СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков по физике в 9 классе.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков по физике в 9 классе.»





Календарно-тематическое планирование уроков физики в 9 классе.



Тема урока


Дата Примечание


план факт

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета.

01.09



Перемещение.

02.09



Скорость прямолинейного равномерного движения

08.09



Скорость прямолинейного равномерного движения

09.09



Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение.

15.09



Прямолинейное равноускоренное движение: перемещение

16.09



Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении

22.09



Решение задач «Равноускоренного движения без начальной скорости»

23.09



Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

29.09



Решение задач по теме «Перемещение ускорение»

30.09



Контрольная работа №1 «Перемещение. Ускорение».


06.10



Анализ контрольной работы №1.Инерциальная система отсчета.Первый закон Ньютона.

08.10



Второй закон Ньютона.


13.10



Третий закон Ньютона.


14.10



Свободное падение.

20.10



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

28.10




Закон всемирного тяготения.


10.11



Закон всемирного тяготения.


11.11



Закон всемирного тяготения.


17.11



Решение задач (на движение по окружности).

18.11



Искусственные спутники Земли.


24.11



Импульс. Закон сохранения импульса


25.11



Реактивное движение. Ракеты.


01.12



Реактивное движение. Ракеты. Решение задач.


02.12



Контрольная работа №2 «Законы взаимодействия и движения тел».

08.12



Анализ контрольной работы №2. Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник.

09.12



Амплитуда, период, частота колебаний.

15.12



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити».

16.12



Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

22.12



Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны.

23.12



Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой)

29.12



Высота и тембр звука. Громкость звука.


30.12



Звуковые волны. Скорость звука.


19.01



Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».


20.01




Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук»

26.01



Анализ контрольной работы №3. Неоднородное и однородное магнитное поле.


27.01



Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

02.02



Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

03.02



Индукция магнитного поля.


09.02



Магнитный поток.


10.02



Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.

16.02



Направление индукционного тока. Правило Ленца.

17.02



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

23.02



Самоиндукция.


24.02



Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

02.03



Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

03.03



Конденсатор.

09.03



Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

10.03



Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления.

16.03



Дисперсия света. Типы оптических спектров.

17.03



Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

23.03



Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле».1

24.03



Анализ контрольной работы №4. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.


06.04



Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

07.04



Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях

13.04



Инструктаж по ТБ. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной энергетике. Лабораторная работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

14.04



Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел.

20.04



Инструктаж по ТБ. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Лабораторная работа №6 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

21.04



Цепная реакция. Ядерная энергетика

27.04



Экологические проблемы работы атомных электростанций.

28.04



Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

04.05



Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд. Подготовка к контрольной работе.


09.05



Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»


10.05



Анализ контрольной работы №5. Повторение по теме «Законы взаимодействия и движения тел. Решение задач

11.05



Повторение по теме «Механические колебания и волны. Звук». Решение задач

18.05



Итоговое занятие

25.05




Итого: 66 ч





















65





66





Итого














Содержание программы

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)


1. Законы взаимодействия и движения тел (27 ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, вто­рой и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемир­ного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактив­ное движение.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  2. Измерение ускорения свободного падения.


2. Механические колебания и волны. Звук (11 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колеба­ний.

Превращение энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и пе­риодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.


3. Электромагнитное поле (12ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный по­ток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индук­ция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энер­гии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная при­рода света. Преломление света. Показатель пре­ломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индук­ции.


4. Строение атома и атомного ядра (14 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Со­хранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энер­гия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цеп­ная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон ра­диоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

  2. Изучение деления ядра атома урана по фотог­рафии треков.

[Обобщающее повторение курса физики 7—9 классов (4 ч)]


Формы и средства контроля

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: самостоятельные и контрольные работы, тесты.

Для проведения тестовых, контрольных и самостоятельных работ используются материалы из следующих источников:

1. Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.

2.Кабардин О.Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Дидакт. Материал/О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А.Орлов- М.: Просвещение, 1995.

3. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 8 класс/Сост. Н.И. Зорин. – М.:ВАКО, 2012.

4. Физика. 9 класс: диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты)/авт.-сост. В.С.Лебединская. –Волгоград: Учитель, 2010.


Тексты контрольных работ прилагаются (Приложение 1)

Лабораторные работы проводятся по материалам учебника стр. 226-239


Перечень учебно-методических средств обучения.


Основная литература

1. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

2. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008

3. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2010.


Дополнительная литература

1 . Гутник, Е.М. Физика. 9кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина, Е.М. Гутник «Физика.9 класс»/Е.М. Гутник, Е.В.Шаронина, Э.И. Доронина.- М.: Дрофа,2002

2. Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010

3. Кирик, Л.А. Физика -9. Сборник задач.-М.: Илекса, 2003

5. Кабардин О.Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Дидакт. Материал/О.Ф. Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов-М.: Просвещение, 1995

6.Монастырский, Л.М., Богатин А.С. Физика. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации.2009: учебно- метод. пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2008

8. Шевцов В.А. Дидактический материал по физике (карточки для индивидуальной работы). 9 класс- Волгоград: Учитель, 2003

Кабардин.О.Ф. Физика. 9 кл.-М.:Дрофа, 2011.


