СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 3 классе УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное календарно-тематическое планирование по окружающему миру  могут использовать учителя работающие по данному предмету 2 часа в неделю в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 3 классе УМК "Перспектива"»

Календарно-тематическое планирование по Окружающему миру 3Б кл


урока

Тема

урока

Тип

урока

Основное содержание

обучения

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Личностные

Метапредметные


«Радость познания» (12 часов)

1.

Свет знания.


Вводный урок.

Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, обогащение духовных сил.

Рассказывать об изобретениях, открытиях и их влиянии на жизнь современного человека.


Проявлять:

- интерес к знаниям и способам их приобретения;

- интерес к изучению темы;

- понимание собственных достижений

при освоении тем.

Познавательные:

- определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целью.

Коммуникативные:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.


2.

Как изучают окружающий мир.

Комбинированный урок.

Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты.

Рассказывать о способах исследования окружающего мира.


Проявлять:

- интерес к знаниям и способам их приобретения;

- интерес к изучению темы;

- понимание собственных достижений

при освоении тем.

Познавательные:

- определять источники для поиска необходимой информации и обосновывать своё мнение;

- раскрывать смысл пословиц и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества.


3.

Как изучают окружающий мир (практическая работа).

Урок-практикум.

Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты.

Осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приемы использования оборудования.

Проявлять:

- интерес к знаниям и способам их приобретения;

- интерес к изучению темы;

- понимание собственных достижений

при освоении тем.

Познавательные:

- раскрывать смысл пословиц и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целью.

Коммуникативные:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.


4.

Книга – источник знаний.

Комбинированный урок

Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера.

Рассказывать об особенностях расположения сведений в изданиях справочного

характера.


Проявлять:

- интерес к знаниям и способам их приобретения;

- интерес к изучению темы;

- понимание собственных достижений

при освоении тем.

Познавательные:

- определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать своё мнение;

- определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.


5.

Отправимся на экскурсию.


Урок-экскурсия.

Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры.

Рассказывать о различных научно-просветительских учреждениях.

Представлять содержание экскурсии, сопровождая её демонстрацией рисунков или фотографий.

Проявлять:

- интерес к знаниям и способам их приобретения;

- интерес к изучению темы;

- понимание собственных достижений

при освоении тем.

Познавательные:

- определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целью.

Коммуникативные:

- формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества.


6.

О чём расскажет план.


Комбинированный урок.

План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов.

Сравнивать рисунок и план местности. Работая в паре, изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространенные виды планов, обсуждать их значение в нашей жизни.


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- понимание собственных достижений при освоении темы.


Познавательные:

- читать план местности и обосновывать своё мнение;

- различать условные знаки на плане и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- оценивать выполненное задание.

Коммуникативные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.


7.

О чем расскажет план (практическая работа).

Урок-практикум.

План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов.

Чертить простейший

план местности с использованием условных знаков.

В ходе практической работы в группах извлекать информацию из туристических планов.

Оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана.

Познавательные:

- читать план местности и обосновывать своё мнение;

- различать условные знаки на плане и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- оценивать выполненное задание.

Коммуникативные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.


8.

Планета на листе бумаги.


Комбинированный урок.

Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приемы чтения карты. Материки и части света.

Определять на географической (политической) карте мира: материки, части света.


Проявлять:

- интерес к познанию мира благодаря путешествиям;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.


Познавательные:

- различать материки, части света и обосновывать свое мнение;

- различать на карте разные формы земной поверхности и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания.


9.

Страны и народы на политической карте мира.

Комбинированный урок.

Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира, особенности их культуры.

Определять:

- местоположение страны, её границы, столицу, соседние государства;

- народ по его языку.

Рассказывать о странах и особенностях их культуры.

Проявлять:

- интерес к познанию мира благодаря путешествиям;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

Познавательные:

- различать политическую и географическую карты мира и обосновывать своё мнение;

- сопоставлять изображение Земли на глобусе и на карте мира, обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.


10.

Путешествуя, познаём мир.


Комбинированный урок.

Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Роль источников информации при подготовке к путешествию. Правила ответственного туризма.

