№ п/п | Дата | Тема урока | Основное содержание | Количество часов |
| | Основные сведения о языке и речи |
1 | 01.09 | Русский язык – национальный язык русского народа | Понятие национального языка. | 1 |
| | Речь. Речевая деятельность. Текст. |
2 | 01.09 | Язык и речь. Речь и речевое общение | Разграничение понятий язык и речь Речь как деятельность | 1 |
3 | 02.09 | Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная | Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Выявить особенности разговорной речи, ее отличие от речи книжной | 1 |
4 | 03.09 | Речь диалогическая и монологическая | Виды устной речи. | 1 |
5 | 04.09 | Речевой этикет | Правила речевого этикета. | 1 |
6 | 08.09 | Текст как речевое произведение. | | 1 |
7 | 08.09 | Тема, структура, основная мысль текста. | Основные признаки текста. | 1 |
8 | 09.09 | Р.р. Сочинение «Интернет – наш помощник». | Микротема текста. Абзац – структурно-смысловая часть текста | 1 |
9 | 10.09 | Средства связи предложений в тексте. Способы развития темы в тексте | Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. | 1 |
10 | 11.09 | Простой и сложный план текста | | 1 |
11 | 15.09 | Входная диагностика. Контрольное списывание с грамматическим заданием. | Выявить степень овладения речеведением. | 1 |
12 | 15.0-9 | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. | Познакомить с функционально-смысловыми типами речи | 1 |
13 | 16.09 | Повествование. | Композиционные и смысловые особенности текста типа речи повествование. | 1 |
14 | 17.09 | Р.р. Сочинение «Мой четвероногий друг». | Композиционные и смысловые особенности текста типа речи описание. | 1 |
15 | 18.09 | Описание. | Композиционные и смысловые особенности текста типа речи рассуждение. | 1 |
16 | 22.09 | Рассуждение. | Определение функционально-смысловых типов речи в предложенных текстах. | 1 |
17 | 22.09 | Сочетание разных типов речи в тексте | Выявить умения учащихся подробно передавать содержание прочитанного текста. | 1 |
| | Итого | | 14+2 |
| | Система языка. Синтаксис и пунктуация. |
18 | 23.09 | Синтаксис и Пунктуация. | Синтаксис – раздел грамматики. Пунктуация – раздел правописания | 1 |
19 | 24.09 | Словосочетание, его признаки. | Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова | 1 |
20 | 25.09 | Словосочетание. Разбор словосочетания. | Порядок и образец разбора словосочетания. | 1 |
21 | 29.09 | Предложение, его признаки. | Грамматические признаки предложения. | 1 |
22 | 29.09 | Средства оформления предложения: интонация, ее функции. | Роль интонации в предложении. | 1 |
23 | 30.09 | Логическое ударение | Роль логического ударения в предложении. | 1 |
24 | 01.10 | Виды предложений по цели высказывания. | Зависимость постановки знаков препинания конца предложения от цели высказывания. | 1 |
25 | 02.10 | Виды предложений по эмоциональной окраске. | Зависимость постановки знаков препинания конца предложения от эмоциональной окраски. | 1 |
26 | 06.10 | Р.р. Сжатое изложение «Тетрадки под дождём» (с. 95-96) | Приемы сжатия текста. | 1 |
27 | 06.10 | Грамматическая основа предложения. | Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. | 1 |
28 | 07.10 | Тире между подлежащим и сказуемым | Правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
29 | 08.10 | Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения. | Наличие второстепенного члена как показатель распространенного предложения. | 1 |
30 | 09.10 | Определение. Способы его выражения. | Способы выражения определения как второстеп члена предложения. | 1 |
31 | 13.10 | Р.р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» или В.Н. Бакшеевой «Иней» (упр. 132). | | 1 |
32 | 13.10 | Дополнение. Способы его выражения. | Способы выражения дополнения как второстепенного члена предложения | 1 |