Оборудование к лабораторным работам


Лабораторная работа № 1.

«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Оборудование: желоб лабораторный металлический длиной 1,4 м, шарик металлический диаметром 1,5 – 2 см, цилиндр металлический, метроном (один на весь класс), лента измерительная, кусок мела.



Лабораторная работа № 2.

«Определение ускорения свободного падения».

Оборудование: шарик на нити, штатив с муфтой и кольцом, измерительная лента, часы.


Лабораторная работа № 3.

«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 130 см, протянутой сквозь кусочек резины, часы с секундной стрелкой или метроном.


Лабораторная работа № 4.

«Изучение явлений электромагнитной индукции».

Оборудование: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, провода соединительные, модель генератора электрического тока (одна на весь класс).


Лабораторная работа № 5

«Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

Оборудование: фотография треков, зараженных частиц, образовавшихся при делении ядра атома урана.


Лабораторная работа № 6

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Оборудование: фотография треков, зараженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоимульсии.


Демонстрационное оборудование

Механика

1. Комплект пружин для демонстрации волн

2. Камертоны на резонансных ящиках с молоточком

3. Трубка Ньютона

4. Прибор для демонстрации закона сохранения импульса

5. Тележки легкоподвижные

Электромагнитное поле

1. Магнитная стрелка на подставке

2. Комплект полосовых, дугообразных магнитов

3. Трансформатор

4. Электромагнит разборный



























Приложение 1

Контрольная работа № 1 по теме

«Перемещение. Ускорение».


Вариант 1

Уровень А

1.Исследуется перемещение слона и мухи. Модель материальной точки может использоваться для описания движения

1) только слона; 2) только мухи; 3) и слона и мухи в разных исследованиях;

4) ни слона, ни мухи, поскольку это живые существа.

2.Вертолет МИ-8 достигает 250 км/ч. Какое время он затратит на перелет между двумя населенными пунктами, расположенными на расстоянии 100 км?

1) 0,25 с; 2) 0,4 с; 3) 2,5 с; 4) 1140 с.


3.На рисунках представлены графики зависимости координаты от времени для четырех тел, движущихся вдоль оси ОХ. Какое из тел движется с наибольшей по модулю скоростью?

1 ) х 2) х 3) х 4) х


4.Велосипедист съезжает с горки, двигаясь прямолинейно и равноускоренно. За время спуска скорость велосипедиста увеличилась на 10 м/с. Ускорение велосипедиста 0,5 м/с². Сколько времени длился спуск?

1) 0,05 с; 2) 2 с; 3) 5 с; 4) 20 с.


5.Лыжник съехал с горки за 6 с, двигаясь с постоянным ускорением 0,5 м/с².

Определите длину горки, если известно, что в начале спуска скорость лыжника была равна 18 км/ч.

1) 39 м; 2) 108 м; 3) 117 м; 4) 300 м.


6.Моторная лодка движется по течению реки со скоростью 5 м/с относительно берега, а в стоячей воде – со скоростью 3 м/с. Чему равна скорость течения реки?

1) 1 м/с; 2) 1,5 м/с; 3) 2 м/с; 4) 3,5 м/с.








Уровень В

7.Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛА

А) Ускорение 1) ;

Б) Скорость при равномерном 2) ;

прямолинейном движении 3) t;

В) Проекция перемещения при 4) ;

равноускоренном прямолинейном 5) .

движении.

А

Б

В





Уровень С

8. На пути 60 м скорость тела уменьшилась в 3 раза за 20 с. Определите скорость тела в конце пути, считая ускорение постоянным.


9. Из населенных пунктов А и В, расположенных вдоль шоссе на расстоянии 3 км друг от друга, в одном направлении одновременно начали движение велосипедист и пешеход. Велосипедист движется из пункта А со скоростью 15 км/ч, а пешеход со скоростью 5 км/ч. Определите, на каком расстоянии от пункта А велосипедист догонит пешехода.

















Контрольная работа № 1 по теме

«Перемещение. Ускорение».


Вариант 2

Уровень А

1. Два тела, брошенные с поверхности вертикально вверх, достигли высот 10 м и 20 м и упали на землю. Пути, пройденные этими телами, отличаются на

1) 5 м; 2) 20 м; 3) 10 м; 4) 30 м.


2. За 6 минут равномерного движения мотоциклист проехал 3,6 км. Скорость мотоциклиста равна

1) 0,6 м/с; 2) 10 м/с; 3) 15 м/с; 4) 600 м/с.


3.На рисунках представлены графики зависимости проекции перемещения от времени для четырех тел. Какое их тел движется с наибольшей по модулю скоростью?

1 )S 2)S 3) S 4) S



0 t 0 t 0 t 0 t


4.Во время подъема в гору скорость велосипедиста, движущегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась за 8 с от 18 км/ч до 10,8 км/ч. При этом ускорение велосипедиста было равно

1) -0,25 м/с²; 2) 0,25 м/с²; 3) -0,9 м/с²; 4) 0,9 м/с²;


5. Аварийное торможение автомобиля происходило в течение 4 с. Определите, каким был тормозной путь, если начальная скорость автомобиля 90 км/ч.

