№ урока | Тема урока | Тип урока | Основное содержание обучения | Планируемые результаты | Дата |
Предметные | Личностные | Метапредметные | |
«Радость познания» (12 часов) |
1. | Свет знания. | Вводный урок. | Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, обогащение духовных сил. | Рассказывать об изобретениях, открытиях и их влиянии на жизнь современного человека. | Проявлять: - интерес к знаниям и способам их приобретения; - интерес к изучению темы; - понимание собственных достижений при освоении тем. | Познавательные: - определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - планировать свою деятельность в соответствии с целью. Коммуникативные: - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. | |
2. | Как изучают окружающий мир. | Комбинированный урок. | Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты. | Рассказывать о способах исследования окружающего мира. | Проявлять: - интерес к знаниям и способам их приобретения; - интерес к изучению темы; - понимание собственных достижений при освоении тем. | Познавательные: - определять источники для поиска необходимой информации и обосновывать своё мнение; - раскрывать смысл пословиц и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества. | |
3. | Как изучают окружающий мир (практическая работа). | Урок-практикум. | Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты. | Осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приемы использования оборудования. | Проявлять: - интерес к знаниям и способам их приобретения; - интерес к изучению темы; - понимание собственных достижений при освоении тем. | Познавательные: - раскрывать смысл пословиц и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - планировать свою деятельность в соответствии с целью. Коммуникативные: - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. | |
4. | Книга – источник знаний. | Комбинированный урок | Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера. | Рассказывать об особенностях расположения сведений в изданиях справочного характера. | Проявлять: - интерес к знаниям и способам их приобретения; - интерес к изучению темы; - понимание собственных достижений при освоении тем. | Познавательные: - определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать своё мнение; - определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. | |
5. | Отправимся на экскурсию. | Урок-экскурсия. | Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры. | Рассказывать о различных научно-просветительских учреждениях. Представлять содержание экскурсии, сопровождая её демонстрацией рисунков или фотографий. | Проявлять: - интерес к знаниям и способам их приобретения; - интерес к изучению темы; - понимание собственных достижений при освоении тем. | Познавательные: - определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - планировать свою деятельность в соответствии с целью. Коммуникативные: - формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества. | |
6. | О чём расскажет план. | Комбинированный урок. | План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов. | Сравнивать рисунок и план местности. Работая в паре, изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространенные виды планов, обсуждать их значение в нашей жизни. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - понимание собственных достижений при освоении темы. | Познавательные: - читать план местности и обосновывать своё мнение; - различать условные знаки на плане и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - оценивать выполненное задание. Коммуникативные: - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | |
7. | О чем расскажет план (практическая работа). | Урок-практикум. | План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов. | Чертить простейший план местности с использованием условных знаков. В ходе практической работы в группах извлекать информацию из туристических планов. | Оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана. | Познавательные: - читать план местности и обосновывать своё мнение; - различать условные знаки на плане и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - оценивать выполненное задание. Коммуникативные: - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | |
8. | Планета на листе бумаги. | Комбинированный урок. | Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приемы чтения карты. Материки и части света. | Определять на географической (политической) карте мира: материки, части света. | Проявлять: - интерес к познанию мира благодаря путешествиям; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - различать материки, части света и обосновывать свое мнение; - различать на карте разные формы земной поверхности и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - строить понятные для партнёра высказывания. | |
9. | Страны и народы на политической карте мира. | Комбинированный урок. | Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира, особенности их культуры. | Определять: - местоположение страны, её границы, столицу, соседние государства; - народ по его языку. Рассказывать о странах и особенностях их культуры. | Проявлять: - интерес к познанию мира благодаря путешествиям; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - различать политическую и географическую карты мира и обосновывать своё мнение; - сопоставлять изображение Земли на глобусе и на карте мира, обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | |
