Г осударственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Новошахтинский центр помощи детям» 346918 Россия Ростовская область г. Новошахтинск ул. Садовая,23 тел. 2-13-05, 2-13-06, 2-04-41 E-mail: dd1nov@yandex.ru _________________________________________________________
Пояснительная записка
Стратегия развития образования предполагает комплексное, взаимосвязанное изменение всех компонентов образовательной системы, ее учебной и воспитательной составляющих.
Воспитательная система базируется на многообразии воспитательных практик, вариативности психолого-педагогических технологий, свободе и выборе методик воспитательной работы с детьми и основывается на ценностных ориентациях, мотивах поведения нации, собственных педагогических традициях.
Цель воспитания – становление и развитие личности воспитанника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельное отношение к окружающему миру, к людям, к себе, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Приоритеты воспитания:
Формирование гражданина, ответственного за свою страну;
Воспитание духовной, творческой, инициативной, самостоятельной, динамичной личности;
Развитие способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
Воспитание потребности к физической культуре и здоровому образу жизни.
Формы и виды деятельности
Модули воспитательной работы:
Мир, в котором мы живем
Азбука безопасности
Азбука этикета
Азбука гражданственности
Ранняя профилактика социального неблагополучия
Коррекционная деятельность
Модуль 1. Экологическое воспитание «Мир, в котором мы живем…»
Мир, в котором мы живем – прекрасен.
Прекрасно все: люди,
громадная скульптура поверхности
Земли, ветер, трава, вода,
смена времен года – все, все…
Но самое прекрасное и загадочное –
свет, который везде,
и в нас тоже.
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
Ценностное отношение к природному миру
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру
Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Формирование установки на обмен информацией
Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Модуль 2. БЖД «Азбука безопасности»
Цель: формирование социального опыта воспитанника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
Развитие у детей чувства ответственности за свое поведение;
Развитие бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
Стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Практические занятия:
Работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
Изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Модуль 3. Эстетика «Азбука этикета»
Цель:
освоение норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
развивать духовное единство между детьми и педагогом, устанавливать взаимное доверие;
предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Личностные результаты – общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;
Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей дошкольника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
Модуль 4 «Азбука гражданственности»
Воспитательная функция гражданского воспитания направлена на включение воспитанников по мере их возможностей и сил, в общественно-гражданскую деятельность. Это необходимо для того, чтобы при осуществлении общественно-гражданской деятельности у детей происходило формирование таких чувств как патриотизм, интернационализм и высоких морально-политических качеств. К морально-политическим качествам относятся: порядочность, сознательность, дисциплинированность, критичность и способность отвечать за свои поступки и ошибки.
Развивающая функция гражданского воспитания. Данная функция вытекает из воспитательной и образовательной функций и заключается в формировании у воспитанников способности политического мышления, умения аргументировано отстаивать свою позицию, осмысленно её выбирать, а также самостоятельно разбираться в потоке современной политической информации, давать ей собственную оценку. Реализация функций гражданского воспитания осуществляется комплексно в рамках педагогического процесса, с учетом возрастных особенностей и потребностей детей.
Основные цели и задачи гражданского воспитания
Главной целью гражданского воспитания является воспитание полноценного гражданина современного общества и государства. Под гражданином понимается человек, обладающий определенными знаниями и умениями, сформированной системой собственных демократических ценностей и готовностью принимать участие в общественно-политической жизни общества и государства. Помимо этого, выделяют ряд следующих целей гражданского воспитания детей:
Повышение чувства ответственности за собственные действия и поступки;
Формирование устойчивой жизненной и гражданской позиции;
Формирование патриотизма;
Модуль 5. Ранняя профилактика социального неблагополучия
Работа с детьми направлена на создание условий для развития личности, профилактики правонарушений среди детей, оказание индивидуальной помощи ребенку, который попал в сложную, неприятную ситуацию.
Цель.
Формировать культуру здорового образа жизни и общую культуру детей дошкольного возраста
Воспитать гражданственность, толерантность, уважение к правам и свободам человека
Формировать мотивы положительной адаптации и социализации личности, повышение самооценки детей, адаптации в окружающем социуме
Формы работы:
Модуль 6 Коррекционная деятельность
Цель:
Создание благоприятных условий для обеспечения коррекции недостатков и оказание помощи детям в освоении основной программы дошкольного образования.
Коррекция познавательных процессов дошкольников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения»
Задачи:
Развивать умения грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка
Формировать навык словообразования прилагательных от существительных
Формировать навык словообразования приставочных глаголов
Развивать умение образовывать однокоренные слова и оперировать ими в речи
Развитие познавательных процессов детей
Создание ребенку возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития