Урок составила: Жабина Нина Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ ”Жердевской СОШ», г.Жердевки Тамбовской области
Этап урока | Цель - результат | Содержание (страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценка и контроль |
Мотивация. Эмоциональный настрой Интеллектуальная разминка Проверка домашнего задания | Настроить на позитив, заинтересовать Выполнять задания в рамках учебного диалога Закрепить ранее изученные знания, необходимые для изучения нового материала | Тест Индивидуально, с последующей взаимопроверкой в парах | -«Сегодня волшебный клубочек зовёт нас в страну великанов» (читает отрывок из стихотворения Петера Хакса «Долгий день великанов») -«Получается, что пока у великанов проходит день, у нас проходит…(год) Давайте-ка скорее возвращаться назад, а то погостим деньков 5, а у нас-то пройдёт… Сколько лет пройдёт? В каком классе вы тогда будете? (В седьмом) -Стражи этой страны не хотят выпустить нас, пока мы не ответим на их вопросы: - Какой прибор служит для измерения времени? Часы, компас, линейка. циркуль - Сколько дней в неделе? 5; 8; 7. - Сколько месяцев в году? 13; !2; 10. Укажите слова, которые подсказали вам отгадку этой загадки: Годовой кусточек Каждый день роняет листочек, Год пройдёт — Весь лист опадёт. (Календарь) | Отвечают на вопросы -(год) -(В седьмом) -часы -семь дней -двенадцать Отгадывают загадку | В подарок дети получают календарь |
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи «Мозговой штурм» Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями | Учиться находить правильный ответ во время обсуждения команды Определять время по календарю; | Групповая работа Работа в парах | -Ребята, из страны великанов мы вернулись с подарком.(Учитель показывает календарь) -Как называется эта чудесная вещь, в которой собраны все дни года, хранитель времени в течение года? -Для чего служит календарь? -Какие бывают календари? -Есть ли у вас дома календари? -Как они выглядят? -На одном из уроков мы говорили, что время бывает прошлым, настоящим и будущим. -Какое время живёт и хранится в календаре? -Сейчас мы попробуем с помощью календаря побывать в прошедшем, настоящем и будущем времени - | Рассуждая, отвечают на вопросы: Дети определяют по календарю (с помощью учителя) на какой день недели приходятся воображаемые дни рождения кукол-помощников | Команда (справившаяся сама без помощи учителя верно с заданием)получает пригласительный билет на день рождение к кукле |
Открытие нового (знания, способа действия) Работа с учебником Практическая работа | Познакомить с историей календарей Научить определять вид календаря и обосновывать своё мнение; Рассказать о красных днях календаря; Учить определять время по календарю; Рассказывать о красных днях календаря; | С.36 учебника Отрывной календарь и коробочка с оторванными листками предыдущих дней | -А сейчас, я предлагаю вам заглянуть в историю календарей! -Назовите древние государства, в которых появились первые кален-дари. -Расскажите о первых древних календарях. -Посмотрите на отрывной календарь, который будет висеть у нас в классе. -Определите по календарю: Какое он показывает число и день недели? | Ребята рассматривают образцы календарей и обсуждают, каким из них удобнее пользоваться. Сообщения учеников (заранее подготовленные учителем по желанию учащихся с использованием ИКТ) -(сегодня………) Раскладывание отрывных листков по неделям и месяцам | Определите по календарю, в какие дни недели мы будем отмечать Новый год, 8 Марта, День знаний. |
Физминутка | Снять усталость, сменить вид деятельности на более активную двигательную | Учащиеся пантомимой сопровождают прочитанные строки стихотворения | Давайте на несколько минут станем великанами и перенесёмся в другое время. | Действия: храпят, просыпаются, надевают очки, медленно одеваются, завтракают, прогуливаются, здороваются, едят, храпят, вытряхивают карман, пляшут. | |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным Закрепление. Тренировочные упражнения Самостоятельная работа Тренировочные упражнения Творческое задание Диагностические задания на осознание и понимание нового | — определять время по ка¬лендарю; — рассказывать о красных днях календаря; Адекватно взаимодействовать и приходить к общему решению. Адекватно взаимодействовать