СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КАЛЯГО А. С. Урок "Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места" РЯиЛ 2020-11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАЛЯГО А. С. Урок "Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места" РЯиЛ 2020-11

Просмотр содержимого документа
«КАЛЯГО А. С. Урок "Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места" РЯиЛ 2020-11»

А. С. Коляго, учитель русского языка и литературы средней школы № 20 г. Минска

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места IX класс


Цели урока:

  • обучающая: формировать умения пра­вильно квалифицировать придаточные вре­мени и места, находить средства связи прида­точной части с главной, определять позицию придаточной части по отношению к главной, строить линейные схемы сложноподчинённых предложений с придаточными времени и ме­ста, правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с при­даточными времени и места, отличать при­даточные времени и места от придаточных изъяснительной и определительной;

  • развивающая: развивать у учащихся орфографическую и пунктуационную зор­кость, долговременную память, умение при­менять полученные знания в нестандартной ситуации (анализ фрагментов ЦТ), формиро­вать навыки работы в команде;

  • воспитательная: через грамотно подо­бранный языковой материал формировать у учащихся эстетический вкус и ценностное от­ношение к творческому наследию А. С. Пуш­кина, содействовать формированию межпред­метных связей (русский язык — русская ли­тература).

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приёмы: устный опрос, работа с учебником, использование межпредметных связей, анализ языкового явления, синтак­сический тренинг, постановка проблемного вопроса, анализ фрагментов ЦТ по русскому языку, использование ИКТ и элементов про­ектной деятельности.

Оборудование: памятки «Типы придаточ­ных в СПП», «Разграничение союзов и союз­ных слов», раздаточный материал «Фрагмен­ты ЦТ», презентации проектов «Типы прида­точных в предложениях из романа “Евгений Онегин”», портрет А. С. Пушкина.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Целеполагание.

— Ребята, прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы посвятим сегодняшнее занятие? Какие цели поставим перед собой? Почему на доске висит портрет Александра Сергеевича Пушкина?

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Обратите внимание на памятки, ле­жащие у вас на столах. Они помогут вам сегодня на уроке и далее при изучении слож­ноподчинённого предложения.

Устный опрос.

  • Какое предложение называется сложно­подчинённым? Из каких частей оно состоит?

  • Как отличить придаточную часть от главной?

  • Что такое «гуси» и «матрёшки»?

  • Какие придаточные вы уже знаете? Ка­кие признаки лежат в основе их классифи­кации?

Синтаксический тренинг (два человека работают у доски).

  • Запишите предложения, обозначьте в них грамматические основы, определите ха­рактер средств связи (союз или союзное сло­во), нарисуйте линейные схемы, определите типы придаточных. Из каких произведений Пушкина взяты данные цитаты?

  1. Но звон брегета им доносит, что но­вый начался балет.

Но [глагол], (что...). Придаточная изъяснительная.

(Роман «Евгений Онегин».)

  • Определите значение выделенного сло­ва. (Брегетбудильник.)

  1. Мы лучше поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете уж мой Онегин поскакал.

[сущ.], (куда...). Придаточная определительная.

(Роман «Евгений Онегин».)

  • Обратите внимание на постановку во­проса к слову бал: не куда?, а какой?.

  1. Изучение новой темы.

  1. Работа с памяткой.

  • Обратимся к памятке (распечатка на каждой парте).

2. Закрепление полученных знаний.

Синтаксический тренинг (два человека работают у доски).

  • Запишите предложения, обозначьте в них грамматические основы, определите ха­рактер средств связи (союз или союзное сло­во), нарисуйте линейные схемы, определите типы придаточных. Из каких произведений Пушкина взяты данные цитаты?

  1. Меж гор, лежащих полукругом, пой­дём туда, где ручеёк виясь бежит зелёным лугом к реке сквозь липовый лесок.

[туда], (где...). Придаточная места.

(Роман «Евгений Онегин».)

  1. Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе, пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед.

[ ], (пока...). Придаточная времени.

(Роман «Евгений Онегин».)

  1. Ознакомление с теоретическим мате­риалом.

Работа с учебником (с. 96, 98).

  • Назовите особенности придаточных времени и места.

Физкультминутка

  • Сейчас вам необходимо будет на слух определить, «гусём» или «матрёшкой» по структуре является предложение из стихотво­рений Александра Пушкина. Если предложе­ние является «гусём», следует присесть, если «матрёшкой» — сделать вращение туловищем.

  1. Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. («Гусь».)

  2. Сей луг, уставленный душистыми скирдами, где светлые ручьи в кустарниках шумят. («Гусь.)

  3. Но, признаюсь, под Геликоном, где Кастилийский ток шумел, я, вдохновенный Аполлоном, Елисавету втайне пел. («Ма­трёшка».)

  4. В стране, где я забыл тревоги преж­них лет, тебя недостаёт душе моей усталой. ( «Матрёшка».)

