А. С. Коляго, учитель русского языка и литературы средней школы № 20 г. Минска
Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места IX класс
Цели урока:
обучающая: формировать умения правильно квалифицировать придаточные времени и места, находить средства связи придаточной части с главной, определять позицию придаточной части по отношению к главной, строить линейные схемы сложноподчинённых предложений с придаточными времени и места, правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени и места, отличать придаточные времени и места от придаточных изъяснительной и определительной;
развивающая: развивать у учащихся орфографическую и пунктуационную зоркость, долговременную память, умение применять полученные знания в нестандартной ситуации (анализ фрагментов ЦТ), формировать навыки работы в команде;
воспитательная: через грамотно подобранный языковой материал формировать у учащихся эстетический вкус и ценностное отношение к творческому наследию А. С. Пушкина, содействовать формированию межпредметных связей (русский язык — русская литература).
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и приёмы: устный опрос, работа с учебником, использование межпредметных связей, анализ языкового явления, синтаксический тренинг, постановка проблемного вопроса, анализ фрагментов ЦТ по русскому языку, использование ИКТ и элементов проектной деятельности.
Оборудование: памятки «Типы придаточных в СПП», «Разграничение союзов и союзных слов», раздаточный материал «Фрагменты ЦТ», презентации проектов «Типы придаточных в предложениях из романа “Евгений Онегин”», портрет А. С. Пушкина.
Ход урока
Организационный этап.
Целеполагание.
— Ребята, прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы посвятим сегодняшнее занятие? Какие цели поставим перед собой? Почему на доске висит портрет Александра Сергеевича Пушкина?
Актуализация опорных знаний.
Обратите внимание на памятки, лежащие у вас на столах. Они помогут вам сегодня на уроке и далее при изучении сложноподчинённого предложения.
Устный опрос.
Какое предложение называется сложноподчинённым? Из каких частей оно состоит?
Как отличить придаточную часть от главной?
Что такое «гуси» и «матрёшки»?
Какие придаточные вы уже знаете? Какие признаки лежат в основе их классификации?
Синтаксический тренинг (два человека работают у доски).
Запишите предложения, обозначьте в них грамматические основы, определите характер средств связи (союз или союзное слово), нарисуйте линейные схемы, определите типы придаточных. Из каких произведений Пушкина взяты данные цитаты?
Но звон брегета им доносит, что новый начался балет.
Но [глагол], (что...). Придаточная изъяснительная.
(Роман «Евгений Онегин».)
Мы лучше поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете уж мой Онегин поскакал.
[сущ.], (куда...). Придаточная определительная.
(Роман «Евгений Онегин».)
Обратите внимание на постановку вопроса к слову бал: не куда?, а какой?.
Изучение новой темы.
Работа с памяткой.
2. Закрепление полученных знаний.
Синтаксический тренинг (два человека работают у доски).
Запишите предложения, обозначьте в них грамматические основы, определите характер средств связи (союз или союзное слово), нарисуйте линейные схемы, определите типы придаточных. Из каких произведений Пушкина взяты данные цитаты?
Меж гор, лежащих полукругом, пойдём туда, где ручеёк виясь бежит зелёным лугом к реке сквозь липовый лесок.
[туда], (где...). Придаточная места.
(Роман «Евгений Онегин».)
Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе, пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед.
[ ], (пока...). Придаточная времени.
(Роман «Евгений Онегин».)
Ознакомление с теоретическим материалом.
Работа с учебником (с. 96, 98).
Физкультминутка
Сейчас вам необходимо будет на слух определить, «гусём» или «матрёшкой» по структуре является предложение из стихотворений Александра Пушкина. Если предложение является «гусём», следует присесть, если «матрёшкой» — сделать вращение туловищем.
Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. («Гусь».)
Сей луг, уставленный душистыми скирдами, где светлые ручьи в кустарниках шумят. («Гусь.)
Но, признаюсь, под Геликоном, где Кастилийский ток шумел, я, вдохновенный Аполлоном, Елисавету втайне пел. («Матрёшка».)
В стране, где я забыл тревоги прежних лет, тебя недостаёт душе моей усталой. ( «Матрёшка».)
Пируйте же, пока ещё мы тут! («Гусь».)
Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас ( «Гусь».)
