Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Т. С, Шмагина, М., Просвещение, 2010.
Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально-хоровых
Выразительность и изобразительность в музыке.
№ п/п | Тема урока | К-во ча-сов | Решаемые проблемы | Планируемый результат | Дата проведения |
Понятия | Планируемый результат | УУД | Личностные результаты | по плану | по факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| «Россия-Родина моя!» ( 5 часов) |
1. | «Мелодия-душа музыки!» ( уч. стр. 6-7) Прослушивание: П.И.Чайковский «Симфония № 4»; «Благословляю вас, леса» Г.Свиридов «Романс» Н.Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье» Диск 3к1ч -№ 1-4 | I | Дать понятие образов родной природы в музыке русских композиторов. | Мелодия, песенность, симфония, лирический образ. | Выявлять мелодичность и песенность в музыке. | Р: Самостоятельно выражать своё эмоциональное отношение к искусству. П: различать звучание муз.инструментов, использованных в мелодиях К: Интонационно исполнять сочинения разных жанров | Уважительно относится к творчеству русских композиторов. | | |
2. | «Природа и музыка. Романс. Звучащие картины» (уч. стр. 8-11) Прослушивание: Музыка П.Чайковского, Свиридова, Глинки, Римского-Корсакова Диск 3к1ч -№ 2-4 Диск 2к2ч -№ 16 | I | Дать понятия образов родной природы в романсах русских композиторов. | Романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент Поэзия, пейзаж, лирика. | Выявлять настроения и чувства человека выраженные в музыке. | Р:Самостоятельно выражать эмоциональное отношение к муз. произведениям. П: Различать аккомпанемент мелодии. К: Выполнить творческое задание | Ценить образы природы выраженные в музыке и в живописи. | | |
3 | «Виват, Россия! Наша слава-Русская держава!» ( уч. стр. 12-15) Прослушивание: Старинные русские канты. Диск 3к1ч -№ 5-7 | I | Дать понятия образов Родины, защитников Отечества в различных жанров музыки: кант, народная песня. | Кант, песенность, маршевость, интонация музыки и речи, солдатская песня, марш, хор, куплет. | Различать русские народные песни и канты, и современные героические песни. | Р: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и РНП. П: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки. К: Исполнение старинных кантов и песен. | Интонационно осмысленно исполнять песни о героических событиях. | | |
4 | «С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» ( уч. стр. 16-17) Прослушивание: Фрагменты кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» Диск 2к1ч -№ 25 Диск 3к1ч -№ 8 | I | Дать понятие кантаты, на основе музыки Прокофьева | Кантата, набат, вступление, трехчастная форма | Расширить понятия музыкальных образов Защитников Отечества | Р: Самостоятельно различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная. П: Определять выразительные возможности различных муз.образов. К: выявлять различные по смыслу музыкальные интонации | Уважать свою Родину и её Защитников | | |
5 | «М.И.Глинка опера «Иван Сусанин» ( уч. стр. 18-21) Прослушивание: Фрагменты оперы Глинки «Иван Сусанин» Диск 3к1ч -№ 9-12 | I | Познакомить с жанром героической оперы | Опера, хоровая сцена, певец-солист, ария, эпилог, благовест | Уметь определять по жанрам музыки героические образы Защитников Отечества | Р:Знать песни о героических событиях истории Отечества. П: Познать выразительность музыкальной и поэтической речи. К: Исполнение фрагментов из оперы | Гордиться Защитниками Отечества | | |
«День полный событий» ( 4 часа) |
6 | «Утро» ( уч. стр. 24-25) Прослушивание: Э.Григ «Утро», П.Чайковский «Утренняя молитва» М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» Диск 2к1ч -№ 27 Диск 1к1ч -№ 29 Диск 2к1ч -№ 1 | I | Познакомить с жанром портрета в музыке | Песенность, развитие, повтор, лад, тембр | Различать в музыке душевное состояние человека, его чувства и мысли | Р: Самостоятельно определять музыкальные впечатления ребенка « с утра до вечера» П: самостоятельно проследить и сравнить музыкальный язык композиторов. К: Исполнение главных мелодий произведений | Различать формы композиции и особенности муз. языка Чайковского и Грига | | |
