СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование уроков музыки в 3 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование уроков музыки в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование уроков музыки в 3 классе»



Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Т. С, Шмагина, М., Просвещение, 2010.

Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:


  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.


В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.



Предметные результаты:

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально-хоровых

Содержание программного материала 3 класс

I четверть (9 часов)

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

Урок 3.. «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)

Урок 6. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

II четверть (7 часов)

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч.)

Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.

Урок 15. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

Урок 16. . Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.


III четверть (10 часов)

Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

Урок 17. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

Урок 20. Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

Урок 21. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

Урок 22. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

Тема раздела: «В концертном зале » (4 ч.)

Урок 23. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.

Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.

IV четверть (8 часов)

Тема раздела: «В концертном зале » (2 ч.)

Урок 27. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

Урок 28. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)

Урок 29. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

Урок 30. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

Урок 31. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.




Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

Урок 32. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.

Урок 33. «Радость к солнцу нас зовет». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.

Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года

К концу обучения в 3 –м классе учащиеся овладеют способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходства и различия объектов и явлений искусства и жизни (видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У детей формируются представления о мире музыки, формах её бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создаёт возможность более глубокого изучения музыкального искусства в основной школе.

Знать/ понимать

  • Слова и мелодию Гимна России;

  • Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

  • Смысл понятий: « композитор», « исполнитель», « слушатель»;

  • Названия изученных жанров и форм музыки;

  • Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края ( праздники, обряды);

  • Названия изученных произведений и их авторов;

  • Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

Уметь

  • Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • Определять на слух основные жанры музыки ( песня, танец, марш);

  • Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях ( фрагментах);

  • Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

  • Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;

  • Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

  • Исполнения знакомых песен;

  • Участие в коллективном пении;

  • Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

  • Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.



Критерии уровня музыкального развития учащихся:

  • Насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;

  • Умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональных характер и определять образное содержание;

  • Умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;

  • Каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально – ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.




Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение

3 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 3 кл. учеб. для

общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2010.

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2010.

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2010.

Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2010.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2010.










Календарно-тематическое планирование по музыке ( в соответствии ФГОС)

п/п

Тема урока

К-во ча-сов

Решаемые проблемы

Планируемый результат

Дата проведения

Понятия

Планируемый результат

УУД

Личностные результаты

по плану


по факту


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


«Россия-Родина моя!» ( 5 часов)

1.

«Мелодия-душа музыки!»

( уч. стр. 6-7)


Прослушивание:

П.И.Чайковский

«Симфония № 4»;

«Благословляю вас, леса»

Г.Свиридов «Романс»

Н.Римский-Корсаков

«Звонче жаворонка пенье»


Диск 3к1ч -№ 1-4

I

Дать понятие образов родной природы в музыке русских композиторов.



Мелодия, песенность, симфония, лирический образ.

Выявлять мелодичность и песенность в музыке.


Р: Самостоятельно выражать своё эмоциональное отношение к искусству.

П: различать звучание муз.инструментов, использованных в мелодиях

К: Интонационно исполнять сочинения разных жанров

Уважительно относится к творчеству русских композиторов.




2.

«Природа и музыка. Романс. Звучащие картины»

(уч. стр. 8-11)

Прослушивание:

Музыка П.Чайковского, Свиридова, Глинки, Римского-Корсакова

Диск 3к1ч -№ 2-4

Диск 2к2ч -№ 16

I

Дать понятия образов родной природы в романсах русских композиторов.


Романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент

Поэзия, пейзаж, лирика.


Выявлять настроения и чувства человека выраженные в музыке.


Р:Самостоятельно выражать эмоциональное отношение к муз. произведениям.

П: Различать аккомпанемент мелодии.

К: Выполнить творческое задание



Ценить образы природы выраженные в музыке и в живописи.




3

«Виват, Россия!

Наша слава-Русская держава!»

( уч. стр. 12-15)


Прослушивание:

Старинные русские канты.


Диск 3к1ч -№ 5-7


I

Дать понятия образов Родины, защитников Отечества в различных жанров музыки: кант, народная песня.