10. | Путешествуя, познаём мир. | Комбинированный урок. | Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Роль источников информации при подготовке к путешествию. Правила ответственного туризма. | Рассказывать: - о туризме и его видах; - о правилах ответственного туризма. Составлять план путешествия. Вести дневник путешествия и оценивать его результаты. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - интерес к культурному многообразию и изобретениям человечества. Осознавать значимость средств познания окружающего мира. Соотносить личные интересы с интересами своих спутников. Осознавать собственные достижения при освоении темы. | Познавательные: - использовать справочную литературу и другие источники информации для определения маршрута путешествия и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - контролировать во время путешествия своё поведение, отношение к спутникам, соблюдать правила туризма. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | |
11. | Транспорт. | Комбинированный урок. | Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта. Личный и общественный транспорт. Использование общественного транспорта в просветительских целях. | Рассказывать о видах транспорта и современных формах их использования в просветительских целях. | Проявлять интерес к изучению темы. Осознавать собственные достижения при освоении темы. | Познавательные: - различать личный и общественный транспорт и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
12. | Средства информации и связи. | Комбинированный урок. | Средства связи как способ обмена информацией. Виды средств связи. Дидактическая игра по усвоению номеров телефонов первой помощи. Интернет как способ познания мира. | Рассказывать: - о правилах вызова помощи по телефону в экстренных случаях; - о старинных способах обмена информацией между людьми. | Проявлять интерес к изучению темы. Осознавать значимость средств познания окружающего мира. Соотносить личные интересы с интересами своих спутников. | Познавательные: - использовать приобретённые знания при составлении рассказа о средствах информации, связи, которые предшествовали мобильному телефону, телеграфу, Интернету; - различать средства связи и массовой информации и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | |
«Мир как дом» (24 часа) |
13. | Мир природы в народном творчестве. | Комбинированный урок. | Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в различных видах народного творчества. | Рассказывать об изображении природы в народном творчестве. | Проявлять: - бережное отношение к природе; - интерес к символическим изображениям окружающего мира в произведениях народного творчества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «экология», «ярус», «мир как дом». Регулятивные: - выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания. Коммуникативные: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
14. | Из чего состоит всё. | Комбинированный урок. | Твердые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода – растворитель. | Рассказывать о веществах, о природных объектах и их свойствах. Группировать природные объекты по их отличительным признакам. Ставить простейшие опыты. | Проявлять бережное отношение к природе. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «природные объекты», «тело», «вещество» и использовать их в активном словаре. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания. Коммуникативные: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
15. | Из чего состоит все (практическая работа). | Урок-практикум. | Вода – растворитель. | Работая в группе, проводить опыт «Вода – растворитель» (предлагать порядок проведения опыта, выбирать необходимое оборудование, выполнять действия по инструкции, фиксировать результаты опыта, формулировать вывод. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - оценивать свои успехи. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «природные объекты», «тело», «вещество» и использовать их в активном словаре. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания. Коммуникативные: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
16. | Мир небесных тел. | Комбинированный урок. | Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела. | Рассказывать о строении Солнечной системы. Определять: - природные объекты; - небесные тела по описанию. | Проявлять интерес к изучению небесных тел. Оценивать результат собственной деятельности. | Познавательные: - раскрывать значение понятия «Солнечная система»; - определять источник тепла и света на Земле и обосновывать своё мнение; - различать звёзды и планеты и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с планом. Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. | |
17. | Невидимое сокровище. | Комбинированный урок. | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. | Рассказывать о ветре и причинах его возникновения. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к чистоте воздуха. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «ветер», «газ», «воздух». Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: - использовать речевые средства для представления результата деятельности. | |
18. | Как сохранить воздух – наше невидимое богатство. | Комбинированный урок. | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. | Проводить опыты по изучению свойств воздуха. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к чистоте воздуха. Оценивать результат собственной деятельности. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «ветер», «газ», «воздух», - определять состав и свойства воздуха, обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: - использовать речевые средства для представления результата деятельности. | |