7 | «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек» ( уч. стр. 27-29) Прослушивание: С.Прокофьев «Болтунья» Балет «Золушка» Симф.сказка «Петя и волк» Диск 1к2ч -№ 2,18 | I | Познакомить с портретами «нарисованными» музыкой Прокофьева. | Изобразитель-ность, выразительность, контраст, скороговорка. | Различать в музыке, что в каждой интонации спрятан человек. | Р: Самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. П: Понимать художественно-образное содержание муз. произведения. К: самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей. | Находить общность интонаций в музыке, живописи и поэзии. | | |
8 | «В детской. Игры и игрушки» ( уч. стр. 30-33) Прослушивание: Музыка Прокофьева, Чайковского, Мусоргского. Диск 3к1ч -№ 17,18 Диск 2к1ч -№ 16,18,20 | I | Дать понятие выразительности и изобразительности в музыке разных жанров. | Мелодия, речитатив, соло, интонационная выразительность, песенность, танцевальность, маршевость, фортепиано, аккомпанемент, солист. | Отличать интонационные линии персонажей. | Р.самостоятельно распознавать выразительные музыкальные особенности героев. П: понимать содержание муз.произведения. К: передавать интонационно-мелодические особенности муз.образа. | Выявлять связь музыки и живописи. | | |
9 | « На прогулке. Вечер» Обобщение. ( уч. стр. 34-37) Прослушивание: М. Мусоргский сюита «Картинки с выставки» -фрагменты. Диск 2к1ч -№ 7 Диск 3к1ч -№ 19 Диск 1к2ч -№ 8 | I | Дать понятие музыкальных и живописных образов. | Сюита, музыкальная живопись, интонация, мелодия, аккомпанемент. | Выявлять связь музыкальных и живописных образов. | Р: Самостоятельно обнаруживать интонационную связь в музыке, живописи, поэзии. П: Понимать и раскрывать средства музыкального воплощения образов. К: разработать сценарий к муз. произведению. | Исполнять соло из муз. сочинений различных жанров. | | |
«О России петь – что стремиться в Храм!» ( 4 часа) |
10 | «Радуйся Мария!», «Богородице Дево, Радуйся!» ( уч. стр. 40-43) Прослушивание: Ф.Шуберт «Аве, Мария» С.В.Рахманинов «Богородице, Дево радуйся» ( из «Всенощного бдения») Диск 3к1ч -№ 20, 22 | I | Дать представление о духовных песнопениях | Молитва, песня, всенощное, тропарь, величание | Узнавать жанры церковной музыки | Р: Самостоятельно различать мелодики русского и зарубежного религиозного искусства. П: Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций. К: Исполнение молитвы | Знать религиозные праздники России | | |
11 | «Древнейшая песнь материнства» ( уч. стр. 44-47) Прослушивание: К.Глюк «Мелодия» ( оп. «Орфей и Эвридика») Ф.Шуберт «Аве, Мария!» Диск 3к1ч -№ 20 Диск 1к1ч -№ 18 | I | Дать представление об образе матери в музыке, поэзии и ИЗО | Природа, красота, любовь, мать, земля, Родина, икона, жанры церковных песнопений -тропарь, молитва, величание | Познакомить с величайшей Святыней Руси – Иконами Божией Матери | Р: Самостоятельно ориентироваться в Православных праздниках. П: иметь представление о песнопении, религиозных праздниках, богослужении и молитвах воспевающих красоту материнства. К: исполнять песни о матери | Ценить и уважать свою мать | | |
12 | «Вербное Воскресение» ( уч. стр. 48-51) Прослушивание: Э.Л.Уэббер «Осанна» ( рок-оп. «Иисус Христос суперзвезда») Диск 3к2ч -№ 1 | I | Дать представление о празднике православной церкви – Вербное Воскресение | Молитва, величание | Расширить представление о православных праздниках | Р: Самостоятельно иметь представление о религиозных праздниках. П: знать жанры церковной музыки. К: Обнаруживать сходство и различие произведений религиозного искусства | Приобщаться с традициям православной церкви | | |
