Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу «История» составлена в соответствии:
С Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № -273 – ФЗ от 29.12.2012 г, требованиями Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089,
На основе Примерной программы по учебному предмету «История» 5-11 классы. Москва « Просвещение» 2010 г. Авторская программа «история России 6-9 кл.» А.А.Данилова и Л.Г.Косулина – М.: Просвещение -2010 г.
С учётом учебного плана МБОУ «Санномыская СОШ»;
Национально- региональных условий, средств обучения, особенностей контингента учащихся.
Актуальность программы: программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задаёт перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
Рабочая программа адресована для учащихся 9 класса на изучение предмета истории в течение одного года (68 ч, 2 часа в неделю), Всеобщая история «Новейшая история» Загладин Н.В. - 2011 г.; «История России» XX – начало XXI века»; Данилов.А.А. Косулина.Л.Г. Бранд М.Ю. – 2014 г.;
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории, особенно в вопросах, связанных с фальсификацией новейшей истории России.
Задачи:
Образовательная:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно – историческом процессе;
Развивающаяся: развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Воспитательная: возможность удовлетворения (и развития):
- физиологических потребностей; потребности в безопасности; потребности в усвоении групповых норм и идеалов; потребностей в любви, уважении, признании, общественном одобрении; потребности в труде, значимой деятельности; потребности в сохранении и повышении самооценки; познавательной потребности в особой области интересов; потребности в преобразующей деятельности; потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки; потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира; потребности в овладении все более высоким уровнем мастерства; потребности в самоактуализации личности;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
Валеологические:
создание комфортной психологической обстановки, способствовать эффективной работе ученика, его творческому самовыражению
- укреплению здоровья и повышение психологической устойчивости организма, через здоровье сберегающие технологии
- формирование у учащихся ответственное отношение к своему здоровью
- формирование у учащихся ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, как к ценности
- выработать индивидуальный способ безопасности поведения на уроках и в жизненных ситуациях
- учебный процесс проводить согласно требованиям САНПиНА
Планируемый уровень подготовки учащихся
Должны знать/ понимать:
Основные даты, ключевые события и понятия эпохи нового времени, мира и России;
Временные границы эпохи нового времени, истории человечества, особенности обществ эпохи нового времени.
Уметь:
Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
Оперировать историческими понятиями и датами.
Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
Предоставление результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
Участие в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Характеристика предмета:
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействие с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образовании и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому, или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времён, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т.д. Изучение истории должно быть направленно на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимся мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся в условиях фальсификации прошлого России способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся:
Возраст от 11 -15 лет – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5-9 классы), характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н.К.Крупская характеризовала психологией полуребёнка – полувзрослого: в своём развитии он уже «ушёл» от детей, но ещё не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.
В этом возрасте происходят бурный рост и развитие организма. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объёму мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения всё еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.
Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом – характерная особенность учеников среднего школьного возраста.
Характерная черта внимания учеников среднего возраста – его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но лёгкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно – воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно – образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышления приобретает новую черту - критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь своё мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст – наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности синзетивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.
Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной.
В подростковом возрасте идёт интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своём поведении, ещё не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжёлого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относится к духовному миру подростков, проявляемым ими чувствам.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьёзных проблем среднего школьного возраста – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.
К концу подросткового периода перед школьниками реально встаёт проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимает смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук.
Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение.
Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение
Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок, отстаивание своего - я.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук.
Условия реализации программы: Для успешной реализации программы используются следующие ресурсы: учебно-методическое оборудование кабинета (работа с дополнительной литературой, мультимедиа, портреты учёных)
Организация образовательного процесса: Мы используем элементы педагогических технологий по классификации Г. К. Селевко и методы обучения по И. Я. Лернеру и М.Н. Скаткиной
Формы текущего и итогового контроля:
Текущий контроль: осуществляется через проведение письменных контрольных работ, тестовых заданий разного уровня сложности
Итоговый контроль: тестирование, итоговые контрольные работы
Планируемые результаты:
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирования и становления собственного (личностного) смысла учения.
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
Формирование эмоционально - ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Содержание рабочей программы учебного предмета.
Глава – 1. Человечество после Первой мировой войны
Введение. Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система - трения между державами победительницами, идеи Лиги наций, условия Версальского мира, противоречия Версальского мира, Вашингтонская конференция.
Революционное движение в Европе и Азии. Левые и правые в политической жизни - Советская революция как база «мировой революции», революция 1918 г. в Германии, революция 1919 г. в Венгрии, национально – освободительная революция в Ирландии, спад революционной волны в Европе, социал – демократическое движение: идеология и политика, коммунисты и социал – демократы, зарождение фашизма в Италии и Германии.
Глава – 2. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису
Мировой экономический кризис 1929-1932гг. - США: лидерство в мировой экономике, кризис в США: причины и последствия, «Новый курс» основные направления, кейнсианство и итоги «Нового курса»,
Тоталитаризм в Германии Италии – фашизм, в Германии: путь к власти, фашистская диктатура в Германии, фашизм в Италии, милитаризм в Японии.
Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции - Великобритания в 1920-е гг., кризис в Великобритании и национальное правительство, особенности кризиса во Франции, угроза фашизма и Народный фронт.
Милитаризм и пацифизм на международной арене - агрессия Японии в Китае, подготовка Германии к войне и политика умиротворения, гражданская война и германо-итальянская интервенция в Испании, Мюнхенское соглашение.
Глава – 3. Человечество во Второй мировой войне
Начальный период мировой войны. Антигитлеровская коалиция - поражение Польши и «странная война» в Европе, разгром Франции, битва за Англию, «Новый порядок и холокост в Европе, Движение Сопротивления, СССР и Германия накануне войны, нападение Германии на СССР, формирование антигитлеровской коалиции, агрессия Японии на Тихом океане и вступление в войну США.
Трудный путь к победе. Итоги Второй мировой войны - проблема открытия второго фронта, значение советско-германского фронта, разгром Германии и Японии, СССР и союзники в антигитлеровской коалиции.
Глава – 4. Мировое развитие и международные отношения в годы «Холодной войны»
Истоки «Холодной войны» и создание военно-политических блоков; Крушение колониализма, Партнёрство и соперничество сверхдержав - конференции в Тегеране, Ялте и Потсдаме об основах послевоенного миропорядка, итоги Второй мировой войны, создание ООН, послевоенный мир и причины «холодной войны», «План Маршала» и раскол Европы, Берлинский кризис и создание системы союзов в Европе, «Холодная война» в Азии, падение колониальных империй, гонка вооружений и советско-американские отношения, политика неприсоединения, разрядка и её итоги, кризис политики разрядки, новое политическое мышление и проблемы нового миропорядка.
Глава -5. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX – начале – XXI в.
Становление социально ориентированной рыночной экономике в странах Западной Европы и в США - «Экономическое чудо» в Западной Германии, Англия, Франция и Италия в обновляющейся Европе, США в послевоенные годы, возвышение среднего класса.
Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1979-х гг. Эволюция политической мысли во второй половине 20 века – влияние «холодной войны» на внутреннюю политику США, политические кризисы времён «холодной войны» в странах Западной Европы, обострение противоречий индустриального общества, кризис доверия, к власти США, новые левые в Западной Европе, коммунисты и еврокоммунисты, либерализм и «неоконсервативная революция».