Так пускай толпа его бранит и плюёт на алтарь, где твой огонь горит, и в детской резвости колеблет твой треножник. («Матрёшка».)
Анализ языкового явления. Постановка проблемного вопроса.
Как вы думаете, чего в языке больше: предложений или схем, по которым они построены? Можно ли выучить все предложения мира? А можно ли определить тип придаточной части лишь по схеме? Определите типы придаточных и устно придумайте предложения по схемам.
[Там], (где...).
[Сущ.], (где...).
[Глагол], (где...).
(Когда...), [ ].
(Когда...), [глагол].
Закрепление нового материала.
Анализ фрагментов ЦТ.
Сейчас мы с вами познакомимся с фрагментами испытания, которое ждёт вас уже через два года, — ЦТ по русскому языку. Внимательно прочитайте формулировку задания. Начинаем работать по цепочке. Если вы знаете, из какого произведения Пушкина взята цитата, называйте его.
Учащиеся анализируют фрагменты ЦТ (сначала под контролем учителя, потом самостоятельно), затем осуществляют взаимопроверку и взаимооценивание.
Фрагменты ЦТ по теме «Типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении»
Определите типы придаточных частей в предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы. Ответ запишите в виде А1Б2В1Г2 (цифры правого столбца могут повторяться или не использоваться вообще).
А. Судите ж вы, какие розы нам заготовил Гименей. Б. Изображу ль в картине верной уединённый кабинет, где мод воспитанник примерный одет, раздет и вновь одет? В. Кто чувствовал, того тревожит призрак невозвратимых дней. Г. И очень рад, что прежний путь переменил на что-нибудь. | 1. Определительная. 2. Изъяснительная. 3. Времени. 4. Места |
Определите типы придаточных частей в предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы. Ответ запишите в виде А1Б2В1Г2 (цифры правого столбца могут повторяться или не использоваться вообще).
А. Потом увидел ясно он, что и в деревне скука та же. Б. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. В. И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит. Г. Спой мне песню, как девица за водой поутру шла. | 1. Определительная. 2. Изъяснительная. 3. Времени. 4. Места. |
Определите типы придаточных частей в предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы. Ответ запишите в виде А1Б2В1Г2 (цифры правого столбца могут повторяться или не использоваться вообще).
А. И горе, горе племенам, где дремлет он [закон] неосторожно. Б. И там, где прах его лежит, надгробный памятник гласит... В. Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей. Г. Она вздыхала о другом, который сердцем и умом ей нравился гораздо боле. | 1. Определительная. 2. Изъяснительная. 3. Времени. 4. Места |
Проектная деятельность.
— А сейчас вашему вниманию предлагаются проекты, которые разрабатывали и защищали девятиклассники в прошлом учебном году. Давайте посмотрим, что у них получилось. Может, и вы захотите попробовать себя на этом поприще.
Учащиеся просматривают презентации по теме «Типы придаточных в предложениях из романа “Евгений Онегин”», определяют типы придаточных (в виде игры.).
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Охарактеризуйте, пожалуйста, свою работу на уроке. Давайте отметим тех, кто сегодня особенно старался.
Что нового вы узнали на уроке?
Достигли ли мы с вами поставленных целей?
Понравился ли вам урок? Что особенно запомнилось?
Домашнее задание (разноуровневое).
§ 15—18, упр. 167, упр. 172 (на 6-8 баллов).
Индивидуальное задание (на 9-10 баллов): придумать предложения, соответствующие приведённым схемам, на тему «Кино/ Музыка». Определить типы придаточных частей.
[сущ., (где), ...].
[глагол], (где) и (куда).
[там, (где), ...].
(Когда), [ ].
[сущ., (когда), ...].
[глагол, (когда), ...].
(Откуда), [глагол].
[глагол], (почему).
[сущ.], (который).
Примечание: 10-й балл начисляется за оригинальность и насыщенность предложений (нужно отразить персональные музыкальные/кинематографические вкусы).
Групповое опережающее задание, с использованием межпредметных связей (на 9-10 баллов): выписать из одной главы романа «Евгений Онегин» 20 (или более) сложноподчинённых предложений и охарактеризовать типы придаточных в них. Оформить проект в виде презентации или видеоряда.