13 | «Святые Земли Русской!» ( уч. стр. 52-53) Прослушивание: В.Кикта «Фрески Софии Киевской» Стихиры русским Святым. Диск 1к1ч -№ 19 Диск 3-4 № 16 | I | Дать представление о связи русской истории, традиций, церковной музыки и Русских святых | Фреска, икона, арфа, симфония-действо, христиане | Расширить представление о Православных Святых | Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах. П: отвечать на вопросы учителя. К: исполнение стихиры | Уважать историю Родины | | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» ( 4 часа) |
14 | «Настрою гусли на старинный лад. Былины.» ( уч. стр. 56-59) Прослушивание: Глинка «Первая песня Баяна» ( оп. «Руслан и Людмила») Римский-Корсаков «Песня Садко» ( оп. «Садко») Диск 2к1ч -№ 35 Диск 3к2ч -№ 2 Диск 3к1ч -№ 23,24 «Былина о Садко и Морском царе» ( уч. стр. 60-61) Прослушивание: Н.А.Римский-Корсаков оп. «Садко» -фрагменты. Диск 3к2ч -№ 2 Диск 5к1ч -№ 15 Диск 1к1ч -№ 15 | I | Дать представление о самом древнем жанре песенного фольклора -былине Дать представление о распевах в былине | Былина, певец-сказитель, гусли, былинный напев, подражание гуслям Былинный напев, повтор, распевы | Выявить общность жизненных истоков народного и профессион. творчества Знать древний Новгородский эпос | Р: Самостоятельно рассуждать о значении повтора, контраста в развитии музыки. П: выявлять общность интонаций в музыке и поэзии. К: выявлять ассоциативно-образные связи муз. и литер. произведений | Хранить традиции народного фольклора. | | |
15 | «Лель, мой Лель» ( уч. стр. 62-63) Прослушивание: Н.А.Римский-Корсаков оп. «Снегурочка» -«Песня Леля» Диск 3к2ч -№ 3 | I | Дать представление о низком женском голосе – меццо-сопрано | Песня, куплет, меццо-сопрано, кларнет, литавры | Узнавать меццо-сопрано | Р: самостоятельно различать приемы используемые композитором в опере: повтор-контраст. П: называть и объяснять основные термины. К: спеть мелодию «Песни Леля» | Знать творчество русских композиторов | | |
16 | «Звучащие картины. Прощание с Масленицей» ( уч. стр. 64-67) Прослушивание: Н.Римский-Корсаков оп. «Снегурочка» -«Хор –«Проводы Масленицы» Диск 3к2ч -№ 4 | I | Дать представление о народных традициях и обрядах в музыке русских композиторов | Народные традиции, повтор, контраст, сопоставление, мелодии в народном стиле | Различать мелодии в народном стиле | Р: Самостоятельно сравнивать взаимосвязь музыки и художественного произведения. П: отвечать на вопросы учителя. К: разучивание масленичных песен | Хранить традиции русского народа | | |
«В музыкальном театре (6 часов) |
17 | « М.Глинка опера «Руслан и Людмила» ( уч. стр. 70-75) Прослушивание: М.Глинка опера «Руслан и Людмила» -фрагменты. Диск 2к2ч -№ 1 Диск 2к1ч -№ 32 Диск 3к1ч -№ 23,25 Диск 3к2ч -№ 5,6 | I | Познакомить с жанром оперы-сказки. | Сцены из оперы, ария, баритон, каватина, сопрано, рондо, бас, контраст, увертюра, симфонический оркестр. | Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки. | Р: Самостоятельно определять муз. темы главных героев. П: называть и объяснять основные термины оперы. К: интонационно узнавать образы героев. | Развивать ассоциативную связь музыки и художествен-ного произведения. | | |
18 | «К.В.Глюк опера «Орфей и Эвридика» ( уч. стр. 76-77) Прослушивание Фрагменты оперы Диск 3к2ч -№ 7 Диск 1к1ч -№ 18 | I | Познакомить с творчеством немецкого композитора 18 века Глюка. | Опера, миф, лира. | Различать контрастные средства выразительности образов. | Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев. П: понимать значения терминов. К: с помощью мимики и жестов передавать хар-р персонажей. | Развивать ассоциативную связь музыки и этноса. | | |
19 | Н.А.Римский-Корсаков опера «Снегурочка» (уч. стр. 78-83) Прослушивание: Фрагменты из оперы. Диск 3к2ч -№ 8,12 | I | Расширять представление об опере-сказке | Сцена из оперы, ария, сопрано, шествие, каватина, тенор | Рассуждать о смысле и значении оперного искусства | Р: самостоятельно рассуждать о значении режиссера, дирижера и композитора в опере. П: понимать смысл терминов. К: передавать свои муз. впечатления в рисунке | Рассуждать о смысле и значении опер-сказок | | |