Рассказывать:

- о туризме и его видах;

- о правилах ответственного туризма.

Составлять план путешествия.

Вести дневник путешествия и оценивать его результаты.


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- интерес к культурному многообразию и изобретениям человечества.

Осознавать значимость средств познания окружающего мира.

Соотносить личные

интересы с интересами своих спутников.

Осознавать собственные достижения при освоении темы.

Познавательные:

- использовать справочную литературу и другие источники информации для определения маршрута путешествия и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- контролировать во время путешествия своё поведение, отношение к спутникам, соблюдать правила туризма.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.


11.

Транспорт.


Комбинированный урок.

Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта. Личный и общественный транспорт. Использование общественного транспорта в просветительских целях.

Рассказывать о видах транспорта и современных формах их использования в просветительских целях.


Проявлять интерес к изучению темы.

Осознавать собственные достижения при освоении темы.

Познавательные:

- различать личный и общественный транспорт и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


12.

Средства информации и связи.

Комбинированный урок.

Средства связи как способ обмена информацией. Виды средств связи. Дидактическая игра по усвоению номеров телефонов первой помощи. Интернет как способ познания мира.

Рассказывать:

- о правилах вызова помощи по телефону в экстренных случаях;

- о старинных способах обмена информацией между людьми.


Проявлять интерес к изучению темы.

Осознавать значимость средств познания окружающего мира.

Соотносить личные интересы с интересами своих спутников.

Познавательные:

- использовать приобретённые знания при составлении рассказа о средствах информации, связи, которые предшествовали мобильному телефону, телеграфу, Интернету;

- различать средства связи и массовой информации и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.


«Мир как дом» (24 часа)

13.

Мир природы в народном творчестве.


Комбинированный урок.

Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в различных видах народного творчества.

Рассказывать об изображении природы в народном творчестве.

Проявлять:

- бережное отношение к природе;

- интерес к символическим изображениям окружающего мира в произведениях народного творчества.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «экология», «ярус», «мир как дом».

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


14.

Из чего состоит всё.

Комбинированный урок.

Твердые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода – растворитель.

Рассказывать о веществах, о природных объектах и их свойствах.

Группировать природные объекты по их отличительным признакам.

Ставить простейшие опыты.

Проявлять бережное отношение к природе.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «природные объекты», «тело», «вещество» и использовать их в активном словаре.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


15.

Из чего состоит все (практическая работа).

Урок-практикум.

Вода – растворитель.

Работая в группе, проводить опыт «Вода – растворитель» (предлагать порядок проведения опыта, выбирать необходимое оборудование, выполнять действия по инструкции, фиксировать результаты опыта, формулировать вывод.

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- оценивать свои успехи.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «природные объекты», «тело», «вещество» и использовать их в активном словаре.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


16.

Мир небесных тел.

Комбинированный урок.

Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела.

Рассказывать о строении Солнечной системы.

Определять:

- природные объекты;

- небесные тела по описанию.



Проявлять интерес к изучению небесных тел.

Оценивать результат собственной деятельности.


Познавательные:

- раскрывать значение понятия «Солнечная система»;

- определять источник тепла и света на Земле и обосновывать своё мнение;

- различать звёзды и планеты и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.


17.

Невидимое сокровище.

Комбинированный урок.

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Рассказывать о ветре и причинах его возникновения.


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к чистоте воздуха.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «ветер», «газ», «воздух».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

- выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.


18.

Как сохранить воздух – наше невидимое богатство.

Комбинированный урок.

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Проводить опыты по изучению свойств воздуха.


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к чистоте воздуха.

Оценивать результат собственной деятельности.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «ветер», «газ», «воздух»,

- определять состав и свойства воздуха, обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

- выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.


19.

Самое главное вещество.

Комбинированный урок.

Вода, её состояние. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Рассказывать о воде, её свойствах и значении.


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к чистоте воды.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «вода», «стихия», «круговорот воды в природе» и использовать их в активном словаре;

- понимать значение воды и воздуха для живых организмов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

- выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.


20.

Свойства воды, круговорот воды в природе (практическая работа).


Урок-практикум.

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Рассказывать о воде, её свойствах и значении; о круговороте воды в природе.