  5. Пируйте же, пока ещё мы тут! («Гусь».)

  6. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши ка­торжные норы доходит мой свободный глас ( «Гусь».)

  7. Так пускай толпа его бранит и плюёт на алтарь, где твой огонь горит, и в детской резвости колеблет твой треножник. («Ма­трёшка».)

  1. Анализ языкового явления. Постанов­ка проблемного вопроса.

  • Как вы думаете, чего в языке больше: предложений или схем, по которым они по­строены? Можно ли выучить все предложе­ния мира? А можно ли определить тип при­даточной части лишь по схеме? Определите типы придаточных и устно придумайте пред­ложения по схемам.

[Там], (где...).

[Сущ.], (где...).

[Глагол], (где...).

(Когда...), [ ].

(Когда...), [глагол].

  1. Закрепление нового материала.

  1. Анализ фрагментов ЦТ.

  • Сейчас мы с вами познакомимся с фрагментами испытания, которое ждёт вас уже через два года, — ЦТ по русскому язы­ку. Внимательно прочитайте формулиров­ку задания. Начинаем работать по цепоч­ке. Если вы знаете, из какого произведения Пушкина взята цитата, называйте его.

Учащиеся анализируют фрагменты ЦТ (сначала под контролем учителя, потом са­мостоятельно), затем осуществляют взаи­мопроверку и взаимооценивание.

Фрагменты ЦТ по теме «Типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении»

  1. Определите типы придаточных частей в предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы. Ответ запишите в виде А1Б2В1Г2 (цифры правого столбца могут повторяться или не использоваться вообще).

    А. Судите ж вы, какие розы нам заготовил Гименей.

    Б. Изображу ль в картине вер­ной уединённый кабинет, где мод воспитанник примерный одет, раздет и вновь одет?

    В. Кто чувствовал, того тревожит призрак невозвратимых дней.

    Г. И очень рад, что прежний путь переменил на что-нибудь.

    1. Опреде­лительная.

    2. Изъясни­тельная.

    3. Времени.

    4. Места

  2. Определите типы придаточных частей в предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы. Ответ запишите в виде А1Б2В1Г2 (цифры правого столбца могут повторяться или не использоваться вообще).

    А. Потом увидел ясно он, что и в деревне скука та же.

    Б. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

    В. И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит.

    Г. Спой мне песню, как девица за водой поутру шла.

    1. Определи­тельная.

    2. Изъясни­тельная.

    3. Времени.

    4. Места.

  3. Определите типы придаточных частей в предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы. Ответ запишите в виде А1Б2В1Г2 (цифры правого столбца могут повторяться или не использоваться вообще).

А. И горе, горе племенам, где дремлет он [закон] неосторожно.

Б. И там, где прах его лежит, надгробный памятник гласит...

В. Кто жил и мыслил, тот не мо­жет в душе не презирать людей.

Г. Она вздыхала о другом, кото­рый сердцем и умом ей нравил­ся гораздо боле.

1. Определи­тельная.

2. Изъясни­тельная.

3. Времени.

4. Места


  1. Проектная деятельность.

— А сейчас вашему вниманию предла­гаются проекты, которые разрабатывали и защищали девятиклассники в прошлом учеб­ном году. Давайте посмотрим, что у них по­лучилось. Может, и вы захотите попробовать себя на этом поприще.

Учащиеся просматривают презентации по теме «Типы придаточных в предложени­ях из романа “Евгений Онегин”», определя­ют типы придаточных (в виде игры.).

  1. Подведение итогов урока. Рефлек­сия.

  • Охарактеризуйте, пожалуйста, свою работу на уроке. Давайте отметим тех, кто сегодня особенно старался.

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Достигли ли мы с вами поставленных целей?

  • Понравился ли вам урок? Что особенно запомнилось?

  1. Домашнее задание (разноуровневое).

  1. § 15—18, упр. 167, упр. 172 (на 6-8 баллов).

  2. Индивидуальное задание (на 9-10 бал­лов): придумать предложения, соответству­ющие приведённым схемам, на тему «Кино/ Музыка». Определить типы придаточных ча­стей.

  1. [сущ., (где), ...].

  2. [глагол], (где) и (куда).

  3. [там, (где), ...].

  4. (Когда), [ ].

  5. [сущ., (когда), ...].

  6. [глагол, (когда), ...].

  7. (Откуда), [глагол].

  8. [глагол], (почему).

  9. [сущ.], (который).

Примечание: 10-й балл начисляется за оригинальность и насыщенность предложе­ний (нужно отразить персональные музы­кальные/кинематографические вкусы).

  1. Групповое опережающее задание, с использованием межпредметных связей (на 9-10 баллов): выписать из одной гла­вы романа «Евгений Онегин» 20 (или бо­лее) сложноподчинённых предложений и охарактеризовать типы придаточных в них. Оформить проект в виде презентации или видеоряда.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!