Возникновение информационного общества - неоконсервативная модернизация экономики, начало становления информационного общества, политические партии в информационном обществе, экономические итоги 1990-х гг., США в начале XXI в.
Восточная Европа: долгий путь к демократии – утверждение коммунистов у власти в Восточной Европе, кризис в Восточной Европе и «Доктрина Брежнева», демократические революции в восточной Европе, кризис в Югославии.
Интеграционные вопросы в Западной Европе и Северной Америке. СНГ в мировом сообществе – этапы интеграции в Западной Европе, интеграционных процессов, итоги развития Евросоюза, североатлантическая интеграция, образование и развитие СНГ, вооружённые конфликты в СНГ, политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ.
Глава – 6. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке
Япония и новые индустриальные страны; Китай на пути модернизации и реформирования - Япония после Второй мировой войны, истоки Японского «экономического чуда», новые индустриальные страны, пополнение рядов НИС, строительство основ социализма в Китае, социально-политические эксперименты в КНР, курс прагматических реформ, внешняя политика Китая.
Индия во второй половине 20 – начале 21 века – предоставление независимости и раздел страны, особенности политики модернизации, внешняя политика.
Исламский мир – национально-патриотическая модель развития, традиционализм в исламском мире, ближневосточный конфликт и исламские страны.
Африка к югу от Сахары. Латинская Америка – крушение колониализма и апертеида, конфликты на Африканском континенте, проблемы в развитии стран Африки, левые режимы в Латинской Америке, Кубинская революция и её последствия, модернизация и военные диктатуры, демократизация 1990-х гг.
Глава – 7. Наука и культура в XX – XXI вв.
Научно-технический прогресс - наука и техника в межвоенный период, Вторая мировая война и технический прогресс, ускорение научно-технического прогресса и его последствия, биохимия, генетика, медицина, теория общественного развития.
Основные направления в искусстве и массовая культура - художественное творчество, литературное творчество и театр, массовая культура, постмодернизм и информационные технологии, молодёжные субкультуры, массовая культура и национальные традиции.
Глава – 8. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия
Глобальные проблемы современности. Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества – военная угроза человечеству, проблема ресурсов и экологии, глобализация экономики и её последствия, проблемы устойчиво безопасного развития человечества, противоречия нового миропорядка, роль России в современном мире.
История России XX –начало XXI века
Раздел – 1. Россия на рубеже XIX – XX вв.
Введение. Государство и российское общество - территории я и население Российской империи, особенности Российской модернизации, политический строй, социальная структура, образ жизни.
Экономическое развитие страны – российская экономика, роль государства в экономике, иностранный капитал, российский монополистический капитализм, сельское хозяйство.
Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. – Николай IІ, борьба в верхних эшелонах власти, противоречия между властью и обществом, «Зубатовский социализм», создание РСДРП, партия социалистов- революционеров, либеральные организации.
Внешняя политика – основные направления внешней политики, дальневосточная политика, начало Русско-японской войны, падение Порт- Артура, окончание войны.
Первая российская революция – причины революции, начало революции, развитие революции, Манифест 17 октября 1905г, формирование монархических партий, формирование либеральных политических партий, основные законы 1906г, деятельность 1-ой Государственной думы, деятельность 2-ой Государственной думы, итоги революции
Экономические реформы; Политическая жизнь в 1907-1914гг. - Столыпин.П.А., программа реформ, разрушение общины, переселенческая политика, первые результаты реформ, развитие кооперации, новый избирательный закон, ужесточение национальной политики, общество и власть в годы столыпинских реформ, нарастание революционных настроений.
Духовная жизнь Серебряного века – духовное состояние общества, просвещение, наука, литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, балет, театр, кинематограф.
Россия в Первой мировой войне - начало Первой мировой войны, отношение народа и партий к войне, начало боевых действий, Брусиловский прорыв, перестройка экономики, приближение кризиса, война и общество.
Раздел – 2. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.
Свержение монархии. Россия весной и летом 1917г. – причины революции. Революционные события февраля 1917 г в Петрограде, образование новых органов власти, отречение Николая IІ, двоевластие, национальный вопрос, политические партии после Февраля, «Апрельские тезисы», июльский кризис власти, выступление генерала Корнилова.
Октябрьская революция - последний этап кризиса власти, социально- экономическая ситуация, подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде, IІ – съезд Советов. Декреты о мире и о земле, установление новой власти в Москве и на местах.
Формирование советской государственности – создание новых органов власти, уничтожение национального и сословного неравенства, судьба Учредительного собрания, Брестский мир, распад коалиционного советского правительства, первые мероприятия в промышленности, аграрная политика выступление левых эсеров, принятие Конституции 1918 г.
Начало гражданской войны. На фронтах Гражданской войны – причины и основные этапы Гражданской войны, первые выступления против советской власти, формирование белого движения, создание Красной Армии, выступление Чехословацкого корпуса, восточный фронт, красный террор, южный фронт, поход на Петроград, интервенция, война с Польшей, разгром Врангеля.
Экономическая политика красных и белых. Экономический кризис начала 20-х годов - политика военного коммунизма, сельское хозяйство в период военного коммунизма, экономическая политика белых, реформаторская деятельность П.Н.Врангеля, «Малая Гражданская война», Крондштатское восстание, причины поражения белых и победы красных.
Раздел – 3. СССР на путях строительства нового общества
Переход к нэпу - причины перехода к новой экономической политике, основные направления нэпа, экономические итоги нэпа, советское общество в годы нэпа, хлебозаготовительный кризис.
Образование СССР - национальные окраины, в гражданской войне, предпосылки объединения социалистических республик, образование СССР, первая Конституция СССР, национальная политика.
Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. Политическое развитие в 20-е гг. - преодоление дипломатической изоляции, Генуэзская конференция, Раппалльский договор, соглашение со странами Востока, дипломатические конфликты с западными странами, создание и деятельность Коминтерна, сращивание государственного и партийного аппарата, основное противоречие нэпа, Сталин против Троцкого, «Правый уклон».
Духовная жизнь СССР в 20-е гг. - борьба с неграмотностью, строительство школ, власть и интеллигенция, партийный контроль над духовной жизнью, «Сменовеховство», большевики и церковь. Начало «нового искусства».
Социалистическая индустриализация. Коллективизация С/Х. – особенности индустриализации в СССР, первая пятилетка, социальные проблемы первой пятилетки, второй пятилетний план, Стахановское движение, итоги первых пятилеток, причины коллективизации, раскулачивание, результаты коллективизации, колхозное крестьянство.
Политическая система СССР в 30-е гг. - роль партии в жизни государства, роль идеологии, формирование культа личности Сталина, массовые репрессии, показательные судебные процессы, Конституция «победившего социализма», национальная политика.
Духовная жизнь в 30-е гг. - развитие образования, власть и наука, научные достижения, социалистический реализм, советский кинематограф, музыкальное и изобразительное искусство, литература, театр.
Внешняя политика СССР в 30 –е гг.- изменение внешнеполитического курса СССР, курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта, война в Испании и СССР, дальневосточная политика СССР, Мюнхенское соглашение, сближение СССР и Германии.
Раздел – 4. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.
СССР накануне ВОВ. Начало войны - начало Второй мировой войны и Советский союз, советско-финляндская война, СССР и Прибалтика, Советско-германские отношения накануне войны, канун войны, начало войны, силы и планы сторон, неудачи Красной Армии, битва за Москву, героическая оборона Ленинграда.
