№ уро-ка | Дата | Тема урока | Тип урока | Планируемые виды деятельности | Планируемые виды деятельности (содержание, контроль) | Вид контроля | Домашнее задание |
План | Факт |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
1 | | | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | Урок повторительно- обобщающий | Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Знать основную проблему изучения литературы в 9 классе Уметь пересказывать сюжеты прочитанных произведений, давать характеристику героям. | Беседа. | Чтение статьи «Древнерусская литература» (с.4-8), «Слово о полку Игореве». |
| | | ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 часов) |
2 | | | Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы. | Урок изучения нового материала | Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие. Основные черты древнерусской литературы (исторический характер, этикетность). «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История рукописи. | Знать основные черты и жанры древнерусской литературы. Уметь сопоставлять тексты разных переводов одного произведения; сопоставлять произведения живописи, музыки. | План лекции. Беседа | Вопросы и задания 2-7 (с.34), сообщения о князьях в «Слове…». Наизусть «Вступление» или эпизод «Плач Ярославны». |
3 | | | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | Практикум | Исторические справки о князьях-героях «Слова…» и описываемых событиях. Тема, идея, жанр произведения. Образ автора. | Знать историю открытия, историческую основу и сюжет «Слова». Уметь определять тему и идею текста, объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте. | Беседа. Тест. | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с.34), чтение статьи «Русская литература XVIII века» (с.35-39), вопросы и задания 1-4 (с.40) |
4 | | | Система образов «Слова…», особенности языка и жанра произведения. | Урок развития речи Практикум | Тема, идея, жанр произведения. Исторические справки о князьях-героях «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению | Знать историю открытия, историческую основу и сюжет «Слова». Уметь определять тему и идею текста, объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте | Чтение наизусть эпизода «Плач Ярославны». | Написать сочинение по «Слову о полку Игореве». |
5 | | | Образ русской земли в «Слове…», основная идея произведения | | | | | |
6 | | | Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве» | | | | Домашнее сочинение | |
| | | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА - 9 часов |
7 | | | Характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм. | Урок изучения нового материала | Понятие о классицизме. Истоки классицизма, его характерные черты. Классицизм в русской и мировой литературе. Иерархия жанров классицизма. Развитие сентиментализма. Творчество Н.М.Карамзина. Значение русской литературы XVIII века | Знать причины быстрого развития России в 18 веке, теоретическое понятие классицизм Уметь записывать основные положения лекции, сопоставлять конкретные произведения | Лекция Вопросы | Знать черты классицизма; прочитать вступительную статью о М.В.Ломоносове (с.42-49), вопросы и задания 9 (с.41), 1-5 (с.49-50) |
8 | | | М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. | Урок изучения нового материала | Слово о поэте и ученом М.В. Ломоносове – реформаторе русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и форма произведения | Знать сведения о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, теорию «трех штилей». Уметь анализировать «Оду...», определять идею и тему произведения.. Находить черты классицизма в произведении. | Практикум Чтение наизусть. | Вопросы и задания 1-5 (с.58), выразит. чтение оды «Вечернее размышление…». |
9 | | | М.В.Ломоносов. Прославление Родины, мира, жизни и просвещения. | Урок изучения нового материала | М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. | Знать и понимать идейно – художественный смысл произведения, находить тропы в тексте оды, объяснять смысл устаревших слов | Беседа. Выразительное чтение и анализ «Оды…» | Наизусть отрывок из оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (отрывок по выбору учащегося). |
10 | | | Г.Р.Державин: поэт и гражданин. | Урок внеклассного чтения | Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. | Знать содержание стихотворения «Памятник», особенности стиля поэзии Уметь читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи | Практикум. Чтение наизусть . | Прочитать биогра-фию А.Н.Радищева, «путешествие из Петербурга в Москву». (индивид.) Выразит. чтение оды «Вольность». (групповые) задания по главам. |
11 | | | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. Анализ стихотворения «Памятник» | | | | | |
12 | | | А.Н.Радищев. Жизнь и творчество. «Путешествии из Петербурга в Москву» | Урок изучения нового материала | Слово об А.Н.Радищеве – философе, писателе, гражданине. Политические убеждения писателя. Идея возмездия тиранам, прославление свободы в оде «Вольность». Изображение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву». Обличение произвола и беззакония» | Знать сведения о жизни и творчестве А.Н.Радищева, особенности жанра путешествия Уметь записывать основные положения лекции, анализировать главы | Монологический ответ учащихся. Анализ глав. | Задание 6 (с.74) |
13 | | | А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву», их обличительный пафос | Практикум | Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения | Знать особенности жанра путешествия. Уметь анализировать главы произведения. | Монологический ответ учащихся. Анализ глав. | Задание 6 (с.74). Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». |
14 | | | Н.М.Карамзин – писатель и историк. | Урок изучения нового материала | Слово о Н.М.Карамзине - писателе и историке. Убеждения и взгляды писателя, его реформа литературного языка. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | Знать сведения о жизни и творчестве Н.М.Карамзина. Черты сентиментализма в искусстве. | План лекции. | Вопросы и задания 2-4, 6, 8 (с.103-104) |
15 | | | Н.М. Карамзин «Осень». Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. | Практикум | Сюжет и герои повести «Бедная Лиза». Образ повествователя. Значение произведения: воспитание сердца, душевной тонкости, призыв к состраданию, облагораживанию жизни | Знать сюжет и героев повести «Бедная Лиза» Уметь анализировать произведение, определять его тему и идею; находить в тексте тропы | Устное тестирование. | Задание 3 (с.104, рубрика «Развивайте дар слова»). |
| | | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIХ ВЕКА (47 часов) |
16 | | | Золотой век русской литературы | Лекция | Поэзия, проза, драматургия XIX века. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. | Знать теоретические понятия романтизм, реализм, народность, гражданственность | Составление конспекта или плана лекции. | Задание 8 (с.112), чтение вступительной статьи о В.А.Жуковском (с.114-123), сообщение о жизни и творчестве поэта. |
| | | В.А.Жуковский (2 часа) |
17 | | | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. | Урок изучения нового материала | Романтическая лирика начала XIX века. «Его стихов пленительная сладость…» Слово о В.А.Жуковском – великом поэте и переводчике (сообщения учащихся). Повторение изученного о творчестве поэта. В.А.Жуковский – зачинатель русского романтизма. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения | Знать теоретическое понятие романтизм. Уметь анализировать произведения, находить в тексте образы-символы, художественные средства изобразительности. | Выразительное чтение. | Чтение статей «Особенности поэтического языка В.А.Жуковского», «В творческой лаборатории Жуковского» (с.125-132), баллады «Светлана». |
18 | | | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра баллады | Урок изучения нового материала | Баллады в творчестве В.А.Жуковского. Новаторство поэта. Создание национальной баллады. Пространство и время в балладе «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | Знать понятие баллада, особенности жанра Уметь анализировать произведение | Анализ поэмы. Выразительное чтение. | Чтение вступительной статьи об А.С.Грибоедове (с.141-147), сообщение о жизни и творчестве |
| | | А.С.Грибоедов (6 часов) |
19 | | | Жизнь и творчество А.С. Грибоедова. | Урок изучения нового материала | Слово об А.С. Грибоедове – поэте и драматурге (личность и судьба драматурга). Разносторонняя одаренность, талантливость натуры писателя. | Знать сведения о жизни и творчестве драматурга, его общественной деятельности. Уметь давать общую характеристику творчества. | План лекции. | Чтение статьи «О комедии «Горе от ума» (с.147-157), текста комедии. |
20 | | | «К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ первого действия «Горе от ума» | Урок изучения нового материала | Знакомство с героями комедии «Горе от ума». Обзор содержания комедии «Горе от ума». Комментированное чтение ключевых сцен комедии. Особенности сюжета, жанра и композиции произведения. | Знать сюжет комедии, персонажей. Уметь характеризовать героев и их поступки, анализировать эпизоды, раскрывающую идейную суть фамусовского общества. | Чтение и анализ ключевых сцен комедии. Тест. | 1 Прочитать II действие. 2 Индивидуальное задание: выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера». 3. Ответить на вопросы: «Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?» |
21 | | | «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Анализ второго действия «Горе от ума» | Урок изучения нового материала | Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова – общее и различное. Фамусовская Москва: единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, приспособленчество, чинопочитание, угодничество, низкопоклонство, невежество, боязнь просвещения | Знать и понимать суть конфликта в пьесе. Уметь характеризовать героев и их поступки, анализировать эпизоды, раскрывающие идейную суть фамусовского общества. | | 1.Вопросы и задания 4,6,12-13 (с.164-166). 2. Задание по группам. Проанализировать монолог Чацкого о «французике из Бордо». По отношению к кому в тексте I - II действия употребляются слова «ум, умный, философ», однокоренные или синонимичные с ними. Цитаты выписать. Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты. Наизусть один из монологов Чацкого. |
22 | | | И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Критика о комедии. | Развитие речи | Составление тезисного плана и конспекта статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний». А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о комедии А.С.Грибоедова. | | | |
23 | | | Анализ сцены бала (третье действие комедии). | Урок-исследование | Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Конфликт Чацкого с обществом. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин | Знать и понимать место Чацкого в системе образов, его роль в раскрытии идее комедии. Уметь характеризовать героя и его поступки. | Беседа. Монологический ответ учащихся. Чтение наизусть. | Задание 11 (с.164), задания рубрики «Развивайте дар слова» (с.166) |
24 | | | Смысл названия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». (Анализ четвертого действия). | Урок изучения нового материала. Практикум | Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Богатство, образность, меткость, остроумие, афористичность языка комедии. Развитие традиций «высокой» комедии, преодоление канонов классицизма. | Уметь составлять тезисный план. Знать крылатые выражения из комедии, устаревшие слова Уметь объяснять значение крылатых выражений и устаревших слов | Анализ эпизода драматического произведения. | Вопросы и задания 7,14 (с.164-166). Сочинение, чтение вступительной статьи об А.С.Пушкине (с.167-172), сообщение о жизни и творчестве поэта |
| | | Н.В.Гоголь – (6 часов) |
25 | | | Слово о Н.В.Гоголе. Поэма «Мертвые души». История создания. Замысел названия поэмы. | Урок изучения нового материала | Слово о Н.В.Гоголе. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. Замысел и история создания поэмы «Мертвые души». Роль поэмы в судьбе Н.В.Гоголя. | Знать сведения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, особенности жанра поэмы. | Конспект лекции. Сообщения. | Чтение статьи «В творческой лаборатории Н.В.Гоголя» (с.323-324), вопросы и задания (с.324-325). 5 групп – характеристика помещиков. |
26 | | | Система образов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» .Образы помещиков в «Мертвых душах» | Практикум | Система образов поэмы «Мертвые души». Составление плана характеристики героев. Образы помещиков. Понятие о маниловщине. | Знать сюжет и героев поэмы, определение понятий портрет, интерьер, ирония, гротеск | Характеристики героев. | Чтение статьи «О поэме «Мертвые души» (с.325-365), вопросы и задания 7-9 (с.365). (индивид.) «Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10). |
27 | | | «Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души». | Практикум | Городской пейзаж. «Толстые» и «тоненькие» чиновники губернского города. | Знать приемы сатирического изображения. Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев. | «Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10). | Характеристика Чичикова, подготовка к дискуссии «Кто же он, Чичиков?» |
28 | | | Пороки чиновничества | Комбинированный урок | Разоблачение пороков чиновничества: чинопочитания, угодничества, беспринципности, безделья, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества | Знать приемы сатирического изображения. Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев. | Тест. | Характеристика Чичикова, подготовка к дискуссии «Кто же он, Чичиков?» |
29 | | | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | Комбинированный урок | Чичиков – герой новой, буржуазной эпохи, «приобретатель». Жизнеописание Чичикова, эволюция его образа в замысле поэмы. Заветы отца. | Знать сюжет и героев поэмы, определение понятий портрет, интерьер, ирония, гротеск. | Задания по карточкам. | Вопросы и задания 11,13 (с.366). Наизусть лирическое отступление о птице-тройке. |
30 | | | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Поэма в оценке критики. | Комбинированный урок | Образ автора в поэме, его эволюция. Поэма в оценке критики. «И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в «Мертвых душах». «Мертвые души» - поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке критики. | Знать приемы сатирического изображения. Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев. Составление плана сочинения, подбор цитат, работа с текстом повести. | Чтение наизусть. Подготовка к сочинению. | Написание сочинения по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Внеклассное чтение: Н. В. Гоголь «Портрет», «Петербургские повести». |
| | | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – (4 часа) |
31 | | | Чувства и разум в любовной лирике Катулла. | Урок изучения нового материала | Понятие об античной лирике. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Искренность, лирическая сила, простота поэзии Катулла. | Знать исторические реалии времени Катулла и Горация, своеобразие античной лирики, философский характер лирики | Конспект статьи в учебнике. | Чтение статьи о Данте Алигьери (с.315-325), вопросы и задания (с.325). |
32 | | | «Божественная комедия» Данте Алигьери. | Урок изучения нового материала | Слово о Данте Алигьери. Сочетание реального и аллегорического в произведении. Реальные, вымышленные, исторические персонажи поэмы. Моральное восхождение героя к высотам духа. | Знать исторические реалии времени Данте, Множественность смыслов «Божественной комедии» | Беседа. | Чтение статьи о У. Шекспире (с.326-334), сообщение о жизни и творчестве драматурга, чтение трагедии «Гамлет», вопросы и задания 1-2 (с.334). |
33 | | | Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в трагедии У.Шекспира. Трагизм любви Гамлета и Офелии. | Урок изучения нового материала | Слово об У.Шекспире. Обзор творчества поэта и драматурга. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы | Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение. Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение. Уметь выразительно читать текст по ролям, анализировать эпизоды трагедии | Беседа. | Выразительное чтение по ролям фрагмента трагедии У.Шекспира «Гамлет», вопросы 3-5 (с.334) Чтение статьи об И.В.Гете (с.335-346), вопросы 1-3 (с.346) |
34 | | | Трагедия И.В.Гете «Фауст». Поиски справедливости и смысла жизни в философской трагедии И.В.Гете «Фауст» | Урок изучения нового материала | Слово об И.В.Гете. Трагедия «Фауст». Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии И.В.Гете. | Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение. Уметь прослеживать развитие драматического конфликта, характеризировать героев и их поступки | Обзор с чтением отдельных глав. | Вопросы и задания 4-5 (с.346) |