19. | Самое главное вещество. | Комбинированный урок. | Вода, её состояние. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. | Рассказывать о воде, её свойствах и значении. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к чистоте воды. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «вода», «стихия», «круговорот воды в природе» и использовать их в активном словаре; - понимать значение воды и воздуха для живых организмов и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. | |
20. | Свойства воды, круговорот воды в природе (практическая работа). | Урок-практикум. | Свойства воды. Круговорот воды в природе. | Рассказывать о воде, её свойствах и значении; о круговороте воды в природе. Проводить опыты по изучению свойств воды. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к чистоте воды. Оценивать результат собственной деятельности. | Познавательные: - определять состояние воды и обосновывать своё мнение; - понимать значение круговорота воды для живых организмов и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. | |
21. | Почему вода бывает святой. | Комбинированный урок. | Старинные обычаи. Крещение на Руси. Святая вода. | Рассказывать о воде, её свойствах и значении; о круговороте воды в природе. | Проявлять интерес к изучению темы. | Познавательные: - определять состояние воды и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с планом. Коммуникативные: - использовать речевые средства для представления результата деятельности. | |
22. | Природные стихии в народном творчестве. | Комбинированный урок. | Способы изображения природных стихий в разных видах народного творчества. | Определять способы символического изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества. Изображать знаки и символы природных стихий. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - понимание своей успешности при изучении темы. | Познавательные: - различать символы и образы природных стихий в народном творчестве и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; - использовать речевые средства для представления результата деятельности. | |
23. | Кладовые земли. | Комбинированный урок. | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. | Рассказывать о свойствах полезных ископаемых; о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых. Наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых. | Проявлять бережное отношение к природным богатствам. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «гранит», «полезные ископаемые», «месторождение»; - различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение; - определять значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; - выполнять взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. | |
24. | Чудо под ногами. | Комбинированный урок. | Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. | Рассказывать о роли живых организмов в образовании почвы. Выполнять исследование и оформлять вывод. Характеризовать состав почвы. | Проявлять бережное отношение к плодородию почвы и животным, формирующим почву. Оценивать результат собственной деятельности. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «почва», «плодородие», «почвоведение» и использовать их в активном словаре; - определять значение почвы для растений, животных, человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь. Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. | |
25. | Как уберечь землю – нашу кормилицу. | Комбинированный урок. | Охрана окружающей среды. Экология. | Рассказывать о роли живых организмов в образовании почвы. Характеризовать состав почвы. | Проявлять бережное отношение к плодородию почвы и животным, формирующим почву. Оценивать результат собственной деятельности. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «почва», «плодородие», «почвоведение» и использовать их в активном словаре; - определять значение почвы для растений, животных, человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; - выполнять взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. | |
26 | Мир растений. | Комбинированный урок. | Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Рассказывать о значении растений для формирования атмосферы. Подбирать пословицы о земле и растениях. Оформлять фоторассказ о растениях. | Проявлять интерес и бережное отношение к растениям. | Познавательные: - определять роль растений для жизни на Земле, для питания животных и человека и обосновывать своё мнение; - различать растения каждой группы и обосновывать своё мнение; - различать виды растений в каждой группе и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные: - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | |
27. | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | Комбинированный урок. | Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества. | Рассказывать о способах символического изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества. Изображать мировое дерево. Оформлять иллюстрации к сказке. Подбирать пословицы о земле и растениях. Оформлять фоторассказ о растениях. | Проявлять интерес к изучению темы. | Познавательные: - определять роль растений для жизни на Земле, для питания животных и человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные: - строить понятные для партнёра высказывания, используя термины; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | |
28. | Мир животных. | Комбинированный урок. | Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение к животным. Животные родного края. | Рассказывать о разнообразных группах животных. Различать способы размножения животных разных групп. Рассказывать о роли животных в природе и в жизни человека. | Проявлять: - интерес к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы; - бережное отношение к животным. | Познавательные: - определять различные группы животных и обосновывать своё мнение; - определять условия, необходимые для жизни разных групп животных и обосновывать своё мнение; - понимать процесс развития разных групп животных и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, используя термины. | |
29. | Образы животных в народном творчестве. | Комбинированный урок. | Бережное отношение к животным. Животные родного края. | Определять способы символического изображения животных в разных видах народного творчества. | Проявлять: - интерес к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы; - бережное отношение к животным. | Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, используя термины. | |
30. | Невидимые нити в живой природе. | Комбинированный урок. | Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания. | Составлять схему цепи питания животных. Оформлять фоторассказ о животных. | Проявлять: - интерес к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы; - бережное отношение к животным. | Познавательные: - устанавливать невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, используя термины. | |
31. | Лес – волшебный дворец. | Комбинированный урок. | Лес – единство живой и неживой природы. Природное сообщество леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. | Рассказывать: - о природном сообществе леса, о ярусах леса; - о круговороте веществ леса. Определять участников природного сообщества леса, оформлять фоторассказ о прогулке в лес. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «сообщество», «природное сообщество», «круговорот», «круговорот веществ», «ярусы» и использовать их в активном словаре. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
32. | Луг – царство цветов и насекомых. | Комбинированный урок. | Луг – единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличие от леса. Взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. | Рассказывать: - о природном сообществе луга, о значении насекомых для растений сообщества луга; - о круговороте веществ луга. Определять участников природного сообщества луга. Оформлять фоторассказ о прогулке на луг. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные: - различать природные сообщества и обосновывать своё мнение; - определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
33. | Водоём – дом из воды. | Комбинированный урок. | Водоем – единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоема, его отличия от сообществ леса и луга. Взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоема. | Рассказывать: - о природном сообществе водоёма; - о «многоэтажности» водоёма; - о круговороте веществ водоёма. Определять участников природного сообщества водоёма. Составлять схему круговорота веществ водоёма. Оформлять фоторассказ о прогулке к водоёму. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные: - различать природные сообщества и обосновывать своё мнение; - определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение; - определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
34. | Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков. | Урок-исследование. | Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков. | Рассказывать о природном сообществе леса, луга, водоёма. Составлять: - схему цепи питания каждого природного сообщества; - схему круговорота веществ природных сообществ леса, луга, водоёма. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «сообщество», «природное сообщество», «круговорот», «круговорот веществ», «ярусы» и использовать их в активном словаре. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
35. | Как сохранить богатства природы. | Комбинированный урок. | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. | Рассказывать: - о правилах охраны природных богатств; о хозяйственной деятельности людей и об охране природы; - об опыте разумного хозяйствования в старину; - об использовании альтернативных источников энергии — солнца, воды, ветра. Составлять проект использования природных сил на благо человека. Создавать условные обозначения, символизирующие охрану природных богатств. Оформлять фоторассказ об экскурсии. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные: - раскрывать значение понятия «богатства природы» и использовать его в активном словаре; - определять взаимосвязь живого и неживого в природных сообществах и обосновывать своё мнение; - раскрывать смысл пословиц, отражающих бережное отношение к природе, и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению. | |
36. | Охрана природы в культуре народов России и мира. | Комбинированный урок. | Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов о месте человека в природе. Трудовой опыт разумного хозяйствования в старину. Способы экологически чистого образа жизни. Методы использования возобновляемых источников энергии. | Рассказывать об отношении к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Объяснять смысл пословиц. | Проявлять бережное отношение к природе. Осознавать значение экологического календаря. | Познавательные: - раскрывать смысл пословиц, отражающих бережное отношение к природе, и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению. | |