Немецкое наступление 1942г. и предпосылки коренного перелома - ситуация на фронте весной 1942 г., планы сторон, немецкое наступление летом 1942 г., начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим, холокост на территории СССР, партизанское движение.
Советский тыл в ВОВ - советское общество в первый период войны, образование и наука в годы войны, церковь в годы войны.
Коренной перелом в ВОВ - битва за Кавказ, разгром немецких войск под Сталинградом, начало освобождения, битва на Курской дуге, тегеранская конференция, итоги второго периода войны.
Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. СССР на завершающем этапе ВОВ. - многонациональной советский народ на фронтах войны, экономика союзных республик в годы войны, национальные движения в годы войны, национальная политика, военно – стратегическая обстановка к началу 1944г, Крымская конференция, освобождение Европы от фашизма, Потсдамская конференция, вступление СССР в войну с Японией, итоги Второй мировой войны.
Раздел – 5. СССР в 1945 – 1953 гг.
Восстановление экономике. Политическое развитие - экономика СССР после войны, экономические дискуссии, развитие промышленности, сельское хозяйство, курс на «закручивание гаек», демократический импульс войны, изменения в структурах власти, новый виток репрессий, национальная политика.
Идеология и культура - восстановление «железного занавеса», литература, театр, кино, музыка, образование, научные дискуссии.
Внешняя политика - у истоков «холодной войны», распространение сталинской модели, апогей «холодной войны».
Раздел – 6. СССР в 1953 г. – середине 60-х гг. XX века.
Изменения политической системы - смерть Сталина и борьба за власть, XX съезд КПСС, реабилитация, реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.
Экономика СССР в 1953-1964гг. - экономический курс Маленкова, сельскохозяйственная политика Хрущёва, развитие промышленности, социальная политика.
«Оттепель» в духовной жизни - преодоление Сталинизма в литературе и искусстве, развитие науки, советский спорт, развитие образование.
Политика мирного сосуществования - в поисках новой стратегии, отношения с Западом, проблемы разоружения, СССР и социалистический лагерь, «Третий мир» во внешней политике СССР.
Раздел – 7. СССР в середине -60-х - середине 80-х гг. XX в.
Консервация политического режима - усиление позиций партийно- государственной номенклатуры, укрепление роли армий и органов безопасности, Конституция СССР 1977 г.
Экономика «развитого социализма» - аграрная реформа 1965 г и её результаты, реформы в промышленности, научно-технический прогресс, социальная политика.
Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. - концепция «Развитого социализма», противоречия в развитии художественной культуры, советский спорт, ростки «Антисистемы».
Политика разрядки: надежды и результаты - отношения с Западом, совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, региональные конфликты, Афганская война, отношения с соцстранами, «Доктрина Брежнева».
Раздел – 8. Перестройка в СССР 1985 – 1991 гг.
Реформа политической системы: цели, этапы, итоги - предыстория перестройки. «Кадровая революция», конституционная реформа, формирование многопартийности, национальная политика и межнациональные отношения, августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.
Экономические реформы 1985-1991гг - «стратегия устроения», экономические реформы 1985 – 1991 гг., программа «500 дней».
Политика гласности: Достижения и издержки – на пути к гласности, литература, кино, театр, реабилитация, издержки гласности.
Внешняя политика СССР в 1985-1991гг. - новое политическое мышление, начало разоружения, разблокировка региональных конфликтов, распад социалистической системы, результаты политики «нового мышления».
Раздел – 9. Россия в конце XX – начале XXІ века.
Российская экономика на пути к рынку - от советской экономической системы – к рынку, «шоковая терапия», приватизация, корректировка курса реформ, первые результаты экономических реформ, финансовый кризис 1998 г. и его последствия, Россия в мировой экономике.
Политическая жизнь в 1992-1999гг. - разработка новой Конституции, политический кризис 1993 г., Конституция 1993 г., Российская многопартийность, российский парламентаризм, президентские выборы 1996 г., отставка Президента Б.Н.Ельцина, результаты политического развития в 90-е гг.
Духовная жизнь России - исторические условия развития культуры, литература, кинематограф, музыка, театр, изобразительное искусство, средства массовой информации, традиционные религии в современной России.
Строительство обновленной Федерации - народы и регионы России накануне и после распада СССР, федеративный договор, Конституция 1993 г., о принципах федеративного устройства России, нарастание противоречий между Центром и регионами, военно-политический кризис в Чечне, результаты федеративного строительства.
Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия в начале 21 века - ново е место России в мире, Россия и Запад, Россия и Восток, Россия и СНГ, результаты внешней политики, президент России В.В.Путин, укрепление российской государственности, политические реформы, экономические реформы, новые государственные символы, усиление борьбы с терроризмом, Чеченская проблема, разработка новой внешнеполитической стратегии, выборы 2003 – 2004 гг., президентские выборы 2008 г.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения курса учащиеся должны
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX – начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX – начале XXI века; изученные виды исторических источников.
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории, опасность фальсификации прошлого России в современных условиях как угрозы национальной безопасности страны;
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX – начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
Перечень учебно –методического обеспечения
Учебник - «История России XX - XXІ века», Данилов.А.А., Косулина.Л.Г. Бранд М.Ю. – 2014 г.
Учебник – Всеобщая история «Новейшая история». Загладин Н.В. -2011 г.
Поурочное планирование по истории России к учебнику Данилова.А.А. Косулиной.Л.Г. Издательство «Учитель» - 2008 г.
Поурочное планирование «Новая история» - Издательство «Учитель» - 2006 г.
Примерная программа по учебным предметам История 5-9 классы
Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Примерная программа по учебному предмету «История» 5-9 классы. Москва « Просвещение» 2010 г. (письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-12630);
Учебный план МБОУ «Санномыская СОШ»;
Методические рекомендации для учителя «Российская и Всеобщая истории
Учебное пособие « История России»
Учебник «История России с древнейших времён до 1861 года»
Рабочие программы по истории 5-11 классы. Тематическое планирование.
Всемирная история – энциклопедия
«Русская история в жизнеописаниях её главных деятелей» - Костомаров.Н.И.
«Методика преподавания истории в школе» - Студеникин.М.Т.
«Методика преподавания в школе. Уроки истории нового поколения» - Шоган.В.В.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Издание «Интеллект – Центр»
Материально-техническое обеспечение
«Древнерусское государство с центром в Киеве – X веке».
«Новгородская Боярская республика –XІІ век».
«Основные этапы Древнерусского государства»
«Русские земли в период раздробленности (середина XІІ – середина XІІІ века)».
«Москва – центр объединения русских земель (управление Московским государством в XІV – начале XV века)».
«Древняя Русь – Русь удельная – Московская Русь».
«Образование Российского централизованного государства».
«Походы Александра Невского».
«Русь в ІX – начале XІІ века».
Перечень образовательных сайтов
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»
http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
http://www.lib-history.info - историческая библиотека
http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
www.uchitel – izd.ru
Медиаресурсы
Энциклопедия «Истории России 862,1917». «Интерактивный мир».
«Россия на рубеже третьего тысячелетия»
«Государственная символика России» история и современность
Серия видео хрестоматий «Ожившая история
Календарно – тематическое планирование по истории 9 класс
№ | Тема | кол-во уроков | дата | тип урока | элементы темы | требования к уровню подготовки учащихся | д/з | вид контроля |
план | факт |
Четверть - 18 часов. Глава -1. Человечество после, Первой мировой войны |
1 | Введение. Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система | 1 | 04.09 | | вводный Учебная лекция с элементами беседы. | Положение Версальского, Сен-Жерменского, Нейского, Трианонского, Вашингтонского договоров. | Знать и уметь показывать на карте границы государств по созданной системе мирного урегулирования в Европе | §1 с.6-13-прочитать, заполнить таблицу | Фронтальный опрос. Участие в беседе. Составление таблицы: « Итоги Парижской и Вашингтон- ской конференций для держав – победительниц» |
2 | Революционное движение в Европе и Азии. | 1 | 05.09 | | Изложение материала с элементами самостоятельной деятельности. | XX век – новая национальная история. Революция в Германии, Австро-Венгрии, России. | Понимание изучаемых исторических источников. | §2 с.14-23-прочитать, заполнить таблицу | Самостоятельная работа с фрагментами параграфа. Составление таблицы: « Революции в Европе 1918-1919гг.» |
3 | Левые и правые в политической жизни. | 1 | 11.09 | | Лекция с элементами самостоятельной деятельности. | социал-демократическое движение; коммунисты и социал-демократы; зарождение фашизма; | объяснять значение понятий; объяснять причины расхождений во взглядах и действиях коммунистов и социал-демократов; | §3 с.23-31-прочитать, с.32-анализ документа | Фронтальный опрос. Анализ документа стр. 32-33 |
Глава – 2. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису |
4 | Мировой экономический кризис 1929-1932гг. | 1 | 12.09 | | Лекция с элементами исследования. Работа с текстом учебника. Составление таблицы. | особенности экономического кризиса; «Новый курс»; | анализировать особенности экономического кризиса; знать основные понятия; | §4 с.34-40-прочитать, заполнить таблицу | Фронтальный опрос. Составление таблицы « Политика «Нового курса» Ф.Д.Рузвельта» |
5 | Тоталитаризм в Германии Италии. | 1 | 18.09 | | Лекция с элементами проблемной беседы. Участие в дискуссии. | фашизм в Германии, Италии, милитаризм в Японии | давать определение понятиям; | §5 с.42-50-прочитать, заполнить таблицу | Участие в дискуссии. Составление таблицы: « Становление антидемократи- ческих режимов» |
6 | Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции | 1 | 19.09 | | Проблемное изложение. Анализ документов | Великобритания в 1920-е гг. национальное правительство; Народный фронт; | находить и объяснять сходные черты и различия итальянского, германского и испанского фашизма; | §6 с.53-60-прочитать, с.60-анализ документа | Проблемные задания. Анализ документа стр. 60-61 |
7-8 | Милитаризм и пацифизм на международной арене | 2 | 25.09 26.09 | | Проблемное изложение. Анализ документов | Агрессия Японии в Китае; подготовка Германии к войне; угроза миру и международной безопасности; | охарактеризовать политику Германии, Италии и Японии в 1930-е гг, | §7-8 с.61-72-прочитать, заполнить таблицу | Участие в беседе. Составление таблицы: « Международные отношения в 1920-1930-е гг.» |
Глава – 3. Человечество во Второй мировой войне |
9 | Начальный период мировой войны. Антигитлеровская коалиция. | 1 | 02.10 | | Лекция с элементами самостоятельной деятельности. Составление конспекта. Работа с картой. | «Странная война», в Европе; разгром Франции; битва за Англию; Холокост в Европе; Движение Сопротивления; СССР и Германия накануне войны; нападение Германии на СССР; формирование антигитлеровской коалиции; | давать определение понятиям; понимать периодизацию Второй мировой войны; особенности войны; итоги войны; охарактеризовать план Барбаросса | §9 с.76-85-прочитать, заполнить таблицу. §10 с.88-93-прочитать, с.94-анализ документа | Фронтальный опрос. Составление конспекта. Работа с картой. |
10 | Трудный путь к победе. Итоги и уроки Второй мировой войны. | 1 | 03.10 | | Лекция с элементами самостоятельной деятельности. Составление таблицы. Работа с картой. Практикум. Работа с текстом учебника. Анализ документа. | проблема открытия второго фронта; значение советско-германского фронта; разгром Германии и Японии; конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме. Итоги Второй мировой войны; Создание ООН; | оценить значение сопротивления немецкому оккупационному режиму; проследите, какие изменения произошли на карте мира в результате Второй мировой войны | §11-12 с.95-117-прочитать, заполнить таблицу | Письменный опрос. Составление таблицы: « Основные битвы Великой Отечественной войны». Работа с картой. Практические задания по тексту учебника. Составление таблицы: « Международные конференции глав правительств СССР, США и Великобритании» |
Глава – 4. Мировое развитие и международные отношения в годы «Холодной войны» |
11 | Истоки «Холодной войны» и создание военно-политических блоков. | 1 | 09.10 | | Практикум. Работа с текстом учебника. Анализ документа | послевоенный мир и причины «Холодной войны». «План Маршала» и раскол Европы. «Холодная война в Азии». | определять причины «холодной войны». | §13 с.118-126-прочитать, заполнить таблицу | Практические задания по тексту учебника. Составление таблицы: « Создание военно-политических блоков» |
12 | Крушение колониализма, колониальные конфликты и международная безопасность | 1 | 10.10 | | Лекция с элементами самостоятельной деятельности. Анализ документа. Работа с картой. | падение колониальных империй; локальные конфликты; | называть причины, приведшие к развитию процессов деколонизации | §14 с.128-138-прочитать, в.8 | Фронтальный опрос. Анализ документа стр. 138-139 |
13 | Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и её завершение. | 1 | 16.10 | | Лекция с элементами исследования. Составление хронологии событий. | гонка вооружений; политика неприсоединения и антивоенное движение; разрядка и её итоги; кризис политики разрядки; новое политическое мышление | объяснять причины начавшейся в период «холодной войны» гонки вооружений; объяснять смысл терминов; | §15 с.139-149-прочитать, заполнить таблицу | Письменный опрос. Составление хронологии событий |
Глава -5. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX – начале – XXI в. |
14 | Становление социально ориентированной рыночной экономике в странах Западной Европы и в США | | 17.10 | | Лекция с элементами проблемной беседы. Участие в обсуждении ключевых проблем урока. Работа с текстом учебника. | «Экономическое чудо» в Западной Германии; США в послевоенные годы; «Новые рубежи» и «Великое общество»; Возвышение среднего класса; | раскрывать суть терминов и понятий; | §16 с.152-162-прочитать, заполнить таблицу | Фронтальный опрос. Участие в обсуждении ключевых проблем урока. Составление таблицы: «Становление социально ориентирован- ной рыночной экономики в странах Запада» |
15 | Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1979-х гг. | 1 | 23.10 | | Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника и историческими документами. | Влияние «Холодной войны» на внутреннюю политику США; политические кризисы времён «холодной войны в странах Западной Европы; | объяснять термины; рассказать о причинах и последствиях кризиса доверия к власти в США; | §17 с.163-171-прочитать | Фронтальный опрос. Анализ документа стр. 172 |
16 | Эволюция политической мысли во второй половине 20 века Возникновение информационного общества | 1 | 24.10 | | Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника и историческими документами. | Новые левые в Западной Европе; коммунисты и еврокоммунисты; либерализм и «неоконсервативная революция»; неоконсервативная модернизация экономики; | охарактеризовать основные взгляды социал-демократов; рассказать об основных чертах информационного общества; | §18-19 с.172-188-прочитать, с.180 в.7 | Фронтальный опрос. Работа с документами стр. 177-178 Участие в беседе. Составление развёрнутого плана конспекта. |
17 | Восточная Европа: долгий путь к демократии; | 1 | 30.10 | | Проблемное изложение материала. Решение познавательных заданий. Участие в обсуждении вопросов | Кризис в Восточной Европе и доктрина «Брежнева»; демократические революции; кризис в Югославии; | назовите причины кризисов в Восточной Европе в годы «холодной войны»; | §20 с.189-200-прочитать, с.207-заполнить таблицу | Индивидуальный опрос. Решение разноуровневых индивидуальных заданий. |
18 | Интеграционные вопросы в Западной Европе и Северной Америке. | 1 | 31.10 | | Проблемное изложение материала. Решение познавательных заданий. Участие в обсуждении вопросов | этапы интеграции в Западной Европе; итоги развития Евросоюза; | называть главные цели создания ЕЭС, основные средства их достижения; | § 21 с.201-208-прочитать, с.207-заполнить таблицу | Фронтальный опрос. Решение познавательных заданий. Составление таблицы: « Этапы интеграции в Западной Европе» |
2-четверть – 14 часов |
19 | СНГ в мировом сообществе | 1 | 13.11 | | Лекция с элементами беседы. Участие в беседе. Составление развёрнутого плана конспекта | образование и развитие СНГ; вооружённые конфликты в СНГ; | Знать понятия: СНГ, ОБСЕ. Уметь рассуждать, анализировать, обобщать учебный материал; работать с текстом учебника. | § 22. Стр. 209-218. читать | опрос |
Глава – 6. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке |
20 | Япония и новые индустриальные страны; Китай. | 1 | 14.11 | | Практикум. Работа с текстом учебника Составление таблицы. | принципы формирования мировой системы социализма; направление преобразований; | называть государства получившие названия «Новые индустриальные страны». | §23- 24 с.220-237-прочитать, с.227-заполнить таблицу | Практические задания по тексту учебника. Составление таблицы: « Японское экономическое чудо» Фронтальный опрос. Решение познавательных заданий. |
21 | Индия на рубеже веков. Исламский мир. | 1 | 20.11 | | Проблемная беседа. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. Составление сравнительной таблицы. | проблемы выбора путей развития; варианты выборов; | охарактеризовать особенности внешней политики Индии | §25-26 с.238-256-прочитать, с.257-заполнить таблицу | Участие в беседе. Решение проблемных заданий. Участие в беседе. Решение проблемных заданий. Составление таблицы: « Варианты путей послевоенного развития стран исламского мира» |
22 | Африка к югу от Сахары. Латинская Америка. | 1 | 21.11 | | Лекция с элементами беседы. Участие в беседе. Анализ документа | культурно-цивилизационные особенности латино-американского и африканского регионов | называть основные проблемы, которые встали на пути развития освободившихся стран Африки | §27-28 с.238-256-276 прочитать | Фронтальный опрос. Анализ документа стр. 266 Индивидуальный опрос. Решение познавательных заданий. |
| Глава – 7. Наука и культура в XX – XXI вв. |
23 | Научно-технический прогресс. Основные направления в искусстве и массовая культура | 1 | 27.11 | | Рассмотрение учебного материала в ходе презентации проектов по теме учащимися. Разработка и презентация проектов по теме | наука и техника; технический прогресс; биохимия, генетика, медицина; художественное творчество; литературное творчество и театр; | назовите основные направления развития науки и техники. Каковы истоки возникновения массовой культуры 20 века. | §29- 30 с.278-299 прочитать | Разработка и презентация проектов по теме |
Глава – 8. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия |
24 | Глобальные проблемы современности. Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества | 1 | 28.11 | | Проблемная беседа. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. | Военная угроза человечеству. Проблема ресурсов и экологии. Возможности предотвращения экологической катастрофы. Противоречия нового миропорядка | назовите и охарактеризуйте наиболее крупные военные конфликты конца-20 – начала 21 в. | § 31-32 стр. 300 – 315, прочитать | Фронтальный опрос. Участие в беседе. |
25 | Итоговое тестирование по курсу «Новейшая история» | 1 | 04.12 | | | | | | тестирование |
История России XX –начало XXI века Раздел – 1. Россия на рубеже XIX – XX вв. |
26 | Введение. Государство и российское общество. | 1 | 05.12 | | урок изучения нового материала | Территориальная структура Российской империи в начале 20 века, количественная и этническая характеристика её населения. Политическая система Российской империи начала 20 века. Особенности российской модернизации. | знать субъективные и объективные причины Февральской революции, причины установления и суть двоевластия. | П. 1, вопросы и задания, стр.12. | таблица «Февральская революция» |
27 | Экономическое развитие страны | 1 | 11.12 | | комбинированный | особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже веков. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. | иметь представление об особенностях экономического развития Российской империи; знать о причинах и формах государственного вмешательства в экономику, о влиянии иностранного капитала на развитие российской промышленности | П. 2, вопросы и задания, стр.18-19. | Анализ диаграмм |
28 | Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. | 1 | 12.12 | | комбинированный | Николая –ІІ; личность монарха в оценках историков и современников; Борьба в верхних эшелонах власти. Нарастание противоречий между властью и обществом | уметь давать характеристику Николаю II и его политическим воззрениям; иметь представление об основном противоречии политической системы – между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью. | П. 3, вопросы и задания, стр.28-29. | таблица «монополистические объединения в России начала XX в». |
29 | Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг. | 1 | 18.12 | | Школьная лекция с элементам беседы | основные направления внешней политики России на рубеже XIX –XX вв. Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Начало русско-японской войны. Падение Порт – Артура. Ход военных действий. | иметь представления об основных внешнеполитических приоритетах в начале XX в; | П. 4, вопросы и задания, стр. 34. | Таблица «основные события русско-японской войны» |
30 | Первая российская революция. Реформы политической системы. | 1 | 19.12 | | комбинированный | причины и начало революции 1905 г; «Кровавое воскресение». Развитие революции весной и летом 1905 г. Возникновение советов. Восстание в армии и на флоте. | знать причины, этапы и итоги 1905-1907 гг, основные социально-экономические и политические противоречия, иметь представления о работе первой и второй Государственной думы. | П. 5, вопросы и задания, стр. 45- 49, составление опорного конспекта | таблица «Основные события революции» |
31 | Экономические реформы; | 1 | 25.12 | | комбинированный | П.А.Столыпин: личность, деятельность, оценка современников и историков. Суть столыпинской аграрной реформы и её итоги. Разрушение общины и переселенческая политика. | иметь представление о реформах Столыпина как об определённой трансформации революции «снизу» в революцию «Сверху. | П. 6, вопросы и задания, стр. 51. | таблица «Аграрная реформа». |
32 | Политическая жизнь в 1907-1914гг. | 1 | 26.12 | | комбинированный | новый избирательный закон 1907 г. третья Государственная дума; Национальная политика России в 1907-1914 гг. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. Четвёртая Государственная дума. | знать причины краха столыпинских реформ; Уметь давать характеристику политическому составу третьей и четвёртой Государственной думы. | П. 7, вопросы и задания, стр. 56. | |
3- четверть – 20 часов. |
33 | Духовная жизнь Серебряного века | 1 | 15.01 | | комбинированный | Духовное состояние общества. Просвещение и наука. Литература. Живопись. Скульптура, архитектура. Музыка. Театр, балет. Кинематограф. | Иметь представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века» | П. 8, вопросы и задания, стр. 63. | Реферат «Развитие русской культуры «Серебряного века». Таблица «Российская наука в начале XX». |
34 | Россия в Первой мировой войне | 1 | 16.01 | | комбинированный | Международные отношения в конце XIX – начале XX в. Завершение колониального раздела мира. Складывание межгосударственных блоков – Тройственного союза и Антанты. Причины, начало Первой мировой войны. Война и общество. | знать причины втягивания России в мировую войну. Уметь анализировать отношения партий к войне. Знать цели воюющих сторон, ход военных действий на Восточном и Западном фронте. | П.9, вопросы и задания, стр.63 | Участие в беседе. Составление конспекта. |
Раздел – 2. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг. |
35 | Свержение монархии. Россия весной и летом 1917г. НРК: Установление советской власти в Бурятии | 1 | 22.01 | | урок изучения нового материала | причины Февральской революции. Революционные события 1917 г. в г.Петрограде. Образование новых органов власти. Отречение Николая II . Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Политические партии после Февраля. «Апрельские тезисы» Ленина. Апрельский и июньский кризисы власти. Корниловский мятеж | Знать субъективные и объективные причины Февральской революции, причины установления и суть двоевластия. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства. Знать альтернативы развития страны, причины краха буржуазно-либеральной альтернативы. | П. 10-11, вопросы, стр.81. Стр. 89 | Таблица «Февральская революция» Подготовить сообщение о Троцком.Л.Д. |
36 | Октябрьская революция | 1 | 23.01 | | комбинированный | Последний этап кризиса власти. Социально-экономическая ситуация в стране. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде. Декреты о мире, о земле. | Знать причины победы леворадикальных сил осенью 1917 г., иметь представление о позиции меньшевиков и эсеров к факту захвата власти большевиками. | П. 12, вопросы и задания, стр.95-96 | таблица «Октябрьская революция» |
37 | Формирование советской государственности | 1 | 29.01 | | комбинированный | Создание новых органов власти. Уничтожение национального и сословного неравенства. Судьба учредительного собрания. III съезд Советов. Распад коалиционного советского правительства. | Знать причины и суть изменения взглядов большевистского руководства на проблемы Учредительного собрания, мирной революции и революционной войны. | П.13, вопросы и задания, стр. 105, составление опорного конспекта | работа с документами |
38 | Начало гражданской войны. На фронтах Гражданской войны. НРК: Начало гражданской войны | 1 | 30.01 | | урок изучения нового материала | Причины и основные этапы Гражданской войны. Первые выступления против советской власти. Формирование Белого движения. Создание Красной армии. Выступление чехословацкого корпуса. Восточный фронт. Красный и белый террор. Крестьянство в годы Гражданской войны. Южный фронт. Интервенция. Война с Польшей. Итоги Гражданской войны. | Знать причины и сущность Гражданской войны, её основные этапы, события первого этапа Гражданской войны, иметь представление о ходе Гражданской войны, причинах интервенции. Знать результаты Гражданской войны. | П.14-15, вопросы и задания, стр. 111- 122. | таблица «Белые и красные: соотношение сил». |
39 | Экономическая политика красных и белых. Экономический кризис начала 20-х годов | 1 | 05.02 | | комбинированный | Политика военного коммунизма. Сельское хозяйство в период военного коммунизма. Экономическая политика белых. Реформаторская деятельность П.Н.Врангеля. Знать уроки Гражданской войны. Социально-экономический и политический кризис 1920-21 гг. «Малая» Гражданская война. Причины поражения белых и победа красных. | Знать основные мероприятия и суть экономической политики военного коммунизма, экономические программы Белого движения. Уметь раскрывать сущность и основные проявления экономического и политического кризиса большевистского режима в начале 1920-х гг. | П.16-17, вопросы и задания, стр. 127 – 134. | |
40 | Проверочный тест по теме «Великая российская» «революция. 1917 – 1921 гг.». | 1 | 06.02 | | повторительно-обобщающий | материал раздела «Великая российская революция. 1917 – 1921гг.» | | тест | |
Раздел – 3. СССР на путях строительства нового общества |
41 | Переход к нэпу Образование СССР. НРК: Восстановление народного хозяйство в условиях НЭП. | 1 | 12.02 | | Урок изучения нового материала | причины перехода к новой экономической политике Основные направления нэпа. Экономические итоги нэпа. Советское общество в годы нэпа. Экономические противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис. План ГОЭЛРО. Начало восстановления экономики. Свёртывание нэпа. Образование СССР. Первая Конституция СССР 1924 г. | Знать причины перехода и сущность нэпа, основные экономические мероприятия нэпа, Знать факты кризиса хлебозаготовок. Знать причины, предпосылки и принципы построения СССР, особенности Гражданской войны на окраинах нашей страны. Знать положения первой Конституции СССР. | П. 18-19, вопросы и задания, стр. 143 - 149 | Сравнительная таблица «Военный коммунизм и нэп» |
42 | Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. Политическое развитие в 20-е гг. | 2 | 13.02 | | комбинированный | Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция. Раппальский мирный договор. «Полоса признания» Соглашение со странами Востока. Дипломатические конфликты с западными странами. Сращивание государственного и партийного аппарата. Утверждение однопартийной политической системы. Основное противоречие нэпа. | Знать причины сближения советской России с Германией. Знать факты экономического сотрудничества Советской страны с капиталистическими государствами. Знать содержание резолюции X съезда РКП (б) «О единстве партии». | П.20-21, вопросы и задания, стр. 154 – 163. | Таблица «Международное признание СССР» |
43 | Духовная жизнь СССР в 20-е гг. | 1 | 19.02 | | комбинированный | Многообразие культурной жизни в 1920-е гг. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Власть и интеллигенция. Партийный контроль над духовной жизнью Большевики и церковь. | Иметь представление о причинах идеологического наступления на культуру о перестройке народного образования | П. 22, вопросы и задания, стр. 169 – 170. | |
44 | Социалистическая индустриализация. Коллективизация С/Х. НРК: Коллективизация с/х в Бурятии. | 1 | 20.02 | | комбинированный | Особенности индустриализации в СССР. Советская модель модернизации. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Первая пятилетка. Социальные проблемы первой пятилетки. Второй пятилетний план. Положение рабочих Стахановское движение. Итоги пятилеток. Причины коллективизации. Цели, методы и результаты коллективизации с/х. Раскулачивание. Колхозное крестьянство. | Знать цели, задачи и особенности индустриализации в СССР. Знать причины и сущность перехода к политике сплошной коллективизации, цели и задачи «нового курса в деревне». | П. 23-24, вопросы и задания, стр. 175 – 182. | |
45 | Политическая система СССР в 30-е гг. | 1 | 26.02 | | лекция | Роль партии в жизни государства. Формирование централизованной системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Роль идеологии. Формирование «культа личности» Сталина. Массовые репрессии. | Иметь представление о сущности и политической системы в СССР в 1930-е гг. | П. 25, вопросы, стр. 190 – 191. | |