33 | 14.10 | Обстоятельство. Способы его выражения. | Способы выражения обстоятельства как второстепенного члена предложения | 1 |
34 35 | 15.10 16.10 | Предложения с однородными членами предложения. | Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами предложения | 2 |
36 | 20.10 | Обобщающее слово при однородных членах предложения | Интонация, пунктуация предложений с обобщающим словом при однородных членах предложения | 1 |
37 | 20.10 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №1 по теме «Синтаксис и пунктуация».. | Выявить уровень знаний учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 |
38 | 21.10 | Анализ контрольного диктанта. | Корректировать знания учащихся. | 1 |
39 | 22.10 | Предложения с обращением | Интонация, пунктуация предложений с обращением | 1 |
40 | 23.10 | Предложения с вводными конструкциями. | Функции, интонация, пунктуация предложений с вводными конструкциями | 1 |
41 | 05.11 | Предложения с прямой речью. | Интонация, пунктуация предложений с прямой речью | 1 |
42 | 06.11 | Синтаксический разбор простого предложения | Порядок и образец синтаксического разбора предложения. | 1 |
43 | 10.11 | Р.р. Обучающее изложение от другого лица «Санькина придумка» (с.140-141) | | 1 |
44 | 10.11 | Простое и сложное предложение | Отличие простого предложения от сложного: наличие одной грамматической основы. | 1 |
| | Итого | | 24+3 |
| | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография |
45 | 11.11 | Фонетика – раздел лингвистики. Звук – единица языка | Дать понятие фонемы и фонетики. | 1 |
46 | 12.11 | Звуки и буквы. | Звук-единица устной речи, буква- письменной. | 1 |
47 | 13.11 | Р.р. Обучающее изложение от 3-го лица «Журавли» (с. 149-150) | | 1 |
48 | 17.11 | Фонетическая транскрипция | Понятие транскрипции как звукового оформления слова. | 1 |
49 | 17.11 | Система гласных звуков. Ударные и безударные гласные. | Отличие гласных и согласных звуков. | 1 |
50 | 18.11 | Система согласных звуков. Согласные звонкие и глухие | Классификация согласных звуков. | 1 |
51 | 19.11 | Согласные твердые и мягкие | Классификация согласных звуков. | 1 |
52 | 20.11 | Обозначение мягкости согласных. | Основные способы обозначения мягкости согласных на письме. | 1 |
53 | 24.11 | Правописание Ь. | Роль Ь в языке. | 1 |
54 | 24.11 | Позиционные чередования гласных звуков | Изменение звуков в речевом потоке . | 1 |
55 | 25.11 | Позиционные чередования согласных звуков | Изменение звуков в речевом потоке . | 1 |
56 | 26.11 | Р.р. Контрольное изложение №2 от 3-го лица (по тексту на с. 170-171). | | 1 |
57 | 27.11 | Слог. Перенос слов по слогам. Ударение. | Слог – единица слова Разноместность и подвижность русского ударения | 1 |
58 | 01.12 | Орфоэпия как раздел лингвистики. | Орфоэпические нормы. | 1 |
59 60 61 | 01.12 02.12 03.12 | Основные нормы произношения гласных и согласных звуков. Произношение сочетаний согласных звуков. | Орфоэпические нормы. | 3 |
62 | 04.12 | Выразительные средства фонетики . | Понятие звукописи, аллитерации, ассонанса. | 1 |
63 | 08.12 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №2 по теме «Фонетика. Орфоэпия». | Выявить уровень знаний учащихся по теме. | 1 |
64 | 08.12 | Графика – раздел науки о языке Состав русского алфавита. Название букв. | Соотношение звука и буквы | 1 |
65 | 09.12 | Орфография – раздел правописания. Правописание гласных в корне слова, проверяемых ударением. | Сильная и слабая позиция безударных гласных в слове. Условия выбора написания безударных проверяемых гласных. | 1 |
66 | 10.12 | Правописание гласных в корне слова, непроверяемых ударением. | Орфографический словарь. | 1 |
67 | 11.12 | Правописание гласных О – Ё в корне слова. | Условия выбора данной орфограммы. | 1 |