«Дом как мир» (23 часа) |
37. | Родной дом – уголок Отчизны. | Комбинированный урок. | Значение слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников. | Рассказывать: - о правилах совместной жизни в общем доме (в современном сельском, многоквартирном); - о правилах общения с соседями, незнакомыми людьми; - об общих делах и праздниках; - о традиционных особенностях старинного дома (внешних, внутренних) народов России. Оформлять фоторассказ о малой родине. | Проявлять: - интерес к познанию окружающего мира; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «Отчизна», «отчий дом» и использовать их в активном словаре; - объяснять значения слова «мир» и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
38. | Свой дом – свой простор. | Комбинированный урок. | Трехчастная структура старинного дома как образ Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края. | Рассказывать: - о правилах совместной жизни в общем доме (в современном сельском, многоквартирном); - о правилах общения с соседями, незнакомыми людьми; - об общих делах и праздниках; - о традиционных особенностях старинного дома (внешних, внутренних) народов России; Оформлять фоторассказ о малой родине. | Проявлять: - интерес к познанию окружающего мира; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - определять структуру старинного дома как образа Вселенной и обосновывать своё мнение; - объяснять внутреннее устройство старинного дома и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. | |
39. | В красном углу сесть – великая честь. | Комбинированный урок. | Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники. | Рассказывать: - о традиционных особенностях старинного дома (внешних, внутренних) народов России; - о назначении красного угла в старинном доме. Оформлять рассказ о традиционном жилище народа той местности, которая для учащегося является малой родиной. | Проявлять: - интерес к познанию окружающего мира; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «красный угол», «гость», «почётный гость» и использовать их в активном словаре; - определять значение красного угла в доме и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
40. | Побываем в гостях. | Комбинированный урок. | Особое значение порога, центрального столба, почетного места, наличие мужской и женской половины в доме. Традиции гостеприимства. | Рассказывать о традициях гостеприимства в древности и в настоящее время. Оформлять рассказ о традиционном жилище народа той местности, которая для учащегося является малой родиной. | Проявлять: - интерес к познанию окружающего мира; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «гость», «почётный гость», «традиционное жилище», «землянка», «изба», «чум», «шалаш», «дымокур» и использовать их в активном словаре. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. | |
41. | На свет появился – с людьми породнился. | Комбинированный урок. | Семья – самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание. | Рассказывать о родственных связях и степени родства в семье, используя терминологию. | Проявлять интерес к изучению темы, к познанию мира. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «дочь», «сын», «брат», «сестра», «дядя», «тётя», «племянник», «племянница», «дедушка», «бабушка» и использовать их в активном словаре; - определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное задание, используя правило. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
42. | Родословное древо. | Комбинированный урок. | Способы составления родословного древа. Семейные династии. Профессии членов семьи (рода). Старинные традиции трудолюбия и мастерства. | Рассказывать: - о родственных связях и степени родства в семье, используя терминологию; - о профессиях старших членов семьи и друзей семьи. | Проявлять: - интерес к изучению темы, к познанию мира; - желание узнать названия родственников по степени родства; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «род», «родство», «родословная» и использовать их в активном словаре; - определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
43. | Родословное древо моей семьи. | Комбинированный урок. | Способы составления родословного древа. Семейные династии. Профессии членов семьи (рода). Старинные традиции трудолюбия и мастерства. | Рассказывать о способах построения родословной. Составлять и оформлять схему родственных связей в своей семье. | Проявлять: - интерес к изучению темы, к познанию мира; - желание узнать названия родственников по степени родства. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «род», «родство», «родословная» и использовать их в активном словаре; - определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
44. | Муж и жена – одна душа. | Комбинированный урок. | Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях. | Рассказывать о старинных и современных свадебных обычаях и обрядах. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «свататься», «супруги», «упряжь», «рукобитье», «бракосочетание», «обычай», «обряд» и использовать их в активном словаре; - определять условия успешной жизни молодожёнов и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
45. | Святость отцовства и материнства. | Комбинированный урок. | Представления о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах. | Рассказывать: - о родительской любви к детям и о почтении к родителям; - о старинных обрядах, связанных с рождением ребёнка; - о традициях воспитания девочки и мальчика. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «колыбель», «хозяйка семейства», «кормилец семьи», «обычай», «обряд» и использовать их в активном словаре; - определять условия успешной жизни молодожёнов и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
