта. К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. |
60 | Зачем строят корабли? | 1 | Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля. | Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля. | Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о правилах безопасности на водном и воздушном транспорте. К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учи-теля; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. |
61 | Зачем строят самолёты? | 1 | Самолёты – воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта. | Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта. | Р: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели. К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае). | Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Называть правила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге. | Р: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. П: извлечение необходимой информации в ходе изучения но-вой темы; К: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте. | Перечислять правила безопасности и спасательные средства на корабле и в самолёте. Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации. | Р: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели. К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. |
64 | Зачем люди осваивают космос? Антикоррупционная составляющая | 1 | Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. | Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; высказывать предположения по вопросам учебника, моделировать экипировку космонавта; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос». | Р: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели. К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. | Находить в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; | Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в уст-ной форме о правилах безопасности на водном и воздушном транспорте. К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учи-теля; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. | Умение оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. | Р: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели. К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. | Умение оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |