ВИТАМИННАЯ НЕДЕЛЯ. Немногим больше 75 лет назад учёные впервые открыли тайну витаминов. Первые витамины были получены из шелухи риса, это жёлтые кристаллы. Их название произошло от латинского слова «вита» - жизнь. Ни одно открытие в медицине не получило сразу такой известности. Не получая витаминов, даже самый здоровый человек станет слабеть, у него начнут портиться зубы, ухудшиться зрение. Он всегда будет чувствовать себя усталым , будет чаще болеть. Витамины не лекарства, которое необходимо только во время болезни. Витамины нужны всегда, ежедневно. Но где же прячутся эти желтые кристаллы? В пище. Какая же пища полезнее для нас? |
Напрвление | ДНИ НЕДЕЛИ. Средний возраст. |
Понедельник «Любознайка» | Вторник «Трудолюбик» | Среда «Микроша» | Четверг «Здоровинка» | «Пятница «Чудинка» |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «» |
Упражнения на дыхание: «Ароматная клубничка» (на вдохе – задержка дыхания) Ходьба: «Осторожно, заросли крыжовника!» (ходьба с перешагиванием через предметы), «Горошинки» (ходьба врассыпную и кружение), «На грядке» (бег змейкой между предметами) Подвижные игры: «Цветная капуста» (сортировка предметов), «Яблочки» (метание мешочка с песком на стул). | Упражнения в равновесии: «Подсолнухи» (равновесие на одной ноге), «Мед и пчелы» (равновесие на одной ноге, руки в стороны) | Подвижные игры: «Яблочки» (метание мешочка с песком на стул), «Червивое яблочко» (одна подгруппа детей образует круг-«яблочко», другая – колонну-«червячка» и передвигается «змейкой между детьми) | | |
Познавательное развитие | Беседы: «Овощи и фрукты - кладовая здоровья» (витамин А /помидор, морковь, лук, абрикос…/ - улучшает зрение; витамин С /капуста, зелёный лук, черная смородина, лимон, апельсин…/ - прогоняет усталость, возвращает румянец, улучшает аппетит). » | Наблюдения: «Чудо-остров» (проращивание ботвы в воде из верхушек разных овощей: морковь, капуста, свекла). | Познавательная игра: «Фруктовое пексесо» | Наблюдения: «Фруктовое дерево» (наблюдение за развитием плодов фруктовых деревьев: вишня, яблоня, абрикос, шелковица) | Экологическая викторина: «Попробуй отгадай» (определение на вкус и на ощупь фруктов и овощей) |
Речевое развитие | Логоритмика: «Огород-хоровод» (закрепление словарного запаса, развитие координации движение). | Артикуляционная разминка: «В огороде для Полины» | Сюжетно-ролевая игра: «Супермаркет» (знакомство с работой овощного магазина) | Артикуляционная разминка: ( Л. Богдан) «У малютки-дочки» | Речевые игры: «Помидор», «Яблочко» К.Авдеенко |
Социально-коммуникативное развитие | Психогимнастика: «Чудеса на грядке» (оживление овощей и фруктов с помощью жестов и пантомимы по тексту загадок). | Труд в природе: прополка грядок овощей от сорняков | Этюд: «Вкусные эмоции» (импровизация эмоциональных проявлений в зависимости от вкуса продуктов: лимон, банан, клубника, лук | | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Донской натюрморт» (рисунок на окрашенном тесте) Пение: «Купите лук» Т. Назарова –Метнер Слушание: «Я во сад пошла» русская нар.песня в обработке В. Агафонникова | Изготовление «Элементов костюмов к сказке» (украшение пелерин ) Пение: «Купите лук» Т. Назарова –Метнер. Пальчиковая игра: «Апельсин» (координация слов с движением), , «Угадай, что в мешочке?» | Коллективная аппликация: « Огород в донской станице» Пение: русская нар. песня «Пойду лук я полоть», «Капуста» Д. Львов –Компанейц. Музыкальные игры: «Зелёные друзья» русские нар.мелодии, «Огурчики» русские мелодии. | Пение: русская нар. песня «Пойду лук я полоть», «Капуста» Д. Львов –Компанейц. Театр на фланелеграфе: «Репка» (разыгрывание сказки с изменением сюжета) | Пение: «Купите лук» Т. Назарова –Метнер, русская нар. песня «Пойду лук я полоть», «Капуста» Д. Львов –Компанейц. Развлечение: «Королевство витаминов» Конкурс фруктовых салатов: «Фруктовый калейдоскоп» ( угощение из фруктов) |
Старший возраст. |
Напрвление | ДНИ НЕДЕЛИ. |
Понедельник «Любознайка» | Вторник «Трудолюбик» | Среда «Микроша» | Четверг «Здоровинка» | «Пятница «Чудинка» |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «» |
Упражнения в равновесии: «Финиковая пальма» (равновесие на двух, одной ноге с подбрасыванием мячей) Пальчиковая гимнастика: «Орешки» (разнообразные броски мяча двумя и одной рукой). | Эстафеты: «С мешком картошки» (бег с мешком, наполненным мячами «Морковная грядка» (бег с переворачиванием катушек), | Подвижные игры: «Медведи и пчелы», «У медведя во бору», «Сторож», «Обезьяны и бананы» (игра-импровизация с бананами, с лазаньем по гимнастической стенке). Эстафеты: «Наливные яблочки» (бег с переносом кегельных мячей) | Ходьба: «Поляна земляники» (бег змейкой между предметами с остановкой на сигнал), «На бахче» (ходьба по гимнастической скамейке с мячом в руках – в обратном направлении катание мяча по полу) Упражнения на дыхание: «Витаминный чай» (имитация полоскания горла), «Полезный чеснок» (очистительное дыхание Л.Яковлева). | |
Познавательное развитие | Беседы: «Живые витаминки» (полезные растения: укроп, петрушка, зелёный лук, салат, кукуруза, шиповник… - ценные источники многих витаминов А,С, В. Употребляя их в свежем виде человек избавляется от разных недугов и укрепляет своё здоровье) | Наблюдение: «Разный лук» ( рассматривание различных видов лука: шнитт – лук, батун, порей, репчатый. Выявление общих черт во внешнем виде и вкусовых качествах) | Опыты: «Волшебник лимон» (обесцвечивание чая, свертывание молока, отбеливание пятен на бумаге, изготовление ароматного коктейля) | Экологическая книга: (сочинение историй для книги , создание соответствующих иллюстраций различными методами: гербарий, фото). | Экологическая книга: (сочинение историй для книги , создание соответствующих иллюстраций различными методами: гербарий, фото-окончание работы). |
Речевое развитие | Логоритмика: «Попробуем» (закрепление представление о ягодах и фруктах, развитие мимики и пантомимики), «Щи –талочка» (развитие координации напевноей речи с движением рук). | Артикуляционная разминка: Л.Зильберг «Витамин А», «ВитаминВ» | Театрализованная игра: «Настоящие друзья» (разыгрывание сценок по сюжету стихотворения Я. Тувима «Овощи») | Артикуляционная разминка: Л.Зильберг «Витамин С», «ВитаминД» | Логоритмика: С. Лосева «У Андрюшки – апельсины.» |
Социально-коммуникативное развитие | Этюд-имитация: «Солнечный круг», «В царстве золотом» (передача своего эмоц. состояния в мимике, жестах, движениях под влиянием природных явлений) | Труд в природе: посев кресс-салата, берлинского, листового и горчичного | | | |
Художественно-эстетическое развитие | Слушание: «Пойду ль я» русская нар.песня в обработке А. Лядова Пластический этюд: «Лесная ягода» ( передача характерных особенностей лесных растений в отличие от садовых и луговых: медлительность, настороженность, таинственность) Пение: «Весёлые медвежатки» Е Поплянова | Лепка из солёного теста: « Казаки в гостях у Чипполино» Пение: «Весёлые медвежатки» Е Поплянова, Музыкальные игры: «Огородная хороводная» Б. Можжевелов. | Пение: «Вы умеете сажать капусту» французкая нар.песня. Изготовление «Элементов костюмов к сказке» (изготовление шапочек в форме фруктов и овощей | Пение: «Вы умеете сажать капусту» французкая нар.песня. ) Танцы в кругу: «Фруктовая феерия» Музыкальные игры: «Весёлый хоровод» Р.Рихтер. | Пение: «Весёлые медвежатки» Е Поплянова, «Вы умеете сажать капусту» французкая нар.песня. Развлечение: «Королевство витаминов» Конкурс фруктовых салатов: «Фруктовый калейдоскоп» (приготовление салатов из фруктов ) |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. |
Напрвление | ДНИ НЕДЕЛИ. |
Понедельник «Любознайка» | Вторник «Трудолюбик» | Среда «Микроша» | Четверг «Здоровинка» | «Пятница «Чудинка» |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «Солнечные зайчики» |