1) 22,5 м; 2) 45 м; 3) 50 м; 4) 360 м.


6.Пловец плывет по течению реки. Определите скорость пловца относительно берега, если скорость пловца относительно воды 0,4 м/с, а скорость течения реки 0,3 м/с.

1)0,5 м/с; 2) 0,1 м/с; 3) 0,5 м/с; 4) 0,7 м/с.










Уровень В

7.Установите соответствие между физическими величинами и их единицами измерения в СИ.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ В СИ

А) скорость 1) мин

Б) ускорение 2) км/ч

В) время 3) м/с

4) с

5) м/с².

А

Б

В





Уровень С

8.Поезд начинает равноускоренное движение из состояния покоя и проходит за четвертую секунду 7 м. Какой путь пройдет тело за первые 10 с?


9.Катер, переправляясь через реку шириной 800 м, двигался перпендикулярно течению реки со скоростью 4 м/с в системе отсчета, связанной с водой. На сколько будет снесен катер течением, если скорость течения реки 1,5 м/с?























Контрольная работа №2 по теме

«Основы динамики»


Вариант 1

Уровень А

1. Утверждение, что материальная точка покоится или движется равномерно и прямолинейно, если на нее не действуют другие тела или воздействие на нее других тел взаимно уравновешено,

1) верно при любых условиях;

2) верно в инерциальных системах отсчета

3) верно для неинерциальных систем отсчета

4) неверно ни в каких системах отсчета

2.Спустившись с горки, санки с мальчиком тормозят с ускорением 2 м/с2• Определите величину тормозящей силы, если общая масса мальчика и санок равна 45 кг.

1) 22,5 Н 2) 45 Н 3) 47 Н 4) 90 Н

3.Земля притягивает к себе подброшенный мяч силой 3 Н. С какой силой этот мяч притягивает к себе Землю?

1) 0,3 Н 2) 3 Н 3) 6 Н 4) 0 Н

4.Сила тяготения между двумя телами увеличится в 2 раза, если массу

1)каждого из тел увеличить в 2 раза

2)каждого из тел уменьшить в 2 раза

3)одного из тел увеличить в 2 раза

4)одного из тел уменьшить в 2 раза

5.На левом рисунке представлены векторы скорости и ус­корения тела. Какой из четырех векторов на правом ри­сунке указывает направление импульса тела?


1) 1 3 2

2) 2

3) 3

4) 4 4 1


6.Мальчик массой 30 кг, бегущий со скоростью 3 м/с, вскакивает сзади на платформу массой 15 кг. Чему рав­на скорость платформы с мальчиком?

1 м/с 2) 2м/с 3) 6 м/с 4) 15 м/с











Уровень В

7. Установите соответствие между физическими законами и их формулами.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ФОРМУЛЫ

А) Закон всемирного тяготения 1)

Б) Второй закон Ньютона 2) F=kx

В) Третий закон Ньютона 3)

4)

5)

A

Б

В





Уровень С

8.К неподвижному телу массой 20 кг приложили постоянную силу 60 Н. Какой путь пройдет это тело за 12 с?

9.Радиус планеты Марс составляет 0,5 радиуса Земли, а масса - 0,12 массы Земли. Зная ускорение свободного падения на Земле, найдите ускорение свободного паде­ния на Марсе. 'Ускорение свободного падения на по­верхности Земли 10 м/с2.
























Контрольная работа №2 по теме

«Основы динамики»


Вариант 2

Уровень А

1.Система отсчета связана с автомобилем. Она является инерциальной, если автомобиль

1)движется равномерно по прямолинейному участку шоссе

2)разгоняется по прямолинейному участку шоссе

3)движется равномерно по извилистой дороге

4)по инерции вкатывается на гору

2.Какие из величин (скорость, сила, ускорение, перемещение) при механическом движении всегда совпадают по направлению?

1)Сила и ускорение

2)Сила и скорость

3)Сила и перемещение

4)Ускорение и перемещение

3.Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли. Найдите отношение силы тяготения, действующей на Луну со сто­роны Земли, и силы тяготения, действующей на Землю со стороны Луны.

1) 81 2) 9 3) 3 4) 1

4.При увеличении в 3 раза расстояния между центрами шарообразных тел сила гравитационного притяжения

1)увеличивается в 3 раза 3) увеличивается в 9 раз

2)уменьшается в 3 раза 4) уменьшается в 9 раз

5.Найдите импульс легкового автомобиля массой 1,5 т, движущегося со скоростью 36 км/ч.

1)15 кг . м/с 2)54 кг . м/с 3) 15000 кг.м/с 4) 54000 кг.м/с

6.Два неупругих шара массами 6 кг и 4 кг движутся на­встречу друг другу со скоростями 8 м/с и 3 м/с соответ­ственно, направленными вдоль одной прямой. С какой скоростью они будут двигаться после абсолютно неупру­гого соударения?

