СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (УМК Коровиной В.Я. и др.)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе с использованием УМК Коровиной В.Я. и др.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (УМК Коровиной В.Я. и др.)»

Календарно-тематическое планирование уроков по курсу «Литература» для 9 класса

УМК В. Я. Коровиной (34 часа)

2018-2019 учебный год

уро-ка

Дата

Тема урока

Тип урока

Планируемые виды деятельности

Планируемые виды деятельности

(содержание, контроль)

Вид

контроля

Домашнее задание

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1



Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Урок повторительно- обобщающий

Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Знать основную проблему изучения литературы в 9 классе

Уметь пересказывать сюжеты прочитанных произведений, давать характеристику героям.

Беседа.

Чтение статьи «Древнерусская литература» (с.4-8), «Слово о полку Игореве».




ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 часов)

2



Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы.

Урок изучения нового материала



Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие. Основные черты древнерусской литературы (исторический характер, этикетность). «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История рукописи.

Знать основные черты и жанры древнерусской литературы.

Уметь сопоставлять тексты разных переводов одного произведения; сопоставлять произведения живописи, музыки.

План лекции. Беседа


Вопросы и задания 2-7 (с.34), сообщения о князьях в «Слове…».

Наизусть «Вступление» или эпизод «Плач Ярославны».

3



«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Практикум

Исторические справки о князьях-героях «Слова…» и описываемых событиях. Тема, идея, жанр произведения. Образ автора.

Знать историю открытия, историческую основу и сюжет «Слова».

Уметь определять тему и идею текста, объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте.

Беседа. Тест.


Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с.34), чтение статьи «Русская литература XVIII века» (с.35-39), вопросы и задания 1-4 (с.40)

4



Система образов «Слова…», особенности языка и жанра произведения.


Урок развития речи

Практикум


Тема, идея, жанр произведения. Исторические справки о князьях-героях «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению

Знать историю открытия, историческую основу и сюжет «Слова».

Уметь определять тему и идею текста, объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Чтение наизусть эпизода «Плач Ярославны».


Написать сочинение по «Слову о полку Игореве».

5



Образ русской земли в «Слове…», основная идея произведения






6



Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве»




Домашнее сочинение





РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА - 9 часов

7



Характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм.

Урок изучения нового материала

Понятие о классицизме. Истоки классицизма, его характерные черты. Классицизм в русской и мировой литературе. Иерархия жанров классицизма. Развитие сентиментализма. Творчество Н.М.Карамзина. Значение русской литературы XVIII века

Знать причины быстрого развития России в 18 веке, теоретическое понятие классицизм

Уметь записывать основные положения лекции, сопоставлять конкретные произведения

Лекция

Вопросы

Знать черты классицизма; прочитать вступительную статью о М.В.Ломоносове (с.42-49), вопросы и задания 9 (с.41), 1-5 (с.49-50)

8



М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.

Урок изучения нового материала

Слово о поэте и ученом М.В. Ломоносове – реформаторе русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и форма произведения

Знать сведения о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, теорию «трех штилей».

Уметь анализировать «Оду...», определять идею и тему произведения.. Находить черты классицизма в произведении.

Практикум

Чтение наизусть.

Вопросы и задания 1-5 (с.58), выразит. чтение оды «Вечернее размышление…».

9



М.В.Ломоносов. Прославление Родины, мира, жизни и просвещения.

Урок изучения нового материала

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

Знать и понимать идейно – художественный смысл произведения, находить тропы в тексте оды, объяснять смысл устаревших слов

Беседа.

Выразительное чтение и анализ «Оды…»

Наизусть отрывок из оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (отрывок по выбору учащегося).

10



Г.Р.Державин: поэт и гражданин.


Урок внеклассного чтения

Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

Знать содержание стихотворения «Памятник», особенности стиля поэзии

Уметь читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи

Практикум.

Чтение наизусть .

Прочитать биогра-фию А.Н.Радищева, «путешествие из Петербурга в Москву».

(индивид.) Выразит. чтение оды «Вольность».

(групповые) задания по главам.

11



Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. Анализ стихотворения «Памятник»






12



А.Н.Радищев. Жизнь и творчество. «Путешествии из Петербурга в Москву»

Урок изучения нового материала

Слово об А.Н.Радищеве – философе, писателе, гражданине. Политические убеждения писателя. Идея возмездия тиранам, прославление свободы в оде «Вольность». Изображение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву». Обличение произвола и беззакония»

Знать сведения о жизни и творчестве А.Н.Радищева, особенности жанра путешествия

Уметь записывать основные положения лекции, анализировать главы

Монологический ответ учащихся. Анализ глав.

Задание 6 (с.74)

13



А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву», их обличительный пафос

Практикум

Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения

Знать особенности жанра путешествия.

Уметь анализировать главы произведения.


Монологический ответ учащихся. Анализ глав.

Задание 6 (с.74).

Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

14



Н.М.Карамзин – писатель и историк.

Урок изучения нового материала

Слово о Н.М.Карамзине - писателе и историке. Убеждения и взгляды писателя, его реформа литературного языка. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

Знать сведения о жизни и творчестве Н.М.Карамзина. Черты сентиментализма в искусстве.


План лекции.

Вопросы и задания 2-4, 6, 8

(с.103-104)

15



Н.М. Карамзин «Осень». Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.


Практикум

Сюжет и герои повести «Бедная Лиза». Образ повествователя. Значение произведения: воспитание сердца, душевной тонкости, призыв к состраданию, облагораживанию жизни

Знать сюжет и героев повести «Бедная Лиза»

Уметь анализировать произведение, определять его тему и идею; находить в тексте тропы

Устное тестирование.

Задание 3 (с.104, рубрика «Развивайте дар слова»).




РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIХ ВЕКА (47 часов)

16



Золотой век русской литературы

Лекция

Поэзия, проза, драматургия XIX века. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

Знать теоретические понятия романтизм, реализм, народность, гражданственность

Составление конспекта или плана лекции.

Задание 8 (с.112), чтение вступительной статьи о В.А.Жуковском (с.114-123), сообщение о жизни и творчестве поэта.




В.А.Жуковский (2 часа)

17



В.А.Жуковский. Жизнь и творчество.


Урок изучения нового материала

Романтическая лирика начала XIX века. «Его стихов пленительная сладость…» Слово о В.А.Жуковском – великом поэте и переводчике (сообщения учащихся). Повторение изученного о творчестве поэта. В.А.Жуковский – зачинатель русского романтизма. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения

Знать теоретическое понятие романтизм.

Уметь анализировать произведения, находить в тексте образы-символы, художественные средства изобразительности.

Выразительное чтение.

Чтение статей «Особенности поэтического языка В.А.Жуковского», «В творческой лаборатории Жуковского» (с.125-132), баллады «Светлана».


18



В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра баллады

Урок изучения нового материала

Баллады в творчестве В.А.Жуковского. Новаторство поэта. Создание национальной баллады. Пространство и время в балладе «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

Знать понятие баллада, особенности жанра

Уметь анализировать произведение

Анализ поэмы. Выразительное чтение.

Чтение вступительной статьи об А.С.Грибоедове (с.141-147), сообщение о жизни и творчестве




А.С.Грибоедов (6 часов)

19



Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.

Урок изучения нового материала

Слово об А.С. Грибоедове – поэте и драматурге (личность и судьба драматурга). Разносторонняя одаренность, талантливость натуры писателя.

Знать сведения о жизни и творчестве драматурга, его общественной деятельности.

Уметь давать общую характеристику творчества.

План лекции.

Чтение статьи «О комедии «Горе от ума» (с.147-157), текста комедии.

20



«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ первого действия «Горе от ума»

Урок изучения нового материала

Знакомство с героями комедии «Горе от ума».

Обзор содержания комедии «Горе от ума». Комментированное чтение ключевых сцен комедии. Особенности сюжета, жанра и композиции произведения.

Знать сюжет комедии, персонажей.

Уметь характеризовать героев и их поступки, анализировать эпизоды, раскрывающую идейную суть фамусовского общества.

Чтение и анализ ключевых сцен комедии. Тест.

1 Прочитать II действие.

2 Индивидуальное задание: выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».

3. Ответить на вопросы: «Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?»

21



«Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Анализ второго действия «Горе от ума»

Урок изучения нового материала

Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова – общее и различное. Фамусовская Москва: единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, приспособленчество, чинопочитание, угодничество, низкопоклонство, невежество, боязнь просвещения

Знать и понимать суть конфликта в пьесе.

Уметь характеризовать героев и их поступки, анализировать эпизоды, раскрывающие идейную суть фамусовского общества.


1.Вопросы и задания 4,6,12-13 (с.164-166).

2. Задание по группам.

Проанализировать монолог Чацкого о «французике из Бор­до».

По отношению к кому в тексте I - II действия употребляют­ся слова «ум, умный, философ», однокоренные или сино­нимичные с ними. Цитаты выписать.

Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?

Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты.

Наизусть один из монологов Чацкого.

22



И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Критика о комедии.

Развитие речи

Составление тезисного плана и конспекта статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний». А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о комедии А.С.Грибоедова.




23



Анализ сцены бала (третье действие комедии).

Урок-исследование

Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Конфликт Чацкого с обществом. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин

Знать и понимать место Чацкого в системе образов, его роль в раскрытии идее комедии.

Уметь характеризовать героя и его поступки.

Беседа.

Монологический ответ учащихся. Чтение наизусть.

Задание 11 (с.164), задания рубрики «Развивайте дар слова» (с.166)

24



Смысл названия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». (Анализ четвертого действия).

Урок изучения нового материала.