Эстафеты: «Репка» (бег вокруг ориентира: сначала один ребенок, затем вдвоем, втроем и т.д.), Упражнения в равновесии: «Девочка на арбузе» (балансирование на набивном мяче), «Фруктовая корзинка» (ходьба с предметами на голове) | Экологическая тропа: «Тутовник» (экскурсия в городской парк по заданному маршруту с целью поиска тутовых деревьев» | Эстафеты: «Бобовое дерево» (лазанье по канату, шесту), «Докати тыкву» (катание головой набивные мячи), «Довези урожай» (пары – ходьба на руках). | Ходьба: «Виноградный сок» (ходьба босиком приставным шагом левым и правым боком, различные танцевальные движения), Дыхательная гимнастика: «Луковая свистулька» (свист или удлиненный выдох), «Фруктовый коктейль» (упражнения: губы «трубкой», язык «трубкой» Л.Яковлева «Д/В №2, 97). Подвижные игры: «Ну-ка, отними!» (одна подгруппа детей перебрасывает мяч, другая – старается перехватить мяч), «Колосок» (речевая игра), «Кукурузное поле» (игра в прятки). | |
Познавательное развитие | Цикл бесед: «Азбука здоровья» (Человеку нужны все витамины без исключения.. Но у каждого витамина есть своё прямое назначение. Следуем заповедям здорового питания. Витамины А, С.) | Цикл бесед: «Азбука здоровья» (Человеку нужны все витамины без исключения.. Но у каждого витамина есть своё прямое назначение. Следуем заповедям здорового питания. Витамины В, Д, Е) | Наблюдение: « Что там внутри?»(рассматривание срезов фруктов: киви, апельсин, клубника, банан, абрикос с использованием лупы и микроскопа) Опыт: «Жидкие витамины» (изготовление сока из овощей и фруктов и сравнение полученного объёма жидкости от исходной массы) | Экопроект: «Сердечная ягода» (Знакомство с шелковицей, её целебными свойствами. Кратковременные эпизодические наблюдение за развитием плода. Выполнение творческих индивидуальных и групповых проектов «Чудо-дерево».) | Познавательный турнир: «Рыцари здоровья» (придумывание загадок, пословиц и поговорок: об овощах и фруктах ) |
Речевое развитие | Логоритмика: «Фрукты сорятся» (развитие речевых и мимических движений), «Яблоко» (развитие слухового внимания, своевременного внимания с одного движения на другое и умение быстро и точно его) | Речевая игра: Г. Шестакова. «Чтоб сильным быть» | Логоритмика: С. Лосева «Кто такие витамины?» | Артикуляционная разминка: Н. Анишина. « Живые витамины». | Речевая игра Н. Тарасов. Витамин «Ка» |
Социально-коммуникативное развитие | | Труд в природе: подготовка грядок для посева семян салата старшими детьми | | | |
Художественно-эстетическое развитие | Пение:»Румяные сестрички» Ю.Слонов. Слушание: «Зеленейся зелёный сад» русская нар.песня Импровизация: на тему сказки «Чипполино» (создание танцевальных и песенных образов сказочных персонажей, внесение новых героев, изменение характерных черт главных действующих лиц). | Пение:»Румяные сестрички» Ю.Слонов. Ручной труд: «Донская фантазия» (создание коллажа- аппликации на плоскости) | Пение: «Кастрюля-хитрюля» Е.Поплянова, «Веселый холровод» Р.Рихтер. Изготовление «Элементов декораций к театральной постановке» (рисование настенных панно по сюжету сказки: мел, сангина, акварель) | Музыкальные игры: «Гости с огорода» русские нар.мелодии, «Витаминная корзинка» музыка современных композиторов Постановка спектакля: «Чипполино» с участием детей и родтителей подготовительной группы для других воспитанников | Развлечение: «Королевство витаминов» Конкурс фруктовых салатов: «Фруктовый калейдоскоп» ( приготовление салатов и их сервировка ) Соковая вечеринка: «Лечение соками» (импровизированное кафе на участке детского сада совместно с родителями) |
ПРИЛОЖЕНИЕ к Витаминной неделе.
Рекомендации к проведению
Развлечения «Королевство витаминов»
С утра у дверей кафе развёрнут мобильный кукольный театр, персонажи Айболит, Заяц и Ворона обыгрывают меню предстоящего завтрака и просят найти дом для растерявшихся овощей (петрушка, фасоль, капуста), который находится в «Королевстве витаминов». После завтрака дети отправляются в путешествие по замкам витаминов А.В,С, где рассматривают картинные галереи, знакомят со старинными легендами и тайнами семейств, состязаются в познавательном турнире, веселятся на фруктовом балу, играют в фанты, резвятся на лужайке, соревнуясь в меткости, ловкости, силе. В заключении все приглашаются на большой королевский аукцион, где выставлены лоты: овощи и фрукты. Лот выигрывает тот, кто сообщит больше интересных и полезных сведений и нём. В дальнейшем выигрыш используется для приготовления салатов на конкурс.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
В огороде для Полины Поспевают витамины.