1) 3,6 м/с

2) 5 м/с

3) 6 м/с

4) 0 м/с
















Уровень В

7.Установите соответствие между видами движения и их основными свойствами. К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ


ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА

А)

Свободное падение

1)

Происходит за счет отделения от тела с некоторой скоростью

Б)

Движение по


какой-либо его части


окружности с

2)

Движение под действием только силы тяжести


постоянной по модулю

3)

Движение, при котором ускорение в любой момент времени

на-


скоростью


направлено к центру окружности.

В)

Реактивное движение

4)

Движение происходит в двух взаимно противоположных




направлениях.



5)

Движение с постоянной скоростью.


А

Б

В





Уровень С

8.Автомобиль массой 3 т, двигаясь из состояния покоя по горизонтальному пути, через 10 с достигает скорости 30 м/с. Определите силу тяги двигателя. Сопротивлени­ем движению пренебречь.

9.Масса Луны в 80 раз меньше массы Земли, а радиус ее в 3,6 раза меньше радиуса Земли. Определите ускорение свободного падения на Луне. Ускорение свободного па­дения на Земле считайте 10 м/с2.


Контрольная работа № 3 по теме

«Механические колебания и волны. Звук».


Вариант 1

Уровень А

1. При измерении пульса человека, было зафиксировано 75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите период сокращения сердечной мышцы.

  1. 0,8 с 3) 60 с

  2. 1,25 с 4) 75 с

2. Амплитуда свободных колебаний тела равна 3 см. Какой путь прошло это тело за 1/2 периода колебаний?

  1. 3 см 3) 9 см

  2. 6 см 4) 12 см


  1. 2,5 см 3) 10 см

  2. 5 см 4) 20 см


3. На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на пружине, от времени. Определите амплитуду колебаний.


  1. Волна с частотой 4 Гц распространяется по шнуру со скоростью 8 м/с. Длина волны равна

1) 0,5 м 2) 2 м 3) 32 м 4) для решения не хватает данных

  1. Какие изменения отмечает человек в звуке при увели­чении амплитуды колебаний в звуковой волне?

1) повышение высоты тона 2) понижение высоты тона

2) повышение громкости 4) уменьшение громкости

  1. Охотник выстрелил, находясь на расстоянии 170 м от лесного массива. Через сколько времени после выстрела охотник услышит эхо? Скорость звука в воздухе 340 м/с.

1) 0,5 с 2) 1 с 3) 2 с 4) 4 с




Уровень В

  1. Установите соответствие между физическими явления­ми и их названиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ


НАЗВАНИЯ

А)

Сложение волн в пространстве

1)

Преломление

Б)

Отражение звуковых волн от преград

2)

Резонанс

В)

Резкое возрастание

3)

Эхо


амплитуды колебаний

4)

Гром


5)

Интерференция звука

А

Б

В





Уровень С

8. Тело массой 600 г подвешено к цепочке из двух парал­лельных пружин с коэффициентами жесткости 500 Н/м и 250 Н/м. Определите период собственных колебаний системы.

9.С какой скоростью проходит груз пружинного маятника положение равновесия, если жесткость пружины 400 Н/м, а амплитуда колебаний 2 см? Масса груза 1 кг.
























Контрольная работа № 3 по теме

«Механические колебания и волны. Звук».

Вариант 2

Уровень А

1.При измерении пульса человека было зафиксировано 75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите частоту сокращения сердечной мышцы.

1)0,8 Гц

2)1,25 Гц

3)60 Гц

4)75 Гц

2.Амплитуда свободных колебаний тела равна 50 см. Ка­кой путь прошло это тело за 1/4 периода колебаний?

1) 0,5 м 3)1,5 м

2) 1 м 4)2 м


3.На рисунке представлена зависимость координаты цен­тра шара, подвешенного на пружине, от времени.

Х,см

20

10

0

-10

-20


Период колебаний равен

1) 2 с 2)4 с 3) 6 с 4) 10 с

4. Обязательными условиями возбуждения механической волны являются

А: наличие источника колебаний

Б: наличие упругой среды

В: наличие газовой среды

1)А и В 3) А и Б

2)Б и В 4) А,Б и В

5.Камертон излучает звуковую волну длиной 0,5 м. Ско­рость звука 340 м/с. Какова частота колебаний камер­тона?

1) 680 Гц 2) 170 Гц 3) 17 Гц 4) 3400 Гц

6.Эхо, вызванное оружейным выстрелом, дошло до стрел­ка через 2 с после выстрела. Определите расстояние до преграды, от которой произошло отражение, если ско­рость звука в воздухе 340 м/с.

1) 85 м 2) 340 м 3) 680 м 4) 1360 м

Уровень В

7 . Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ

А) Период колебаний 1)

Б) Длина волны 2)

В) Скорость распространения волны 3)

4)

5)

В

С





Уровень С

8.На не которой планете период колебаний секундного земного математического маятника оказался равным 2 с. Определите ускорение свободного падения на этой планете.

9.На рисунке представлен график изменения со временем кинетической энергии ребенка, качающегося на каче­лях. Определите потенциальную энергию качелей в мо­мент, соответствующий точке А на графике.





