Практикум

Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Богатство, образность, меткость, остроумие, афористичность языка комедии. Развитие традиций «высокой» комедии, преодоление канонов классицизма.

Уметь составлять тезисный план. Знать крылатые выражения из комедии, устаревшие слова

Уметь объяснять значение крылатых выражений и устаревших слов

Анализ эпизода драматического произведения.

Вопросы и задания 7,14 (с.164-166). Сочинение, чтение вступительной статьи об А.С.Пушкине (с.167-172), сообщение о жизни и творчестве поэта




Н.В.Гоголь – (6 часов)

25



Слово о Н.В.Гоголе. Поэма «Мертвые души». История создания. Замысел названия поэмы.

Урок изучения нового материала

Слово о Н.В.Гоголе. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. Замысел и история создания поэмы «Мертвые души». Роль поэмы в судьбе Н.В.Гоголя.

Знать сведения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, особенности жанра поэмы.

Конспект лекции. Сообщения.

Чтение статьи «В творческой лаборатории Н.В.Гоголя» (с.323-324), вопросы и задания (с.324-325).

5 групп – характеристика помещиков.

26



Система образов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» .Образы помещиков в «Мертвых душах»

Практикум

Система образов поэмы «Мертвые души». Составление плана характеристики героев. Образы помещиков. Понятие о маниловщине.

Знать сюжет и героев поэмы, определение понятий портрет, интерьер, ирония, гротеск

Характеристики героев.

Чтение статьи «О поэме «Мертвые души» (с.325-365), вопросы и задания 7-9 (с.365).

(индивид.) «Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10).

27



«Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души».



Практикум

Городской пейзаж. «Толстые» и «тоненькие» чиновники губернского города.


Знать приемы сатирического изображения.

Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев.

«Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10).

Характеристика Чичикова, подготовка к дискуссии «Кто же он, Чичиков?»




28



Пороки чиновничества

Комбинированный урок

Разоблачение пороков чиновничества: чинопочитания, угодничества, беспринципности, безделья, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества

Знать приемы сатирического изображения.

Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев.

Тест.

Характеристика Чичикова, подготовка к дискуссии «Кто же он, Чичиков?»




29



Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Комбинированный урок

Чичиков – герой новой, буржуазной эпохи, «приобретатель». Жизнеописание Чичикова, эволюция его образа в замысле поэмы. Заветы отца.

Знать сюжет и героев поэмы, определение понятий портрет, интерьер, ирония, гротеск.

Задания по карточкам.

Вопросы и задания 11,13 (с.366).

Наизусть лирическое отступление о птице-тройке.

30



«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Поэма в оценке критики.

Комбинированный урок

Образ автора в поэме, его эволюция. Поэма в оценке критики. «И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в «Мертвых душах». «Мертвые души» - поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке критики.

Знать приемы сатирического изображения.

Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев. Составление плана сочинения, подбор цитат, работа с текстом повести.

Чтение наизусть. Подготовка к сочинению.

Написание сочинения по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Внеклассное чтение: Н. В. Гоголь «Портрет», «Петербургские повести».




ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – (4 часа)

31



Чувства и разум в любовной лирике Катулла.

Урок изучения нового материала

Понятие об античной лирике. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Искренность, лирическая сила, простота поэзии Катулла.

Знать исторические реалии времени Катулла и Горация, своеобразие античной лирики, философский характер лирики

Конспект статьи в учебнике.

Чтение статьи о Данте Алигьери (с.315-325), вопросы и задания (с.325).

32



«Божественная комедия» Данте Алигьери.

Урок изучения нового материала

Слово о Данте Алигьери. Сочетание реального и аллегорического в произведении. Реальные, вымышленные, исторические персонажи поэмы. Моральное восхождение героя к высотам духа.

Знать исторические реалии времени Данте,

Множественность смыслов «Божественной комедии»


Беседа.

Чтение статьи о У. Шекспире (с.326-334), сообщение о жизни и творчестве драматурга, чтение трагедии «Гамлет», вопросы и задания 1-2 (с.334).

33



Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в трагедии У.Шекспира. Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Урок изучения нового материала

Слово об У.Шекспире. Обзор творчества поэта и драматурга. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение.

Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение.

Уметь выразительно читать текст по ролям, анализировать эпизоды трагедии

Беседа.

Выразительное чтение по ролям фрагмента трагедии У.Шекспира «Гамлет», вопросы 3-5 (с.334) Чтение статьи об И.В.Гете (с.335-346), вопросы 1-3 (с.346)

34



Трагедия И.В.Гете «Фауст». Поиски справедливости и смысла жизни в философской трагедии И.В.Гете «Фауст»

Урок изучения нового материала

Слово об И.В.Гете. Трагедия «Фауст». Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии И.В.Гете.

Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение.

Уметь прослеживать развитие драматического конфликта, характеризировать героев и их поступки

Обзор с чтением отдельных глав.

Вопросы и задания 4-5 (с.346)


8






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!