СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Календарь жизни замечательных людей. Серафим Саровский».

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание духовно-нравственной личности: стремление и потребности совершать добрые дела и поступки.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с личностью святого Серафима Саровского.
  2. Показывать значение деятельности Серафима Саровского в истории России.

Вызвать интерес обучающихся к знакомству с литературой, рассказывающей о деятельности русских подвижников

Просмотр содержимого документа
«Серафим Саровский-4кл»

Урок17 в 4классе по предмету ОПК

Тема занятия:

«Календарь жизни замечательных людей. Серафим Саровский».

Будем всматриваться в такие образы, как

лики святых Серафима Саровского и Сергия Радонежского,

будем носить их в своём сердце,

и если мы хотя бы в малой степени уподобимся им

в наших личных и общественных отношениях,

нам суждено будет исцелить все раны революции

и начать новую светлую страницу русской истории.

Н.Лосский

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с личностью святого Серафима Саровского.

  2. Показывать значение деятельности Серафима Саровского в истории России.

  3. Вызвать интерес обучающихся к знакомству с литературой, рассказывающей о деятельности русских подвижников.

  4. способствовать стремлению и потребности совершать добрые дела и поступки.

Форма проведения: урок – нравственный практикум.

Подготовительная работа:

  1. Анкетирование обучающихся

Цель:

изучить отношение обучающихся к слову «святой» и знания ими имени Серафима Саровского.

● Знакомо ли тебе имя Серафима Саровского?

● Где ты услышал(а)впервые это имя?

● Какого человека называют святым?

● Может ли обычный человек, живущий рядом снами, называться святым?

● Какими качествами он должен обладать?

● Хотелось бы тебе, чтобы в твой адрес люди говорили добрые слова?

● Как ты понимаешь слова «О человеке судят по делам его?»

● Какие добрые дела тебе хотелось бы совершить в твоей жизни?

  1. Сочинение-размышление «Святой человек. Какой он?»

Сочинение-размышление пишется после совместного чтения и обсуждения рассказов о Серафиме Саровском.

  1. Знакомство с биографией Серафима Саровского.

  2. Выставка книг о Серафиме Саровском.

  3. Карта России. На карте отмечены маленькими стрелками места, связанные с именем С. Саровского.

Ход занятия:

Вступительное слово учителя

«Однажды заспорили между собой три человека, сидя на завалинке. А разговор у них был о том, какое наследство нужно оставлять своим детям.

Один говорит: «Я своим детям оставлю много денег. Имея столько денег, они смогут хорошо жить, покупать всё, что им нужно для жизни, по миру ездить, хорошо одеваться».

Другой говорит: «Эка невидаль, что такое деньги? Они сегодня есть, а завтра закончатся и что твои дети будут делать? Сидеть сложа руки и ждать, когда вновь деньги появятся?

Нет, я своим детям в наследство дам хорошие профессии, они сами смогут заработать себе денег столько, сколько захотят».

А третий ответил: «А я хочу дать своим детям в наследство один только наказ, который они никогда забыть не смогут, и будут ему следовать всю свою жизнь. «Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали вас с любовью и уважением»

- Чей родительский наказ самый важный и весомый? Почему?

Вы часто слышите слова: «О человеке судят по делам его».

- Каким должен быть хороший человек, чтобы о его делах судили хорошо, с почтением?

- Назовите людей, известных вам и миру, чьи дела и поступки можно назвать святыми делами? (Об этих людях можно рассказать заранее.)

● Мать Тереза

● Альберт Швейцар

● Серафим Саровский

● Доктор Рошаль

Имена, которые вы назвали, действительно известны всему миру. Среди них вы назвали человека, реально жившего в мире людей и впоследствии причисленного к лику святых русских православной церкви.

- Кто он, Серафим Саровский? Почему он причислен к лику святых?

Давайте пролистаем календарь памятных дат Серафима Саровского.

Рассказ учащихся

(Показ мультфильма Чудотворец Серафим Саровский)

Ученик 1: 1759 год. В российском городе Курске в семье горожан Мошниных, Исидора и Агафьи рождается сын. Мальчика назвали Прохором.

Ученик 2: 1752 год. Отец Серафима Саровского, богатый купец, был очень честным человеком, его любили простые граждане, он ценил их труд и всегда был справедлив. В 1752 году он решил начать строить храм для всех горожан города Курска.