Кант, песенность, маршевость, интонация музыки и речи, солдатская песня, марш, хор, куплет.



Различать русские народные песни и канты, и современные героические песни.

Р: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и РНП.

П: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки.

К: Исполнение старинных кантов и песен.

Интонационно осмысленно исполнять песни о героических событиях.




4

«С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский»

( уч. стр. 16-17)


Прослушивание:

Фрагменты кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»


Диск 2к1ч -№ 25

Диск 3к1ч -№ 8


I

Дать понятие кантаты, на основе музыки Прокофьева

Кантата, набат, вступление, трехчастная форма

Расширить понятия музыкальных образов Защитников Отечества

Р: Самостоятельно различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная.

П: Определять выразительные возможности различных муз.образов.

К: выявлять различные по смыслу музыкальные интонации

Уважать свою Родину и её Защитников



5

«М.И.Глинка

опера «Иван Сусанин»

( уч. стр. 18-21)


Прослушивание:

Фрагменты оперы Глинки «Иван Сусанин»


Диск 3к1ч -№ 9-12

I

Познакомить с жанром героической оперы

Опера, хоровая сцена, певец-солист, ария, эпилог, благовест

Уметь определять по жанрам музыки героические образы Защитников Отечества

Р:Знать песни о героических событиях истории Отечества.

П: Познать выразительность музыкальной и поэтической речи.

К: Исполнение фрагментов из оперы

Гордиться Защитниками Отечества



«День полный событий» ( 4 часа)

6

«Утро»

( уч. стр. 24-25)


Прослушивание:

Э.Григ «Утро»,

П.Чайковский

«Утренняя молитва»

М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»


Диск 2к1ч -№ 27

Диск 1к1ч -№ 29

Диск 2к1ч -№ 1


I

Познакомить с жанром портрета в музыке


Песенность, развитие, повтор, лад, тембр


Различать в музыке душевное состояние человека, его чувства и мысли

Р: Самостоятельно определять музыкальные впечатления ребенка « с утра до вечера»

П: самостоятельно проследить и сравнить музыкальный язык композиторов.

К: Исполнение главных мелодий произведений

Различать формы композиции и особенности муз. языка Чайковского и Грига



7

«Портрет в музыке.

В каждой интонации спрятан человек»

( уч. стр. 27-29)


Прослушивание:

С.Прокофьев «Болтунья»

Балет «Золушка»

Симф.сказка «Петя и волк»


Диск 1к2ч -№ 2,18


I

Познакомить с портретами «нарисованными» музыкой Прокофьева.


Изобразитель-ность, выразительность, контраст, скороговорка.


Различать в музыке, что в каждой интонации спрятан человек.


Р: Самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

П: Понимать художественно-образное содержание муз. произведения.

К: самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей.

Находить общность интонаций в музыке, живописи и поэзии.





8

«В детской.

Игры и игрушки»

( уч. стр. 30-33)


Прослушивание:

Музыка Прокофьева, Чайковского, Мусоргского.


Диск 3к1ч -№ 17,18

Диск 2к1ч -№ 16,18,20



I

Дать понятие выразительности и изобразительности в музыке разных жанров.



Мелодия, речитатив, соло, интонационная выразительность, песенность, танцевальность, маршевость, фортепиано, аккомпанемент, солист.



Отличать интонационные линии персонажей.


Р.самостоятельно распознавать выразительные музыкальные особенности героев.

П: понимать содержание муз.произведения.

К: передавать интонационно-мелодические особенности муз.образа.

Выявлять связь музыки и живописи.





9

« На прогулке. Вечер»

Обобщение.

( уч. стр. 34-37)


Прослушивание:

М. Мусоргский сюита «Картинки с выставки» -фрагменты.


Диск 2к1ч -№ 7

Диск 3к1ч -№ 19

Диск 1к2ч -№ 8

I

Дать понятие музыкальных и живописных образов.

Сюита, музыкальная живопись, интонация, мелодия, аккомпанемент.