20 | «Океан-море синее» ( уч. стр. 84-85) Прослушивание: Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко» - фрагм. Диск 3к2ч -№ 13 | I | Дать понятие изобразительности в музыке на основе оперы-былины «Садко» | Зерно-интонация, развитие, трехчастная форма. | Различать интонационно музыкальную картину моря. | Р: Самостоятельно передавать содержание оперы-былины. П: раскрывать и объяснять с помощью каких средств композитор изображает море. К: выполнять живописно-творческую работу | Анализировать художественно-образное содержание оперы | | |
21 | «Балет П.Чайковского «Спящая красавица» ( уч. стр. 86-89) Прослушивание П.Чайковский балет «Спящая красавица» -фрагменты Диск 3к2ч -№ 14-16 | I | Познакомить с балетом. | Контрастные образы, сцена из балета, интонация, развитие. | Сравнительный анализ оперы и балета. | Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев. П: понимать смысл терминов. К: передавать свои муз. впечатления с помощью пластики, мимики и жестов | Выявлять связь музыки и танца | | |
22 | «В современных ритмах» ( уч. стр. 90-91) Прослушивание: А.Рыбников мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад» Р.Роджерс «Урок музыки» ( из мюзикла «Звуки музыки») Диск 3к2ч -№ 17 Диск 1к2ч -№ 19 | I | Дать представление о жанре – мюзикл | Современные интонации и ритмы, мюзикл. | Уметь выявлять современные музыкальные жанры: мюзикл | Р: Уметь представление о синтезе музыки, танца, пения, сцен. действия. П: понимать отличительные особенности зарубежных и отечественных мюзиклов. К: исполнение сцен из мюзиклов | Выявлять основные отличия оперы от мюзикла | | |
«В концертном зале» ( 4 часа) |
23 | «Музыкальное состязание. Концерт» ( уч. стр. 94-95) Прослушивание: П. Чайковский «Концерт № 1»для ф-но с орк. Диск 3к2ч -№ 18 | I | Дать представление о жанре музыкального концерта. | Композитор, исполнитель, слушатель, концерт, вариационное развитие. | Расширить понятие единства композитора, исполнителя, солиста, слушателя и симфонического оркестра. | Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах. П: различать главные и побочные темы «Концерта» К: выполнить творческое задание. | Узнавать тембры музыкальных инструментов | | |
24 | «Музыкальные инструменты. Флейта. Звучащие картины» ( уч. стр. 96-99) Прослушивание: К.Глюк «Мелодия» И.С.Бах «Шутка» Э.Григ «Утро» С.Прокофьев «Петя и волк» -тема Птички | I | Дать представление о древних музыкальных инструментах -флейте | Деревянные духовые инструменты, старинная и современная музыка | Различать на слух старинную и современную музыку. | Р: Самостоятельно узнавать тембр флейты. П: стилевые особенности старинной и современной музыки. К: наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров | Узнавать тембры музыкальных инструментов | | |
25 | «Музыкальные инструменты. Скрипка» ( уч. стр. 100-101) Прослушивание: Н.Паганини « Каприс № 24» П.Чайковский «Мелодия» Диск 3к2ч -№ 19, 20 | II | Дать представление о струнных смычковых музыкальных инструментах | Скрипач, виртуоз, каприс, скрипка | Узнавать на слух звучание скрипки | Р: Самостоятельно узнавать главные мелодические темы. П: Расширить музыкальный кругозор. К: выполнение творческого задания | Уважительно относится к симфонической музыки | | |
26 | «Обобщение» Прослушивание: Музыка использованная в течении года. | I | Закрепить полученные знания и навыки. | Сюита, симфония, ода, кант, гимн, джаз, опера, песня. | Уметь ориенти-роваться в музыкальных терминах и произведениях. | Р:самостоятельно рассуждать о жанровых особенностях музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К:творческое задание. | Гордиться великой силой искусства. | | |
«В концертном зале» ( 2 часа) |
27 | Эдвард Григ сюита «Пер Гюнт» ( уч. стр. 102-105) Прослушивание Э.Григ «Пер Гюнт» -фрагменты. Диск 1к1ч -№ 29 Диск 3к2ч -№ 21-23 Диск 3-4 № 1 | I | Дать представление о жанре сюита | Сюита, тема, вариационное развитие, песенность, маршевость, танцевальность | Знать понятие сюита | Р: Самостоятельно определять муз. темы. П: самостоятельно называть части сюита. К: выполнение творческого задания | Уважать творчество зарубежных композиторов | | |