и приходить к общему решению. Соотносить данные народного и современного календарей и обосновывать своё мнение. | Рабочая тетрадь С.27. Задание № 4 Учебник С.37 Презентация 1-3 слайд Учебник С.122 «Странички Умного Совёнка» Учебник с38-39, иллюстрации Рабочая тетрадь, с. 31, № 4. | -Ребята, какой праздник настанет, когда мы оторвём последний листок календаря и положим его в нашу чудесную шкатулку? -Какое это будет время года? -Какой месяц? -Всегда ли Новый год бывает зимой в один и тот же день? - Чтобы ответить на вопросы, вспомните, ребята, чем отличаются друг от друга народы, живущие в нашей стране? (Обратить внимание детей на даты Нового года в различных календарях: православном, еврейском, мусульманском) -Познакомьтесь с особенностями лунного календаря, из-за чего мусульманские праздники передвигаются из года в год по календарному кругу. -В начале урока мы побывали в волшебной придуманной стране. А сейчас волшебный клубочек зовёт нас в путешествие, чтобы побывать на добром празднике Ураза-байрам, который празднуют мусульмане нашей страны. Но перед тем ,как волшебный клубочек поведёт нас за собой. Давайте попросим наших кукольных помощников вспомнить правила поведения в гостях» (Под музыку читается текст) -Чем похож праздник Ураза-байрам на те, которые вам знакомы? -А чем отличается? | Рассматривают людей в национальных костюмах, слушают музыку, знакомятся с разными культурными традициями, связанными с разными вероисповеданиями – православным, иудейским, мусульманским. Традиции праздника Ураза-байрам: 1.Делают добрые дела 2.Обмениваются вкусными праздничными угощениями с соседями. 3.Собирают вместе своих родственников и дарят им подарки 4.Посещают могилы предков и раздают милостыню. | Буклет каждому ученику «Правила поведения в гостях» Вообразите, что вы живёте на необитаемом острове. Придумайте приспособление, которое поможет вам считать дни, недели, месяцы. Нарисуйте это приспособление |
Физминутка Игра «Живой календарь» | Уметь применять полученные знания в жизни | Групповая | -Сейчас каждого из вас я назову днём недели или названием месяца. При произнесении вы должны присесть на корточки и сидеть, пока не сядут все ребята. Затем будете вставать по тем же правилам. | Дети садятся и встают согласно командам учителю и правилам игры. | |
Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание. | Оценить результат учебной деятельности. Уметь оформлять страницу календаря; Соотносить данные народного и современного календарей и обосновывать своё мнение. Определять время по календарю; Рассказывать о красных днях календаря. | Фронтальный опрос Работа в парах | -Для чего служит календарь? -Какими календарями удобнее пользоваться? -Найдите в тексте строки, которые являются ответом на следующий вопрос: -Какую радость испытывают люди во время празднования праздника Ураза-байрам? Давайте научимся с вами составлять Синквейн (стихотворение из 5 строк) -Назовите главное слово предмет(Что?)имя существительное; -Напишите признак предмета - два прилагательных; -Три глагола; -Составьте предложение, собственное отношение к предмету; -Синоним первому слову, главное. Продолжив предложения, покажите своё настроение: Я узнал много нового и мне было интересно работать на уроке -- Мне трудно было выполнять задания ---мне нужна помощь Меня заинтересовала эта тема и я обязательно расскажу об этом дома дома .Рекомендации родителям: (напечатано) -Помогите вашему ребёнку выполнить задания №1, №2, №3 на с.26 – 27, в рабочей тетради. Отметьте вместе с ним в своём ежедневнике дни рождения всех членов семьи. | Выборочное чтение: «Ведь самая большая радость для человека – делиться всем, что имеешь с другими людьми» Составляют Синквейн и зачитывают Календарь Настенный, православный. Хранит, определяет, сторожит. Календарь-хранитель и страж времени. ____________________Год Праздник Радостный, православный. Наступил, угостил, утешил. Пасха великий православный праздник. Радость Праздник Радостный, мусульманский. Наступил, угостил, утешил. Жизнь дана на добрые дела! Ураза-байрам | Диагностические задания: 1. Рабочая тетрадь, с. 26, № 1. Оформите по образцу свою страничку календаря «Мой день рождения». 2. Рабочая тетрадь, с. 29, № 2. Подберите и наклейте фотографию празднования одного из красных дней календаря. |