Контрольная работа № 4 по теме

«Электромагнитное поле».


Вариант 1

Уровень А.

1. Квадратная рамка расположена в однородном магнит­ном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками.








Сила, действующая на нижнюю сторону рамки, направлена

1) вниз 2) вверх 3) из плоскости листа на нас

4) в плоскость листа от нас

2. В однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции поместили прямолинейный про­водник, по которому протекает ток силой 8 А.

Опреде­лите индукцию этого поля, если оно действует с силой 0,02 Н на каждые 5 см длины проводника.

1) 0,05 Тл 2) 0,0005 Тл 3) 80 Тл 4) 0,0125 Тл

3. Один раз кольцо падает на стоящий вертикально поло­совой магнит так, что надевается на него; второй раз так, что пролетает мимо него. Плоскость кольца в обоих случаях горизонтальна.

Ток в кольце возникает

  1. в обоих случаях 2)ни в одном из случаев

  1. только в первом случае 4)только во втором случае

4.Радиостанция работает на частоте 60 МГц. Найдите длину электромагнитных волн, излучаемых антенной радиостанции. Скорость распространения электромаг­нитных волн с = 3 . 108 м/с.

1) 0,5 м 2) 5м 3) 6 м 4) 10 м



5. Как изменится электрическая емкость плоского конден­сатора, если площадь пластин увеличить в 3 раза?

  1. Не изменится

  2. Увеличится в 3 раза

  3. Уменьшится в 3 раза

  4. Среди ответов 1-3 нет правильного.

6. Как изменится период собственных электромагнитных колебаний в контуре (см. рисунок), если ключ К пере­вести из положения 1 в положение 2?

  1. Уменьшится в 9 раз

  2. Увеличится в 9 раз

  3. Уменьшится в 3 раза

  4. Увеличится в 3 раза


Уровень В

  1. У становите соответствие между научными открытиями и учеными, которым эти открытия принадлежат.

К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ

УЧЕНЫЕ

А)Создал теорию электро­магнитного поля

1)Т. Юнг

Б)Зарегистрировал электро­магнитные волны

2)М. Фарадей

В) Получил интерференцию света

3)Д. Максвелл


4)Б. Якоби


5)Г. Герц


А

Б

В







Уровень С

  1. Если на дно тонкостенного сосуда, заполненного жидко­стью и имеющего форму, приведенную на рисунке, пус­тить луч света так, что он, пройдя через жидкость, по- падет в центр сосуда, то луч выходит из жидкости под углом 300 относительно поверхности воды. Каков пока­затель прело мления n жидкости, если луч АО составля­ет 450 с вертикалью?

  1. Детектор полностью поглощает падающий на него свет частотой v = 6∙1014 Гц. За время t = 5 с на детектор па­дает N = 3∙105 фотонов. Какова поглощаемая детекто­ром мощность? Постоянная Планка 6,6∙10-34 Дж . с.

Контрольная работа № 4 по теме

«Электромагнитное поле».

Вариант 2

Уровень А

1 .Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками. Как направлена сила, действующая на стороны аб рамки со стороны магнитного поля?

    1. Перпендикулярно плоскости чертежа, от нас

    2. Перпендикулярно плоскости чертежа, к нам

    3. Вертикально вверх, в плоскости чертежа

    4. Вертикально вниз, в плоскости чертежа

2.Прямолинейный проводник длиной 20 см, по которому течет электрический ток силой 3 А, находится в одно­родном магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом 90° к вектору магнитной индукции. Чему равна сила, действующая на проводник со стороны маг­нитного поля?

1) 240 Н 2) 0,15 Н 3) 60 Н 2,4 Н

3. Проводящее кольцо с разрезом поднимают над полосо­вым магнитом, а сплошное проводящее кольцо смещают вправо (см. рисунок).

При этом индукционный ток

  1. течет только в первом кольце

  2. течет только во втором кольце

  3. течет и в первом, и во втором кольце

  4. не течет ни в первом, ни во втором кольце

4. Длина электромагнитной волны в воздухе равна 0,6 мкм. Чему равна частота колебаний вектора напря­женности электрического поля в этой волне? Скорость распространения электромагнитных волн с = 3 • 108 м/с.

  1. 1014Гц 3) 1013Гц

  2. 5 • 1013Гц 4) 5 • 1014Гц

5. Как изменится электрическая емкость плоского конден­сатора, если расстояние между пластинами увеличить в 2 раза?

  1. Не изменится

  2. Увеличится в 2 раза

  3. Уменьшится в 2 раза

  4. Среди ответов 1-3 нет правильного.

6. Как изменится период собственных электромагнитных колебаний в контуре (см. рисунок), если ключ К пере­вести из положения 1 в положение 2?

1) Уменьшится в 4 раза 3) Уменьшится в 2 раза

2) Увеличится в 4 раза 4) Увеличится в 2 раза


Уровень В

7. Установите соответствие между особенностями электро­магнитных волн и их диапазонами.