Выявлять связь музыкальных и живописных образов.

Р: Самостоятельно обнаруживать интонационную связь в музыке, живописи, поэзии.

П: Понимать и раскрывать средства музыкального воплощения образов.

К: разработать сценарий к муз. произведению.

Исполнять соло из муз. сочинений различных жанров.



«О России петь – что стремиться в Храм!» ( 4 часа)

10

«Радуйся Мария!», «Богородице Дево, Радуйся!»

( уч. стр. 40-43)

Прослушивание:

Ф.Шуберт «Аве, Мария»

С.В.Рахманинов «Богородице, Дево радуйся»

( из «Всенощного бдения»)

Диск 3к1ч -№ 20, 22

I

Дать представление о духовных песнопениях


Молитва, песня, всенощное, тропарь, величание

Узнавать жанры церковной музыки


Р: Самостоятельно различать мелодики русского и зарубежного религиозного искусства.

П: Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций.

К: Исполнение молитвы

Знать религиозные праздники России





11

«Древнейшая песнь материнства»

( уч. стр. 44-47)


Прослушивание:

К.Глюк «Мелодия»

( оп. «Орфей и Эвридика»)

Ф.Шуберт «Аве, Мария!»


Диск 3к1ч -№ 20

Диск 1к1ч -№ 18


I

Дать представление об образе матери в музыке, поэзии и ИЗО


Природа, красота, любовь, мать, земля, Родина, икона, жанры церковных песнопений -тропарь, молитва, величание


Познакомить с величайшей Святыней Руси – Иконами Божией Матери


Р: Самостоятельно ориентироваться в Православных праздниках.

П: иметь представление о песнопении, религиозных праздниках, богослужении и молитвах воспевающих красоту материнства.

К: исполнять песни о матери

Ценить и уважать свою мать





12

«Вербное Воскресение»

( уч. стр. 48-51)


Прослушивание:

Э.Л.Уэббер «Осанна»

( рок-оп. «Иисус Христос суперзвезда»)


Диск 3к2ч -№ 1


I

Дать представление о празднике православной церкви – Вербное Воскресение


Молитва, величание



Расширить представление о православных праздниках

Р: Самостоятельно иметь представление о религиозных праздниках.

П: знать жанры церковной музыки.

К: Обнаруживать сходство и различие произведений религиозного искусства




Приобщаться с традициям православной церкви




13

«Святые Земли Русской!»

( уч. стр. 52-53)

Прослушивание:

В.Кикта «Фрески Софии Киевской»

Стихиры русским Святым.

Диск 1к1ч -№ 19

Диск 3-4 № 16

I

Дать представление о связи русской истории, традиций, церковной музыки и Русских святых

Фреска, икона, арфа, симфония-действо, христиане

Расширить представление о Православных Святых

Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: исполнение стихиры



Уважать историю Родины



«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» ( 4 часа)

14


«Настрою гусли на старинный лад. Былины.»

( уч. стр. 56-59)

Прослушивание:

Глинка

«Первая песня Баяна»

( оп. «Руслан и Людмила»)

Римский-Корсаков

«Песня Садко»

( оп. «Садко»)

Диск 2к1ч -№ 35

Диск 3к2ч -№ 2

Диск 3к1ч -№ 23,24

«Былина о Садко и Морском царе»

( уч. стр. 60-61)


Прослушивание:

Н.А.Римский-Корсаков оп. «Садко» -фрагменты.

Диск 3к2ч -№ 2

Диск 5к1ч -№ 15

Диск 1к1ч -№ 15


I


Дать представление о самом древнем жанре песенного фольклора -былине


Дать представление о распевах в былине

Былина, певец-сказитель, гусли, былинный напев, подражание гуслям

Былинный напев, повтор, распевы

Выявить общность жизненных истоков народного и профессион. творчества


Знать древний Новгородский эпос


Р: Самостоятельно рассуждать о значении повтора, контраста в развитии музыки.

П: выявлять общность интонаций в музыке и поэзии.