68 | 15.12 | Р.р. Сочинение по картине А.Н. Семёнова «Как прекрасен этот мир» (по упр. 305) | | 1 |
69 | 15.12 | Правописание согласных в корне слова | Условия выбора данной орфограммы. | 1 |
70 | 16.12 | Правописание удвоенных согласных в корне слова. | Условия выбора данной орфограммы. | 1 |
71 | 17.12 | Повторение по теме « Графика. Орфография». | Обобщить знания учащихся по данной теме. | 1 |
72 | 18.12 | Контрольный тест по теме «Графика. Орфография». | Выявить уровень знаний учащихся по теме. | 1 |
| | Итого | | 25+3 |
| | Лексика |
73 | 22.12 | Лексикология – раздел лингвистики. Слово как единица языка. | Лексическое и грамматическое значение слова | 1 |
74 | 22.12 | Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. | Способы толкования слова. | 1 |
75 | 23.12 | Однозначные и многозначные слова. | Деление слов по их лексическому значению. | 1 |
76 | 24.12 | Прямое и переносное значение слов | Деление слов по их лексическому значению | 1 |
77 | 25.12 | Омонимы | Омонимы – омографы, омофоны, омоформы | 1 |
78 | 29.12 | Синонимы. | Лексическая сочетаемость слова. | 1 |
79 | 29.12 | Антонимы | | 1 |
80 | 12.01 | Эпитет | Образность прилагательных. | 1 |
81 | 12.01 | Р.р. Сжатое изложение «Царь-колокол» (с.246-247) | Противопоставление как основной принцип антонимии. | 1 |
82 | 13.01 | Метафора. | Переносное значение слова в основе художественных тропов | |
83 | 14.01 | Олицетворение. | Переносное значение слова в основе художественных тропов | 1 |
84 | 15.01 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №3 по теме «Лексика». | Выявить уровень знаний учащихся по теме. | 1 |
85 | 19.01 | Р.р. Сочинение-описание по картине И. Шишкина «Перед грозой» или Л. Бродской «В грозу» | | 1 |
| | Итого | | 11+2 |
86 | 19.01 | Резервный урок | | 1 |
| | Морфемика. Словообразование. Орфография |
87 | 20.01 | Морфема – минимальная значимая единица языка. Окончание и основа. | Морфемика – раздел лингвистики. | 1 |
88 | 21.01 | Основа слова. Окончание – формообразующая морфема | Словообразующие и формообразующие морфемы | 1 |
89 | 22.01 | Корень. Однокоренные слова. | Понятие однокоренных слов. | 1 |
90 | 26.01 | Суффикс. | Суффикс как словообразующая морфема, значения суффиксов. | 1 |
91 | 26.01 | Приставка. | Приставка как словообразующая морфема, значения суффиксов. | 1 |
92 | 27.01 | Правописание корней с чередованием согласных и гласных. | Изменение звуков в речевом потоке. | 1 |
93 | 28.01 | Чередование гласных е//и в корне слова. | Условия выбора орфограммы. | 1 |
94 | 29.01 | Чередование звуков о//а в корне. | Условия выбора орфограммы. | 1 |
95 | 02.02 | Правописание корней с чередованием ( раст-//ращ-//рос-) | Условия выбора орфограммы. | 1 |
96 | 02.02 | Правописание корней с чередованием. | Условия выбора орфограммы. | 1 |
97 | 03.02 | Правописание приставок Приставки на –з(-с) | Условия выбора орфограммы. | 1 |
98 | 04.02 | Буквы Ы и И в корне после приставок | Условия выбора орфограммы. | 1 |
99 100 | 05.02 09.02 | Приставки ПРЕ- и ПРИ- | Условия выбора орфограммы. | 2 |
101 | 09.02 | Буквы И и Ы после Ц. | Условия выбора орфограммы. | 1 |
102 | 10.02 | Основные способы образования слов | Производящая основа. Словообразующие морфемы | 1 |
103 | 11.02 | Р.р. Обучающее сочинение по картине С.А Тутунова «Зима пришла. Детство». | | 1 |
104 | 12.02 | Способы образования слов. Сложение | Словообразование – раздел языкознания. | 1 |
105 | 16.02 | Морфемный и словообразовательный анализ слов. | Знать порядок разбора, познакомить с образцом данного вида разбора. | 1 |
106 | 16.02 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №4 по теме «Морфемика. Словообразование». Орфография». | Выявить уровень знаний учащихся по теме. | 1 |
| | Итого | | 19+1 |
| | Морфология |