К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ

ВОЛН ВОЛНЫ

A) Волны с минимальной 1) Радиоволны
частотой 2) Инфракрасное

Б) Волны, идущие от излучение 3) Видимое излучение

нагретых тел 4) Ультрафиолетовое

B) Волны, обладающие излучение
проникающей способностью 5) Рентгеновское

Излучение

А

Б

В





Уровень С

  1. У ченик решил использовать лазерную указку для оп­ределения показателя преломления неизвестной жид­кости. Он взял прямоугольную пластмассовую коро­бочку с прозрачными стенками, налил в нее жидкость и насыпал детскую присыпку, чтобы луч стал види­мым. Для измерения угла падения и угла преломления он воспользовался двумя одинаковыми транспортирами (см. рисунок) и определил, что угол падения 75° (sin75° = 0,97). Чему равен показатель преломления п?


  1. В таблице показано, как изменялся заряд конденсатора в колебательном контуре с течением времени.

t, 10-6 c

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

q, 10-6 Кл

2

1,42

0

-1,42

-2

-1,42

0

1,42

2

1,42

Вычислите емкость конденсатора в контуре, если ин­дуктивность катушки равна 32 мГн.

Контрольная работа № 5 по теме

«Строение атома и атомного ядра»


Вариант 1

Уровень А.

1.β-излучение - это

  1. вторичное радиоактивное излучение при начале цепной реакции

  1. поток нейтронов, образующихся в цепной реакции

  2. электромагнитные волны

  3. поток электронов

2. При изучении строения атома в рамках модели Резер­форда моделью ядра служит

  1. электрически нейтральный шар

  2. положительно заряженный шар с вкраплениями электронов

  3. отрицательно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров

  4. положительно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров

3. В ядре элемента содержится

  1. 92 протона, 238 нейтронов

  2. 146 протонов, 92 нейтрона

  3. 92 протона, 146 нейтронов

4) 238 протонов, 92 нейтрона

4. На рисунке изображены схемы четырех атомов. Черными точками обозначены электроны. Атому соответствует схема



5.Элемент испытал α-распад. Какой заряд и массовое число будет у нового элемента Y?

1) 2) 3) 4)

6. Укажите второй продукт ядерной реакции


1) 2) 3) 4)


Уровень В

  1. установите соответствие между научными открытиями и учеными, которым эти открытия принадлежат.

К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ УЧЕНЫЕ

А) Явление радиоактивности 1) Д. Чедвик

Б) Открытие протона 2) Д. Менделеев

В) Открытие нейтрона 3) А. Беккерель

4) Э.Резерфорд

5) Д. Томсон

А

Б

В





Уровень С

8.Определите энергию связи ядра изотопа дейтерия (тяжелого водорода). Масса протона приблизительно равна 1,0073 а.е.м., нейтрона 1,0087 а.е.м., ядра дейте­рия 2,0141 а.е.м., 1 а.е.м. = 1,66 . 10 кг, а скорость света с = 3 10 м/с.

9. Записана ядерная реакция, в скобках указаны атомные массы (в а.е.м.) участвующих в ней частиц.

Вычислите энергетический выход ядерной реакции.

Учтите, что 1 а.е.м. = 1,66 кг, а скорость света с = 3 м/с.

















Контрольная работа № 5 по теме

«Строение атома и атомного ядра»


Вариант 2

Уровень А

1. -излучение - это

  1. поток ядер гелия 2) поток протонов

3)поток электронов 4) электромагнитные волны большой частоты

2. Планетарная модель атома обоснована

  1. расчетами движения небесных тел

  2. опытами по электризации

  3. опытами по рассеянию - частиц

  4. фотографиями атомов в микроскопе

р- число протонов

n- число нейтронов

110

50

60

50

50

110

50

60

3.В какой из строчек таблицы правильно указана струк­тура ядра олова ?

1)

2)

3)

4)


4. Число электронов в атоме равно

  1. числу нейтронов в ядре

  2. числу протонов в ядре

  3. разности между числом протонов и нейтронов

  4. сумме протонов и электронов в атоме

5. Какой порядковый номер в таблице Менделеева имеет элемент, который образуется в результате -распада яд­ра элемента с порядковым номером Z?


1) Z+2 3) Z-2

2) Z+1 4) Z-1

  1. 6. Какая бомбардирующая частица Х участвует в ядерной реакции

Х + ?

  1. -частица Не 2) дейтерий Н

3)протон Н 4) электрон





Уровень В

7.установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ

А) Энергия покоя 1)

Б) Дефект массы 2) (

В) Массовое число 3)

4) Z+N

5) A-Z

А

Б

В





Уровень С

8. Определите энергию связи ядра гелия Не ( -частицы).

Масса протона приблизительно равна 1,0073 а.е.м., ней­трона 1,0087 а.е.м., ядра гелия 4,0026 а.е.м., 1 а.е.м. = 1,66 кг, а скорость света с = 3 м/с.

9.Записана ядерная реакция, в скобках указаны атомные массы (в а.е.м.) участвующих в ней частиц.

Какая энергия выделяется в этой реакции? Учтите, что 1 а.е.м.= 1,66 кг, а скорость света с = 3 м/с.

