46 | Духовная жизнь в 30-е гг. НРК: Формирование системы образования,здравоохранения, научных учреждений и культуры. | 1 | 27.02 | | лекция | Развитие образования. Власть и наука. Научные достижения. Социалистический реализм. Советский кинематограф. Музыкальное и изобразительное искусство. Литература и театр. | Знать сущность «культурной революции» в СССР в 1930-е гг. | П. 26, вопросы, стр. 197 – 198. | Реферат «Советское искусство 20-3—х гг. |
47 | Внешняя политика СССР в 30 –е гг. | 1 | 05.03 | | комбинированный | Изменение внешнеполитического курса СССР. Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. | Знать причины и сущность изменения внешней политики СССР в 1930-е гг. | П. 27. Вопросы, стр. 204. | |
| Раздел – 4. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. |
48 | СССР накануне ВОВ. Начало войны. НРК: Перевод промышленности и с\х Бурятии на нужды фронта. | 1 | 06.03 | | лекция | Анализ событий конца 30-х начала 40-х гг в стране и мире. Начало Второй мировой войны. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. СССР и Прибалтика СССР накануне Великой Отечественной войны. | Уметь анализировать глубину опасности, нависшую над нашей Родиной и её народами накануне ВОВ. Знать причины и итоги войны с Финляндией. Знать суть планов «Барбаросса» и «ОСТ» | П.28-29, вопросы и задания, стр. 210 – 218. | Фронтальный опрос. Составление конспекта. Работа с картой. |
49 | Немецкое наступление 1942г. и предпосылки коренного перелома. | 1 | 12.03 | | комбинированный | Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон. Сталинградская битва. Героизм защитников города. Начало наступательной операции. Роль маршала Жукова. Начало коренного перелома в ходе войны. | Знать развитие ситуации на фронте 1942 г., иметь представление и силах и планах сторон на военную кампанию 1942 г. Знать основные даты и развитие событий во время Сталинградской битвы. | П. 30, вопросы, стр. 225. | Письменный опрос. Составление таблицы: « Основные битвы Великой Отечественной войны». Работа с картой. Письменный опрос. Составление таблицы: « Основные битвы Великой Отечественной войны». Работа с картой |
50 | Советский тыл в ВОВ Коренной перелом в ВОВ | 1 | 13.03 | | комбинированный | Советское общество в первый период. Военно-экономическое положение страны. Переход промышленности на военные рельсы. Создание промышленной базы на Востоке. Строительство заводов-дублёров. Эвакуация населения. Битва за Кавказ летом 1942 г. Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Частичный прорыв блокады Ленинграда. Битва на Курской дуге. Значение коренного перелома в ходе войны. Тегеранская конференция. Создание антигитлеровской коалиции. | Знать социально-экономического предпосылки коренного перелома в ходе войны. Знать значение разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. | П. 31-32, вопросы, стр. 231 – 237. |
51 | Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. СССР на завершающем этапе ВОВ. НРК: «Герой Бурятии» | 1 | 19.03 | | комбинированный | Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения в годы войны. «Десять сталинских ударов». Успешные операции белорусских и украинских фронтов. Освобождение территории СССР. Встречи «Большой тройки», их роль в организации борьбы против фашизма и послевоенном устройстве Европы. Берлинская операция. Капитуляция Германии. Сдача Пражского гарнизона. Подписание в Потсдаме документов о капитуляции | Иметь представление о вкладе многонационального народа СССР в победу над фашизмом. Знать военно-стратегическую обстановку к началу 1944 г., ход основных операций Красной армии в 1944 г. | П. 33-34. Вопросы, стр. 242-252. | Таблица « Военный операции 1944 г.». |
52 | Проверочный тест по теме - «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг». | 1 | 20.03 | | повторительно-обобщающий | Значение победы советских войск в войне. Итоги и уроки войны. Факторы победы и её цена. | Знать материал раздела «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг» | | |
Раздел – 5. СССР в 1945 – 1953 гг 4 – четверть – 16 часов |
53 | Восстановление экономике. Политическое развитие. НРК: «Бурятия в 1946 – 1964 годах» | 1 | 02.04 | | комбинированный | Послевоенное состояние экономики. Программа и источники восстановления народного хозяйства. С/Х после войны. Факторы быстрого выхода из разрухи. Курс на «закручивание гаек». Изменение общественно-политической атмосферы в СССР после войны. Победа как фактор послевоенного международного и внутриполитического развития. Изменения в структурах власти. Новый виток репрессий. Национальная политика. | Иметь полное представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за военный период. Знать примеры героических усилий советского народа по восстановлению экономики СССР. | П. 35-36, вопросы и задания, 259-264. | Таблица «Экономические и людские потери СССР в Великой Отечественной войне» |
54 | Идеология и культура | 1 | 03.04 | | комбинированный | Восстановление «железного занавеса». Нереализованные надежды на ослабление партийно- идеологического пресса. Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войне. | Иметь представление о противоречивых процессах в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период. | П.37, вопросы, стр. 269. | таблица «Достижения и потери советской культуры во второй половине 40- х – начале 50-х гг. |
55 | Внешняя политика. | 1 | 09.04 | | лекция | Изменение международных отношений после войны. Страны победители. Создание ООН. Истоки «Холодной войны». Влияние СССР на международную политику Начало противостояние между СССР и США. | Знать истоки и сущность «Холодной войны». Знать причины обострения отношений СССР и США | П.38, вопросы, стр. 274. | Фронтальный опрос. Анализ документа |
Раздел – 6. СССР в 1953 г. – середине 60-х гг. XX века. |
56 | Изменения политической системы Экономика СССР в 1953-1964гг. | 1 | 10.04 | | комбинированный | Борьба за власть после смерти Сталина.И.В. Укрепление законности и правопорядка. Реформаторская деятельность Хрущёва. Начало реабилитации жертв массовых репрессий. XX съезд КПСС, его роль в судьбах страны. Разоблачение «культа личности» Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Поиск путей совершенствования управления производством. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущёва: создание совнархозов, освоение целинных и залежных земель. | Знать основные идеи доклада Хрущёва на XX съезде КПСС. Знать примеры новаций. Знать результаты социальной политики и противоречия экономического развития в СССР в 1953- 1964 гг. | П. 39-40, вопросы, стр. 281 – 287. | |
57 | «Оттепель» в духовной жизни | 1 | 16.04 | | комбинированный | Предпосылки и значение преодоления сталинизма в области духовной жизни. «Оттепель». Особенности развития отечественной науки. Достижения науки и техники. Освоение космоса. Атомная энергетика. Развитие образования | Знать и уметь характеризовать конкретные примеры развития науки и техники. | П. 41, вопросы, стр. 291 – 292. | Реферат «Оттепель в духовной жизни» |
58 | Политика мирного сосуществования | 1 | 17.04 | | комбинированный | Политика мирного существования. Поиск новой стратегии. Отношения с Западом. Проблемы разоружения СССР и социалистический лагерь. «Третий мир» во внешней политике СССР. Организация варшавского договора.. СЭВ. Венгерский кризис 1956 г. Карибский кризис 1962 г. | Знать ошибки и противоречия внешней политики советского руководства, иметь представления о проблемах разоружения, об отношениях СССР со странами социалистического лагеря и странами «третьего мира» | П. 42. Вопросы и задания, стр. | Опорный конспект. Таблица «СССР и страны социалистического лагеря» |
Раздел – 7. СССР в середине -60-х - середине 80-х гг. XX в. |