Проводить опыты по изучению свойств воды.


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к чистоте воды.

Оценивать результат собственной деятельности.


Познавательные:

- определять состояние воды и обосновывать своё мнение;

- понимать значение круговорота воды для живых организмов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

- выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.


21.

Почему вода бывает святой.

Комбинированный урок.

Старинные обычаи. Крещение на Руси. Святая вода.

Рассказывать о воде, её свойствах и значении; о круговороте воды в природе.

Проявлять интерес к изучению темы.

Познавательные:

- определять состояние воды и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.


22.

Природные стихии в народном творчестве.

Комбинированный урок.

Способы изображения природных стихий в разных видах народного творчества.

Определять способы символического изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества.

Изображать знаки и символы природных стихий.


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к природе;

- понимание своей успешности при изучении темы.


Познавательные:

- различать символы и образы природных стихий в народном творчестве и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.


23.

Кладовые земли.

Комбинированный урок.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.

Рассказывать о свойствах полезных ископаемых; о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых.

Наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых.


Проявлять бережное отношение к природным богатствам.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «гранит», «полезные ископаемые», «месторождение»;

- различать минералы и горные породы и обосновывать своё

мнение;

- определять значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

- выполнять взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.


24.

Чудо под ногами.



Комбинированный урок.

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Рассказывать о роли живых организмов в образовании почвы.

Выполнять исследование и оформлять вывод.

Характеризовать состав почвы.

Проявлять бережное отношение к плодородию почвы и животным, формирующим почву.

Оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «почва», «плодородие», «почвоведение» и использовать их в активном словаре;

- определять значение почвы для растений, животных, человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.


25.

Как уберечь землю – нашу кормилицу.

Комбинированный урок.

Охрана окружающей среды. Экология.

Рассказывать о роли живых организмов в образовании почвы.

Характеризовать состав почвы.

Проявлять бережное отношение к плодородию почвы и животным, формирующим почву.

Оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «почва», «плодородие», «почвоведение» и использовать их в активном словаре;

- определять значение почвы для растений, животных, человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

- выполнять взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.


26

Мир растений.

Комбинированный урок.

Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Рассказывать о значении растений для формирования атмосферы. Подбирать пословицы о земле и растениях.

Оформлять фоторассказ о растениях.

Проявлять интерес и бережное отношение к растениям.


Познавательные:

- определять роль растений для жизни на Земле, для питания животных и человека и обосновывать своё мнение;

- различать растения каждой группы и обосновывать своё мнение;

- различать виды растений в каждой группе и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.


27.

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

Комбинированный урок.

Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества.

Рассказывать о способах символического изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества.

Изображать мировое дерево.

Оформлять иллюстрации к сказке.

Подбирать пословицы о земле и растениях.

Оформлять фоторассказ о растениях.

Проявлять интерес

к изучению темы.


Познавательные:

- определять роль растений для жизни на Земле, для питания животных и человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания, используя термины;

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.


28.

Мир животных.

Комбинированный урок.

Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение к животным. Животные родного края.


Рассказывать о разнообразных группах животных.

Различать способы размножения животных разных групп.

Рассказывать о роли животных в природе и в жизни человека.


Проявлять:

- интерес к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы;

- бережное отношение к животным.


Познавательные:

- определять различные группы животных и обосновывать своё мнение;

- определять условия, необходимые для жизни разных групп животных и обосновывать своё мнение;

- понимать процесс развития разных групп животных и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, используя термины.


29.

Образы животных в народном творчестве.

Комбинированный урок.

Бережное отношение к животным. Животные родного края.


Определять способы символического изображения животных в разных видах народного творчества.


Проявлять:

- интерес

к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы;

- бережное отношение к животным.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, используя термины.


30.

Невидимые нити в живой природе.

Комбинированный урок.

Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания.

Составлять схему цепи питания животных.

Оформлять фоторассказ о животных.

Проявлять:

- интерес к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы;

- бережное отношение к животным.


Познавательные:

- устанавливать невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, используя термины.


31.

Лес – волшебный дворец.

Комбинированный урок.

Лес – единство живой и неживой природы. Природное сообщество леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу.