Ключи к контрольным работам.


Контрольная работа № 1 по теме

«Перемещение. Ускорение».




Контрольная работа №2 по теме

«Основы динамики»


Контрольная работа № 3 по теме

«Механические колебания и волны. Звук».



Контрольная работа № 4 по теме

«Электромагнитное поле».


Контрольная работа № 5 по теме

«Строение атома и атомного ядра»



Лабораторная работа 1


Исследование равноускоренного движения без начальной скорости


Цель роботы: определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр.

Оборудование: желоб лабораторный металлический длиной 1,4 м, шарик металлический диаметром 1,5—2 см, цилиндр металлический, метроном (один на весь класс), лента измерительная, кусок мела.

Теоретические обоснования

Известно, что шарик скатывается по прямолинейному наклонно­му желобу равноускоренно.

При равноускоренном движении без начальной скорости прой­денное расстояние определяется по формуле:


(1)


отсюда

(2)



Зная ускорение, можно определить мгновенную скорость по фор­муле:

(3)

Если измерить промежуток времени t от начала движения шари­ка до его удара о цилиндр и расстояние s, пройденное им за это вре­мя, то по формуле (2) мы вычислим ускорение шарика а, а по форму­ле (3) — его мгновенную скорость v.

Промежуток времени t измеряется с помощью метронома. Мет­роном настраивают на 120 ударов в минуту, значит, промежуток вре­мени между двумя следующими друг за другом ударами равен 0,5 с. Удар метронома, одновременно с которым шарик начинает движе­ние, считается нулевым.

В нижней половине желоба помещают цилиндр для торможения шарика. Наклон желоба и положение цилиндра опытным путем под­бирают так, чтобы удар шарика о цилиндр совпадал с третьим или четвертым от начала движения ударом метронома. Тогда время дви­жения t можно вычислить по формуле:

t = 0,5 • п,

где п — число ударов метронома, не считая нулевого удара (или чис­ло промежутков времени по 0,5 с от начала движения шарика до его соударения с цилиндром).

Начальное положение шарика отмечается мелом. Расстояние s, пройденное им до остановки, измеряют сантиметровой лентой.


Указания к работе

1. Соберите установку по рисунку 178. (Наклон желоба должен быть таким, чтобы шарик проходил всю длину желоба не менее чем за три удара метронома.)


  1. Перечертите в тетрадь таблицу 4.

Таблица 4

3. Измерьте расстояние s, пройденное шариком за три или четыре удара метронома. Результаты измерений занесите в таблицу 4.

4. Вычислите время t движения шарика, его ускорение и мгно­венную скорость перед ударом о цилиндр. Результаты измерений занесите в таблицу 4 с учетом абсолютной погрешности, полагая
















Лабораторная работа № 2


Определение ускорения свободного падения


Цель работы: вычислить ус­корение свободного падения из формулы для периода колебаний мате­матического маятника:

(1)

Для этого необходимо измерить период колебания и, длину подвеса маятника. Тогда из формулы (I) можно вычислить ускорение свобод­ного падения;

(2)

Оборудование: часы с секундной стрелкой, измерительная лента (Δл = 0,5 см),

шарик с от­верстием, нить, штатив с муфтой и кольцом.

Указания к работе

1. Установите на краю стола штатив. У его верхнего конца укрепите при помощи муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 3—5 см от пола.

2. Отклоните маятник от поло­жения равновесия на 5—8 см и отпустите его.

3. Измерьте длину подвеса мер­ной лентой.

4. Измерьте время Δt 40 полных колебаний (N).

5. Повторите измерения Δt (не изменяя условий опыта) и найдите среднее значение Δtср.

6. Вычислите среднее значение периода колебаний Tср по среднему значению Δtср.

7.Вычислите значение gcp по фор­муле:

(3)

8. Полученные результаты за­несите в таблицу:

Номер опыта

l, м

N

Δt, с

Δtср, с

Tср= Δtср/N

gcp, м/с2








9. Сравните полученное среднее значение для gcp со значением g = 9,8 м/с2 и рассчитайте отно­сительную погрешность измерения по формуле:










Лабораторная робота №3


Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити


Цель работы: выяснить, как зависит период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикреп­ленной к нему нитью длиной 130 см, протянутой сквозь кусочек резины1, часы с секундной стрелкой или метроном.

Указания к работе

1. Перечертите в тетрадь таблицу 7 для записи результатов изме­рений и вычислений.


Таблица 7

2. Укрепите кусочек резины с висящим на нем маятником в лапке штатива, как показа­но на рисунке 183. При этом длина маятника должна быть равна 5 см, как указано в таб­лице 7 для первого опыта. Длину l маятника измеряйте так, как показано на рисунке, т. е. от точки подвеса до середины шарика.

3. Для проведения первого опыта откло­ните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду (1—2 см) и отпусти­те. Измерьте промежуток времени t, за ко­торый маятник совершит 30 полных коле­баний. Результаты измерений запишите в таб­лицу 7.

4. Проведите остальные четыре опыта так же, как и первый. При этом длину l маятника каждый раз устанавливайте в соответствии с ее значением, указан­ным в таблице 7 для данного опыта.