59 | Консервация политического режима | 1 | 23.04 | | комбинированный | Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Негативные тенденции в общественной жизни. Отставка Хрущёва. Возвышение Брежнева. Партхозноменклатура в системе советского общества. | Иметь представление об усилении позиций партийно-государственной номенклатуры. Знать особенности смещения Хрущёва в октябре 1964 г., факты изменения политики, основные положения Конституции СССР 1977 г. | П.43. вопросы, стр. 301. | Работа с документами. Таблица «Основные этапы диссидентского движения в СССР» |
60 | Экономика «развитого социализма» Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. | 1 | 24.04 | | комбинированный | Хозяйственная реформа середины 60-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергитического комплекса. Освоение новых районов. Стройка века. Роль ВПК. Наращивание экономического потенциала союзных республик. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в с/х. Концепция «Развитого социализма». Новое влияние в культурной жизни после XX съезда. Активизация деятельности творческой интеллигенции. | Знать сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере. Уметь раскрывать основные направления экономической реформы 1965 г. и причины неудач её осуществления. Иметь представление об изменениях в общественной жизни СССР в середине 1960-х середине 1980-х гг., причинах формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур. | П.44-45, стр.307 – 312, вопросы. | Таблица «Социальная политика в СССР в 60-80-е гг. и её результаты. М\П – стр. 340. |
61 | Политика разрядки | 1 | 07.05 | | комбинированный | Основные направления внешнеполитической деятельности. «Доктрина» Брежнева. Пражская весна 1968 г. Отношения СССР и Запада. Проблема политического партнёрства. Советский Союз и социалистические страны. Военно-экономическое сотрудничество. Чередование разрядки и конфронтация с западными странами. Противостояние двух держав. | Иметь представление о предпосылках разрядки международной напряжённости, о достижении военно-стратегического паритета между Востоком и Западом, о периодах нарастания и спада напряжённости | П.46, стр. 318, вопросы и задания. | Опорный конспект. |
Раздел – 8. Перестройка в СССР 1985 – 1991 гг. |
62 | Реформа политической системы: Цели, этапы, итоги. | 1 | 08.05 | | Урок изучения нового материала, лекция | Обострение социально-экономической ситуации в конце 80-х –начале 90-х . «Кадровоя революция» Реформа 1988 г. Политические лозунги перестройки. Формирование многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Августовский политический кризис 1991 г. | Иметь представление о предпосылках и неизбежности радикальной реформы советской политической системы. Знать факты национальной политики в данный период. Знать значение политического кризиса 1991 г, распада СССР и его последствия. | П.47, вопросы, стр. 326. | Таблица «Политический кризис 1991 г.» |
63 | Экономические реформы 1985-1991гг. Политика гласности: достижения и издержки | 1 | 14.05 | | лекция | Дискуссия о темпах перехода к рыночным отношениям. Альтернативные варианты выхода из экономического кризиса. Курс на « ускорение». Экономическая реформа 1987 г. Второй этап экономической реформы. Программа «500 дней». Зарождение фермерства, кооперативное движение. Падение уровня жизни советских людей. Демократизация политической жизни. Взаимосвязь процессов демократизации и реформ в экономике. Рост социальной напряжённости. Политика «Гласности», её влияние на изменение атмосферы в обществе. Рост социальной активности населения. | Сформировать убеждение в неизбежности радикального обновления советской экономической системы. Знать об альтернативных вариантах экономических реформ в стране. Знать причины неудач экономического развития в данный период, о концепции регулируемого рынка и положениях программы «500 дней». | П. 48-49, стр. 330 – 335. | Анализ диаграмм |
64 | Внешняя политика СССР в 1985-1991гг. | 1 | 15.05 | | комбинированный | Новое политическое мышление, начало разоружения, разблокирование региональных конфликтов, результаты политики «Нового мышления» | Знать что представляла собой политика нового мышления, Оценить результаты политики «нового мышления». | П. 50, вопросы, стр. 339. | |
Раздел – 9. Россия в конце XX – начале XXІ века. |
65-66 | Российская экономика на пути к рынку Политическая жизнь в 1992-1999гг. НРК: «Экономика Бурятии в 90- у годы» | 2 | 21.05 | | комбинированный | Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-93 г. Приватизация. Трудности и противоречия перехода России к рыночной экономике. Политические последствия о октябрьских событий 1993 г. Принятие Конституции РФ. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Перевыборы Ельцина 1996 г. | Иметь представление о состоянии экономики к концу 1991 г., о содержании различных планов перехода России к рынку, программах Гайдара и экономическом курсе правительства Черномырдина. Знать принципиальные отличия новой политической системы России, действующий согласно Конституции 1993 г, от советской модели организации власти. | П. 51 – 52. Вопросы и задания, | Таблица «Переход к рынку» |
67 | Духовная жизнь России Строительство обновленной Федерации | 1 | 22.05 | | комбинированный | Исторические условия развития культуры в период распада СССР и становления нового общества. Развитие публицистики. Кинематограф, музыка, театр. Роль средств массовой информации. Строительство обновлённой Федерации. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор. Конституция 1993г. о принципах федеративного устройства. | Знать противоречивый характер протекавших в этой сфере процессов. Уметь показывать эволюции взаимоотношений власти и интеллигенции в новых условиях. Знать о формировании независимых от власти средств массовой информации. Иметь представление о межнациональных отношениях накануне и после распада СССР. Знать содержание положений Федеративного договора. | П. 53-54, стр.360 – 366, мини-сочинение: «Роль средств массовой информации в жизни общества». | заполнение рабочего листа м/п стр. 419 |
68 | Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия в начале 21 века. | 1 | 28.05 | | комбинированный | Россия и интеграционные процессы в современном мире. Приоритеты внешней политики РФ на рубеже XX – XXI вв. Смягчение напряжённости между Западом и Востоком. Россия и НАТО. Россия и Евросоюз. Кризис исполнительной власти. Смена Правительств. Уход в отставку Ельцина. Президентские выборы 2000 г. Президент России. В.В.Путин. курс на укрепление государственности. Политические реформы. | Иметь представление о радикальном изменении геополитического положения России после распада СССР, о причинах изменения внешнеполитического курса. Знать причины неизбежной корректировки внутренней и внешней политики России на современном этапе, анализировать политику Путина как политику обеспечения гражданского согласия и единства общества. | П. 55-56, стр. 372 – 381, мини-сочинение «Мои предложения Президенту». | Таблица «Основные вехи взаимоотношений РФ со странами Запада. – стр.422 – М\П. |
69 | Повторительно – обобщающий урок по курсу: «История России» | 1 | 29.05 | | повторитель-обобщающий урок | итоги и уроки развития страны в XX в. Материал курса «Истории России XX – начало –XXI в». | Знать основные положения материала курса «Истории России XX – начало –XXI в». | | тест |
70 | Резерв | 1 | | | | | | | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санномыская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей Руководитель МО_______Нагуманова.О.Л/ Протокол № - от«___» августа 2018г. | «Согласовано» на Педагогическом совете Протокол № - от«____» августа 2018г | «Утверждено» Директор МБОУ «Санномыская СОШ» _______/Рекунова.Н.В./ Приказ № от «____» августа 2018г. |
Рабочая программа
по истории
9 класс
(базовый уровень)
Нагуманова Оксана Леонидовна
учитель истории, обществознания
I категории
Санномыск 2018 г.