Рассказывать:

- о природном сообществе леса, о ярусах леса;

- о круговороте веществ леса.

Определять участников природного сообщества леса, оформлять фоторассказ о прогулке в лес.

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к природе;

- осознание успешности при изучении темы.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «сообщество», «природное сообщество», «круговорот», «круговорот веществ», «ярусы» и использовать их в активном словаре.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


32.

Луг – царство цветов и насекомых.

Комбинированный урок.

Луг – единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличие от леса. Взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу.

Рассказывать:

- о природном сообществе луга, о значении насекомых для растений сообщества луга;

- о круговороте веществ луга.

Определять участников природного сообщества луга.

Оформлять фоторассказ о прогулке на луг.

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к природе;

- осознание успешности при изучении темы.


Познавательные:

- различать природные сообщества и обосновывать своё мнение;

- определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


33.

Водоём – дом из воды.

Комбинированный урок.

Водоем – единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоема, его отличия от сообществ леса и луга. Взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоема.

Рассказывать:

- о природном сообществе водоёма;

- о «многоэтажности» водоёма;

- о круговороте веществ водоёма.

Определять участников природного сообщества водоёма.

Составлять схему круговорота веществ водоёма.

Оформлять фоторассказ о прогулке к водоёму.

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к природе;

- осознание успешности при изучении темы.


Познавательные:

- различать природные сообщества и обосновывать своё мнение;

- определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение;

- определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


34.

Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков.

Урок-исследование.

Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков.

Рассказывать о природном сообществе леса, луга, водоёма.

Составлять:

- схему цепи питания каждого природного сообщества;

- схему круговорота веществ природных сообществ леса, луга, водоёма.

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к природе;

- осознание успешности при изучении темы.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «сообщество», «природное сообщество», «круговорот», «круговорот веществ», «ярусы» и использовать их в активном словаре.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


35.

Как сохранить богатства природы.

Комбинированный урок.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Рассказывать:

- о правилах охраны природных богатств; о хозяйственной деятельности людей и об охране природы;

- об опыте разумного хозяйствования в старину;

- об использовании альтернативных источников энергии — солнца, воды, ветра.

Составлять проект использования природных сил на благо человека.

Создавать условные обозначения, символизирующие охрану природных богатств.

Оформлять фоторассказ об экскурсии.

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к природе;

- осознание успешности при изучении темы.

Познавательные:

- раскрывать значение понятия «богатства природы» и использовать его в активном словаре;

- определять взаимосвязь живого и неживого в природных сообществах и обосновывать своё мнение;

- раскрывать смысл пословиц, отражающих бережное отношение к природе, и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению.


36.

Охрана природы в культуре народов России и мира.

Комбинированный урок.

Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов о месте человека в природе. Трудовой опыт разумного хозяйствования в старину. Способы экологически чистого образа жизни. Методы использования возобновляемых источников энергии.

Рассказывать об отношении к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Объяснять смысл пословиц.

Проявлять бережное отношение

к природе.

Осознавать значение экологического календаря.


Познавательные:

- раскрывать смысл пословиц, отражающих бережное отношение к природе, и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению.


«Дом как мир» (23 часа)

37.

Родной дом – уголок Отчизны.

Комбинированный урок.

Значение слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников.

Рассказывать:

- о правилах совместной жизни в общем доме (в современном сельском, многоквартирном);

- о правилах общения с соседями, незнакомыми

людьми;

- об общих делах и праздниках;

- о традиционных особенностях старинного дома (внешних, внутренних) народов России.

Оформлять фоторассказ о малой родине.

Проявлять:

- интерес к познанию окружающего мира;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «Отчизна», «отчий дом» и использовать их в активном словаре;

- объяснять значения слова «мир» и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


38.

Свой дом – свой простор.

Комбинированный урок.

Трехчастная структура старинного дома как образ Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края.

Рассказывать:

- о правилах совместной жизни в общем доме (в современном сельском, многоквартирном);

- о правилах общения с соседями, незнакомыми

людьми;

- об общих делах и праздниках;

- о традиционных особенностях старинного дома (внешних, внутренних) народов России;

Оформлять фоторассказ о малой родине.