107 | 17.02 | Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи | Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. | 1 |
| | Итого | | 1 |
| | Имя существительное как часть речи |
108 | 18.02 | Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение | Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении | 1 |
109 | 19.02 | Р.р. Контрольное сочинение №1 по картине А.А. Пластова «Первый снег». | | 1 |
110 | 24.02 | Правописание суффиксов -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а). | Условия выбора орфограммы. | 1 |
111 | 25.02 | Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-). | Условия выбора орфограммы. | 1 |
112 | 26.02 | Правописание не с именем существительным | Условия выбора орфограммы. | 1 |
113 | 02.03 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Категория одушевленности-неодушевленности у имен существительных. | 1 |
114 | 02.03 | Р.р. Описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С. Петрова-Водкина. | | 1 |
115 | 03.03 | Имена существительные нарицательные и собственные | Отличие нарицательных существительных от собственных. | 1 |
116 | 04.03 | Род имён существительных | Категория рода имен существительных. | 1 |
117 | 05.03 | Ь после шипящих на конце имен существительных. | Условия выбора орфограммы. | 1 |
118 | 09.03 | Имена существительные общего рода. | Категория рода имен существительных. | 1 |
119 | 09.03 | Род несклоняемых существительных | Категория рода имен существительных. | 1 |
120 | 10.03 | Склонение имён существительных. Три основных типа склонения. Разносклоняемые имена существительные. | Категория склонения имен существительных. | 1 |
121 | 11.03 | Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного числа | Категория числа имен существительных. | 1 |
122 | 12.03 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание. | 1 |
123 | 16.03 | Правописание О, Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц. | Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц. | 1 |
124 | 16.03 | Р.р. Сочинение-описание архитектурного памятника. | | 1 |
125 | 17.03 | Морфологический разбор имени существительного. | Знать порядок разбора, познакомить с образцом данного вида разбора. | 1 |
126 | 18.03 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №5 по теме «Имя существительное» | Выявить уровень знаний учащихся по теме. | 1 |
127 | 19.03 | Повторение по теме «Имя существительное» Тестирование по теме «Имя существительное». | Обобщить знания и умения по теме. | 1 |
| | Итого | | 17+3 |
| | Имя прилагательное |
128 | 30.03 | Имя прилагательное как часть речи. | Синтаксическая роль в предложении. Общее грамматическое значение. | 1 |
129 | 30.03 | Р.р. Сочинение –описание внешности человека. | | 1 |
130 | 31.03 | Прилагательные качественные и относительные. Притяжательные прилагательные. | Разряды имен прилагательных, их смысловые и грамматические различия | 1 |
131 | 01.04 | Согласование имени прилагательного с именем существительным. | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 |
132 | 02.04 | Имена прилагательные полные и краткие. Особенности значения, изменения. | Правописание кратких прилагательных | 1 |
133 | 06.04 | Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. | Правописание кратких прилагательных | 1 |
134 | 06.04 | Степени сравнения качественных имён прилагательных. Сравнительная степень. | Образование сравнительной степени имени прилагательного, ее значение. | 1 |
135 | 07.04 | Превосходная степень качественных имен прилагательных. | Образование превосходной степени имени прилагательного, ее значение. | 1 |
136 | 08.04 | Словообразование и правописание имён прилагательных. Суффиксальный способ образования. | Правописание н и нн в прилагательных. Образование имен прилагательных путем сложения | 1 |