Вот висят на каждой ветке Разноцветные таблетки: Ярко-красные - малина, Рыжеватые - рябина; Синие - ирги горошки, Да смородины серёжки - Алые, блестящие. Пробуй - настоящие!
Л. Богдан. «У малютки-дочки»
У малютки-дочки, Аленькие щечки.
Потому что, витамины
Каждый день в меню Ирины.
Сок в стакане и компот
Регулярно дочка пьет.
У Ирины на лице
Витамины А, В, С.
«Помидор». К. Авдеенко
Помидор на грядке
Делает зарядку;
Как здоровье, помидор?
- Хорошо! В порядке!
Весь вспотел - но не устал!
От зарядки красным стал.
«Яблочко». К. Авдеенко
Что за грохот - бум-бум-бум -
Яблочко упало!
В травке яблочко найдём
Чтобы не пропало.
Л.Зильберг. «Витамины»
Витамин А
Помни истину простую -
Лучше видит только тот.
Кто жует морковь сырую
Или пьёт морковный сок.
Витамин В
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам-
И не только по утрам.
Витамин С
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Витамин Д
Рыбий жир всего полезней!
Хоть противный - надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней - лучше жить!
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины. А В С
С. Лосева
«У Андрюшки – апельсины.»
У Андрюшки – апельсины.
У Павлушки – виноград.
А у Маши – мандарины.
Каждый фрукту очень рад!
Витамины, витамины
Очень важны для ребят.
Ест бананы Глеб, ест Нина.
А Серёженька - гранат.
«Кто такие витамины?»
Кто такие витамины?
Для чего проникли в лук,
В молоко и в мандарины,
В черный хлеб, в морковь, в урюк?
Рассмотрю-ка их в окрошке,
Через дедовы очки -
Кто они? Соринки? Мошки?
Человечки? Паучки?
Может в перце и петрушке,
Незаметные на взгляд,
Очень маленькие пушки
По бактериям палят?!
Если так, то Витамины
Мне нужны наверняка -
Съем на полдник мандарины,
На ночь выпью молока!
Г. Шестакова. «Чтоб сильным быть»
Чтоб сильным быть, ловким,
здоровым, веселым
Не стоит есть чипсы
и пить Кока-Колу.
Съешь яблоко, сливы,
лимон, апельсины -
Во фруктах и в ягодах
есть витамины.
Нам справиться с насморком,
гриппом, ангиной
Помогут не чипсы,
а те витамины,
Что в ягодах, фруктах
живут, в овощах,
В сырАх, творогАх,
в молоке и борщах...
Всем нравится сочную,
спелую грушу,
Клубнику, чернику,
смородину кушать...
В различных продуктах -
от рыб до малины,
Для жизни важнейшие
есть витамины.
Зовутся они: К; Е; Д; А; В; С,
Содержатся - в зелени,
в злаках, в яйце...
Так важно Что пьем мы
и что мы едим.
Нам солнечный свет
также необходим.
Чтоб были хорошими
зубы и зренье,
Чтоб волосы, кожа
была - загляденье,
Должна быть еде наша
разнообразной.
По цвету - зеленой,
и желтой, и красной...
От горького лука -
до сладкой малины...
И с пищей получим
мы все витамины
Их только безмерно
нельзя увеличивать.
Поэтому надо себя
ограничивать:
Коль съешь не один апельсин -
двадцать пять,
Возможно придется
врача вызывать.
Н. Анишина. « Живые витамины».
Растут у тёти Зины
Живые витамины.
Витамины разные:
Зелёные и красные.
Все они, от «А» до «У»,
В огороде на виду.
Все, как Солнце, нужные,
Красивые и дружные.
Висит горох на грядке,
Вкуснее шоколадки.
Морковь и сельдерей,
Что может быть важней?
Витамины высший сорт,
Не фазенда, а курорт.
Живые витамины
Растут у тёти Зины,
Мы их на именины
Собрали две корзины!
Н. Тарасов. Витамин «Ка»
Много всяких витаминов
Есть в шкафу у тети Нины.
Выбирай, как на витрине,
В витаминном магазине.
Кроме яблок есть варенье,
Витаминное печенье!
В чашке – ягодки малины
(в них ведь тоже витамины!)
Есть на ветке виноград
И ему я очень рад,
Но вот тянется рука
К витамину с буквой «Ка».
Потому что всем известно –
Съесть его всегда полезно.
Этот сладкий, разноцветный
Витаминчик мой конфетный!