К: выявлять ассоциативно-образные связи муз. и литер.

произведений



Хранить традиции народного фольклора.





15

«Лель, мой Лель»

( уч. стр. 62-63)


Прослушивание:

Н.А.Римский-Корсаков оп. «Снегурочка» -«Песня Леля»


Диск 3к2ч -№ 3

I

Дать представление о низком женском голосе – меццо-сопрано


Песня, куплет, меццо-сопрано, кларнет, литавры

Узнавать меццо-сопрано

Р: самостоятельно различать приемы используемые композитором в опере: повтор-контраст.

П: называть и объяснять основные термины.

К: спеть мелодию «Песни Леля»

Знать творчество русских композиторов



16

«Звучащие картины. Прощание с Масленицей»

( уч. стр. 64-67)

Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков оп. «Снегурочка» -«Хор –«Проводы Масленицы»

Диск 3к2ч -№ 4

I

Дать представление о народных традициях и обрядах в музыке русских композиторов

Народные традиции, повтор, контраст, сопоставление, мелодии в народном стиле

Различать мелодии в народном стиле

Р: Самостоятельно сравнивать взаимосвязь музыки и художественного произведения.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: разучивание масленичных песен

Хранить традиции русского народа



«В музыкальном театре (6 часов)

17

« М.Глинка опера «Руслан и Людмила»

( уч. стр. 70-75)


Прослушивание:

М.Глинка опера «Руслан и Людмила» -фрагменты.

Диск 2к2ч -№ 1

Диск 2к1ч -№ 32

Диск 3к1ч -№ 23,25

Диск 3к2ч -№ 5,6



I

Познакомить с жанром оперы-сказки.


Сцены из оперы, ария, баритон, каватина, сопрано, рондо, бас, контраст, увертюра, симфонический оркестр.



Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки.


Р: Самостоятельно

определять муз. темы главных героев.

П: называть и объяснять основные термины оперы.

К: интонационно узнавать образы героев.



Развивать ассоциативную связь музыки и художествен-ного произведения.



18

«К.В.Глюк опера

«Орфей и Эвридика»

( уч. стр. 76-77)


Прослушивание

Фрагменты оперы


Диск 3к2ч -№ 7

Диск 1к1ч -№ 18


I

Познакомить с творчеством немецкого композитора 18 века Глюка.



Опера, миф, лира.


Различать контрастные средства выразительности образов.


Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев.

П: понимать значения терминов.

К: с помощью мимики и жестов передавать хар-р персонажей.

Развивать ассоциативную связь музыки и этноса.




19

Н.А.Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

(уч. стр. 78-83)


Прослушивание:

Фрагменты из оперы.


Диск 3к2ч -№ 8,12

I

Расширять представление об опере-сказке


Сцена из оперы, ария, сопрано, шествие, каватина, тенор



Рассуждать о смысле и значении оперного искусства


Р: самостоятельно рассуждать о значении режиссера, дирижера и композитора в опере.

П: понимать смысл терминов.

К: передавать свои муз. впечатления в рисунке

Рассуждать о смысле и значении опер-сказок




20

«Океан-море синее»

( уч. стр. 84-85)


Прослушивание:

Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко» - фрагм.


Диск 3к2ч -№ 13


I

Дать понятие изобразительности в музыке на основе оперы-былины «Садко»

Зерно-интонация, развитие, трехчастная форма.


Различать интонационно музыкальную картину моря.


Р: Самостоятельно передавать содержание оперы-былины.

П: раскрывать и объяснять с помощью каких средств композитор изображает море.

К: выполнять живописно-творческую работу



Анализировать художественно-образное содержание оперы




21

«Балет П.Чайковского «Спящая красавица»

( уч. стр. 86-89)


Прослушивание

П.Чайковский балет «Спящая красавица» -фрагменты


Диск 3к2ч -№ 14-16

I

Познакомить с балетом.



Контрастные образы, сцена из балета, интонация, развитие.


Сравнительный анализ оперы и балета.


Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев.

П: понимать смысл терминов.