46. | Моё имя – моя честь. | Комбинированный урок. | Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя. | Рассказывать о значении имени. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам. | Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
47. | Добрые дети – дому венец. | Комбинированный урок. | Традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца. | Рассказывать о традициях воспитания девочки и мальчика. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам. | Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
48. | Детские игры – школа здоровья. | Комбинированный урок. | Народная игровая культура: различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие. | Рассказывать о видах детских народных игр и их правилах. Составлять и записывать скороговорку, игру-загадку, схему игры. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «игра», «игра-потешка», «игра-загадка» и использовать их в активном словаре; - понимать назначение детских игр и обосновывать своё мнение; - понимать нравственный смысл игры, обеспечивающий самовоспитание, и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
49. | Строение тела человека. | Комбинированный урок. | Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их роль в жизнедеятельности организма. | Рассказывать: - о системе внутренних органов человека и каждого из органов; - о работе внутренних органов и их значении для организма человека, используя схемы; - о целостности организма человека. | Проявлять: - интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни; - желание использовать правила здорового питания в своей жизни. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «внешнее и внутреннее строение тела человека», «верхние и нижние конечности», «внутренние органы», «система органов», «опорно-двигательная система», «пищеварительная система», «дыхательная система», «кровеносная система», «нервная система» и использовать их в активном словаре; - различать внешнее и внутреннее строение тела человека и обосновывать свое мнение; - определять системы внутренних органов человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | |
50. | Как работает наш организм. | Комбинированный урок. | Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем. | Рассказывать: - о системе внутренних органов человека и каждого из органов; - о работе внутренних органов и их значении для организма человека, используя схемы; - о целостности организма человека. | Проявлять: - интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни; - желание использовать правила здорового питания в своей жизни. | Познавательные: - определять системы внутренних органов человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | |
51. | Что такое гигиена. | Комбинированный урок. | Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания. | Рассказывать основные гигиенические правила о способах формирования правильной осанки; ухода за зубами; правильного питания. Моделировать правила ухода за зубами в ходе практической работы. Измерять пульс. Составлять и оформлять меню для своей семьи на день. | Проявлять: - интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни; - желание использовать правила здорового питания в своей жизни. | Познавательные: - определять гигиенически правильный образ жизни и обосновывать своё мнение; - извлекать из различных источников дополнительную информацию о работе организма и сообщать её одноклассникам. Регулятивные: - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | |
52. | Наши органы чувств. | Комбинированный урок. | Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств. | Рассказывать о строении органов чувств: глаза, уха, носовой и ротовой полости – и их функциях. | Проявлять: - интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни; - желание использовать правила здорового питания в своей жизни. | Познавательные: - определять органы чувств и обосновывать своё мнение; - определять гигиенически правильный образ жизни и обосновывать своё мнение; - извлекать из различных источников дополнительную информацию о работе организма и сообщать её одноклассникам. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | |
53. | Школа первой помощи. | Комбинированный урок. | Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Номера телефонов экстренной помощи. | Рассказывать: - об устройстве ртутного и электронного термометров; - правила пользования ртутным и электронным термометрами; - правила по оказанию первой помощи при ушибах, порезах, ожогах, обморожении, перегревании; - о службах оказания первой помощи. | Проявлять желание вести здоровый образ жизни. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «температура тела», «термометр», «шкала», «ртуть», «градус», «дисплей», «травма», «порез», «ожог», «ушиб», «йод», «обморожение», «перегревание», «головокружение», «обморок», «пожарная охрана», «скорая медицинская помощь», «газовая служба», «здравствуйте», «здоровье» и использовать их в активном словаре. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | |
54. | Школа первой помощи (практическая работа). | Урок-практикум. | Выполнение практической работы в тетради. | Измерять температуру своего тела и оформлять результаты исследования в ходе практической работы. | Проявлять желание вести здоровый образ жизни. | Познавательные: - определять изменения температуры тела человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | |
55. | Здоровью цены нет. | Комбинированный урок. | Правила здорового образа жизни, отраженные в пословицах и народных традициях. Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам. | Рассказывать правила здорового образа жизни и применять их в повседневной жизни. Оформлять фоторассказ о деятельности по укреплению здоровья в семье. | Проявлять желание вести здоровый образ жизни. | Познавательные: - раскрывать смысл пословиц о правилах здорового образа жизни и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | |
56. | Дом невелик, а стоять не велит. | Комбинированный урок. | Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края. | Рассказывать: - о правилах и традициях управления домашним хозяйством в старинном доме; - о роли каждого члена семьи в повседневной жизни; - о правилах семейного застолья; - о правилах этикета за столом. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «домоводство», «домострой», «большак», «большуха», «упруг» и использовать их в активном словаре; - определять особенности распределения обязанностей в старинной семье и обосновывать свое мнение; - знать порядок управления хозяйством в современной жизни и обосновывать своё мнение; - знать особенности совместной трапезы за столом в старину и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
57. | Семейный бюджет. | Комбинированный урок. | Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства. | Рассказывать: - о семейном бюджете; - о появлении денег в человеческом обществе; - о типах денежных единиц Российской Федерации разного достоинства; - о денежных единицах разных стран. Составлять: - бюджет воображаемой семьи на месяц; - бюджет своей семьи на неделю; - перечень расходов на туристическую поездку в выходные дни. Изображать монету, учитывая язык нумизматики. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «семейный доход», «семейный расход», «семейный бюджет», «выйти из бюджета», «нумизматика», «банкноты», «монета», «рубль», «копейка», «чеканить монету» и использовать их в активном словаре; - понимать смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение; - определять составные части семейных доходов, расходов и обосновывать своё мнение; - знать денежные единицы разных стран мира. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; - выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
58. | Мудрость старости. | Комбинированный урок. | Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах и произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края. | С помощью ключевых слов выражать свое впечатление от образа старого человека в произведении живописи. В кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края представлять ситуацию уважительного отношения к старым людям. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - уважительное отношение к пожилым людям. | Познавательные: - раскрывать значение понятия «мудрость старости» и использовать его в активном словаре; - понимать нравственный смысл сказок, в которых почитается мудрость стариков. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
59. | Путешествие в гости к А.С. Пушкину. | Комбинированный урок. | История рода А.С.Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, близости интересов, продолжении доброго дела. | Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты. Подбирать одно-два стихотворения (или отрывка из сказок) А.С. Пушкина; выразительно читать их, иллюстрировать или драматизировать в небольшом спектакле (по выбору). Высказывать мотивированное суждение о современных читателях А.С. Пушкина как его духовных потомках. | Проявлять интерес к изучению темы. Гордиться великим творческим наследием поэта, оставленным потомкам. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «история рода», «творческое наследие», «духовная преемственность поколений» и использовать их в активном словаре; - выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в котором хранится память о добром деле, совершённом родным человеком; - уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
«В поисках Всемирного наследия» (8 часов) |
60. | Всемирное наследие. | Комбинированный урок. | Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия. | Рассказывать: - историю создания Списка Всемирного наследия; - об объектах Всемирного наследия, сопровождая рассказ презентацией; - алгоритм создания презентации объекта культурного (природного) наследия. Оформлять: - список природного и культурного наследия своего края; - представлять презентацию об объектах Всемирного наследия. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «презентация» и использовать их в активном словаре; - определять объекты Всемирного природного и культурного наследия и обосновывать свое мнение. Регулятивные: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
61. | Московский Кремль. | Комбинированный урок. | Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России. | Рассказывать о Московском Кремле как воинской крепости, центре государственной власти, духовной святыне России. Ориентироваться на схеме и выделять сооружения. Оформлять презентацию и представлять объекты Всемирного культурного и природного наследия России. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - уважительное отношение к природному и культурному наследию России. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор» и использовать их в активном словаре; - определять объекты Всемирного природного и культурного наследия России обосновывать свое мнение; - знать историко-культурное значение Московского Кремля и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