Проявлять:

- интерес к познанию окружающего мира;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

Познавательные:

- определять структуру старинного дома как образа Вселенной и обосновывать своё мнение;

- объяснять внутреннее устройство старинного дома и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.


39.

В красном углу сесть – великая честь.

Комбинированный урок.

Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники.

Рассказывать:

- о традиционных особенностях старинного дома (внешних, внутренних) народов России;

- о назначении красного угла в старинном доме.

Оформлять рассказ о традиционном жилище народа той местности, которая для учащегося является малой родиной.

Проявлять:

- интерес к познанию окружающего мира;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «красный угол», «гость», «почётный гость» и использовать их в активном словаре;

- определять значение красного угла в доме и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


40.

Побываем в гостях.

Комбинированный урок.

Особое значение порога, центрального столба, почетного места, наличие мужской и женской половины в доме. Традиции гостеприимства.

Рассказывать о традициях гостеприимства в древности и в настоящее время.

Оформлять рассказ о традиционном жилище народа той местности, которая для учащегося является малой родиной.

Проявлять:

- интерес к познанию окружающего мира;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «гость», «почётный гость», «традиционное жилище», «землянка», «изба», «чум», «шалаш», «дымокур» и использовать их в активном словаре.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.


41.

На свет появился – с людьми породнился.

Комбинированный урок.

Семья – самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание.

Рассказывать о родственных связях и степени родства в семье, используя терминологию.


Проявлять интерес к изучению темы, к познанию мира.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «дочь», «сын», «брат», «сестра», «дядя», «тётя», «племянник», «племянница», «дедушка», «бабушка» и использовать их в активном словаре;

- определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя правило.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


42.

Родословное древо.

Комбинированный урок.

Способы составления родословного древа.

Семейные династии. Профессии членов семьи (рода).

Старинные традиции трудолюбия и мастерства.

Рассказывать:

- о родственных связях и степени родства в семье, используя терминологию;

- о профессиях старших членов семьи и друзей семьи.

Проявлять:

- интерес к изучению темы, к познанию мира;

- желание узнать названия родственников по степени родства;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «род», «родство», «родословная» и использовать их в активном словаре;

- определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


43.

Родословное древо моей семьи.

Комбинированный урок.

Способы составления родословного древа.

Семейные династии. Профессии членов семьи (рода).

Старинные традиции трудолюбия и мастерства.

Рассказывать о способах построения родословной.

Составлять и оформлять схему родственных связей в своей семье.

Проявлять:

- интерес к изучению темы, к познанию мира;

- желание узнать названия родственников по степени родства.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «род», «родство», «родословная» и использовать их в активном словаре;

- определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


44.

Муж и жена – одна душа.

Комбинированный урок.

Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях.

Рассказывать о старинных и современных свадебных обычаях и обрядах.


Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «свататься», «супруги», «упряжь», «рукобитье», «бракосочетание», «обычай», «обряд» и использовать их в активном словаре;

- определять условия успешной жизни молодожёнов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


45.

Святость отцовства и материнства.

Комбинированный урок.

Представления о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах.

Рассказывать:

- о родительской любви к детям и о почтении к родителям;

- о старинных обрядах, связанных с рождением ребёнка;

- о традициях воспитания девочки и мальчика.


Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «колыбель», «хозяйка семейства», «кормилец семьи», «обычай», «обряд» и использовать их в активном словаре;

- определять условия успешной жизни молодожёнов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


46.

Моё имя – моя честь.

Комбинированный урок.

Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя.

Рассказывать о значении имени.


Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.


Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку,

самопроверку и корректировку

учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное

высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


47.

Добрые дети – дому венец.

Комбинированный урок.

Традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца.

Рассказывать о традициях воспитания девочки и мальчика.


Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.


Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку,

самопроверку и корректировку

учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное

высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


48.

Детские игры – школа здоровья.

Комбинированный урок.

Народная игровая культура: различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие.

Рассказывать о видах детских народных игр и их правилах.

Составлять и записывать скороговорку, игру-загадку, схему игры.

Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий

«игра», «игра-потешка», «игра-загадка» и использовать их в активном словаре;

- понимать назначение детских игр и обосновывать своё мнение;

- понимать нравственный

смысл игры, обеспечивающий

самовоспитание, и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку,

самопроверку и корректировку

учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное

высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


49.

Строение тела человека.

Комбинированный урок.

Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их роль в жизнедеятельности организма.

Рассказывать:

- о системе внутренних органов человека и каждого из органов;

- о работе внутренних органов и их значении для организма человека, используя схемы;

- о целостности организма человека.


Проявлять:

- интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни;

- желание использовать правила здорового питания в своей жизни.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий

«внешнее и внутреннее строение тела человека», «верхние и нижние конечности», «внутренние органы», «система органов», «опорно-двигательная система», «пищеварительная система», «дыхательная система», «кровеносная система», «нервная система» и использовать их в активном словаре;

- различать внешнее и внутреннее строение тела человека и обосновывать свое мнение;

- определять системы внутренних органов человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.


50.

Как работает наш организм.

Комбинированный урок.

Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем.

Рассказывать:

- о системе внутренних органов человека и каждого из органов;

- о работе внутренних органов и их значении для организма человека, используя схемы;

- о целостности организма человека.

Проявлять:

- интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни;

- желание использовать правила здорового питания в своей жизни.


Познавательные:

- определять системы внутренних органов человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.


51.

Что такое гигиена.

Комбинированный урок.

Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания.

Рассказывать основные гигиенические правила о способах формирования правильной осанки; ухода за зубами; правильного питания.

Моделировать правила ухода за зубами в ходе практической работы.

Измерять пульс.

Составлять и оформлять меню для своей семьи на день.

Проявлять:

- интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни;

- желание использовать правила здорового питания в своей жизни.


Познавательные:

- определять гигиенически правильный образ жизни и обосновывать своё мнение;

- извлекать из различных источников дополнительную информацию о работе организма и сообщать её одноклассникам.

Регулятивные:

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.


52.

Наши органы чувств.

Комбинированный урок.

Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств.

Рассказывать о строении органов чувств: глаза, уха, носовой и ротовой полости – и их функциях.


Проявлять:

- интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни;

- желание использовать правила здорового питания в своей жизни.


Познавательные:

- определять органы чувств и обосновывать своё мнение;

- определять гигиенически правильный образ жизни и обосновывать своё мнение;

- извлекать из различных источников дополнительную информацию о работе организма и сообщать её одноклассникам.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.


53.

Школа первой помощи.



Комбинированный урок.

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Номера телефонов экстренной помощи.

Рассказывать:

- об устройстве ртутного и электронного термометров;

- правила пользования ртутным и электронным термометрами;

- правила по оказанию первой помощи при ушибах, порезах, ожогах, обморожении, перегревании;

- о службах оказания первой помощи.

Проявлять желание вести здоровый образ жизни.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «температура тела», «термометр», «шкала», «ртуть», «градус», «дисплей», «травма», «порез», «ожог», «ушиб», «йод», «обморожение», «перегревание», «головокружение», «обморок», «пожарная охрана», «скорая медицинская помощь», «газовая служба», «здравствуйте», «здоровье» и использовать их в активном словаре.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.


54.

Школа первой помощи (практическая работа).

Урок-практикум.

Выполнение практической работы в тетради.

Измерять температуру своего тела и оформлять результаты исследования в ходе практической работы.

Проявлять желание вести здоровый образ жизни.


Познавательные:

- определять изменения температуры тела человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.


55.

Здоровью цены нет.

Комбинированный урок.

Правила здорового образа жизни, отраженные в пословицах и народных традициях. Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам.

Рассказывать правила здорового образа жизни и применять их в повседневной жизни.

Оформлять фоторассказ о деятельности по укреплению здоровья в семье.

Проявлять желание вести здоровый образ жизни.


Познавательные:

- раскрывать смысл пословиц о правилах здорового образа жизни и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.


56.

Дом невелик, а стоять не велит.

Комбинированный урок.

Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края.

Рассказывать:

- о правилах и традициях управления домашним хозяйством в старинном доме;

- о роли каждого члена семьи в повседневной жизни;

- о правилах семейного застолья;

- о правилах этикета за столом.


Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «домоводство», «домострой», «большак», «большуха», «упруг» и использовать их в активном словаре;

- определять особенности распределения обязанностей в старинной семье и обосновывать свое мнение;

- знать порядок управления хозяйством в современной жизни и обосновывать своё мнение;

- знать особенности совместной трапезы за столом в старину и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять самопроверку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


57.

Семейный бюджет.

Комбинированный урок.

Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства.

Рассказывать:

- о семейном бюджете;

- о появлении денег в человеческом обществе;

- о типах денежных единиц Российской Федерации разного достоинства;

- о денежных единицах разных стран.

Составлять:

- бюджет воображаемой семьи на месяц;

- бюджет своей семьи на неделю;

- перечень расходов на туристическую поездку в выходные дни.

Изображать монету, учитывая язык нумизматики.

Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «семейный доход», «семейный расход», «семейный бюджет», «выйти из бюджета», «нумизматика», «банкноты», «монета», «рубль», «копейка», «чеканить монету» и использовать их в активном словаре;

- понимать смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение;

- определять составные части семейных доходов, расходов и обосновывать своё мнение;

- знать денежные единицы разных стран мира.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

- выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


58.

Мудрость старости.

Комбинированный урок.

Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах и произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края.

С помощью ключевых слов выражать свое впечатление от образа старого человека в произведении живописи.

В кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края представлять ситуацию уважительного отношения к старым людям. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира.

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- уважительное отношение к пожилым людям.


Познавательные:

- раскрывать значение понятия «мудрость старости» и использовать его в активном словаре;

- понимать нравственный смысл сказок, в которых почитается мудрость стариков.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


59.

Путешествие в гости к А.С. Пушкину.

Комбинированный урок.

История рода А.С.Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, близости интересов, продолжении доброго дела.

Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери.

Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты.

Подбирать одно-два стихотворения (или отрывка из сказок) А.С. Пушкина; выразительно читать их, иллюстрировать или драматизировать в небольшом спектакле (по выбору).

Высказывать мотивированное суждение о современных читателях А.С. Пушкина как его духовных потомках.

Проявлять интерес к изучению темы.

Гордиться великим творческим наследием поэта, оставленным потомкам.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий

«история рода», «творческое наследие», «духовная преемственность поколений» и использовать их в активном словаре;

- выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в котором хранится память о добром деле, совершённом родным человеком;

- уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


«В поисках Всемирного наследия» (8 часов)

60.

Всемирное наследие.

Комбинированный урок.

Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия.

Рассказывать:

- историю создания Списка Всемирного наследия;

- об объектах Всемирного наследия, сопровождая рассказ презентацией;

- алгоритм создания презентации объекта культурного (природного) наследия.

Оформлять:

- список природного и культурного наследия своего края;

- представлять презентацию об объектах Всемирного наследия.


Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «презентация» и использовать их в активном словаре;

- определять объекты Всемирного природного и культурного наследия и обосновывать свое мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


61.

Московский Кремль.

Комбинированный урок.

Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России.

Рассказывать о Московском Кремле как воинской крепости, центре государственной власти, духовной святыне России.

Ориентироваться на схеме и выделять сооружения.

Оформлять презентацию и представлять объекты Всемирного культурного и природного наследия России.



Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к природному и культурному наследию России.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор» и использовать их в активном словаре;

- определять объекты Всемирного природного и культурного наследия России обосновывать свое мнение;

- знать историко-культурное значение Московского Кремля и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


62.

Озеро Байкал.

Комбинированный урок.

Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Уникальный объект мира.

Рассказывать об уникальности озера Байкал и его экологических проблемах.

Оформлять презентацию и представлять объекты Всемирного культурного и природного наследия России.


Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- интерес к изучению озера Байкал;

- уважительное отношение к природному и культурному наследию России.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «озеро», «озеро Байкал», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат» и использовать их в активном словаре;

- определять объекты Всемирного природного и культурного наследия России и обосновывать свое мнение;

- знать уникальность озера Байкал и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


63.

Путешествие в Египет.

Комбинированный урок.

Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного наследия.

Рассказывать:

- о достопримечательностях Египта;

- о египетских пирамидах как объекте Всемирного культурного наследия.

Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия.


Проявлять:

- интерес к мировой культуре;

- уважительное отношение к Всемирному наследию человечества.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «фараон», «гробница», «египетская пирамида» и использовать их в активном словаре;

- определять географическое расположение Египта и обосновывать своё мнение;

- знать объекты Всемирного культурного наследия Египта и обосновывать своё мнение;

- знать историко-культурное значение Египта и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий.


64.

Путешествие в Грецию.

Комбинированный урок.

Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Греции и ее культурного наследия для всего мира.

Рассказывать:

- о достопримечательностях Греции;

- об Афинском Акрополе как объекте Всемирного наследия.

Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия.


Проявлять:

- интерес к мировой культуре;

- уважительное отношение к Всемирному наследию человечества.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «акрополь», «мудрец» и использовать их в активном словаре;

- определять географическое расположение Греции и обосновывать своё мнение;

- определять объекты Всемирного культурного наследия Греции и обосновывать своё мнение;

- знать историко-культурное значение Греции и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий.


65.

Путешествие в Китай.

Комбинированный урок.

Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира.

Рассказывать:

- о достопримечательностях Китая;

- о Великой Китайской Стене как объекте Всемирного наследия;

- об изобретениях Древнего Китая.

Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия.


Проявлять:

- интерес к мировой культуре;

- уважительное отношение к Всемирному наследию человечества.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «иероглиф», «мудрец» и использовать их в активном словаре;

- определять географическое расположение Китая и обосновывать своё мнение;

- определять объекты Всемирного культурного наследия Китая и обосновывать своё мнение;

- знать историко-культурное значение Китая и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий.


66.

Путешествие в Иерусалим.

Комбинированный урок.

Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из мировых религий – иудаизм, христианство, ислам.

Рассказывать:

- о культурных достопримечательностях, святынях Иерусалима и его Старого города как объекта Всемирного наследия;

- о людях, которые являются духовно-нравственным образцом для современников и потомков.

Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия.

Проявлять:

- интерес к мировой культуре;

- уважительное отношение к Всемирному наследию человечества.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «Иерусалим», «скрижали», «сокровище», «сокровищница», «духовный», «духовные сокровища», «проект» и использовать их в активном словаре;

- определять объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение;

- определять местоположение Иерусалима в Израиле и обосновывать своё мнение;

- знать значение Иерусалима как духовного наследия для верующих людей и обосновывать своё мнение;

- смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение;

- общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.


67.

Всемирные духовные сокровища.

Комбинированный урок.

Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища – невидимые глазу ценности, которые осуществились в объектах Всемирного Культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков.

Рассказывать о выдающихся людях разных эпох.

Проявлять:

- интерес к мировой культуре;

- уважительное отношение к Всемирному наследию человечества.

Познавательные:

- определять объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение;

- знать смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение;

- определять общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.


68.

Обобщающий урок. «Альбом путешествий».

Комбинированный урок.

Обобщение знаний детей по теме.

Рассказывать об объектах Всемирного наследия.

Проявлять:

- интерес к мировой культуре;

- уважительное отношение к Всемирному наследию человечества.

Познавательные:

- определять объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение;

- знать смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение;

- определять общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.




Материально-техническое обеспечение программы


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  • Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).

  • Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

  • Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

  • Стандарт начального образования и документы по его реализации.

  • Методические пособия для учителя.

  • Печатные пособия.

  • Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

  • Плакаты по основным темам естествознания (магнитные или иные).

  • Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  • Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.


Технические средства обучения (ТСО)

  • Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

  • Экспозиционный экран.

  • Телевизор.

  • Видеоплейер (видеомагнитофон).

  • Аудиопроигрыватель.

  • Персональный компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

  • Экранно-звуковые пособия.

  • Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

  • Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

  • Термометр медицинский.

  • Лупа.

  • Компас.

  • Часы с синхронизированными стрелками.

  • Микроскоп (цифровой по возможности).

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.


29


УМК «Перспектива» Мишнева Е. А


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!