28 | «Л.В.Бетховен «Симфония № 7» ( «Героическая») ( уч. стр. 106-113) Прослушивание: Фрагменты из симфонии. «Мир Бетховена» ( уч. стр. 112-113) Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 14» ( «Лунная» ) «К Элизе» | I | Познакомить с творчеством Бетховена и музыкальной формой -симфония Дать представление о темах, сюжетах и образах музыки Бетховена | Симфония, дирижер, маршевость, песенность, контраст, финал, тема, вариация, контрданс Выразительность, изобразительность, мелодия, аккомпанемент, лад, соната | Различать контрастные средства выразительности | Р: самостоятельно определять муз. темы. П: Ориентироваться в динамических оттенках. К: Дирижирование главных тем | Уметь анализировать сюжетную линию | | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 часов) |
29 | «Джаз-чудо музыка» ( уч. стр. 116-119) Прослушивание: Дж. Гершвин «Я поймал звуки джаза», «Колыбельная» ( из оп. «Порги и Бесс») Диск 3-4 № 8,9 | I | Дать представление о джазе, истории возникновения джаза, стилях | Песенность, танцевальность, куплетная форма, лад, импровизация, ритм, джаз-оркестр, спиричуэл, джаз, блюз | Различать и узнавать ритмы джазовой музыки | Р: самостоятельно сравнивать джазовые композиции. П: ориентироваться в особенностях музыкального языка джаза. К:знать известных джазовых музыкантов-исполнителей | Импровизировать джазовые мелодии | | |
30 | «Мир Г.Свиридова и С.Прокофьева» ( уч. стр. 120-123) Прослушивание: Музыка Г.Свиридова и С.Прокофьева. Диск 3к2ч -№ 24 Диск 2к2ч -№ 30 | I | Познакомить с образами природы в музыке Свиридова и Прокофьева | Песенность, музыкальные иллюстрации, кантата, хор, симф.оркестр, Фортепианная, вокальная, симфоническая музыка, музыкальная речь | Различать особенности мелодики, тембра музыки Прокофьева и Свиридова | Р: Самостоятельно различать и узнавать музыкальные интонации. П: различать , как с развитием музыки меняются краски звучания. К: Выполнение творческого задания. | Определять жанры музыкальных произведений. | | |
31 | «Певцы родной природы» ( уч. стр. 124-125) Прослушивание: Э.Григ «Утро» П.Чайковский «Мелодия» Диск 1к1ч -№ 29 Диск 3к2ч -№ 19 | I | Познакомить со сходством и различием музыкальной речи разных композиторов. | Музыкальная речь, Лирические чувства. | Различать музыкальную речь разных композиторов. | Р: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов. П: определять особенности построения формы муз. сочинений. К: исполнение песен. | Исполнять муз. сочинения разных жанров и стилей. | | |
32 | « Прославим радость на Земле!» ( уч. стр. 126-128) Прослушивание: В.А.Моцарт «Симфония № 40» ( финал) Л.Бетховен «Симфония № 9» М.Глинка «Хор «Славься!» ( оп. «Иван Сусанин») Диск 3-4 № 10,11 Диск 3к1ч -№ 12 | I | Дать представление о роли композитора, исполнителя и слушателя. | Опера, симфония, песня, ода, кант, гимн. | Знать мелодии прошлого, которые известны всему миру. | Р: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов. П: определять характерные черты языка современной музыки. К: определять жанровую принадлежность муз.произведения. | Уважительно относится к музыке разных композиторов. | | |
33 | «Радость к солнцу нас зовет» | I | Познакомить со сходством и различием музыкальной речи разных композиторов. | Музыкальная речь, Лирические чувства. | Различать музыкальную речь разных композиторов. | Р: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов. П: определять особенности построения формы муз. сочинений. К: исполнение песен. | Исполнять муз. сочинения разных жанров и стилей. | | |
34 | «Обобщение» Прослушивание: Музыка использованная в течении года. | I | Закрепить полученные знания и навыки. | Сюита, симфония, ода, кант, гимн, джаз, опера, песня. | Уметь ориенти-роваться в музыкальных терминах и произведениях. | Р:самостоятельно рассуждать о жанровых особенностях музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К:творческое задание. | Гордиться великой силой искусства. | | |