62. | Озеро Байкал. | Комбинированный урок. | Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Уникальный объект мира. | Рассказывать об уникальности озера Байкал и его экологических проблемах. Оформлять презентацию и представлять объекты Всемирного культурного и природного наследия России. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - интерес к изучению озера Байкал; - уважительное отношение к природному и культурному наследию России. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «озеро», «озеро Байкал», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат» и использовать их в активном словаре; - определять объекты Всемирного природного и культурного наследия России и обосновывать свое мнение; - знать уникальность озера Байкал и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
63. | Путешествие в Египет. | Комбинированный урок. | Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного наследия. | Рассказывать: - о достопримечательностях Египта; - о египетских пирамидах как объекте Всемирного культурного наследия. Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия. | Проявлять: - интерес к мировой культуре; - уважительное отношение к Всемирному наследию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «фараон», «гробница», «египетская пирамида» и использовать их в активном словаре; - определять географическое расположение Египта и обосновывать своё мнение; - знать объекты Всемирного культурного наследия Египта и обосновывать своё мнение; - знать историко-культурное значение Египта и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий. | |
64. | Путешествие в Грецию. | Комбинированный урок. | Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Греции и ее культурного наследия для всего мира. | Рассказывать: - о достопримечательностях Греции; - об Афинском Акрополе как объекте Всемирного наследия. Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия. | Проявлять: - интерес к мировой культуре; - уважительное отношение к Всемирному наследию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «акрополь», «мудрец» и использовать их в активном словаре; - определять географическое расположение Греции и обосновывать своё мнение; - определять объекты Всемирного культурного наследия Греции и обосновывать своё мнение; - знать историко-культурное значение Греции и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий. | |
65. | Путешествие в Китай. | Комбинированный урок. | Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира. | Рассказывать: - о достопримечательностях Китая; - о Великой Китайской Стене как объекте Всемирного наследия; - об изобретениях Древнего Китая. Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия. | Проявлять: - интерес к мировой культуре; - уважительное отношение к Всемирному наследию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «иероглиф», «мудрец» и использовать их в активном словаре; - определять географическое расположение Китая и обосновывать своё мнение; - определять объекты Всемирного культурного наследия Китая и обосновывать своё мнение; - знать историко-культурное значение Китая и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий. | |
66. | Путешествие в Иерусалим. | Комбинированный урок. | Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из мировых религий – иудаизм, христианство, ислам. | Рассказывать: - о культурных достопримечательностях, святынях Иерусалима и его Старого города как объекта Всемирного наследия; - о людях, которые являются духовно-нравственным образцом для современников и потомков. Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия. | Проявлять: - интерес к мировой культуре; - уважительное отношение к Всемирному наследию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «Иерусалим», «скрижали», «сокровище», «сокровищница», «духовный», «духовные сокровища», «проект» и использовать их в активном словаре; - определять объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение; - определять местоположение Иерусалима в Израиле и обосновывать своё мнение; - знать значение Иерусалима как духовного наследия для верующих людей и обосновывать своё мнение; - смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение; - общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. | |
67. | Всемирные духовные сокровища. | Комбинированный урок. | Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища – невидимые глазу ценности, которые осуществились в объектах Всемирного Культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков. | Рассказывать о выдающихся людях разных эпох. | Проявлять: - интерес к мировой культуре; - уважительное отношение к Всемирному наследию человечества. | Познавательные: - определять объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение; - знать смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение; - определять общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. | |
68. | Обобщающий урок. «Альбом путешествий». | Комбинированный урок. | Обобщение знаний детей по теме. | Рассказывать об объектах Всемирного наследия. | Проявлять: - интерес к мировой культуре; - уважительное отношение к Всемирному наследию человечества. | Познавательные: - определять объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение; - знать смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение; - определять общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. | |
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.