Календарно тематическое планирование уроков риторики в 3 классе.
– авторской учебной программы «Риторика» (авт. Т. А. Ладыженская, 2008).
Умения | Понятийные и инструментальные знания |
Общение |
У-1. Анализировать и оценивать свои успехи и неудачи в общении. | Разные речевые ситуации. Учет речевой ситуации для успешного общения. |
Виды общения |
У-1. Определить вид общения по его основной задаче (сообщить; запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.) | Общение для контакта и общение для получения информации. |
У-1. Определять уместность употребления несловесных средств. | Особенности употребления несловесных средств. |
Речевой этикет |
У-1. Отличать истинную вежливость от показной. | Вежливая речь (повторение). |
У-1. Вступать в этикетный диалог и поддерживать его в (пределах, обозначенных в разделе «Речевой этикет» 1–4-й кл.). | Речевые привычки. |
У-1. Оценивать уместность использования выбранного средства. | Способы выражения вежливой оценки, утешения. |
Речевая деятельность |
У-1. Определять виды речевой деятельности; их связь. | Основные виды речевой деятельности. Их связь. |
У-2. Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков. У-2. Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное. | Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. |
У-1. Анализировать живую устную речь, определять ее особенности. У-1. Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность. | Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. |
У-2. Редактировать текст с недочетами, используя прием взаиморедактирования. | Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование. |
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная) |
У-2. Пользоваться толковым словарем, словарем синонимов. | Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. |
Текст Речевые жанры |
У-1. Определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста. У-2. Подбирать конечное (завершающее) предложение к незавершенному тексту. | Тексты. Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста. |
У-2. Создавать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения. | Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы). |
Этикетные речевые жанры |
У-2. Умение вежливо оценить чужую работу. | Вежливая оценка. |
У-2. Умение утешить словом и делом. | Утешение. |
Типы текстов |
У-1. Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть в тексте). У-1. Анализировать вывод в рассуждении, убедительность доказательств. У-2. Создавать текст типа рассуждения с несколькими доказательствами. | Тезис и вывод в рассуждении. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. |
У-1. Различать описания разных стилей. У-2. Создавать описания двух разных стилей. | Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. |
У-1. Анализировать словарные статьи. У-2. Создавать к новым словам словарные статьи. | Словарные статьи в толковом и в других словарях. |
У-1. Анализировать типичную структуру рассказа. У-2. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях своей жизни. | Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. |
Речевые информационные жанры |
У-1. Отделять сообщение о самом событии и отношение автора к событию. У-1. Определять особенности содержания и речевого оформления информационных жанров. У-1. Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям. У-2. Написать информационную заметку в газету типа что–где–когда и как произошло; письмо в редакцию. | Хроника. Фотография в газетном тексте. Подпись к фотографии. Информационная заметка |