5. Для каждого из пяти опытов вычислите и запишите в таблицу 7 значения периода Т колебаний маятника.

_____________________

1 Кусочек резины (например, ластик) используется для того, чтобы нить не выскальзывала из лапки штатива и чтобы можно было быстро и точно установить нужную длину маятника. Нить протягивается сквозь рези­ну с помощью иголки.

6. Для каждого из пяти опытов рассчитайте значения частоты ν колебаний маятника по формуле: ν = 1/Т или ν = N/t. Полученные ре­зультаты внесите в таблицу 7.

7. Сделайте выводы о том, как зависят период и частота свобод­ных колебаний маятника от его длины. Запишите эти выводы.

8. Ответьте на вопросы. Увеличили или уменьшили длину маят­ника, если: а) период его колебаний сначала был 0,3 с, а после изме­нения длины стал 0,1 с; б) частота его колебаний вначале была равна 5 Гц, а потом уменьшилась до 3 Гц?






































Лабораторная работа 4


Изучение явления электромагнитной индукции


Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции.

Оборудование: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дуго­образный, источник питания, катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, провода соединительные, модель генератора электрического тока (одна на класс).


Указания к работе

1. Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра.

2. Наблюдая за показаниями миллиамперметра, подводите один из полюсов магнита к катушке, потом на несколько секунд останови­те магнит, а затем вновь приближайте его к катушке, вдвигая в нее (рис. 184). Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток во вре­мя движения магнита относительно катушки; во время его остановки.

3. Запишите, менялся ли маг­нитный поток Ф, пронизывающий катушку, во время движения маг­нита; во время его остановки.

4. На основании ваших ответов на предыдущий вопрос сделайте и запишите вывод о том, при каком условии в катушке возникал индук­ционный ток.

5. Почему при приближении магнита к катушке магнитный по ток, пронизывающий эту катушку, менялся? (Для ответа на этот вопрос вспомните, во-первых, от каких величин зависит магнитный поток Ф и, во-вторых, одинаков ли модуль вектора индукции В магнитного поля постоянного магнита вблизи этого магнита и вдали от него.)

6. О направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону

от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра

Проверьте, одинаковым или различным будет направление индукционного тока в катушке при приближении к ней и удалении от нее одного и того же полюса магнита.

7. Приближайте полюс магнита к катушке с такой скоростью
чтобы стрелка миллиамперметра отклонялась не более чем на половину предельного значения его шкалы.

Повторите тот же опыт, но при большей скорости движения магнита, чем в первом случае.

При большей или меньшей скорости движения магнита относительно катушки магнитный поток Ф, пронизывающий эту катушку менялся быстрее?

При быстром или медленном изменении магнитного потокг сквозь катушку в ней возникал больший по модулю ток?

На основании вашего ответа на последний вопрос сделайте и за пишите вывод о том, как зависит модуль силы индукционного тока, возникающего в катушке, от скорости изменения магнитного потока Ф пронизывающего эту катушку.

8. Соберите установку для опыта по рисунку 185.

9. Проверьте, возникает ли в катушке-мотке 1 индукцион­ный ток в следующих случаях:

а) при замыкании и размыка­нии цепи, в которую включена
катушка 2;

б) при протекании через катушку 2 постоянного тока;

в) при увеличении и уменьшении силы тока, протекающего через катушку 2, путем перемещения в соответствующую сторону движка реостата.

10. В каких из перечисленных в пункте 9 случаев меняется маг­нитный поток, пронизывающий катушку 1 ? Почему он меняется?

11. Пронаблюдайте возникновение электрического тока в модели генератора (рис. 186). Объясните, почему в рамке, вращающейся в магнитном поле, возникает индукционный ток.












Лабораторная работа № 6


Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков


Цель работы: применить закон сохранения импульса для объяснения движения двух ядер, образовавшихся при делении ядра атома урана.

Оборудование: фотография треков заряженных частиц (рис. 187), образовавшихся при делении ядра атома урана.

Пояснения. На данной фотографии вы видите треки двух оскол­ков, образовавшихся при делении ядра атома урана, захватившего нейтрон. Ядро урана находилось в точке g, указанной стрелочкой.

По трекам видно, что осколки ядра урана разлетелись в противо­положных направлениях (излом левого трека объясняется столкно­вением осколка с ядром одного из атомов фотоэмульсии, в которой он двигался).

Задание 1. Пользуясь законом сохранения импульса, объясните, почему осколки, образовавшиеся при делении ядра атома урана, раз­летелись в противоположных направлениях.

Задание 2. Известно, что осколки ядра урана представляют собой ядра атомов двух разных химических элементов (например, бария, ксенона и др.) из середины таблицы Д. И. Менделеева.

Одна из возможных реакций деления урана может быть записана в символическом виде следующим образом:

9 2U + 0n 56Ba + zX + 2· 0n,

где символом ZX обозначено ядро атома одного из химических эле­ментов.

Пользуясь законом сохранения заряда и таблицей Д. И. Менде­леева, определите, что это за элемент.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!