К: передавать свои муз. впечатления с помощью пластики, мимики и жестов

Выявлять связь музыки и танца





22

«В современных ритмах»

( уч. стр. 90-91)


Прослушивание:

А.Рыбников мюзикл

«Волк и семеро козлят на новый лад»

Р.Роджерс «Урок музыки»

( из мюзикла «Звуки музыки»)


Диск 3к2ч -№ 17

Диск 1к2ч -№ 19

I

Дать представление о жанре – мюзикл

Современные интонации и ритмы, мюзикл.



Уметь выявлять современные музыкальные жанры: мюзикл

Р: Уметь представление о синтезе музыки, танца, пения, сцен. действия.

П: понимать отличительные особенности зарубежных и отечественных мюзиклов.

К: исполнение сцен из мюзиклов

Выявлять основные отличия оперы от мюзикла



«В концертном зале» ( 4 часа)

23

«Музыкальное состязание. Концерт»

( уч. стр. 94-95)


Прослушивание:

П. Чайковский

«Концерт № 1»для ф-но с орк.

Диск 3к2ч -№ 18

I

Дать представление о жанре музыкального концерта.



Композитор, исполнитель, слушатель, концерт, вариационное развитие.


Расширить понятие единства композитора, исполнителя, солиста, слушателя и симфонического оркестра.

Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах.

П: различать главные и побочные темы «Концерта»

К: выполнить творческое задание.



Узнавать тембры музыкальных инструментов



24

«Музыкальные инструменты. Флейта.

Звучащие картины»

( уч. стр. 96-99)

Прослушивание:

К.Глюк «Мелодия»

И.С.Бах «Шутка»

Э.Григ «Утро»

С.Прокофьев «Петя и волк» -тема Птички

I

Дать представление о древних музыкальных инструментах -флейте


Деревянные духовые инструменты, старинная и современная музыка


Различать на слух старинную и современную музыку.


Р: Самостоятельно узнавать тембр флейты.

П: стилевые особенности старинной и современной музыки.

К: наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров

Узнавать тембры музыкальных инструментов



25

«Музыкальные инструменты. Скрипка»

( уч. стр. 100-101)

Прослушивание:

Н.Паганини « Каприс № 24»

П.Чайковский «Мелодия»

Диск 3к2ч -№ 19, 20

II

Дать представление о струнных смычковых музыкальных инструментах

Скрипач, виртуоз, каприс, скрипка

Узнавать на слух звучание скрипки

Р: Самостоятельно узнавать главные мелодические темы.

П: Расширить музыкальный кругозор.

К: выполнение творческого задания

Уважительно относится к симфонической музыки



26

«Обобщение»


Прослушивание:

Музыка использованная в течении года.

I

Закрепить полученные знания и навыки.

Сюита, симфония, ода, кант, гимн, джаз, опера, песня.

Уметь ориенти-роваться в музыкальных терминах и произведениях.

Р:самостоятельно рассуждать о жанровых особенностях музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К:творческое задание.

Гордиться великой силой искусства.



«В концертном зале» ( 2 часа)

27

Эдвард Григ

сюита «Пер Гюнт»

( уч. стр. 102-105)

Прослушивание

Э.Григ «Пер Гюнт» -фрагменты.

Диск 1к1ч -№ 29

Диск 3к2ч -№ 21-23

Диск 3-4 № 1

I

Дать представление о жанре сюита

Сюита, тема, вариационное развитие, песенность, маршевость, танцевальность

Знать понятие сюита

Р: Самостоятельно определять муз. темы.

П: самостоятельно называть части сюита.

К: выполнение творческого задания

Уважать творчество зарубежных композиторов



28

«Л.В.Бетховен «Симфония № 7»

( «Героическая»)

( уч. стр. 106-113)

Прослушивание:

Фрагменты из симфонии.