Ученик 3: 1762 год. Отец мальчика умирает. Строительством храма управляет мать мальчика. Однажды, когда мать мальчика осматривала строящийся храм, она повела сына на самый верх колокольни. Мальчик свесился через перила и сорвался вниз. Мать думала, что он погиб. Каково было её удивление, когда, спустившись с колокольни, она увидела сына живым и невредимым.

Ученик 4: 1769 год. Мальчик учится в церковной школе. Учится с удовольствием. Много читает. А ещё он очень любит бывать в храме, смотреть на лики святых, разговаривать с ними.

Ученик 5: Когда Серафиму Саровскому исполнилось 17 лет, он решает стать монахом и посвятить себя монашеской жизни. Мать благословила его медным крестом, этот крест он хранил всю свою жизнь.

Ученик 6: 1778 год. Серафим Саровский приходит в Саровскую обитель. Находясь там, он усердно молился и много трудился: из кипариса он вырезал кресты, которые дарил людям, приходящим на богослужение.

Ученик 7: Всем интересно знать, как выглядел Серафим Саровский?

Вот какое описание сохранилось в истории: «был он высок. Он имел полное, покрытое приятною белизною, лицо, прямой и острый нос, светло-голубые глаза, весьма выразительные и проницательные; густые брови и светло-русые волосы на голове. Лицо его окаймлялось густою, окладистою бородою, с которою на оконечностях рта соединялись длинные густые усы. Он имел мужественное сложение, обладал большой физической силой, увлекательным даром слова и счастливой памятью.

- Как понимать слова и выражения «увлекательный дар слова и счастливая память»?

(Рассуждения учащихся класса)

Ученик 8: В 1793 году о.Серафиму исполнилось 34 года. Всё это время он продолжал непрерывное служение, ежедневно приобщаясь с горячею любовью, верою и благоговением. В продолжение всей своей жизни о.Серафим носил постоянно одну и туже убогую одежду: белый полотняный балахон, кожаные рукавицы, кожаные бахилы – вроде чулок, поверх которых надевали лапти, и поношенную камилавку. На балахоне висел крест, тот самый, которым благословила его родная мать, отпуская из дома; а за плечами висела сумка, в которой он носил при себе св. Евангелие.

В морозы он накладывал на грудь чулок или тряпку, а в баню никогда не ходил. В холодную пору он топил келью, колол и рубил дрова, но иногда добровольно переносил холод и мороз. Летом он возделывал грядки на своём огороде и удобрял землю, собирал мох с болот. На грядках, удобренных мхом, отец Серафим сажал семенами лук и другие овощи, которыми он питался летом. Труд был ему в удовольствие и радость. Он всегда делился тем, что вырастил, с людьми, которые приходили к нему за благословением.

Вскоре он перестал есть хлеб, питался только овощами, которые сам вырастил.

Ученик 9: Много людей приходило к старцу. И всем он давал совет, наставление, оказывал помощь, спасал от болезней, помогал выбрать верную дорогу в жизни.

А ещё история сохранила записи о чудодейственных делах Серафима Саровского. Серафим Саровский искренне помогал всем людям, кто приходил к нему с чистым сердцем и открытой душой.

Учитель

По-разному люди проживают свою жизнь: одни ссорятся, кричат друг на друга , другие таят обиду и очень хотят отомстить за нанесённые душевные травмы, третьи радуются бедам другого человека. Батюшка Серафим встречал любого человека, который открывал дверь в его келью. Его светлый ум, ясная память, умение говорить с людьми исцеляли его тело и душу.

Злой человек раскаивался в своих плохих поступках, жадный совершал благородные поступки, строил храмы, помогал бедным. В людях, которые к нему приходили, он видел и плохое, и хорошее, но помогал каждому, кто приходил к нему за помощью и поддержкой.

История хранит несколько удивительных историй, связанных с именем старца Серафима.

Выходят три рассказчика. Они одеты в простые рубахи.

Автор: Однажды прибежал в обитель простой крестьянин с шапкою в руке, с растрёпанными волосами и спросил в отчаянии у первого встречного монаха, шедшего ему навстречу:

Крестьянин: Батюшка! Ты, что ли, отец Серафим?

Автор: Ему указали, где находится отец Серафим. Бросившись туда, он упал к ему в ноги и убедительно говорил…

Крестьянин: Батюшка! У меня украли лошадь, и я теперь без неё совсем нищий; не знаю, чем кормить буду семью. А, говорят, ты угадываешь!