137 138 | 09.04 13.04 | Приставочный способ. Правописание не с прилагательными. | Условия выбора орфограммы. | 2 |
139 | 13.04 | Правописание сложных имен прилагательных. | Условия выбора орфограммы. | 1 |
140 | 14.04 | Р.р. Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | | 1 |
141 | 15.04 | Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц. | Условия выбора орфограммы. | 1 |
142 | 16.04 | Морфологический разбор имени прилагательного Повторение по теме «Имя прилагательное» | Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Обобщить и систематизировать изученный материал по данной теме. | 1 |
143 | 20.04 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №6 по теме «Имя прилагательное» | Выявить уровень знаний учащихся по теме. | 1 |
| | Итого | | 14+2 |
| | Глагол |
144 | 20.04 | Глагол как часть речи. | Общее грамматическое значение действия предмета. Синтаксическая роль в предложении. | 1 |
145 | 21.04 | Правописание не с глаголами. | Условия выбора орфограммы. | 1 |
146 | 22.04 | Инфинитив (неопределённая форма глагола). Правописание -тся и -ться в глаголах. | Значение действия, передаваемое инфинитивом. | 1 |
147 | 23.04 | Р.р. Контрольное сочинение №2 «Вытеснит ли со временем компьютер книгу?» | | 1 |
148 | 27.04 | Виды глагола. Образование видовых пар. | Значение и признаки глаголов совершенного и несовершенного вида. | 1 |
149 | 27.04 | Правописание суффиксов –ова-, -ева- и –ыва-, -ива- в глаголах. | Условия выбора орфограммы. | 1 |
150 | 28.04 | Переходные и непереходные глаголы | Категория переходности-непереходности у глаголов. | 1 |
151 | 29.04 | Возвратные глаголы. | Категория возвратности. | 1 |
152 | 30.04 | Наклонения глагола. Условное (сослагательное) наклонение.. | Значение действия, выполненного при определенном условии. | 1 |
153 | 04.05 | Повелительное наклонение глагола. | Значение действия глагола в повелительном наклонении. | 1 |
154 | 04.05 | Изъявительное наклонение глагола. | Значение действия глагола в изъявительном наклонении. | 1 |
155 | 05.05 | Времена глагола. Настоящее время. | Времена глагола: значение и употребление в речи | 1 |
156 | 06.05 | Прошедшее время. | Образование форм глаголов прошедшего времени, значение. | 1 |
157 | 07.05 | Будущее время. | Образование форм глаголов будущего времени, значение. | 1 |
158 | 11.05 | Повторение изученного по теме «Глагол». Выполнение задания рубрики «Проверяем себя», с. 242-245. | Обобщить знания и умения по теме «Глагол». | 1 |
159 | 11.05 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №7 по теме «Глагол» | Выявить уровень знаний учащихся по теме. | 1 |
160 | 12.05 | Спряжение глагола | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 |
161 | 13.05 | Разноспрягаемые глаголы. | Дать понятие разноспрягаемых глаголов. | 1 |
162 | 14.05 | Безличные глаголы. | Значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных). | 1 |
163 | 18.05 | Морфологический разбор глагола. | Постоянные и непостоянные морфологические признаки | 1 |
164 | 18.05 | Р.р. Изложение с цитированием стихотворных строк. «Белоствольное чудо» | | 1 |
| | Итого | | 19+2 |
| | Повторение в конце года |
165 | 19.05 | Фонетика. Орфография. Синтаксис и пунктуация. | Уметь определять ударные и безударные гласные в слове и правильно определять условия выбора их написания. | 1 |
166 | 20.05 | Итоговый годовой контрольный диктант №8 | Выявить уровень знаний учащихся по изученным в течение учебного года темам. | 1 |
167 | 21.05 | Лексика. Морфология. | Лексическое и грамматическое значение слова | 1 |
168 | | Урок «Оцените свои успехи» (упр.378) | Выявить уровень знаний учащихся по изученным в течение учебного года темам. | 1 |
| | Итого | | 4 |
169 170 | | Резервные уроки | | 2 |
| | Итого | | 170 |
Учитель: Хиврич Н.Г.