«Мир Бетховена»

( уч. стр. 112-113)

Прослушивание:

Л.Бетховен

«Соната № 14»

( «Лунная» )

«К Элизе»

I

Познакомить с творчеством Бетховена и музыкальной формой -симфония

Дать представление о темах, сюжетах и образах музыки Бетховена

Симфония, дирижер, маршевость, песенность, контраст, финал, тема, вариация, контрданс

Выразительность, изобразительность, мелодия, аккомпанемент, лад, соната

Различать контрастные средства выразительности

Р: самостоятельно определять муз. темы.

П: Ориентироваться в динамических оттенках.

К: Дирижирование главных тем

Уметь анализировать сюжетную линию





«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 часов)

29

«Джаз-чудо музыка»

( уч. стр. 116-119)


Прослушивание:

Дж. Гершвин «Я поймал звуки джаза»,

«Колыбельная»

( из оп. «Порги и Бесс»)


Диск 3-4 № 8,9


I

Дать представление о джазе, истории возникновения джаза, стилях



Песенность, танцевальность, куплетная форма, лад, импровизация, ритм, джаз-оркестр, спиричуэл, джаз, блюз




Различать и узнавать ритмы джазовой музыки



Р: самостоятельно сравнивать джазовые композиции.

П: ориентироваться в особенностях музыкального языка джаза.

К:знать известных джазовых музыкантов-исполнителей

Импровизировать джазовые мелодии




30

«Мир Г.Свиридова и С.Прокофьева»

( уч. стр. 120-123)



Прослушивание:

Музыка Г.Свиридова и С.Прокофьева.


Диск 3к2ч -№ 24

Диск 2к2ч -№ 30


I

Познакомить с образами природы в музыке Свиридова и Прокофьева



Песенность, музыкальные иллюстрации, кантата, хор, симф.оркестр,

Фортепианная, вокальная, симфоническая музыка, музыкальная речь

Различать особенности мелодики, тембра музыки Прокофьева и Свиридова


Р: Самостоятельно различать и узнавать музыкальные интонации.

П: различать , как с развитием музыки меняются краски звучания.

К: Выполнение творческого задания.

Определять жанры музыкальных произведений.





31

«Певцы родной природы»

( уч. стр. 124-125)


Прослушивание:

Э.Григ «Утро»

П.Чайковский «Мелодия»

Диск 1к1ч -№ 29

Диск 3к2ч -№ 19


I

Познакомить со сходством и различием музыкальной речи разных композиторов.


Музыкальная речь,

Лирические чувства.


Различать музыкальную речь разных композиторов.



Р: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов.

П: определять особенности построения формы муз. сочинений.

К: исполнение песен.

Исполнять муз. сочинения разных жанров и стилей.





32

« Прославим радость на Земле!»

( уч. стр. 126-128)

Прослушивание:

В.А.Моцарт

«Симфония № 40»

( финал)

Л.Бетховен

«Симфония № 9»

М.Глинка «Хор «Славься!»

( оп. «Иван Сусанин»)

Диск 3-4 № 10,11

Диск 3к1ч -№ 12

I

Дать представление о роли композитора, исполнителя и слушателя.


Опера, симфония, песня, ода, кант, гимн.



Знать мелодии прошлого, которые известны всему миру.


Р: Самостоятельно различать музыкальную речь

разных композиторов.

П: определять характерные черты языка современной музыки.

К: определять жанровую принадлежность муз.произведения.


Уважительно относится к музыке разных композиторов.



33

«Радость к солнцу нас зовет»

I

Познакомить со сходством и различием музыкальной речи разных композиторов.


Музыкальная речь,

Лирические чувства.


Различать музыкальную речь разных композиторов.



Р: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов.

П: определять особенности построения формы муз. сочинений.

К: исполнение песен.

Исполнять муз. сочинения разных жанров и стилей.





34

«Обобщение»


Прослушивание:

Музыка использованная в течении года.

I

Закрепить полученные знания и навыки.

Сюита, симфония, ода, кант, гимн, джаз, опера, песня.

Уметь ориенти-роваться в музыкальных терминах и произведениях.

Р:самостоятельно рассуждать о жанровых особенностях музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К:творческое задание.

Гордиться великой силой искусства.





20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!