Автор: Отец Серафим ласково взял его за голову и приложив к своей, сказал…

Серафим: Огради себя молчанием и поспеши в село Петрово. Когда будешь подходить к нему, свороти с дороги вправо и пройди задами четыре дома: там увидишь калиточку; войди в неё, отвяжи свою лошадь от колоды и выведи молча.

Автор: Крестьянин тотчас с верою и радостью побежал обратно, нигде не останавливаясь. После в Сарове шёл слух, что он действительно отыскал лошадь в указанном месте.

Входит Первый рассказчик.

Первый рассказчик

Недалеко от города Новгорода жил помещик, который тяжело и безнадёжно заболел. Как его не лечили, ничего не помогало. Поехал помещик со своими слугами к батюшке Серафиму. Сам помещик идти не мог, его несли слуги. Побыв у отца Серафима чуть больше час, говорили свидетели случившегося, он вышел на своих ногах, с мешком сухарей в руке, счастливый и довольный.

Спустя некоторое время приехал он к отцу Серафиму ещё раз и просил его сказать о том, как он должен отблагодарить его за своё спасение. На что отец Серафим предложил ему отдать всё своё богатство людям, которым очень трудно жить.

Помещик вернулся домой, продал своё имение, а крестьянам дал вольную. В течение 15 лет люди приходили в Саровскую обитель за помощью и поддержкой.

Входит Второй рассказчик.

Второй рассказчик

Однажды к отцу Серафиму приехал боевой генерал, грудь которого была увешана орденами. Он смело зашёл к старцу в келью. Каково же было удивление ждавших генерала людей, когда он вышел весь в слезах, а ордена его свалились, и старец вынес их, держа в руке. «Они свалились потому, что ты получил их незаслуженно», - сказал старец и ушёл в свою келью.

Ученик 1: Старец умер в 1883году. Прожил он 72 года. В 1891 году над его могилой построили часовню, куда и сегодня приезжают люди со всей России поклониться святому Серафиму Саровскому.

Вопросы учителя:

- Кем, по вашему мнению, был Серафим Саровский: крестьянин, сажавший лук на своём огороде, сын, до конца своих дней хранивший медный крест своей матери, лекарь, исцелявший больных и дававший надежду на спасение?

- Чем он отличался от обычных людей?

- Какими качествами характера был наделён Серафим Саровский?

- Можем ли мы гордиться тем, что именно на российской земле жил такой человек, святость которого, чистая душа и сердце и поныне освещают нам жизнь?

- Хотелось бы вам рассказать вашим родителям об этом человеке,жизнь которого мы называем святой?

Подведение итогов.

Учитель: Вот и пролистали мы с вами жизненный календарь Серафима Саровского – человека-легенды, святого русской земли, сердце и душа которого были посвящены родной земле и её людям. Его нет, а дела его живут. Память о них не умирает, а множится. Тысячи людей приходят к месту его захоронения, чтобы сказать о том, что его добрые дела живут и помогают множиться добрым делам тем, кто принял эту эстафету после него.

Мне, взрослому человеку, узнав так много о его добрых делах, хочется тоже делать добрые дела, маленькие и большие, которые бы приносили людям пользу. А вам ,ребята?

На доске помещён лист ватмана. Предлагаю вам, ребята, подумать и составить копилку добрых дел, которые можно было бы сделать всем классом вместе.

Ребята пишут их на листочках и помещают на лист ватмана.

Литература:

1.Н.И.Дереклеева «Нравственное воспитание», 4класс

В помощь классному руководителю, Москва , «Просвещение, 2006г;

2.Рабочая тетрадь (задания к уроку)

http://pravoslavie.tomsk.ru/opk/63/;

3.Приложение-творческая работа обучающегося 4 класса Кондаурова Владислава.


Занятие составила и провела учитель МОУ Жердевской СОШ №2

Жабина Нина Анатольевна.



5



Просмотр содержимого документа
«рабочая тетрадь»

Рабочая тетрадь.

Зачем творить добро?

Задание 1.

Ответь на вопросы.


1. Можно ли выразить свою благодарность человеку, которого нет рядом? _____________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Подумай, как ты можешь выразить свою благодарность родителям? ________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учителям? __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Богу? ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2.

Один из самых известных русских святых – Серафим Саровский говорил своим ученикам: «Радость моя! Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи...» О каком спасении идет речь? Как ты понимаешь эти слова?


______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!